Система коммерческого учета электроэнергии

Page 1
background image

Page 2
background image

КАБЕЛЬ−news / № 10 / октябрь  2009

44

Актуально

В  рамках  программы  реформирования  электро-

энергетики,  в  2001  году  правительством  РФ  были 
сформулированы  основные  правила  функциони-
рования  новой  модели  оптового  рынка  электро-
энергии  и  мощности  (ФОРЭМ,  позже  —  НОРЭМ),  в 
результате  чего  у  потребителей  электроэнергии 
появилась  возможность  закупать  ее  по  рыночным 
ценам в том объеме, который необходим предпри-
ятию на текущий период. 

Основным  требованием  для  выхода  компании 

на  ОРЭМ  является  наличие  у  нее  сертифицирован-
ной  автоматизированной  информационно-измери- 
тельной  системы  коммерческого  учета  электро-
энергии (АИИС КУЭ). 

АИИС решает следующие задачи:

•  Осуществление  автоматизированного  ком

-

мерческого  и  технического  учeта  электроэнергии 
и других энергоносителей для всех точек и параме-
тров  энергоучeта  в  соответствии  с  действующими 
тарифными системами;

•  Осуществление  контроля  электропотребле

-

ния  по  всем  точкам  учета  в  различных  временных 
интервалах  (от  нескольких  минут  до  года)  относи-
тельно  заданных  лимитов,  режимных  и  технологи-
ческих ограничений (с сигнализацией отклонений и 
фиксацией их величин);

•  Информационное  обеспечение  управления 

электроприемниками,  выполняющими  функции 
потребителей-регуляторов;

•  Точное  выделение  объема  энергопотребле

-

ния  при  транзите  электроэнергии  в  распредели-
тельных  устройствах  субъекта,  обеспечивающее 
обоснованное  разделение  энергозатрат  между  
субъектами;

•  Составление энергобалансов предприятия, це

-

хов, участков и потребляющих установок; 

Система коммерческого 
учета электроэнергии

Как  отметил  вице-премьер  Сергей  Борисович 

Иванов, выступая в августе в Санкт-Петербурге на 
совете ученых и специалистов в области высокотех-
нологичных  секторов  экономики,  энергоемкость 
российского  ВВП  в  2,5  раза  выше  среднемировых 
показателей,  а  по  сравнению  с  развитыми  страна-
ми, то этот разрыв составляет и вовсе в 3,5 раза.

Государственная политика в области цен на энер-

горесурсы  направлена  на  постепенное  приведение 
внутренних цен на энергоресурсы к мировым. Это 
означает, что в ближайшее время тенденция роста 
цен  на  энергоресурсы  сохранится.  По  заявлению 
руководителя  Федеральной  службы  по  тарифам 
(ФСТ) Сергея Новикова, рост цен на электроэнер-

гию в 2009 году значительно превысит общие темпы 
инфляции и составит 20-23 % от уровня 2008 года.

По  замыслу  правительства,  рост  цен  на  энерго-

носители (в первую очередь для энергоемких про-
изводств)  вынудит  собственников  более  актив-
но  изыскивать  резервы  для  экономии  и  широко 
внедрять  энергосберегающие  технологии.  О  не-
обходимости  применения  автоматизированной 
информационно-измерительной  системы  коммер-
ческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) и пре-
имуществах  ее  внедрения  рассказывает  Директор 
технического  департамента  «Инженерного  центра 
«ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ»  Магомедова  Юлия 
Юрьевна.

Юлия Юрьевна 
Магомедова


Page 3
background image

КАБЕЛЬ−news / № 10 / октябрь  2009

45

Актуально 

•  Прогнозирование значений параметров энер

-

гоучета  для  планирования  энергопотребления 
(кратко-, средне-, долгосрочное).

Давайте  разберемся  в  нормативно-правовых 

аспектах  построения  АИИС  КУЭ  и  рассмотрим  те 
преимущества,  которые  дает  предприятию  созда-
ние АИИС КУЭ.

В ходе реформы электроэнергетики России прои-

зошла  полная  смена  субъектного  состава  электро-
энергетики  России.  В  первую  очередь  речь  идет  о 
появлении  новых,  прежде  всего  ориентированных 
на рынок электроэнергии, субъектов.

1.  Генерирующие  компании  (производство  элек-

троэнергии).

2.  Сбытовые  компании  (купля-продажа  электро-

энергии).

3. Федеральная сетевая компания и территориаль-

ные сетевые компании (услуги по передаче электри-
ческой энергии, технологическое присоединение к 
электрическим сетям).

4. Системный оператор (технологическое диспет-

чирование).

5. Коммерческая инфраструктура оптового рынка.
Согласно Федеральному закону «Об электроэнер-

гетике»  (в  ред.  Федерального  закона  от  4  ноября 
2007 г. N 250-ФЗ) вследствие окончания переходно-
го  периода  реформирования  электроэнергетики  с 
1 июля 2008 г. все функции ОАО «РАО «ЕЭС России» 
перераспределены  и  частично  закреплены  за  ОАО 
«Системный  оператор  Единой  энергетической  си-
стемы  России»,  ОАО  «Федеральная  сетевая  ком-
пания  Единой  энергетической  системы  России»  и 
Советом рынка.

Для получения статуса субъекта оптового рынка и 

права на участие в торговле электрической энерги-
ей  (мощностью)  на  оптовом  рынке  предъявляются 
следующие требования:

1.  соответствие  количественным  характеристи-

кам,  применяемым  в  группах  точек  поставки,  с 
использованием которых заявитель планирует уча-
стие в торговле на оптовом рынке.

2.  обеспечение  сбора,  обработки  и  переда-

чи  участниками  оптового  рынка  администратору 
торговой  системы  данных  коммерческого  учета, 
полученных  с  помощью  средств  измерений  соот-
ветствующих техническим требованиям ОРЭ и обе-
спечивающих  коммерческий  учет  произведенной 
(потребленной) электрической энергии (мощности) 
в каждой точке (группе точек) поставки, с использо-
ванием которой заявитель планирует участвовать в 
торговле на оптовом рынке;

3.  обеспечение  выполнения  технических  требо-

ваний  к  системе  связи,  обеспечивающей  передачу 
данных системному оператору.

Статус субъектов оптового рынка, участников об-

ращения электрической энергии на оптовом рынке 
получают (ФЗ от 04.11.2007 N 250-ФЗ):

•  поставщики  электрической  энергии,  имею

-

щие в собственности генерирующее оборудование, 
установленная  генерирующая  мощность  которого 
превышает минимально допустимое значение, уста-
навливаемое правилами оптового рынка;

•  крупные  потребители  электрической  энер

-

гии,  которые  присоединены  к  электрическим  
сетям; 

•  энергосбытовые организации, которые приоб

-

ретают  электрическую  энергию  в  объеме  большем 
минимально-допустимых  значений,  установленных 
ОРЭ,  в  целях  последующей  ее  реализации  на  роз-
ничных рынках;

•  гарантирующие  поставщики  вне  зависимо

-

сти  от  количественных  характеристик  обслужи-
ваемого  ими  объема  потребления  электрической  
энергии.

Коммерческим  оператором  рынка  —  ОАО  «АТС», 

выдвигаются требования к участникам, в т.ч. энерго-
сбытовым компаниям — гарантирующим поставщи-
кам, в части приведения АИИС КУЭ в соответствие с 
техническими требованиями, описанными в Прило-
жении 11.1 (Положение о порядке получения статуса 
субъекта  оптового  рынка  и  ведения  реестра  субъ-
ектов оптового рынка). Согласно ряду пунктов этого 
Приложения, энергосбытовые компании, гарантиру-
ющие поставщики и другие участники ОРЭ должны 
в срок до 01 сентября 2008 года завершить работы 
по созданию АИИС с обязательным формированием 
электронных макетов данных и их предоставлением 
в  интегрированную  автоматизированную  систему 
управления  коммерческим  учeтом  (ИАСУ  КУ)  ОАО 
«АТС».Организации,  которым  статус  энергосбыто-
вой  компании-гарантирующего  поставщика  при-
своен  в  соответствии  правилами  Постановления 
Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006, должны 
привести свои АИИС энергосбыт в полное соответ-
ствие  с  требованиями  ОРЭМ  в  срок  до  1  сентября 
2010 г. В случае невыполнения данного требования 
такие организации будут ежемесячно нести финан-
совые  убытки  за  счет  увеличения  распределяемой 
на них части отрицательного небаланса, сформиро-
вавшегося  за  отчетный  период  на  балансирующем  
рынке.


Page 4
background image

КАБЕЛЬ−news / № 10 / октябрь  2009

46

Актуально

Что касается объективных преимуществ создания 

АИИС КУЭ, внедрение АИИС КУЭ позволяет: 

•  получить право работы потребителя на оптовом 

и розничных рынках электроэнергии (мощности); 

•  добиться снижения затрат на покупку электро

-

энергии (мощности); 

•  добиться  увеличения  сроков  эксплуатации 

энергохозяйства  за  счет  рационального  использо-
вания оборудования; 

•  обеспечить защиту информации от несанкцио

-

нированного  доступа  и  контроль  над  действиями 
персонала; 

•  снизить  затраты  на  штрафы  за  превышение 

мощности.

•  Получить достоверную информацию о количе

-

стве и качестве принятой, электрической энергии и 
мощности на высших уровнях напряжения.

•  Снизить уровень потерь электроэнергии, воз

-

никающих  на  участке  сети  от  границы  балансовой 
принадлежности  электрических  сетей  до  места 
установки прибора учета.

•  Повысить точность прогнозирования покупки 

и потребления электроэнергии.

•  уменьшить  коммерческие  потери  энергоре

-

сурсов путем обеспечения требуемой точности ком-
мерческого учета электроэнергии и достоверности 
учета энергоресурсов; 

•  точного  выявления  всех  потерь  энергии  на 

предприятии; 

Экономическая эффективность от использования 

системы  может  достигать  до  25%  в  год  от  суммар-
ных затрат на электроэнергию (мощность). Затраты 
на  внедрение  АСКУЭ  окупаются  в  среднем  за  3—6 
месяцев в зависимости от структуры и объема энер-
гопотребления.

Логичным  развитием  АИИС  КУЭ  для  оптового 

рынка  явилось  бурное  развитие  автоматизиро-
ванных  информационно-измерительных  систем 
коммерческого  учета  для  розничного  рынка  элек-
троэнергии,  к  субъектам  которого  относятся  так 
называемые мелкомоторные потребители (частные 
домовладения,  многоквартирные  дома,  магазины 
и др.), которые стоит рассмотреть более подробно. 
АИИС  КУЭ,  используемая  на  розничном  рынке,  яв-
ляется  информационно-измерительной    системой, 
состоящей  из  средств  измерений,  устройств  сбора 
и  передачи  данных,  центра  сбора  и  обработки  ин-
формации и других вспомогательных компонентов. 

АСКУЭ  РРЭ  обеспечивает  учет  передаваемой 

сторонним  абонентам  электрической  энергии  на 
низких  уровнях  напряжения.  Пунктом  37  Правил 
недискриминационного  доступа  к  услугам  по  пере-

даче  электрической  энергии  и  оказания  этих  услуг, 
утвержденных  постановлением  Правительства  Рос-
сийской  Федерации  от  27  декабря  2004  г.  №  861, 
предусмотрена  обязанность  сетевой  организации 
компенсировать фактические потери электрической 
энергии,  возникшие  в  принадлежащих  Компании 
объектах  сетевого  хозяйства.  Внедрение  АСКУЭ  РРЭ 
исключает  ситуации,  когда  фактически  переданная 
сторонним  потребителям  по  сетям,  но  не  учтенная 
у  потребителей  электроэнергия  списывается  на 
собственное  потребление  электроэнергии  сетевой 
компанией.  Согласно  проведенным  оценкам,  доля 
коммерческих потерь в распределительных сетях со-
ставляет от 15 до 30% переданной электроэнергии. 

При  отсутствии  АИИСКУЭ  потребитель  рассчи-

тывается  за  заявленный  им  и  фиксированный  в 
договоре с энергосбытовой компанией объем элек-
троэнергии,  в  случае  перебора  которого  оплата 
производится  по  повышенному  тарифу.  Поскольку 
фактическое  определение  объема  электроэнергии 
в  отсутствии  АИИС  КУЭ  затруднено,  потребитель 
вынужден  заявлять  объем  с  запасом  на  5-10%  во 
избежание  переплаты.  В  случае  внедрения  АИИС 
потребитель  получает  право  рассчитываться  за 
фактически  потребленную  электроэнергию,  зафик-
сированную  приборами.  В  результате,  суммарный 
объем потребления электроэнергии оказывается в 
среднем на 5-10% меньше, чем при сложении пока-
зателей  отдельных  счетчиков  «ручным»  способом. 
Таким  образом,  в  целом  экономия  только  от  этого 
фактора может достигать 10-20%. 

Значение  создания  АИИС  КУЭ  трудно  переоце-

нить,  тем  более  в  сегодняшних  условиях.  Автома-
тизированная  система  учeта  энергоресурсов  дает 
помимо  прочего  самое  большое  преимущество  — 
точную,  достоверную  и  своевременную  информа-
цию,  и  экономический  эффект  от  внедрения  АИИС 
КУЭ зависит в том числе от тех мер, которые прини-
маются на основании получаемой информации.

Легкомысленное отношение собственников и ме-

неджмента предприятий к управлению в общем, и к 
вопросам  энергоэффективности  в  частности,  игно-
рирование  процессов,  происходящих  в  этой  связи 
в стране и мире, может привести к ряду негативных 
последствий,  на  исправление  которых  уйдет  дра-
гоценное время, в течение которого более дально-
видные  конкуренты  могут  вытеснить  компанию  с 
основных рынков сбыта.

Ю.Ю. Магомедова, директор технического  

департамента «Инженерного центра  

«ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ»


Читать онлайн

В рамках программы реформирования электроэнергетики, в 2001 году правительством РФ были сформулированы основные правила функционирования новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ, позже — НОРЭМ), в результате чего у потребителей электроэнергии появилась возможность закупать ее по рыночным ценам в том объеме, который необходим предприятию на текущий период.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Анализ особенностей расчета потокораспределения и потерь мощности реальной распределительной сети низкого напряжения по измерениям интеллектуальных счетчиков

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Стенников В.А. Голуб И.И. Болоев Е.В. Анфиногенов А.Ю. Бучинский А.Л. Масленников А.Н.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Результаты оценки токов и напряжения высших гармоник на основе моделирования системы электроснабжения предприятия

Энергоснабжение / Энергоэффективность Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Назиров Х.Б. Абдулкеримов С.А.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(72), май-июнь 2022

Оценка уровня нелинейных искажений электроустановок на основе моделирования длительности импульса их входного тока

Энергоснабжение / Энергоэффективность Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тукшаитов Р.Х. Семенова О.Д. Новокрещенов В.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(71), март-апрель 2022

О предельных значениях отклонения частоты напряжения генерирующих установок ТЭЦ и гистограммах ее распределения

Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Тукшаитов Р.Х. Семенова О.Д. Иванова В.Р.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»