2
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(17),
июнь
2020
Содержание
трасс
ВЛ
в
нормативном
состоянии
.
Контроль
растительности
Игорь
БАЙРАМОВ
,
заместитель
главного
инженера
по
распре
-
делительным
сетям
ПАО
«
Ленэнерго
»
В
данной
статье
пойдет
речь
о
необходимости
содержания
трасс
ВЛ
в
нормативном
состоянии
.
Будут
рассмотрены
перспективные
(
современные
)
методы
планирования
ме
-
роприятий
по
расчистке
просек
воздушных
линий
от
дре
-
весно
-
кустарниковой
растительности
.
Р
асчистка
просек
воздушных
линий
(
ВЛ
)
в
пределах
охранной
зоны
является
важ
-
ным
мероприятием
по
содержанию
ВЛ
в
нормативном
состоянии
.
Анализ
техно
-
логических
нарушений
и
аварий
на
сетевых
объектах
показывает
,
что
причиной
33%
всех
аварийных
отключений
ВЛ
0,4–10
кВ
является
древесно
-
кустарниковая
растительность
(
ДКР
):
падение
деревьев
и
веток
на
провода
ВЛ
,
касание
ветками
про
-
водов
(
рисунок
1).
Отключения
ВЛ
от
воздействия
ДКР
относятся
как
к
«
Природным
воздействиям
»,
так
и
к
«
Недостаткам
эксплуатации
».
В
связи
с
тем
,
что
значительная
часть
ВЛ
ПАО
«
Ленэнерго
»
проходит
по
лесным
мас
-
сивам
,
основной
причиной
технологических
нарушений
в
электросетевом
комплексе
явля
-
ется
падение
деревьев
на
провода
ВЛ
,
сопровождающееся
обрывом
проводов
,
изломом
опор
и
,
как
следствие
,
длительным
прекращением
электроснабжения
потребителей
.
Стоит
заметить
,
что
большая
часть
ВЛ
возводились
в
50–70-
х
годах
прошлого
столе
-
тия
,
и
высота
деревьев
за
пределами
охранных
зон
ВЛ
в
настоящее
время
в
разы
превы
-
шает
высоту
ВЛ
0,4–10
кВ
и
ширину
охранных
зон
.
Согласно
требованиям
нормативно
-
технической
документации
,
трассы
ВЛ
следует
расчищать
при
высоте
ДКР
более
4-
х
метров
.
Планирование
работ
по
приведению
трасс
ВЛ
в
нормативное
состояние
необхо
-
димо
производить
строго
в
соответствии
с
действующим
законодательством
РФ
и
его
субъектов
.
Существуют
несколько
методик
оценки
периодичности
проведения
ра
-
бот
по
расчистке
просек
ВЛ
.
Традиционный
метод
—
в
соответствии
с
классом
бонитета
1
определя
-
ется
общая
периодичность
проведения
работ
по
расчистке
просек
ВЛ
.
Исходя
из
опыта
эксплуатации
просек
ВЛ
в
филиалах
ПАО
«
Ленэнер
-
го
»,
периодичности
капитальных
ремонтов
ВЛ
,
а
также
в
соответствии
с
классом
бонитета
по
Ленинградской
области
,
рекомендуемая
периодич
-
ность
расчистки
трасс
ВЛ
при
формировании
перспективных
(
многолетних
)
графиков
ремонтов
ВЛ
должна
составлять
6
лет
.
Мониторинг
трасс
ВЛ
и
планирование
работ
Игорь
КУЗЬМИН
,
первый
заместитель
генерального
дирек
тора
—
главный
инженер
ПАО
«
Ленэнерго
»
Рис
. 1.
Распределение
организационных
причин
аварий
за
2019
год
Природные
воздействия
33%
Недостатки
эксплуатации
36%
Сторонние
воздействия
31%
1
Класс
бонитета
—
показатель роста и потенциальной
производительности насаждений для данных условий
местопроизрастания. Определяется по единой для стра-
ны бонитировочной шкале на основе данных о средней
высоте и среднем возрасте основного элемента леса.
3
Сергей
КУКАРЦЕВ
,
главный
специалист
Службы
ЛЭП
0,4–20
кВ
ПАО
«
Ленэнерго
»
Сергей
ВИНОГРАДОВ
,
начальник
Депар
-
тамента
распредели
-
тельных
сетей
ПАО
«
Ленэнерго
»
СОЗДАНИЕ
ЦИФРОВЫХ
КАРТ
РАСТИТЕЛЬНОСТИ
В
данный
момент
специалистами
АО
«
ФИЦ
»
по
договору
с
ПАО
«
Ленэнерго
»
выпол
-
няется
научно
-
исследовательская
работа
«
Создание
региональных
карт
периодич
-
ности
расчистки
просек
ВЛ
с
изучением
скорости
прироста
основных
видов
лесо
-
образующих
древесных
пород
в
зависимости
от
климатических
зон
и
состояния
почвы
в
местах
прохождения
трасс
действующих
ВЛ
и
выдачей
рекомендаций
по
способу
выполнения
работ
».
В
рамках
данной
работы
будут
созданы
региональные
цифровые
карты
(
геоинфор
-
мационные
базы
данных
)
периодичности
расчистки
просек
ВЛ
от
ДКР
территорий
ПАО
«
Ленэнерго
»
на
основе
проведения
исследований
и
получения
данных
о
характеристи
-
ках
лесной
растительности
,
необходимых
для
определения
скорости
зарастания
просек
ВЛ
в
разрезе
лесорастительных
зон
и
лесных
районов
,
демонстрирующие
:
–
территории
,
занятые
лесом
и
другой
ДКР
;
–
распределение
занятой
лесом
и
другой
ДКР
площади
по
группам
древесных
пород
(
хвойные
,
лиственные
,
смешанные
в
различных
пропорциях
хвойных
и
лиственных
);
–
распределение
занятой
лесом
и
другой
ДКР
площади
по
преобладающим
древес
-
ным
породам
;
–
распределение
занятой
лесом
и
другой
ДКР
площади
по
сомкнутости
крон
древес
-
ного
полога
(%
проективного
покрытия
кронами
);
–
распределение
значений
средней
высоты
древесного
подроста
/
молодняка
лесов
и
другой
ДКР
в
зависимости
от
продолжительности
периода
со
времени
последней
расчистки
и
примененного
метода
расчистки
;
–
распределение
значений
среднего
годового
прироста
высоты
древесного
подроста
/
молодняка
лесов
и
другой
ДКР
в
зависимости
от
продолжительности
периода
со
времени
последней
расчистки
и
примененного
метода
расчистки
.
–
разработка
рекомендаций
по
периодичности
и
способам
расчистки
просек
ВЛ
.
Реализация
указанных
мероприятий
позволит
пересмотреть
класс
бонитета
лесов
,
по
которым
проходят
воздушные
линии
,
что
в
свою
очередь
позволит
более
точно
опре
-
делять
периодичность
расчистки
просек
для
каждой
конкретной
ВЛ
.
ПРИМЕНЕНИЕ
БПЛА
И
СПЕЦИАЛЬНОГО
ПРОГРАММНОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Еще
один
перспективный
метод
контроля
за
растительностью
—
это
обследование
воз
-
душных
линий
на
предмет
залесенности
1
с
помощью
беспилотных
летательных
аппара
-
тов
(
БПЛА
).
Инновация
данного
решения
заключается
в
получении
точного
положения
проводов
ВЛ
,
построении
трехмерной
модели
линий
электропередачи
и
просек
в
границах
охран
-
ной
зоны
по
данным
аэрофотосъемки
,
полученной
с
помощью
БПЛА
.
Ключевые
этапы
включают
:
аэрофотосъемку
,
анализ
,
визуализацию
и
обработку
полученных
данных
,
а
также
осмотр
опор
с
помощью
БПЛА
мультикоптерного
типа
.
Рас
-
смотрим
каждый
этап
более
подробно
.
Аэрофотосъемка
.
Воздушное
фотографирование
участков
ВЛ
проводится
с
помо
-
щью
БПЛА
с
жестким
крылом
в
автоматическом
режиме
по
координатам
опор
и
параме
-
трам
коридора
съемки
.
Координаты
опор
и
параметры
коридора
съемки
(
включая
нор
-
мативную
ширину
охранной
зоны
ВЛ
)
выгружаются
из
базы
данных
производственной
информационной
системы
ПАО
«
Лен
энерго
»
К
-
ГИС
.
В
эту
базу
данных
внесены
все
ВЛ
.
Перед
проведением
аэрофотосъемки
фиксируются
следующие
показатели
:
темпе
-
ратура
воздуха
,
скорость
ветра
и
загрузка
ВЛ
—
это
напрямую
влияет
на
полученный
результат
при
моделировании
расположения
провода
ЛЭП
.
Аэрофотосъемка
осущест
-
1
Залесенность
—
часть площади просеки ВЛ, проходящей по зеленым насаждениям (есте-
ственным и искусственным древостоям, кустарникам, а также садам и паркам), на которых
произрастает ДКР.
4
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(17),
июнь
2020
вляется
в
4
пролета
БПЛА
вдоль
линии
.
Для
увеличения
скорости
работ
можно
использовать
сразу
два
БПЛА
,
за
-
пуская
их
навстречу
друг
другу
с
противоположных
концов
снимаемого
участка
ВЛ
.
Цифровая
камера
в
БПЛА
располагается
под
неболь
-
шим
углом
.
Такое
расположение
камеры
позволяет
выпол
-
нить
аэрофотосъемку
опор
ЛЭП
с
разных
ракурсов
,
позво
-
ляя
собрать
больше
информации
об
объекте
и
построить
качественную
цифровую
трехмерную
модель
ВЛ
.
Анализ
.
В
результате
аэрофотосъем
-
ки
создается
очень
большой
массив
информации
,
которую
сложно
анализи
-
ровать
при
визуальном
просмотре
от
-
дельных
снимков
в
ручном
режиме
.
Для
этих
целей
разработана
специальная
гео
-
информационная
система
ВЛ
,
позволя
-
ющая
визуализировать
данные
о
линиях
электропередачи
и
проводить
измерения
по
трехмерной
модели
ВЛ
.
Полученные
снимки
загружаются
в
геоинформацион
-
ную
систему
ВЛ
.
По
команде
оператора
подключается
программное
обеспечение
,
которое
в
автоматическом
режиме
выпол
-
няет
фотометрическую
обработку
дан
-
ных
,
сшивает
отдельные
снимки
,
создает
ортофотоплан
,
также
создает
цифровую
модель
местности
.
С
помощью
специаль
-
ного
программного
обеспечения
опреде
-
ляется
пространственное
расположение
проводов
с
точностью
до
10–15
см
(
рису
-
нок
2)
и
создается
3D-
модель
ВЛ
в
фор
-
мате
KML,
которую
можно
просмотреть
в
геоинформационной
системе
ВЛ
и
вы
-
полнить
необходимые
измерения
.
Ортофотоплан
и
цифровая
модель
местности
шириной
до
200
м
сохраняются
в
геоинформационной
системе
ВЛ
и
ис
-
пользуются
для
анализа
и
оценки
фактиче
-
ского
состояния
линии
(
рисунок
3).
Визуализация
и
обработка
данных
для
определения
фактического
состояния
ВЛ
.
Полученные
данные
доступны
для
про
-
смотра
и
позволяют
получить
следующую
информацию
о
фактическом
состоянии
ВЛ
:
–
геодезические
координаты
всех
опор
линии
электропередачи
;
–
расстояние
между
опорами
;
–
высоту
каждой
опоры
над
уровнем
моря
(
в
метрах
);
–
общую
длину
ЛЭП
;
–
площадь
залесенной
территории
вдоль
ЛЭП
(
рисунок
4);
–
наиболее
пригодные
для
подъезда
(
под
-
хода
)
к
ЛЭП
пути
и
дороги
;
–
количество
деревьев
и
их
диаметр
;
–
объем
деловой
древесины
для
каждого
пролета
и
для
всей
линии
электропередачи
;
–
максимальную
высоту
ДКР
под
проводами
,
высоту
основного
лесного
массива
;
–
места
подтопления
,
заболачивания
ВЛ
и
др
.
Отдельно
следует
отметить
возможность
определения
пространственного
положения
проводов
в
охранной
зоне
:
Рис
. 2.
Пространственное
расположение
проводов
и
моделей
опор
Рис
. 3.
Ортофотоплан
и
цифровая
модель
местности
в
аэрофотосъемке
Мониторинг
трасс
ВЛ
и
планирование
работ
5
–
стрелы
провиса
и
габариты
в
каждом
пролете
ВЛ
(
рисунок
5);
–
расстояние
до
объектов
в
охранной
зоне
;
–
расстояние
от
провода
до
земли
в
лю
-
бом
месте
пролета
;
–
минимальные
расстояния
от
нижних
фазных
проводов
до
земли
;
–
расстояние
между
крайними
прово
-
дами
;
–
число
,
расположение
деревьев
,
угрожа
-
ющих
падением
на
провода
(
рисунок
6).
ОСМОТР
СОСТОЯНИЯ
ОПОР
ВЛ
ПРИ
ПОМОЩИ
БПЛА
МУЛЬТИКОПТЕРНОГО
ТИПА
В
ходе
просмотра
в
геоинформационной
системе
отдельных
опор
ВЛ
может
быть
принято
решение
о
проведении
более
тща
-
тельного
верхового
осмотра
.
С
этой
целью
и
во
избежание
применения
подъемных
сооружений
и
отключения
потребителей
уместно
произвести
облет
и
фотосъем
-
ку
отдельных
опор
ВЛ
при
помощи
БПЛА
мультикоптерного
типа
.
Полученные
в
ре
-
зультате
облета
материалы
(
рисунок
7)
позволяют
объективно
оценить
состояние
опор
и
обнаружить
следующие
дефекты
и
неисправности
:
–
наклон
опоры
вдоль
или
поперек
направления
ВЛ
,
деформации
и
корро
-
зию
отдельных
частей
опоры
;
–
наличие
дефектных
изоляторов
;
–
наличие
набросов
на
провода
;
–
отсутствие
отдельных
деталей
на
металлических
опорах
;
–
наличие
локальных
перегревов
(
при
использовании
тепловизионной
каме
-
ры
);
–
дефекты
крепежей
траверс
и
оттяжек
;
–
повреждение
провода
,
грозотроса
(
рас
-
плетение
,
обрыв
проволок
)
и
т
.
п
.
По
результатам
верхового
осмотра
со
-
ставляется
карта
осмотра
опор
ВЛ
.
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОБЛЕТОВ
ВЛ
ПРИ
ПОМОЩИ
БПЛА
В
ПАО
«
ЛЕНЭНЕРГО
»
В
2020
году
,
используя
технологии
мони
-
торинга
ВЛ
с
осуществлением
аэрофото
-
съемочных
работ
с
созданием
трехмер
-
ной
модели
ВЛ
,
были
выполнены
работы
по
обследованию
ВЛ
ПАО
«
Ленэнерго
».
Рис
. 4.
Площадь
залесенной
территории
в
пролете
опор
42-43
Рис
. 6.
Число
и
расположение
деревьев
,
угрожающих
падением
на
провода
ЛЭП
Рис
. 5.
Стрелы
провеса
6
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2(17),
июнь
2020
Рис
. 7.
Фотоматериалы
по
результатам
облета
Рис
. 8. 3D-
модель
линии
Мониторинг
трасс
ВЛ
и
планирование
работ
Издательство
журнала
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»
выпустило
книгу
академика
РАЕН
,
профессора
В
.
А
.
НЕПОМНЯЩЕГО
Тираж
книги
5000
экз
.,
объем
196
с
.,
формат
170
х
235
мм
.
Для
приобретения
издания
необходимо
позвонить
по
многоканальному
телефону
+7 (495) 645-12-41
или
написать
по
e-mail: [email protected]
В
монографии
исследована
надежность
оборудования
электростан
-
ций
и
электрических
сетей
напряжением
1150–10(6)
кВ
,
разработана
методика
сбора
и
статистичес
кой
обработки
информации
о
надеж
-
ности
оборудования
.
На
основе
статистических
данных
и
расчетов
определены
основные
параметры
надежности
и
динамика
их
из
-
менения
в
процессе
эксплуатации
.
Выявлены
статистические
за
-
коны
распределения
отказов
и
времени
восстановления
элементов
энергосис
тем
.
Проведено
их
сравнение
с
зарубежными
данными
.
7
Так
,
например
,
на
участке
ВЛ
протяженностью
10
км
полу
-
чено
около
2,5
тысячи
снимков
.
В
результате
обработки
снимков
выявлено
358
деревьев
,
угрожающих
падением
на
провода
,
определена
площадь
,
подлежащая
расчист
-
ке
просек
, — 67
га
и
площадь
,
подлежащая
расширению
в
пределах
охранной
зоны
, — 115,4
га
.
По
данным
для
обследованных
ВЛ
были
построены
3D-
модели
(
рисунок
8)
и
в
автоматическом
режиме
подго
-
товлены
таблицы
с
исходными
данными
для
оценки
зале
-
сенности
ВЛ
.
Полученные
материалы
были
необходимы
,
в
первую
очередь
,
для
оценки
залесенности
ВЛ
.
Вместе
с
тем
мате
-
риалы
позволили
оценить
безопасность
функционирования
и
уровень
эксплуатации
ВЛ
,
соблюдение
требований
,
предъ
-
являемых
к
земельным
участкам
,
расположенным
в
грани
-
цах
охранной
зоны
ВЛ
,
в
том
числе
соблюдение
запретов
:
–
проводить
строительство
,
капитальный
ремонт
,
снос
любых
зданий
и
сооружений
;
–
осуществлять
всякого
рода
горные
,
взрывные
,
мелиора
-
тивные
работы
,
посадку
деревьев
,
полив
сельскохозяй
-
ственных
культур
;
–
размещать
автозаправочные
станции
;
–
загромождать
подъезды
и
подходы
к
опорам
ВЛ
;
–
устраивать
свалки
снега
,
мусора
и
грунта
;
–
складировать
корма
,
удобрения
,
солому
и
пр
.;
–
разводить
огонь
;
–
устраивать
спортивные
площадки
,
стадионы
,
остановки
транспорта
,
проводить
любые
мероприятия
,
связанные
с
большим
скоплением
людей
,
и
др
.
В
заключение
необходимо
отметить
,
что
технология
мо
-
ниторинга
ВЛ
с
осуществлением
аэрофотосъемочных
работ
при
помощи
БПЛА
,
обработки
данных
в
автоматическом
ре
-
жиме
,
созданием
трехмерной
модели
ВЛ
может
полностью
заменить
трудоемкие
и
ресурсоемкие
работы
ВЛ
(
в
част
-
ности
осмотры
ВЛ
,
в
том
числе
с
применением
подъемных
сооружений
и
обесточением
потребителей
).
Обработка
больших
массивов
информации
о
фактическом
состоянии
ВЛ
позволит
получать
высокоточные
параметрические
дан
-
ные
о
ВЛ
,
в
том
числе
актуальные
данные
по
залесенности
охранной
зоны
ВЛ
.
Применение
БПЛА
также
позволит
снизить
риски
произ
-
водственного
травматизма
на
ВЛ
.
Эффект
работы
заключается
в
снижении
ущерба
от
тех
-
нологических
нарушений
,
вызванных
отключениями
ВЛ
из
-
за
перекрытия
воздушных
промежутков
между
проводами
и
ДКР
,
а
также
в
снижении
затрат
на
обслуживание
ВЛ
путем
их
оптимизации
при
планировании
работ
по
приведению
просек
ВЛ
в
нормативное
состояние
.
Оригинал статьи: Содержание трасс ВЛ в нормативном состоянии. Контроль растительности
В данной статье пойдет речь о необходимости содержания трасс ВЛ в нормативном состоянии. Будут рассмотрены перспективные (современные) методы планирования мероприятий по расчистке просек воздушных линий от древесно-кустарниковой растительности.