Скрытый потенциал нарядно-допускной системы

Page 1
background image

Page 2
background image

ОХРАНА

ТРУДА

126

п

р

о

и

з

в

о

д

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

производительность

О

перационные

 

затраты

 

российских

 

электросете

-

вых

 

организаций

 

в

 

ряде

 

случаев

 

превышают

 

сопо

-

ставимые

 

показатели

 

ведущих

 

зару

-

бежных

 

электросетевых

 

компаний

Превышение

 

затрат

 

наблюдается

 

в

 

сфере

 

эксплуатации

 

и

 

ремонта

Од

-

ним

 

из

 

источников

 

этого

 

превыше

-

ния

 

является

 

низкая

 

эффективность

 

использования

 

рабочего

 

времени

 

бригад

 (

из

 

стратегии

 

развития

 

элек

-

тросетевого

 

комплекса

 

Российской

 

Федерации

 

от

 3 

апреля

 2013 

г

.).

Производительность

 

труда

 

в

 

такой

 

отрасли

как

 

электроэнергетика

, — 

Скрытый 

потенциал 

нарядно-допускной 

системы

В 2014 году электросетевой комплекс России начинает 
работать по новым Правилам по охране труда при экс-
плуатации электроустановок. Сквозной темой правил 
является нарядно-допускная система. Новые правила 
допускают выдачу и заполнение наряда, ведение журна-
ла учёта работ по нарядам и распоряжениям в электрон-
ной форме с применением автоматизированных систем. 
Помимо основной функции — соблюдения требований 
по охране труда — нарядно-допускная система таит в 
себе огромный потенциал для анализа загрузки персона-
ла и повышения производительности труда.

Сергей ПЕШНИН, начальник 

производственного отделения 

филиала ОАО «МРСК Центра и 

Приволжья» — «Рязаньэнерго», 

г. Рязань 


Page 3
background image

127

 4 (25), 

июль

август

, 2014

трудноизмеримая

 

величина

Порой

 

чтобы

 

произвести

 

замену

 

изолятора

 

на

 

воздушной

 

линии

 

электропере

-

дачи

 

необходимо

 

затратить

 

время

 

на

 

подготовку

 

рабочего

 

места

в

 

несколько

 

раз

 

превышающее

 

саму

 

работу

 

по

 

замене

Пока

 

один

 

элек

-

тромонтёр

 

находится

 

на

 

опоре

 

и

 

ме

-

няет

 

изолятор

несколько

 

его

 

коллег

 

находятся

 

в

 

бригадном

 

автомобиле

 

и

 

ждут

когда

 

работа

 

закончится

 

и

 

бу

-

дет

 

необходимо

 

вводить

 

электроуста

-

новку

 

в

 

работу

Таких

 

примеров

 

на

 

практике

 

бесчисленное

 

количество

.  

Рабочий

 

день

 

любой

 

бригады

 

электрических

 

сетей

 

делится

 

на

 

со

-

ставляющие

получается

 

везде

 

при

-

мерно

 

одинаковая

 

картина

 (

рис

. 1). 

Как

 

видно

 

из

 

рисунка

на

 

работу

 

в

 

электроустановках

 

у

 

персонала

 

остаётся

 

не

 

так

 

уж

 

и

 

много

 

време

-

ни

Часто

 

эта

   

цифра

 

не

 

превыша

-

ет

 50% 

от

 

всего

 

дневного

 

рабочего

 

времени

Сложности

 

добавляет

 

и

 

то

что

 

на

 

данный

 

момент

 

у

 

руководи

-

телей

 

районов

 

и

 

служб

 

электриче

-

ских

 

сетей

 

нет

 

универсального

 

ин

-

струмента

 

для

 

анализа

 

временных

 

показателей

 

по

 

фотографии

 

рабо

-

чего

 

дня

Данные

 

берутся

 

из

 

раз

-

розненных

 

источников

например

 

оперативного

 

журнала

 

диспетчера

журнала

 

учёта

 

работ

 

по

 

нарядам

 

и

 

распоряжениям

 

или

 

журнала

 

еже

-

дневных

 

работ

 

мастера

Сложно

 

определить

 «

коэффициент

 

трудового

 

участия

» 

каждого

 

члена

 

бригады

т

.

к

нет

 

сводной

 

временной

 

инфор

-

мации

 

по

 

тому

 

или

 

иному

 

эпизоду

 

трудовой

 

деятельности

Логично

 

было

 

бы

 

рассуждать

что

зная

 

все

 

временные

 

показатели

 

по

 

фотогра

-

фии

 

рабочего

 

дня

легко

 

управлять

 

рабочим

 

временем

 

и

 

повышать

 

производительность

 

труда

.

Одним

 

из

 

важных

 

требований

предъявляемых

 

к

 

работам

 

в

 

элек

-

троустановках

является

 

строгое

 

выполнение

 

организационных

 

и

 

технических

 

мероприятий

обе

-

спечивающих

 

безопасность

 

работ

Все

 

работы

 

в

 

электроустановках

 

выполняются

 

по

 

нарядам

распо

-

ряжениям

 

и

 

в

 

порядке

 

текущей

 

экс

-

плуатации

Ежедневно

 

в

 

районах

 

и

 

службах

 

электрических

 

сетей

 

выда

-

ются

 

по

 

несколько

 

заданий

оформ

-

ленных

 

на

 

специальных

 

бланках

по

 

которым

 

персонал

 

производит

 

работу

В

 

этом

 

документе

 

есть

 

ин

-

формация

сколько

 

времени

 

ушло

 

на

 

подготовку

 

рабочего

 

места

 

и

 

до

-

пуск

сколько

 

времени

 

ушло

 

на

 

сам

 

технологический

 

процесс

.

Большинство

 

бригадных

 

автомо

-

билей

например

 

ОАО

  «

МРСК

 

Цен

-

тра

 

и

 

Приволжья

», 

оснащены

 

систе

-

мами

 GPS-

позиционирования

По

 

данным

 

этих

 

систем

 

легко

 

опреде

-

ляется

 

в

 

режиме

 

реального

 

време

-

ни

когда

 

бригада

 

выехала

 

с

 

базы

маршрут

 

движения

где

 

находится

 

в

 

данный

 

момент

 

и

 

т

.

д

.  

Все

 

эпизоды

 

по

 

движению

 

транспортных

 

средств

 

сохраняются

 

в

 

базе

 

данных

по

 

ним

 

также

 

определяется

 

пробег

время

 

работы

 

двигателя

 

и

 

много

 

других

 

по

-

казателей

.

Это

 

одни

 

из

 

самых

 

важных

 

си

-

стем

 (

нарядно

-

допускная

 

и

 

система

 

GPS-

позиционирования

), 

при

 

со

-

единении

 

которых

 

вместе

 

трудовой

 

процесс

 

бригад

 

раскладывается

 

на

 

временные

 

составляющие

.  

Многие

 

энергокомпании

 

рабо

-

тают

 

над

 

созданием

 

автоматизиро

-

ванной

 

нарядно

-

допускной

 

системы

 

с

 

функцией

 

анализа

Программные

 

комплексы

 

по

 

учёту

 

работ

 

по

 

наря

-

дам

 

и

 

распоряжениям

 

созданы

 

и

 

действуют

 

на

 

предприятиях

 

энерге

-

тической

 

отрасли

 

уже

 

не

 

один

 

год

Структура

 

комплекса

 

везде

 

раз

-

ная

разные

 

языки

 

написания

 

про

-

грамм

Каждый

 

филиал

 

исходит

 

из

 

своих

 

целей

Неизменно

 

одно

все

 

Рис

. 1. 

Рабочий

 

день

 

бригады

 

по

 

ремонту

 

и

 

эксплуатации

Ввод

 

электро

-

установок

 

в

 

работу

Работа

Работа

Проезд

Обед

Проезд

с

 12:00 

до

 13:00

Подготовка

 

рабочего

 

места

 

и

 

до

-

пуск

Подготовка

 

к

 

работе

 

на

 

завтра

Подготовка

 

бригад

-

ного

 

автомобиля

проверка

 

СИЗ

инструкций

при

-

способлений

Выписка

 

наряда

распоряжения

оформление

 

рабо

-

ты

 

в

 

порядке

 

теку

-

щей

 

эксплуатации

8:00

17:00


Page 4
background image

128

ОХРАНА ТРУДА

работают

 

в

 

полном

 

соответствии

 

с

 

Правилами

 

по

 

охране

 

труда

 

при

 

эксплуатации

 

электроустановок

все

 

применяют

 

одни

 

и

 

те

 

же

 

типовые

 

формы

 

из

 

правил

Оснащённость

 

компьютерами

 

и

 

другой

 

оргтехникой

 

рабочих

 

мест

 

персонала

который

 

участвует

 

в

 

на

-

рядно

-

допускной

 

системе

очень

 

высокая

Аналогичная

 

ситуация

 

с

 

каналами

 

связи

 

для

 

организации

 

обмена

 

информацией

Примерная

 

схема

 

работы

 

автоматизированной

 

нарядно

-

допускной

 

системы

 

приве

-

дена

 

на

 

рис

. 2. 

Сбор

 

данных

 

по

 

выданным

 

РЭС

 

и

 

службами

 

нарядам

распоряже

-

ниям

 

и

 

работам

 

в

 

порядке

 

текущей

 

эксплуатации

 

единовременно

 

до

-

ступен

 

всем

 

подключённым

 

к

 

си

-

стеме

 

пользователям

что

 

делает

 

её

 

универсальным

 

инструментом

 

кон

-

троля

 

и

 

анализа

Анализ

 

может

 

про

-

водиться

 

как

 

по

 

уже

 

выполненным

 

работам

так

 

и

 

по

 

планируемым

 

к

 

выполнению

.

В

 

итоге

 

от

 

автоматизированной

 

нарядно

-

допускной

 

системы

 

можно

 

получить

 

следующие

 

положитель

-

ные

 

моменты

:

• 

формирование

 

единого

 

подхода

 

к

 

выписке

 

нарядов

 

и

 

распоряже

-

ний

;

• 

автоматизацию

 

системы

 

выпи

-

ски

 

нарядов

 

и

 

распоряжений

экономию

 

времени

 

на

 

оформ

-

ление

 

и

 

правку

 

нарядов

рас

-

поряжений

 

за

 

счёт

 

применения

 

типовых

 

форм

;

• 

проведение

 

анализа

 

и

 

преду

-

преждения

 

характерных

 

ошибок

 

при

 

выписке

 

нарядов

 

и

 

распо

-

ряжений

Выявление

 

недочётов

 

при

 

подготовке

 

рабочих

 

мест

 

и

 

производстве

 

работ

;

• 

проведение

 

анализа

 

эффектив

-

ности

 

использования

 

трудовых

 

ресурсов

 

подразделения

загруз

-

ки

 

персонала

 

и

 

анализа

 

загрузки

 

персонала

 

по

 

видам

 

деятель

-

ности

Определение

 

количества

 

разъездных

 

дней

 

у

 

персонала

количества

 

дней

когда

 

персонал

 

был

 

производителем

 

работ

 

и

 

т

.

д

.;

• 

оперативный

 

контроль

 

за

 

местоположением

 

оператив

-

ных

ремонтных

 

и

 

мобиль

-

ных

 

бригад

  (

после

 

привязки

 

бригадной

 

машины

 

к

 

наряду

 

по

 

средствам

 

системы

 GPS-

позиционирования

). 

Оператив

-

ный

 

контроль

 

за

 

количеством

 

работающих

 

бригад

• 

хранение

 

базы

 

данных

 

по

 

выпол

-

ненным

 

работам

 

и

 

привлекае

-

мому

 

к

 

работам

 

персоналу

;

Рис

. 2. 

Схема

 

сбора

 

информации

 

программным

 

комплексом

 

со

 

сводом

 

в

 

единый

 

автоматизированный

 

центр

• 

мониторинг

 

нарядов

 

и

 

распоря

-

жений

по

 

которым

 

ещё

 

только

 

предстоит

 

работа

;

• 

повышение

 

внезапности

 

и

 

каче

-

ства

 

проверок

 

бригад

.

Создание

 

автоматизированной

 

нарядно

-

допускной

 

системы

 

от

-

крывает

 

новые

 

перспективы

 

дис

-

петчеризации

На

 

данный

 

момент

 

диспетчер

 

района

   

электрических

 

сетей

 

является

 

оперативным

 

руко

-

водителем

 

района

Под

 

его

 

управ

-

лением

 

все

 

работающие

 

бригады

 

в

 

зоне

 

обслуживания

Диспетчер

 

знает

сколько

 

бригад

сколько

 

че

-

ловек

сколько

 

единиц

 

транспорта

 

в

 

текущий

 

момент

 

находится

 

на

 

ли

-

нии

  (

рис

. 3). 

Знает

 

фамилии

груп

-

пы

 

по

 

электробезопасности

 

всего

 

персонала

Диспетчер

 

не

 

знает

 

точно

где

 

находится

 

бригадный

 

ав

-

томобиль

 

с

 

персоналом

 

в

 

текущий

 

момент

 

времени

.  

Он

 

может

 

лишь

 

предполагать

что

 

местоположение

 

бригады

 

соответствует

 

докладу

 

от

-

ветственных

 

лиц

 

с

 

мест

Тем

 

более

 

он

 

не

 

может

 

знать

 

точно

   

место

-

положение

 

всех

 

членов

 

бригады

Готовится

 

рабочее

 

место

 

двумя

 

ли

-

цами

как

 

требуют

 

это

 

правила

или

 

готовит

 

рабочее

 

место

 

один

   

чело

-

век

 — 

вся

 

эта

 

информация

 

исходит

 

с

 

рабочего

 

места

Диспетчер

 

соз

-

даёт

 

картину

 

только

 

лишь

 

по

 

докла

-

дам

 

по

 

каналам

 

связи

Диспетчер

 

выполняет

 

роль

 

статиста

 — 

он

 

со

-

бирает

 

информацию

 

по

 

докладам

 

с

 

мест

Бывает

 

так

что

 

информация

 

с

 

рабочих

 

мест

 

не

 

соответствует

 

действительности

Был

 

доклад

что

 

приехали

проверили

 

отключённое

 

состояние

 

коммутационного

 

аппа

-

рата

вывесили

 

плакат

По

 

факту

 

простояли

 

на

 

месте

Был

 

доклад

что

 

подготовили

 

рабочее

 

место

а

 

по

 

факту

 

бригада

 

обедала

 

и

 

отыгра

-

ла

 

вывод

 

в

 

ремонт

 

оборудования

 

условно

Моментов

 

много

когда

 

со

 

стороны

 

диспетчера

 

необходим

 

контроль

 

по

 

ключевым

 

точкам

И

 

этот

 

контроль

 

нужен

 

в

 

первую

 

очередь

 

для

 

выполнения

 

всех

 

ор

-

ганизационных

 

и

 

технических

 

ме

-

роприятий

 

по

 

подготовке

 

рабоче

-

го

 

места

и

 

как

 

итог

 — 

сохранения

 

жизни

 

и

 

здоровья

 

персонала

Оснащение

 

всех

 

транспорт

-

ных

 

средств

 

системой

 GPS-

позиционирования

 — 

это

 

ближай

-

шая

 

перспектива

Есть

 

ещё

 

одно

 

перспективное

 

направление

 — GPS-

позиционирование

 

персонала

Уже

 

Мастер

 2

Мастер

 1

Мастер

 N

РЭС

 2

РЭС

 1

РЭС

 N

Службы

Единый

 

автоматизированный

 

центр

 

филиала


Page 5
background image

129

 4 (25), 

июль

август

, 2014

сейчас

 

на

 

рынке

 

достаточно

 

много

 

устройств

которые

 

могут

 

переда

-

вать

 

параметрические

 

данные

 

о

 

состоянии

 

здоровья

 

персонала

на

-

личии

 

на

 

рабочем

 

месте

 

опасных

 

и

 

вредных

 

производственных

 

данных

 

в

 

привязке

 

с

 

местоположением

 

че

-

ловека

Многие

 

компании

  (

транс

-

портные

агрохолдинги

 

и

 

другие

содержат

 

штат

 

диспетчеров

чтобы

 

в

 

режиме

 

реально

 

времени

 

отсле

-

живать

 

местоположение

 

транспорт

-

ных

 

средств

 

и

 

персонала

И

 

если

 

на

 

экране

 

монитора

 

диспетчер

 

видит

 

отклонение

 

от

 

маршрута

превы

-

шение

 

скорости

наличие

 

опасного

 

или

 

вредного

 

производственного

 

фактора

он

 

немедленно

 

выходит

 

на

 

связь

 

с

 

персоналом

 

и

 

узнаёт

всё

 

ли

 

идёт

 

по

 

плану

Пришло

 

время

 

подобную

 

прак

-

тику

 

внедрять

 

и

 

в

 

электрических

 

сетях

  (

рис

. 4). 

Всё

 

это

 

возможно

 

в

 

рамках

 

концепции

 

создания

 

единой

 

Рис

. 3. 

Диспетчеризация

 (

текущий

 

момент

Рис

. 4. 

Диспетчеризация

 (

перспектива

)

Работа

Бригады

 1

Работа

Бригады

 2

Работа

Бригады

 n

1. 

Учёт

 

и

 

контроль

 

работаю

-

щих

 

бригад

 

с

 

привязкой

 

на

 

основе

 GPS.

2. 

Учёт

 

и

 

контроль

 

за

 

пере

-

мещениями

 

ТС

 

на

 

основе

 

GPS.

3. 

Контроль

 

за

 

наличием

 

на

 

рабочем

 

месте

 

опасных

 

и

 

вредных

 

факторов

 

на

 

основе

 GPS.

Диспетчер

...

Работа

Бригады

 1

Работа

Бригады

 2

Работа

Бригады

 n

1. 

Учёт

 

и

 

контроль

 

работа

-

ющих

 

бригад

.

2. 

Привязка

 

к

 

местности

 

по

 

докладам

 

бригад

.

Диспетчер

...


Page 6
background image

130

ОХРАНА ТРУДА

автоматизированной

 

нарядно

-

до

-

пускной

 

системы

К

 

наряду

-

допуску

 

будут

 

привязаны

 

персонал

 

и

 

транс

-

порт

Диспетчер

 

будет

 

вести

 

бригаду

 

от

 

выезда

 

с

 

базы

 

подразделения

 

до

 

момента

 

возвращения

учитывая

 

маршрут

работу

опасные

 

и

 

вред

-

ные

 

производственные

 

факторы

Причём

 

оценка

 

правильности

 

дей

-

ствий

 

бригады

 

будет

 

производиться

 

исходя

 

из

 

параметрических

  

данных

 

датчиков

  

с

 

мест

а

 

не

 

по

 

докладам

  

персонала

Автоматизированная

 

нарядно

-

допускная

 

система

 

будет

 

незамени

-

ма

 

и

 

в

    «

умных

 

сетях

» (

рис

. 5). 

Уже

 

сейчас

 

там

где

 

работают

  «

умные

 

сети

», 

организован

 

обмен

 

инфор

-

мацией

 

между

 

приборами

 

учёта

 

и

 

серверами

 

сбора

 

информации

Со

-

вершенно

 

не

 

сложно

 

организовать

 

работу

 

по

 

передаче

 

данных

 

в

 

таких

 

сетях

 

на

 

сервер

 

нарядно

-

допускной

 

системы

 

об

 

отключении

например

линии

 

 1 

от

 

трансформаторной

 

Рис

. 5. 

Применение

 

автоматизированной

 

нарядно

-

допускной

 

системы

 

в

 «

умных

 

сетях

»

подстанции

 

ААА

Далее

 

сервер

 

соз

-

даёт

 

шаблон

 

наряда

 

или

 

распоряже

-

ния

 

с

 

привязкой

 

к

 

электроустановке

диспетчер

 

проверяет

 

и

 

выдаёт

 

зада

-

ние

 

оперативно

-

выездной

 

бригаде

 

и

 

бригада

 

движется

 

на

 

обход

-

осмотр

 

линии

 

 1 

от

 

трансформаторной

 

подстанции

 

ААА

Всё

 

это

 

происходит

 

под

 

управлением

 

и

 

непрерывным

 

контролем

 

диспетчера

.  

Очевидно

что

   

без

 

анализа

 

те

-

кущей

 

деятельности

 

не

 

поднять

  

производительность

 

труда

 

и

 

не

 

со

-

кратить

 

операционные

 

затраты

Почему

 

производительность

 

труда

 

в

 

аналогичных

 

секторах

 

экономики

 

на

 

западе

 

в

 

разы

 

выше

Не

 

только

 

потому

что

 

все

 

непрофильные

 

виды

 

деятельности

 

отданы

 

на

 

аутсорсинг

но

 

и

 

из

-

за

 

настройки

 

всех

 

логистиче

-

ских

 

цепочек

Настройку

  

процессов

  

работы

 

бригад

сокращение

 

време

-

ни

 

на

 

подготовку

 

рабочего

 

места

 

и

 

проезд

 

до

 

места

 

работы

 

нельзя

 

провести

 

без

 

оценки

 

текущих

 

по

-

казателей

И

 

с

 

этими

 

моментами

 

во

 

многом

 

поможет

 

разобраться

 

авто

-

матизированная

 

нарядно

-

допуск

-

ная

 

система

 

Выезд

 

на

 

место

 

работ

Диспетчер

ТП

Бригада

 

ОВБ

Информация

 

о

 

неисправности

Информация

 

о

 

неисправности

Информация

 

о

 

неисправности

Единый

 

сервер

 

нарядно

-

допускной

 

системы


Читать онлайн

В 2014 году электросетевой комплекс России начинает работать по новым Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок. Сквозной темой правил является нарядно-допускная система. Новые правила допускают выдачу и заполнение наряда, ведение журнала учёта работ по нарядам и распоряжениям в электронной форме с применением автоматизированных систем. Помимо основной функции — соблюдения требований по охране труда — нарядно-допускная система таит в себе огромный потенциал для анализа загрузки персонала и повышения производительности труда.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»