Сохранение и развитие отраслевого дополнительного профессионального образования в энергетике России

Page 1
background image

Page 2
background image

152

подготовка кадров

Сохранение и развитие 
отраслевого дополнительного 
профессионального образования 
в энергетике России

Назарычев

 

А

.

Н

.,

д.т.н., профессор, ректор 

ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» 

Минэнерго России,

вице-президент АЭН 

Воропай

 

Н

.

И

., 

д.т.н., профессор, член-

корреспондент РАН, 

научный руководитель 

ФГБУН ИСЭМ СО РАН 

Зуйков

 

В

.

В

.,

к.т.н., доцент, директор 

Новосибирского филиала 

ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» 

Минэнерго России

Темрюх

 

В

.

М

.,

к.т.н., доцент, директор 

Челябинского филиала 

ФГАОУ ДПО «ПЭИПК» 

Минэнерго России 

Поморцева

 

А

.

А

.,

к.т.н., доцент, и.о. 

директора ФГАОУ ДПО 

«КПК ТЭК» Минэнерго 

России

Анализ

 

проблем

 

кадрового

 

обеспечения

 

отраслей

 

ТЭК

 

позволяет

 

сделать

 

вывод

 

о

 

том

что

 

вопрос

 

дефицита

 

высококвалифицированных

 

кадров

 

в

 

энергетике

 

сегодня

 

чрезвычайно

 

актуален

В

 

условиях

 

динамичного

 

развития

 

энергетики

когда

 

принимаются

 

долгосрочные

 

и

 

масштабные

 

инвестиционные

 

программы

эта

 

проблема

 

требует

 

неотложного

 

решения

.

С

истема  отраслевого  дополнительного  профессионального 

образования (ДПО) в энергетике России в условиях панде-

мии  коронавируса  серьезно  пострадала  от  ограничитель-

ных мер, и требуются срочные действия по ее сохранению, 

так как образовательные организации ДПО не вошли ни в одну про-

грамму  государственной  поддержки.  Помимо  непосредственного 

негативного влияния пандемии на работу образовательных органи-

заций ДПО, которые из-за карантинных мер не могли осуществлять 

работу в штатном режиме с марта 2020 года, по объективным причи-

нам произошло резкое сокращение спроса на повышение квалифи-

кации специалистов компаний ТЭК. Поэтому в отраслевых организа-

циях ДПО, не имеющих бюджетного финансирования, существенно 

сократилась выручка от образовательной деятельности. Переход на 

дистанционный формат обучения, с учетом практико-ориентирован-

ной специфики системы ДПО в энергетике, оказался малоэффектив-

ным экономически и не равнозначным по качеству в сравнении с оч-

ным обучением. При этом в отраслевой системе профессионального 

образования  направление  ДПО  становится  все  более  актуальным 

с  точки  зрения  мобильности  и  оперативности  подготовки  персона-

ла по новым направлениям из числа специалистов, имеющих опыт 

работы на энергообъектах. Система ДПО способна быстро реагиро-

вать на потребность опережающего повышения квалификационного 

уровня  персонала  для  выполнения  планов  инновационного  разви-

тия  отрасли  в  условиях  цифровой  трансформации  и  интеллектуа-

лизации  энергетики.  Реализация  положений  Доктрины  энергетиче-

ской  безопасности  страны  [1],  утвержденной  Президентом  России 

в 2019 году, и Энергетической стратегии Российской Федерации на 

период до 2035 года [2] (далее — ЭС-2035), утвержденной в июне 

2020 года Правительством, возможна лишь при условии обеспече-

ния ТЭК высокопрофессиональными кадрами. 

В 2015 году была предложена «Концепция развития отраслевого 

ДПО» (далее — Концепция) [3]. В настоящей статье вновь предла-

гается системный подход к развитию системы ДПО, основанный на 

Концепции, с учетом принятых стратегических документов [1, 2].

Отметим,  что,  несмотря  на  отсутствие  мер  поддержки,  удалось 

сохранить  организации  ДПО  и  уникальные  коллективы.  Это  стало 

возможным  только  благодаря  принципиальной  позиции  отдельных 

руководителей энергетических компаний, с которыми имеется много-

летнее сотрудничество по повышению квалификации специалистов, 

а  также  благодаря  напряженной  работе  коллективов  организаций 

ДПО, эффективному менеджменту и наличию на счетах организаций 

средств, зарезервированных для обеспечения финансовой устойчи-

вости. Однако в условиях неопределенности по продолжительности 


Page 3
background image

153

развития  ситуации  с  коронавирусной  инфекцией 

и с введением новых обязательных для всех ограни-

чительных мер — система ДПО в энергетике без мер 

поддержки системного характера может быть полно-

стью разрушена.

Таким образом, срочно требуется разработка ком-

плекса таких системных мер. Во-первых, нужно устра-

нить  законодательные  барьеры  и  дать  возможность 

формировать отраслевой заказ на повышение квали-

фикации специалистов энергетических компаний для 

решения задач кадрового обеспечения ТЭК и реали-

зации  ЭС-2035  [2].  Во-вторых,  необходимо  принять 

Концепцию развития ДПО в энергетике России, кото-

рая в рамках глобальной цифровой трансформации 

энергетики  позволит  не  только  сохранить  образова-

тельные организации ДПО, но и перейти к системно-

му  подходу  по  развитию  кадрового  потенциала  ТЭК 

в условиях реализации планов ЭС-2035 [2]. 

ЦЕЛЬ

 

РАЗВИТИЯ

 

СИСТЕМЫ

 

ДПО

 

В

 

ЭНЕРГЕТИКЕ

Целью развития системы ДПО в энергетике России 

является  стратегическое  планирование  и  реализа-

ция  инновационной  системы  повышения  квалифи-

кации  персонала  компаний  ТЭК,  определяемой  по-

требностями  в  обеспечении  кадрового  потенциала 

энергетической отрасли на основе внедрения совре-

менных  образовательных  технологий,  повышения 

качества, эффективности и результативности систе-

мы ДПО.

Принятие Концепции развития системы ДПО бу-

дет содействовать получению персоналом компаний 

ТЭК  новых  компетенций,  являющихся  основой  для 

обеспечения  фундаментальных  свойств  энергети-

ки  —  надежности,  безопасности  и  эффективности 

функционирования объектов ТЭК. 

В основе эффективной подготовки кадров лежит 

работа  профессорско-преподавательского  состава 

(ППС), который глубоко понимает основы функцио-

нирования  и  фундаментальные  свойства  энергети-

ки, реализуемые через технологические механизмы 

управления  объектами  ТЭК.  Внедрение  принципи-

ально новых технических решений требует наличия 

в  системе  ДПО  преподавателей  с  квалификацией, 

опережающей, а не догоняющей внедряемые инно-

вации для реализации ЭС-2035.

Важнейшим аспектом развития ДПО является со-

вершенствование  системы  управления  качеством 

образовательного  процесса,  которое  является  клю-

чом  к  конкурентоспособности  и  направлено  на  со-

здание  инновационной  экономики  государства.  Как 

отмечено в ЭС-2035 [2] в разделе «Развитие кадро-

вого потенциала и социальная защита», необходимо 

осуществить  комплекс  ключевых  мер  по  решению 

задач формирования и распространения эффектив-

ных  организационных  моделей  развития  кадрового 

потенциала, что является важнейшим направлением 

государственной политики в ТЭК. Для успешной ре-

ализации ЭС-2035 система ДПО должна обеспечить 

обучение  персонала  в  объемах,  соответствующих 

потребностям в кадрах, с учетом требований отрас-

левой  системы  профессиональных  квалификаций 

и компетенций по приоритетным направлениям тех-

нологического развития ТЭК. Для этого в последние 

годы  ведется  разработка  и  внедрение  профессио-

нальных  стандартов.  Поэтому  обучение  специали-

стов в системе ДПО также должно соответствовать 

профессиональным стандартам и требованиям к на-

личию у работников обязательных и рекомендуемых 

профессиональных  компетенций  для  выполнения 

ими  одной  или  нескольких  обобщенных  трудовых 

функций.  Это  обеспечит  способность  работников 

осуществлять  свою  профессиональную  деятель-

ность на объектах энергетики, как для востребован-

ных сегодня, так и перспективных категорий специ-

алистов.

 6 (63) 2020


Page 4
background image

154

ОБЩАЯ

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ИМЕЮЩИХСЯ

 

ПРОБЛЕМ

 

В

 

СИСТЕМЕ

 

ОТРАСЛЕВОГО

 

ДПО

Инновационное  развитие  ТЭК  как  базовой  инфра-

структуры  экономики  невозможно  без  качественного 

кадрового  обеспечения  компаний  специалистами, 

обладающими  необходимыми  профессиональными 

компетенциями. 

По мнению ряда экспертов, в условиях перехода 

среднего профессионального и высшего профессио-

нального образования (СПО и ВПО) к многоуровневой 

системе образования тенденция ухудшения качества 

обучения растет. Это указывает на необходимость по-

вышения внимания к кадровому обеспечению ТЭК на 

основе развития системы ДПО. Серьезные проблемы 

при  этом  возникают  из-за  отсутствия  современной 

нормативно-правовой базы ДПО в энергетике. Закон 

об образовании [4] не отвечает потребности в разви-

тии  системы  ДПО.  Сегодня  очевидно,  что  создание 

инновационного  ТЭК  невозможно  без  соответствую-

щей системы непрерывного отраслевого ДПО. Основ-

ными вызовами в этой сфере применительно к ДПО 

являются:

 

– снижение  общего  уровня  миграционной  активно-

сти трудовых ресурсов;

 

– возросшая  потребность  подготовки  персонала 

и медленное его воспроизводство;

 

– несоответствие требований работодателей и ком-

петенций выпускников образовательных организа-

ций СПО и ВПО по направлениям ТЭК; 

 

– имеющиеся  несоответствия  между  государствен-

ными  образовательными  и  профессиональными 

стандартами;

 

– наличие  общего  снижения  профессионального 

уровня  кадрового  потенциала  и  рост  аварий 

в отраслях ТЭК по вине персонала.

Согласно  [5]  в  системе  профессионального  об-

разования  на  протяжении  длительного  времени  на-

блюдались  негативные  тенденции,  отраженные  на 

рисунке 1. Как следствие, все это приводит к низкому 

качеству  реализуемых  образовательных  программ 

с их «догоняющим» содержанием [5].

Поэтому  энергетические  компании  создают 

собственные  корпоративные  негосударственные 

образовательные  учреждения  (НОУ)  и  частные 

образовательные  учреждения  (ЧОУ),  что  в  целом 

является  стратегически  правильным  решением, 

так  как  создает  конкурентную  среду.  Однако  ин-

тересы  этих  НОУ  и  ЧОУ  в  системе  ДПО  часто  не 

совпадают  с  интересами  других  субъектов  рынка 

образовательных услуг, особенно при формирова-

нии  технических  заданий  на  торгово-закупочные 

процедуры  на  эти  услуги.  Это  создает  системную 

проблему и усложняет задачу обеспечения кадро-

выми ресурсами ТЭК. Анализ накопленного в ДПО 

опыта показывает, что рост в последнее время не-

добросовестной  конкуренции  в  ДПО  ведет  к  сни-

жению качества предоставления образовательных 

услуг, что непосредственно влияет на надежность 

функционирования энергетики. Коммерциализация 

системы  ДПО  в  отраслях  ТЭК,  если  она  не  будет 

дополнена  четкой  системой  нормативно-правово-

го  регулирования,  может  нанести  энергетике  зна-

чительный  ущерб  из-за  снижения  общего  уровня 

кадрового обеспечения. А это приведет к ослабле-

нию технологической дисциплины, снижению каче-

ства  ремонтов,  ухудшению  технического  состояния 

оборудования,  повышению  аварийности  и  невоз-

можности решения задач инновационного развития. 

Подобные негативные проявления уже имеют место 

в последнее время. Таким образом, необходимо раз-

вивать систему ДПО с учетом реальной потребности 

в кадрах как на ближайшие годы, так и на период до 

2035 года. Для этого предлагается принять Концеп-

цию развития отраслевого ДПО и ежегодно форми-

Рис

. 1. 

Негативные

 

тенденции

в

 

системе

 

профессионального

 

образования

СИСТЕМА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

 

В ряде регионов

присутствия компаний ТЭК не раз-

вита сеть образовательных органи-

заций или отсутствует подготовка 

необходимых специалистов

Слабая привле-

кательность для 

абитуриентов

рабочих и инже-

нерных профессий

Недостаточное

материально-

техническое

обеспечение 

образова тельных 

организаций

Низкий уровень 

практи ческой

подготовки

выпускников

вузов

В системе СПО

и ВПО наблюдает-

ся недостаток

квалифициро-

ванного ППС

ПОДГОТОВКА

КАДРОВ


Page 5
background image

155

ОСНОВНЫЕ

 

ПРИНЦИПЫ

 

КОНЦЕПЦИИ

 

РАЗВИТИЯ

 

И

 

ТРЕБОВАНИЯ

 

К

 

СИСТЕМЕ

 

ДПО

Концепция  развития  ДПО  осно-

вана  на  следующих  основных 

принципах. 
1.  Система  ДПО  должна  фор-

мировать  свои  учебно-ме-

тодические  комплексы,  опи-

раясь  на  государственные 

профессиональные  стандар-

ты и показатели ЭС-2035. Без-

аварийность  технологических 

процессов  в  энергетике  во 

многом  определяется  подсис-

темой  управления  персона-

лом,  неотъемлемой  частью 

которой является ДПО. 

2.  Отраслевое  ДПО  должно 

быть укомплектовано руково-

дителями и ППС высокой ква-

лификации  с  базовым  энер-

гетическим 

образованием, 

которое обеспечивает полное 

понимание взаимосвязи меж-

ду  фундаментальными  свой-

ствами  энергетики  и  их  реа-

лизацией через современные 

образовательные  технологии 

с  учетом  внедрения  научных 

достижений.  

3.  Система  ДПО  является  эле-

ментом  непрерывного  управ-

ления  персоналом  компаний 

ТЭК,  в  котором  подготовка 

специалистов  играет  клю-

чевую  роль,  является  не-

отъемлемой  частью  отрасли 

и  находится  на  острие  инно-

вационного развития.

4.  Для организаций ДПО должны 

быть  приоритетными  требо-

вания  и  показатели  качества 

обучения,  учитывающие  осо-

бенности  уровня  подготовки 

различных категорий персона-

ла,  а  не  показатели  выручки. 

Недопустимо  «фейковое  обу-

чение», когда основной целью 

является  получение  макси-

мальной  выручки,  а  не  каче-

ство обучения специалистов.

5.  Система ДПО должна обеспе-

чивать  высокую  мотивацию 

ППС,  позволяющую  привле-

кать  в  ДПО  самых  квалифи-

цированных  преподавателей, 

постоянно увеличивать приток 

новейших  знаний  через  со-

трудничество с ведущими на-

учными  и  образовательными 

организациями,  производите-

лями  оборудования  и  техно-

логий для энергетики.

6.  Внедрение в системе ДПО эф-

фективных  финансовых  ме-

ханизмов  и  организационных 

моделей  обеспечит  стабиль-

ную  финансово-хозяйствен-

ную  деятельность  (ФХД),  что 

повысит  заинтересованность 

ППС в результатах труда.

7.  Реализация возможности сво-

бодно  распоряжаться  и  эф-

фективно  использовать  орга-

низациями ДПО находящейся 

в  оперативном  управлении 

собственности.  Критерий  эф-

фективности  —  использо-

вание  собственности  по  на-

значению,  с  высокой  отдачей 

и получением средств на раз-

витие. 

8.  Развитие  учебной  и  научно-

методической базы ДПО долж-

но быть выше, чем в вузах. Ор-

ганизации ДПО должны обла-

дать  высокой  мобильностью 

в части отслеживания иннова-

ционных технологий и быстро-

го  их  внедрения  в  учебный 

процесс.

9.  Научная  деятельность  в  сис-

теме ДПО должна быть реаль-

но  поддержана  компаниями 

ТЭК и интегрирована в процес-

сы  исследований  в  отрасли. 

Результаты  НИР  должны  ис-

пользоваться  в  учебных  про-

цессах.  Лабораторные  базы, 

технические  средства  обуче-

ния и тренажеры предприятий 

ТЭК  должны  быть  доступны 

для организаций ДПО. 

10. Организации  ДПО  должны 

быть  обеспечены  современ-

ным имущественным комплек-

сом. 

11. Дальнейшее совершенствова-

ние  взаимодействия  с  систе-

 мой  ВПО  и  создание  воз-

можности  доподготовки  вы-

пускников  вузов  через  систе-

му ДПО.

ровать отраслевой заказ на основе системного под-

хода к развитию кадрового потенциала ТЭК.

НАПРАВЛЕНИЯ

 

РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ

 

ДПО

Основными направлениями развития системы ДПО 

в энергетике являются:

 

– реализация программ ДПО в соответствии с пер-

спективами развития энергетики с учетом приори-

тетных направлений, обозначенных в ЭС2035 [2];

 

– развитие  отраслевого  сегмента  рынка  ДПО  на 

основе единых законодательных требований ко 

всем образовательным организациям ДПО;

 

– обучение  по  актуальным  направлениям  специ-

алистов всех уровней в нужном количестве для 

обеспечения  функционирования  предприятий 

ТЭК;

 

– повышение  качества  образовательного  про-

цесса,  соответствие  его  требованиям  мировых 

и  отечественного  стандартов,  повышение  пре-

стижа российского ДПО;

 

– рост  мобильности  и  наукоемкости  системы 

ДПО,  внедрение  передовых  форм  и  методов, 

использование  лучших  практик,  индивидуаль-

ного  подхода  и  знаний  на  перспективу,  разви-

тие научной и внедренческой деятельности на 

основе  передовой  материально-технической 

и учебной базы;

 

– повышение конкурентоспособности российского 

ДПО на мировом рынке образовательных услуг, 

автономности,  самостоятельности  и  гибкости 

организаций ДПО.

В период пандемии с марта 2020 года в качестве 

стратегического направления в системе ДПО назы-

валось применение дистанционного обучения (ДО), 

которое,  по  сути,  оказалось  единственно  возмож-

ной  формой  обучения  при  строгих  ограничитель-

ных мерах. 

 6 (63) 2020


Page 6
background image

156

ПОДГОТОВКА

КАДРОВ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПО

 

МЕРАМ

 

ПОДДЕРЖКИ

 

СИСТЕМЫ

 

ДПО

Как  уже  отмечалось,  системе  ДПО  отводится  особая 

роль в поддержании и развитии кадрового потенциала 

энергетической  отрасли.  В  [5]  делается  вывод  о  том, 

что «именно дополнительные профессиональные про-

граммы  —  основной  инструмент  оперативного  реаги-

рования  на  изменяющийся  запрос  отрасли  на  специ-

алистов, на компетенции. Успешные программы или их 

части могут быть имплементированы в основные обра-

зовательные программы. Самостоятельно, в отрыве от 

задач развития отраслевых компаний, вузы и колледжи 

этого сделать не смогут». Поэтому в части неотложных 

мер по сохранению сис темы ДПО предлагаем реализо-

вать следующие мероприятия:

1.  Сформировать предложения по изменению дей-

ствующего законодательства с целью реализации 

решений по развитию системы ДПО в энергетике 

России, а также обсуждению существующих про-

блем и стоящих перед ДПО задач с учетом потреб-

ностей  в  развитии  кадрового  потенциала  ТЭК. 

2.  Планировать  объемы  обучения  в  организациях 

ДПО на текущий период и на перспективу с уче-

том потребности предприятий ТЭК на основе от-

раслевого заказа. 

3.  Сформировать отраслевой заказ на повышение 

квалификации специалистов компаний ТЭК, в ко-

торых  Российская  Федерация  имеет  контроль-

ный пакет акций, в том числе на основе исполь-

зования ГИС ТЭК. 

ДИСТАНЦИОННОЕ

 

ОБУЧЕНИЕ

 

В

 

СИСТЕМЕ

 

ДПО

В системе ДПО форма ДО — это особый вид обучения. Используя накопленный опыт применения ДО, 

можно сформулировать преимущества и недостатки ДО в системе ДПО.

Преимущества

 

дистанционного

 

обучения

:

возможность  получать  образование  дистанци-

онно,  без  физического  посещения  образова-

тельной организации ДПО (специалисты из ком-

паний ТЭК могут обучаться из дома или офиса, 

на рабочем месте без отрыва от производства); 

высокая технологичность обучения за счет при-

менения современных технических и программ-

ных средств, электронных библиотек, телеком-

муникационных и информационных технологий, 

что позволяет сделать ДО полноценным и инте-

ресным;

возможность  применения  скоростного  доступа 

в Интернет открывает новые преимущества ис-

пользования  в  процессе  обучения  поисковых 

систем, которые содержат в себе огромный объ-

ем информации и документов в рассматривае-

мой предметной области;

снижение затрат для компаний ТЭК на ДПО за 

счет снижения расходов на командировки и ор-

ганизацию обучения; 

широкая  доступность  и  открытость  обучения, 

независимость  от  географического  положения, 

предшествующего уровня образования, состоя-

ния здоровья, места проживания и работы, ма-

териальной обеспеченности и социального по-

ложения обучающихся;

мобильность,  эффективная  обратная  связь 

между  ППС  и  обучаемыми  при  ДО,  индивиду-

альный темп усвоения новых знаний, гибкость 

учебного плана, возможность самостоятельного 

выбора совокупности курсов обучения, а также 

самостоятельного  планирования  времени,  ме-

ста, частоты и продолжительности каждого за-

нятия; 

документирование  процесса  обучения  (у  обу-

чающегося может остаться сам курс обучения, 

электронная  переписка  с  ППС  и  с  образова-

тельной организацией ДПО).

Недостатки

 

дистанционного

 

обучения

:

отсутствие регулярного контроля со сторо-

ны ППС;

отсутствие прямого очного общения между 

обучающимся  и  преподавателем,  что  де-

лает  невозможным  индивидуальный  под-

ход к развитию способностей; 

высокая  стоимость  технического  обеспе-

чения  и  трудоемкость  разработки  курсов 

ДО;

высокие  требования  к  постановке  задачи 

и администрированию процесса ДО; 

отсутствие  или  недостаток  практических 

занятий при реализации ДО;

наличие  проблемы  аутентификации  поль-

зователя  при  проверке  знаний  при  ДО 

и при проведении итоговой аттестации.

Таким образом, ДО — очень удобная и пер-

спективная  форма  ДПО  для  курсов  гумани-

тарной направленности, а также обучения, не 

требующего использования физических моде-

лей, лабораторий, оборудования и т.д. Поэто-

му в ряде случаев ДО может быть предпочти-

тельнее традиционных форм обучения — при 

наличии  пространственных,  временных  или 

финансовых ограничений. Однако по ряду на-

правлений ДО нежелательно. Преимуществен-

но, это курсы, требующие постоянной практики 

под  контролем  ППС,  или  курсы,  где  физиче-

ское присутствие ППС играет ключевую роль. 

Применение  только  ДО  является  вынужден-

ной мерой при пандемии. Необходимого объ-

ема выручки для сохранения и развития орга-

низаций ДПО, используя только ДО, получить 

невозможно. В системе ДПО необходимо при-

менять  гибридную  систему  образовательного 

процесса,  в  которой  используется  сочетание 

всех форм обучения. 


Page 7
background image

157

4.  Внести  изменения  в  законодательство  Россий-

ской Федерации для возможности формирования 

и утверж дения отраслевого заказа.

5.  Создать  учебно-методическое  объединение  сис-

темы отраслевого ДПО и сделать его площадкой 

для обмена опытом. 

6.  Разработать и способствовать принятию государ-

ственных стандартов ДПО. 

7.  Разработать программы для международной дея-

тельности по ДПО в области обучения и развития 

персонала. 

8.  Способствовать  развитию  материальной  базы 

образовательных организаций ДПО. На законода-

тельном уровне решить проблемы развития иму-

щественного комплекса образовательных органи-

заций ДПО.

9.  Способствовать  развитию  научной,  производ-

ственной,  лабораторной  базы,  системы  защиты 

интеллектуальной  собственности  образователь-

ных организаций ДПО. Интегрировать НИР в сис-

теме ДПО с отечественными и зарубежными парт-

нерами. 

10. Достигнуть понимания того, что новые компетен-

ции,  полученные  в  системе  ДПО,  должны  стать 

«социальным  лифтом»  для  тех,  кто  сумел  их 

осво ить. Обучение в федеральных государствен-

ных образовательных организациях ДПО должно 

быть престижно.

В  Концепции  перспективного  развития  системы 

ДПО выделим два этапа: первоочередные и страте-

гические задачи.

 

Первоочередные

 

задачи

 

и

 

мероприятия

:

 

– создать  рабочую  группу  для  доработки  и  при-

нятия  Концепции  развития  отраслевой  системы 

ДПО в энергетике России;

 

– провести  мероприятия  по  правовой  и  матери-

альной  защите  учреждений  ДПО  от  кризисных 

процессов  (в  качестве  первоочередного  шага 

сформировать  отраслевой  заказ,  разработать 

и утвердить единые стандарты и требования для 

системы отраслевого ДПО);

 

– провести  анализ  программ  повышения  квали-

фикации  образовательных  организаций  ДПО 

с  учетом  задач  ЭС-2035  по  развитию  кадрового 

потенциала компаний ТЭК;

 

– определить  источники  финансирования  для 

реализации  Концепции  развития  системы  ДПО 

в энергетике России.

 

Стратегические

 

задачи

 

и

 

мероприятия

:

 

– внести изменения в законодательные и норматив-

ные акты, которые позволили бы ежегодно фор-

мировать отраслевой заказ для системы ДПО;

 

– включить в отраслевые схемы и программы раз-

вития  энергетики  обязательный  раздел  по  раз-

витию кадрового потенциала, с учетом обучения 

персонала ТЭК через систему ДПО;

 

– уточнить и конкретизировать, с учетом специфи-

ки отраслей ТЭК, правила работы с персоналом 

в  части  обязательного  повышения  квалифика-

ции  специалистов  с  учетом  планов  ЭС-2035  по 

охвату  численности  работников  основных  видов 

деятельности  в  энергетике,  утвержденных  про-

фессиональными  стандартами:  к  2024  году  — 

75%, к 2035 году — 100%.

 

– укрепить  материально-техническую  базу  органи-

заций  ДПО  как  за  счет  бюджетных  средств,  так 

и на основе государственно-частного партнерства 

с компаниями ТЭК;

 

– предпринять  усилия  по  расширению  междуна-

родных  связей  системы  ДПО  России  на  основе 

создания  отраслевой  инновационной  системы 

непрерывного образования;

 

– развивать систему воспроизводства кадров ДПО, 

опираясь  на  законодательство  об  образовании, 

на взаимодействие с учреждениями ВПО России 

и других стран;

 

– разработать и внедрить в практику ДПО документ, 

позволяющий  беспрепятственно  использовать 

высокотехнологичное  и  дорогостоящее  обору-

дование  и  тренажеры,  в  том  числе  на  объектах 

энергетики, с целью повышения качества ДПО; 

 

– разработать и принять нормативный документ по 

критериям  и  показателям  качества  образования 

в системе ДПО;

 

– определить источники финансирования Концеп-

ции  развития  ДПО,  достигнув  при  этом  показа-

телей  финансирования  системы  профессио-

нальных  квалификаций  и  компетенций  в  части 

отношения  затрат  на  обучение  персонала 

к фонду заработной платы (в год) на уровне [2]:

к 2024 году — 0,7%, к 2035 году — 1%.

Стратегические  задачи  могут  быть  уточнены  по 

результатам  выполнения  первоочередных  задач 

и этапов реализации ЭС-2035 [2].

ФОРМИРОВАНИЕ

 

ИННОВАЦИОННОЙ

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

 

СРЕДЫ

В

 

СИСТЕМЕ

 

ДПО

Накопленный в системе ДПО опыт позволяет сфор-

мулировать следующие направления развития инно-

вационной среды ДПО: 

 

– создание конкурентоспособного сектора научных 

исследований; 

 

– создание мотивации для всех организаций систе-

мы ДПО и каждого работника к проведению НИР 

и привлечению инновационных технологий; 

 

– создание  благоприятных  условий  для  заинтере-

сованности организаций системы ДПО и каждого 

работника в инновационной деятельности; 

 

– формирование  внутренней  нормативной  базы 

и требований, направленных на развитие иннова-

ционной инфраструктуры; 

 

– формирование  условий  для  привлечения  в  учеб-

ный  процесс  инновационных  технологий,  создан-

ных внешней научной и производственной средой; 

 

– взаимодействие с научной средой с целью подго-

товки кадров для системы ДПО и опережающего 

обучения новым технологическим решениям; 

 

– анализ  производственной  среды  с  целью  фор-

мирования  объективных  требований  к  качеству 

подготовки специалистов на базе педагогических 

исследований инженерных задач; 

 

– поиск и наращивание связей с российскими и зару-

бежными партнерами-носителями инновационных 

 6 (63) 2020


Page 8
background image

158

технологий в энергетике и образовании, создание 

совместной  инновационной  среды  с  научными 

и производственными компаниями; 

 

– совершенствование  административных  механиз-

мов взаимодействия со всеми участниками форми-

рования национальной инновационной системы. 

Кроме того, для продвижения инноваций в ТЭК на 

основе развития технологических платформ необхо-

димо через систему отраслевого ДПО осуществлять 

трансфер  передовых  знаний  с  учетом  разработан-

ных профессиональных стандартов. 

Для  устранения  в  ТЭК  сложившегося  дисбалан-

са в кадрах и недостаточного наличия необходимых 

квалификаций следует реализовать следующие ме-

роприятия в области ДПО:

 

– принять федеральную целевую программу непре-

рывного развития инженерно-технических кадров 

через систему отраслевого ДПО;

 

– создать систему сетевого взаимодействия отрас-

левых организаций ДПО;

 

– заключить  соглашение  о  сотрудничестве  между 

отраслевыми  образовательными  организациями 

ДПО и объединениями работодателей; 

 

– развивать  управленческую  автономию  отрасле-

вых организаций ДПО;

 

– создавать  систему  непрерывной  опережающей 

подготовки кадров через систему ДПО; 

 

– совершенствовать действующий в образователь-

ных организациях ДПО дуальный (практико-ори-

ентированный) подход к системе обучения; 

 

– создать  систему  оценки  эффективности  работы 

организаций ДПО.

Реализация указанных мероприятий позволит:

 

– оценить уровень развития кадрового потенциала 

ТЭК,  сформировать  стратегические  ориентиры 

развития  ДПО  и  определить  формы  взаимодей-

ствия с компаниями ТЭК; 

 

– с учетом приоритетных направлений, изложенных 

в ЭС-2035, пересмотреть содержание действую-

щих учебных программ ДПО и разработать новые 

образовательные  программы,  ориентированные 

на цифровую трансформацию энергетики; 

 

– осуществлять  на  базе  отраслевых  организаций 

ДПО  непрерывную  подготовку  инженерно-техни-

ческого персонала для отраслей ТЭК; 

 

– создать условия для инвестирования работодате-

лей в подготовку персонала через систему отрас-

левого ДПО; 

 

– создать в рамках ГИС ТЭК систему перспективных 

прогнозов потребности в кадрах, синхронизировать 

требования  компаний  ТЭК  и  организаций  ДПО; 

 

– создать  независимую  систему  оценки  качества 

ДПО  и  добровольной  сертификации  профессио-

нальных квалификаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

ОЖИДАЕМЫЙ

 

РЕЗУЛЬТАТ

 

ОТ

 

ПРИНЯТИЯ

 

КОНЦЕПЦИИ

 

РАЗВИТИЯ

 

ДПО

Сохранение отраслевого ДПО в условиях глубокого 

экономического кризиса, связанного с пандемией ко-

ронавируса,  требует  принятия  срочных  системных 

мер поддержки образовательных организаций ДПО. 

Реализация  Концепции  позволит  осуществить 

развитие  отраслевого  ДПО  как  единого  непрерыв-

ного  процесса,  включающего  учебную  и  научно-ис-

следовательскую  деятельность,  использование  ин-

новационных  технологий,  подбор  и  формирование 

квалифицированного ППС, постоянное развитие ма-

териальной  базы  организаций  ДПО  в  соответствии 

со следующими требованиями системы управления 

качеством образовательного процесса:

 

– осуществление  ДПО  на  основе  инновационных 

технологий,  обеспечивающих  подготовку  персо-

нала  ТЭК  с  учетом  требований  профессиональ-

ных стандартов;

 

– создание системы ДПО, формирующей не только 

профессиональный  уровень,  но  и  нравственные 

качества, высокую культуру и гражданскую ответ-

ственность;

 

– функционирование  ДПО  как  инновационного 

учебно-научного  комплекса  со  структурной 

и  функциональной  адаптацией,  опирающейся 

на  ведущие  предприятия  отрасли,  являющиеся 

носителями  инновационных  технологий,  а  также 

научные организации;

 

– функционирование системы подготовки совмест-

ных с компаниями ТЭК и научными учреждениями 

научных  и  образовательных  проектов  с  учетом 

ЭС-2035;

 

– наличие и постоянное совершенствование меха-

низма  планирования  инновационной  деятель-

ности и управления качеством образовательного 

процесса в системе ДПО.

Предполагаем, что в результате реализации Кон-

цепции развития отраслевого ДПО будет обеспечено 

устойчивое удовлетворение спроса на кадровое обе-

спечение  отрасли  в  соответствии  с  ЭС-2035.  Тогда 

удастся сохранить систему отраслевого ДПО и будет 

внесен  существенный  вклад  в  развитие  кадрового 

потенциала ТЭК, что обеспечит надежное и безопас-

ное функционирование объектов российской энерге-

тики.   

ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Феде-

рации от 13.05.2019 № 216 «Док-

трина  энергетической  безопас-

ности  Российской  Федерации». 

URL: 

http://www.kremlin.ru/acts/

bank/44252.

2. Распоряжение Правительства Рос-

сийской  Федерации  от  09.06.2020 

№  1523-р  «Энергетическая  стра-

тегия  Российской  Федерации  на 

период до 2035 года». URL: https://

www.garant.ru/products/ipo/prime/

doc/74148810/.

3.  Назарычев  А.Н.  Концепция  совер-

шенствования  системы  отрасле-

вого дополнительного профессио-

нального  образования  Минэнерго 

России // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Пе-

редача  и  распределение,  2015, 

№ 2(29). С. 110–117.

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. 

№ 273-ФЗ «Об образовании в Рос-

сийской Федерации». URL: https://

base.garant.ru/77687681/.

5. Бондаренко А.Б. Образование для 

ТЭК — «догоняющее» содержание 

//  Энергетика  и  промышленность 

России,  2020,  апрель,  №  07(387). 

С. 9.

ПОДГОТОВКА

КАДРОВ


Читать онлайн

Анализ проблем кадрового обеспечения отраслей ТЭК позволяет сделать вывод
о том, что вопрос дефицита высококвалифицированных кадров в энергетике
сегодня чрезвычайно актуален. В условиях динамичного развития энергетики,
когда принимаются долгосрочные и масштабные инвестиционные программы,
эта проблема требует неотложного решения.

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Учебно-тренировочный комплекс ПАО «Россети Ленэнерго» по обучению современным цифровым технологиям

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Подготовка кадров
Виктор Катенев, Артем Суворов (ПАО «Россети Ленэнерго»)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Сформировать непрерывную и персонифицированную траекторию развития будущего специалиста

Интервью Подготовка кадров
Интервью с начальником отдела проектной деятельности и творческих соревнований НИУ «МЭИ» Наумовой Ю.Д.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»