События, оказавшие существенное влияние на функционирование и развитие мировых энергосистем в феврале – марте 2017 года

background image

background image

114

События, оказавшие 
существенное влияние 
на функционирование 
и развитие мировых 
энергосистем

в феврале – марте 2017 года

*

 

Материал

 

подготовлен

 

при

 

поддержке

 

и

 

непосредствен

-

ном

 

участии

 

специалистов

 

Системного

 

оператора

 

ЕЭС

.

м

и

р

о

в

о

й

 о

п

ы

т

мировой опыт

УНИВЕРСИТЕТ

 

ЭКСЕТЕРА

 

ВЫСТУПИЛ

 

ЗА

 

СОЗДАНИЕ

 

ПОЛНОСТЬЮ

 

НЕЗАВИСИМОГО

 ISO 

В

 

ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В

 

рамках

 

обсуждения

 

предложений

 

британского

 

национального

 

регуля

-

тора

 Ofgem 

о

 

выделении

 

из

 

составе

 

холдинга

 National Grid 

независимого

 

системного

 

оператора

 

представители

 

университета

 

Эксетера

 — 

эксперты

 

по

 

вопросам

 

отраслевого

 

развития

 

и

 

энергетической

 

политики

 — 

выска

-

зали

 

предложение

 

о

 

создании

 

полно

-

стью

 

независимого

 

системного

 

опе

-

ратора

 (independent system operator, 

ISO), 

то

 

есть

 

о

 

выводе

 

его

 

из

 

состава

 

холдинга

.

Создание

 

полностью

 

самостоя

-

тельной

 

компании

которой

 

будет

 

передан

 

функционал

 

системного

 

оператора

по

 

мнению

 

специалистов

 

университета

позволит

 

ликвидиро

-

вать

 

возможности

 

злоупотреблений

 

со

 

стороны

 National Grid 

при

 

приня

-

тии

 

решений

 

по

 

развитию

 

националь

-

ной

 

энергосистемы

 

и

как

 

следствие

повысит

  «

кредит

 

общественного

 

до

-

верия

», 

что

 

облегчит

 

выполнение

 

но

-

вой

 

компанией

 

поставленных

 

перед

 

ней

 

задач

При

 

этом

 

отделение

 

буду

-

щего

 ISO 

от

 National Grid 

не

 

потребу

-

ет

 

чрезмерных

 

временных

 

или

 

орга

-

низационных

 

затрат

.

В

 

обоснование

 

своей

 

позиции

 

эксперты

 

указали

что

 

сохранение

 

за

 

частной

 

компанией

 

ключевого

 

поло

-

жения

 

при

 

решении

 «

социально

 

зна

-

чимых

» 

задач

 

не

 

является

 

оправдан

-

ным

Соответственно

мнение

 Ofgem 

о

 

достаточности

 

предлагаемых

 

мер

 

по

 

созданию

 

в

 

составе

 

холдинга

 

са

-

мостоятельного

 

юридического

 

лица

,

чтобы

 

избежать

 

возможного

 

кон

-

фликта

 

интересов

не

 

вполне

 

оправ

-

данно

так

 

как

 

сохраняется

 

основа

 

для

 

оспаривания

 

правомерности

 

решений

 

системного

 

оператора

 

и

 

со

 

стороны

 

других

 

энергокомпаний

и

 

со

 

стороны

 

общественности

При

 

этом

 ISO 

должен

 

иметь

 

статус

 

не

-

коммерческого

 

юридического

 

лица

а

 

также

 

дополнительно

 

получить

 

необходимые

 

функции

 

в

 

сфере

 

газо

и

 

теплоснабжения

обеспече

-

ния

 

работы

 

электротранспорта

что

-

бы

 

занять

 

лидирующее

 

положение

 

и

 

обеспечить

 

комплексное

 

развитие

 

сетей

 

и

 

энергорынков

.

Кроме

 

того

эксперты

 

в

 

очеред

-

ной

 

раз

 

отметили

 

необходимость

 

из

-

менить

 

подход

 

к

 

нормативно

-

техни

-

ческому

 

регулированию

 

в

 

отрасли

выступая

 

за

 

передачу

 

соответствую

-

щих

 

функций

 

независимой

 

организа

-

ции

 — 

скорее

 

всего

, ISO — 

и

 

за

 

огра

-

ничение

 

полномочий

 Ofgem 

только

 

экономическим

 

регулированием

.

National Grid, 

со

 

своей

 

стороны

еще

 

в

 

ноябре

 2016 

года

 

заявлял

что

 

полное

 

лишение

 

холдинга

 

функций

 

системного

 

оператора

 

будет

 

крайне

 

деструктивным

 

решением

.


background image

115

1

 

К о м и т о л о г и я

 — 

система

 

комитетов

созданных

 

Советом

 

министров

 

при

 

Еврокомиссии

в

 

которых

 

отслежива

-

ется

 

исполнение

 

принятых

 

законодательных

 

решений

 

ЕС

.

2

 

Согласно

 

ст

. 28 

директивы

 

ЕС

 

от

 13 

июля

 2009 

года

 

 2009/72/

ЕС

 

замкнутая

 

распределительная

 

сеть

 (closed 

distribution system) 

представляет

 

собой

  «

электрическую

 

сеть

обеспечивающую

 

распределение

 

электроэнер

-

гии

 

на

 

географически

 

ограниченной

 

территории

где

 

осуществляются

 

промышленная

 

либо

 

коммерческая

 

дея

-

тельность

 

или

 

бизнес

-

обслуживание

 

без

 

снабжения

 

бытовых

 

потребителей

при

 

условии

 

объединения

 

в

 

соот

-

ветствии

 

с

 

техническими

 

характеристиками

 

или

 

требованиями

 

безопасности

 

процессов

 

управления

 

данной

 

сетью

 

или

 

процессов

 

производства

 

присоединенных

 

к

 

ней

 

потребителей

 

либо

 

при

 

условии

что

 

данная

 

сеть

 

обеспечивает

 

распределение

 

электроэнергии

в

 

первую

 

очередь

для

 

собственника

 

или

 

оператора

 

сети

 

или

 

для

 

связанных

 

с

 

ними

 

предприятий

».

3

 

В

 

настоящее

 

время

 

все

 

восемь

 

системных

 

кодексов

разрабатываемых

 ENTSO-E, 

прошли

 

процедуру

 

комитоло

-

гии

 (

одобрены

 

странами

-

членами

 

ЕС

). 

Пять

 

кодексов

 

вступили

 

в

 

силу

а

 

три

 

кодекса

 

направлены

 

на

 

рассмотре

-

нии

 

в

 

Европарламент

 

и

 

Совет

 

ЕС

.

ПОСЛЕДНИЙ

 

ИЗ

 

ВОСЬМИ

  

ЗАПЛ

 

АНИРОВАН

-

НЫХ

 ENTSO-E 

К

 

ПРИНЯТИЮ

 

СИСТЕМНЫХ

 

КОДЕКСОВ

 

ПРОШЕЛ

 

ПРОЦЕДУРУ

 

КОМИТОЛОГИИ

1

16 

марта

 2017 

года

 

представите

-

ли

 

стран

-

членов

 

ЕС

 

одобрили

 

по

-

следний

 

из

 

восьми

 

разрабатыва

-

емых

 

Европейской

 

ассоциацией

 

сис

 

темных

 

операторов

 

электро

-

энергетики

 (ENTSO-E) 

системных

 

кодексов

  — 

кодекс

 

по

 

балансиро

-

ванию

 

энергосистем

 Network Code 

on Electricity Balancing (NC EB). 

Кодекс

 

устанавливает

 

правила

 

конкурентного

 

трансграничного

 

рынка

 

мощности

 

для

 

целей

 

ба

-

лансирования

 

энергосистем

Кодекс

 

представляет

 

собой

 

детальное

 

руководство

 

по

 

обе

-

спечению

 

балансовой

 

надежности

 

энергосистем

включая

 

установле

-

ние

 

общих

 

принципов

 

проведения

 

расчетов

 

и

 

закупок

 

необходимых

 

резервов

 

мощности

 

в

 

целях

 

под

-

держания

 

номинальной

 

частоты

а

 

также

 

общую

 

методологию

 

акти

-

вации

 

и

 

восстановления

 

резервов

.

Основными

 

целями

 

кодекса

 

являются

1) 

усиление

 

эффективности

 

ба

-

лансирования

 

энергосистем

а

 

также

 

функционирования

 

ев

-

ропейского

 

и

 

национальных

 

ба

-

лансирующих

 

рынков

;

2) 

интеграция

 

балансирующих

 

рынков

 

и

 

стимуляция

 

обмена

 

системными

 

услугами

 

для

 

обе

-

спечения

 

надежности

 

и

 

устой

-

чивости

;

3) 

обеспечение

 

эффективной

 

дол

-

госрочной

 

работы

 

и

 

развития

 

европейской

 

энергосистемы

 

и

 

всего

 

энергетического

 

секто

-

ра

 

в

 

ЕС

способствуя

 

эффек

-

тивной

 

и

 

согласованной

 

ра

-

боте

 

рынков

 

на

 

сутки

 

вперед

внутрисуточного

 

и

 

балансиру

-

ющего

;

4) 

обеспечение

 

законности

неди

-

скриминационности

 

и

 

прозрач

-

ности

 

рыночных

 

процедур

 

по

 

закупке

 

услуг

 

по

 

балансирова

-

нию

исключение

 

нежелатель

-

ных

 

препятствий

 

для

 

новых

 

участников

 

энергорынков

уси

-

ление

 

ликвидности

 

балансиру

-

ющих

 

рынков

предотвращение

 

нарушений

 

на

 

внутренних

 

элек

-

троэнергетических

 

рынках

;

5) 

облегчение

 

применения

 

меха

-

низма

 

ценозависимого

 

потреб

-

ления

 (demand response), 

в

 

том

 

числе

 

за

 

счет

 

объединения

 

объ

-

ектов

 

генерации

 

и

 

сис

 

тем

 

акку

-

мулирования

 

энергии

обеспече

-

ние

 

их

 

конкурентоспособности

 

с

 

другими

 

услугами

 

по

 

ба

 -

лансированию

 

энергосистемы

 

и

в

 

случае

 

необходимости

обес

-

печение

 

для

 

таких

 

энергообъек

-

тов

 

возможности

 

независимого

 

оказания

 

услуг

 

для

 

отдельных

 

объектов

 

потребления

;

6) 

облегчение

 

участия

 

в

 

энерго

-

рынке

 

ВИЭ

-

генерации

 

и

 

под

-

держка

 

целей

 

ЕС

 

по

 

внедрению

 

в

 

европейскую

 

энергосистему

 

генерации

 

на

 

ВИЭ

.

Положения

 NC EB 

распростра

-

няются

 

на

 

системных

 

операторов

 

магистральных

 

и

 

распределитель

-

ных

 

сетей

  (

включая

 

замкнутые

2

), 

национальные

 

регулирующие

 

органы

Агентство

 

по

 

сотрудни

-

честву

 

регуляторов

 

энергетики

 

(ACER), ENTSO-E, 

третьи

 

сторо

-

ны

область

 

компетенции

 

которых

 

затрагивают

 

положения

 

кодекса

а

 

также

 

участников

 

энергорынка

.

Кодекс

 

будет

 

направлен

 

на

 

рас

-

смотрение

 

в

 

Европарламент

 

и

 

Со

-

вет

 

ЕС

 

на

 

предмет

 

соответствия

 

положениям

 «

третьего

 

энергопаке

-

та

» 

и

 

при

 

положительном

 

резуль

-

тате

 

его

 

рассмотрения

 

приобретет

 

статус

 

обязательного

 

к

 

соблюде

-

нию

 

в

 

странах

 

ЕС

 

нормативного

 

документа

3

.

СИСТЕМНЫЕ

 

ОПЕРАТОРЫ

 

ЕС

 

СОЗДАЮТ

 

СОВМЕСТНЫЙ

 

РЕГИОНАЛЬНЫЙ

 

ЦЕНТР

 

ПО

 

РАСЧЕТУ

 

ПРОПУСКНОЙ

 

СПОСОБНОСТИ

Шестнадцать

 

системных

 

опера

-

торов

 

Евросоюза

 

создают

 

ре

-

гиональный

 

Центр

 

по

 

расчету

 

пропускной

 

способности

 (Core 

Capacity Calculation Region, CCR). 

Создание

 CCR 

осуществляется

 

в

 

соответствии

 

с

 

решением

 

евро

-

пейского

 

Агентства

 

по

 

сотрудни

-

честву

 

регуляторов

 

в

 

энергетике

 

(ACER).

Центр

 

будет

 

проводить

 

рас

-

четы

 

трансграничной

 

пропускной

 

способности

 

для

 

электрической

 

сети

расположенной

 

на

 

большей

 

части

 

континентальной

 

Европы

Системными

 

операторами

 

в

 

рам

-

ках

 CCR 

будут

 

внедряться

 

общие

 

методологии

 

расчета

 

и

 

оптими

-

зации

 

трансграничных

 

перетоков

 

мощности

что

как

 

планируется

позволит

 

облегчить

 

трансгранич

-

ную

 

торговлю

не

 

создавая

 

при

 

этом

 

угрозы

 

надежности

 

энерго

-

снабжения

 

национальных

 

потре

-

бителей

Проект

 

по

 

созданию

 CCR 

был

 

запущен

 

в

 

марте

 2016 

года

 

и

 

рас

-

сматривается

 

как

 

важный

 

шаг

 

на

 

пути

 

к

 

объединенному

 

энерго

-

рынку

который

 

стал

 

возможен

 

благодаря

 

разработке

 

системных

 

кодексов

 

ЕС

представляющих

 

свод

 

правил

 

по

 

обеспечению

 

на

-

дежного

 

функционирования

 

евро

-

пейских

 

энергосистем

Разработку

 

системных

 

кодексов

 

планируется

 

завершить

 

в

 2017 

году

когда

 

они

 

будут

 

дополнены

 

новыми

 

прави

-

лами

 

по

 

функционированию

 

ба

-

лансирующего

 

рынка

.

Определение

 

доступной

 

для

 

целей

 

торговли

 

пропускной

 

спо

-

собности

 

трансграничных

 

связей

 

будет

 

осуществляться

 

на

 

основе

 

расчета

 

физического

 

потокорас

-

 2 (41) 2017


background image

116

МИРОВОЙ

ОПЫТ

пределения

 

в

 

регионе

 CCR 

в

 

рам

-

ках

 

планирования

 

на

 

сутки

 

впе

-

ред

Далее

 

системные

 

операторы

 

планируют

 

разработать

 

и

 

вне

-

дрить

 

общие

 

методологии

 

расчета

 

пропускной

 

способности

 

в

 

рамках

 

внутрисуточного

 (intraday) 

и

 

долго

-

срочного

 (long-term) 

планирова

-

ния

По

 

проекту

 

также

 

будет

 

разра

-

ботана

 

общая

 

методология

 

коор

-

динированного

 

перераспределе

-

ния

 

трансграничных

 

перетоков

 (re-

dispatching) 

и

 

организации

 

встреч

-

ной

 

торговли

 (countertrading) 

в

 

целях

 

ликвидации

 

перегрузок

 

в

 

объединенной

 

передающей

 

сети

В

 

проекте

 

участвуют

 

систем

-

ные

 

операторы

 

из

 

Австрии

Бель

-

гии

Венгрии

Германии

Голлан

-

дии

Люксембурга

Польши

Румы

-

нии

Словении

Словакии

Фран

-

ции

Хорватии

 

и

 

Чехии

.

В

 

ИНДИИ

 

СОЗДАН

 

НЕЗАВИСИМЫЙ

 

СИСТЕМНЫЙ

 

ОПЕРАТОР

В

 

соответствии

 

с

 

решением

 

пра

-

вительства

 

Индии

 

национальный

 

системный

 

оператор

 — Power 

System Operation Corporation Ltd 
(POSOCO) — 

выделен

 

из

 

состава

 

корпорации

 Power Grid Corporation 

of India Ltd (PGCIL), 

крупнейшего

 

собственника

 

магистральных

 

се

-

тей

 

в

 

стране

В

 

рамках

 

иерархической

 

струк

-

туры

 

диспетчерского

 

управления

 

национальной

 

энергосистемой

 

в

 

Индии

 

действуют

 

один

 

общена

-

Центр

 

диспетчерского

 

управления

 

энергосистемой

 

северо

-

восточной

 

части

 

Индии

циональный

 

диспетчерский

 

центр

 

(National Load Despatch Center, 
NLDC), 5 

региональных

 (Regional 

Load Despatch Center, RLDC) 

и

 33 

центра

 

в

 

отдельных

 

шта

-

тах

 (State Load Despatch Center, 

SLDC). 

По

 

итогам

 

проводившейся

 

в

 

Ин

-

дии

 

реформы

 

отрасли

 

согласно

 

приказу

 

национального

 

мини

-

стерства

 

энергетики

 

в

 2009 

году

 

в

 

составе

 PGCIL 

была

 

создана

 

дочерняя

 

компания

 — POSOCO, 

в

 

собственность

 

которой

 

были

 

пе

-

реданы

 NLDC 

и

 

все

 RLDC.

После

 

вступления

 

в

 

силу

 

в

 2011 

году

 

законодательных

 

требований

 

об

 

осуществлении

 

деятельности

 

в

 

сфере

 

передачи

 

электроэнергии

 

по

 

магистраль

-

ным

 

сетям

 

на

 

условиях

 

свобод

-

ной

 

конкуренции

 

сохранение

 

за

 

PGCIL 

наравне

 

с

 

лицензией

 

на

 

управление

 

магистральными

 

се

-

тями

 

также

 

и

 

функций

 

системного

 

оператора

 

было

 

признано

 

прави

-

тельством

 

нецелесообразным

В

 

марте

 2015 

года

 

было

 

принято

 

президентское

 

решение

 

о

 

соз

-

дании

 

независимого

 

системного

 

оператора

 

в

 

собственности

 

госу

-

дарства

.

В

 

настоящее

 

время

 

процедура

 

передачи

 100% 

акций

 POSOCO 

от

 PGCIL 

в

 

собственность

 

пра

-

вительства

 

Индии

 

завершена

и

 

с

 3 

января

 2017 

года

 

системный

 

оператор

 

действует

 

в

 

статусе

 

не

-

зависимой

 

государственной

 

ком

-

пании

 (Independent Government 

Company).

RTE 

ПРЕДСТАВЛЯЕТ

 

ПРОЕКТ

 «

ВИРТУАЛЬНЫХ

 

ЛЭП

» 

НА

 

ОСНОВЕ

 

НАКОПИТЕЛЕЙ

 

ЭНЕРГИИ

Системный

 

оператор

 

Франции

 

Réseau de Transport d'Électricité 
(RTE) 

представил

 

исследователь

-

ский

 

проект

получивший

 

наимено

-

вание

 RINGO, 

целью

 

которого

 

яв

-

ляется

 

интегрирование

 

в

 

энергоси

-

стему

 

накопителей

 

энергии

 

таким

 

образом

чтобы

 

в

 

отношении

 

пере

-

токов

 

электроэнергии

 

они

 

действо

-

вали

 

как

 

дополнительные

 

ЛЭП

так

 

называемые

 «

виртуальные

 

ЛЭП

».

Концепция

 «

виртуальных

 

ЛЭП

» 

основывается

 

на

 

использовании

 

накопителей

 

энергии

 

для

 

сниже

-

ния

 

перегрузок

 

в

 

сети

Вместо

 

строительства

 

дополнительных

 

ЛЭП

 

в

 

целях

 

ликвидации

 

пере

-

грузок

вызванных

 

ограничениями

 

пропускной

 

способности

в

 

крити

-

ческих

 

точках

 

сети

связывающих

 

электростанции

 

с

 

центрами

 

потре

-

бления

будут

 

размещены

 

нако

-

пители

 

электроэнергии

Проектом

 

RINGO 

предусмотрена

 

установка

 

к

 2020 

году

 

в

 

пяти

 

городах

 

Фран

-

ции

 

емкостных

 

накопителей

 

мощ

-

ностью

 100 

МВт

 

каждый

вероят

-

нее

 

всего

на

 

базе

 

литий

-

ионных

 

батарей

.

При

 

решении

 

указанных

 

задач

кроме

 

проблем

 

технического

 

харак

-

тера

, RTE 

приходится

 

учитывать

законодательные

 

требования

В

 

на

-

стоящее

 

время

 

сис

 

темный

 

опе

-

ратор

 

не

 

имеет

 

права

 

совершать

 

отбор

 

электроэнергии

 

из

 

электри

-

ческой

 

сети

 

в

 

целях

 

ее

 

накопления

 

с

 

последующей

 

выдачей

 

в

 

сеть

так

 

как

 

эти

 

действия

 

могут

 

рассма

-

триваться

 

как

 

дестабилизирующие

 

рынок

 

в

 

случаях

 

отбора

 

электро

-

энергии

 

при

 

низких

 

ценах

 

и

 

выдаче

 

ее

 

в

 

сеть

 

при

 

высоких

 

ценах

Сейчас

 RTE 

может

 

использо

-

вать

 

накопители

 

энергии

 

на

 

ло

-

кальном

 

уровне

 

для

 

управления

перетоками

 

электроэнергии

при

-

чем

 

только

 

в

 

случае

 

баланса

 

спроса

 

и

 

предложения

 

как

 

в

 

мо

-

мент

 

отбора

так

 

и

 

во

 

время

 

вы

-

дачи

 

электроэнергии

 

в

 

сеть

. RTE 

ведет

 

переговоры

 

по

 

данному

 

во

-

просу

 

с

 

национальным

 

регулято

-

ром

 — 

Комиссией

 

по

 

регулирова

-

нию

 

энергетики

 (Commission der 

Régulation de l’Energie, CRE).

Общая

 

стоимость

 

проекта

 

оце

-

нивается

 

в

 100 

млн

 

евро

.


background image

117

Крупнейшая

 

электростанция

 

в

 

Калифорнии

ШТАТ

 

КАЛИФОРНИЯ

 

АКТИВИЗИРУЕТ

 

УСТАНОВКУ

 

НАКОПИТЕЛЕЙ

 

ЭНЕРГИИ

Комиссия

 

по

 

коммунальному

 

об

-

служиванию

 

американского

 

шта

-

та

 

Калифорния

 (California Public 

Utility Commission, CPUC), 

вы

-

полняющая

 

функции

 

отраслевого

 

регулятора

 

для

 

энергокомпаний

 

штата

приняла

 

решение

 

ускорить

 

выполнение

 

программы

 

по

 

разви

-

тию

 

технологий

 

накопления

 

энер

-

гии

 (Energy Storage Procurement 

Framework and Design Program). 

Данная

 

программа

 

предусматри

-

вает

 

в

 

частности

 

для

 

специально

 

отобранных

 

компаний

 

обязан

-

ность

 

установить

 

в

 

энергосисте

-

ме

 

штата

 

накопители

 

энергии

 

общей

 

мощностью

 1325 

МВт

 

к

 2020 

году

чтобы

 

обеспечить

 

интеграцию

 

в

 

сеть

 

растущих

 

объ

-

емов

  «

неустойчивой

» 

ВИЭ

-

гене

-

рации

 

и

 

повысить

 

надежность

 

работы

 

энергосистемы

.

Компании

 Southern California 

Edison Company (SCE) 

и

 San 

Diego Gas & Electric Company 
(SDG&E) 

в

 

соответствии

 

с

 

офици

-

альным

 

распоряжением

 (Storage 

Mandate) CPUC 

должны

 

будут

 

сократить

 

изначально

 

заплани

-

рованные

 

сроки

 

установки

 

нако

-

пителей

В

 

течение

 

второго

 

по

-

лугодия

 2016 

года

 

в

 

Калифорнии

 

были

 

присоединены

 

к

 

электри

-

ческой

 

сети

 

накопители

 

энергии

 

суммарной

 

мощностью

 

около

 

100 

МВт

в

 

том

 

числе

 

два

 

ком

-

плекса

 

по

 20 

МВт

находящиеся

 

в

 

собственности

 SCE 

и

 

крупной

 

канадской

 

компании

 AltaGas. 

Кроме

 

того

компания

 AES Energy 

Storage — 

дочерняя

 

компания

 

корпорации

 AES — 

в

 

настоящее

 

время

 

завершает

 

два

 

проекта

 

по

 

установке

 

емкостных

 

накопите

-

лей

 

мощностью

 30 

и

 7,5 

МВт

 

для

 

SDG&E 

и

 

в

 

дальнейшем

 

планиру

-

ет

 

построить

 

собственный

 

нако

-

пительный

 

комплекс

 

мощностью

 

300 

МВт

 

в

 

Лонг

-

Бич

.

Активизация

 

программы

 

штата

по

 

развитию

 

технологий

 

накоп

-

ления

 

энергии

 

рассматривает

-

ся

 CPUC 

как

 

одно

 

из

 

приори

-

тетных

 

направлений

 

работы

 

на

 

2017 

год

 

и

 

согласно

 

новому

 

за

-

кону

 Assembly Bill 2868 

включает

 

в

 

себя

 

задачу

 

по

 

доведению

 

сум

-

марной

 

мощности

 

накопителей

 

до

 500 

МВт

TERNA

ЗАВЕРШИЛ

 

ПРОКЛАДКУ

 

ПОДВОДНОГО

 

КАБЕЛЯ

ЧЕРНОГОРИЯ

ИТАЛИЯ

Итальянский

 

системный

 

опера

-

тор

 Terna, 

один

 

из

 

разработчи

-

ков

 

проекта

 

электрического

 

со

-

единения

 

между

 

Черногорией

 

и

 

Италией

завершил

 

прокладку

 

подводной

 

части

 

соединения

 

че

-

рез

 

Адриатическое

 

море

Про

-

кладка

 

кабеля

 

включала

 

работы

 

на

 

глубине

 

до

 1200 

м

 

ниже

 

уров

-

ня

 

моря

Трансграничное

 

соединение

 

пропускной

 

способностью

 1 

ГВт

 

и

 

общей

 

протяженностью

 415 

км

из

 

которых

 390 

км

 

проходит

 

по

 

дну

 

Адриатического

 

моря

со

-

стоит

 

из

 2-

х

 HVDC 

кабелей

 

на

-

пряжением

 500 

кВ

 

в

 

биполярном

 

исполнении

Соединение

 

свяжет

 

электрические

 

сети

находящих

-

ся

 

на

 

побережье

 

Адриатического

 

моря

 

регионов

 

Абруцци

 (Abruzzo) 

в

 

Италии

 

и

 

Тиват

 (Tivat) 

в

 

Черно

-

гории

Сооружение

 

участка

 

на

 

территории

 

Черногории

 

выпол

-

няется

 

другим

 

разработчиком

 

проекта

 — 

сис

 

темным

 

опера

-

тором

 

Черногории

 Crnogorski 

Elektroprenosni Sistem (CGES) 

и

 

включает

 

строительство

 

ПС

 

400/110/35 

кВ

 Lastva (2×300 

МВА

и

 

ВЛ

 400 

кВ

 Lastva — 

Č

evo — 

Pljevlja (

на

 

участке

 Lastva — 

Č

evo 

в

 

двухцепном

 

исполнении

).

Соединение

 

позволит

 

Италии

 

импортировать

 

электроэнергию

из

 

Черногории

а

 

также

 

будет

 

спо

-

собствовать

 

интеграции

 

элек

 -

трических

 

сетей

 

Юго

-

Восточ

-

ной

 

Европы

 

с

 

сетями

 

остальных

 

стран

 

ЕС

Черногория

для

 

кото

-

рой

 

выделяется

 20% 

от

 

пропуск

-

ной

 

способности

 

соединения

после

 

ввода

 

его

 

в

 

эксплуатацию

 

также

 

получит

 

значительный

 

до

-

ход

в

 

том

 

числе

 

из

-

за

 

своего

 

по

-

ложения

 

в

 

центре

 

пересечения

 

перетоков

 

электроэнергии

 

между

 

Италией

 

и

 

другими

 

странами

 

За

-

падной

 

Европы

 

за

 

счет

 

экспорта

 

в

 

Италию

 

электроэнергии

 

ВИЭ

-

генерации

.

Общая

 

стоимость

 

проек

-

та

 

составляет

 800 

млн

 

евро

Еврокомиссия

немецкий

 

го

-

сударственный

 

банк

 KfW 

и

 

Ев

-

ропейский

 

банк

 

реконструкции

 

и

 

развития

 EBRD 

предоставили

 

грант

 

в

 

размере

 3,5 

млн

 

евро

 

на

 

разработку

 

проекта

 

соединения

 

и

 

строительство

 

черногорской

 

части

 

в

 

рамках

 

инициативы

 

ЕС

 

по

 

инвестициям

 

в

 

инфраструк

-

туру

 

Западных

 

Балкан

 (Western 

Balkans Investment Framework). 

Дополнительно

 

ЕС

 

выделил

 

на

 

поддержку

 

проекта

 25 

млн

 

евро

 

по

 

программе

 

софинанси

-

рования

 

инвестицион

 

ных

 

про

-

ектов

 

в

 

Западных

 

Балканах

(Connectivity Agenda — Co-

  nan-

cing  of  Investment  Projects  in  the 
Western Balkans). 

Ввод

 

соедине

-

ния

 

в

 

эксплуатацию

 

запланиро

-

ван

 

на

 

конец

 2017 

года

.

 2 (41) 2017


background image

118

ская

 

АЭС

» 

на

 

ПС

 «

Утена

» 

в

 

целях

 

повышения

 

надежности

 

энерго

-

снабжения

 

потребителей

 

севе

-

ро

-

восточного

 

региона

 

в

 

связи

 

с

 

прогнозируемым

 40-

процентным

 

ростом

 

потребления

 

к

 2025 

году

Кроме

 

того

частью

 

планов

 

по

 

синхронизации

 

с

 

европейскими

 

энергосистемами

 

являются

 

так

-

же

 

начавшиеся

 

в

 

прошлом

 

году

 

подготовительные

 

работы

 

по

 

ре

-

конструкции

 

ВЛ

 330 

кВ

 

Литовская

 

ЭС

 — 

Вильнюс

.

Процедуру

 

государственных

закупок

 

на

 

проектные

 

работы

и

 

работы

 

по

 

реконструкции

 

элек

-

тросетевой

 

инфраструктуры

 

в

 

соответствии

 

с

 

объявленными

 

системным

 

оператором

 

планами

 

планируется

 

запустить

 

в

 

середи

-

не

 2017 

года

OFGEM 

ОБЪЯВЛЯЕТ

 

О

 

СОКРАЩЕНИИ

 

ОБЩЕГО

 

ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

NATIONAL GRID

Британский

 

энергетический

 

регу

-

лятор

 Ofgem 

объявил

 

о

 

сокраще

-

нии

 

на

 225 

млн

 

долларов

 

объема

 

финансирования

выделяемого

 

национальному

 

системному

 

опе

-

ратору

 National Grid 

на

 

осущест

-

вление

 

деятельности

 

по

 

управ

-

лению

 

электрическими

 

сетями

 

и

 

магистральными

 

газопроводами

 

высокого

 

давления

.

Решение

 Ofgem 

последовало

 

за

 

пересмотром

 

мер

 

по

 

регулиро

-

ванию

 

цен

 

на

 

передачу

 

электро

-

энергии

 

на

 

период

 

до

 2021 

го

-

дов

что

 

связано

 

с

 

уменьшением

 

объема

 

выполняемых

 National 

Grid 

работ

 

по

 

защите

 

ЛЭП

 

от

 

по

-

Игналинская

 

АЭС

Литва

МИРОВОЙ

ОПЫТ

ELIA 

ОБЪЯВЛЯЕТ

 

ТЕНДЕР

 

ПО

 

ФОРМИРОВАНИЮ

 

СТРАТЕГИЧЕСКОГО

 

РЕЗЕРВА

 

МОЩНОСТИ

Указом

 

министерства

 

энергети

-

ки

 

Бельгии

вступившим

 

в

 

силу

 

в

 

январе

 2017 

года

системному

 

оператору

 Elia 

поручено

 

сфор

-

мировать

 

стратегический

 

резерв

 

мощности

 

в

 

объеме

 900 

МВт

 

на

 

зимние

 

периоды

 2017–2018, 

2018–2019 

и

 2019–2020 

годов

В

 

соответствии

 

с

 

Законом

 

об

 

электроэнергетике

 

системный

 

оператор

 

должен

 

начать

 

тендер

-

ные

 

процедуры

 

по

 

отбору

 

резер

-

вов

 

мощности

 

не

 

позднее

чем

 

через

 

месяц

 

после

 

вступления

 

в

 

силу

 

Указа

 

министерства

В

 

со

-

ответствии

 

с

 

этим

 15 

февраля

 

2017 

года

 

на

 

официальном

 

веб

-

сайте

 Elia 

был

 

размещен

 

ряд

 

документов

 

для

 

потенциальных

 

участников

 

в

 

целях

 

подготовки

 

к

 

тендеру

в

 

том

 

числе

:

 

процедура

 

формирования

 

стра

-

тегического

 

резерва

 (Procedure 

for Constitution of Strategic 
Reserve), 

где

 

для

 

участников

 

рынка

 

представлена

 

информа

-

ция

 

об

 

условиях

 

проведения

 

тендера

;

 

правила

 

формирования

 

страте

-

гического

 

резерва

 (Functioning 

Rules), 

утвержденные

 

нацио

-

нальным

 

регулятором

 — 

Ко

-

миссией

 

по

 

регулированию

 

электроэнергетического

 

и

 

газо

-

вого

 

рынка

 (Commission for 

Electricity and Gas Regulation, 
CREG), 

касающиеся

 

вопросов

 

формирования

 

стратегического

 

резерва

 

мощности

активации

 

резервов

 

и

 

компенсации

 

за

 

предоставляемую

 

мощность

;

 

отчет

 

о

 

публичных

 

консульта

-

циях

где

 

представлены

 

заме

-

чания

 

и

 

комментарии

 

по

 

ука

-

занным

 

документам

Кроме

 

того

, Elia 

была

 

обра

-

зована

 

целевая

 

рабочая

 

группа

 

с

 

участием

 

представителей

 CREG 

для

 

рассмотрения

 

вопросов

свя

-

занных

 

с

 

формированием

 

стра

-

тегического

 

резерва

 

и

 

подготовки

 

тендера

решения

 

которой

 

также

 

отражены

 

в

 

отчете

 

о

 

публичных

 

консультациях

Тендер

 

по

 

отбору

 

резервов

 

бу

-

дет

 

проведен

 

в

 

два

 

этапа

на

 

пер

-

вом

 

этапе

 

будет

 

проводиться

 

от

-

бор

 

собственников

 

генерирующих

 

объектов

которые

 

будут

 

допуще

-

ны

 

к

 

участию

 

в

 

тендере

 

предложе

-

ний

 

по

 

предоставлению

 

резервов

 

мощности

а

 

на

 

втором

 

этапе

 

будет

 

проводиться

 

отбор

 

генерирующих

 

объектов

в

 

котором

 

смогут

 

при

-

нять

 

участие

 

только

 

отобранные

 

на

 

первом

 

этапе

 

собственники

.

ЛИТВА

 

МОДЕРНИЗИРУЕТ

 

СЕТЕВУЮ

 

ИНФРАСТРУК

-

ТУРУ

 

В

 

ЦЕЛЯХ

 

СИНХРО

  -

НИЗАЦИИ

 

С

 

ЭНЕРГО

-

СИСТЕМАМИ

 

КОНТИНЕН

-

ТАЛЬНОЙ

 

ЕВРОПЫ

Системный

 

оператор

 

Литвы

 

Litgrid 

объявил

 

о

 

планах

 

по

 

рекон

-

струкции

 

к

 2021 

году

 

ПС

 330 

кВ

 

«

Утена

» 

и

 

ПС

 330 

кВ

  «

Игналин

-

ская

 

АЭС

». 

По

 

информации

 Litgrid 

проект

 

реконструкции

 

подстанций

 

является

 

частью

 

проводимых

 

ком

-

панией

 

мероприятий

 

по

 

подготов

-

ке

 

национальной

 

энергосистемы

 

к

 

переходу

 

на

 

синхронную

 

работу

 

с

 

энергосистемами

 

континенталь

-

ной

 

Европы

.

Реконструкция

 

подразумевает

разделение

 

приходящих

 

на

 

ПС

 

«

Игналинская

 

АЭС

» 

трех

 

ВЛ

 

330  

кВ

две

 

из

 

которых

 

связыва

-

ют

 

разветвленную

 

электрическую

 

сеть

 

северо

-

восточного

 

региона

 

Литвы

 

со

 

смежными

 

электриче

-

скими

 

сетями

 

Латвии

 

и

 

Беларуси

что

 

сделает

 

возможным

 

раздель

-

ное

 

управление

 

работой

 

каждой

 

из

 

линий

В

 

рамках

 

проводимой

 

рекон

-

струкции

 

планируется

 

также

 

пере

-

мещение

 

части

 

оборудования

в

 

том

 

числе

 

одного

 

из

 

силовых

 

трансформаторов

с

 

ПС

 «

Игналин

-


background image

119

ЛЭП

 

в

 

Китае

вреждений

 

в

 

связи

 

с

 

уменьше

-

нием

 

количества

 

присоединений

 

к

 

электрической

 

сети

 

генерирую

-

щих

 

объектов

поэтому

 

снижение

 

финансирования

 

не

 

скажется

 

на

 

надежности

 

функционирования

 

сети