Сквозной оперативный мониторинг энергоснабжения социально значимых объектов и управление взаимодействием в процессе ликвидации аварийных и нештатных событий

background image

background image

24

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(28), 

март

 2023

Нарушения

 

в

 

работе

 

элементов

 

электросетевого

 

комплекса

 

часто

 

приводит

 

к

 

возникновению

 

аварийных

 

и

 

нештатных

 

ситуаций

в

 

результате

 

чего

 

потребители

 

могут

 

быть

 

обес

-

точены

Автоматический

 

мониторинг

 

фактов

 

обесточения

 

конечных

 

потребителей

 

ограничен

 

наличием

 

у

 

потребителя

 

специализированных

 

технических

 

средств

способных

 

пере

-

дать

 

сигнал

 

об

 

отсутствии

 

электроснабжения

При

 

отсутствии

 

подобных

 

средств

 

электросетевая

 

компания

 

не

 

получает

 

оперативную

 

информацию

 

об

 

отключениях

 

потребителей

В

 

данной

 

статье

 

рассматривается

 

применение

 

информаци

-

онной

 

системы

реализованной

 

в

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» 

на

 

базе

 

мобильного

 

приложения

 

для

 

повышения

 

уровня

 

наблю

-

даемости

 

подконтрольных

 

объектов

 

потребителей

 

и

 

скоро

-

сти

 

устранения

 

аварийных

 

и

 

нештатных

 

ситуаций

.

Сквозной

 

оперативный

 

мониторинг

 

энергоснабжения

 

социально

 

значимых

 

объектов

 

и

 

управление

 

взаимодействием

 

в

 

процессе

 

ликвидации

 

аварийных

 

и

 

нештатных

 

событий

Андрей

 

ПРИЙМАК

начальник

 

отдела

 

проектов

 

внедрения

 

автоматизированных

 

технологических

 

систем

 

Департамента

 

цифровой

 

трансфор

-

мации

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

»

П

ередача

 

электрической

 

энергии

 — 

технология

 

пере

-

дачи

 

энергии

 

от

 

мест

 

генерирования

 

к

 

мес

 

там

 

по

-

треб

 

ления

Передача

 

электроэнергии

 

осуществля

-

ется

 

посредством

 

электрических

 

сетей

в

 

состав

 

которых

 

входят

 

преобразователи

линии

 

электропередачи

 

и

 

распределительные

 

устройства

 

и

 

т

.

п

Основополагающей

 

обязанностью

 

электросетевой

 

компании

 

является

 

обеспече

-

ние

 

бесперебойного

 

электроснабжения

 

потребителей

 

и

 

на

-

дежной

 

работы

 

электрического

 

оборудования

Тем

 

не

 

менее

 

объекты

 

электросетевого

 

комплекса

 (

ЭСК

подвержены

 

воз

-

никновению

 

аварийных

 

и

 

нештатных

 

ситуаций

 (

АиНС

).

Согласно

 

анализу

 

причин

 

аварий

 

на

 

энергоустановках

под

-

контрольных

 

органам

 

Ростехнадзора

за

 2021 

год

основными

 

причинами

 

возникновения

 

АиНС

 

объектов

 

ЭСК

 

являются

:

 

неисправность

 

релейной

 

защиты

 

и

 

автоматики

;

 

износ

 

оборудования

 

в

 

процессе

 

длительной

 

эксплуатации

;

 

неправильная

 

работа

 

средств

 

режимной

 

и

 

аварийной

 

автоматики

 

из

-

за

 

проектных

 

ошибок

отклонений

 

от

 

про

-

ектов

 

в

 

процессе

 

монтажа

 

и

 

эксплуатации

 

оборудования

;

 

нарушение

 

в

 

работе

 

противоаварийной

 

или

 

режимной

 

автоматики

обусловленное

 

ошибочными

 

действиями

 

персонала

;

Григорий

 

ОЛЕКСЕНКО

инженер

 

отдела

 

проектов

 

внедрения

 

автоматизированных

 

технологических

 

систем

 

Департамента

 

цифровой

 

трансфор

-

мации

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

»

 

Цифровая

 

трансформация


background image

25

 

низкое

 

качество

 

технического

 

обслуживания

приводящее

 

к

 

последующим

 

отказам

 

оборудования

 

из

-

за

 

сбоев

 

в

 

рабо

-

те

 

релейной

 

защиты

 

и

 

автоматики

коротких

 

замыканий

перекрытия

 

фарфоровых

 

изоляторов

;

 

производственные

 

дефекты

 

оборудования

приводящие

 

к

 

механическим

 

повреждениям

разрушениям

 

оборудова

-

ния

 

и

 

возможному

 

возгоранию

.

В

 

моменты

 

возникновения

 

АиНС

 

приоритетной

 

задачей

 

для

 

электросетевой

 

компании

 

является

 

незамедлительное

 

восстановление

 

энергоснабжения

 

потребителей

особенно

 

для

 

подконтрольных

 

объектов

 

с

 

повышенным

 

требовани

-

ем

 

к

 

энергоснабжению

Таковыми

 

могут

 

являться

 

медицин

-

ские

 

учреждения

 

или

 

объекты

 

для

 

проведения

 

специальных

 

и

 

массовых

 

мероприятий

например

участки

 

избирательных

 

комиссий

  (

УИК

при

 

проведении

 

единого

 

дня

 

голосования

расположенных

 

в

 

зоне

 

эксплуатационной

 

ответственности

 

электросетевой

 

компании

Количество

 

УИК

 

может

 

превышать

 

1000 

объектов

 

в

 

зоне

 

одного

 

структурного

 

подразделения

 

электросетевой

 

компании

 (

филиал

ТПО

РЭС

). 

При

 

обесто

-

чении

 

подобных

 

объектов

 

сокращение

 

времени

 

реагирования

 

персонала

 

электросетевой

 

компании

 

является

 

ключевым

 

фак

-

тором

 

в

 

сокращении

 

общего

 

времени

 

прекращения

 

передачи

 

электроэнергии

Сократить

 

время

 

реагирования

 

персонала

 

возможно

 

за

 

счет

 

оперативной

 

передачи

 

ключевой

 

информа

-

ции

 

об

 

инциденте

Кроме

 

этого

сократить

 

время

 

отключения

 

потребителя

 

возможно

 

за

 

счет

 

повышения

 

эффективности

 

процесса

 

устранения

 

АиНС

.

С

 

точки

 

зрения

 

оперативной

 

передачи

 

ключевой

 

инфор

-

мации

 

об

 

АиНС

в

 

случае

 

если

 

подконтрольный

 

объект

 

по

-

требителя

  (

к

 

примеру

УИК

оснащен

 

датчиками

 

контроля

 

электропитания

то

 

передача

 

информации

 

об

 

обесточении

 

по

-

требителя

 

происходит

 

максимально

 

быстро

Однако

 

установ

-

ка

 

подобных

 

технических

 

средств

 

требует

 

финансовых

 

затрат

 

на

 

их

 

приобретение

/

монтаж

 

и

 

целесообразна

 

для

 

постоянно

 

подключенных

 

объектов

не

 

меняющих

 

своей

 

значимости

 

во

 

времени

Наблюдаемость

 

подконтрольных

 

объектов

не

 

оснащенных

 

такими

 

техническими

 

средствами

затруднена

с

 

целью

 

повышения

 

наблюдаемости

 

таких

 

подконтрольных

 

объектов

 

приказом

 

ПАО

 «

Россети

» 

в

 2020 

году

 

инициирован

 

проект

  «

Создание

 

сквозной

 

системы

 

оперативного

 

монито

-

ринга

 

энергоснабжения

 

временно

 

подконтрольных

 

объектов

».

ЕДИНАЯ

 

СКВОЗНАЯ

 

СИСТЕМА

 

ОПЕРАТИВНОГО

 

МОНИТОРИНГА

 

ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

 

ВРЕМЕННО

 

ПОДКОНТРОЛЬНЫХ

 

ОБЪЕКТОВ

 

В

 2020 

году

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

с

 

участием

 

подрядной

 

организации

 

ООО

  «

Навикей

» 

реализовало

 

специализиро

-

ванную

 

информационную

 

систему

 

мониторинга

 

временно

 

подконтрольных

 

объектов

  (

далее

 — 

Система

 

мониторинга

Система

).

Система

 

мониторинга

 — 

это

 

инструмент

позволяющий

 

оперативно

 

и

 

максимально

 

эффективно

 

осуществлять

 

мони

-

торинг

 

электроснабжения

 

подконтрольных

 

объектов

находя

-

щихся

 

в

 

зонах

 

ответственности

 

различных

 

эксплуатирующих

 

организаций

 

и

 

собственников

При

 

этом

 

наблюдаемость

 

пи

-

тающей

 

сети

 

таких

 

объектов

 

минимальная

а

 

последствия

 

нарушения

 

электроснабжения

 

могут

 

приводить

 

к

 

нарушению

 

жизнедеятельности

 

и

 

серьезным

 

социально

-

экономическим

 

последствиям

.

Инструмент

 

предназначен

 

для

 

временного

 

использования

 

в

 

качестве

 

дополнительного

 

канала

 

передачи

 

информации

 

в

 

случаях

 

недостаточной

 

наблюдаемости

когда

 

отсутствуют

 

телеметрия

 

с

 

подконтрольных

 

объектов

где

 

расположены

например

избирательные

 

участки

и

 

возможность

 

визуально

-

го

 

мониторинга

 

за

 

местонахождением

 

дежурного

 

персонала

 

(

отсутствие

 GPS-

трекеров

), 

техники

 

и

 

ДГУ

  (

отсутствие

 

обо

-

рудования

 

ГЛОНАСС

в

 

условиях

когда

 

скорость

 

получения

 

информации

 

для

 

принятия

 

решений

 

является

 

приоритетной

а

 

оснащение

 

средствами

 

объективного

 

контроля

 

или

 

внедре

-

ние

 

дорогостоящих

 

мониторинговых

 

систем

 

экономически

 

нецелесообразно

Инструмент

 

не

 

заменяет

 

и

 

не

 

подменяет

 

существующих

 

систем

схем

 

и

 

регламентов

 

передачи

 

опера

-

тивной

 

информации

а

 

лишь

 

дополняет

 

на

 

период

 

использо

-

вания

 

систему

 

помощи

 

принятия

 

решений

.

Важным

 

эффектом

 

от

 

применения

 

Системы

 

являет

-

ся

 

формирование

 

временного

 

информационного

 

центра

 

для

 

централизованного

 

контроля

 

ситуации

 

на

 

платформе

Сис

 

темы

.

В

 

информационную

 

систему

 

входят

:

 

геоинформационная

 

подсистема

 

для

 

оперативного

 

визу

-

ального

 

анализа

 

и

 

управления

 

инцидентами

;

 

подсистема

 

управления

 

маршрутизацией

 

инцидентов

 

и

 

контроля

 

статуса

 

выполнения

 

работ

;

 

мобильное

 

приложение

 Android/iOS 

для

 

оперативной

 

передачи

 

информации

 

об

 

инцидентах

.

Особенности

 

Системы

:

 

простой

 

и

 

понятный

 

интерфейс

 

с

 

возможностью

 

использо

-

вания

 (

адаптации

системы

 

под

 

различные

 

сценарии

;

 

возможность

 

одновременного

 

охвата

 

большого

 

числа

 

объектов

 (

избирательных

 

участков

и

 

бригад

;

 

быстрое

 

разворачивание

 

временных

 

информационных

 

центров

 

на

 

разных

 

уровнях

 

управления

 

и

 

подключение

 

к

 

системе

 

бригад

 

различных

 

ТСО

подрядчиков

сторон

-

них

 

организаций

участвующих

 

в

 

обеспечении

 

надежного

 

электроснабжения

;

 

возможность

 

ретрансляции

 

информации

 

в

 

информацион

-

ные

 

центры

 

других

 

организаций

 

и

 

ведомств

 

в

 

случае

 

такой

 

необходимости

;

 

возможность

 

более

 

оперативного

 

получения

 

и

 

уточнения

 

информации

 

для

 

принятия

 

управленческих

 

решений

 

за

 

счет

 

визуализации

 

персонала

 

и

 

техники

 

и

 

работы

 

в

 

еди

-

ном

 

информационном

 

пространстве

;

 

автономность

 

работы

 

системы

 — 

отсутствие

 

рисков

 

кибервмешательства

 

в

 

работу

 

электроэнергетической

 

инфраструктуры

.


background image

26

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(28), 

март

 2023

Основные

 

задачи

решаемые

 

Системой

:

 

передача

 

регламентных

 

сообщений

 (

плановой

 

информации

и

 

фиксация

 

в

 

опе

-

ративном

 

режиме

 

с

 

помощью

 

мобильного

 

приложения

 

фактов

 

возникновения

 

АиНС

включая

 

сведения

 

об

 

объектах

 

смежной

 

инфраструктуры

последствиях

 

нарушения

 

их

 

работы

в

 

том

 

числе

 

при

 

отсутствии

 

наблюдаемости

 

объектов

 

сети

 

0,4–10 

кВ

;

 

обеспечение

 

временного

 

информационного

 

центра

штабов

избирательных

 

комиссий

а

 

также

 

иных

 

заинтересованных

 

организаций

 

оперативной

 

и

 

досто

-

верной

 

информацией

 

о

 

возникающих

 

АиНС

сроках

 

восстановления

 

и

 

прочих

 

событиях

;

 

более

 

эффективная

 

координация

 

взаимодействия

 

и

 

распределение

 

задач

 

при

 

ликвидации

 

АиНС

 

и

 

визуальный

 

контроль

 

перемещения

 

дежурного

 

персонала

бригад

 

и

 

мобильных

 

источников

 

электроснабжения

;

 

обеспечение

 

информационного

 

взаимодействия

 

по

 

вопросам

связанным

 

с

 

воз

-

никновением

 

и

 

устранением

 

АиНС

 

на

 

объектах

 

ЭСК

с

 

органами

 

исполнительной

 

власти

 

субъектов

 

РФ

 

и

 

муниципальных

 

образований

а

 

также

 

с

 

Едиными

 

дежур

-

но

-

диспетчерскими

 

службами

 (

ЕДДС

).

Мобильное

 

приложение

 

Системы

 

мониторинга

  (

рисунок

 1) 

предназначено

 

для

 

фиксации

 

ответственными

 

за

 

проведение

 

мобильного

 

мониторинга

 

фактов

 

возникновения

 

аварий

нештатных

 

ситуаций

 

и

 

одновременной

 

отправки

 

соот

-

ветствующих

 

уведомлений

 

согласно

 

принятой

 

схеме

 

разграничения

 

полномочий

 

(

рисунок

 2):

 

ответственным

 

за

 

устранение

 

аварийных

 

ситуаций

 (

ОДГ

 

РЭС

); 

 

дежурным

 

филиалов

 (

диспетчер

информатор

 

ОДС

); 

 

дежурным

 

исполнительного

 

аппарата

 (

мониторинговый

 

центр

 

ЦУС

).

Рис

. 1. 

Мобильное

 

приложение

 

для

 

оперативной

 

передачи

 

информации

 

об

 

инцидентах

Рис

. 2. 

Схема

 

разграничения

 

полномочий

 

и

 

функции

 

участников

 

мониторинга

АО

 «

Россети

 

Тюмень

»

Филиал

 1

РЭС

 1

(

филиала

 1)

1. 

Мобильный

 

мониторинг

 

инцидентов

2. 

Устранение

 

инцидентов

Сообщения

об

 

инцидентах

3. 

Оперативно

-

технологическое

 

управление

4. 

Мониторинг

 

и

 

аналитика

Дежурные

 

исполнительного

 

аппарата

(

Мониторинговый

 

центр

)

Управляющее

 

воздействие

Передача

 

оперативной

 

информации

Взаимодействие

 

в

 

процессе

устранения

 

инцидента

1. 

Отправление

 

сообщения

 

об

 

инциденте

 

путем

 

нажатия

 «

тревожной

» 

кнопки

 

в

 

приложении

2. 

Получение

 / 

Обработка

 / 

Закрытие

 

сообщения

 

об

 

инциденте

 

в

 

подсистеме

 

управления

 

инцидентами

 (

на

 

карте

 

ГИС

)

3. 

Мониторинг

 

сообщений

 

об

 

инцидентах

 

(email-

уведомления

карта

 

ГИС

в

 

операционной

 

зоне

 

филиала

4. 

Мониторинг

 

сообщений

 

об

 

инцидентах

 

(email-

уведомления

карта

 

ГИС

)

РЭС

 2

(

филиала

 1)

РЭС

 3

(

филиала

 2)

РЭС

 

n

(

филиала

 

n

)

Филиал

 2

...

...

...

...

Филиал

 

n

Дежурные

 

Филиала

(

диспетчер

информатор

)

Дежурные

 

РЭС

(

диспетчер

информатор

)

Ответственные

 

за

 

проведение

мобильного

 

мониторинга

(

бригады

 

на

 

участках

)

Аварийные

 

бригады

Избирательные

 

участки

 

Цифровая

 

трансформация


background image

27

Мобильное

 

приложение

 

содержит

 

интерфейс

 

отправки

 

сообщений

 

об

 

инциденте

в

 

котором

 

пользователь

 

может

 

указать

 

дополнительную

 

информацию

 

через

 

форму

 

сообще

-

ния

 

и

 

добавить

 

фотоматериалы

.

Пользователь

отправивший

 

информацию

 

об

 

инциденте

оповещается

 

о

 

статусе

 

обработки

 

его

 

сообщения

 

по

 

мере

 

работы

 

над

 

инцидентом

 

ответственным

 

за

 

устранение

 

ава

-

рийных

 

ситуаций

.

ПОДСИСТЕМА

УПРАВЛЕНИЯ

 

ИНЦИДЕНТАМИ

И

 

КОНТРОЛЯ

 

СТАТУСА

 

ВЫПОЛНЕНИЯ

 

РАБОТ

После

 

отправки

 

через

 

мобильное

 

приложение

 

сообще

-

ние

 

об

 

инциденте

  (

АиНС

поступает

 

в

 

подсистему

 

управ

-

ления

 

инцидентами

  (

рисунок

 3). 

Подсистема

 

управления

 

инцидентами

 

регистрирует

 

сообщение

 

и

 

автоматически

 

направляет

 

его

 

посредством

 

электронной

 

почты

 

в

 

эксплуа

-

тирующую

 

организацию

 

ответственному

 

за

 

устранение

 

АиНС

 

в

 

соответствии

 

с

 

адресной

 

принадлежностью

 

по

 

закрепленной

 

зоне

 

ответственности

Ответственный

 

за

 

устранение

 

АиНС

получив

 

сообщение

заходит

 

в

 

систему

 

и

 

принимает

 

полученный

 

инцидент

 

в

 

работу

В

 

случае

если

 

пользователь

 

не

 

принял

 

инцидент

 

в

 

работу

 

в

 

течение

 

отве

-

денного

 

промежутка

 

времени

подсистема

 

управления

 

ин

-

цидентами

 

автоматически

 

информирует

 

об

 

этом

 

дежурного

 

мониторингового

 

центра

 

для

 

принятия

 

мер

.

При

 

завершении

 

работ

 

по

 

ликвидации

 

АиНС

 

ответ

-

ственный

 

за

 

устранение

 

входит

 

в

 

систему

 

и

 

помечает

 

ин

-

цидент

 

как

 

выполненный

после

 

этого

 

задача

 

снимается

 

с

 

контроля

.

В

 

качестве

 

дополнительного

 

канала

 

связи

 

была

 

реали

-

зована

 

возможность

 

получения

 

сообщений

 

об

 

инциденте

 

в

 Telegram-

канале

Принцип

 

работы

 

аналогичен

 

рассылке

 

на

 

электронную

 

почту

.

Дежурные

 

филиалов

 

и

 

мониторингового

 

центра

 

имеют

 

доступ

 

к

 

системе

 

управления

 

инцидентами

 

и

 

возможность

 

просматривать

 

статусы

 

инцидентов

 

по

 

всем

 

организациям

ответственным

 

за

 

эксплуатацию

 

и

 

устранение

 

АиНС

Они

как

 

и

 

ответственный

 

за

 

устранение

 

АиНС

имеют

 

возмож

-

ность

 

прямой

 

связи

 

с

 

абонентом

 

мобильного

 

приложения

 

для

 

уточнения

 

обстоятельств

 

события

Тем

 

самым

 

система

 

обеспечивает

 

сквозной

 

мониторинг

 

и

 

централизованный

 

сбор

 

информации

 

по

 

возникающим

 

аварийным

 

и

 

нештат

-

ным

 

ситуациям

.

ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ

 

ПОДСИСТЕМА

ДЛЯ

 

ОПЕРАТИВНОГО

 

ВИЗУАЛЬНОГО

 

АНАЛИЗА

 

И

 

УПРАВЛЕНИЯ

 

ИНЦИДЕНТАМИ

Геоинформационная

 

подсистема

 

является

 

средством

 

визуа

-

лизации

 

местоположения

 

объектов

 

электросетевой

 

инфра

-

структуры

местоположения

 

мобильных

 

дежурных

 

на

 

объек

-

тах

а

 

также

 

осуществляет

 

геопривязку

 

сообщений

 

об

 

АиНС

 

к

 

месту

 

возникновения

 

события

Подсистема

 

состоит

 

из

 

картографических

 

подложек

 

и

 

набора

 

геослоев

доступных

 

пользователю

 

в

 

зависимости

 

от

 

уровня

 

его

 

полномочий

.

На

 

карте

 

ГИС

 

пользователю

 

доступны

 

следующие

 

функции

:

 

просмотр

 

основных

 

данных

 

по

 

объекту

 

мониторинга

 

(

рисунок

 4);

Рис

. 3. 

Пример

 

отображения

 

подсистемы

 

управления

 

инцидентами


background image

28

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(28), 

март

 2023

 

просмотр

 

основных

 

данных

 

по

 

инциденту

 

с

 

геопривязкой

 

к

 

месту

 

события

 (

рисунок

 5);

 

просмотр

 

информации

 

по

 

ответственным

 

за

 

проведение

 

мобильного

 

мониторинга

 

с

 

отображением

 

их

 

местополо

-

жения

 

на

 

текущий

 

момент

 

времени

 

и

 

трека

 

перемещения

 

за

 

определенный

 

момент

 

времени

 (

рисунки

 6 

и

 7);

 

просмотр

 

основных

 

данных

 

об

 

аварийных

 

бригадах

задействованных

 

на

 

устранении

 

АиНС

треков

 

переме

-

щения

 

персонала

аварийных

 

бригад

 

за

 

определенный

 

момент

 

времени

;

 

возможность

 

перехода

 

в

 

подсистему

 

управления

 

инци

-

дентами

.

Рис

. 4. 

Пример

 

отображения

 

данных

 

о

 

подконтрольном

 

объекте

 

в

 

подсистеме

 

ГИС

Рис

. 5. 

Пример

 

отображения

 

данных

 

об

 

инциденте

 

в

 

подсистеме

 

ГИС

 

Цифровая

 

трансформация


background image

29

Рис

. 6. 

Пример

 

отображения

 

данных

 

об

 

ответственном

 

за

 

проведение

 

мобильного

 

мониторинга

Рис

. 7. 

Пример

 

отображения

 

данных

 

об

 

ответственных

 

за

 

проведение

 

мобильного

 

мониторинга

В

 

качестве

 

геоинформационной

 

подсистемы

 

была

 

использована

 

внедряемая

 

в

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

ГИС

 «Airlay», 

которая

 

включена

 

в

 

единый

 

реестр

 

рос

-

сийских

 

программ

 

приказом

 

Министерства

 

цифрово

-

го

 

развития

связи

 

и

 

массовых

 

коммуникаций

 

РФ

 

от

 

30.12.2020 

 804. 

В

 

рамках

 

развития

 

существует

 

тех

-

ническая

 

возможность

 

интеграции

 

Системы

 

монито

-

ринга

 

с

 

другими

 

ГИС

.

Система

 

позволяет

 

формировать

 

отчеты

 

по

 

ин

-

цидентам

а

 

также

 

выполнить

 

рассылку

 

отчетов

 

ав

-

томатически

согласно

 

заданным

 

правилам

 

при

 

на

-

стройке

.


background image

30

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(28), 

март

 2023

АПРОБАЦИЯ

 

СИСТЕМЫ

ВО

 

ВРЕМЯ

 

ПРОВЕДЕНИЯ

 

ЕДИНОГО

ДНЯ

 

ГОЛОСОВАНИЯ

 2020 

ГОДА

И

 

ЕДИНОГО

 

ДНЯ

 

ГОЛОСОВАНИЯ

 2021 

ГОДА

Система

 

мониторинга

 

была

 

успешно

 

апробирована

 

в

 

период

 

подготовки

 

и

 

проведения

 

голосования

 

по

 

внесению

 

поправок

 

в

 

Конституцию

 

Российской

 

Федерации

 

в

 2020 

году

 

и

 

Единый

 

день

 

голосования

 (13.09.2020) 

для

 

контроля

 

электроснабже

-

ния

 

помещений

 

избирательных

 

участков

 

и

 

комиссий

 

в

 

зоне

 

эксплуатационной

 

ответственности

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

в

 

целях

 

оперативного

 

информирования

 

собственных

 

под

-

разделений

задействованных

 

организаций

 

и

 

реагирования

 

на

 

возникающие

 

аварийные

 

и

 

нештатные

 

ситуации

 (

АиНС

).

В

 

период

 

проведения

 

Единого

 

дня

 

голосования

 2021 

года

начиная

 

с

 12:00 16.09.2021 

и

 

до

 20:00 20.09.2021, 

Система

 

применена

 

для

 

мониторинга

 

состояния

 

энергоснабжения

 

по

-

мещений

где

 

были

 

расположены

 

участковые

 

комиссии

  (

ри

-

сунки

 8 

и

 9) 

на

 

территории

 

присутствия

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» 

и

 

задействованных

 

дочерних

 

обществ

 

ПАО

 «

Россети

» (

ДЗО

).

При

 

подведении

 

итогов

 

апробации

 

участниками

 

был

 

установлен

 

ряд

 

замечаний

которые

 

были

 

устранены

 

в

 

ре

-

зультате

 

доработки

 

Системы

 

следующим

 

функционалом

:

 

изменение

 

подхода

 

к

 

регистрации

 

пользовате

-

лей

в

 

том

 

числе

 

реализация

 

подхода

 

к

 

быстрому

 

Рис

. 8. 

Мониторинг

 

энергоснабжения

 

ответственным

 

на

 

подконтрольном

 

объекте

добавлению

 

подконтрольного

 

объекта

 

с

 

мобильного

 

приложения

;

 

реализация

 

отдельного

 

АРМ

 

для

 

администрирования

 

ответственными

 

от

 

ДЗО

;

 

добавление

 

справочника

 

в

 

мобильное

 

приложение

;

 

приведение

 

к

 

единообразию

 

справочников

 

в

 

шаблонах

;

 

отправка

 Push-

уведомления

 

пользователям

 

мобильного

 

приложения

.

ПРИМЕНЕНИЕ

 

СИСТЕМЫ

 

В

 

СЦЕНАРИИ

 

МОНИТОРИНГА

 

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

 

МЕДИЦИНСКИХ

 

УЧРЕЖДЕНИЙ

В

 

виду

 

острой

 

социальной

 

значимости

 

обеспечения

 

энерго

-

снабжения

 

медицинских

 

учреждений

принимающих

 

больных

 

с

 

коронавирусной

 

инфекцией

по

 

согласованию

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» 

и

 

медицинских

 

учреждений

 

организован

 

процесс

 

мо

-

ниторинга

 

энергоснабжения

 

нескольких

 

больниц

 

Тюменской

 

области

 

с

 

применением

 

Системы

Проведена

 

загрузка

 

необ

-

ходимых

 

исходных

 

данных

 

и

 

изменение

 

конфигурации

 

Систе

-

мы

Сотрудники

 

филиала

 

АО

 «

Россети

 

Тюмень

» 

Тюменские

 

электрические

 

сети

 

в

 

настоящее

 

время

 

осуществляют

 

мони

-

торинг

 

обозначенных

 

медицинских

 

учреждений

Мониторин

-

говый

 

центр

 

создан

 

в

 

Центральной

 

диспетчерской

 

службе

 

Центра

 

управления

 

сетями

 (

ЦУС

исполнительного

 

аппарата

.

 

Цифровая

 

трансформация


background image

31

Рис

. 9. 

Мониторинг

 

подконтрольных

 

объектов

 

ответственным

 

за

 

устранение

 

инцидентов

МОНИТОРИНГ

 

ПРОЦЕССА

 

ПРОВЕДЕНИЯ

 

АВАРИЙНО

-

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ

 

РАБОТ

 

ПО

 

УСТРАНЕНИЮ

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ

 

НАРУШЕНИЙ

25.12.2020 

произошло

 

аварийное

 

отключение

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Фа

-

кел

 — 

Комета

-1 

и

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Факел

 — 

Комета

-2, 

вызванное

 

падением

 

опоры

В

 

процессе

 

ликвидации

 

последствий

 

ава

-

рийного

 

отключения

 

для

 

мониторинга

 

хода

 

аварийно

-

вос

-

становительных

 

работ

 (

АВР

в

 

Системе

 

был

 

создан

 

отдель

-

ный

 

сценарий

проведена

 

загрузка

 

необходимых

 

исходных

 

данных

 

и

 

изменение

 

конфигурации

 

Системы

.

В

 

ходе

 

опытно

-

промышленной

 

эксплуатации

 

Системы

 

для

 

сценария

 

АВР

 

приняли

 

участие

 23 

человека

из

 

них

:

 

14 

человек

которые

 

использовали

 

мобильное

 

прило

-

жение

 «

Мониторинг

 

объектов

» 

для

 

отправки

 

сообще

-

ний

 

о

 

текущей

 

обстановке

 

в

 

процессе

 

АВР

  (

сотруд

-

ники

 

филиала

 

Нижневартовские

 

электрические

 

сети

 

и

 

подрядной

 

организации

 

ООО

 «

СибСтройЭнерго

»);

 

человек

которые

 

использовали

 

ГИС

 

АО

  «

Россети

 

Тюмень

» 

для

 

просмотра

 

оперативной

 

информации

 

по

 

АВР

  (

руководство

 

и

 

диспетчера

 

филиала

 

Нижневартов

-

ские

 

электрические

 

сети

 

и

 

Самотлорского

 

РЭС

).

Применение

 

Системы

 

в

 

процессе

 

мониторинга

 

АВР

 

на

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Факел

 — 

Комета

-1 

и

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Факел

 — 

Коме

-

та

-2  

повысило

 

оперативность

 

реагирования

 

на

 

изменения

 

текущей

 

обстановки

 

в

 

процессе

 

АВР

 

за

 

счет

 

исключения

 

каскадного

 

принципа

 

передачи

 

информации

 — 

сообщения

 

о

 

текущей

 

обстановке

 

в

 

процессе

 

АВР

 

передавались

 

напря

-

мую

 

всем

 

заинтересованным

 

лицам

.

Применение

 

Системы

 

позволило

 

производить

 

контроль

 

перемещения

 

сотрудников

 

подрядной

 

организации

 

в

 

про

-

цессе

 

АВР

.

РАЗВИТИЕ

 

СИСТЕМЫ

 

МОНИТОРИНГА

 

В

 

ЧАСТИ

 

РЕАЛИЗАЦИИ

 

ФУНКЦИОНАЛА

 

ПО

 

УПРАВЛЕНИЮ

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ

 

В

 

ПРОЦЕССЕ

 

ЛИКВИДАЦИИ

 

АИНС

В

 

процессе

 

мониторинга

 

устранения

 

АиНС

 

на

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Факел

 — 

Комета

-1 

и

 

ВЛ

 110 

кВ

 

Факел

 — 

Комета

-2 

Система

 

не

 

обладала

 

возможностью

 

управления

 

взаимодействием

 

в

 

процессе

 

ликвидации

 

АиНС

В

 

связи

 

с

 

этим

 

было

 

принято

 

решение

 

о

 

необходимости

 

изменения

 

архитектуры

 

Сис

 

темы

В

 

результате

 

доработки

 

Система

 

приобрела

 

новые

 

сущности

 

«

Задача

» 

и

 «

Мероприятие

». 

Задача

 

хранит

 

в

 

себе

 

ключевые

 


background image

32

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 1(28), 

март

 2023

параметры

 

выполняемых

 

работ

тип

список

 

объектов

от

-

ветственных

дата

 

начала

/

окончания

инциденты

 

и

 

непосред

-

ственно

 

описание

 

задачи

Также

 

в

 

задаче

 

имеется

 

возмож

-

ность

 

отражения

 

оценки

 

и

 

фактических

 

временных

 

затрат

обсуждения

 

возникших

 

в

 

процессе

 

производимых

 

работ

 

во

-

просов

 

всеми

 

участниками

 

и

 

отображение

 

процента

 

выполне

-

ния

 

работ

Мероприятие

 

объединяет

 

несколько

 

задач

таким

 

образом

 

разграничивая

 

ответственность

 

по

 

производимым

 

работам

Таким

 

образом

в

 

результате

 

доработки

 

был

 

реа

-

лизован

 

функционал

 

для

 

выполнения

 

технологически

 

более

 

сложных

 (

чем

 

мониторинг

сценариев

 

управления

таких

 

как

 

оперативно

-

технологическое

 

управление

 

процессом

 

устране

-

ния

 

массовых

 

технологических

 

нарушений

 

при

 

участии

 

персо

-

нала

 

нескольких

 

электросетевых

 

компаний

в

 

том

 

числе

 

под

-

рядных

 

организаций

 

и

 

ТСО

не

 

входящих

 

в

 

группу

 

компаний

 

ПАО

 «

Россети

».

ПОДВОДЯ

 

ИТОГ

 

На

 

основании

 

вышеизложенного

 

можно

 

сделать

 

следу

-

ющие

 

выводы

 

об

 

эффективности

 

работы

 

Системы

 

и

 

ее

 

пре

-

имуществах

:

• 

В

 

условиях

 

наличия

 

большого

 

числа

 

подконтрольных

 

объектов

 

и

 

массовости

 

инцидентов

 

Система

 

безотказно

 

регистрирует

 

и

 

маршрутизирует

 

инциденты

 

по

 

зонам

 

экс

-

плуатационной

 

ответственности

 

без

 

ограничений

 

по

 

коли

-

честву

 

инцидентов

 

и

 

числу

 

участников

 

мониторинга

в

 

то

 

время

 

как

 

обычная

 

схема

 

передачи

 

информации

 

имеет

 

существенные

 

ограничения

 

по

 

количеству

 

одновременно

 

обрабатываемых

 

задач

 

и

 

скорости

 

передачи

 

информации

 

всем

 

ответственным

 

лицам

.

• 

Вся

 

информация

 

концентрируется

 

в

 

одном

 

заранее

 

опре

-

деленном

 

центре

 

управления