8
АКЦЕНТ
Р
о
с
с
и
я
в
В
Т
О
Р
оссия в ВТ
О
О
ГЛАВНОМ
Прежде
чем
перейти
к
обсужде
-
нию
темы
ВТО
,
необходимо
остано
-
виться
на
ключевых
вопросах
со
-
временной
энергетики
.
Во
-
первых
,
попробуем
рассмотреть
роль
энергетики
как
инфраструктурной
отрасли
,
обеспечивающей
жизне
-
деятельность
государства
и
обще
-
ства
.
Во
-
вторых
,
стоит
проанализи
-
ровать
:
почему
электроэнергетика
нуждается
в
организационном
и
технологическом
обновлении
?
В
-
третьих
,
понять
,
почему
потреби
-
тель
должен
быть
заинтересован
в
успешном
развитии
и
модерниза
-
ции
энергетики
.
За
все
годы
постреформенной
России
мы
так
и
не
поняли
,
чего
же
мы
ждём
от
электроэнергетики
.
Ка
-
кова
её
роль
в
современном
мире
?
В
советское
время
всё
было
понят
-
но
:
действовали
централизованная
система
управления
электроэнерге
-
тикой
и
один
управляющий
субъект
—
Госплан
,
который
защищал
интере
-
сы
потребителей
,
выдавал
директи
-
вы
инвестиционного
,
структурного
,
технологического
развития
.
Когда
страна
ушла
от
централизованной
системы
и
началась
реформа
элек
-
троэнергетики
,
появилось
великое
множество
субъектов
электроэнерге
-
тики
—
частных
компаний
.
После
лик
-
видации
РАО
ЕЭС
образовалось
мно
-
жество
объектов
электроэнергетики
:
теперь
сети
у
нас
находятся
в
одном
управлении
,
электростанции
—
в
другом
,
система
управления
—
в
третьем
,
оборудование
—
в
чет
-
вёртом
…
Какой
-
либо
координации
между
этими
объектами
нет
,
каждый
принимает
решение
исходя
из
сво
-
их
частных
интересов
.
Однако
элек
-
Системный подход
В декабре прошлого года Россия официально всту-
пила во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Протокол о присоединении с российской стороны
подписала министр экономического развития РФ
Эльвира Набиуллина, со стороны ВТО — глава ор-
ганизации Паскаль Лами. Как отразится вступление
России в ВТО на отечественной энергетике? С каки-
ми мифами придётся расстаться? Какие ключевые
вопросы предстоит решить российской энергетике?
Как оказалось, послед-
ствия присоединения РФ
к ВТО гораздо глобаль-
нее и глубже, чем кажет-
ся на первый взгляд. На
эти злободневные вопро-
сы современности отве-
чает директор Института
энергетической страте-
гии, доктор технических
наук Виталий БУШУЕВ.
9
№ 2 (11), март-апрель, 2012
троэнергетика
—
такая
отрасль
,
где
нельзя
принимать
ключевые
реше
-
ния
без
общего
понимания
новой
роли
энергетики
.
А
роль
эта
состоит
в
инфраструктурном
жизнеобеспече
-
нии
страны
.
Для
нормального
суще
-
ствования
любого
общества
,
любого
государства
требуется
инфраструк
-
тура
:
электроснабжение
,
транспорт
,
система
коммуникаций
.
Между
тем
у
нас
сохраняется
понимание
элек
-
троэнергетики
не
как
инфраструк
-
турной
,
а
как
товаропроизводящей
сферы
.
Дело
в
том
,
что
реформато
-
ры
воспринимали
электроэнергию
как
обычный
товар
,
который
можно
купить
-
продать
.
Они
не
учитывали
,
что
электроэнергию
невозможно
хранить
,
а
товарные
отношения
между
производителем
и
потреби
-
телем
возникают
только
тогда
,
когда
потребитель
включает
вилку
в
розет
-
ку
и
начинает
получать
ток
.
До
этого
момента
электроэнергетические
компании
предоставляют
услугу
,
ко
-
торой
потребитель
может
восполь
-
зоваться
,
а
может
не
воспользо
-
ваться
.
Поэтому
главное
,
что
нужно
сегодня
—
возрождать
принцип
си
-
стемности
в
электроэнергетике
.
То
есть
мы
должны
рассматривать
генерирующие
источники
и
распре
-
делительные
сети
,
а
также
нагрузку
как
равноправные
части
единой
системы
.
Системный
принцип
базируется
и
на
том
,
что
нельзя
по
разные
сто
-
роны
баррикад
ставить
производи
-
теля
и
потребителя
электроэнергии
.
А
они
у
нас
не
только
стоят
друг
про
-
тив
друга
,
но
ещё
и
постоянно
всту
-
пают
в
конфликт
—
из
-
за
тарифов
,
из
-
за
невозможности
свободно
при
-
соединиться
к
сетям
и
т
.
д
.
В
современных
условиях
хозяй
-
ственные
взаимоотношения
между
поставщиками
и
потребителями
электроэнергии
не
могут
регламен
-
тироваться
«
сверху
»,
то
есть
общий
регламентирующий
орган
уже
не
нужен
.
Сейчас
требуется
совершен
-
но
новый
тип
отношений
—
муль
-
тиагентное
управление
.
Это
когда
между
собой
взаимодействуют
мно
-
жество
субъектов
и
объектов
,
они
принимают
решения
с
учётом
субъ
-
екта
верхнего
уровня
,
который
фор
-
мулирует
общую
стратегию
направ
-
ления
,
но
не
даёт
частных
директив
.
Общую
энергетическую
политику
должно
формировать
Минэнерго
,
а
политику
техническую
—
крупный
субъект
вроде
ФСК
или
МРСК
.
При
этом
техническая
политика
электро
-
энергетических
компаний
не
может
идти
в
отрыве
от
такой
отрасли
,
как
энергомашиностроение
.
Систему
мультиагентного
управ
-
ления
можно
построить
только
на
базе
интеллектуальных
энергоси
-
стем
,
на
базе
идеологии
Смарт
Грид
.
Смарт
Грид
нам
нужна
не
сама
по
себе
,
не
как
техническая
реализа
-
ция
,
а
как
идеология
,
как
сочетание
множества
субъектов
и
объектов
,
которые
принимают
самостоятель
-
ные
решения
,
но
идеологически
все
работают
по
одним
принципам
.
Один
из
этих
принципов
заключа
-
ется
в
том
,
что
физический
поток
энергии
и
встречный
финансовый
поток
должны
идти
по
одному
ка
-
10
АКЦЕНТ
налу
.
Нельзя
отрывать
одно
от
другого
.
А
у
нас
что
получается
?
Я
,
на
-
пример
,
поставляю
мощность
из
Иркутской
системы
соседям
,
а
финансовый
поток
мне
идёт
из
офшорной
зоны
.
Финансисты
пытались
убедить
нас
в
том
,
что
потребителю
важно
по
-
лучить
мощность
,
а
от
-
куда
поставщику
придёт
финансовый
поток
—
не
-
важно
.
Но
ведь
мы
ра
-
ботаем
не
с
товаром
,
а
с
услугами
.
И
финансо
-
вые
расчёты
за
услуги
не
могут
быть
оторваны
от
физического
потока
.
Поэтому
когда
мы
гово
-
рим
о
том
,
что
требуется
новая
организационно
-
технологическая
база
для
модернизации
элек
-
троэнергетики
,
то
под
-
разумеваем
,
с
одной
стороны
,
новую
организацию
взаи
-
моотношений
между
производите
-
лем
и
потребителем
электроэнергии
на
базе
мультиагентных
систем
,
а
с
другой
—
технологические
схемы
,
позволяющие
реализовать
парал
-
лельные
технологические
решения
.
В
этом
случае
технические
средства
должны
позволять
принимать
техни
-
ческие
решения
на
соответствую
-
щих
уровнях
—
на
уровне
регионов
,
систем
энергоснабжения
и
т
.
д
.
Третья
особенность
ново
-
го
состояния
энергетики
состоит
в
её
клиенто
-
ориентированности
.
Клиент
за
всё
пла
-
тит
,
значит
,
он
дол
-
жен
иметь
право
влиять
на
реше
-
ния
энергокомпа
-
ний
.
Пока
он
этого
права
лишён
.
О
МИФАХ
Лет
десять
назад
я
начал
говорить
о
том
,
что
потребитель
должен
стать
соучастником
энергетиче
-
ского
бизнеса
.
Тогда
надо
мной
многие
смеялись
:
мол
,
такого
не
может
быть
ни
-
когда
.
А
сейчас
появляется
публичное
понимание
,
что
так
и
должно
быть
.
Потреби
-
тель
платит
высокую
цену
за
электроэнергию
.
И
она
может
стать
выше
,
если
компании
требуется
провести
модернизацию
либо
вне
-
дрить
инновационные
продукты
.
Но
потребитель
должен
на
величи
-
ну
роста
тарифа
получить
часть
ак
-
ций
энергоснабжающей
компании
.
В
этом
случае
он
сам
начнёт
думать
,
что
ему
выгоднее
—
заплатить
более
высокую
цену
и
получить
дивиденды
от
развития
энергетики
или
сказать
:
всё
,
больше
вложений
не
надо
.
То
есть
рост
тарифов
нахо
-
дится
под
контролем
не
государства
,
а
самих
потребите
-
лей
.
Не
случай
-
но
в
США
,
на
-
пример
,
часть
акций
энер
-
г о к о м п а н и й
принадлежит
п е н с и о н н ы м
фондам
,
обще
-
ственным
орга
-
низациям
,
которые
контролируют
затраты
энергетических
компа
-
ний
.
Тут
мы
вплотную
под
-
ступаем
к
проблематике
ВТО
.
Есть
опасения
,
что
последствием
вступле
-
ния
в
ВТО
может
стать
снижение
конкурентоспо
-
собности
отечественной
продукции
,
поскольку
якобы
энер
-
гокомпании
задушили
российское
производство
высокими
ценами
.
Но
видеть
корень
зла
неконкурен
-
тоспособности
в
высоких
тарифах
—
значит
искать
не
там
,
где
надо
.
Мы
провели
детальный
анализ
и
приш
-
ли
к
выводу
:
доля
энерготарифов
в
себестоимости
российской
продук
-
ции
(
в
том
числе
в
машинострое
-
нии
,
приборостроении
и
пр
.)
со
-
ставляет
всего
3—5%.
Даже
в
такой
энергоёмкой
отрасли
,
как
металлур
-
гия
,
доля
энергетических
затрат
не
превышает
11—13%.
А
в
бытовом
секторе
энергоёмкость
составляет
не
более
7—8%.
Так
что
разговоры
о
том
,
что
мы
высокими
тарифами
задушили
рос
-
сийскую
экономику
,
не
что
иное
,
как
миф
.
А
значит
,
необходимо
про
-
анализировать
все
затраты
крупных
потребителей
,
чтобы
понять
,
из
чего
они
складываются
.
Видимая
часть
расходов
—
зарплата
работникам
,
оплата
за
ресурсы
и
электроэнер
-
гию
—
в
себестоимости
продукта
составляет
порядка
25%.
А
на
что
уходят
остальные
75%?
Неясно
.
Это
либо
налоги
,
либо
другие
облагае
-
мые
затраты
,
либо
что
-
то
ещё
.
Никто
комплексного
анализа
структуры
за
-
трат
потребителя
не
проводил
.
Тем
не
менее
это
придётся
сделать
,
осо
-
бенно
в
условиях
присоединения
нашей
страны
к
ВТО
.
11
№ 2 (11), март-апрель, 2012
11
№ 1 (10), январь-февраль, 2012
О
ВТО
Для
энергетических
компаний
,
закупающих
оборудование
за
ру
-
бежом
,
вступление
России
в
ВТО
открывает
новые
возможности
.
У
них
появляется
возможность
тра
-
тить
меньше
средств
на
ввозные
пошлины
,
что
,
несомненно
,
важно
в
условиях
масштабной
модерниза
-
ции
,
проводимой
в
электросетевом
и
распределительном
секторах
.
Для
предприятий
энергомаши
-
ностроения
,
наоборот
,
наступают
ещё
более
сложные
времена
.
Им
трудно
конкурировать
с
зарубежны
-
ми
разработками
,
а
уж
после
всту
-
пления
России
в
ВТО
положение
ещё
более
усложнится
.
Представь
-
те
:
на
российский
рынок
станет
бес
-
пошлинно
поступать
французское
,
американское
,
немецкое
,
швед
-
ское
оборудование
,
которое
зача
-
стую
объективно
лучше
нашего
.
Я
часто
задаю
вопрос
руково
-
дителям
энергетических
компаний
:
какой
процент
оборудования
вы
покупаете
за
рубежом
и
какой
—
у
отечественных
производителей
?
Все
дружно
отвечают
: 75—80%
по
-
ставляют
российские
предприятия
,
остальное
—
иностранные
.
Задаю
тот
же
вопрос
российским
энерго
-
машиностроителям
.
Отвечают
,
что
доля
отечественного
оборудования
в
энергокомпаниях
составляет
толь
-
ко
30%.
На
самом
деле
истина
где
-
то
посредине
.
Думаю
,
соотношение
где
-
то
50
на
50.
Хотя
как
сказать
.
Нужно
помнить
,
что
существенная
часть
оборудования
поступает
к
на
-
шим
энергетикам
через
предста
-
вительства
зарубежных
компаний
,
аккредитованных
в
России
.
В
целом
возникает
рисковая
ситуация
:
что
будем
делать
,
если
завтра
Запад
вдруг
перестанет
поставлять
нам
комплектующие
детали
?
В
совет
-
ское
время
наша
страна
выпускала
большой
спектр
современного
обо
-
рудования
.
Продукция
российских
энергомашиностроителей
была
представлена
в
Китае
,
Аргентине
,
Индии
...
Сегодня
ситуация
меня
-
ется
с
большим
знаком
«
минус
».
И
не
потому
,
что
российские
энер
-
гомашиностроительные
заводы
не
могут
больше
ничего
произвести
,
а
потому
что
меры
,
подобные
всту
-
плению
в
ВТО
,
стимулируют
массо
-
вое
появление
западного
продукта
на
российском
рынке
.
У
западного
продукта
есть
одно
несомненное
преимущество
:
оборудование
по
-
В
ступление
России
в
ВТО
было
сопряжено
,
в
числе
прочих
мер
,
с
обязательством
России
обеспечить
правильные
ценовые
сигналы
на
энергоносители
и
отменить
субсидирование
тех
или
иных
групп
потребителей
за
счёт
необоснованно
заниженных
цен
на
электроэнергию
или
газ
.
В
этой
связи
перед
российской
энергетикой
встала
в
практическую
плоскость
задача
избавления
от
перекрёстного
субсидиро
-
вания
.
«
Перекрёстка
»
в
электроэнергетике
давно
уже
стала
одним
из
централь
-
ных
фактосов
,
влияющих
на
рынок
,
реформы
,
потребителей
.
Это
,
пожалуй
,
один
из
самых
труднорешаемых
вопросов
в
электроэнергетике
.
Суть
перекрёстного
субсидирования
в
том
,
что
тарифы
на
электроэнер
-
гию
для
населения
ограничиваются
на
низком
,
социально
приемлемом
уров
-
не
,
а
,
бизнес
вынужден
оплачивать
электроэнергию
по
завышенным
ценам
,
включающим
в
том
числе
и
компенсацию
необоснованно
низкого
тарифа
для
населения
.
Размер
«
перекрёстки
»
в
России
традиционно
высок
и
составляет
пример
-
но
10
процентов
от
общей
выручки
отрасли
.
Потребители
оплачивают
в
год
за
электроэнергию
примерно
1,7
трлн
рублей
,
при
этом
размер
«
перекрёстки
»
составляет
около
200
млрд
рублей
.
Эта
сумма
,
дополнительно
к
естественному
росту
тарифов
,
ложится
бременем
на
малый
и
средний
бизнес
,
сдерживая
его
развитие
и
вызывая
претензии
потребителей
к
энергетикам
.
Задача
ухода
от
перекрёстного
субсидирования
ставилась
властями
всег
-
да
,
были
даже
периоды
,
когда
перекрёстка
шла
на
снижение
.
Так
,
в
2001—
2007
гг
.
темп
роста
цен
на
электроэнергию
для
населения
опережал
темпы
роста
цен
для
промышленных
потребителей
в
2
раза
и
в
2007—2008
гг
.
та
-
риф
для
населения
был
выше
цены
для
промышленности
по
абсолютному
значению
.
Однако
последние
несколько
лет
характеризуются
заметным
ро
-
стом
«
перекрёстки
» —
правительство
таким
образом
одной
рукой
защищает
население
от
роста
тарифов
,
а
другой
—
нагружает
бизнес
,
сдерживая
его
развитие
.
Энергетики
давно
являются
самой
заинтересованной
группой
в
ликвида
-
ции
«
перекрёстки
».
Именно
из
-
за
неё
не
могут
быть
доведены
до
конца
базо
-
вые
шаги
реформы
электроэнергетики
—
не
завершается
либерализация
цен
на
электроэнергию
,
сохраняется
искажённая
конкуренция
на
рынке
и
прихо
-
дится
прибегать
к
«
ручному
»
управлению
рынком
,
уродуются
отношения
между
сетевыми
компаниями
и
потребителями
—
обостряется
проблема
«
последней
мили
»,
крупные
потребители
,
дабы
минимизировать
свои
затраты
на
электроэ
-
нергию
,
строят
собственные
генерирующие
мощности
.
В
последнем
долгосрочном
прогнозе
Правительства
РФ
до
2030
года
предусмотрена
ликвидация
перекрёстного
субсидирования
примерно
к
2020
году
.
Это
означает
,
что
тарифы
для
населения
станут
выше
цен
на
электро
-
энергию
для
промышленных
потребителей
.
Такая
ситуация
вполне
нормаль
-
на
для
всех
западных
стран
,
но
совершенно
необычна
для
нашей
страны
.
В
России
переход
к
ликвидации
«
перекрёстки
»
необходимо
сопровождать
мерами
по
перераспределению
тарифной
нагрузки
с
малоимущих
слоёв
населения
на
обеспеченные
категории
.
Необходимо
вводить
механизм
со
-
циальной
нормы
,
позволяющий
оплачивать
домохозяйству
фиксированный
объём
(
например
100
кВт
•
ч
в
месяц
)
по
фиксированному
социальному
та
-
рифу
,
а
всё
,
что
потребляется
сверх
этого
—
по
свободной
рыночной
цене
.
Не
-
обходимо
срочно
создать
нормативно
-
правовую
базу
для
такого
механизма
и
вводить
его
,
иначе
от
«
перекрёстки
»
нам
не
избавиться
,
рыночные
рефор
-
мы
отрасли
так
и
останутся
незавершёнными
.
КОММЕНТАРИЙ
:
Игорь КОЖУХОВСКИЙ,
генеральный директор Агентства
по прогнозированию балансов
в электроэнергетике
12
АКЦЕНТ
П
о
нашим
прогнозам
,
вступление
в
ВТО
на
электроэнергетической
отрасли
страны
практически
не
отразится
.
Будучи
ориен
-
тированными
на
внутреннее
потребление
,
электроэнергию
мы
экспортируем
в
очень
небольшом
объёме
и
по
ры
-
ночным
тарифам
.
Поставщики
,
обслуживающие
отрасль
,
на
мировой
рынок
активно
продвигаться
не
будут
в
силу
разных
причин
:
разная
спец
-
ифика
производства
работ
,
разные
требования
законодательных
актов
и
стандартов
отрасли
,
неполная
насыщенность
собственного
рынка
и
т
.
д
.
А
в
части
импорта
Россия
смогла
отстоять
довольно
льготные
условия
членства
в
этой
организации
,
поэтому
ввозные
пошлины
,
за
небольшим
исключением
,
снизятся
незначительно
.
По
крайней
мере
в
ближайшее
время
.
Кроме
того
,
самые
авторитетные
мировые
производители
обо
-
рудования
для
электроэнергетики
,
и
,
в
частности
,
для
электросетевого
комплекса
,
например
Siemens
и
ABB,
уже
давно
присутствуют
на
рос
-
сийском
рынке
и
даже
имеют
здесь
свои
производства
,
что
сведёт
к
минимуму
отрицательные
последствия
снижения
пошлин
.
Непосредственно
по
нашему
направлению
—
средства
индивидуаль
-
ной
защиты
—
также
не
предвидится
каких
-
либо
серьёзных
изменений
.
Мы
не
только
постоянно
отслеживаем
и
анализируем
появляющиеся
в
мире
новые
технологии
,
но
и
лучшие
из
них
реализуем
на
своём
произ
-
водстве
.
Наша
компания
ведёт
серьёзные
собственные
научные
изы
-
скания
с
целью
совершенствования
своей
продукции
.
И
опыт
участия
в
международных
мероприятиях
,
таких
как
выставки
,
работа
в
Между
-
народной
электротехнической
комиссии
и
т
.
д
.,
убеждают
нас
в
высокой
конкурентоспособности
отечественных
защитных
комплектов
.
КОММЕНТАРИЙ
:
Александр БОЛЬШУНОВ,
председатель Совета директоров
ГК
«Энергоконтракт»
ставляется
практически
в
готовом
виде
.
Монтажникам
остаётся
соеди
-
нить
блоки
на
площадке
—
и
всё
,
че
-
рез
неделю
всё
работает
.
У
нас
же
до
сих
пор
сохраняется
архаичный
подход
:
с
одного
завода
привозится
одно
оборудование
в
полуразобран
-
ном
виде
,
с
другого
—
другое
,
часто
элементы
друг
другу
не
подходят
,
приходится
подгонять
…
Избавиться
от
этой
мороки
можно
,
создавая
хорошие
инжиниринговые
фирмы
,
которые
под
общий
заказ
будут
под
-
бирать
и
грамотно
сочетать
обору
-
дование
—
как
отечественное
,
так
и
импортное
.
Вот
ещё
на
что
хотелось
бы
обратить
внимание
:
в
условиях
вступления
России
во
Всемир
-
ную
торговую
организацию
перед
отечественным
энергомашино
-
строением
открываются
две
пер
-
спективы
—
либо
стать
филиалами
иностранных
компаний
,
чем
-
то
вроде
сборочных
производств
,
либо
при
непосредственной
за
-
интересованности
электроэнер
-
гетических
компаний
приступить
к
выпуску
более
качественного
и
технологически
совершенного
оборудования
.
Обе
перспективы
связаны
с
со
-
хранением
либо
несохранением
энергетической
безопасности
госу
-
дарства
.
Поэтому
приоритетной
за
-
дачей
для
государства
должно
стать
развитие
собственного
энергома
-
шиностроения
.
Что
касается
непо
-
средственно
машиностроительных
предприятий
,
то
части
из
них
не
ме
-
шало
бы
изменить
свою
маркетин
-
говую
политику
и
проявлять
больше
уважения
к
заказчикам
.
Приведу
пример
.
Одна
из
российских
ком
-
паний
,
занимающаяся
производ
-
ством
генераторов
,
умудрилась
потерять
киргизский
рынок
сбыта
,
потому
что
не
захотела
в
своё
вре
-
мя
поставить
в
Киргизию
запчасти
к
своим
же
генераторам
.
Киргиз
-
ские
энергетики
были
вынуждены
обратиться
к
французам
,
которые
заказ
выполнили
.
Подобных
фак
-
тов
можно
привести
немало
.
А
по
-
том
мы
вздыхаем
: «
Ах
,
наше
обору
-
дование
не
котируется
!»
У
нас
большой
рынок
.
Своими
заказами
электроэнергетические
компании
могли
бы
стимулиро
-
вать
развитие
не
только
россий
-
ского
энергомашиностроения
,
но
и
энергомашиностроения
стран
СНГ
.
Например
,
для
строительства
линий
-
миллионников
,
которые
Рос
-
сии
просто
необходимы
,
разумнее
заказывать
оборудование
не
в
за
-
морских
компаниях
,
а
на
Запорож
-
ском
трансформаторном
заводе
,
который
исторически
«
заточен
»
на
это
производство
.
В
целом
вступление
России
в
ВТО
даёт
повод
компаниям
,
так
или
иначе
связанным
со
сферой
элек
-
троэнергетики
,
о
многом
задумать
-
ся
.
И
это
уже
неплохо
.
Беседовала
Людмила
ЮДИНА
Оригинал статьи: Системный подход
В декабре прошлого года Россия официально вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Протокол о присоединении с российской стороны подписала министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина, со стороны ВТО — глава организации Паскаль Лами. Как отразится вступление России в ВТО на отечественной энергетике? С какими мифами придётся расстаться? Какие ключевые вопросы предстоит решить российской энергетике? Как оказалось, последствия присоединения РФ к ВТО гораздо глобальнее и глубже, чем кажется на первый взгляд. На эти злободневные вопросы современности отвечает директор Института энергетической стратегии, доктор технических наук Виталий БУШУЕВ.