146
ОБРАЗОВАНИЕ
О
дной
из
приоритетных
задач
развития
совре
-
менной
энергетики
является
задача
обе
-
спечения
надёжности
и
эффек
-
тивности
профессиональной
дея
-
тельности
персонала
.
В
условиях
значительного
снижения
притока
квалифицированных
производ
-
ственных
кадров
в
энергетику
при
одновременном
снижении
уровня
специальной
подготовки
дополнительное
профессиональ
-
ное
образование
действующе
-
го
и
привлекаемого
персонала
становится
существенным
фак
-
тором
повышения
производи
-
тельности
труда
,
экономической
эффективности
производствен
-
ной
деятельности
и
безаварий
-
ной
работы
предприятий
.
В
дополнительном
професси
-
ональном
образовании
традици
-
онные
образовательные
техно
-
логии
успешно
интегрируются
с
новыми
технологиями
—
дистан
-
ционным
обучением
,
тренинга
-
ми
и
деловыми
играми
(
симуля
-
ции
),
обучением
действием
(
на
рабочем
месте
).
А
также
новыми
формами
обучения
,
например
с
введённой
с
сентября
2013
года
законом
об
образовании
сете
-
вой
формой
обучения
.
Одна
из
самых
серьёзных
дидактических
задач
учебного
процесса
—
перевести
получен
-
ные
знания
в
умения
,
а
затем
в
навыки
работы
в
реальных
усло
-
виях
,
довести
владение
навы
-
ками
до
необходимого
уровня
в
соответствии
с
квалификацией
.
Современные
технические
сред
-
ства
,
привнесённые
в
образо
-
вание
с
появлением
и
развити
-
ем
компьютерных
технологий
и
интернета
,
значительно
усовер
-
шенствовали
и
ускорили
процесс
формирования
навыков
.
Среди
новых
форм
обучения
можно
вы
-
делить
такие
,
как
тренажёрная
подготовка
и
её
инновационная
форма
—
дистанционная
трена
-
жёрная
подготовка
оперативного
персонала
, —
электронные
библи
-
отеки
и
интернет
-
классы
,
системы
обучения
и
контроля
по
вопросам
безопасности
производствен
-
ной
деятельности
,
программы
проверки
знаний
электрических
схем
,
другие
интернет
-
сервисы
.
С
каждым
годом
появляется
всё
больше
компьютерных
об
-
разовательных
программ
для
энергетиков
.
Но
отсутствие
еди
-
ной
информационной
базы
и
ав
-
торитетного
консолидирующего
органа
приводит
к
необходимо
-
сти
потребителям
самостоятель
-
но
разбираться
в
разрозненных
предложениях
разработчиков
программных
продуктов
и
оце
-
нивать
возможности
эффектив
-
ного
применения
их
в
обучении
.
СРО
НП
«
Межрегиональное
объ
-
единение
организаций
,
осущест
-
вляющих
деятельность
в
области
дополнительного
профессиональ
-
м
е
н
е
д
ж
м
е
н
т
менеджмент
Современные технологии
для дополнительного
образования в энергетике
Ольга ГУСЕВА,
руководитель Управления маркетинга НП «КОНЦ ЕЭС»
147
№
5 (20),
сентябрь
–
октябрь
, 2013
ного
образования
в
энергетике
»
решила
восполнить
получившийся
вакуум
и
предложила
всем
заинте
-
ресованным
организациям
принять
участие
в
конференции
«
Современ
-
ные
технологии
в
дополнительном
образовании
в
энергетике
».
По
за
-
мыслу
организаторов
,
конферен
-
ция
должна
была
стать
площадкой
для
обмена
информацией
о
новин
-
ках
технических
средств
обучения
,
объединить
разработчиков
,
образо
-
вательные
учреждения
и
энергети
-
ческие
компании
для
решения
обо
-
значенных
проблем
.
Компании
-
разработчики
про
-
граммных
продуктов
представи
-
ли
на
конференции
современные
тренажёры
,
используемые
для
под
-
готовки
персонала
в
электроэнер
-
гетике
и
других
смежных
отраслях
экономики
, — «
Модус
», «
Ретрен
»,
TWR-12, «
Финист
».
Компания
ООО
«
Вестерн
Серви
-
сез
»,
филиал
американской
WSC,
продемонстрировала
образец
тре
-
нажёра
блока
ПГУ
,
на
базе
которого
в
настоящее
время
проходят
тре
-
нажёрную
подготовку
сотрудники
Сургутской
ГРЭС
-2 (
ЭОН
).
Учебный
процесс
построен
на
основе
дис
-
танционных
технологий
.
Представитель
компании
ЗАО
«
Тренажёры
для
электростанций
»
рассказал
о
дистанционной
трена
-
жёрной
подготовке
персонала
гене
-
рирующих
компаний
.
Показательно
,
что
только
в
этом
году
на
базе
их
про
-
граммных
продуктов
прошли
обуче
-
ние
сотни
сотрудников
ТЭС
в
рамках
подготовки
к
Всероссийским
сорев
-
нованиям
оперативного
персонала
ТЭС
.
Процесс
обучения
построен
по
принципу
от
изучения
физических
основ
технологических
процессов
к
изучению
систем
управления
техно
-
логическими
процессами
электро
-
станций
и
углублению
знаний
по
пра
-
вилам
безопасного
ведения
работ
и
отработке
полученных
знаний
на
тренажёрах
,
моделирующих
техноло
-
гические
процессы
конкретной
стан
-
ции
и
позволяющих
имитировать
по
-
ведение
различного
оборудования
и
систем
станций
в
штатных
и
возмож
-
ных
нештатных
ситуациях
.
ЗАО
«
Интеравтоматика
»
проде
-
монстрировало
другой
подход
к
соз
-
данию
тренажёров
.
Компания
«
сты
-
кует
»
логико
-
динамическую
модель
тренажёра
с
настоящей
системой
АСУТП
.
Это
позволяет
отрабатывать
алгоритмы
АСУТП
,
обучать
персонал
цехов
ТАИ
и
АСУТП
.
Представили
свои
разработ
-
ки
компании
,
сотрудничающие
с
Концерном
Росэнергоатом
—
ООО
«
ИТТС
» (
г
.
Сосновый
Бор
)
и
ЭНИМЦ
«
Моделирующие
системы
» (
г
.
Об
-
нинск
).
Тренажёры
этих
компаний
соответствуют
жёстким
стандартам
Росатома
.
Интересные
разработки
проде
-
монстрировали
компании
-
разработ
-
чики
неэнергетического
профиля
—
Sike (
г
.
Магнитогорск
),
РосПолиТех
-
Софт
(
г
.
Санкт
-
Петербург
),
ЦНИИ
«
Центрпрограммсистем
» (
г
.
Тверь
),
Термика
Плюс
(
г
.
Москва
)
и
другие
.
С
помощью
оригинальной
раз
-
работки
ООО
«
Триеру
» (
г
.
Москва
)
можно
обучать
и
проверять
знания
персонала
в
области
технологиче
-
ских
схем
.
Программа
применима
для
любых
предприятий
—
как
для
электрических
сетей
,
так
и
для
элек
-
тростанций
и
тепловых
сетей
.
Учреждения
образования
рас
-
сказали
о
применении
современ
-
ных
образовательных
технологий
.
Так
,
Корпоративный
энергетический
университет
последние
годы
активно
использует
целый
ряд
инновацион
-
ных
технических
средств
.
Фокусом
при
оказании
услуг
для
них
являет
-
ся
не
просто
использование
новых
технических
средств
,
а
качество
обучения
.
Диапазон
оказываемых
услуг
охватывает
очное
обучение
в
аудиториях
КЭУ
с
использованием
элементов
электронного
обучения
;
систему
Интернет
-
класс
—
это
обуче
-
ние
в
режиме
online
на
всей
терри
-
тории
России
непосредственно
на
рабочих
местах
слушателей
;
систему
дистанционного
обучения
;
систему
телеобучения
,
которая
объединяет
корпоративный
и
региональные
цен
-
тры
сетью
видеоконференцсвязи
,
позволяющей
проводить
учебные
мероприятия
в
режиме
online;
тре
-
нажёры
и
имитационные
модели
,
развивающие
у
слушателей
прак
-
тические
навыки
моделирования
сложных
технических
и
технологиче
-
ских
процессов
.
Представитель
кафедры
управ
-
ления
человеческими
ресурсами
в
энергетике
ПЭИПК
рассказала
о
стартовавшем
проекте
дистанцион
-
ного
обучения
мастеров
электриче
-
ских
сетей
под
названием
«
Школа
начальников
РЭС
».
Конференция
прошла
в
друже
-
ственной
и
конструктивной
атмос
-
фере
.
Участники
отметили
важность
мероприятия
для
всех
заинтересо
-
ванных
сторон
и
выступили
с
пред
-
ложением
о
проведении
подобных
мероприятий
на
регулярной
основе
.
Важным
элементом
в
оказании
об
-
разовательных
услуг
также
является
сертификация
технических
средств
.
В
решении
конференции
было
от
-
мечено
,
что
для
качественного
про
-
ведения
обучения
с
использовани
-
ем
новейших
технологий
следует
«
признать
целесообразным
про
-
ведение
добровольной
сертифика
-
ции
технических
средств
обучения
(
тренажёров
,
АУК
,
АОС
и
т
.
д
.)
в
соот
-
ветствии
с
РД
153-34.0-12.305-99
«
Нормы
годности
программных
средств
подготовки
персонала
энергетики
»
до
принятия
иных
нор
-
мативных
документов
.
В
дальней
-
шем
такой
площадкой
может
стать
СРО
НП
«
ОДПО
».
147
111250,
г
.
Москва
,
ул
.
Красноказарменная
,
д
. 13,
кор
.
П
Тел
./
факс
: +7 (495) 726-5130
Е
-mail: [email protected]
www.sro-odpo.ru
Оригинал статьи: Современные технологии для дополнительного образования в энергетике
Одной из приоритетных задач развития современной энергетики является задача обеспечения надёжности и эффективности профессиональной деятельности персонала. В условиях значительного снижения притока квалифицированных производственных кадров в энергетику при одновременном снижении уровня специальной подготовки дополнительное профессиональное образование действующего и привлекаемого персонала становится существенным фактором повышения производительности труда, экономической эффективности производственной деятельности и безаварийной работы предприятий.