24
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(28),
март
2023
Нарушения
в
работе
элементов
электросетевого
комплекса
часто
приводит
к
возникновению
аварийных
и
нештатных
ситуаций
,
в
результате
чего
потребители
могут
быть
обес
-
точены
.
Автоматический
мониторинг
фактов
обесточения
конечных
потребителей
ограничен
наличием
у
потребителя
специализированных
технических
средств
,
способных
пере
-
дать
сигнал
об
отсутствии
электроснабжения
.
При
отсутствии
подобных
средств
электросетевая
компания
не
получает
оперативную
информацию
об
отключениях
потребителей
.
В
данной
статье
рассматривается
применение
информаци
-
онной
системы
,
реализованной
в
АО
«
Россети
Тюмень
»
на
базе
мобильного
приложения
для
повышения
уровня
наблю
-
даемости
подконтрольных
объектов
потребителей
и
скоро
-
сти
устранения
аварийных
и
нештатных
ситуаций
.
Сквозной
оперативный
мониторинг
энергоснабжения
социально
значимых
объектов
и
управление
взаимодействием
в
процессе
ликвидации
аварийных
и
нештатных
событий
Андрей
ПРИЙМАК
,
начальник
отдела
проектов
внедрения
автоматизированных
технологических
систем
Департамента
цифровой
трансфор
-
мации
АО
«
Россети
Тюмень
»
П
ередача
электрической
энергии
—
технология
пере
-
дачи
энергии
от
мест
генерирования
к
мес
там
по
-
треб
ления
.
Передача
электроэнергии
осуществля
-
ется
посредством
электрических
сетей
,
в
состав
которых
входят
преобразователи
,
линии
электропередачи
и
распределительные
устройства
и
т
.
п
.
Основополагающей
обязанностью
электросетевой
компании
является
обеспече
-
ние
бесперебойного
электроснабжения
потребителей
и
на
-
дежной
работы
электрического
оборудования
.
Тем
не
менее
объекты
электросетевого
комплекса
(
ЭСК
)
подвержены
воз
-
никновению
аварийных
и
нештатных
ситуаций
(
АиНС
).
Согласно
анализу
причин
аварий
на
энергоустановках
,
под
-
контрольных
органам
Ростехнадзора
,
за
2021
год
,
основными
причинами
возникновения
АиНС
объектов
ЭСК
являются
:
–
неисправность
релейной
защиты
и
автоматики
;
–
износ
оборудования
в
процессе
длительной
эксплуатации
;
–
неправильная
работа
средств
режимной
и
аварийной
автоматики
из
-
за
проектных
ошибок
,
отклонений
от
про
-
ектов
в
процессе
монтажа
и
эксплуатации
оборудования
;
–
нарушение
в
работе
противоаварийной
или
режимной
автоматики
,
обусловленное
ошибочными
действиями
персонала
;
Григорий
ОЛЕКСЕНКО
,
инженер
отдела
проектов
внедрения
автоматизированных
технологических
систем
Департамента
цифровой
трансфор
-
мации
АО
«
Россети
Тюмень
»
Цифровая
трансформация
25
–
низкое
качество
технического
обслуживания
,
приводящее
к
последующим
отказам
оборудования
из
-
за
сбоев
в
рабо
-
те
релейной
защиты
и
автоматики
,
коротких
замыканий
,
перекрытия
фарфоровых
изоляторов
;
–
производственные
дефекты
оборудования
,
приводящие
к
механическим
повреждениям
,
разрушениям
оборудова
-
ния
и
возможному
возгоранию
.
В
моменты
возникновения
АиНС
приоритетной
задачей
для
электросетевой
компании
является
незамедлительное
восстановление
энергоснабжения
потребителей
,
особенно
для
подконтрольных
объектов
с
повышенным
требовани
-
ем
к
энергоснабжению
.
Таковыми
могут
являться
медицин
-
ские
учреждения
или
объекты
для
проведения
специальных
и
массовых
мероприятий
,
например
,
участки
избирательных
комиссий
(
УИК
)
при
проведении
единого
дня
голосования
,
расположенных
в
зоне
эксплуатационной
ответственности
электросетевой
компании
.
Количество
УИК
может
превышать
1000
объектов
в
зоне
одного
структурного
подразделения
электросетевой
компании
(
филиал
,
ТПО
,
РЭС
).
При
обесто
-
чении
подобных
объектов
сокращение
времени
реагирования
персонала
электросетевой
компании
является
ключевым
фак
-
тором
в
сокращении
общего
времени
прекращения
передачи
электроэнергии
.
Сократить
время
реагирования
персонала
возможно
за
счет
оперативной
передачи
ключевой
информа
-
ции
об
инциденте
.
Кроме
этого
,
сократить
время
отключения
потребителя
возможно
за
счет
повышения
эффективности
процесса
устранения
АиНС
.
С
точки
зрения
оперативной
передачи
ключевой
инфор
-
мации
об
АиНС
,
в
случае
если
подконтрольный
объект
по
-
требителя
(
к
примеру
,
УИК
)
оснащен
датчиками
контроля
электропитания
,
то
передача
информации
об
обесточении
по
-
требителя
происходит
максимально
быстро
.
Однако
установ
-
ка
подобных
технических
средств
требует
финансовых
затрат
на
их
приобретение
/
монтаж
и
целесообразна
для
постоянно
подключенных
объектов
,
не
меняющих
своей
значимости
во
времени
.
Наблюдаемость
подконтрольных
объектов
,
не
оснащенных
такими
техническими
средствами
,
затруднена
,
с
целью
повышения
наблюдаемости
таких
подконтрольных
объектов
приказом
ПАО
«
Россети
»
в
2020
году
инициирован
проект
«
Создание
сквозной
системы
оперативного
монито
-
ринга
энергоснабжения
временно
подконтрольных
объектов
».
ЕДИНАЯ
СКВОЗНАЯ
СИСТЕМА
ОПЕРАТИВНОГО
МОНИТОРИНГА
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ
ВРЕМЕННО
ПОДКОНТРОЛЬНЫХ
ОБЪЕКТОВ
В
2020
году
АО
«
Россети
Тюмень
»
с
участием
подрядной
организации
ООО
«
Навикей
»
реализовало
специализиро
-
ванную
информационную
систему
мониторинга
временно
подконтрольных
объектов
(
далее
—
Система
мониторинга
,
Система
).
Система
мониторинга
—
это
инструмент
,
позволяющий
оперативно
и
максимально
эффективно
осуществлять
мони
-
торинг
электроснабжения
подконтрольных
объектов
,
находя
-
щихся
в
зонах
ответственности
различных
эксплуатирующих
организаций
и
собственников
.
При
этом
наблюдаемость
пи
-
тающей
сети
таких
объектов
минимальная
,
а
последствия
нарушения
электроснабжения
могут
приводить
к
нарушению
жизнедеятельности
и
серьезным
социально
-
экономическим
последствиям
.
Инструмент
предназначен
для
временного
использования
в
качестве
дополнительного
канала
передачи
информации
в
случаях
недостаточной
наблюдаемости
,
когда
отсутствуют
телеметрия
с
подконтрольных
объектов
,
где
расположены
,
например
,
избирательные
участки
,
и
возможность
визуально
-
го
мониторинга
за
местонахождением
дежурного
персонала
(
отсутствие
GPS-
трекеров
),
техники
и
ДГУ
(
отсутствие
обо
-
рудования
ГЛОНАСС
)
в
условиях
,
когда
скорость
получения
информации
для
принятия
решений
является
приоритетной
,
а
оснащение
средствами
объективного
контроля
или
внедре
-
ние
дорогостоящих
мониторинговых
систем
экономически
нецелесообразно
.
Инструмент
не
заменяет
и
не
подменяет
существующих
систем
,
схем
и
регламентов
передачи
опера
-
тивной
информации
,
а
лишь
дополняет
на
период
использо
-
вания
систему
помощи
принятия
решений
.
Важным
эффектом
от
применения
Системы
являет
-
ся
формирование
временного
информационного
центра
для
централизованного
контроля
ситуации
на
платформе
Сис
темы
.
В
информационную
систему
входят
:
–
геоинформационная
подсистема
для
оперативного
визу
-
ального
анализа
и
управления
инцидентами
;
–
подсистема
управления
маршрутизацией
инцидентов
и
контроля
статуса
выполнения
работ
;
–
мобильное
приложение
Android/iOS
для
оперативной
передачи
информации
об
инцидентах
.
Особенности
Системы
:
–
простой
и
понятный
интерфейс
с
возможностью
использо
-
вания
(
адаптации
)
системы
под
различные
сценарии
;
–
возможность
одновременного
охвата
большого
числа
объектов
(
избирательных
участков
)
и
бригад
;
–
быстрое
разворачивание
временных
информационных
центров
на
разных
уровнях
управления
и
подключение
к
системе
бригад
различных
ТСО
,
подрядчиков
,
сторон
-
них
организаций
,
участвующих
в
обеспечении
надежного
электроснабжения
;
–
возможность
ретрансляции
информации
в
информацион
-
ные
центры
других
организаций
и
ведомств
в
случае
такой
необходимости
;
–
возможность
более
оперативного
получения
и
уточнения
информации
для
принятия
управленческих
решений
за
счет
визуализации
персонала
и
техники
и
работы
в
еди
-
ном
информационном
пространстве
;
–
автономность
работы
системы
—
отсутствие
рисков
кибервмешательства
в
работу
электроэнергетической
инфраструктуры
.
26
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(28),
март
2023
Основные
задачи
,
решаемые
Системой
:
–
передача
регламентных
сообщений
(
плановой
информации
)
и
фиксация
в
опе
-
ративном
режиме
с
помощью
мобильного
приложения
фактов
возникновения
АиНС
,
включая
сведения
об
объектах
смежной
инфраструктуры
,
последствиях
нарушения
их
работы
,
в
том
числе
при
отсутствии
наблюдаемости
объектов
сети
0,4–10
кВ
;
–
обеспечение
временного
информационного
центра
,
штабов
,
избирательных
комиссий
,
а
также
иных
заинтересованных
организаций
оперативной
и
досто
-
верной
информацией
о
возникающих
АиНС
,
сроках
восстановления
и
прочих
событиях
;
–
более
эффективная
координация
взаимодействия
и
распределение
задач
при
ликвидации
АиНС
и
визуальный
контроль
перемещения
дежурного
персонала
,
бригад
и
мобильных
источников
электроснабжения
;
–
обеспечение
информационного
взаимодействия
по
вопросам
,
связанным
с
воз
-
никновением
и
устранением
АиНС
на
объектах
ЭСК
,
с
органами
исполнительной
власти
субъектов
РФ
и
муниципальных
образований
,
а
также
с
Едиными
дежур
-
но
-
диспетчерскими
службами
(
ЕДДС
).
Мобильное
приложение
Системы
мониторинга
(
рисунок
1)
предназначено
для
фиксации
ответственными
за
проведение
мобильного
мониторинга
фактов
возникновения
аварий
,
нештатных
ситуаций
и
одновременной
отправки
соот
-
ветствующих
уведомлений
согласно
принятой
схеме
разграничения
полномочий
(
рисунок
2):
–
ответственным
за
устранение
аварийных
ситуаций
(
ОДГ
РЭС
);
–
дежурным
филиалов
(
диспетчер
,
информатор
ОДС
);
–
дежурным
исполнительного
аппарата
(
мониторинговый
центр
ЦУС
).
Рис
. 1.
Мобильное
приложение
для
оперативной
передачи
информации
об
инцидентах
Рис
. 2.
Схема
разграничения
полномочий
и
функции
участников
мониторинга
АО
«
Россети
Тюмень
»
Филиал
1
РЭС
1
(
филиала
1)
1.
Мобильный
мониторинг
инцидентов
2.
Устранение
инцидентов
Сообщения
об
инцидентах
3.
Оперативно
-
технологическое
управление
4.
Мониторинг
и
аналитика
Дежурные
исполнительного
аппарата
(
Мониторинговый
центр
)
Управляющее
воздействие
Передача
оперативной
информации
Взаимодействие
в
процессе
устранения
инцидента
1.
Отправление
сообщения
об
инциденте
путем
нажатия
«
тревожной
»
кнопки
в
приложении
2.
Получение
/
Обработка
/
Закрытие
сообщения
об
инциденте
в
подсистеме
управления
инцидентами
(
на
карте
ГИС
)
3.
Мониторинг
сообщений
об
инцидентах
(email-
уведомления
,
карта
ГИС
)
в
операционной
зоне
филиала
4.
Мониторинг
сообщений
об
инцидентах
(email-
уведомления
,
карта
ГИС
)
РЭС
2
(
филиала
1)
РЭС
3
(
филиала
2)
РЭС
n
(
филиала
n
)
Филиал
2
...
...
...
...
Филиал
n
Дежурные
Филиала
(
диспетчер
,
информатор
)
Дежурные
РЭС
(
диспетчер
,
информатор
)
Ответственные
за
проведение
мобильного
мониторинга
(
бригады
на
участках
)
Аварийные
бригады
Избирательные
участки
Цифровая
трансформация
27
Мобильное
приложение
содержит
интерфейс
отправки
сообщений
об
инциденте
,
в
котором
пользователь
может
указать
дополнительную
информацию
через
форму
сообще
-
ния
и
добавить
фотоматериалы
.
Пользователь
,
отправивший
информацию
об
инциденте
,
оповещается
о
статусе
обработки
его
сообщения
по
мере
работы
над
инцидентом
ответственным
за
устранение
ава
-
рийных
ситуаций
.
ПОДСИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ
ИНЦИДЕНТАМИ
И
КОНТРОЛЯ
СТАТУСА
ВЫПОЛНЕНИЯ
РАБОТ
После
отправки
через
мобильное
приложение
сообще
-
ние
об
инциденте
(
АиНС
)
поступает
в
подсистему
управ
-
ления
инцидентами
(
рисунок
3).
Подсистема
управления
инцидентами
регистрирует
сообщение
и
автоматически
направляет
его
посредством
электронной
почты
в
эксплуа
-
тирующую
организацию
ответственному
за
устранение
АиНС
в
соответствии
с
адресной
принадлежностью
по
закрепленной
зоне
ответственности
.
Ответственный
за
устранение
АиНС
,
получив
сообщение
,
заходит
в
систему
и
принимает
полученный
инцидент
в
работу
.
В
случае
,
если
пользователь
не
принял
инцидент
в
работу
в
течение
отве
-
денного
промежутка
времени
,
подсистема
управления
ин
-
цидентами
автоматически
информирует
об
этом
дежурного
мониторингового
центра
для
принятия
мер
.
При
завершении
работ
по
ликвидации
АиНС
ответ
-
ственный
за
устранение
входит
в
систему
и
помечает
ин
-
цидент
как
выполненный
,
после
этого
задача
снимается
с
контроля
.
В
качестве
дополнительного
канала
связи
была
реали
-
зована
возможность
получения
сообщений
об
инциденте
в
Telegram-
канале
.
Принцип
работы
аналогичен
рассылке
на
электронную
почту
.
Дежурные
филиалов
и
мониторингового
центра
имеют
доступ
к
системе
управления
инцидентами
и
возможность
просматривать
статусы
инцидентов
по
всем
организациям
,
ответственным
за
эксплуатацию
и
устранение
АиНС
.
Они
,
как
и
ответственный
за
устранение
АиНС
,
имеют
возмож
-
ность
прямой
связи
с
абонентом
мобильного
приложения
для
уточнения
обстоятельств
события
.
Тем
самым
система
обеспечивает
сквозной
мониторинг
и
централизованный
сбор
информации
по
возникающим
аварийным
и
нештат
-
ным
ситуациям
.
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ
ПОДСИСТЕМА
ДЛЯ
ОПЕРАТИВНОГО
ВИЗУАЛЬНОГО
АНАЛИЗА
И
УПРАВЛЕНИЯ
ИНЦИДЕНТАМИ
Геоинформационная
подсистема
является
средством
визуа
-
лизации
местоположения
объектов
электросетевой
инфра
-
структуры
,
местоположения
мобильных
дежурных
на
объек
-
тах
,
а
также
осуществляет
геопривязку
сообщений
об
АиНС
к
месту
возникновения
события
.
Подсистема
состоит
из
картографических
подложек
и
набора
геослоев
,
доступных
пользователю
в
зависимости
от
уровня
его
полномочий
.
На
карте
ГИС
пользователю
доступны
следующие
функции
:
–
просмотр
основных
данных
по
объекту
мониторинга
(
рисунок
4);
Рис
. 3.
Пример
отображения
подсистемы
управления
инцидентами
28
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(28),
март
2023
–
просмотр
основных
данных
по
инциденту
с
геопривязкой
к
месту
события
(
рисунок
5);
–
просмотр
информации
по
ответственным
за
проведение
мобильного
мониторинга
с
отображением
их
местополо
-
жения
на
текущий
момент
времени
и
трека
перемещения
за
определенный
момент
времени
(
рисунки
6
и
7);
–
просмотр
основных
данных
об
аварийных
бригадах
,
задействованных
на
устранении
АиНС
,
треков
переме
-
щения
персонала
,
аварийных
бригад
за
определенный
момент
времени
;
–
возможность
перехода
в
подсистему
управления
инци
-
дентами
.
Рис
. 4.
Пример
отображения
данных
о
подконтрольном
объекте
в
подсистеме
ГИС
Рис
. 5.
Пример
отображения
данных
об
инциденте
в
подсистеме
ГИС
Цифровая
трансформация
29
Рис
. 6.
Пример
отображения
данных
об
ответственном
за
проведение
мобильного
мониторинга
Рис
. 7.
Пример
отображения
данных
об
ответственных
за
проведение
мобильного
мониторинга
В
качестве
геоинформационной
подсистемы
была
использована
внедряемая
в
АО
«
Россети
Тюмень
»
ГИС
«Airlay»,
которая
включена
в
единый
реестр
рос
-
сийских
программ
приказом
Министерства
цифрово
-
го
развития
,
связи
и
массовых
коммуникаций
РФ
от
30.12.2020
№
804.
В
рамках
развития
существует
тех
-
ническая
возможность
интеграции
Системы
монито
-
ринга
с
другими
ГИС
.
Система
позволяет
формировать
отчеты
по
ин
-
цидентам
,
а
также
выполнить
рассылку
отчетов
ав
-
томатически
,
согласно
заданным
правилам
при
на
-
стройке
.
30
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(28),
март
2023
АПРОБАЦИЯ
СИСТЕМЫ
ВО
ВРЕМЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
ЕДИНОГО
ДНЯ
ГОЛОСОВАНИЯ
2020
ГОДА
И
ЕДИНОГО
ДНЯ
ГОЛОСОВАНИЯ
2021
ГОДА
Система
мониторинга
была
успешно
апробирована
в
период
подготовки
и
проведения
голосования
по
внесению
поправок
в
Конституцию
Российской
Федерации
в
2020
году
и
Единый
день
голосования
(13.09.2020)
для
контроля
электроснабже
-
ния
помещений
избирательных
участков
и
комиссий
в
зоне
эксплуатационной
ответственности
АО
«
Россети
Тюмень
»
в
целях
оперативного
информирования
собственных
под
-
разделений
,
задействованных
организаций
и
реагирования
на
возникающие
аварийные
и
нештатные
ситуации
(
АиНС
).
В
период
проведения
Единого
дня
голосования
2021
года
,
начиная
с
12:00 16.09.2021
и
до
20:00 20.09.2021,
Система
применена
для
мониторинга
состояния
энергоснабжения
по
-
мещений
,
где
были
расположены
участковые
комиссии
(
ри
-
сунки
8
и
9)
на
территории
присутствия
АО
«
Россети
Тюмень
»
и
задействованных
дочерних
обществ
ПАО
«
Россети
» (
ДЗО
).
При
подведении
итогов
апробации
участниками
был
установлен
ряд
замечаний
,
которые
были
устранены
в
ре
-
зультате
доработки
Системы
следующим
функционалом
:
–
изменение
подхода
к
регистрации
пользовате
-
лей
,
в
том
числе
реализация
подхода
к
быстрому
Рис
. 8.
Мониторинг
энергоснабжения
ответственным
на
подконтрольном
объекте
добавлению
подконтрольного
объекта
с
мобильного
приложения
;
–
реализация
отдельного
АРМ
для
администрирования
ответственными
от
ДЗО
;
–
добавление
справочника
в
мобильное
приложение
;
–
приведение
к
единообразию
справочников
в
шаблонах
;
–
отправка
Push-
уведомления
пользователям
мобильного
приложения
.
ПРИМЕНЕНИЕ
СИСТЕМЫ
В
СЦЕНАРИИ
МОНИТОРИНГА
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
МЕДИЦИНСКИХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
В
виду
острой
социальной
значимости
обеспечения
энерго
-
снабжения
медицинских
учреждений
,
принимающих
больных
с
коронавирусной
инфекцией
,
по
согласованию
АО
«
Россети
Тюмень
»
и
медицинских
учреждений
организован
процесс
мо
-
ниторинга
энергоснабжения
нескольких
больниц
Тюменской
области
с
применением
Системы
.
Проведена
загрузка
необ
-
ходимых
исходных
данных
и
изменение
конфигурации
Систе
-
мы
.
Сотрудники
филиала
АО
«
Россети
Тюмень
»
Тюменские
электрические
сети
в
настоящее
время
осуществляют
мони
-
торинг
обозначенных
медицинских
учреждений
.
Мониторин
-
говый
центр
создан
в
Центральной
диспетчерской
службе
Центра
управления
сетями
(
ЦУС
)
исполнительного
аппарата
.
Цифровая
трансформация
31
Рис
. 9.
Мониторинг
подконтрольных
объектов
ответственным
за
устранение
инцидентов
МОНИТОРИНГ
ПРОЦЕССА
ПРОВЕДЕНИЯ
АВАРИЙНО
-
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ
РАБОТ
ПО
УСТРАНЕНИЮ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
НАРУШЕНИЙ
25.12.2020
произошло
аварийное
отключение
ВЛ
110
кВ
Фа
-
кел
—
Комета
-1
и
ВЛ
110
кВ
Факел
—
Комета
-2,
вызванное
падением
опоры
.
В
процессе
ликвидации
последствий
ава
-
рийного
отключения
для
мониторинга
хода
аварийно
-
вос
-
становительных
работ
(
АВР
)
в
Системе
был
создан
отдель
-
ный
сценарий
,
проведена
загрузка
необходимых
исходных
данных
и
изменение
конфигурации
Системы
.
В
ходе
опытно
-
промышленной
эксплуатации
Системы
для
сценария
АВР
приняли
участие
23
человека
,
из
них
:
–
14
человек
,
которые
использовали
мобильное
прило
-
жение
«
Мониторинг
объектов
»
для
отправки
сообще
-
ний
о
текущей
обстановке
в
процессе
АВР
(
сотруд
-
ники
филиала
Нижневартовские
электрические
сети
и
подрядной
организации
ООО
«
СибСтройЭнерго
»);
–
7
человек
,
которые
использовали
ГИС
АО
«
Россети
Тюмень
»
для
просмотра
оперативной
информации
по
АВР
(
руководство
и
диспетчера
филиала
Нижневартов
-
ские
электрические
сети
и
Самотлорского
РЭС
).
Применение
Системы
в
процессе
мониторинга
АВР
на
ВЛ
110
кВ
Факел
—
Комета
-1
и
ВЛ
110
кВ
Факел
—
Коме
-
та
-2
повысило
оперативность
реагирования
на
изменения
текущей
обстановки
в
процессе
АВР
за
счет
исключения
каскадного
принципа
передачи
информации
—
сообщения
о
текущей
обстановке
в
процессе
АВР
передавались
напря
-
мую
всем
заинтересованным
лицам
.
Применение
Системы
позволило
производить
контроль
перемещения
сотрудников
подрядной
организации
в
про
-
цессе
АВР
.
РАЗВИТИЕ
СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА
В
ЧАСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ
ФУНКЦИОНАЛА
ПО
УПРАВЛЕНИЮ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ
В
ПРОЦЕССЕ
ЛИКВИДАЦИИ
АИНС
В
процессе
мониторинга
устранения
АиНС
на
ВЛ
110
кВ
Факел
—
Комета
-1
и
ВЛ
110
кВ
Факел
—
Комета
-2
Система
не
обладала
возможностью
управления
взаимодействием
в
процессе
ликвидации
АиНС
.
В
связи
с
этим
было
принято
решение
о
необходимости
изменения
архитектуры
Сис
темы
.
В
результате
доработки
Система
приобрела
новые
сущности
«
Задача
»
и
«
Мероприятие
».
Задача
хранит
в
себе
ключевые
32
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
1(28),
март
2023
параметры
выполняемых
работ
:
тип
,
список
объектов
,
от
-
ветственных
,
дата
начала
/
окончания
,
инциденты
и
непосред
-
ственно
описание
задачи
.
Также
в
задаче
имеется
возмож
-
ность
отражения
оценки
и
фактических
временных
затрат
,
обсуждения
возникших
в
процессе
производимых
работ
во
-
просов
всеми
участниками
и
отображение
процента
выполне
-
ния
работ
.
Мероприятие
объединяет
несколько
задач
,
таким
образом
разграничивая
ответственность
по
производимым
работам
.
Таким
образом
,
в
результате
доработки
был
реа
-
лизован
функционал
для
выполнения
технологически
более
сложных
(
чем
мониторинг
)
сценариев
управления
,
таких
как
оперативно
-
технологическое
управление
процессом
устране
-
ния
массовых
технологических
нарушений
при
участии
персо
-
нала
нескольких
электросетевых
компаний
,
в
том
числе
под
-
рядных
организаций
и
ТСО
,
не
входящих
в
группу
компаний
ПАО
«
Россети
».
ПОДВОДЯ
ИТОГ
На
основании
вышеизложенного
можно
сделать
следу
-
ющие
выводы
об
эффективности
работы
Системы
и
ее
пре
-
имуществах
:
•
В
условиях
наличия
большого
числа
подконтрольных
объектов
и
массовости
инцидентов
Система
безотказно
регистрирует
и
маршрутизирует
инциденты
по
зонам
экс
-
плуатационной
ответственности
без
ограничений
по
коли
-
честву
инцидентов
и
числу
участников
мониторинга
,
в
то
время
как
обычная
схема
передачи
информации
имеет
существенные
ограничения
по
количеству
одновременно
обрабатываемых
задач
и
скорости
передачи
информации
всем
ответственным
лицам
.
•
Вся
информация
концентрируется
в
одном
заранее
опре
-
деленном
центре
управления
при
сохранении
возможно
-
сти
доступа
к
ней
неограниченного
количества
заинтере
-
сованных
сторон
.
•
За
счет
передачи
информации
по
широкополосным
про
-
водным
и
беспроводным
(
сети
4G)
каналам
связи
Систе
-
ма
предоставляет
возможность
моментальной
передачи
информации
о
возникшем
АиНС
для
дальнейшего
опера
-
тивного
принятия
решения
по
ликвидации
АиНС
.
•
Для
выполнения
поставленных
задач
Системе
не
требу
-
ется
интеграция
с
другими
информационными
системами
с
целью
получения
из
них
исходных
данных
,
что
суще
-
ственно
повышает
скорость
разворачивания
временных
информационных
центров
и
не
требует
прочих
капиталь
-
ных
затрат
.
•
Система
спроектирована
и
реализована
автономной
от
прочих
корпоративных
информационных
систем
техноло
-
гического
уровня
(SCADA),
что
исключает
риски
кибервме
-
шательства
в
работу
ЭСК
.
В
рамках
развития
существует
техническая
возможность
интеграции
Системы
монито
-
ринга
с
другими
ГИС
.
•
Одновременное
получение
информации
оперативными
службами
на
всех
уровнях
ответственности
(
РЭС
,
ПО
,
Филиал
,
Исполнительный
аппарат
)
позволяет
более
опе
-
ративно
реагировать
на
возникающие
АиНС
и
принимать
превентивные
меры
для
снижения
или
исключения
техно
-
логических
и
репутационных
рисков
.
•
Система
позволяет
производить
контроль
местоположе
-
ния
и
трека
персонала
сетевых
организаций
группы
ком
-
паний
ПАО
«
Россети
»,
сторонних
ТСО
и
подрядных
орга
-
низаций
,
задействованных
в
процессе
устранения
АиНС
,
а
также
прочих
ответственных
за
мониторинг
энергоснаб
-
жения
подконтрольных
объектов
,
использующих
мобиль
-
ное
приложение
«
Мониторинг
объектов
»,
в
том
числе
транспортных
средств
,
не
оснащенных
GPS-
трекерами
,
внутри
которых
передвигается
вышеперечисленный
пер
-
сонал
.
•
В
процессе
разработки
Системы
ее
организационно
-
тех
-
нические
решения
были
апробированы
для
других
схожих
задач
(
мониторинг
энергоснабжения
медицинских
учреж
-
дений
,
осуществляющих
прием
больных
с
коронавирус
-
ной
инфекцией
,
мониторинг
текущей
ситуации
в
процессе
АВР
по
устранению
технологических
нарушений
и
пр
.),
что
делает
Систему
многозадачной
при
незначительных
затратах
на
ее
конфигурирование
.
В
заключение
следует
отметить
,
что
на
оперативность
разворачивания
Системы
и
масштаб
ее
применения
значи
-
тельное
влияние
оказывает
организационный
фактор
,
кото
-
рый
обусловлен
необходимостью
заключения
соглашения
о
применении
Системы
при
подключении
сторонних
органи
-
заций
,
к
примеру
,
избирательных
комиссий
.
Работа
«
Единая
сквозная
система
оперативного
монито
-
ринга
энергоснабжения
временно
подконтрольных
объектов
»
удостоена
Диплома
лауреата
первой
премии
Международно
-
го
конкурса
научных
,
научно
-
технических
и
инновационных
разработок
,
направленных
на
развитие
и
освоение
Арктики
и
континентального
шельфа
,
проводимого
в
2021
году
.
На
программный
продукт
Системы
Роспатентом
РФ
выда
-
но
свидетельство
о
государственной
регистрации
программы
для
ЭВМ
№
2021615504 «
Единая
сквозная
система
оператив
-
ного
мониторинга
энергоснабжения
временно
подконтроль
-
ных
объектов
»,
дата
государственной
регистрации
в
Реестре
программ
для
ЭВМ
08.04.2021,
правообладатель
:
Акционер
-
ное
общество
«
Россети
Тюмень
».
Решением
Комиссии
ПАО
«
Россети
»
по
реализации
комплексных
проектов
от
10.11.2020
Система
мониторин
-
га
тиражирована
в
три
дочерние
компании
ПАО
«
Россети
»
(
ПАО
«
МРСК
Северо
-
Запада
» (
Архангельский
филиал
),
ПАО
«
МРСК
Центра
»
и
ПАО
«
МРСК
Центра
и
Приволжья
»)
для
ее
применения
по
описанным
сценариям
.
Во
исполне
-
ние
приказа
ПАО
«
Россети
»
от
22.06.2021
№
289
начато
тиражирование
данного
цифрового
решения
во
все
ДЗО
ПАО
«
Россети
»
для
контроля
за
энергоснабжением
меди
-
цинских
учреждений
,
избирательных
участков
в
ходе
про
-
ведения
выборов
,
энергоснабжающих
организаций
,
потре
-
бителей
и
пр
.
Цифровая
трансформация
Нарушения в работе элементов электросетевого комплекса часто приводит к возникновению аварийных и нештатных ситуаций, в результате чего потребители могут быть обесточены. Автоматический мониторинг фактов обесточения конечных потребителей ограничен наличием у потребителя специализированных технических средств, способных передать сигнал об отсутствии электроснабжения. При отсутствии подобных средств электросетевая компания не получает оперативную информацию об отключениях потребителей. В данной статье рассматривается применение информационной системы, реализованной в АО «Россети Тюмень» на базе мобильного приложения для повышения уровня наблюдаемости подконтрольных объектов потребителей и скорости устранения аварийных и нештатных ситуаций.