82
в
о
з
д
у
ш
н
ы
е
л
и
н
и
и
воздушные линии
Брагин
А
.
А
.,
первый заместитель
генерального
директора —
главный инженер
АО «Тюменьэнерго»
В
статье
представлена
система
определения
поврежденного
участка
сети
3–35
кВ
,
реализованная
АО
«
Тюменьэнерго
»
совместно
с
ООО
«
Релематика
»,
позволяющая
повысить
показатели
надежности
электроснабжения
.
Указывается
актуальность
разработки
,
ее
уникальность
,
подробно
описывается
назначение
и
принцип
работы
каждого
из
элементов
системы
,
приводится
заключение
о
работе
системы
на
объекте
АО
«
Тюменьэнерго
».
В
новь вводимые нормативно-правовые акты
1
регламентируют единый подход при оцен-
ке надежности электроснабжения потреби-
телей, которая определяется количеством
отключений потребителей (Пsaifi ), средней продол-
жительностью таких отключений (Пsaidi), а также не-
доотпуском электроэнергии (Пens). Эти показатели
надежности применяются для нормирования услуг
электроснабжения в ведущих мировых экономиках
2
.
В этой связи задача быстрого определения места
повреждения (ОМП) в распределительной сети (РС)
3–35 кВ становится особенно актуальной.
Воздушные линии электропередачи эксплуати-
руются в сложных условиях и подвергаются воздей-
ствию погодных факторов. Наиболее подвержены
этому распределительные сети 3–35 кВ как самые
массовые воздушные линии электропередачи. При
этом большинство линий проходит по лесистой мест-
ности и труднодоступных районах, и в случае возник-
1
Приказ
Минэнерго
РФ
от
29.11.2016
№
1256 «
Об
утверждении
методических
ука
-
заний
по
расчету
уровня
надежности
и
качества
поставляемых
товаров
и
оказы
-
ваемых
услуг
для
организации
по
управлению
единой
национальной
(
общероссий
-
ской
)
электрической
сетью
и
территориальных
сетевых
организаций
».
2
Овсянников
А
.
А
.
Методика
управления
затратами
на
повышение
надежности
функционирования
межрегиональных
распределительных
электросетевых
компа
-
ний
//
Современные
наукоемкие
технологии
.
Региональное
приложение
, 2012,
№
1.
С
. 33–37.
Система определения
места повреждения
воздушных линий
электропередачи 6–10 кВ
Опыт применения в АО «Тюменьэнерго»
(предоставляет услуги под брендом
«Россети Тюмень»)
По материалам
V Всероссийской научно-технической конференции
«
РАЗВИТИЕ
И
ПОВЫШЕНИЕ
НАДЕЖНОСТИ
ЭКСПЛУАТАЦИИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СЕТЕЙ
»
83
новения повреждений определить место поврежде-
ния очень сложно, а поиск повреждения может быть
достаточно долгим. Оперативное обнаружение ава-
рийных участков в таких случаях является первосте-
пенным.
Задача снижения средней продолжительности
отключений, соответственно, и снижения недоотпу-
ска электроэнергии может быть решена установкой
реклоузеров с последующим выполнением сетево-
го автоматического восстановления электроснаб-
жения и пр. Однако реализация таких мероприятий
требует значительных финансовых затрат. Бюджет-
ным решением повышения показателей надежности
электроснабжения является геоинформационная
система определения места повреждения (ОМП)
воздушных линий 3–35 кВ (реализованная АО «Тю-
меньэнерго» совместно с ООО «Релематика»), разра-
ботанная в рамках научно-иссле до ва тель ской и опыт-
но-конструкторской работы (НИОКР) и введенная
в опытную эксплуатацию с 27.11.2016 г.
Экспериментальный этап работы в основном
выполнялся в лабораториях ООО «Релематика»,
опытная эксплуатация проводилась в филиале АО
«Тюмень энерго» — «Тюменские распределительные
сети».
Местом опытной и промышленной эксплуатации
выбрана подстанция 110/10 кВ «Перевалово» с раз-
ветвленной распределительной сетью 10 кВ, располо-
женная на западе Тюменского муниципального райо-
на на расстоянии более 40 км от места базирования
бригад ОВБ (рисунок 1).
ГЕОИНФОРМАЦИОННАЯ
СИСТЕМА
ОМП
Распределительные сети (РС) 3–35 кВ характеризу-
ются высокой разветвленностью — от одной ЛЭП мо-
жет быть запитано несколько десятков потребителей.
По этой причине от-
сутствуют регулярные
методы односторонне-
го ОМП коротких (КЗ)
и однофазных замы-
каний (ОЗЗ). Для ре-
шения данной задачи
в РС 3–35 кВ стало це-
лесообразным исполь-
зовать разработанную
и испытанную в рамках
НИОКР геоинформа-
ционную систему ОМП
(ГИС ОМП), предна-
значенную для работы
в РС 3–35 кВ с изоли-
рованной или компен-
сированной
нейтра-
лью с односторонним
питанием. Структура
системы приведена на
рисунке 2.
Рис
. 1.
Карта
центров
питания
,
обслуживаемых
бригадами
ОВБ
Южного
РЭС
Управления
филиала
АО
«
Тюмень
-
энерго
» — «
Тюменские
распределительные
сети
»
Рис
. 2.
Структура
системы
ОМП
№
5 (56) 2019
84
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
ГИС ОМП ПС 110/10 кВ «Перевалово» состоит
из следующих элементов (рисунок 3):
1) индикаторы повреждения ВЛ (ИПВЛ-02) с ра-
диоканалом, предназначенные для выявления
ОЗЗ и КЗ в воздушной линии электропереда-
чи — 234 шт.;
2) трансмиттеры (приемопередатчики — устрой-
ства сбора информации с ИПВЛ и ее дальней-
шей передачи на верхний уровень) — 47 шт.,
питание трансмиттеров осуществляется от
аккумуляторной батареи, подзарядка которой
происходит от солнечной панели;
3) устройства шунтирования замыкания (УШЗ) —
2 шт.;
4) программное обеспечение топографического
ОМП — геоинформационная система опреде-
ления места повреждения ЛЭП 3–35 кВ по по-
казаниям датчиков — 1 шт., предназна-
ченная для удаленного мониторинга
состояния ВЛ посредством получения
информации от трансмиттеров, уста-
новленных на опорах ЛЭП по GSM-
каналу с целью повышения опера-
тивности определения видов и места
повреждения ЛЭП и маршрутов ре-
монтных бригад.
Уникальность системы заключается
в способе детектирования ОЗЗ, который ос-
нован на кратковременном увеличении тока
в поврежденной при ОЗЗ фазе, достаточном
для срабатывания ИПВЛ и не достаточном
для срабатываний токовых защит присо-
единений. В результате, отсутствует необ-
Рис
. 3.
Элементы
системы
ОМП
Индикатор повреждения ВЛ
Питание осуществляется
от внутренней батареи
со сроком службы до 8 лет
Геоинформационная
система определения
места повреждения (ГИС ОМП)
Устройство шунтирования
замыкания (УШЗ)
Трансмиттер (приемопередатчик данных
от ИПВЛ в ПТК ГИС ОМП по GSM-каналу)
Питание осуществляется от внутреннего
аккумулятора с зарядкой в дневное время
от солнечной батареи
Радиоканал 2,4 ГГц
ходимость расчета параметров срабатывания ИПВЛ,
в том числе и при изменении конфигурации сети.
ИПВЛ устанавливаются непосредственно на про-
вода воздушной линии электропередачи (рисунок 4)
на развилках ЛЭП, через определенное расстояние
на протяженных участках сети, исходя из требуе-
мой точности, до и после труднодоступных участков
(леса, болота, реки, горы), а также на границе ба-
лансовой принадлежности. ИПВЛ могут устанавли-
ваться в двух фазах для детектирования КЗ, и в трех
фазах для дополнительного детектирования ОЗЗ.
ИПВЛ может монтироваться как на голый провод, так
и на самонесущий изолированный провод. Монтаж
индикаторов не требует наличия специальных навы-
ков у эксплуатирующего персонала, большим пре-
имуществом является возможность монтажа ИПВЛ
без снятия напряжения с ЛЭП.
Рис
. 4.
ИПВЛ
и
трансмиттеры
,
установленные
на
объек
-
те
в
зоне
эксплуатационной
ответственности
филиала
АО
«
Тюмень
энерго
» — «
Тюменские
распределительные
сети
»
85
ИПВЛ содержит датчики тока и напряжения и сра-
батывает при протекании через него аварийного тока
(рисунок 2). При срабатывании ИПВЛ активирует
светодиодную индикацию и передает информацию
в трансмиттер. По своему принципу действия ИПВЛ
отстроен от ложных срабатываний при внешних КЗ,
при набросах токов нагрузки, бросках тока намагни-
чивания. ИПВЛ различает КЗ и однофазное замыка-
ние на землю. Алгоритм детектирования междуфаз-
ных КЗ следующий.
При коротких замыканиях на контролируемом
участке ИПВЛ реагирует на наброс тока более чем
на 120 А с последующим (в течение 8 с) спадом тока
и напряжения до нуля, характеризующим отключе-
ние контролируемого участка. По спаду тока до нуля
отслеживается работа выключателя присоедине-
ния (коммутационного аппарата). В свою очередь,
при внешнем коротком замыкании происходит от-
ключение поврежденного участка смежным выклю-
чателем, при этом на контролируемом участке ВЛ
сохраняется протекание тока нагрузки, и, по этой
причине ИПВЛ не срабатывает. ИПВЛ срабатывает
только при внутренних КЗ (КЗ на контролируемом
участке).
В ИПВЛ реализован самовоз-
врат по времени или по восста-
новлению линии. Контроль на-
пряжения позволяет отстроиться
от срабатываний при броске тока
намагничивания.
ОЗЗ детектируются за счет
кратковременного увеличения то-
ка (от 20 до 50 А) в поврежденной
фазе, которое создается с помо-
щью УШЗ.
УШЗ устанавливается на каж-
дую секцию питающей подстанции
(рисунки 2, 3, 5) для создания ре-
жима, необходимого для надежно-
го срабатывания ИПВЛ при ОЗЗ.
Рис
. 5.
Шкаф
УШЗ
на
ПС
110/10
кВ
«
Перевалово
»:
1 —
трансформатор
тока
(
используется
для
контро
-
ля
набрасываемого
тока
); 2 —
вакуумные
контакторы
КВО
-10-4-400
1
2
По факту возникновения ОЗЗ (появление напряже-
ния 3U0) УШЗ при помощи избирателя поврежден-
ной фазы подключает высокоомный резистор в непо-
врежденную фазу, тем самым увеличивая на короткое
время ток в поврежденной фазе на величину до 50 А.
ИПВЛ реагируют на сигнал, создаваемый УШЗ в по-
врежденной при ОЗЗ фазе.
Трансмиттеры — устройства сбора и передачи
информации монтируются на опору рядом с ИПВЛ
(рисунок 4). Их питание осуществляется от встро-
енного портативного аккумулятора, подзарядка ко-
торого происходит от солнечной батареи. При сра-
батывании ИПВЛ активирует модуль светодиодной
индикации и передает сигнал в трансмиттер по ради-
оканалу на частоте 2,4 ГГц о факте своего срабаты-
вания и виде повреждения. Радиус действия канала
передачи данных «ИПВЛ-трансмиттер» составляет
25–30 м. Разрешение на использование частоты
2,4 ГГц не требуется. Трансмиттер осуществляет
ретрансляцию полученной от ИПВЛ информации
по GSM-каналу на верхний уровень системы (РЭС)
в программу топографического ОМП (ГИС ОМП),
установленную на сервере (рисунок 6).
Рис
. 6.
Программный
продукт
топографического
ОМП
№
5 (56) 2019
86
ГИС ОМП обрабатывает поступающую информа-
цию от трансмиттеров, определяет поврежденный
участок сети, вид и время возникновения повреж-
дения, осуществляет оповещение дежурного (ре-
монтного) персонала посредством SМS-сообщений
и электронных писем. Для удобства пользователя
результаты ОМП выводятся на интерактивную карту,
где диспетчер фиксирует
поврежденный участок на
карте местности. Интерак-
тивная карта отображает
топологию сетевого района:
структуру ЛЭП (трассы про-
хождения, опоры, пункты
секционирования и пр.), ме-
ста установки ИПВЛ, транс-
миттеров и УШЗ. Трассы
прохождения ЛЭП стро-
ятся на этапе наладки —
при монтаже фиксируются
географические координа-
ты мест установки ИПВЛ
и трансмиттеров.
Монтаж элементов ав-
томатизированной систе-
мы ОМП 3–35 кВ осу-
ществлен на следующих
объектах:
• на отходящих ВЛ 10 кВ
от ПС 110/10 кВ «Пере-
валово»:
Космаково,
Зырянка, Горьковка, Ко-
лос, Сосновый, Кармак,
Успенка, Перевалово,
Подъем-1, Подъем-2;
• на отходящих ВЛ 10 кВ
от РП 10 кВ «Успенка»:
ПТУ, Чаплык, Ушаково;
• на отходящих ВЛ 10 кВ
от РП 10 кВ «Подъем»:
фидер № 11, фидер № 13, фидер № 14, фидер
№ 15, фидер № 18.
В эксплуатации задействованы 18 линий элек-
тропередачи 10 кВ с общей протяженностью более
140 км (рисунок 7).
Основные технические характеристики системы
ОМП представлены в таблице 1.
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Табл. 1. Основные технические характеристики системы ОМП
Описание
Параметр
Эксплуатация
Диапазон рабочих температур
–40°С…+80°С
Параметры ВЛ
Линейное напряжение
не более 35 кВ
Режим работы линии
тупиковая / радиальная
Минимальный нагрузочный ток
0 А
Диаметр провода
6–32 мм
ИПВЛ
Минимальный наброс тока при КЗ/ОЗЗ
120 А / 20 А
Максимально допустимый ток
31,5 кA / 2 сек
Индикация
9 мигающих светодиодов
Время возврата
2, 4, 6, 8, 10,
12, 24, 48 ч
Видимость индикации
300 м днем / 500 м ночью
Масса
<0,5 кг
Частота радиосигнала
2,4 ГГц
Расстояние радиопередачи
до 25 м
Трансмиттер
Масса
4,5 кг
GSM-модем
E-GSM
АКБ, ресурс без подзарядки
3,7 В / 5,5 А·ч, полтора года
Рис
. 7.
Места
установки
индикаторов
повреждения
на
разветвленной
сети
10
кВ
от
ПС
110/10
кВ
«
Перевалово
»
87
ОПЫТ
ПРИМЕНЕНИЯ
ГИС
ОМП
В ГИС ОМП заложен алгоритм, обеспечивающий
правильную работу системы при изменении топо-
логии распределительной сети (ремонтные режимы,
изменение состояния реклоузеров и пр.).
За время эксплуатации в филиале АО «Тюмень-
энерго» — «Тюменские распределительные сети»
геоинформационной системы определения мест
воздушных линий 3–35 кВ по показаниям датчи-
ков ГИС ОМП отказов и ложной работы не зафик-
сировано.
Оборудование показало высокую надежность.
При возникновении нештатных ситуаций поврежден-
ный участок определялся верно. За время эксплу-
атации зафиксировано 177 повреждений. Среднее
время информирования персонала о повреждении
составило порядка 5–10 минут.
Эксплуатирующий и диспетчерский персонал от-
мечает простоту применения, удобный и понятный
интерфейс программно-технического комплекса
ГИС ОМП, высокую функциональность системы,
отсутствие необходимости расчета параметров
срабатывания ИПВЛ, возможность монтажа ИПВЛ
и трансмиттеров без проведения оперативных ме-
роприятий по выводу ВЛ из работы, а также воз-
можность отображения поврежденного участка на
карте с привязкой к карте мест ности.
Также отмечена простота настройки программно-
технического комплекса ГИС ОМП:
• графическое представление линии электропере-
дачи осуществляется с помощью GPS/Глонасс-
координат;
• привязка устройств к геоподложке осуществляет-
ся по МАС-адресам;
• для осуществления информирования персонала
энергообъекта необходимо создать базу данных
сотрудников с указанием номеров телефонов или
электронных почтовых адресов.
Опытно-промышленная эксплуатация ГИС ОМП
продолжена до 30 ноября 2019 года.
Система показала себя с лучшей стороны при
урагане 16–19 июня 2017 г. в Тюменской области.
Грозовой фронт с ливнем и шквалистым ветром до
23 метров в секунду, обрушившийся на юг области,
стал причиной множественных аварийных отклю-
чений ЛЭП. За два дня выпала месячная норма
осадков. Всего без электричества оставалось около
15 000 человек. В этот период системой ОМП было
зафиксировано 16 повреждений. Во всех случаях
сис тема срабатывала оперативно и корректно. Ни
один из элементов системы поврежден не был.
Основные достоинства системы ОМП:
• 100%-ная надежность и селективность определе-
ния ОЗЗ (уникальный алгоритм детектирования
ОЗЗ);
• возможность интегрирования ГИС ОМП в любую
SCADA энергообъекта по протоколу МЭК 60870-5-
104;
• оперативное оповещение персонала посред-
ством SMS и E-mail рассылки;
• масштабируемость: возможно развертывание сис-
те мы как на отдельном персональном компьютере
(ПК) или ноутбуке, так и в клиент-серверном вари-
анте с произвольным количеством автоматических
рабочих мест (АРМ) диспетчера и инженера;
• ГИС ОМП работает в постоянном режиме, после
потери питания ГИС ОМП восстанавливается ав-
томатически при возобновлении питания;
• возможность поэтапного внедрения;
• отсутствие необходимости расчета параметров
срабатывания ИПВЛ, в том числе при измене-
нии конфигурации сети;
• простота внедрения и эксплуатации.
На прав
ах рек
ламы
+7 (8352) 24-06-50 | [email protected] | www.relematika.ru
Индикатор повреждения
воздушной линии (ИПВЛ)
•
Позволяет оперативно обнаружить повреж денный
участок сети и в максимально ко рот кие сроки восстановить
электроснабжение
•
Корпус ударопрочный, водонепроницаемый, устойчив к воз-
действию солнечной радиации и галопированию проводов
•
Возможность монтажа на ЛЭП под напряжением
•
Питание устройства от батареи с дли тельным
сроком службы (до 8 лет) и от тока линии
•
Уникальный алгоритм определения ОЗЗ, обеспе чивающий
100%-ную надежность и селективность
•
Широкий температурный диапазон эксплуатации
(от –45°С до +80°С)
•
Возможность графического представления ВЛ на карте
местности с привязкой к GPS/Глонасс-координатам
•
Интеграция в SCADA энергообъекта по протоколу МЭК-60870-5-104
•
Возможность информирования оперативного и эксплуатационного персонала
посредством SMS или E-mail
•
Постоянная модернизация решения, усовершенствование работы в сложных сетях
т
т
ь
ь
воз
з-
ов
ий
й
60870-5-10
-10
4
4
ационного пер
р
сон
сон
ала
№
5 (56) 2019
88
Эффект от внедрения:
• снижение операционных расходов, направлен-
ных на поиск мест повреждений (уменьшение
маршрута ОВБ для поиска повреждений) и сни-
жение диспетчерской нагрузки;
• уменьшение времени локализации поврежден-
ного участка с 3,5 часов до 1 часа по сравнению
с ранее затраченным;
• снижение величины недоотпуска электроэнергии,
обусловленное уменьшением времени, требуе-
мом для восстановления электроснабжения по-
сле возникновения аварийной ситуации;
• уменьшение времени воздействия повышенно-
го напряжения на электросетевое оборудова-
ние 3–35 кВ при ОЗЗ и, как следствие, сокраще-
ние его износа;
• обеспечение реализации концепции цифровой
трансформации;
• оперативное информирование потребителей
электроэнергии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанная система ГИС ОМП позволяет опе-
ративно обнаружить поврежденный участок сети,
в максимально короткие сроки вывести его из ра-
боты и восстановить электроснабжение неповреж-
денной части сети. При этом значительно умень-
шается недоотпуск электроэнергии, сохраняется
ресурс первичного оборудования (выключатели,
трансформаторы и пр.), сокращается вероятность
гибели людей и животных при поиске места ОЗЗ.
В 2018 году разработка «Геоинформационная
система ОМП ВЛЭП 3–35 кВ» стала лауреатом
первой премии Международного конкурса науч-
ных, научно-технических и инновационных разра-
боток, направленных на развитие топливно-энер-
гетической и добывающей отраслей.
В настоящее время ведется работа по подготовке
документов для представления в Роспатент РФ.
Положительный опыт АО «Тюменьэнерго» по-
влиял на решение по реализации типового тех-
нического автоматизированного комплекса опре-
деления поврежденного участка ЛЭП другими
дочерними зависимыми обществами ПАО «Россе-
ти» (филиал ПАО «МРСК Центра и Приволжья» —
«Нижновэнерго», филиал ПАО «МРСК Северо-
Запада» — «Комиэнерго», филиал ПАО «МРСК
Северо-Запада» — «Колэнерго» и др.).
Компанией «Релематика» проведены работы по
значительному снижению стоимости УШЗ с целью
экономической привлекательности внедрения дан-
ной системы на энергообъектах заказчиков.
СРАВНЕНИЕ
СИСТЕМ
ОМП
,
ПРЕДСТАВЛЕННЫХ
НА
РОССИЙСКОМ
РЫНКЕ
Производитель
Модель
iHost
NetTroll
4.1 TCP
ГИС
ОМП
ОМП
Элькон
КОМОРСАН
Отображение
сработавших
приборов на карте
Отображение
направления
поиска на аварию
Отправка
SMS-сообщений
при покупке
NetAlert
Редактирование
карт (располо-
жение ВЛ, ТП,
пользователей)
при покупке
NetDraw
Уведомление
по e-mail
Отображение
осциллограмм
и векторных
диаграмм
100%-ная
надежность
и селективность
определения ОЗЗ
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Оригинал статьи: Система определения места повреждения воздушных линий электропередачи 6–10 кВ
По материалам V Всероссийской научно-технической конференции «РАЗВИТИЕ И ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ». В статье представлена система определения поврежденного участка сети 3–35 кВ, реализованная АО «Тюменьэнерго» совместно с ООО «Релематика», позволяющая повысить показатели надежности электроснабжения. Указывается актуальность разработки, ее уникальность, подробно описывается назначение и принцип работы каждого из элементов системы, приводится заключение о работе системы на объекте АО «Тюменьэнерго».