28
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(26),
сентябрь
2022
В
статье
рассказывается
о
современном
учебном
комплек
-
се
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
».
Полигоны
и
корпуса
,
уком
-
плектованные
современным
энергетическим
оборудовани
-
ем
,
которые
позволяют
тысячам
специалистов
повысить
свою
квалификацию
.
Обучение
дает
работникам
электросе
-
тевых
компаний
комплекс
знаний
и
навыков
,
необходимых
для
участия
в
переходе
энергетики
к
новому
технологическо
-
му
укладу
.
Сам
процесс
обучения
построен
с
использовани
-
ем
современных
методик
,
наибольшее
внимание
уделяется
выполнению
практических
заданий
,
а
программы
обучения
адаптированы
под
потребности
электросетевого
комплекса
.
Современное
энергетическое
оборудование
в
обучении
и
подготовке
квалифицированного
персонала
в
условиях
цифровой
трансформации
Виктор
КАТЕНЕВ
,
начальник
Учебного
комплекса
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
Алексей
СЫСОЕВ
,
главный
специалист
отдела
по
управлению
НИОКР
и
инновациям
Департамента
технологического
развития
и
инноваций
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
Инструменты
обучения
МАТЕРИАЛЬНО
-
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОСНАЩЕНИЕ
УЧЕБНОГО
КОМПЛЕКСА
И
ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВКИ
ПЕРСОНАЛА
Учебный
комплекс
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
расположен
в
поселке
Терволово
Гатчин
-
ского
муниципального
района
Ленинградской
области
и
является
передовым
в
электро
-
энергетической
отрасли
.
Отличная
техническая
оснащенность
и
передовые
методы
обучения
помогают
решать
главную
задачу
—
обеспечение
электросетевого
комплекса
квалифицированными
кадрами
.
Не
менее
ответственная
миссия
—
помощь
энергетикам
в
развитии
компетенций
и
адаптации
к
изменениям
в
отрасли
.
Учебный
комплекс
изначально
создавался
по
самым
высоким
стандартам
.
С
мо
-
мента
открытия
в
конце
2014
года
и
до
настоящего
времени
он
остается
одной
из
самых
современных
площадок
для
обучения
и
переподготовки
электротехнического
персонала
электросетей
(
рисунок
1).
Сегодня
на
площади
в
4
гектара
разместились
:
–
силовой
трансформатор
110/35/10
кВ
,
мощностью
40
МВА
;
–
открытое
распределительное
устройство
110
кВ
,
выполненное
по
схеме
110-5
Н
с
пятью
выключателями
,
с
переходом
к
схеме
«
Одна
секционированная
выключателем
29
система
шин
» (
на
базе
КТПБ
типа
ПРБМ
«
Исеть
» 110
кВ
(
УК
«
ЭнТерра
»)
с
ячейками
типа
LTB Compact 145,
выключателями
ВГТ
110
и
ВЭБ
110 («
УЭТМ
»),
ячейками
110
кВ
типа
PASS MO-145);
–
закрытое
распределительное
устройство
35
кВ
(
произ
-
водства
ООО
«
Мосэлектрощит
»);
–
распределительное
устройство
10
кВ
(
производства
ООО
«
Мосэлектрощит
»);
–
КРУН
-10
кВ
(
производства
ООО
«
Мосэлектрощит
»);
–
БКТП
10/0,4
кВ
(
ячейки
10
кВ
выполнены
на
базе
блоков
РЗиА
АО
«
Радиус
автоматика
»,
ячейки
0,4
кВ
на
базе
выключателей
Schneider Electric,
шкаф
АСУ
на
базе
контроллеров
Simatic S7);
–
учебно
-
тренировочный
полигон
распределительной
сети
10(6)–0,4
кВ
(
включает
в
себя
комплектные
транс
-
форматорные
подстанции
КТП
-10/0,4
тупикового
типа
мощностью
40, 160, 250, 400
кВА
,
присоединенные
к
сети
10
кВ
с
помощью
ВЛ
10
кВ
,
ВЛЗ
10
кВ
,
к
сети
0,4
кВ
—
ВЛИ
0,4
кВ
,
выполненных
современным
самонесущим
изолированным
проводом
СИП
);
–
учебно
-
тренировочный
полигон
ВЛ
35–10
кВ
(
включает
в
себя
одноцепные
отходящие
ВЛ
35–10
кВ
с
промежу
-
точными
,
анкерными
,
угловыми
и
концевыми
опорами
,
кабельными
линиями
10
кВ
,
а
также
реклоузерами
35
кВ
и
10
кВ
производства
ООО
«
Таврида
Электрик
»);
–
учебно
-
тренировочный
полигон
ВЛ
110–10
кВ
(
включает
в
себя
воздушные
линии
110
кВ
и
10
кВ
с
применением
различных
типов
опор
и
изоляторов
);
–
общеподстанционный
пункт
управления
;
–
учебный
корпус
№
1
со
специализированными
классами
;
–
учебный
корпус
№
2
с
сетевым
оборудованием
;
–
многофункциональный
выставочный
ангар
.
В
образовательном
центре
установлен
весь
спектр
первичного
технологического
оборудования
,
применяю
-
щегося
в
сетях
передачи
и
распределения
электроэнер
-
гии
класса
напряжения
0,4–110
кВ
.
В
общеподстанционном
пункте
управления
собрана
широкая
номенклатура
оборудования
,
позволяющая
про
-
водить
обучение
на
всех
вторичных
системах
высоко
-
вольтных
подстанций
6/10–110
кВ
и
распределительной
сети
различных
производителей
:
–
щит
управления
(
рисунок
2);
Рис
. 1.
Панорамный
вид
на
учебный
комплекс
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
Рис
. 2.
Щит
управления
30
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(26),
сентябрь
2022
–
шкаф
центральной
сигнализации
(
на
базе
блоков
БМЦС
-40
НТЦ
«
Механотроника
»);
–
шкафы
Основной
/
Резервной
защиты
трансформато
-
ра
110–220
кВ
(
на
базе
блоков
ТОР
-300
ООО
«
Реле
-
матика
»);
–
шкаф
основных
защит
линии
110
кВ
;
–
шкаф
защиты
и
автоматики
присоединений
6–35
кВ
;
–
шкаф
ОМП
(
на
базе
устройств
ОМП
АО
«
Радиус
автоматика
»,
НПП
«
Бреслер
»,
ООО
«
Релематика
»);
–
шкаф
частотной
разгрузки
(
на
базе
блоков
БРЧН
-100
НТЦ
«
Механотроника
»);
–
шкаф
регистрации
аварийных
событий
(
на
базе
РАС
«
Парма
»);
–
шкаф
дифференциальной
защиты
шин
110
кВ
;
–
шкаф
управления
РПН
(
на
базе
блоков
НПП
«
ЭКРА
»
и
АО
«
Радиус
автоматика
»);
–
шкаф
резервных
защит
ВЛ
110
кВ
и
АУВ
110
кВ
;
–
шкаф
основных
защит
трансформатора
110–220
кВ
;
–
шкаф
питания
оперативной
блокировки
;
–
щит
собственных
нужд
(
рисунок
3);
–
шкаф
СОПТ
;
–
шкаф
учета
электрической
энергии
;
–
шкаф
сопряжения
с
объектом
;
–
серверная
с
АРМ
диспетчера
на
базе
SCADA.
Все
электрооборудование
является
разработками
передовых
заводов
последнего
поколения
,
которое
дает
возможность
отрабатывать
навыки
специалистов
в
условиях
,
приближенных
к
реальным
,
выполнять
под
-
готовку
и
переподготовку
специалистов
любых
электро
-
технических
специальностей
.
Помимо
этого
,
в
учебном
комплексе
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
обустроены
две
учебные
лаборатории
для
проведения
теоретических
занятий
и
практической
под
-
готовки
по
компетенциям
высокоавтоматизированных
подстанций
.
В
данных
лабораториях
представлены
устройства
,
применяемые
на
высокоавтоматизирован
-
ных
(
цифровых
)
подстанциях
второй
и
третьей
архитек
-
туры
,
что
позволяет
обучающимся
изучить
особенности
всех
коммутационных
протоколов
,
описанных
в
серии
стандартов
МЭК
61850.
Лаборатории
оснащены
устрой
-
ствами
различных
производителей
—
лидеров
в
обла
-
сти
цифровых
технологий
для
объектов
электроэнер
-
гетики
.
Для
проведения
Межрегиональных
соревнований
профессионального
мастерства
персонала
по
обслу
-
живанию
устройств
РЗА
и
АСУТП
,
которые
состоялись
в
сентябре
2021
года
,
была
разработана
модель
,
ими
-
тирующая
работу
высокоавтоматизированной
подстан
-
ции
,
которая
стала
успешно
применяться
в
образова
-
тельном
процессе
и
после
проведения
соревнований
.
Модель
создана
на
учебном
полигоне
с
использованием
оборудования
9
компаний
-
производителей
.
Терминалы
РЗА
,
шкафы
автоматизации
,
преобразователи
дискрет
-
ных
и
аналоговых
сигналов
,
серверы
времени
,
сете
-
вые
коммутаторы
,
программное
обеспечение
,
включая
элементы
САПР
для
разработки
проектов
высокоавто
-
матизированных
подстанций
,
предоставили
ведущие
компании
из
Екатеринбурга
,
Москвы
,
Санкт
-
Петербурга
,
Чебоксар
.
Комплекс
оснащен
современным
телекоммуника
-
ционным
оборудованием
,
оргтехникой
,
системами
ау
-
дио
-
и
видеосопровождения
.
На
территории
комплекса
организована
сеть
Wi-Fi,
обеспечен
доступ
в
Интернет
на
скорости
до
1
Гбит
/
сек
.
Организованная
на
террито
-
рии
комплекса
сеть
технологического
видеонаблюде
-
ния
поз
воляет
удаленно
контролировать
проводимые
практические
занятия
и
посредством
системы
ГГС
пре
-
подаватель
/
наставник
может
удаленно
корректировать
работу
учащихся
.
На
базе
солидного
материально
-
технического
осна
-
щения
в
учебном
комплексе
разработан
широкий
пере
-
чень
учебных
программ
,
рассчитанных
на
разный
объем
теоретических
и
практических
занятий
и
охватывающих
все
сферы
деятельности
обслуживающего
электросе
-
тевой
комплекс
персонала
,
в
том
числе
:
–
оперативно
-
диспетчерское
управление
сетями
0,4–
110
кВ
;
–
оперативное
обслуживание
и
эксплуатация
энерге
-
тического
оборудования
ПС
35–110
кВ
;
–
основы
техники
и
эксплуатации
релейной
защиты
и
автоматики
;
–
оперативное
обслуживание
,
эксплуатация
и
ремонт
энергетического
оборудования
распределительных
сетей
;
–
диагностика
объектов
энергетики
;
Рис
. 3.
Щит
собственных
нужд
Инструменты
обучения
31
–
безопасное
выполнение
работ
по
ремонту
оборудо
-
вания
распределительных
устройств
;
–
оказание
первой
помощи
пострадавшим
;
–
подготовка
и
выполнение
работ
по
техническому
обслуживанию
и
ремонту
воздушных
линий
электро
-
передачи
;
–
обслуживание
,
эксплуатация
и
ремонт
распредели
-
тельных
сетей
и
кабельных
линий
0,4–20
кВ
;
–
системы
учета
электрической
энергии
;
–
программы
по
цифровой
трансформации
.
Ряд
программ
в
силу
специфики
электросетевой
отрасли
имеют
особую
популярность
и
неизменно
получают
отлич
-
ные
отзывы
учащихся
и
их
работо
дателей
:
–
программа
по
безопасным
методам
и
приемам
про
-
изводства
работ
на
высоте
,
разработанная
с
учетом
специфики
объектов
электроэнергетики
;
–
практика
работы
на
ВЛ
под
напряжением
;
–
установка
интеллектуальных
систем
учета
(
в
связи
с
принятием
программы
ПАО
«
Россети
»
по
внедре
-
нию
умных
счетчиков
электрической
энергии
,
спрос
на
эту
программу
особенно
велик
).
Ежегодно
в
учебном
центре
тысячи
человек
полу
-
чают
дополнительное
профессиональное
образование
,
участвуют
в
соревнованиях
,
выставках
и
конференци
-
ях
.
Так
,
в
2021
году
,
несмотря
на
действующие
в
регионе
ограничения
,
в
учебном
центре
прошли
обучение
более
3000
специалистов
из
различных
субъектов
Российской
Федерации
.
Среди
наиболее
перспективных
направлений
все
большую
популярность
набирают
программы
,
связан
-
ные
с
работой
высокоавтоматизированных
подстанций
.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
И
КАДРЫ
:
ВРЕМЯ
ТРАНСФОРМАЦИИ
Исторически
энергетический
сектор
—
один
из
пионе
-
ров
внедрения
цифровых
технологий
[1].
Основы
их
применения
в
электрических
сетях
России
были
зало
-
жены
еще
в
середине
ХХ
века
[2].
Цифровизация
—
ин
-
струмент
,
позволяющий
управлять
жизненным
циклом
оборудования
,
снижать
затраты
энергокомпании
,
повы
-
шать
качество
электроснабжения
.
В
рамках
принятой
в
ГК
«
Россети
»
концепции
«
Цифровая
трансформация
2030»
интеллектуальными
цифровыми
системами
осна
-
щаются
все
строящиеся
и
реконструируемые
электро
-
сетевые
объекты
компании
.
С
учетом
реализации
концепции
«
Цифровая
трансфор
-
мация
2030»,
предполагающей
перевод
системы
управ
-
ления
значительного
количества
подстанций
110
кВ
на
цифровую
архитектуру
,
спрос
на
специалистов
,
способных
работать
с
высокоавтоматизированными
подстанциями
и
цифровым
оборудованием
,
будет
неуклонно
расти
.
В
связи
с
технологическими
изменениями
обо
-
рудования
электроэнергетического
сектора
перед
специалистами
учебного
комплекса
появляются
но
-
вые
задачи
адаптации
программ
обучения
к
реалиям
трансформирующейся
отрасли
.
Внедрение
цифровых
технологий
неизбежно
приводит
к
пересечению
функ
-
ционала
специалистов
различных
направлений
,
что
,
в
свою
очередь
,
ставит
вопрос
«
Какими
знаниями
и
навыками
должен
обладать
обслуживающий
пер
-
сонал
?»
Кроме
того
,
с
появлением
новых
технологий
появи
-
лась
потребность
в
кадрах
,
обладающих
новыми
знани
-
ями
,
ранее
не
требующимися
:
–
технология
больших
данных
(Big Dat
а
) —
высоко
-
автоматизированные
электросетевые
сооружения
генерируют
большой
поток
данных
,
анализ
которых
позволяет
оптимизировать
технические
параметры
и
рабочие
процессы
(
соответственно
,
требуются
инженеры
-
энергетики
для
работы
с
большими
дан
-
ными
);
–
защита
сетей
передачи
данных
и
оптических
линий
связи
.
В
настоящее
время
в
учебном
комплексе
ПАО
«
Рос
-
сети
Ленэнерго
»
разработаны
в
соответствии
с
те
-
кущими
потребностями
электросетевого
комплекса
и
внедрены
программы
обучения
по
обслуживанию
и
эксплуатации
высокоавтоматизированных
сетей
:
–
основы
стандарта
МЭК
61850;
–
высокоавтоматизированная
подстанция
;
–
диагностика
высокоавтоматизированной
подстан
-
ции
;
–
эксплуатация
и
техническое
обслуживание
высоко
-
автоматизированных
подстанций
;
–
проектирование
высокоавтоматизированной
под
-
станции
;
–
локальные
вычислительные
сети
на
энергообъ
-
ектах
;
–
установка
интеллектуальных
систем
учета
электро
-
энергии
.
Эксплуатация
высокоавтоматизированных
сетей
подразумевает
понимание
требований
стандартов
МЭК
61850,
владение
методами
использования
и
об
-
служивания
интеллектуальных
электронных
устройств
,
проверочной
и
измерительной
аппаратуры
и
многими
другими
знаниями
и
навыками
.
Содержание
обучающих
курсов
соответствует
про
-
граммам
повышения
квалификации
,
согласованных
с
экспертами
ПАО
«
Россети
»,
и
профессиональным
стандартам
.
Обучающихся
знакомят
со
всеми
основны
-
ми
темами
,
связанными
с
высокоавтоматизированны
-
ми
сетями
:
–
стандарт
МЭК
61850;
–
язык
SCL;
–
передача
информации
на
ПС
и
информационные
уровни
(
шина
процесса
,
шина
станции
);
32
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
3(26),
сентябрь
2022
–
применение
протоколов
MMS, GOOSE
и
SV;
–
использование
на
энергообъектах
преобразовате
-
лей
аналоговых
и
дискретных
сигналов
;
–
использование
цифровых
и
оптических
трансфор
-
маторов
тока
и
напряжения
;
–
локальные
вычислительные
сети
,
настройка
комму
-
таторов
,
фильтрация
MAC-
адресов
;
–
протоколы
синхронизации
аппаратных
часов
(
МЭК
61588)
и
резервирования
;
–
типовые
архитектуры
высокоавтоматизированных
подстанций
;
–
кибербезопасность
энергообъектов
;
–
методы
диагностики
оборудования
.
Кроме
того
,
практические
занятия
по
работе
с
вы
-
сокоавтоматизированными
подстанциями
постоянно
дорабатываются
и
подстраиваются
под
потребности
электросетевого
комплекса
.
Цель
подготовки
специалистов
—
дать
энергетикам
базовые
теоретические
и
практические
знания
—
ин
-
струментарий
для
работы
на
высокоавтоматизирован
-
ных
объектах
электросетевого
комплекса
.
Исследо
-
вания
показывают
,
что
максимальную
эффективность
в
этой
ситуации
показывает
практико
-
ориентированное
обучение
,
когда
учащиеся
осваивают
программу
в
усло
-
виях
,
приближенных
к
реальным
,
выполняя
практиче
-
ские
задания
[3].
Пилотные
программы
по
обучению
основам
циф
-
ровой
трансформации
были
запущены
в
2019
году
.
На
сегодняшний
день
учебный
комплекс
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
предлагает
учебные
программы
,
включаю
-
щие
теоретические
и
практические
занятия
в
двух
обо
-
рудованных
всем
необходимым
учебных
лабораториях
и
на
модели
,
имитирующей
высокоавтоматизированную
подстанцию
,
расположенную
в
общеподстанционном
пункте
управления
.
Использование
модели
в
образо
-
вательном
процессе
позволяет
специалистам
получить
опыт
работы
на
объектах
электроэнергетики
,
прибли
-
женных
к
реальным
условиям
,
и
освоить
навыки
опе
-
ративно
-
технологического
управления
,
обслуживания
и
эксплуатации
оборудования
,
использования
специ
-
ализированных
программных
модулей
.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ
В
ОБУЧЕНИИ
В
настоящее
время
учебный
комплекс
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
обучает
выполнению
более
170
видов
ра
-
бот
.
Важная
особенность
программ
обучения
—
опора
на
практические
занятия
,
которые
сегодня
занимают
не
менее
50%
учебного
времени
.
Все
практические
за
-
нятия
проходят
на
действующих
полигонах
учебного
комплекса
и
приближены
к
реальным
условиям
работы
специалистов
.
Преподаватели
учебного
комплекса
стремятся
сде
-
лать
учебный
процесс
максимально
эффективным
и
по
-
стоянно
следят
за
появлением
новых
форм
,
методов
и
технологий
в
области
подготовки
кадров
.
Одна
из
таких
технологий
—
использование
виртуальной
(VR)
и
дополненной
(AR)
реальности
.
Исследования
пока
-
зывают
,
что
эти
инструменты
положительно
влияют
на
восприятие
,
запоминание
,
выработку
навыков
.
Для
учебного
комплекса
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
развитие
технологий
VR/AR
является
перспективным
направлением
.
Специалисты
комплекса
совместно
с
производителями
участвуют
в
разработке
подходов
к
обучению
и
активно
тестируют
предлагаемые
реше
-
ния
.
В
перспективе
видится
возможность
более
продук
-
тивного
применения
данных
технологий
.
В
настоящее
время
прорабатывается
возможность
использования
технологии
VR/AR
для
психологического
тестирования
специалиста
,
чтобы
оценить
его
функци
-
ональное
состояние
,
способность
действовать
в
ава
-
рийной
ситуации
,
возможность
работы
на
высоте
и
т
.
д
.
В
сочетании
с
использованием
3D-
модели
объекта
эти
технологии
позволят
повысить
квалификацию
специ
-
алиста
в
безопасном
как
для
него
,
так
и
для
оборудова
-
ния
режиме
—
без
травм
и
аварий
.
В
связи
с
ограничениями
последних
лет
была
опро
-
бована
дистанционная
форма
проведения
обучения
.
Наиболее
хорошо
зарекомендовала
себя
очно
-
дис
-
танционная
форма
обучения
,
когда
специалисты
мо
-
гут
отрабатывать
практические
навыки
удаленно
,
вне
учебного
комплекса
,
на
своем
рабочем
месте
.
Для
это
-
го
разработаны
соответствующие
задания
и
лаборатор
-
ные
работы
.
Такой
подход
сокращает
расходы
на
коман
-
дировки
и
потери
рабочего
времени
.
В
помощь
преподавателям
и
обучаемым
разраба
-
тываются
программные
продукты
для
возможности
проведения
самостоятельного
обучения
и
дальнейшей
проверки
знаний
.
Одной
из
таких
разработок
являет
-
ся
программный
комплекс
для
автоматизированного
тестирования
и
проверки
знаний
«
АСОП
-
Эксперт
»,
посредством
которого
происходит
проверка
знаний
электробезопасности
.
Помимо
этого
,
данный
комплекс
содержит
программы
обучения
,
базы
тестовых
заданий
и
электронную
библиотеку
.
Специалисты
учебного
комплекса
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»
всегда
открыты
к
внедрению
новых
техно
-
логий
в
обучении
персонала
и
стараются
не
отставать
от
потребностей
электросетевого
комплекса
в
высоко
-
квалифицированных
кадрах
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подготовка
квалифицированных
кадров
для
цифровой
трансформации
энергетики
—
работа
специалистов
учеб
-
ного
комплекса
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
»,
которая
успеш
-
но
выполняется
.
Новейшее
энергетическое
оборудование
,
современные
методики
и
опытные
преподаватели
позво
-
Инструменты
обучения
33
ляют
учащимся
успешно
освоить
любую
из
предлагаемых
про
-
грамм
.
Использование
современных
образовательных
программ
позволяет
переобучить
каждого
специалиста
и
помочь
ему
адаптироваться
к
новым
условиям
.
Уникальные
возможности
учебного
комплекса
ПАО
«
Россети
Ленэнерго
» —
весомый
вклад
в
будущее
российской
электроэнергетики
.
Развитие
учебного
комплекса
продолжается
,
и
в
ближай
-
шее
время
планируется
внедрение
новых
образовательных
программ
и
оснащение
новым
оборудованием
:
–
дооснащение
участком
для
отработки
навыков
производ
-
ства
работ
под
напряжением
на
линиях
0,4–6–10
кВ
;
–
создание
участка
для
обучения
работе
на
ВОЛС
;
–
расширение
возможностей
обучения
работы
с
высоко
-
автоматизированными
подстанциями
и
внедрение
в
обра
-
зовательный
процесс
нового
учебно
-
тренировочного
комплекса
.
Для
электротехнического
персонала
повышение
квали
-
фикации
—
постоянный
процесс
на
протяжении
всей
профес
-
сиональной
карьеры
.
Но
цифровая
энергетика
,
объеди
-
няющая
физические
реалии
и
виртуальную
действитель
-
ность
[4], —
это
новая
среда
,
освоение
которой
требует
до
-
полнительных
усилий
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Баринова
В
.
А
.,
Девятова
А
.
А
.,
Ломов
Д
.
Ю
.
Роль
цифровизации
в
глобальном
энергетическом
пере
-
ходе
и
в
российской
энергетике
//
Вестник
междуна
-
родных
организаций
, 2021,
т
. 16,
№
4.
С
. 126–145.
2.
Воротницкий
В
.
Э
.,
Моржин
Ю
.
И
.
Цифровая
трансформация
—
системная
технико
-
эконо
-
мическая
задача
электроэнергетики
России
/
Цифровая
энергетика
:
новая
парадигма
функ
-
ционирования
и
развития
.
М
.:
Издательство
МЭИ
, 2019.
С
. 97–111.
3.
Лунева
Ю
.
Б
.,
Ваганова
О
.
И
.,
Смирнова
Ж
.
В
.
Практико
-
ориентированный
подход
в
профес
-
сиональном
образовании
//
Инновационная
эко
-
номика
:
перспективы
развития
и
совершенство
-
вания
, 2018,
№
6(32).
С
. 122–126.
4.
Бушуев
В
.
В
.
Цифровизация
цивилизации
как
«
большой
энергоинформационной
системы
» /
Цифровая
энергетика
:
новая
парадигма
функци
-
онирования
и
развития
.
М
.:
Издательство
МЭИ
,
2019.
С
. 55–67.
Мы в TELEGRAM!
Присоединяйтесь к нам!
@eepir
Оригинал статьи: Современное энергетическое оборудование в обучении и подготовке квалифицированного персонала в условиях цифровой трансформации
В статье рассказывается о современном учебном комплексе ПАО «Россети Ленэнерго». Полигоны и корпуса, укомплектованные современным энергетическим оборудованием, которые позволяют тысячам специалистов повысить свою квалификацию. Обучение дает работникам электросетевых компаний комплекс знаний и навыков, необходимых для участия в переходе энергетики к новому технологическому укладу. Сам процесс обучения построен с использованием современных методик, наибольшее внимание уделяется выполнению практических заданий, а программы обучения адаптированы под потребности электросетевого комплекса.