70
СЕТИ
РОССИИ
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
Л
Э
П
воздушные ЛЭП
Г
ололёдно
-
ветровые
аварии
на
ВЛ
,
происходящие
с
ре
-
гулярной
повторяемостью
в
регионах
страны
и
за
ру
-
бежом
,
представляют
огромную
опасность
и
наносят
колоссальный
ущерб
энергокомпаниям
и
потреби
-
телям
[1].
Для
их
предотвращения
при
-
меняются
плавки
гололёдных
отло
-
жений
токами
к
.
з
.,
являющиеся
са
-
мым
действенным
и
эффективным
средством
повышения
надёжности
работы
ВЛ
в
гололёдно
-
ветровых
режимах
,
особенно
для
распреде
-
лительных
электросетей
,
которые
являются
наибо
-
лее
слабым
и
уязвимым
звеном
при
воздействии
гололёдно
-
ветровых
на
-
грузок
[2, 3, 4, 5].
Однако
существующие
системы
плавок
гололёда
несовершенны
и
инер
-
ционны
по
времени
.
При
массовых
гололёдах
и
ледяных
дождях
скорости
нарастания
отложений
на
проводах
большого
ко
-
личества
ВЛ
происходят
быстрее
,
чем
ответные
действия
оперативного
персонала
.
Это
обуслав
-
ливает
необходимость
проведения
плавок
голо
-
лёда
одновременно
на
большом
количестве
ли
-
ний
.
Известны
распреде
-
лительные
устройства
подстанций
с
сооружением
сбор
-
ных
шин
(
СШ
)
для
присоединения
коммутационных
аппаратов
ли
-
ний
электропередачи
[2].
Их
недо
-
статком
является
невозможность
коммутационных
операций
при
необходимости
осуществления
пла
-
вок
гололёда
одновременно
на
не
-
скольких
линиях
электропередачи
при
массовых
гололёдах
и
ледяных
дождях
.
Наиболее
приемлемыми
явля
-
ются
распределительные
устрой
-
ства
с
сооружением
обходных
систем
шин
(
ОСШ
) [3,4].
Их
недо
-
Совершенствование
систем плавок
гололёда
в электросетях
Владимир МАКСИМОВ, инженер, Уфа
71
№
1 (22),
январь
–
февраль
, 2014
статок
состоит
в
том
,
что
существу
-
ющие
системы
плавок
гололёда
на
ВЛ
с
ОСШ
позволяют
собрать
схемы
только
в
начале
линий
.
Закорачи
-
вание
же
в
конце
линий
для
целей
плавок
гололёда
связано
с
необхо
-
димостью
значительных
затрат
на
транспорт
,
разъезды
персонала
,
связь
,
установку
дополнительного
оборудования
и
т
.
д
.
Для
решения
проблемы
со
-
вершенствования
систем
плавок
гололёда
на
ВЛ
и
повышения
их
оперативности
проведён
анализ
су
-
ществующих
ВЛ
10
кВ
семи
подстан
-
ций
общей
протяжённостью
линий
528
км
,
расположенных
в
сильно
-
гололёдном
районе
—
Бугульмино
-
Белебеевской
возвышенности
Баш
-
кирии
.
Данные
анализа
приведены
в
табл
. 1.
Анализ
данных
,
приведённых
в
табл
. 1,
показал
,
что
магистрали
ВЛ
короткие
и
все
линии
закольцова
-
ны
между
собой
и
с
ВЛ
от
соседних
подстанций
.
В
связи
с
этим
на
под
-
станциях
сооружаются
простые
и
эффективные
конструкции
распре
-
делительных
устройств
,
позволяю
-
щие
проводить
плавки
гололёда
не
радиально
-
поочередным
способом
,
как
принято
сейчас
,
а
кольцевым
способом
одновременно
на
всех
или
нескольких
линиях
подстанции
с
исключением
значительных
за
-
трат
средств
и
времени
на
сборки
и
разборки
схем
,
проведение
самих
плавок
,
транспорт
,
разъезды
персо
-
нала
,
средства
связи
,
установку
до
-
полнительного
оборудования
.
Распределительное
устройство
подстанции
,
содержащее
токоведу
-
№
ПС
Кол
-
во
линий
,
шт
.
В
том
числе
Общая
протяжённость
ВЛ
,
км
Протяжён
-
ность
маги
-
страли
,
км
Протяжённость
и
кол
-
во
ответвлений
,
км
/
шт
.
Кольцевание
с
ВЛ
собств
.
ПС
,
шт
.
Кольцевание
с
ВЛ
смежн
.
ПС
,
шт
.
Кольцевание
с
ВЛ
собств
.
и
смежн
.
ПС
,
шт
.
Не
закольцовано
ВЛ
,
шт
./
км
1
8
2
4
1
1/3,3
94,3
74,5
19,8/21
2
6
2
1
2
1/3,6
72,8
47,1
25,7/32
3
5
1
1
2
1/6,5
70
56,3
13,7/16
4
8
6
—
—
2/12,7
135,2
91,8
43,4/37
5
5
1
2
1
1/2,1
69,7
46,1
23,6/25
6
5
1
3
—
1/3,4
33,9
22,9
11/14
7
5
-
2
1
2/9,5
52,1
42,4
9,7/12
Итого
42
13
13
7
9/41,1
528
381,1
147/157
%
от
общ
.
кол
-
ва
100
31,0
31,0
17,0
21,0
100
72,5
27,5
Среднее
знач
.,
км
—
—
—
—
4,6
12,5
9,1
0,94
Табл
. 1.
Данные
анализа
ВЛ
10
кВ
на
Бугульмино
-
Белебеевской
возвышенности
Башкирии
Рис
. 2.
Распределительное
устройство
ПС
№
3
с
пятью
отходящими
линиями
Рис
. 1.
Конфигурация
линий
электропередачи
10
кВ
с
их
параметрами
ПС
№
3
Условные
обозначения
:
ЯП
—
ячейка
плавки
;
ШП
—
шины
плавки
;
ШЗ
—
шины
закорачивания
;
ЗВВ
(
ЗМВ
) —
закорачивающий
вакуумный
или
масляный
выключатель
;
Л
1
Л
2
…
Л
5
—
линии
10
кВ
АС
-50
9,1
АС
-35
6,3
1,9
5,3
Л
1
Л
1
Л
4
Л
5
ШП
ШЗ
3
МВ
3
МВ
ЯП
Л
3
Л
2
Л
2
Л
3
Л
4
Л
5
АС
-50
17,4
АС
-35
9,4
АС
-35
6,
1
АС
-50
8,7
АС
-50
1
0,8
72
СЕТИ РОССИИ
щие
шины
и
разъединители
присо
-
единения
отходящих
линий
электро
-
передачи
,
шины
плавки
гололёда
и
шины
закорачивания
с
закора
-
чивающим
вакуумным
выключа
-
телем
,
сооружается
в
одном
месте
на
подстанции
и
указанные
шины
секционированы
в
зависимости
от
количества
отходящих
линий
одним
или
несколькими
разъединителями
.
На
рис
. 1
изображена
конфигу
-
рация
линий
электропередачи
10
кВ
с
их
параметрами
ПС
№
3 (
табл
. 1).
На
рис
. 2
представлено
распре
-
делительное
устройство
ПС
№
3
с
пятью
отходящими
линиями
.
На
рис
. 3 —
распределительное
устрой
-
ство
ПС
№
2
с
шестью
отходящими
линиями
.
Шины
ШП
и
ШЗ
секционирова
-
ны
разъединителями
в
зависимости
от
количества
отходящих
линий
.
Так
,
при
5
ВЛ
шины
закорачивания
сек
-
ционированы
одним
разъедините
-
лем
.
При
6
ВЛ
ШП
секционированы
одним
разъединителем
,
ШЗ
—
дву
-
мя
разъединителями
и
т
.
д
.
В
табл
. 2
приведены
данные
сравнительного
времени
плавок
го
-
лолёда
при
кольцевом
и
радиально
-
поочередном
способе
(
в
минутах
)
с
применением
распредустройства
.
Из
табл
. 2
следует
,
что
время
плавки
гололёда
на
ВЛ
кольцевым
способом
ускоряется
на
порядок
и
более
(7,2—19
раз
)
по
сравнению
с
радиально
-
поочередным
способом
.
При
расчёте
величины
ускорения
плавки
в
табл
. 2
учтено
только
чи
-
стое
её
время
.
Учитывая
,
что
при
радиально
-
поочередном
способе
плавки
время
для
подготовки
схем
значительно
больше
,
чем
при
коль
-
цевом
способе
,
величина
ускоре
-
ния
будет
ещё
больше
.
Разработан
-
ные
конструкции
распредустройств
подстанций
защищены
патентом
[6].
Применение
данных
конструк
-
ций
в
электросетях
сильногололёд
-
ного
региона
Башкирии
позволяет
обеспечивать
надёжность
энергос
-
набжения
потребителей
и
примени
-
мо
в
других
аналогичных
регионах
при
любых
гололёдно
-
ветровых
яв
-
лениях
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Сборник
материалов
Всерос
-
сийской
научно
-
практической
конференции
17—18
октября
2013
г
. «
Гололёдно
-
ветровые
яв
-
ления
на
ВЛ
—
пути
решения
»,
Уфа
,
УГАТУ
, 2012
г
.
2.
Правила
устройства
электроу
-
становок
ПУЭ
— 7,
КНОРУС
,
Мо
-
сква
, 2013
г
.
3.
Бургсдорф
В
.
В
.,
Никитина
Л
.
Г
.
и
др
.
Методические
указания
по
плавке
гололёда
переменным
током
,
часть
I,
МУ
34-70-027-82,
СПО
Союзтехэнерго
,
Москва
,
1983
г
.
4.
Бургсдорф
В
.
В
.,
Никитина
Л
.
Г
.
и
др
.
Методические
указания
по
плавке
гололёда
постоянным
то
-
ком
,
часть
II,
МУ
34-70-028-82,
СПО
Союзтехэнерго
,
Москва
,
1983
г
.
5.
Бургсдорф
В
.
В
.,
Максимов
В
.
А
.
и
др
.
Руководящие
указания
по
плавке
гололёда
на
ВЛ
напря
-
жением
до
20
кВ
,
решение
№
Э
-20/72.
СЦНТИ
,
ОРГРЭС
,
Мо
-
сква
, 1974
г
.
6.
Патент
на
полезную
модель
№
2013120859
от
6.05.2013
«
Распределительное
устройство
подстанции
»,
автор
Максимов
В
.
А
.
Способ
плавки
Параметры
плавки
Комбинации
плавок
при
кольцевом
и
радиальном
методах
Л
1
+
Л
2
и
Л
3
+
Л
4
+
Л
5
Л
1
+
Л
2
Л
3
+
Л
4
Л
1
+
Л
2
+
Л
5
Л
3
+
Л
4
+
Л
5
Встр
.
вкл
.
Л
1
+
Л
2
+
Л
3
+
Л
4
Кольцевая
плавка
в
комбинациях
D = 20
мм
γ
= 0,9
V = 5
м
/
с
t= -5ºC
25
15
12
25
15
15
Радиальная
плавка
Л
1
;
Л
2
;
Л
3
;
Л
4
;
Л
5
—
480
120
120
180
180
240
Ускорение
в
разы
—
19
8
10
7,2
12
16
Табл
. 2.
Сравнительное
время
t
пл
(
мин
)
при
кольцевом
и
радиально
-
поочередном
способе
плавки
гололёда
Рис
. 3.
Распределительное
устройство
ПС
№
2
с
шестью
отходящими
линиями
Л
2
Л
5
Л
6
Л
1
ШП
ШЗ
3
МВ
ЯП
Л
4
Л
3
Оригинал статьи: Совершенствование систем плавок гололёда в электросетях
Г ололёдно-ветровые аварии на ВЛ, происходящие с регулярной повторяемостью в регионах страны и за рубежом, представляют огромную опасность и наносят колоссальный ущерб энергокомпаниям и потребителям. Для их предотвращения применяются плавки гололёдных отложений токами к.з., являющиеся самым действенным и эффективным средством повышения надёжности работы ВЛ в гололёдно-ветровых режимах, особенно для распределительных электросетей, которые являются наиболее слабым и уязвимым звеном при воздействии гололёдно-ветровых нагрузок.