

36
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
36
и
н
н
о
в
а
ц
и
и
инновации
С
егодня
системы
спутникового
монито
-
ринга
базируются
на
использовании
но
-
вейших
достижений
в
области
создания
и
эксплуатации
телекоммуникационной
и
информационной
среды
,
а
также
на
использовании
инновационных
технологий
как
основы
развития
передовых
методов
управления
предприятием
.
Мониторинг
транспорта
на
основе
систем
спут
-
никового
слежения
ГЛОНАСС
/GPS
является
одной
из
востребованных
услуг
во
многих
отраслях
жиз
-
недеятельности
.
Особенно
принимая
во
внимание
,
что
социально
-
экономическое
развитие
любого
го
-
рода
или
региона
страны
невозможно
без
внедре
-
ния
высоких
технологий
,
в
частности
автоматизиро
-
ванных
систем
управления
.
Мониторинг
транспорта
позволяет
обеспечить
не
только
возможность
оперативно
получать
информа
-
цию
о
местоположении
и
состоянии
мобильных
объ
-
ектов
,
но
и
эффективно
минимизировать
издержки
компаний
,
использующих
систему
мониторинга
.
В
настоящее
время
на
рынке
активно
продви
-
гается
система
спутниковой
навигации
ГЛОНАСС
российского
производства
,
на
основе
которой
осуществляется
мониторинг
транспорта
.
Система
ГЛОНАСС
может
найти
самое
широкое
применение
в
российской
и
мировой
экономике
,
в
том
числе
для
повышения
эффективности
использования
транс
-
порта
,
оперативности
управления
службами
помо
-
щи
в
чрезвычайных
ситуациях
,
улучшения
качества
обслуживания
населения
.
Система мониторинга
Система мониторинга
транспорта как
транспорта как
инструмент управления
предприятием
Развитие инновационных технологий — мощный инструмент для экономи-
ческого и социального роста. Возможности, которые предоставляют спут-
никовые информационные системы, во многом определяют перспективы
экономического роста, напрямую влияют на эффективность развития биз-
неса и позволяют поднять его на новый качественный уровень.
Александра ТВЕРЕЦКАЯ,
руководитель отдела регионального развития ООО «ГЛОСАВ»

37
№ 2 (11), март-апрель, 2012
37
Современный
подход
к
организации
работы
транс
-
портной
инфраструктуры
предполагает
создание
мощ
-
ной
многофункциональной
системы
.
Сегодня
во
всем
мире
управление
транспортом
уже
осуществляется
с
применением
навигационного
оборудования
.
Мониторинг
транспорта
работает
по
следующей
схе
-
ме
:
установленный
на
транспортном
средстве
бортовой
блок
передаёт
в
диспетчерский
центр
сигнал
,
который
позволяет
определить
не
только
местоположение
авто
-
мобиля
,
но
и
состояние
его
различных
узлов
и
агрега
-
тов
.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ВОЗМОЖНОСТИ
СИСТЕМЫ
«
ГЛОСАВ
»
Спутниковый
мониторинг
используется
сегодня
для
нужд
наземного
транспорта
,
в
энергетической
и
не
-
фтегазовой
отраслях
,
в
строительстве
и
сельском
хо
-
зяйстве
—
то
есть
во
всех
сферах
,
где
важна
привязка
местоположения
к
пространственным
данным
в
реаль
-
ном
времени
.
Развитие
топливно
-
энергетической
отрасли
объ
-
ективно
диктует
потребность
в
системах
слежения
,
ис
-
пользующих
спутниковую
навигацию
,
радиосвязь
и
электронную
карту
.
Высокоточная
система
мониторинга
подвижных
объектов
определяет
координаты
движущегося
транс
-
портного
средства
независимо
от
капризов
природы
и
времени
суток
.
Система
мониторинга
«
ГЛОСАВ
»
созда
-
на
для
эффективного
использования
в
рамках
оптими
-
зации
бизнес
-
процессов
компании
,
а
также
экономи
-
чески
выгодного
и
рационального
функционирования
различных
служб
.
При
этом
на
первый
план
выходит
роль
контроля
в
управлении
и
сокращении
расходов
.
Быстро
развивающийся
спутниковый
мониторинг
транспортных
средств
стал
важной
инфраструктурой
,
не
менее
нужной
в
повседневной
жизни
,
чем
сети
электро
-
снабжения
или
дороги
.
Впечатляющий
экономический
эффект
обеспечивается
за
счёт
следующих
функций
и
возможностей
системы
ГЛОНАСС
/GPS
мониторинга
транспорта
.
Контроль
соблюдения
маршрута
.
Система
монито
-
ринга
и
контроля
транспорта
«
ГЛОСАВ
»
позволяет
фор
-
мировать
путевые
листы
с
плановым
и
фактическим
маршрутом
для
каждого
автомобиля
.
Плановый
марш
-
рут
формируется
в
автоматизированной
системе
«
вруч
-
ную
»
диспетчером
при
выезде
автомашины
на
марш
-
рут
.
Фактический
маршрут
формируется
автоматически
по
показаниям
системы
ГЛОНАСС
/GPS-
мониторинга
.
Координация
и
контроль
скоростного
режима
.
Функционал
системы
«
ГЛОСАВ
»
позволяет
координиро
-
вать
графики
и
маршрут
движения
транспорта
.
Также
система
даёт
возможность
определять
точное
место
-
положение
выездных
бригад
,
контролировать
скорость
движения
автомобилей
,
оперативно
реагировать
в
слу
-
чае
возникновения
внештатных
ситуаций
.
Учёт
расхода
топлива
.
Также
по
фактическому
маршруту
производится
начисление
километража
и
соответственно
списание
расхода
топлива
по
норма
-
тиву
.
Ведётся
учёт
загрузки
автотранспорта
(«
пустой
»
или
«
загруженный
»)
и
соответственно
для
этих
случаев
применяются
разные
нормативы
расхода
топлива
.
При
этом
есть
возможность
осуществлять
списание
расхода
топлива
по
факту
—
по
показаниям
датчика
уровня
то
-
плива
.
Повышение
трудовой
дисциплины
.
Экономиче
-
ский
эффект
достигается
за
счёт
повышения
трудовой
дисциплины
водителей
,
уменьшения
«
приписок
»
кило
-
метража
,
своевременного
проведения
регламентных
работ
по
техническому
обслуживанию
и
ремонту
авто
-
транспорта
и
таким
образом
—
повышению
срока
служ
-
бы
как
отдельных
узлов
и
деталей
автомобилей
,
так
и
всего
автотранспорта
в
целом
.
Сокращение
издержек
.
Комплексное
внедрение
системы
«
ГЛОСАВ
»
ведёт
к
существенному
сокращению
издержек
на
ремонт
и
эксплуатацию
автохозяйства
и
к
более
эффективному
использованию
автотранспорта
.
Стандартизация
бизнес
-
процессов
.
При
внедре
-
нии
системы
«
ГЛОСАВ
»
происходит
реорганизация
до
-
кументооборота
и
бизнес
-
процессов
предприятия
.
В
частности
,
административным
путём
устанавливается
строгий
порядок
получения
водителями
планового
путе
-
вого
листа
перед
выездом
на
маршрут
,
сдача
его
после
возвращения
с
маршрута
и
дальнейшее
формирова
-
ние
фактического
путевого
листа
с
подписью
водителя
.
Контроль
водительского
состава
.
Дополнительным
параметром
контроля
может
стать
так
называемая
I-Button —
устройство
идентификации
водителя
,
уста
-
новленное
в
кабине
транспортного
средства
.
Каждому
водителю
выдаётся
своя
персональная
метка
,
которую
он
кратковременно
прикладывает
к
считывателю
пе
-
ред
началом
смены
или
запуском
двигателя
.
Для
того
чтобы
водители
не
пренебрегали
данной
операцией
,
рекомендуется
включить
функцию
запрета
запуска
дви
-
гателя
до
проведения
идентификации
.
Контроль
параметров
датчиков
—
топливо
,
темпе
-
ратура
,
открытие
дверей
и
т
.
д
.
Повышение
качества
оперативного
управления
.
Создание
детальной
картографической
базы
с
указа
-
нием
всех
трансформаторных
подстанций
для
более
удобного
и
оперативного
контроля
и
реагирования
на
аварии
.
Видеонаблюдение
.
Транспорт
является
зоной
по
-
вышенного
риска
.
Поэтому
организация
визуального
контроля
и
видеорегистрации
на
транспорте
является
важной
составляющей
в
обеспечении
безопасности
пассажиров
,
сохранности
грузов
и
самих
транспортных
средств
.
Кроме
того
,
дополнительная
угроза
может
ис
-
ходить
со
стороны
природных
и
техногенных
факторов
.
В
полностью
автономном
режиме
система
«
ГЛОСАВ
»
производит
регистрацию
данных
со
всех
подключённых
источников
информации
,
выполняя
роль
«
чёрного
ящи
-
ка
».
Эти
данные
могут
изыматься
в
конце
поездок
и
ана
-
лизироваться
в
случае
происшествий
.
Водитель
может
контролировать
обстановку
и
тех
-
ническое
состояние
транспортного
средства
в
режиме
реального
времени
.
Также
возможна
организация
бес
-
проводной
связи
с
диспетчерским
центром
,
в
который
данные
будут
транслироваться
либо
непрерывно
,
либо
по
запросу
.
В
таком
случае
появляется
возможность
создать
по
-
настоящему
действенный
инструмент
,
ко
-
торый
позволит
не
только
контролировать
ситуацию
на
мобильных
объектах
,
но
и
централизованно
отдавать
распоряжения
и
управлять
логистикой
в
реальном
вре
-
мени
.

38
СЕТИ РОССИИ
Интеграция
системы
«
ГЛОСАВ
»
с
учётными
систе
-
мами
сторонних
разработчиков
.
Открытый
программ
-
ный
интерфейс
системы
мониторинга
«
ГЛОСАВ
»
легко
интегрируется
с
учётными
системами
сторонних
разра
-
ботчиков
(«1
С
», ERP, CRM
и
т
.
п
.).
ТЕХНИЧЕСКИЕ
И
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
ВНЕДРЕНИЯ
СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА
ТРАНСПОРТА
Внедрение
системы
мониторинга
и
контроля
«
ГЛОСАВ
»,
несомненно
,
требует
от
заказчика
времен
-
ных
и
финансовых
затрат
.
Однако
основным
условием
эффективности
проекта
остаётся
желание
клиента
до
-
стичь
целей
внедрения
системы
.
Проекты
по
оснащению
предприятия
системой
мо
-
ниторинга
,
как
правило
,
складываются
из
нескольких
этапов
:
•
предпроектного
обследования
,
на
котором
изучается
автопарк
компании
,
обслуживающие
или
взаимодей
-
ствующие
с
ним
подразделения
;
существующий
доку
-
ментооборот
,
виды
и
способы
обмена
информацией
;
алгоритмы
расчётов
и
влияющие
на
них
внешние
факторы
;
формы
первичной
документации
,
стандар
-
ты
выгружаемой
и
загружаемой
информации
;
формы
внутренней
,
внешней
финансовой
и
управленческой
отчётности
.
При
этом
изучается
отражение
вышеназ
-
ванных
процессов
в
бухгалтерском
учёте
и
глубина
его
автоматизации
с
учётом
заданных
целей
и
задач
;
•
формального
и
неформального
определения
задач
и
последующая
доработка
программного
обеспече
-
ния
«
ГЛОСАВ
».
Само
внедрение
системы
в
бизнес
-
процессы
пред
-
приятия
включает
в
себя
непосредственно
установку
оборудования
«
ГЛОСАВ
»,
технические
и
администра
-
тивные
мероприятия
,
как
правило
,
состоящие
из
орга
-
низации
места
диспетчера
и
установки
на
него
нового
ПО
,
отладки
его
в
реальных
задачах
,
настройки
интер
-
фейсов
и
прав
доступа
,
а
также
обучения
пользовате
-
лей
.
Начало
и
конец
периода
внедрения
определяются
введением
в
систему
реальных
данных
и
готовностью
персонала
к
самостоятельной
работе
.
Время
этого
эта
-
па
складывается
из
оговорённого
срока
тестовой
зоны
,
объёма
дополнительных
доработок
,
не
вошедших
в
тех
-
задание
,
и
срока
персональной
работы
специалистов
—
установщиков
и
интеграторов
.
ОТЧЁТНОСТЬ
Основные
возможности
системы
по
формированию
отчётов
:
•
учёт
заявок
на
транспорт
,
удобный
графический
интерфейс
распределения
заявок
по
автомоби
-
лям
,
отслеживание
статуса
выполнения
задания
—
выписка
и
обработка
путевых
листов
легковых
автомобилей
,
грузового
и
специального
транспорта
,
строительных
машин
и
механизмов
и
др
.;
•
расчёт
нормативного
и
фактического
расхода
топли
-
ва
.
Все
алгоритмы
расчёта
нормативного
расхода
топлива
реализованы
в
соответствии
с
приказом
Министерства
транспорта
РФ
.
Решение
позволяет
вести
учёт
расхода
топлива
для
автомобилей
с
неограниченным
количеством
оборудования
и
при
-
цепов
;

39
№ 2 (11), март-апрель, 2012
•
расчёт
выработки
в
путевых
листах
по
различным
параметрам
.
Основные
параметры
(
пробег
,
вес
груза
,
грузооборот
,
период
времени
в
наряде
,
в
про
-
стое
и
т
.
д
.)
заданы
в
системе
.
Можно
настраивать
любые
произвольные
параметры
выработки
и
в
дальнейшем
анализировать
эту
информацию
;
•
расчёт
начислений
по
заработной
плате
водителя
;
•
одновременный
учёт
горючего
,
приобретённого
различными
способами
—
купленного
за
налич
-
ные
,
полученного
по
талонам
,
приобретённого
по
картам
безналичной
оплаты
,
выданного
со
склада
предприятия
,
полученного
у
стороннего
поставщи
-
ка
;
•
настройки
таблицы
зависимости
нормативов
рас
-
хода
ГСМ
от
температуры
значительно
облегчают
работу
при
расчёте
путевых
листов
в
регионах
с
часто
меняющимися
сезонными
температурами
;
•
возможность
использования
предварительно
заполненного
справочника
моделей
транспортных
средств
(
более
500
моделей
)
с
установленными
нормами
расхода
ГСМ
;
•
детализация
заправок
ГСМ
;
•
учёт
технического
обслуживания
и
ремонта
транс
-
портных
средств
;
•
контроль
износа
транспортных
средств
,
запчастей
и
агрегатов
.
РАСЧЁТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ВНЕДРЕНИЯ
Предварительный
расчёт
экономического
эффекта
от
внедрения
системы
«
ГЛОСАВ
»
возможен
при
выпол
-
нении
нескольких
последовательных
этапов
по
сбору
и
анализу
полученной
информации
.
I.
Формирование
целей
и
задач
внедрения
систе
-
мы
.
II.
Предпроектное
исследование
по
следующим
па
-
раметрам
:
•
специфика
отрасли
,
в
которой
работает
предприя
-
тие
;
•
общее
количество
и
технические
характеристики
транспортных
средств
;
•
основные
критерии
оценки
работы
ТС
(
пробег
,
фак
-
тические
перевозки
/
доставки
,
вес
т
/
км
и
др
.);
•
количество
оборудованных
диспетчерских
мест
;
•
требуется
ли
установка
персонального
клиентского
сервера
или
данные
будут
храниться
на
сервере
«
ГЛОСАВ
»;
•
внутренняя
структура
предприятия
,
внешние
фак
-
торы
воздействия
на
предприятие
и
их
влияние
на
оперативный
,
бухгалтерский
и
другие
виды
учёта
;
•
описание
документооборота
предприятия
;
•
анализ
технологических
и
должностных
инструкций
;
•
описание
бизнес
-
и
производственных
процессов
,
например
:
•
автоматизирована
ли
в
данный
момент
выдача
путевых
листов
(
если
да
,
то
с
помощью
каких
инструментов
);
•
какое
программное
обеспечение
для
бухгал
-
терского
учёта
и
учёта
начисления
заработной
платы
используется
в
настоящее
время
?
•
взаимодействуют
ли
в
настоящее
время
данные
из
путевых
листов
с
данными
из
бухгалтерского
и
зарплатного
учёта
и
др
.
III.
Совокупность
данных
,
собранных
за
время
рабо
-
ты
опытной
зоны
.
Только
на
основании
детального
изучения
получен
-
ной
информации
со
всем
многообразием
взаимос
-
вязей
и
взаимозависимостей
как
внутри
компании
,
так
и
отрасли
в
целом
можно
рассчитать
показатели
эффективности
,
которые
будут
объективны
для
дан
-
ной
конкретной
организации
в
заданный
период
времени
.
СИСТЕМА
МОНИТОРИНГА
«
ГЛОСАВ
» —
ОПРАВДАННЫЙ
ВЫБОР
При
установке
спутниковой
системы
слежения
мно
-
гие
сталкиваются
с
«
подводными
камнями
»
её
исполь
-
зования
,
и
часто
затраты
на
установку
системы
ока
-
зываются
неоправданными
.
Многие
производители
и
установщики
систем
мониторинга
заявляют
широкий
спектр
возможностей
системы
,
но
на
деле
иногда
ока
-
зывается
,
что
это
лишь
реклама
.
Зачастую
оборудование
,
произведённое
за
рубе
-
жом
—
в
Китае
,
Европе
или
Прибалтике
—
позволяет
многим
компаниям
делать
более
выгодные
предло
-
жения
по
цене
.
При
этом
,
приобретая
систему
сле
-
жения
для
своего
автопарка
,
клиент
рассчитывает
на
эксплуатацию
в
течение
нескольких
лет
,
однако
при
установке
оборудования
,
произведённого
вда
-
леке
от
компании
,
занимающейся
его
дистрибуцией
,
существует
риск
получить
отказ
в
ремонте
или
заме
-
не
даже
в
течение
гарантийного
срока
.
Между
тем
«
ГЛОСАВ
» —
российская
компания
с
собственным
про
-
изводством
,
которая
может
предоставить
качествен
-
ный
сервис
по
обслуживанию
оборудования
.
Стандарт
-
ный
гарантийный
срок
систем
слежения
составляет
12
месяцев
.
Компания
«
ГЛОСАВ
»
стремительно
развивается
на
рынке
телематических
технологий
не
только
благодаря
использованию
последних
достижений
и
инноваций
в
сфере
мониторинга
объектов
,
но
также
за
счёт
высо
-
кого
профессионализма
специалистов
,
всегда
гото
-
вых
оказать
помощь
и
подробно
проконсультировать
по
всем
интересующим
вопросам
.
В
связи
с
высокой
технологической
сложностью
обслуживания
системы
спутникового
мониторинга
сервисное
сопровождение
квалифицированным
персоналом
является
неотъем
-
лемой
составляющей
предоставляемого
«
ГЛОСАВ
»
ре
-
шения
ГЛОНАСС
/GPS
мониторинга
и
гарантирует
ре
-
альный
экономический
эффект
от
внедрения
системы
.
Оказание
качественного
сервиса
помогло
компании
«
ГЛОСАВ
»
завоевать
репутацию
надёжного
и
солидного
партнёра
.
115114,
Москва
,
1-
й
Кожевнический
пер
.,
д
. 10
Тел
. +7 (495) 6443359
доб
. 110
e-mail: tveretskaya@glosav.ru
http://www.glosav.ru
Оригинал статьи: Система мониторинга транспорта как инструмент управления предприятием
Развитие инновационных технологий — мощный инструмент для экономического и социального роста. Возможности, которые предоставляют спутниковые информационные системы, во многом определяют перспективы экономического роста, напрямую влияют на эффективность развития бизнеса и позволяют поднять его на новый качественный уровень.