Совершенствование моделей управления электроэнергетикой в постреформенный период

Page 1
background image

Page 2
background image

МНЕНИЕ 

ЭКСПЕРТА

130

Выход на самостоятельную работу электроэнергетических предприятий и пре-
кращение деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» в 2008 году ознаменовало 
окончание основного этапа реформирования отрасли. Последующие годы ра-
боты сформированной модели взаимоотношений выявили положительные 
и отрицательные результаты проведённой реформы. О возможных направле-

ниях дальнейшего совершенствования мо-
делей функционирования электроэнергети-
ки, необходимости исправления допущенных 
при реформировании недочётов и  просчётов 
в современных экономических условиях мы 
беседуем с профессором Северо-Кавказско-
го горно-металлургического института, док-
тором технических наук, советником Главы 
Респуб лики Северная Осетия – Алания  по 
проблемам ТЭК Измаилом ХУЗМИЕВЫМ.

р

е

ф

о

р

м

а

 э

н

е

р

г

е

т

и

к

и

реформа энергетики

Совершенствование 

моделей управления 

электроэнергетикой 

в постреформенный 

период

— 

Измаил

 

Каурбекович

электроэнерге

-

тика

 

России

 

за

 

последние

 

десятилетия

 

пре

-

терпела

 

ряд

 

существенных

 

изменений

 

как

 

в

 

техническом

так

 

и

 

в

 

организационном

 

плане

Какие

 

изменения

 

Вы

 

оцениваете

 

как

 

позитивные

а

 

какие

по

 

Вашему

 

мнению

оказали

 

негативное

 

влияние

 

на

 

развитие

 

отрасли

— 

За

 

период

 

реформ

 

экономика

 

России

 

так

 

и

 

не

 

достигла

 

дореформенного

 

уровня

 

элек

-

тропотребления

а

 

в

 

электроэнергетике

 

за

 

этот

 

период

 

введено

 

около

 30 

ГВт

 

установленной

 

мощности

 

разного

 

типа

 

электростанций

де

-

сятки

 

тысяч

 

километров

 

ЛЭП

 

разного

 

класса

 

напряжения

 

и

 

несколько

 

десятков

 

тысяч

 

МВА

 

трансформаторных

 

мощностей

Из

-

за

 

отсут

-

ствия

 

механизмов

 

вывода

 

неэффективных

 

и

 

устаревших

 

мощностей

 

образовались

 

завы

-

шенные

 

резервы

В

 

результате

 

снижаются

 

тех

-

нико

-

экономические

 

показатели

 

эффективно

-

сти

 

отрасли

Растёт

 

цена

 

на

 

электроэнергию

снижается

 

конкурентоспособность

 

ТЭК

и

как

 

следствие

экономики

 

страны

 

в

 

целом

До

 

сих

 

пор

 

отсутствует

 

модель

 

розничных

 

рынков

 

энергии

основанной

 

на

 

повышении

 

эффек

-

тивности

 

производства

 

и

 

реализации

 

электро

-

энергии

 

и

 

свободе

 

субъектов

 

розничного

 

рынка

 

без

 

посредников

При

 

этом

 

количество

 

субъек

-

тов

 

регулирования

 

федеральной

 

и

 

региональ

-

ными

 

службами

 

по

 

тарифам

 

увеличилось

 

на

 

два

 

порядка

.

Процесс

 

реформирования

 

электроэнерге

-

тики

 

России

 

оказался

 

недостаточно

 

продуман

-

ным

Вместо

 

конкурентных

 

цен

 

было

 

получено

 


Page 3
background image

131

 1 (34) 2016

131

маржинальное

 

ценообразование

 

с

 

одномоментным

 

ростом

 

тарифов

 

в

 

среднем

 

в

 1,5–2 

раза

Реформа

-

торы

 

обещали

 

снизить

 

тарифы

 

в

 

электроэнергетике

 

и

 

привлечь

 

инвестиции

В

 

полной

 

мере

 

не

 

решены

 

ни

 

та

ни

 

другая

 

задачи

Фактически

 

был

 

создан

 

моно

-

польный

 

рынок

 

продавца

а

 

не

 

потребителя

как

 

ос

-

нова

 

любых

 

конкурентных

 

рыночных

 

отношений

.

Несмотря

 

на

 

вышесказанное

в

 

отрасли

 

получен

 

положительный

 

опыт

 

рыночных

 

преобразований

 

и

 

обозначилась

 

возможность

 

к

 

исправлению

 

ошибоч

-

ных

 

решений

 

реформирования

При

 

этом

 

удалось

 

успешно

 

решить

 

ряд

 

серьёзных

 

задач

 

энергоснаб

-

жения

 

в

 

масштабах

 

страны

обеспечение

 

энергос

-

набжением

 

инфраструктуры

 

и

 

самой

 

Олимпиады

 

в

 

Сочи

энергоснабжение

 

Крыма

строительство

 

новых

 

энергообъектов

 

под

 

предстоящий

 

Чемпионат

 

мира

 

по

 

футболу

запуск

 

нового

 

космодрома

 

и

 

т

.

д

.

В

 

этой

 

связи

 

необходимо

 

провести

 

тщательный

 

анализ

 

результатов

 

преобразований

 

в

 

отрасли

 

и

 

вос

-

становить

 

действенный

 

контроль

 

в

 

электроэнергети

-

ке

 

государства

 

в

 

лице

 

центральных

 

и

 

региональных

 

органов

 

власти

 

и

 

управления

от

 

которой

 

зависит

 

энергетическая

 

безопасность

 

страны

— 

Почему

 

же

 

цели

 

реформирования

 

не

 

были

 

достигнуты

 

в

 

полной

 

мере

?

— 

За

 

последние

 

годы

 

стали

 

всё

 

чётче

 

проявлять

-

ся

 

просчёты

 

в

 

реформировании

 

отрасли

что

 

прояв

-

ляется

 

в

 

постоянном

 

росте

 

операционных

 

издержек

 

практически

 

во

 

всех

 

энергокомпаниях

растет

 

чис

-

ленность

 

и

 

затраты

 

на

 

содержание

 

административ

-

но

-

управленческого

 

аппарата

растут

 

удельные

 

по

-

казатели

 

стоимости

 

строительства

 

энергетических

 

объектов

Выросли

 

потери

 

электроэнергии

 

в

 

элек

-

трических

 

сетях

 

и

 

показатели

 

удельного

 

расхода

 

топлива

 

на

 

тепловых

 

электростанциях

Все

 

эти

 

фак

-

торы

 

неизбежно

 

тянут

 

за

 

собой

 

рост

 

тарифов

 

на

 

электроэнергию

 

для

 

потребителей

Ошибки

 

в

 

реализации

 

реформы

 

электроэнергети

-

ки

 

привели

 

к

 

тому

что

 

в

 

сбытовой

 

сфере

 

начал

 

про

-

являться

 

криминальный

 

увод

 

с

 

рынка

 

электроэнергии

 

денежных

 

средств

и

 

дебиторская

 

задолженность

 

на

 

рынке

 

электроэнергии

 

превысила

 150 

млрд

 

рублей

которые

  «

замещаются

» 

банковскими

 

кредитами

об

-

служивание

 

которых

 

вновь

 

включается

 

в

 

тарифы

 

на

 

электроэнергию

В

 

электросетевом

 

комплексе

 

на

-

ряду

 

с

 

электросетевым

 

комплексом

 

ПАО

  «

Россети

» 

работают

 

до

 10 

тыс

частных

 

территориальных

 

сете

-

вых

 

организаций

Неадекватное

 

ценообразование

 

на

 

тепловую

 

и

 

электрическую

 

энергии

выработанные

 

в

 

комбинированном

 

цикле

в

 

условиях

 

обязательно

-

го

 

вывода

 

на

 

оптовый

 

рынок

 

всех

 

ТЭЦ

установлен

-

ная

 

мощность

 

которых

 

превышает

 25 

МВт

обуслови

-

ли

  «

котелизацию

» 

наших

 

городов

 

и

 

промышленных

 

предприятий

 

с

 

общим

 

перерасходом

 

до

 30% 

органи

-

ческого

 

топлива

Организация

 

оптовой

 

торговли

 

элек

-

троэнергией

 

в

 

нашей

 

стране

 

с

 

огромным

 

разнообра

-

зием

 

условий

 

энергоснабжения

 

в

 

субъектах

 

РФ

 

всего

 

на

 

одной

 

торговой

 

площадке

 

превратила

 

торговую

 

систему

 

в

 

труднопонимаемую

 

среду

создает

 

условия

 

для

 

нарушения

 

прав

 

потребителей

Анализ

 

технико

-

экономических

 

показателей

 

от

-

расли

 

показал

что

 

её

 

реструктуризация

 

не

 

обеспе

-

чила

 

в

 

полной

 

мере

 

конкурентных

 

условий

 

поставок

 

электроэнергии

 

и

 

рыночного

 

контроля

 

за

 

ростом

 

цен

  (

тарифов

для

 

потребителей

Из

-

за

 

того

что

 

не

 

создается

 

правильных

 

рыночных

 

сигналов

 

к

 

вы

-

воду

 

устаревшего

 

генерирующего

 

оборудования

 

с

  

рынка

 

и

  

нет

 

серьезной

 

ответственности

 

регионов

 

за

 

ошибки

 

в

 

планировании

 

потребления

потреби

-

тели

 

электроэнергии

 

вынуждены

 

содержать

 

свыше

25–30 

млн

 

кВт

 

лишних

 

генерирующих

 

мощностей

 

и

 

десятки

 

тысяч

 

километров

 

линий

 

ЛЭП

 

разных

 

классов

 

напряжения

По

 

данным

 

ПАО

  «

Россети

», 

по

 

состоянию

 

на

 

начало

 2014 

года

 

только

 

невос

-

требованных

 

мощностей

построенных

 

и

 

введённых

 

в

 

действие

 

на

 

распределительных

 

подстанциях

со

-

ставило

 9,5 

млн

 

кВА

а

 

если

 

учесть

 

недоиспользо

-

ванные

 

трансформаторные

 

мощности

 

подстанций

 

промышленных

 

предприятий

 

и

 

других

 

потребителей

то

 

приведённую

 

цифру

 

можно

 

увеличить

 

на

 

порядок

Всё

 

это

 

наряду

 

с

 

неадекватно

 

выстроенной

 

структу

-

рой

 

оптовой

 

и

 

розничной

 

торговли

 

электроэнергией

 

способствует

 

росту

 

цен

 

на

 

электроэнергию

В

 

насто

-

ящее

 

время

 

создалась

 

парадоксальная

 

ситуация

при

 

которой

 

в

 

нашей

 

стране

 — 

экспортёре

 

топлив

-

но

-

энергетических

 

ресурсов

 — 

цены

 

на

 

электро

-

энергию

 

для

 

отечественных

 

промышленных

 

потре

-

бителей

 

выше

 

на

 

десятки

 

процентов

чем

 

в

 

странах

импортирующих

 

наше

 

топливо

 

для

 

их

 

потребителей

Правительство

 

РФ

 

время

 

от

 

времени

 

тормозит

 

рост

 

благополучия

 

энергетиков

замораживая

 

на

 

некото

-

рое

 

время

 

цены

но

 

их

 

динамика

 

после

 

разморозки

 

быстро

 

восстанавливается

потому

 

что

 

механизмы

 

ценообразования

 

сформированы

 

в

 

пользу

 

постав

-

щиков

 

в

 

отрасли

а

 

не

 

потребителей

Сегодня

 

мобилизуются

 

силы

 

и

 

резервные

 

сред

-

ства

 

на

 

реализацию

 

структурной

 

перестройки

 

эко

-

номики

на

 

создание

 

механизмов

 

стимулирования

 

импортозамещения

 

за

 

счёт

 

инновационной

 

реинду

-

стриализации

 

и

 

поддержки

 

предпринимательства

 

во

 

всех

 

сферах

 

материального

 

производства

В

 

этих

 

условиях

 

электроэнергетика

 

должна

 

способствовать

 

развитию

 

экономики

обеспечивая

 

надёжное

 

элек

-

троснабжение

 

всех

 

потребителей

 

и

 

свободный

 

до

-

ступ

 

к

 

сети

 

по

 

справедливо

 

сформированным

 

ценам

Чтобы

 

обеспечить

 

такой

 

подход

необходимо

 

по

-

нять

 

причины

 

отсутствия

 

конкуренции

 

в

 

сфере

 

про

-

изводства

 

и

 

поставок

 

энергии

 

при

 

их

 

избытке

 

над

 

спросом

понять

 

причины

 

поддержания

 

избыточных

 

энергетических

 

активов

осуществляемого

 

в

 

конеч

-

ном

 

итоге

 

за

 

счёт

 

потребителей

которые

в

 

свою

 

очередь

отвечают

 

тем

что

 

не

 

только

 

не

 

увеличива

-

ют

 

свой

 

спрос

а

 

снижают

 

его

 

за

 

счёт

 

строительства

 

собственной

 

децентрализованной

 

генерации

 

и

 

энер

-

госбережения

Словом

навести

 

порядок

 

в

 

парадоксальной

 

ситуации

когда

 

наша

 

экономика

 

за

 25 

постсовет

-

ских

 

лет

 

подошла

 

к

 

уровню

 

электропотребления

 

1991 

года

хотя

 

на

 

строительство

 

и

 

ввод

 

в

 

действие

 

около

 40 

ГВт

 

генерации

сотен

 

тысяч

 

километров

 

ЛЭП

 

и

 

десятков

 (

около

100) 

ГВА

 

трансформаторных

 

мощностей

 

были

 

потрачены

 

триллионы

 

рублей

При

 

этом

 

инновационного

 

прорыва

 

в

 

реальной

 

эко

-

номике

 

и

  

технологиях

 

не

 

произошло

 

из

-

за

 

того

что

 


Page 4
background image

МНЕНИЕ 

ЭКСПЕРТА

132

не

 

выводится

 

из

 

эксплуатации

 

устаревшее

 

обору

-

дование

 

электроэнергетики

которое

 

содержится

 

за

 

счёт

 

потребителей

.

— 

Какие

 

действия

по

 

Вашему

 

мнению

долж

-

ны

 

предпринять

 

энергокомпании

профильные

 

государственные

 

структуры

 

и

 

регуляторы

 

для

 

исправления

 

ситуации

?

— 

Для

 

исправления

 

ошибок

 

при

 

реструктуриза

-

ции

 

РАО

 

ЕЭС

 

необходимо

:

1. 

Исключить

 

п

. 5 

Статьи

 36 

ФЗ

  «

Об

 

электроэнер

-

гетике

», 

предусматривающий

 

требование

 

обяза

-

тельного

 

вывода

 

на

 

ОРЭМ

 

всех

 

электростанций

 

с

 

установленной

 

мощностью

 25 

МВт

 

и

 

выше

это

 

даст

 

возможность

 

работать

 

местным

 

ТЭЦ

 

на

 

роз

-

ничных

 

рынках

 

тепла

 

и

 

электроэнергии

 

с

 

правом

 

заключать

 

прямые

 

договоры

 

с

 

потребителями

.

2. 

Консолидировать

 

все

 

сетевые

 

активы

 

территори

-

альных

 

сетевых

 

организаций

 

в

 

рамках

 

каждого

 

субъекта

 

РФ

 

в

 

виде

 

дочерних

 

компаний

 

соответ

-

ствующих

 

МРСК

 

с

 

блокирующим

как

 

минимум

пакетом

 

акций

 

у

 

администраций

 

субъектов

 

РФ

Это

 

позволит

 

унифицировать

 

структуру

 

электро

-

сетевого

 

комплекса

 

страны

 

и

 

повысит

 

роль

 

регио

-

нальных

 

властей

 

в

 

управлении

 

и

 

развитии

 

важной

 

энергетической

 

инфраструктуры

 

жизнеобеспече

-

ния

3. 

Снять

 

запрет

 

для

 

электросетевых

 

компаний

 

на

 

энергосбытовую

 

деятельность

 

и

 

закрепить

 

за

 

ними

 

функции

 

гарантирующего

 

поставщика

При

 

этом

 

энергосбытовую

 

деятельность

 

считать

 

кон

-

курентной

 

средой

 

с

 

равными

 

правами

 

для

 

любых

 

энергосбытовых

 

компаний

Это

 

повысит

 

гарантии

 

для

 

потребителей

снизит

 

дебиторскую

 

задолжен

-

ность

 

потребителей

.

4. 

Критически

 

проанализировать

 

практику

 

разде

-

ления

 

электроэнергии

 

на

 

два

 

товара

 — 

электро

-

энергию

 

и

 

мощность

Возможно

перейти

 

на

 

продажу

 

только

 

электроэнергии

 

по

 

дифферен

-

цированным

 

во

 

времени

 

тарифам

а

 

торговлю

 

резервными

 

мощностями

 

осуществлять

 

на

 

ином

 

сегменте

 

рынка

на

 

котором

 

могут

 

торговаться

 

и

 

недогружённые

 

по

 

теплу

 

мощности

 

теплофика

-

ционных

 

агрегатов

 

ТЭЦ

Это

 

сделает

 

рынок

 

более

 

транспарентным

 

для

 

потребителей

5. 

Выход

 

потребителей

 

на

 

прямые

 

платежи

 

соб

-

ственникам

 

энергоресурсов

 

позволит

 

исключить

 

из

 

баланса

 

перепродавцов

 

стоимость

 

не

 

принад

-

лежащих

 

им

 

электроэнергии

 

и

 

газа

.

Это

 

позволит

 

ликвидировать

 

незаинтересован

-

ность

 

перепродавцов

 

в

 

энергосбережении

 

и

 

сниже

-

нии

 

уровня

 

платежей

 

посредством

 

скидок

 

и

 

тариф

-

ного

 

меню

так

 

как

 

они

 

будут

 

получать

 

плату

 

только

 

за

 

свои

 

услуги

 

и

 

нести

 

ответственность

 

за

 

сохран

-

ность

 

передаваемых

 

энергоресурсов

В

 

результате

 

владельцы

 

сетей

в

 

которых

 

последнее

 

время

 

потери

 

достигли

 

недопустимых

 

величин

сосредоточат

 

свои

 

усилия

 

на

 

их

 

поддержании

 

в

 

надлежащем

 

состоянии

 

и

 

станут

 

активно

 

бороться

 

с

 

потерями

Сбором

 

же

 

де

-

нег

 

за

 

определенную

 

органом

 

регулирования

 

плату

за

 

энергоресурсы

 

должны

 

заниматься

 

специальные

 

биллинговые

 

центры

например

уполномоченные

 

банки

такие

 

как

 

Сбербанк

 

или

 

вновь

 

создаваемый

 

Почтовый

 

банк

через

 

которые

 

можно

 

осуществлять

 

платежи

 

за

 

все

 

коммунальные

 

услуги

независимые

 

от

 

владельцев

 

ресурсов

 

и

 

организаций

осуществля

-

ющих

 

их

 

транспорт

 

и

 

распределение

Это

 

создаст

 

заслон

 

незаконному

 

присвоению

 

платежей

 

за

 

энер

-

горесурсы

теми

кому

 

они

 

не

 

принадлежат

и

 

ис

-

ключит

 

криминальную

 

практику

 

увода

 

денег

 

с

 

рынка

 

электроэнергии

Критический

 

анализ

 

методик

 

и

 

способов

 

расчёта

 

платы

 

за

 

услуги

 

естественных

 

монополистов

 

показы

-

вает

что

 

действующие

 

нормативно

-

правовые

 

и

 

ме

-

тодические

 

документы

 

по

 

ценообразованию

 

требуют

 

корректировки

 

с

 

учётом

 

логики

 

рыночных

 

реформ

 

и

 

приобретенного

 

опыта

Необходимо

 

отметить

что

 

существующие

 

мето

-

дики

 

расчёта

 

тарифов

основанные

 

на

 

затратной

 

идеологии

не

 

способству

-

ющие

 

повышению

 

эф

-

фективности

позволяют

 

завышать

 

цены

 

и

 

делать

 

недостаточно

 

прозрачны

-

ми

 

статьи

 

расходов

За

-

частую

 

они

 

определяются

 

от

 

достигнутого

с

 

учётом

 

официальных

 

дефля

-

торов

Это

 

позволило

 

энергетикам

 

при

 

общем

 

снижении

 

производства

 

электроэнергии

 

увеличить

 

издержки

при

 

этом

 

рез

-

ко

 

увеличились

 

потери

в

 

том

 

числе

 

и

 

так

 

называ

-

емые

 

коммерческие

 — 

по

 

сути

 

дела

 

воровство

.

Рис

.1. 

Блок

-

схема

 

взаимодействия

 

субъектов

рынка

 

энергоносителей

БИЛЛИНГОВЫЙ

ЦЕНТР

П

 

О

 

Т

 

Р

 

Е

 

Б

 

И

 

Т

 

Е

 

Л

 

Ь

Владелец

 

распределительной

сети

перепродавец

Владелец

 

транспортной

и

 

распределительной

 

сети

,

перепродавец

Источник

энергоресурса

БИЛЛИНГОВЫЙ

ЦЕНТР

— 

энергоресурсы

— 

существующая

 

система

 

платежей

— 

предлагаемая

 

система

 

платежей


Page 5
background image

 1 (34) 2016

133

При

 

этом

 

наиболее

 

сложной

 

за

-

дачей

 

в

 

процессе

 

регулирования

 

станет

 

определение

 

нормы

 

прибы

-

ли

 

и

 

определение

 

величины

 

обще

-

ственно

 

необходимых

 

затрат

нуж

-

ных

 

для

 

осуществления

 

успешной

 

технологической

 

и

 

финансовой

 

де

-

ятельности

 

компании

Одной

 

из

 

причин

 

социального

 

неравенства

 

является

 

несправед

-

ливое

 

распределение

 

льгот

 

при

 

оплате

 

за

 

потреблённую

 

электро

-

энергию

 

населением

Введенное

 

в

 

начале

 90-

х

 

годов

 

перекрестное

 

субсидирование

 

тарифов

 

на

 

жи

-

лищно

-

коммунальные

 

услуги

в

 

том

 

числе

 

и

 

на

 

электроэнергию

для

 

на

-

селения

 

за

 

счёт

 

промышленности

 

привело

 

к

 

перекосам

 

в

 

экономике

 

и

что

 

парадоксально

предоста

-

вило

 

больше

 

льгот

 

обеспеченным

 

слоям

 

населения

: «

Чем

 

больше

 

по

-

требляешь

тем

 

больше

 

скидка

», 

а

 

промышленность

 

и

 

сельское

 

хозяйство

 

должны

 

были

 

финансировать

 

за

 

счёт

 

себестоимости

 

выпускаемой

 

продукции

 

эти

 

льготы

что

 

не

 

способствовало

 

росту

 

эффективности

 

и

 

конкурентоспособности

 

экономики

 

в

 

целом

Для

 

уменьшения

 

затрат

 

бюджетов

 

всех

 

уровней

увели

-

чения

 

поступления

 

денег

 

за

 

потреблённые

 

энерго

-

ресурсы

 

необходимо

 

льготные

 

тарифы

 

начислять

 

на

 

базе

 

реальной

 

стоимости

 

энергоносителей

Для

 

той

 

части

 

населения

которая

 

нуждается

 

в

 

социальной

 

помощи

необходимо

 

применение

 

специальных

 

та

-

рифов

 

в

 

пределах

 

социальной

 

нормы

 

потребления

с

 

субсидированием

 

за

 

счёт

 

высокодоходной

 

части

 

населения

В

 

принципе

льготы

 

должен

 

оплачивать

 

тот

 

орган

 

власти

который

 

их

 

установил

а

 

не

 

энер

-

госнабжающие

 

организации

по

 

обязательствам

 

ко

-

торых

 

государство

 

не

 

несёт

 

ответственности

.

Наиболее

 

правильной

 

была

 

бы

 

отмена

 

всех

 

льготных

 

тарифов

 

и

 

переход

 

на

 

адресное

 

дотиро

-

вание

 

нормированных

 

объёмов

 

потребления

 

ком

-

мунальных

 

услуг

 

всем

кому

 

положены

 

льготы

Это

 

резко

 

снизит

 

затраты

 

бюджета

 

и

 

будет

 

справедливо

 

по

 

отношению

 

ко

 

всем

 

потребителям

.

Отметим

что

 

до

 

реформы

 

РАО

 

ЕЭС

 

регулируе

-

мых

 

сетевых

 

организаций

 

было

 

несколько

 

больше

 

двух

 

сотен

а

 

сегодня

 — 

несколько

 

тысяч

а

 

сетевой

 

тариф

 

вырос

 

в

 

несколько

 

раз

 

без

 

заметных

 

инвести

-

ций

 

в

 

сетевое

 

хозяйство

В

 

качестве

 

примера

 

можно

 

привести

 

стоимость

 

сетевых

 

услуг

 

в

 

одном

 

из

 

регио

-

нов

 

СКФО

 (

рис

. 2). 

Так

глава

  «

Россетей

» 

Олег

 

Бударгин

 

в

 

марте

 

2013 

года

 

доложил

 

президенту

 

России

 

Владимиру

 

Путину

что

 

в

 

последние

 

годы

 

сетевой

 

комплекс

 

силь

-

но

 

пострадал

 

от

 

тарифной

 

политики

 

государства

Ре

-

гиональные

 

энергетические

 

комиссии

 (

РЭК

устанав

-

ливают

 

тарифы

которые

 

могут

 

различаться

 

в

 

семь

 

раз

 

по

 

региону

При

 

этом

 

государственные

 

компании

 

получают

 

самый

 

низкий

 

тариф

а

 

территориальные

 

сетевые

 

организации

  (

ТСО

), 

близкие

 

к

 

РЭК

, — 

са

-

мый

 

высокий

отметил

 

он

По

 

словам

 

О

Бударгина

выручка

 

ТСО

 

в

 2008 

году

 

составляла

 50 

млрд

 

руб

., 

а

 

в

 2012 

году

 — 

уже

 130 

млрд

 

руб

Он

 

особо

 

под

 

черк

-

нул

что

 

это

 

деньги

 

МРСК

которые

 

просто

 

не

 

дошли

 

до

 

государственных

 

сетей

То

 

есть

 

необходимо

 

кон

-

солидировать

 

все

 

сетевые

 

активы

решить

 

пробле

-

му

 

перекрёстного

 

субсидирования

 

и

 

отказаться

 

от

 

котлового

 

метода

 

расчёта

 

сетевой

 

составляющей

который

 

привёл

 

к

 

перекосу

 

распределения

 

средств

 

между

 

сетевыми

 

организациями

Это

 

позволит

 

сни

-

зить

 

тарифы

 

для

 

промышленности

 

и

 

сельского

 

хо

-

зяйства

а

 

также

 

улучшит

 

финансовое

 

положение

 

предприятий

 

МРСК

.

— 

Как

 

Вы

 

думаете

насколько

 

существующая

 

модель

 

рынка

 

и

 

сложившиеся

 

схемы

 

взаимоот

-

ношений

 

субъектов

 

электроэнергетики

 

соответ

-

ствуют

 

требованиям

 

времени

?

— 

Существующая

 

модель

 

не

 

соответствует

 

тре

-

бованиям

 

настоящего

 

момента

Это

 

подтверждается

 

положениями

 

ведомств

 

как

 

на

 

федеральном

 

уровне

так

 

и

 

на

 

региональном

Отсутствие

 

целого

 

ряда

 

меха

-

низмов

 

сделало

 

рынок

 

электрической

 

энергии

 

неэф

-

фективным

А

 

отсутствие

 

стимулирования

 

когенера

-

ции

 

на

 

крупных

 

ТЭЦ

 

сейчас

 

уничтожает

 

эффективное

 

централизованное

 

теплоснабжение

 

в

 

городах

Об

 

этом

 

свидетельствуют

например

такие

 

показатели

как

 

рост

 

количества

 

децентрализованных

 

установок

 

и

 

котельных

 

при

 

снижении

 

отпуска

 

комплиментарной

 

энергии

 

и

 

низкий

 

КПИТ

За

 

всю

 

эту

 

неэффективность

 

платят

 

потребители

А

 

мы

 

спокойно

 

наблюдаем

 

рост

 

цен

 

на

 

услуги

 

ЖКХ

 

и

 

ресурсы

 

сверх

 

уровня

 

инфляции

хотя

 

по

 

оценкам

 

независимых

 

экспертов

 

они

 

завы

-

шены

 

не

 

менее

 

чем

 

на

 

четверть

при

 

этом

 

в

 

целом

 

энергосистема

 

характеризуется

 

ростом

 

количества

 

аварий

так

 

как

 

средства

получаемые

 

от

 

потребите

-

лей

расходуются

 

неэффективно

Необходимо

 

срочно

 

принять

 

меры

 

по

 

восстановлению

 

нормативного

 

регу

-

лирования

созданию

 

ответственных

 

центров

 

контро

-

ля

 

и

 

управления

 

энергетической

 

отраслью

 

в

 

центре

 

и

 

в

 

регионах

 

и

 

по

 

совершенствованию

 

модели

 

оптового

 

рынка

 

и

 

созданию

 

целевой

 

модели

 

розничного

 

рынка

.

Рис

. 2. 

Стоимость

 

услуг

 

по

 

передаче

 

электрической

 

энергии

 

прочим

 

потребителям

  

на

 

низком

 

напряжении


Page 6
background image

МНЕНИЕ 

ЭКСПЕРТА

134

— 

И

 

что

 

же

 

это

 

за

 

модель

?

— 

Необходимо

 

в

 

основу

 

положить

 

объединение

 

розничного

 

и

 

оптового

 

рынков

 

на

 

базе

 

энергетиче

-

ских

 

бирж

создаваемых

 

в

 

федеральных

 

округах

 

в

 

сфере

 

действия

 

компаний

 

ПАО

 «

Россети

», 

и

 

под

-

контрольных

 

Совету

 

рынка

Для

 

снижения

 

рисков

 

в

 

системе

 

энергоснабжения

 

региона

 

необходимо

 

создать

 

единую

 

тарифную

 

зону

 

в

 

федеральном

 

округе

 

в

 

виде

 

энергетической

 

биржи

 

единого

 

объ

-

единенного

 

оптового

 

и

 

розничного

 

рынка

 

с

 

помощью

 

системного

 

оператора

  «

Администрацию

 

розничного

 

рынка

 — 

АРР

». 

Необходимо

 

также

 

ликвидировать

 

систему

 

гарантирующих

 

поставщиков

передав

 

их

 

функции

 

единой

 

сетевой

 

организации

 

МРСК

К

 

за

-

дачам

 

системного

 

оператора

 

добавить

 

управление

регулирование

 

и

 

синхронизацию

 

функционирова

-

ния

 

различных

 

сфер

 

деятельности

 

рынка

Основная

 

цель

 

деятельности

 

АРР

 — 

предоставление

 

услуг

 

по

 

организации

 

торговли

 

на

 

розничном

 

рынке

 

электро

-

энергии

 

и

 

мощности

 

РРЭЭ

ведение

 

финансовых

 

расчетов

 

за

 

поставляемую

 

электроэнергию

 

и

 

услуги

 

по

 

ее

 

передаче

 

с

 

помощью

 

единого

 

расчётного

 

цен

-

тра

и

 

другие

 

услуги

оказываемые

 

участникам

 

рын

-

ка

защита

 

интересов

 

поставщиков

 

и

 

потребителей

Помимо

 

организации

 

торгов

АРР

 

должна

 

предо

-

ставлять

 

информацию

регистрировать

 

участников

заключать

 

договора

прогнозировать

 

ситуации

 

на

 

рынке

Конкурентный

 

розничный

 

рынок

 

в

 

регионе

 

по

-

зволит

 

повысить

 

эффективность

 

производства

 

и

 

по

-

требления

 

электроэнергии

Согласно

 

действующим

 

правилам

 

участником

 

оптового

 

рынка

 

может

 

быть

 

компания

-

производи

-

тель

если

 

у

 

нее

 

мощность

 

генерации

 

превышает

 

25 

МВт

Если

 

мощность

 

меньше

компания

 

может

 

работать

 

на

 

розничном

 

рынке

 

только

 

через

 

ГП

  (

п

126 

Правил

 

розничного

 

рынка

), 

что

 

усиливает

 

моно

-

полизм

 

и

 

делает

 

ГП

 

привилегированным

 

субъектом

 

рынка

Необходимо

 

отменить

 

ограничения

 

подоб

-

ного

 

типа

 

и

 

разрешить

 

всем

 

источникам

 

электриче

-

ской

 

энергии

 

продавать

 

её

 

любому

 

потребителю

 

на

 

бирже

 

или

 

по

 

прямым

 

договорам

с

 

регистрацией

 

всех

 

сделок

 

у

 

АРР

Ситуация

 

напоминает

 

интернет

-

магазин

на

 

котором

 

свободно

без

 

посредников

в

 

том

 

числе

 

и

 

ГП

общаются

 

поставщики

 

и

 

потре

-

бители

оплачивая

 

сделки

 

через

 

имеющуюся

 

в

 

ма

-

газине

 

кассу

При

 

этом

 

цена

 

состоит

 

из

 

стоимости

 

покупки

 

и

 

стоимости

 

всех

 

остальных

 

услуг

включая

 

плату

 

за

 

услуги

 

электрических

 

сетей

за

 

транспорт

которая

 

является

 

монопольной

 

и

 

определяется

 

ор

-

ганом

 

регулирования

стоимость

 

же

 

энергии

 

являет

-

ся

 

договорной

 

или

 

спотовой

Развитие

 

конкуренции

 

и

 

исключение

 

посредников

 

при

 

продаже

 

электрической

 

энергии

 

потребителям

 

региона

 

необходимо

 

проводить

 

на

 

основе

 

привязки

 

поставщиков

 

оптового

 

рынка

 

к

 

региональным

Не

-

обходимо

 

осуществить

 

вхождение

 

поставщиков

 

оп

-

тового

 

рынка

 

на

 

конкурентной

 

основе

 

на

 

розничный

 

рынок

 

с

 

заключением

 

договоров

 

непосредственно

 

с

 

потребителями

С

 

определением

 

места

 

АРР

 

на

 

розничном

 

рынке

 

становится

 

ясным

 

и

 

механизм

 

функционирования

 

рынка

 

в

 

форме

 

электронной

 

бир

-

жи

/

аукциона

При

 

формировании

 

модели

 

единого

 

розничного

 

рынка

 

округа

 

одной

 

из

 

главных

 

задач

 

является

 

опре

-

деление

 

механизма

 

взаимодействия

 

АРР

 

с

 

участни

-

ками

 

рынка

В

 

случае

 

применения

 

интерактивного