152
подготовка кадров
Сохранение и развитие
отраслевого дополнительного
профессионального образования
в энергетике России
Назарычев
А
.
Н
.,
д.т.н., профессор, ректор
ФГАОУ ДПО «ПЭИПК»
Минэнерго России,
вице-президент АЭН
Воропай
Н
.
И
.,
д.т.н., профессор, член-
корреспондент РАН,
научный руководитель
ФГБУН ИСЭМ СО РАН
Зуйков
В
.
В
.,
к.т.н., доцент, директор
Новосибирского филиала
ФГАОУ ДПО «ПЭИПК»
Минэнерго России
Темрюх
В
.
М
.,
к.т.н., доцент, директор
Челябинского филиала
ФГАОУ ДПО «ПЭИПК»
Минэнерго России
Поморцева
А
.
А
.,
к.т.н., доцент, и.о.
директора ФГАОУ ДПО
«КПК ТЭК» Минэнерго
России
Анализ
проблем
кадрового
обеспечения
отраслей
ТЭК
позволяет
сделать
вывод
о
том
,
что
вопрос
дефицита
высококвалифицированных
кадров
в
энергетике
сегодня
чрезвычайно
актуален
.
В
условиях
динамичного
развития
энергетики
,
когда
принимаются
долгосрочные
и
масштабные
инвестиционные
программы
,
эта
проблема
требует
неотложного
решения
.
С
истема отраслевого дополнительного профессионального
образования (ДПО) в энергетике России в условиях панде-
мии коронавируса серьезно пострадала от ограничитель-
ных мер, и требуются срочные действия по ее сохранению,
так как образовательные организации ДПО не вошли ни в одну про-
грамму государственной поддержки. Помимо непосредственного
негативного влияния пандемии на работу образовательных органи-
заций ДПО, которые из-за карантинных мер не могли осуществлять
работу в штатном режиме с марта 2020 года, по объективным причи-
нам произошло резкое сокращение спроса на повышение квалифи-
кации специалистов компаний ТЭК. Поэтому в отраслевых организа-
циях ДПО, не имеющих бюджетного финансирования, существенно
сократилась выручка от образовательной деятельности. Переход на
дистанционный формат обучения, с учетом практико-ориентирован-
ной специфики системы ДПО в энергетике, оказался малоэффектив-
ным экономически и не равнозначным по качеству в сравнении с оч-
ным обучением. При этом в отраслевой системе профессионального
образования направление ДПО становится все более актуальным
с точки зрения мобильности и оперативности подготовки персона-
ла по новым направлениям из числа специалистов, имеющих опыт
работы на энергообъектах. Система ДПО способна быстро реагиро-
вать на потребность опережающего повышения квалификационного
уровня персонала для выполнения планов инновационного разви-
тия отрасли в условиях цифровой трансформации и интеллектуа-
лизации энергетики. Реализация положений Доктрины энергетиче-
ской безопасности страны [1], утвержденной Президентом России
в 2019 году, и Энергетической стратегии Российской Федерации на
период до 2035 года [2] (далее — ЭС-2035), утвержденной в июне
2020 года Правительством, возможна лишь при условии обеспече-
ния ТЭК высокопрофессиональными кадрами.
В 2015 году была предложена «Концепция развития отраслевого
ДПО» (далее — Концепция) [3]. В настоящей статье вновь предла-
гается системный подход к развитию системы ДПО, основанный на
Концепции, с учетом принятых стратегических документов [1, 2].
Отметим, что, несмотря на отсутствие мер поддержки, удалось
сохранить организации ДПО и уникальные коллективы. Это стало
возможным только благодаря принципиальной позиции отдельных
руководителей энергетических компаний, с которыми имеется много-
летнее сотрудничество по повышению квалификации специалистов,
а также благодаря напряженной работе коллективов организаций
ДПО, эффективному менеджменту и наличию на счетах организаций
средств, зарезервированных для обеспечения финансовой устойчи-
вости. Однако в условиях неопределенности по продолжительности
153
развития ситуации с коронавирусной инфекцией
и с введением новых обязательных для всех ограни-
чительных мер — система ДПО в энергетике без мер
поддержки системного характера может быть полно-
стью разрушена.
Таким образом, срочно требуется разработка ком-
плекса таких системных мер. Во-первых, нужно устра-
нить законодательные барьеры и дать возможность
формировать отраслевой заказ на повышение квали-
фикации специалистов энергетических компаний для
решения задач кадрового обеспечения ТЭК и реали-
зации ЭС-2035 [2]. Во-вторых, необходимо принять
Концепцию развития ДПО в энергетике России, кото-
рая в рамках глобальной цифровой трансформации
энергетики позволит не только сохранить образова-
тельные организации ДПО, но и перейти к системно-
му подходу по развитию кадрового потенциала ТЭК
в условиях реализации планов ЭС-2035 [2].
ЦЕЛЬ
РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ
ДПО
В
ЭНЕРГЕТИКЕ
Целью развития системы ДПО в энергетике России
является стратегическое планирование и реализа-
ция инновационной системы повышения квалифи-
кации персонала компаний ТЭК, определяемой по-
требностями в обеспечении кадрового потенциала
энергетической отрасли на основе внедрения совре-
менных образовательных технологий, повышения
качества, эффективности и результативности систе-
мы ДПО.
Принятие Концепции развития системы ДПО бу-
дет содействовать получению персоналом компаний
ТЭК новых компетенций, являющихся основой для
обеспечения фундаментальных свойств энергети-
ки — надежности, безопасности и эффективности
функционирования объектов ТЭК.
В основе эффективной подготовки кадров лежит
работа профессорско-преподавательского состава
(ППС), который глубоко понимает основы функцио-
нирования и фундаментальные свойства энергети-
ки, реализуемые через технологические механизмы
управления объектами ТЭК. Внедрение принципи-
ально новых технических решений требует наличия
в системе ДПО преподавателей с квалификацией,
опережающей, а не догоняющей внедряемые инно-
вации для реализации ЭС-2035.
Важнейшим аспектом развития ДПО является со-
вершенствование системы управления качеством
образовательного процесса, которое является клю-
чом к конкурентоспособности и направлено на со-
здание инновационной экономики государства. Как
отмечено в ЭС-2035 [2] в разделе «Развитие кадро-
вого потенциала и социальная защита», необходимо
осуществить комплекс ключевых мер по решению
задач формирования и распространения эффектив-
ных организационных моделей развития кадрового
потенциала, что является важнейшим направлением
государственной политики в ТЭК. Для успешной ре-
ализации ЭС-2035 система ДПО должна обеспечить
обучение персонала в объемах, соответствующих
потребностям в кадрах, с учетом требований отрас-
левой системы профессиональных квалификаций
и компетенций по приоритетным направлениям тех-
нологического развития ТЭК. Для этого в последние
годы ведется разработка и внедрение профессио-
нальных стандартов. Поэтому обучение специали-
стов в системе ДПО также должно соответствовать
профессиональным стандартам и требованиям к на-
личию у работников обязательных и рекомендуемых
профессиональных компетенций для выполнения
ими одной или нескольких обобщенных трудовых
функций. Это обеспечит способность работников
осуществлять свою профессиональную деятель-
ность на объектах энергетики, как для востребован-
ных сегодня, так и перспективных категорий специ-
алистов.
№
6 (63) 2020
154
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ИМЕЮЩИХСЯ
ПРОБЛЕМ
В
СИСТЕМЕ
ОТРАСЛЕВОГО
ДПО
Инновационное развитие ТЭК как базовой инфра-
структуры экономики невозможно без качественного
кадрового обеспечения компаний специалистами,
обладающими необходимыми профессиональными
компетенциями.
По мнению ряда экспертов, в условиях перехода
среднего профессионального и высшего профессио-
нального образования (СПО и ВПО) к многоуровневой
системе образования тенденция ухудшения качества
обучения растет. Это указывает на необходимость по-
вышения внимания к кадровому обеспечению ТЭК на
основе развития системы ДПО. Серьезные проблемы
при этом возникают из-за отсутствия современной
нормативно-правовой базы ДПО в энергетике. Закон
об образовании [4] не отвечает потребности в разви-
тии системы ДПО. Сегодня очевидно, что создание
инновационного ТЭК невозможно без соответствую-
щей системы непрерывного отраслевого ДПО. Основ-
ными вызовами в этой сфере применительно к ДПО
являются:
– снижение общего уровня миграционной активно-
сти трудовых ресурсов;
– возросшая потребность подготовки персонала
и медленное его воспроизводство;
– несоответствие требований работодателей и ком-
петенций выпускников образовательных организа-
ций СПО и ВПО по направлениям ТЭК;
– имеющиеся несоответствия между государствен-
ными образовательными и профессиональными
стандартами;
– наличие общего снижения профессионального
уровня кадрового потенциала и рост аварий
в отраслях ТЭК по вине персонала.
Согласно [5] в системе профессионального об-
разования на протяжении длительного времени на-
блюдались негативные тенденции, отраженные на
рисунке 1. Как следствие, все это приводит к низкому
качеству реализуемых образовательных программ
с их «догоняющим» содержанием [5].
Поэтому энергетические компании создают
собственные корпоративные негосударственные
образовательные учреждения (НОУ) и частные
образовательные учреждения (ЧОУ), что в целом
является стратегически правильным решением,
так как создает конкурентную среду. Однако ин-
тересы этих НОУ и ЧОУ в системе ДПО часто не
совпадают с интересами других субъектов рынка
образовательных услуг, особенно при формирова-
нии технических заданий на торгово-закупочные
процедуры на эти услуги. Это создает системную
проблему и усложняет задачу обеспечения кадро-
выми ресурсами ТЭК. Анализ накопленного в ДПО
опыта показывает, что рост в последнее время не-
добросовестной конкуренции в ДПО ведет к сни-
жению качества предоставления образовательных
услуг, что непосредственно влияет на надежность
функционирования энергетики. Коммерциализация
системы ДПО в отраслях ТЭК, если она не будет
дополнена четкой системой нормативно-правово-
го регулирования, может нанести энергетике зна-
чительный ущерб из-за снижения общего уровня
кадрового обеспечения. А это приведет к ослабле-
нию технологической дисциплины, снижению каче-
ства ремонтов, ухудшению технического состояния
оборудования, повышению аварийности и невоз-
можности решения задач инновационного развития.
Подобные негативные проявления уже имеют место
в последнее время. Таким образом, необходимо раз-
вивать систему ДПО с учетом реальной потребности
в кадрах как на ближайшие годы, так и на период до
2035 года. Для этого предлагается принять Концеп-
цию развития отраслевого ДПО и ежегодно форми-
Рис
. 1.
Негативные
тенденции
в
системе
профессионального
образования
СИСТЕМА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
В ряде регионов
присутствия компаний ТЭК не раз-
вита сеть образовательных органи-
заций или отсутствует подготовка
необходимых специалистов
Слабая привле-
кательность для
абитуриентов
рабочих и инже-
нерных профессий
Недостаточное
материально-
техническое
обеспечение
образова тельных
организаций
Низкий уровень
практи ческой
подготовки
выпускников
вузов
В системе СПО
и ВПО наблюдает-
ся недостаток
квалифициро-
ванного ППС
ПОДГОТОВКА
КАДРОВ
155
ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ
КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ
И
ТРЕБОВАНИЯ
К
СИСТЕМЕ
ДПО
Концепция развития ДПО осно-
вана на следующих основных
принципах.
1. Система ДПО должна фор-
мировать свои учебно-ме-
тодические комплексы, опи-
раясь на государственные
профессиональные стандар-
ты и показатели ЭС-2035. Без-
аварийность технологических
процессов в энергетике во
многом определяется подсис-
темой управления персона-
лом, неотъемлемой частью
которой является ДПО.
2. Отраслевое ДПО должно
быть укомплектовано руково-
дителями и ППС высокой ква-
лификации с базовым энер-
гетическим
образованием,
которое обеспечивает полное
понимание взаимосвязи меж-
ду фундаментальными свой-
ствами энергетики и их реа-
лизацией через современные
образовательные технологии
с учетом внедрения научных
достижений.
3. Система ДПО является эле-
ментом непрерывного управ-
ления персоналом компаний
ТЭК, в котором подготовка
специалистов играет клю-
чевую роль, является не-
отъемлемой частью отрасли
и находится на острие инно-
вационного развития.
4. Для организаций ДПО должны
быть приоритетными требо-
вания и показатели качества
обучения, учитывающие осо-
бенности уровня подготовки
различных категорий персона-
ла, а не показатели выручки.
Недопустимо «фейковое обу-
чение», когда основной целью
является получение макси-
мальной выручки, а не каче-
ство обучения специалистов.
5. Система ДПО должна обеспе-
чивать высокую мотивацию
ППС, позволяющую привле-
кать в ДПО самых квалифи-
цированных преподавателей,
постоянно увеличивать приток
новейших знаний через со-
трудничество с ведущими на-
учными и образовательными
организациями, производите-
лями оборудования и техно-
логий для энергетики.
6. Внедрение в системе ДПО эф-
фективных финансовых ме-
ханизмов и организационных
моделей обеспечит стабиль-
ную финансово-хозяйствен-
ную деятельность (ФХД), что
повысит заинтересованность
ППС в результатах труда.
7. Реализация возможности сво-
бодно распоряжаться и эф-
фективно использовать орга-
низациями ДПО находящейся
в оперативном управлении
собственности. Критерий эф-
фективности — использо-
вание собственности по на-
значению, с высокой отдачей
и получением средств на раз-
витие.
8. Развитие учебной и научно-
методической базы ДПО долж-
но быть выше, чем в вузах. Ор-
ганизации ДПО должны обла-
дать высокой мобильностью
в части отслеживания иннова-
ционных технологий и быстро-
го их внедрения в учебный
процесс.
9. Научная деятельность в сис-
теме ДПО должна быть реаль-
но поддержана компаниями
ТЭК и интегрирована в процес-
сы исследований в отрасли.
Результаты НИР должны ис-
пользоваться в учебных про-
цессах. Лабораторные базы,
технические средства обуче-
ния и тренажеры предприятий
ТЭК должны быть доступны
для организаций ДПО.
10. Организации ДПО должны
быть обеспечены современ-
ным имущественным комплек-
сом.
11. Дальнейшее совершенствова-
ние взаимодействия с систе-
мой ВПО и создание воз-
можности доподготовки вы-
пускников вузов через систе-
му ДПО.
ровать отраслевой заказ на основе системного под-
хода к развитию кадрового потенциала ТЭК.
НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ
СИСТЕМЫ
ДПО
Основными направлениями развития системы ДПО
в энергетике являются:
– реализация программ ДПО в соответствии с пер-
спективами развития энергетики с учетом приори-
тетных направлений, обозначенных в ЭС2035 [2];
– развитие отраслевого сегмента рынка ДПО на
основе единых законодательных требований ко
всем образовательным организациям ДПО;
– обучение по актуальным направлениям специ-
алистов всех уровней в нужном количестве для
обеспечения функционирования предприятий
ТЭК;
– повышение качества образовательного про-
цесса, соответствие его требованиям мировых
и отечественного стандартов, повышение пре-
стижа российского ДПО;
– рост мобильности и наукоемкости системы
ДПО, внедрение передовых форм и методов,
использование лучших практик, индивидуаль-
ного подхода и знаний на перспективу, разви-
тие научной и внедренческой деятельности на
основе передовой материально-технической
и учебной базы;
– повышение конкурентоспособности российского
ДПО на мировом рынке образовательных услуг,
автономности, самостоятельности и гибкости
организаций ДПО.
В период пандемии с марта 2020 года в качестве
стратегического направления в системе ДПО назы-
валось применение дистанционного обучения (ДО),
которое, по сути, оказалось единственно возмож-
ной формой обучения при строгих ограничитель-
ных мерах.
№
6 (63) 2020
156
ПОДГОТОВКА
КАДРОВ
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО
МЕРАМ
ПОДДЕРЖКИ
СИСТЕМЫ
ДПО
Как уже отмечалось, системе ДПО отводится особая
роль в поддержании и развитии кадрового потенциала
энергетической отрасли. В [5] делается вывод о том,
что «именно дополнительные профессиональные про-
граммы — основной инструмент оперативного реаги-
рования на изменяющийся запрос отрасли на специ-
алистов, на компетенции. Успешные программы или их
части могут быть имплементированы в основные обра-
зовательные программы. Самостоятельно, в отрыве от
задач развития отраслевых компаний, вузы и колледжи
этого сделать не смогут». Поэтому в части неотложных
мер по сохранению сис темы ДПО предлагаем реализо-
вать следующие мероприятия:
1. Сформировать предложения по изменению дей-
ствующего законодательства с целью реализации
решений по развитию системы ДПО в энергетике
России, а также обсуждению существующих про-
блем и стоящих перед ДПО задач с учетом потреб-
ностей в развитии кадрового потенциала ТЭК.
2. Планировать объемы обучения в организациях
ДПО на текущий период и на перспективу с уче-
том потребности предприятий ТЭК на основе от-
раслевого заказа.
3. Сформировать отраслевой заказ на повышение
квалификации специалистов компаний ТЭК, в ко-
торых Российская Федерация имеет контроль-
ный пакет акций, в том числе на основе исполь-
зования ГИС ТЭК.
ДИСТАНЦИОННОЕ
ОБУЧЕНИЕ
В
СИСТЕМЕ
ДПО
В системе ДПО форма ДО — это особый вид обучения. Используя накопленный опыт применения ДО,
можно сформулировать преимущества и недостатки ДО в системе ДПО.
Преимущества
дистанционного
обучения
:
возможность получать образование дистанци-
онно, без физического посещения образова-
тельной организации ДПО (специалисты из ком-
паний ТЭК могут обучаться из дома или офиса,
на рабочем месте без отрыва от производства);
высокая технологичность обучения за счет при-
менения современных технических и программ-
ных средств, электронных библиотек, телеком-
муникационных и информационных технологий,
что позволяет сделать ДО полноценным и инте-
ресным;
возможность применения скоростного доступа
в Интернет открывает новые преимущества ис-
пользования в процессе обучения поисковых
систем, которые содержат в себе огромный объ-
ем информации и документов в рассматривае-
мой предметной области;
снижение затрат для компаний ТЭК на ДПО за
счет снижения расходов на командировки и ор-
ганизацию обучения;
широкая доступность и открытость обучения,
независимость от географического положения,
предшествующего уровня образования, состоя-
ния здоровья, места проживания и работы, ма-
териальной обеспеченности и социального по-
ложения обучающихся;
мобильность, эффективная обратная связь
между ППС и обучаемыми при ДО, индивиду-
альный темп усвоения новых знаний, гибкость
учебного плана, возможность самостоятельного
выбора совокупности курсов обучения, а также
самостоятельного планирования времени, ме-
ста, частоты и продолжительности каждого за-
нятия;
документирование процесса обучения (у обу-
чающегося может остаться сам курс обучения,
электронная переписка с ППС и с образова-
тельной организацией ДПО).
Недостатки
дистанционного
обучения
:
отсутствие регулярного контроля со сторо-
ны ППС;
отсутствие прямого очного общения между
обучающимся и преподавателем, что де-
лает невозможным индивидуальный под-
ход к развитию способностей;
высокая стоимость технического обеспе-
чения и трудоемкость разработки курсов
ДО;
высокие требования к постановке задачи
и администрированию процесса ДО;
отсутствие или недостаток практических
занятий при реализации ДО;
наличие проблемы аутентификации поль-
зователя при проверке знаний при ДО
и при проведении итоговой аттестации.
Таким образом, ДО — очень удобная и пер-
спективная форма ДПО для курсов гумани-
тарной направленности, а также обучения, не
требующего использования физических моде-
лей, лабораторий, оборудования и т.д. Поэто-
му в ряде случаев ДО может быть предпочти-
тельнее традиционных форм обучения — при
наличии пространственных, временных или
финансовых ограничений. Однако по ряду на-
правлений ДО нежелательно. Преимуществен-
но, это курсы, требующие постоянной практики
под контролем ППС, или курсы, где физиче-
ское присутствие ППС играет ключевую роль.
Применение только ДО является вынужден-
ной мерой при пандемии. Необходимого объ-
ема выручки для сохранения и развития орга-
низаций ДПО, используя только ДО, получить
невозможно. В системе ДПО необходимо при-
менять гибридную систему образовательного
процесса, в которой используется сочетание
всех форм обучения.
157
4. Внести изменения в законодательство Россий-
ской Федерации для возможности формирования
и утверж дения отраслевого заказа.
5. Создать учебно-методическое объединение сис-
темы отраслевого ДПО и сделать его площадкой
для обмена опытом.
6. Разработать и способствовать принятию государ-
ственных стандартов ДПО.
7. Разработать программы для международной дея-
тельности по ДПО в области обучения и развития
персонала.
8. Способствовать развитию материальной базы
образовательных организаций ДПО. На законода-
тельном уровне решить проблемы развития иму-
щественного комплекса образовательных органи-
заций ДПО.
9. Способствовать развитию научной, производ-
ственной, лабораторной базы, системы защиты
интеллектуальной собственности образователь-
ных организаций ДПО. Интегрировать НИР в сис-
теме ДПО с отечественными и зарубежными парт-
нерами.
10. Достигнуть понимания того, что новые компетен-
ции, полученные в системе ДПО, должны стать
«социальным лифтом» для тех, кто сумел их
осво ить. Обучение в федеральных государствен-
ных образовательных организациях ДПО должно
быть престижно.
В Концепции перспективного развития системы
ДПО выделим два этапа: первоочередные и страте-
гические задачи.
Первоочередные
задачи
и
мероприятия
:
– создать рабочую группу для доработки и при-
нятия Концепции развития отраслевой системы
ДПО в энергетике России;
– провести мероприятия по правовой и матери-
альной защите учреждений ДПО от кризисных
процессов (в качестве первоочередного шага
сформировать отраслевой заказ, разработать
и утвердить единые стандарты и требования для
системы отраслевого ДПО);
– провести анализ программ повышения квали-
фикации образовательных организаций ДПО
с учетом задач ЭС-2035 по развитию кадрового
потенциала компаний ТЭК;
– определить источники финансирования для
реализации Концепции развития системы ДПО
в энергетике России.
Стратегические
задачи
и
мероприятия
:
– внести изменения в законодательные и норматив-
ные акты, которые позволили бы ежегодно фор-
мировать отраслевой заказ для системы ДПО;
– включить в отраслевые схемы и программы раз-
вития энергетики обязательный раздел по раз-
витию кадрового потенциала, с учетом обучения
персонала ТЭК через систему ДПО;
– уточнить и конкретизировать, с учетом специфи-
ки отраслей ТЭК, правила работы с персоналом
в части обязательного повышения квалифика-
ции специалистов с учетом планов ЭС-2035 по
охвату численности работников основных видов
деятельности в энергетике, утвержденных про-
фессиональными стандартами: к 2024 году —
75%, к 2035 году — 100%.
– укрепить материально-техническую базу органи-
заций ДПО как за счет бюджетных средств, так
и на основе государственно-частного партнерства
с компаниями ТЭК;
– предпринять усилия по расширению междуна-
родных связей системы ДПО России на основе
создания отраслевой инновационной системы
непрерывного образования;
– развивать систему воспроизводства кадров ДПО,
опираясь на законодательство об образовании,
на взаимодействие с учреждениями ВПО России
и других стран;
– разработать и внедрить в практику ДПО документ,
позволяющий беспрепятственно использовать
высокотехнологичное и дорогостоящее обору-
дование и тренажеры, в том числе на объектах
энергетики, с целью повышения качества ДПО;
– разработать и принять нормативный документ по
критериям и показателям качества образования
в системе ДПО;
– определить источники финансирования Концеп-
ции развития ДПО, достигнув при этом показа-
телей финансирования системы профессио-
нальных квалификаций и компетенций в части
отношения затрат на обучение персонала
к фонду заработной платы (в год) на уровне [2]:
к 2024 году — 0,7%, к 2035 году — 1%.
Стратегические задачи могут быть уточнены по
результатам выполнения первоочередных задач
и этапов реализации ЭС-2035 [2].
ФОРМИРОВАНИЕ
ИННОВАЦИОННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
В
СИСТЕМЕ
ДПО
Накопленный в системе ДПО опыт позволяет сфор-
мулировать следующие направления развития инно-
вационной среды ДПО:
– создание конкурентоспособного сектора научных
исследований;
– создание мотивации для всех организаций систе-
мы ДПО и каждого работника к проведению НИР
и привлечению инновационных технологий;
– создание благоприятных условий для заинтере-
сованности организаций системы ДПО и каждого
работника в инновационной деятельности;
– формирование внутренней нормативной базы
и требований, направленных на развитие иннова-
ционной инфраструктуры;
– формирование условий для привлечения в учеб-
ный процесс инновационных технологий, создан-
ных внешней научной и производственной средой;
– взаимодействие с научной средой с целью подго-
товки кадров для системы ДПО и опережающего
обучения новым технологическим решениям;
– анализ производственной среды с целью фор-
мирования объективных требований к качеству
подготовки специалистов на базе педагогических
исследований инженерных задач;
– поиск и наращивание связей с российскими и зару-
бежными партнерами-носителями инновационных
№
6 (63) 2020
158
технологий в энергетике и образовании, создание
совместной инновационной среды с научными
и производственными компаниями;
– совершенствование административных механиз-
мов взаимодействия со всеми участниками форми-
рования национальной инновационной системы.
Кроме того, для продвижения инноваций в ТЭК на
основе развития технологических платформ необхо-
димо через систему отраслевого ДПО осуществлять
трансфер передовых знаний с учетом разработан-
ных профессиональных стандартов.
Для устранения в ТЭК сложившегося дисбалан-
са в кадрах и недостаточного наличия необходимых
квалификаций следует реализовать следующие ме-
роприятия в области ДПО:
– принять федеральную целевую программу непре-
рывного развития инженерно-технических кадров
через систему отраслевого ДПО;
– создать систему сетевого взаимодействия отрас-
левых организаций ДПО;
– заключить соглашение о сотрудничестве между
отраслевыми образовательными организациями
ДПО и объединениями работодателей;
– развивать управленческую автономию отрасле-
вых организаций ДПО;
– создавать систему непрерывной опережающей
подготовки кадров через систему ДПО;
– совершенствовать действующий в образователь-
ных организациях ДПО дуальный (практико-ори-
ентированный) подход к системе обучения;
– создать систему оценки эффективности работы
организаций ДПО.
Реализация указанных мероприятий позволит:
– оценить уровень развития кадрового потенциала
ТЭК, сформировать стратегические ориентиры
развития ДПО и определить формы взаимодей-
ствия с компаниями ТЭК;
– с учетом приоритетных направлений, изложенных
в ЭС-2035, пересмотреть содержание действую-
щих учебных программ ДПО и разработать новые
образовательные программы, ориентированные
на цифровую трансформацию энергетики;
– осуществлять на базе отраслевых организаций
ДПО непрерывную подготовку инженерно-техни-
ческого персонала для отраслей ТЭК;
– создать условия для инвестирования работодате-
лей в подготовку персонала через систему отрас-
левого ДПО;
– создать в рамках ГИС ТЭК систему перспективных
прогнозов потребности в кадрах, синхронизировать
требования компаний ТЭК и организаций ДПО;
– создать независимую систему оценки качества
ДПО и добровольной сертификации профессио-
нальных квалификаций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
ОЖИДАЕМЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ
ОТ
ПРИНЯТИЯ
КОНЦЕПЦИИ
РАЗВИТИЯ
ДПО
Сохранение отраслевого ДПО в условиях глубокого
экономического кризиса, связанного с пандемией ко-
ронавируса, требует принятия срочных системных
мер поддержки образовательных организаций ДПО.
Реализация Концепции позволит осуществить
развитие отраслевого ДПО как единого непрерыв-
ного процесса, включающего учебную и научно-ис-
следовательскую деятельность, использование ин-
новационных технологий, подбор и формирование
квалифицированного ППС, постоянное развитие ма-
териальной базы организаций ДПО в соответствии
со следующими требованиями системы управления
качеством образовательного процесса:
– осуществление ДПО на основе инновационных
технологий, обеспечивающих подготовку персо-
нала ТЭК с учетом требований профессиональ-
ных стандартов;
– создание системы ДПО, формирующей не только
профессиональный уровень, но и нравственные
качества, высокую культуру и гражданскую ответ-
ственность;
– функционирование ДПО как инновационного
учебно-научного комплекса со структурной
и функциональной адаптацией, опирающейся
на ведущие предприятия отрасли, являющиеся
носителями инновационных технологий, а также
научные организации;
– функционирование системы подготовки совмест-
ных с компаниями ТЭК и научными учреждениями
научных и образовательных проектов с учетом
ЭС-2035;
– наличие и постоянное совершенствование меха-
низма планирования инновационной деятель-
ности и управления качеством образовательного
процесса в системе ДПО.
Предполагаем, что в результате реализации Кон-
цепции развития отраслевого ДПО будет обеспечено
устойчивое удовлетворение спроса на кадровое обе-
спечение отрасли в соответствии с ЭС-2035. Тогда
удастся сохранить систему отраслевого ДПО и будет
внесен существенный вклад в развитие кадрового
потенциала ТЭК, что обеспечит надежное и безопас-
ное функционирование объектов российской энерге-
тики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Указ Президента Российской Феде-
рации от 13.05.2019 № 216 «Док-
трина энергетической безопас-
ности Российской Федерации».
URL:
http://www.kremlin.ru/acts/
bank/44252.
2. Распоряжение Правительства Рос-
сийской Федерации от 09.06.2020
№ 1523-р «Энергетическая стра-
тегия Российской Федерации на
период до 2035 года». URL: https://
www.garant.ru/products/ipo/prime/
doc/74148810/.
3. Назарычев А.Н. Концепция совер-
шенствования системы отрасле-
вого дополнительного профессио-
нального образования Минэнерго
России // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Пе-
редача и распределение, 2015,
№ 2(29). С. 110–117.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Рос-
сийской Федерации». URL: https://
base.garant.ru/77687681/.
5. Бондаренко А.Б. Образование для
ТЭК — «догоняющее» содержание
// Энергетика и промышленность
России, 2020, апрель, № 07(387).
С. 9.
ПОДГОТОВКА
КАДРОВ
Оригинал статьи: Сохранение и развитие отраслевого дополнительного профессионального образования в энергетике России
Анализ проблем кадрового обеспечения отраслей ТЭК позволяет сделать вывод
о том, что вопрос дефицита высококвалифицированных кадров в энергетике
сегодня чрезвычайно актуален. В условиях динамичного развития энергетики,
когда принимаются долгосрочные и масштабные инвестиционные программы,
эта проблема требует неотложного решения.