![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/skrytyj-potencial-narjadno-dopusknoj/saSd0L001.jpg)
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/skrytyj-potencial-narjadno-dopusknoj/saSd0L002.jpg)
ОХРАНА
ТРУДА
126
п
р
о
и
з
в
о
д
и
т
е
л
ь
н
о
с
т
ь
производительность
О
перационные
затраты
российских
электросете
-
вых
организаций
в
ряде
случаев
превышают
сопо
-
ставимые
показатели
ведущих
зару
-
бежных
электросетевых
компаний
.
Превышение
затрат
наблюдается
в
сфере
эксплуатации
и
ремонта
.
Од
-
ним
из
источников
этого
превыше
-
ния
является
низкая
эффективность
использования
рабочего
времени
бригад
(
из
стратегии
развития
элек
-
тросетевого
комплекса
Российской
Федерации
от
3
апреля
2013
г
.).
Производительность
труда
в
такой
отрасли
,
как
электроэнергетика
, —
Скрытый
потенциал
нарядно-допускной
системы
В 2014 году электросетевой комплекс России начинает
работать по новым Правилам по охране труда при экс-
плуатации электроустановок. Сквозной темой правил
является нарядно-допускная система. Новые правила
допускают выдачу и заполнение наряда, ведение журна-
ла учёта работ по нарядам и распоряжениям в электрон-
ной форме с применением автоматизированных систем.
Помимо основной функции — соблюдения требований
по охране труда — нарядно-допускная система таит в
себе огромный потенциал для анализа загрузки персона-
ла и повышения производительности труда.
Сергей ПЕШНИН, начальник
производственного отделения
филиала ОАО «МРСК Центра и
Приволжья» — «Рязаньэнерго»,
г. Рязань
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/skrytyj-potencial-narjadno-dopusknoj/saSd0L003.jpg)
127
№
4 (25),
июль
–
август
, 2014
трудноизмеримая
величина
.
Порой
чтобы
произвести
замену
изолятора
на
воздушной
линии
электропере
-
дачи
необходимо
затратить
время
на
подготовку
рабочего
места
,
в
несколько
раз
превышающее
саму
работу
по
замене
.
Пока
один
элек
-
тромонтёр
находится
на
опоре
и
ме
-
няет
изолятор
,
несколько
его
коллег
находятся
в
бригадном
автомобиле
и
ждут
,
когда
работа
закончится
и
бу
-
дет
необходимо
вводить
электроуста
-
новку
в
работу
.
Таких
примеров
на
практике
бесчисленное
количество
.
Рабочий
день
любой
бригады
электрических
сетей
делится
на
со
-
ставляющие
,
получается
везде
при
-
мерно
одинаковая
картина
(
рис
. 1).
Как
видно
из
рисунка
,
на
работу
в
электроустановках
у
персонала
остаётся
не
так
уж
и
много
време
-
ни
.
Часто
эта
цифра
не
превыша
-
ет
50%
от
всего
дневного
рабочего
времени
.
Сложности
добавляет
и
то
,
что
на
данный
момент
у
руководи
-
телей
районов
и
служб
электриче
-
ских
сетей
нет
универсального
ин
-
струмента
для
анализа
временных
показателей
по
фотографии
рабо
-
чего
дня
.
Данные
берутся
из
раз
-
розненных
источников
,
например
оперативного
журнала
диспетчера
,
журнала
учёта
работ
по
нарядам
и
распоряжениям
или
журнала
еже
-
дневных
работ
мастера
.
Сложно
определить
«
коэффициент
трудового
участия
»
каждого
члена
бригады
,
т
.
к
.
нет
сводной
временной
инфор
-
мации
по
тому
или
иному
эпизоду
трудовой
деятельности
.
Логично
было
бы
рассуждать
,
что
,
зная
все
временные
показатели
по
фотогра
-
фии
рабочего
дня
,
легко
управлять
рабочим
временем
и
повышать
производительность
труда
.
Одним
из
важных
требований
,
предъявляемых
к
работам
в
элек
-
троустановках
,
является
строгое
выполнение
организационных
и
технических
мероприятий
,
обе
-
спечивающих
безопасность
работ
.
Все
работы
в
электроустановках
выполняются
по
нарядам
,
распо
-
ряжениям
и
в
порядке
текущей
экс
-
плуатации
.
Ежедневно
в
районах
и
службах
электрических
сетей
выда
-
ются
по
несколько
заданий
,
оформ
-
ленных
на
специальных
бланках
,
по
которым
персонал
производит
работу
.
В
этом
документе
есть
ин
-
формация
,
сколько
времени
ушло
на
подготовку
рабочего
места
и
до
-
пуск
,
сколько
времени
ушло
на
сам
технологический
процесс
.
Большинство
бригадных
автомо
-
билей
,
например
ОАО
«
МРСК
Цен
-
тра
и
Приволжья
»,
оснащены
систе
-
мами
GPS-
позиционирования
.
По
данным
этих
систем
легко
опреде
-
ляется
в
режиме
реального
време
-
ни
,
когда
бригада
выехала
с
базы
,
маршрут
движения
,
где
находится
в
данный
момент
и
т
.
д
.
Все
эпизоды
по
движению
транспортных
средств
сохраняются
в
базе
данных
,
по
ним
также
определяется
пробег
,
время
работы
двигателя
и
много
других
по
-
казателей
.
Это
одни
из
самых
важных
си
-
стем
(
нарядно
-
допускная
и
система
GPS-
позиционирования
),
при
со
-
единении
которых
вместе
трудовой
процесс
бригад
раскладывается
на
временные
составляющие
.
Многие
энергокомпании
рабо
-
тают
над
созданием
автоматизиро
-
ванной
нарядно
-
допускной
системы
с
функцией
анализа
.
Программные
комплексы
по
учёту
работ
по
наря
-
дам
и
распоряжениям
созданы
и
действуют
на
предприятиях
энерге
-
тической
отрасли
уже
не
один
год
.
Структура
комплекса
везде
раз
-
ная
,
разные
языки
написания
про
-
грамм
.
Каждый
филиал
исходит
из
своих
целей
.
Неизменно
одно
,
все
Рис
. 1.
Рабочий
день
бригады
по
ремонту
и
эксплуатации
Ввод
электро
-
установок
в
работу
Работа
Работа
Проезд
Обед
Проезд
с
12:00
до
13:00
Подготовка
рабочего
места
и
до
-
пуск
Подготовка
к
работе
на
завтра
Подготовка
бригад
-
ного
автомобиля
,
проверка
СИЗ
,
инструкций
,
при
-
способлений
Выписка
наряда
,
распоряжения
,
оформление
рабо
-
ты
в
порядке
теку
-
щей
эксплуатации
8:00
17:00
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/skrytyj-potencial-narjadno-dopusknoj/saSd0L004.jpg)
128
ОХРАНА ТРУДА
работают
в
полном
соответствии
с
Правилами
по
охране
труда
при
эксплуатации
электроустановок
,
все
применяют
одни
и
те
же
типовые
формы
из
правил
.
Оснащённость
компьютерами
и
другой
оргтехникой
рабочих
мест
персонала
,
который
участвует
в
на
-
рядно
-
допускной
системе
,
очень
высокая
.
Аналогичная
ситуация
с
каналами
связи
для
организации
обмена
информацией
.
Примерная
схема
работы
автоматизированной
нарядно
-
допускной
системы
приве
-
дена
на
рис
. 2.
Сбор
данных
по
выданным
РЭС
и
службами
нарядам
,
распоряже
-
ниям
и
работам
в
порядке
текущей
эксплуатации
единовременно
до
-
ступен
всем
подключённым
к
си
-
стеме
пользователям
,
что
делает
её
универсальным
инструментом
кон
-
троля
и
анализа
.
Анализ
может
про
-
водиться
как
по
уже
выполненным
работам
,
так
и
по
планируемым
к
выполнению
.
В
итоге
от
автоматизированной
нарядно
-
допускной
системы
можно
получить
следующие
положитель
-
ные
моменты
:
•
формирование
единого
подхода
к
выписке
нарядов
и
распоряже
-
ний
;
•
автоматизацию
системы
выпи
-
ски
нарядов
и
распоряжений
,
экономию
времени
на
оформ
-
ление
и
правку
нарядов
,
рас
-
поряжений
за
счёт
применения
типовых
форм
;
•
проведение
анализа
и
преду
-
преждения
характерных
ошибок
при
выписке
нарядов
и
распо
-
ряжений
.
Выявление
недочётов
при
подготовке
рабочих
мест
и
производстве
работ
;
•
проведение
анализа
эффектив
-
ности
использования
трудовых
ресурсов
подразделения
,
загруз
-
ки
персонала
и
анализа
загрузки
персонала
по
видам
деятель
-
ности
.
Определение
количества
разъездных
дней
у
персонала
,
количества
дней
,
когда
персонал
был
производителем
работ
и
т
.
д
.;
•
оперативный
контроль
за
местоположением
оператив
-
ных
,
ремонтных
и
мобиль
-
ных
бригад
(
после
привязки
бригадной
машины
к
наряду
по
средствам
системы
GPS-
позиционирования
).
Оператив
-
ный
контроль
за
количеством
работающих
бригад
;
•
хранение
базы
данных
по
выпол
-
ненным
работам
и
привлекае
-
мому
к
работам
персоналу
;
Рис
. 2.
Схема
сбора
информации
программным
комплексом
со
сводом
в
единый
автоматизированный
центр
•
мониторинг
нарядов
и
распоря
-
жений
,
по
которым
ещё
только
предстоит
работа
;
•
повышение
внезапности
и
каче
-
ства
проверок
бригад
.
Создание
автоматизированной
нарядно
-
допускной
системы
от
-
крывает
новые
перспективы
дис
-
петчеризации
.
На
данный
момент
диспетчер
района
электрических
сетей
является
оперативным
руко
-
водителем
района
.
Под
его
управ
-
лением
все
работающие
бригады
в
зоне
обслуживания
.
Диспетчер
знает
,
сколько
бригад
,
сколько
че
-
ловек
,
сколько
единиц
транспорта
в
текущий
момент
находится
на
ли
-
нии
(
рис
. 3).
Знает
фамилии
,
груп
-
пы
по
электробезопасности
всего
персонала
.
Диспетчер
не
знает
точно
,
где
находится
бригадный
ав
-
томобиль
с
персоналом
в
текущий
момент
времени
.
Он
может
лишь
предполагать
,
что
местоположение
бригады
соответствует
докладу
от
-
ветственных
лиц
с
мест
.
Тем
более
он
не
может
знать
точно
место
-
положение
всех
членов
бригады
.
Готовится
рабочее
место
двумя
ли
-
цами
,
как
требуют
это
правила
,
или
готовит
рабочее
место
один
чело
-
век
—
вся
эта
информация
исходит
с
рабочего
места
.
Диспетчер
соз
-
даёт
картину
только
лишь
по
докла
-
дам
по
каналам
связи
.
Диспетчер
выполняет
роль
статиста
—
он
со
-
бирает
информацию
по
докладам
с
мест
.
Бывает
так
,
что
информация
с
рабочих
мест
не
соответствует
действительности
.
Был
доклад
,
что
приехали
,
проверили
отключённое
состояние
коммутационного
аппа
-
рата
,
вывесили
плакат
.
По
факту
простояли
на
месте
.
Был
доклад
,
что
подготовили
рабочее
место
,
а
по
факту
бригада
обедала
и
отыгра
-
ла
вывод
в
ремонт
оборудования
условно
.
Моментов
много
,
когда
со
стороны
диспетчера
необходим
контроль
по
ключевым
точкам
.
И
этот
контроль
нужен
в
первую
очередь
для
выполнения
всех
ор
-
ганизационных
и
технических
ме
-
роприятий
по
подготовке
рабоче
-
го
места
,
и
как
итог
—
сохранения
жизни
и
здоровья
персонала
.
Оснащение
всех
транспорт
-
ных
средств
системой
GPS-
позиционирования
—
это
ближай
-
шая
перспектива
.
Есть
ещё
одно
перспективное
направление
— GPS-
позиционирование
персонала
.
Уже
Мастер
2
Мастер
1
Мастер
N
РЭС
2
РЭС
1
РЭС
N
Службы
Единый
автоматизированный
центр
филиала
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/skrytyj-potencial-narjadno-dopusknoj/saSd0L005.jpg)
129
№
4 (25),
июль
–
август
, 2014
сейчас
на
рынке
достаточно
много
устройств
,
которые
могут
переда
-
вать
параметрические
данные
о
состоянии
здоровья
персонала
,
на
-
личии
на
рабочем
месте
опасных
и
вредных
производственных
данных
в
привязке
с
местоположением
че
-
ловека
.
Многие
компании
(
транс
-
портные
,
агрохолдинги
и
другие
)
содержат
штат
диспетчеров
,
чтобы
в
режиме
реально
времени
отсле
-
живать
местоположение
транспорт
-
ных
средств
и
персонала
.
И
если
на
экране
монитора
диспетчер
видит
отклонение
от
маршрута
,
превы
-
шение
скорости
,
наличие
опасного
или
вредного
производственного
фактора
,
он
немедленно
выходит
на
связь
с
персоналом
и
узнаёт
,
всё
ли
идёт
по
плану
.
Пришло
время
подобную
прак
-
тику
внедрять
и
в
электрических
сетях
(
рис
. 4).
Всё
это
возможно
в
рамках
концепции
создания
единой
Рис
. 3.
Диспетчеризация
(
текущий
момент
)
Рис
. 4.
Диспетчеризация
(
перспектива
)
Работа
Бригады
1
Работа
Бригады
2
Работа
Бригады
n
1.
Учёт
и
контроль
работаю
-
щих
бригад
с
привязкой
на
основе
GPS.
2.
Учёт
и
контроль
за
пере
-
мещениями
ТС
на
основе
GPS.
3.
Контроль
за
наличием
на
рабочем
месте
опасных
и
вредных
факторов
на
основе
GPS.
Диспетчер
...
Работа
Бригады
1
Работа
Бригады
2
Работа
Бригады
n
1.
Учёт
и
контроль
работа
-
ющих
бригад
.
2.
Привязка
к
местности
по
докладам
бригад
.
Диспетчер
...
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/skrytyj-potencial-narjadno-dopusknoj/saSd0L006.jpg)
130
ОХРАНА ТРУДА
автоматизированной
нарядно
-
до
-
пускной
системы
.
К
наряду
-
допуску
будут
привязаны
персонал
и
транс
-
порт
.
Диспетчер
будет
вести
бригаду
от
выезда
с
базы
подразделения
до
момента
возвращения
,
учитывая
маршрут
,
работу
,
опасные
и
вред
-
ные
производственные
факторы
.
Причём
оценка
правильности
дей
-
ствий
бригады
будет
производиться
исходя
из
параметрических
данных
датчиков
с
мест
,
а
не
по
докладам
персонала
.
Автоматизированная
нарядно
-
допускная
система
будет
незамени
-
ма
и
в
«
умных
сетях
» (
рис
. 5).
Уже
сейчас
там
,
где
работают
«
умные
сети
»,
организован
обмен
инфор
-
мацией
между
приборами
учёта
и
серверами
сбора
информации
.
Со
-
вершенно
не
сложно
организовать
работу
по
передаче
данных
в
таких
сетях
на
сервер
нарядно
-
допускной
системы
об
отключении
,
например
,
линии
№
1
от
трансформаторной
Рис
. 5.
Применение
автоматизированной
нарядно
-
допускной
системы
в
«
умных
сетях
»
подстанции
ААА
.
Далее
сервер
соз
-
даёт
шаблон
наряда
или
распоряже
-
ния
с
привязкой
к
электроустановке
,
диспетчер
проверяет
и
выдаёт
зада
-
ние
оперативно
-
выездной
бригаде
и
бригада
движется
на
обход
-
осмотр
линии
№
1
от
трансформаторной
подстанции
ААА
.
Всё
это
происходит
под
управлением
и
непрерывным
контролем
диспетчера
.
Очевидно
,
что
без
анализа
те
-
кущей
деятельности
не
поднять
производительность
труда
и
не
со
-
кратить
операционные
затраты
.
Почему
производительность
труда
в
аналогичных
секторах
экономики
на
западе
в
разы
выше
?
Не
только
потому
,
что
все
непрофильные
виды
деятельности
отданы
на
аутсорсинг
,
но
и
из
-
за
настройки
всех
логистиче
-
ских
цепочек
.
Настройку
процессов
работы
бригад
,
сокращение
време
-
ни
на
подготовку
рабочего
места
и
проезд
до
места
работы
нельзя
провести
без
оценки
текущих
по
-
казателей
.
И
с
этими
моментами
во
многом
поможет
разобраться
авто
-
матизированная
нарядно
-
допуск
-
ная
система
.
Выезд
на
место
работ
Диспетчер
ТП
Бригада
ОВБ
Информация
о
неисправности
Информация
о
неисправности
Информация
о
неисправности
Единый
сервер
нарядно
-
допускной
системы
Оригинал статьи: Скрытый потенциал нарядно-допускной системы
В 2014 году электросетевой комплекс России начинает работать по новым Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок. Сквозной темой правил является нарядно-допускная система. Новые правила допускают выдачу и заполнение наряда, ведение журнала учёта работ по нарядам и распоряжениям в электронной форме с применением автоматизированных систем. Помимо основной функции — соблюдения требований по охране труда — нарядно-допускная система таит в себе огромный потенциал для анализа загрузки персонала и повышения производительности труда.