

МНЕНИЕ
ЭКСПЕРТА
130
Выход на самостоятельную работу электроэнергетических предприятий и пре-
кращение деятельности ОАО РАО «ЕЭС России» в 2008 году ознаменовало
окончание основного этапа реформирования отрасли. Последующие годы ра-
боты сформированной модели взаимоотношений выявили положительные
и отрицательные результаты проведённой реформы. О возможных направле-
ниях дальнейшего совершенствования мо-
делей функционирования электроэнергети-
ки, необходимости исправления допущенных
при реформировании недочётов и просчётов
в современных экономических условиях мы
беседуем с профессором Северо-Кавказско-
го горно-металлургического института, док-
тором технических наук, советником Главы
Респуб лики Северная Осетия – Алания по
проблемам ТЭК Измаилом ХУЗМИЕВЫМ.
р
е
ф
о
р
м
а
э
н
е
р
г
е
т
и
к
и
реформа энергетики
Совершенствование
моделей управления
электроэнергетикой
в постреформенный
период
—
Измаил
Каурбекович
,
электроэнерге
-
тика
России
за
последние
десятилетия
пре
-
терпела
ряд
существенных
изменений
как
в
техническом
,
так
и
в
организационном
плане
.
Какие
изменения
Вы
оцениваете
как
позитивные
,
а
какие
,
по
Вашему
мнению
,
оказали
негативное
влияние
на
развитие
отрасли
?
—
За
период
реформ
экономика
России
так
и
не
достигла
дореформенного
уровня
элек
-
тропотребления
,
а
в
электроэнергетике
за
этот
период
введено
около
30
ГВт
установленной
мощности
разного
типа
электростанций
,
де
-
сятки
тысяч
километров
ЛЭП
разного
класса
напряжения
и
несколько
десятков
тысяч
МВА
трансформаторных
мощностей
.
Из
-
за
отсут
-
ствия
механизмов
вывода
неэффективных
и
устаревших
мощностей
образовались
завы
-
шенные
резервы
.
В
результате
снижаются
тех
-
нико
-
экономические
показатели
эффективно
-
сти
отрасли
.
Растёт
цена
на
электроэнергию
,
снижается
конкурентоспособность
ТЭК
,
и
,
как
следствие
,
экономики
страны
в
целом
.
До
сих
пор
отсутствует
модель
розничных
рынков
энергии
,
основанной
на
повышении
эффек
-
тивности
производства
и
реализации
электро
-
энергии
и
свободе
субъектов
розничного
рынка
без
посредников
.
При
этом
количество
субъек
-
тов
регулирования
федеральной
и
региональ
-
ными
службами
по
тарифам
увеличилось
на
два
порядка
.
Процесс
реформирования
электроэнерге
-
тики
России
оказался
недостаточно
продуман
-
ным
.
Вместо
конкурентных
цен
было
получено

131
№
1 (34) 2016
131
маржинальное
ценообразование
с
одномоментным
ростом
тарифов
в
среднем
в
1,5–2
раза
.
Реформа
-
торы
обещали
снизить
тарифы
в
электроэнергетике
и
привлечь
инвестиции
.
В
полной
мере
не
решены
ни
та
,
ни
другая
задачи
.
Фактически
был
создан
моно
-
польный
рынок
продавца
,
а
не
потребителя
,
как
ос
-
нова
любых
конкурентных
рыночных
отношений
.
Несмотря
на
вышесказанное
,
в
отрасли
получен
положительный
опыт
рыночных
преобразований
и
обозначилась
возможность
к
исправлению
ошибоч
-
ных
решений
реформирования
.
При
этом
удалось
успешно
решить
ряд
серьёзных
задач
энергоснаб
-
жения
в
масштабах
страны
:
обеспечение
энергос
-
набжением
инфраструктуры
и
самой
Олимпиады
в
Сочи
,
энергоснабжение
Крыма
,
строительство
новых
энергообъектов
под
предстоящий
Чемпионат
мира
по
футболу
,
запуск
нового
космодрома
и
т
.
д
.
В
этой
связи
необходимо
провести
тщательный
анализ
результатов
преобразований
в
отрасли
и
вос
-
становить
действенный
контроль
в
электроэнергети
-
ке
государства
в
лице
центральных
и
региональных
органов
власти
и
управления
,
от
которой
зависит
энергетическая
безопасность
страны
.
—
Почему
же
цели
реформирования
не
были
достигнуты
в
полной
мере
?
—
За
последние
годы
стали
всё
чётче
проявлять
-
ся
просчёты
в
реформировании
отрасли
,
что
прояв
-
ляется
в
постоянном
росте
операционных
издержек
практически
во
всех
энергокомпаниях
,
растет
чис
-
ленность
и
затраты
на
содержание
административ
-
но
-
управленческого
аппарата
,
растут
удельные
по
-
казатели
стоимости
строительства
энергетических
объектов
.
Выросли
потери
электроэнергии
в
элек
-
трических
сетях
и
показатели
удельного
расхода
топлива
на
тепловых
электростанциях
.
Все
эти
фак
-
торы
неизбежно
тянут
за
собой
рост
тарифов
на
электроэнергию
для
потребителей
.
Ошибки
в
реализации
реформы
электроэнергети
-
ки
привели
к
тому
,
что
в
сбытовой
сфере
начал
про
-
являться
криминальный
увод
с
рынка
электроэнергии
денежных
средств
,
и
дебиторская
задолженность
на
рынке
электроэнергии
превысила
150
млрд
рублей
,
которые
«
замещаются
»
банковскими
кредитами
,
об
-
служивание
которых
вновь
включается
в
тарифы
на
электроэнергию
.
В
электросетевом
комплексе
на
-
ряду
с
электросетевым
комплексом
ПАО
«
Россети
»
работают
до
10
тыс
.
частных
территориальных
сете
-
вых
организаций
.
Неадекватное
ценообразование
на
тепловую
и
электрическую
энергии
,
выработанные
в
комбинированном
цикле
,
в
условиях
обязательно
-
го
вывода
на
оптовый
рынок
всех
ТЭЦ
,
установлен
-
ная
мощность
которых
превышает
25
МВт
,
обуслови
-
ли
«
котелизацию
»
наших
городов
и
промышленных
предприятий
с
общим
перерасходом
до
30%
органи
-
ческого
топлива
.
Организация
оптовой
торговли
элек
-
троэнергией
в
нашей
стране
с
огромным
разнообра
-
зием
условий
энергоснабжения
в
субъектах
РФ
всего
на
одной
торговой
площадке
превратила
торговую
систему
в
труднопонимаемую
среду
,
создает
условия
для
нарушения
прав
потребителей
.
Анализ
технико
-
экономических
показателей
от
-
расли
показал
,
что
её
реструктуризация
не
обеспе
-
чила
в
полной
мере
конкурентных
условий
поставок
электроэнергии
и
рыночного
контроля
за
ростом
цен
(
тарифов
)
для
потребителей
.
Из
-
за
того
,
что
не
создается
правильных
рыночных
сигналов
к
вы
-
воду
устаревшего
генерирующего
оборудования
с
рынка
и
нет
серьезной
ответственности
регионов
за
ошибки
в
планировании
потребления
,
потреби
-
тели
электроэнергии
вынуждены
содержать
свыше
25–30
млн
кВт
лишних
генерирующих
мощностей
и
десятки
тысяч
километров
линий
ЛЭП
разных
классов
напряжения
.
По
данным
ПАО
«
Россети
»,
по
состоянию
на
начало
2014
года
только
невос
-
требованных
мощностей
,
построенных
и
введённых
в
действие
на
распределительных
подстанциях
,
со
-
ставило
9,5
млн
кВА
,
а
если
учесть
недоиспользо
-
ванные
трансформаторные
мощности
подстанций
промышленных
предприятий
и
других
потребителей
,
то
приведённую
цифру
можно
увеличить
на
порядок
.
Всё
это
наряду
с
неадекватно
выстроенной
структу
-
рой
оптовой
и
розничной
торговли
электроэнергией
способствует
росту
цен
на
электроэнергию
.
В
насто
-
ящее
время
создалась
парадоксальная
ситуация
,
при
которой
в
нашей
стране
—
экспортёре
топлив
-
но
-
энергетических
ресурсов
—
цены
на
электро
-
энергию
для
отечественных
промышленных
потре
-
бителей
выше
на
десятки
процентов
,
чем
в
странах
,
импортирующих
наше
топливо
для
их
потребителей
!
Правительство
РФ
время
от
времени
тормозит
рост
благополучия
энергетиков
,
замораживая
на
некото
-
рое
время
цены
,
но
их
динамика
после
разморозки
быстро
восстанавливается
,
потому
что
механизмы
ценообразования
сформированы
в
пользу
постав
-
щиков
в
отрасли
,
а
не
потребителей
.
Сегодня
мобилизуются
силы
и
резервные
сред
-
ства
на
реализацию
структурной
перестройки
эко
-
номики
,
на
создание
механизмов
стимулирования
импортозамещения
за
счёт
инновационной
реинду
-
стриализации
и
поддержки
предпринимательства
во
всех
сферах
материального
производства
.
В
этих
условиях
электроэнергетика
должна
способствовать
развитию
экономики
,
обеспечивая
надёжное
элек
-
троснабжение
всех
потребителей
и
свободный
до
-
ступ
к
сети
по
справедливо
сформированным
ценам
.
Чтобы
обеспечить
такой
подход
,
необходимо
по
-
нять
причины
отсутствия
конкуренции
в
сфере
про
-
изводства
и
поставок
энергии
при
их
избытке
над
спросом
,
понять
причины
поддержания
избыточных
энергетических
активов
,
осуществляемого
в
конеч
-
ном
итоге
за
счёт
потребителей
,
которые
,
в
свою
очередь
,
отвечают
тем
,
что
не
только
не
увеличива
-
ют
свой
спрос
,
а
снижают
его
за
счёт
строительства
собственной
децентрализованной
генерации
и
энер
-
госбережения
.
Словом
,
навести
порядок
в
парадоксальной
ситуации
,
когда
наша
экономика
за
25
постсовет
-
ских
лет
подошла
к
уровню
электропотребления
1991
года
,
хотя
на
строительство
и
ввод
в
действие
около
40
ГВт
генерации
,
сотен
тысяч
километров
ЛЭП
и
десятков
(
около
100)
ГВА
трансформаторных
мощностей
были
потрачены
триллионы
рублей
.
При
этом
инновационного
прорыва
в
реальной
эко
-
номике
и
технологиях
не
произошло
из
-
за
того
,
что

МНЕНИЕ
ЭКСПЕРТА
132
не
выводится
из
эксплуатации
устаревшее
обору
-
дование
электроэнергетики
,
которое
содержится
за
счёт
потребителей
.
—
Какие
действия
,
по
Вашему
мнению
,
долж
-
ны
предпринять
энергокомпании
,
профильные
государственные
структуры
и
регуляторы
для
исправления
ситуации
?
—
Для
исправления
ошибок
при
реструктуриза
-
ции
РАО
ЕЭС
необходимо
:
1.
Исключить
п
. 5
Статьи
36
ФЗ
«
Об
электроэнер
-
гетике
»,
предусматривающий
требование
обяза
-
тельного
вывода
на
ОРЭМ
всех
электростанций
с
установленной
мощностью
25
МВт
и
выше
,
это
даст
возможность
работать
местным
ТЭЦ
на
роз
-
ничных
рынках
тепла
и
электроэнергии
с
правом
заключать
прямые
договоры
с
потребителями
.
2.
Консолидировать
все
сетевые
активы
территори
-
альных
сетевых
организаций
в
рамках
каждого
субъекта
РФ
в
виде
дочерних
компаний
соответ
-
ствующих
МРСК
с
блокирующим
,
как
минимум
,
пакетом
акций
у
администраций
субъектов
РФ
.
Это
позволит
унифицировать
структуру
электро
-
сетевого
комплекса
страны
и
повысит
роль
регио
-
нальных
властей
в
управлении
и
развитии
важной
энергетической
инфраструктуры
жизнеобеспече
-
ния
.
3.
Снять
запрет
для
электросетевых
компаний
на
энергосбытовую
деятельность
и
закрепить
за
ними
функции
гарантирующего
поставщика
.
При
этом
энергосбытовую
деятельность
считать
кон
-
курентной
средой
с
равными
правами
для
любых
энергосбытовых
компаний
.
Это
повысит
гарантии
для
потребителей
,
снизит
дебиторскую
задолжен
-
ность
потребителей
.
4.
Критически
проанализировать
практику
разде
-
ления
электроэнергии
на
два
товара
—
электро
-
энергию
и
мощность
.
Возможно
,
перейти
на
продажу
только
электроэнергии
по
дифферен
-
цированным
во
времени
тарифам
,
а
торговлю
резервными
мощностями
осуществлять
на
ином
сегменте
рынка
,
на
котором
могут
торговаться
и
недогружённые
по
теплу
мощности
теплофика
-
ционных
агрегатов
ТЭЦ
.
Это
сделает
рынок
более
транспарентным
для
потребителей
.
5.
Выход
потребителей
на
прямые
платежи
соб
-
ственникам
энергоресурсов
позволит
исключить
из
баланса
перепродавцов
стоимость
не
принад
-
лежащих
им
электроэнергии
и
газа
.
Это
позволит
ликвидировать
незаинтересован
-
ность
перепродавцов
в
энергосбережении
и
сниже
-
нии
уровня
платежей
посредством
скидок
и
тариф
-
ного
меню
,
так
как
они
будут
получать
плату
только
за
свои
услуги
и
нести
ответственность
за
сохран
-
ность
передаваемых
энергоресурсов
.
В
результате
владельцы
сетей
,
в
которых
последнее
время
потери
достигли
недопустимых
величин
,
сосредоточат
свои
усилия
на
их
поддержании
в
надлежащем
состоянии
и
станут
активно
бороться
с
потерями
.
Сбором
же
де
-
нег
за
определенную
органом
регулирования
плату
,
за
энергоресурсы
должны
заниматься
специальные
биллинговые
центры
,
например
,
уполномоченные
банки
,
такие
как
Сбербанк
или
вновь
создаваемый
Почтовый
банк
,
через
которые
можно
осуществлять
платежи
за
все
коммунальные
услуги
,
независимые
от
владельцев
ресурсов
и
организаций
,
осуществля
-
ющих
их
транспорт
и
распределение
.
Это
создаст
заслон
незаконному
присвоению
платежей
за
энер
-
горесурсы
,
теми
,
кому
они
не
принадлежат
,
и
ис
-
ключит
криминальную
практику
увода
денег
с
рынка
электроэнергии
.
Критический
анализ
методик
и
способов
расчёта
платы
за
услуги
естественных
монополистов
показы
-
вает
,
что
действующие
нормативно
-
правовые
и
ме
-
тодические
документы
по
ценообразованию
требуют
корректировки
с
учётом
логики
рыночных
реформ
и
приобретенного
опыта
.
Необходимо
отметить
,
что
существующие
мето
-
дики
расчёта
тарифов
,
основанные
на
затратной
идеологии
,
не
способству
-
ющие
повышению
эф
-
фективности
,
позволяют
завышать
цены
и
делать
недостаточно
прозрачны
-
ми
статьи
расходов
.
За
-
частую
они
определяются
от
достигнутого
,
с
учётом
официальных
дефля
-
торов
.
Это
позволило
энергетикам
при
общем
снижении
производства
электроэнергии
увеличить
издержки
,
при
этом
рез
-
ко
увеличились
потери
,
в
том
числе
и
так
называ
-
емые
коммерческие
—
по
сути
дела
воровство
.
Рис
.1.
Блок
-
схема
взаимодействия
субъектов
рынка
энергоносителей
БИЛЛИНГОВЫЙ
ЦЕНТР
П
О
Т
Р
Е
Б
И
Т
Е
Л
Ь
Владелец
распределительной
сети
,
перепродавец
Владелец
транспортной
и
распределительной
сети
,
перепродавец
Источник
энергоресурса
БИЛЛИНГОВЫЙ
ЦЕНТР
—
энергоресурсы
—
существующая
система
платежей
—
предлагаемая
система
платежей

№
1 (34) 2016
133
При
этом
наиболее
сложной
за
-
дачей
в
процессе
регулирования
станет
определение
нормы
прибы
-
ли
и
определение
величины
обще
-
ственно
необходимых
затрат
,
нуж
-
ных
для
осуществления
успешной
технологической
и
финансовой
де
-
ятельности
компании
.
Одной
из
причин
социального
неравенства
является
несправед
-
ливое
распределение
льгот
при
оплате
за
потреблённую
электро
-
энергию
населением
.
Введенное
в
начале
90-
х
годов
перекрестное
субсидирование
тарифов
на
жи
-
лищно
-
коммунальные
услуги
,
в
том
числе
и
на
электроэнергию
,
для
на
-
селения
за
счёт
промышленности
привело
к
перекосам
в
экономике
и
,
что
парадоксально
,
предоста
-
вило
больше
льгот
обеспеченным
слоям
населения
: «
Чем
больше
по
-
требляешь
,
тем
больше
скидка
»,
а
промышленность
и
сельское
хозяйство
должны
были
финансировать
за
счёт
себестоимости
выпускаемой
продукции
эти
льготы
,
что
не
способствовало
росту
эффективности
и
конкурентоспособности
экономики
в
целом
.
Для
уменьшения
затрат
бюджетов
всех
уровней
,
увели
-
чения
поступления
денег
за
потреблённые
энерго
-
ресурсы
необходимо
льготные
тарифы
начислять
на
базе
реальной
стоимости
энергоносителей
.
Для
той
части
населения
,
которая
нуждается
в
социальной
помощи
,
необходимо
применение
специальных
та
-
рифов
в
пределах
социальной
нормы
потребления
,
с
субсидированием
за
счёт
высокодоходной
части
населения
.
В
принципе
,
льготы
должен
оплачивать
тот
орган
власти
,
который
их
установил
,
а
не
энер
-
госнабжающие
организации
,
по
обязательствам
ко
-
торых
государство
не
несёт
ответственности
.
Наиболее
правильной
была
бы
отмена
всех
льготных
тарифов
и
переход
на
адресное
дотиро
-
вание
нормированных
объёмов
потребления
ком
-
мунальных
услуг
всем
,
кому
положены
льготы
.
Это
резко
снизит
затраты
бюджета
и
будет
справедливо
по
отношению
ко
всем
потребителям
.
Отметим
,
что
до
реформы
РАО
ЕЭС
регулируе
-
мых
сетевых
организаций
было
несколько
больше
двух
сотен
,
а
сегодня
—
несколько
тысяч
,
а
сетевой
тариф
вырос
в
несколько
раз
без
заметных
инвести
-
ций
в
сетевое
хозяйство
.
В
качестве
примера
можно
привести
стоимость
сетевых
услуг
в
одном
из
регио
-
нов
СКФО
(
рис
. 2).
Так
,
глава
«
Россетей
»
Олег
Бударгин
в
марте
2013
года
доложил
президенту
России
Владимиру
Путину
,
что
в
последние
годы
сетевой
комплекс
силь
-
но
пострадал
от
тарифной
политики
государства
.
Ре
-
гиональные
энергетические
комиссии
(
РЭК
)
устанав
-
ливают
тарифы
,
которые
могут
различаться
в
семь
раз
по
региону
.
При
этом
государственные
компании
получают
самый
низкий
тариф
,
а
территориальные
сетевые
организации
(
ТСО
),
близкие
к
РЭК
, —
са
-
мый
высокий
,
отметил
он
.
По
словам
О
.
Бударгина
,
выручка
ТСО
в
2008
году
составляла
50
млрд
руб
.,
а
в
2012
году
—
уже
130
млрд
руб
.
Он
особо
под
черк
-
нул
,
что
это
деньги
МРСК
,
которые
просто
не
дошли
до
государственных
сетей
.
То
есть
необходимо
кон
-
солидировать
все
сетевые
активы
,
решить
пробле
-
му
перекрёстного
субсидирования
и
отказаться
от
котлового
метода
расчёта
сетевой
составляющей
,
который
привёл
к
перекосу
распределения
средств
между
сетевыми
организациями
.
Это
позволит
сни
-
зить
тарифы
для
промышленности
и
сельского
хо
-
зяйства
,
а
также
улучшит
финансовое
положение
предприятий
МРСК
.
—
Как
Вы
думаете
,
насколько
существующая
модель
рынка
и
сложившиеся
схемы
взаимоот
-
ношений
субъектов
электроэнергетики
соответ
-
ствуют
требованиям
времени
?
—
Существующая
модель
не
соответствует
тре
-
бованиям
настоящего
момента
.
Это
подтверждается
положениями
ведомств
как
на
федеральном
уровне
,
так
и
на
региональном
.
Отсутствие
целого
ряда
меха
-
низмов
сделало
рынок
электрической
энергии
неэф
-
фективным
.
А
отсутствие
стимулирования
когенера
-
ции
на
крупных
ТЭЦ
сейчас
уничтожает
эффективное
централизованное
теплоснабжение
в
городах
.
Об
этом
свидетельствуют
,
например
,
такие
показатели
,
как
рост
количества
децентрализованных
установок
и
котельных
при
снижении
отпуска
комплиментарной
энергии
и
низкий
КПИТ
.
За
всю
эту
неэффективность
платят
потребители
.
А
мы
спокойно
наблюдаем
рост
цен
на
услуги
ЖКХ
и
ресурсы
сверх
уровня
инфляции
,
хотя
по
оценкам
независимых
экспертов
они
завы
-
шены
не
менее
чем
на
четверть
,
при
этом
в
целом
энергосистема
характеризуется
ростом
количества
аварий
,
так
как
средства
,
получаемые
от
потребите
-
лей
,
расходуются
неэффективно
.
Необходимо
срочно
принять
меры
по
восстановлению
нормативного
регу
-
лирования
,
созданию
ответственных
центров
контро
-
ля
и
управления
энергетической
отраслью
в
центре
и
в
регионах
и
по
совершенствованию
модели
оптового
рынка
и
созданию
целевой
модели
розничного
рынка
.
Рис
. 2.
Стоимость
услуг
по
передаче
электрической
энергии
прочим
потребителям
на
низком
напряжении

МНЕНИЕ
ЭКСПЕРТА
134
—
И
что
же
это
за
модель
?
—
Необходимо
в
основу
положить
объединение
розничного
и
оптового
рынков
на
базе
энергетиче
-
ских
бирж
,
создаваемых
в
федеральных
округах
в
сфере
действия
компаний
ПАО
«
Россети
»,
и
под
-
контрольных
Совету
рынка
.
Для
снижения
рисков
в
системе
энергоснабжения
региона
необходимо
создать
единую
тарифную
зону
в
федеральном
округе
в
виде
энергетической
биржи
единого
объ
-
единенного
оптового
и
розничного
рынка
с
помощью
системного
оператора
«
Администрацию
розничного
рынка
—
АРР
».
Необходимо
также
ликвидировать
систему
гарантирующих
поставщиков
,
передав
их
функции
единой
сетевой
организации
МРСК
.
К
за
-
дачам
системного
оператора
добавить
управление
,
регулирование
и
синхронизацию
функционирова
-
ния
различных
сфер
деятельности
рынка
.
Основная
цель
деятельности
АРР
—
предоставление
услуг
по
организации
торговли
на
розничном
рынке
электро
-
энергии
и
мощности
РРЭЭ
,
ведение
финансовых
расчетов
за
поставляемую
электроэнергию
и
услуги
по
ее
передаче
с
помощью
единого
расчётного
цен
-
тра
,
и
другие
услуги
,
оказываемые
участникам
рын
-
ка
,
защита
интересов
поставщиков
и
потребителей
.
Помимо
организации
торгов
,
АРР
должна
предо
-
ставлять
информацию
,
регистрировать
участников
,
заключать
договора
,
прогнозировать
ситуации
на
рынке
.
Конкурентный
розничный
рынок
в
регионе
по
-
зволит
повысить
эффективность
производства
и
по
-
требления
электроэнергии
.
Согласно
действующим
правилам
участником
оптового
рынка
может
быть
компания
-
производи
-
тель
,
если
у
нее
мощность
генерации
превышает
25
МВт
.
Если
мощность
меньше
,
компания
может
работать
на
розничном
рынке
только
через
ГП
(
п
.
126
Правил
розничного
рынка
),
что
усиливает
моно
-
полизм
и
делает
ГП
привилегированным
субъектом
рынка
.
Необходимо
отменить
ограничения
подоб
-
ного
типа
и
разрешить
всем
источникам
электриче
-
ской
энергии
продавать
её
любому
потребителю
на
бирже
или
по
прямым
договорам
,
с
регистрацией
всех
сделок
у
АРР
.
Ситуация
напоминает
интернет
-
магазин
,
на
котором
свободно
,
без
посредников
,
в
том
числе
и
ГП
,
общаются
поставщики
и
потре
-
бители
,
оплачивая
сделки
через
имеющуюся
в
ма
-
газине
кассу
.
При
этом
цена
состоит
из
стоимости
покупки
и
стоимости
всех
остальных
услуг
,
включая
плату
за
услуги
электрических
сетей
,
за
транспорт
,
которая
является
монопольной
и
определяется
ор
-
ганом
регулирования
,
стоимость
же
энергии
являет
-
ся
договорной
или
спотовой
.
Развитие
конкуренции
и
исключение
посредников
при
продаже
электрической
энергии
потребителям
региона
необходимо
проводить
на
основе
привязки
поставщиков
оптового
рынка
к
региональным
.
Не
-
обходимо
осуществить
вхождение
поставщиков
оп
-
тового
рынка
на
конкурентной
основе
на
розничный
рынок
с
заключением
договоров
непосредственно
с
потребителями
.
С
определением
места
АРР
на
розничном
рынке
становится
ясным
и
механизм
функционирования
рынка
в
форме
электронной
бир
-
жи
/
аукциона
.
При
формировании
модели
единого
розничного
рынка
округа
одной
из
главных
задач
является
опре
-
деление
механизма
взаимодействия
АРР
с
участни
-
ками
рынка
.
В
случае
применения
интерактивного