«КАБЕЛЬ-news», август 2010
30
Актуально
Общеизвестно, что на любом пред-
приятии нефтегазодобывающей или
перерабатывающей отрасли, перека-
чивающих станциях, на терминалах
по хранению и перевалке нефтепро-
дуктов, а также на предприятиях хими-
ческой и тяжелой промышленности и
объектах инфраструктуры построено
и эксплуатируется, зачастую в слож-
ных климатических и коррозионно-
агрессивных атмосферных условиях,
огромное количество кабельных эста-
кад.
Также не является секретом и тот
факт, что и до настоящего времени
проектируются и строятся так называ-
емые серийные кабельные эстакады,
сконструированные еще в середине
прошлого века в эпоху плановой эко-
номики и единственной существовав-
шей тогда в CCCP формы собствен-
ности на средства производства — го-
сударственной. В те, еще относитель-
но недалекие, годы все затраты на
строительство закладывались в ти-
повые сметы по не меняющимся де-
сятилетиями расценкам на материа-
лы и строительно-монтажные рабо-
ты. В условиях отсутствия свободной
конкуренции на закрытом внутреннем
рынке, недостатка информации о со-
временных мировых тенденциях в про-
ектировании и технических разработ-
ках, голова руководителей государ-
ственных предприятий не слишком
была занята мыслями о снижении за-
трат на строительство, об экономии
материалов и электроэнергии, по-
скольку финансовые результаты рабо-
ты предприятия в условиях плановой
экономики и отсутствия других форм
собственности кроме государствен-
ной, были во многом предопределены
Госпланом на пятилетку вперед.
В наши дни, когда большинство
предприятий находится в частной или
акционерной собственности, а цено-
образование на основные материаль-
ные и трудовые ресурсы определяют-
ся свободным рынком и жесткой кон-
куренцией, эффективность затрат на
строительство и долговременную экс-
плуатацию предприятий является клю-
чом к успеху. Топ-менеджеры пред-
приятий сегодня напрямую заинтере-
сованы в использовании ресурсосбе-
регающих технологий и современных
проектных решениях, поскольку все
чаще инвесторами и руководителями в
расчет принимается полная стоимость
проекта в течение расчетного срока
эксплуатации объекта с учетом экс-
плуатационных затрат на ремонтно-
восстановительные работы.
Основными недостатками эксплуа-
тируемых сегодня кабельных эстакад
является высокая материалоемкость
и трудоемкость монтажа, широкое ис-
пользование операций резки и сварки
и металлических конструкций, исполь-
зуемых в качестве несущих элемен-
тов эстакад, а также их небольшая ка-
бельная емкость, обусловленная огра-
ниченностью ассортимента кабельных
конструкций, монтируемых на гори-
зонтальных прогонах кабельных эста-
кад. При этом в качестве вертикаль-
ных опор используются либо металли-
ческие трубы, зачастую даже бывшие
в употреблении, либо массивные дву-
тавровые балки и швеллеры, либо бе-
СОВРЕМЕННЫЕ КАБЕЛЬНЫЕ ЭСТАКАДЫ
ОТ SCHNEIDER ELECTRIC
ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ÝÑÒÀÊÀÄÛ
Дмитрий Скворцов
, руководитель отдела
по работе с ключевыми клиентами
в области распределительных сетей
и городского электроснабжения
«КАБЕЛЬ-news», август 2010
31
Актуально
тонные столбы с металлическими за-
кладными элементами.
В качестве кабельных конструкций
в основном применяются оцинкован-
ные стойки с фиксированными по рас-
стоянию отверстиями для установки
полок и сами полки, как правило, ши-
риной 400 мм, устанавливаемые в не-
сколько ярусов на стойках, приварен-
ных скобами к горизонтальным прого-
нам из швеллера с шагом, не превы-
шающим 0,8-1,0 метра. Из-за неболь-
шой кабельной емкости, многоярус-
ные эстакады на энергоемких произ-
водствах в большинстве случаев стоят
перегруженными, что приводит к обру-
шению кабельных полок, обладающих
небольшой стойкостью к нагрузкам из-
за конструктивного исполнения, а ин-
тенсивная коррозия только ускоряет
этот процесс, приводя к ослаблению
конструкции из-за эрозии металла.
Места на полках для дополнительной
прокладки кабелей в процессе эксплу-
атации эстакад зачастую не хватает.
Атмосферная коррозия — главный
враг металла. Места приваривания
оцинкованных стоек к горизонталь-
ным прогонам, а также несущие ме-
таллоконструкции эстакад, подверга-
емые интенсивной коррозии под воз-
действием агрессивных веществ в
окружающей атмосфере, требуют пе-
риодической окраски защитными ла-
кокрасочными покрытиями, что в про-
цессе многолетней эксплуатации при-
водит к существенным затратам, зача-
стую не принимаемым во внимание в
процессе принятия решения о типе ка-
бельной эстакады для строительства.
Кроме того, необходимость регуляр-
ного восстановления в процессе экс-
плуатации защитных лакокрасочных
покрытий требует соблюдения опре-
деленной технологии окраски для обе-
спечения ее долговечности (удаление
старой краски, грунтование, выдержи-
вание в течение необходимого време-
ни перед нанесением основного слоя
краски), чего сложно добиться на объ-
екте вне заводских условий.
Другой, наиболее существенной
статьей затрат, является строитель-
ство железобетонных фундаментов
под опоры кабельной эстакады. При
этом для установки промежуточных и
анкерных опор совмещенных эстакад
требуется от двух до четырех фунда-
ментов, а сметная стоимость строи-
тельства одного кубометра железо-
бетонного фундамента эстакад мо-
жет достигать 25-30 тыс. рублей, что
на многокилометровых эстакадах со-
ставляет наиболее значительную сум-
му в сравнении с затратами на сами
металлоконструкции.
Третьей существенной статьей за-
трат при строительстве кабельных
эстакад является аренда экскаватор-
ной и бульдозерной техники для зем-
ляных работ и грузоподъемных меха-
низмов для подъема металлоконструк-
ций на высоту установки.
Четвертой значительной статьей
расходов является доставка автомо-
бильным транспортом большого коли-
чества металлоконструкций, особенно
на удаленные объекты в регионы За-
падной и Восточной Сибири, Крайнего
Севера и Дальнего Востока, где, зача-
стую, доставка происходит в условиях
полнейшего бездорожья из-за отсут-
ствия твердых дорожных покрытий и
альтернативных способов доставки
железнодорожным или морским путем.
Существует еще одна проблема —
дефицит квалифицированного персо-
нала. Долговременная вахтовая рабо-
та бригад квалифицированных свар-
щиков и монтажников в удаленных ре-
гионах, необходимость создания им
условий для работы и проживания так-
же стоит больших денег. Кроме того,
при проведении сварочных и монтаж-
ных работ на высоте при монтаже ме-
таллоконструкций всегда существу-
ет проблема обеспечения безопасно-
сти работ и оказания экстренной ме-
дицинской помощи в случае падения
человека с высоты.
Из вышесказанного очевидно, что
проблема экономии ресурсов на каж-
дом из этапов строительства кабель-
ных эстакад давно назрела.
Принципиальным отличием совре-
менных кабельных эстакад, разра-
ботанных в начале XXI века на осно-
вании продукции, выпускаемой заво-
дом WIBE в Швеции, принадлежащим
Schneider Electric, является экономия
ресурсов на всех вышеозначенных
участках работ по их строительству.
Кстати, конструкция кабельных эста-
кад, спроектированных на WIBE, не
имеет аналогов, и заявка на патенто-
вание конструкции в качестве изобре-
тения была зарегистрирована Роспа-
тентом в ноябре 2009 года.
Так, главным и принципиальным от-
личием современных кабельных эста-
кад, строящихся из стандартных сек-
ций мачт связи, используемых в ка-
честве вертикальных опор и горизон-
тальных прогонов эстакад и кабельных
конструкций, оцинкованных методом
горячего погружения, является то, что
строительство осуществляется без ис-
пользования операций сварки и резки,
а также то, что сборка горизонтальных
прогонов кабельных эстакад осущест-
вляется на земле непосредственно
около фундаментов эстакады и един-
ственным инструментом, необходимым
для монтажа, является гаечный ключ.
Одним из основных конструктив-
ных преимуществ кабельных эстакад
Schneider Electric является то, что за
счет использования в качестве верти-
кальных опор и горизонтальных про-
гонов легких пространственных раз-
борных ферм треугольного сечения,
ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ÝÑÒÀÊÀÄÛ
«КАБЕЛЬ-news», август 2010
32
Актуально
состоящих из горячеоцинкованных
труб, обладающих небольшой массой
при высокой несущей способности, а
также кабельных лестниц, позволяю-
щих монтировать стойки на горизон-
тальных прогонах с шагом от 3 м до
6 м в зависимости от типа кабельных
лестниц, можно значительно ускорить
и облегчить процесс строительства
эстакады, одновременно увеличив га-
рантированный срок ее службы.
При этом, в зависимости от кабель-
ной нагрузки и внешних воздействий
расстояние между опорами эстака-
ды может составлять до 24 метров,
что позволяет значительно уменьшить
количество фундаментов под опоры
эстакады, а значит и удешевить стои-
мость проекта за счет существенного
уменьшения объема общестроитель-
ных работ.
Что касается снижения затрат на
транспортировку металлоконструк-
ций, то в один стандартный 13-метро-
вый трейлер входит 240 погонных ме-
тров горизонтальных прогонов ка-
бельной эстакады, при этом масса ме-
таллоконструкций в трейлере состав-
ляет всего 13,8 т, что дает большую
экономию при перевозках в условиях
бездорожья и на большие расстояния.
При этом упаковка деталей эстакады
исключает повреждение самих изде-
лий и защитного цинкового покрытия
в процессе транспортировки до места
назначения.
За счет использования кабельных
лестниц шириной до 600 мм и дли-
ной 6000 мм значительно увеличивает-
ся кабельная емкость эстакады, ско-
рость монтажа кабельных конструк-
ций, а также улучшаются условия для
прокладки и крепления кабелей, в том
числе и гибких, слаботочных кабелей,
которые невозможно прокладывать по
полкам, устанавливаемым с шагом в 1
метр.
На кабельные лестницы можно
устанавливать съемные кабельные ро-
лики, при помощи которых допуска-
ется протягивать по эстакаде высо-
ковольтные кабели наружным диаме-
тром до 70 мм.
Все элементы системы кабельных
лестниц и кабельных лотков, монтиру-
емых на эстакадах, соответствуют об-
щим техническим требованиям и ме-
тодам испытаний, изложенным в но-
вом национальном стандарте ГОСТ Р
52868-2007 (МЭК 61537-2006) в части
безопасных рабочих нагрузок и клас-
сификации по коррозионной защите.
Кабельные эстакады при уменьше-
нии расстояния между опорами до 15
метров могут стать совмещенными и
нести, помимо кабелей, также и раз-
личные трубопроводы, например те-
плоснабжения, диаметром до 219 мм.
Еще одним важным отличием ка-
бельных эстакад Schneider Electric
от повсеместно применяемых в Рос-
сии является то, что при одном и том
же конструктивном исполнении, ка-
бельные эстакады могут быть как не-
проходными необслуживаемыми, так
и проходными обслуживаемыми. При
этом, увеличения габаритных разме-
ров опор эстакады, которая равна все-
го 1 м по ширине ее фундамента, не
происходит, в то время как промежу-
точные или анкерные опоры серийной
совмещенной эстакады имеют ширину
2,4 м и от двух до четырех фундамен-
тов под опоры вместо одного.
За счет использования только бол-
товых соединений в конструкции эста-
кад Schneider Electric, при необходи-
мости построения эстакад на объек-
тах, запитываемых по временной схе-
ме электроснабжения, их легко мож-
но разбирать и перевозить на другой
объект с последующей сборкой без
поставки дополнительных конструк-
тивных элементов.
Немаловажной конструктивной
особенностью кабельных эстакад
Schneider Electric является то, что
за счет использования хомутов для
скользящего крепления горизонталь-
ных прогонов, а также болтовых сое-
динений в овальных отверстиях стоек
под установку кабельных конструкций
и безвинтовых соединений кабельных
лестниц, в местах соединения элемен-
тов эстакады исключается возникнове-
ние деформирующих конструкцию на-
пряжений при перепадах температур, а
конструкция переходных элементов на
вершинах вертикальных опор позволя-
ет компенсировать возможные неточ-
ности, допущенные при строительстве
фундаментов под опоры.
Верхняя установочная рама для го-
ризонтальных прогонов может регу-
лироваться по вертикали за счет ис-
пользования резьбовых шпилек и кон-
трящих гаек, компенсируя возможную
неточность установки фундаментов
по высоте или недостаточную высоту
фундаментных болтов.
В конструкции кабельной эстака-
ды Schneider Electric также предусмо-
трены переходные элементы, посред-
ством которых горизонтальные прого-
ны могут быть установлены с поворо-
том эстакады на фиксированный угол
в 90° или 120° или на любой другой
произвольный угол к продольной оси
эстакады. Также предусмотрены пере-
ходные элементы для ее подъема или
ее опускания по высоте и образова-
ния Т- и Х-образных отводов эстакады
под прямым углом.
Установочно-дренажные диски на
фундаментных болтах, на которые уста-
навливаются вертикальные опоры эста-
кады, выполнены с дренажными канав-
ками для удаления дождевой влаги и
конденсата из внутренних полостей не-
сущих труб секций вертикальных опор,
что увеличивает срок их службы.
ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ÝÑÒÀÊÀÄÛ
«КАБЕЛЬ-news», август 2010
33
Актуально
При использовании совмещенных
эстакад, поперечные траверсы для
монтажа опор трубопроводов устанав-
ливаются на горизонтальных прогонах
при помощи хомутов из нержавеющей
стали, а площадки под скользящие
опоры трубопроводов являются съем-
ными. При этом на одной траверсе мо-
гут устанавливаться универсальные
площадки под опоры трубопроводов
разного диаметра, что позволяет ми-
нимизировать ассортимент применяе-
мых траверс.
Немаловажным фактором надеж-
ности и долговечности эстакады явля-
ется качество используемых крепеж-
ных элементов. Так все болтовые пары
класса прочности 8.8 имеют горяче-
оцинкованное исполнение.
Ну и последнее преимущество. Ка-
бельные эстакады Schneider Electric
любой конфигурации проектируют-
ся в течение 3-5 рабочих дней с ис-
пользованием блоков чертежей де-
талей и узлов, созданных в AutoCAD,
при этом в комплекте чертежей разра-
батываются детальные монтажные ин-
струкции, показывающие в масштабе
1:1 все применяемые монтажные ре-
шения, что является реальным под-
спорьем монтажникам при монтаже
кабельных конструкций, а также опу-
сков и отводов от эстакады с вводами
в здания и сооружения.
В заключение необходимо свести
воедино основные очевидные пре-
имущества современных кабельных
эстакад, разработанных в Schneider
Electric:
•
Кабельные и совмещенные
эстакады Schneider Electric состоят из
унифицированных, серийно выпускае-
мых элементов. В результате не толь-
ко ускоряется и удешевляется строи-
тельство эстакады, но и увеличивает-
ся ее надежность, долговечность и ре-
монтопригодность.
• Соответствие кабельных кон-
струкций требованиям нового наци-
онального стандарта ГОСТ Р 52868-
2007 (МЭК 61537-2006).
• Аттестация кабельных конструк-
ций в Ростехнадхоре, АК «Транс-
нефть», типовое освидетельствова-
ние Российским Морским Регистром
Судоходства, испытания на предел ог-
нестойкости 1,5 часа, электродинами-
ческий удар от токов короткого замы-
кания 140 кА.
• Быстрое и детальное проекти-
рование в AutoCAD с использовани-
ем блочных узлов — повышение ка-
чества проектирования и нагляд-
ность проектных решений для мон-
тажников.
• Короткие сроки поставки.
• Сборка горизонтальных про-
летов на земле — большая безопас-
ность персонала при монтаже и ми-
нимальное использование подъемных
механизмов, что ведет к снижению
стоимости монтажных работ.
• Возможность регулировки поло-
жения опор и пролетов по высоте и в
горизонтальной плоскости.
• Отсутствие необходимости рез-
ки стальных профилей в размер на
стройплощадке.
• Полное отсутствие сварки при
монтаже — не требуются квалифици-
рованные сварщики и контроль каче-
ства сварных швов, а также последую-
щая антикоррозионная окраска эста-
кады.
• Надежная коррозионная защи-
та. Минимальная толщина защитного
цинкового слоя 70 микрон для кабель-
ных конструкций и 115 микрон для
опор и прогонов эстакады.
• Большая кабельная емкость
эстакады за счет использования ка-
бельных лестниц шириной до 600 мм
при более надежном креплении
кабелей.
• Возможность совместной про-
кладки по кабельным лестницам гиб-
ких слаботочных кабелей и высоко-
вольтных кабелей напряжением до
110 кВ.
• Возможность совместной про-
кладки с кабелем труб различного
назначения наружным диаметром до
Ø
219 мм.
• Использование кабельных ро-
ликов для легкой протяжки по эстака-
де кабелей до
Ø
70 мм.
• Малый собственный вес эста-
кады — облегченные фундаменты под
опоры и, следовательно, экономия бе-
тона и арматуры.
• Горизонтальные пролеты до
24 м — меньше объем земляных и
строительно-монтажных работ.
• Компактная транспортная упа-
ковка — дешевле доставка до уда-
ленных объектов и меньший объем
погрузочно-разгрузочных работ.
• Надежная упаковка — отсут-
ствие нарушений цинкового покрытия
и повреждений деталей при транспор-
тировке, особенно на дальние рассто-
яния и регионы с затрудненной прохо-
димостью для автотранспорта.
• Эффективная транспортиров-
ка — до 240 м конструкций горизон-
тальных прогонов в одном 13-метро-
вом трейлере.
• Полная техническая поддержка
ЗАО «Шнейдер Электрик» при проек-
тировании.
• Возможность
шеф-монтажа.
• Отличное соотношение «цена-
качество».
ÊÀÁÅËÜÍÛÅ ÝÑÒÀÊÀÄÛ
Тел.: (495) 797-32-32
Тел.: 8-800-200-64-46
(по России бесплатно)
Факс: (495) 797-40-04
www.schneider-electric.ru
Оригинал статьи: Современные кабельные эстакады от Schneider Electric
Основные очевидные преимущества современных кабельных эстакад, разработанных в Schneider Electric. Проблема экономии ресурсов на каждом из этапов строительства кабельных эстакад.