КАБЕЛЬ−news / № 10 / октябрь 2009
44
Актуально
В рамках программы реформирования электро-
энергетики, в 2001 году правительством РФ были
сформулированы основные правила функциони-
рования новой модели оптового рынка электро-
энергии и мощности (ФОРЭМ, позже — НОРЭМ), в
результате чего у потребителей электроэнергии
появилась возможность закупать ее по рыночным
ценам в том объеме, который необходим предпри-
ятию на текущий период.
Основным требованием для выхода компании
на ОРЭМ является наличие у нее сертифицирован-
ной автоматизированной информационно-измери-
тельной системы коммерческого учета электро-
энергии (АИИС КУЭ).
АИИС решает следующие задачи:
• Осуществление автоматизированного ком
-
мерческого и технического учeта электроэнергии
и других энергоносителей для всех точек и параме-
тров энергоучeта в соответствии с действующими
тарифными системами;
• Осуществление контроля электропотребле
-
ния по всем точкам учета в различных временных
интервалах (от нескольких минут до года) относи-
тельно заданных лимитов, режимных и технологи-
ческих ограничений (с сигнализацией отклонений и
фиксацией их величин);
• Информационное обеспечение управления
электроприемниками, выполняющими функции
потребителей-регуляторов;
• Точное выделение объема энергопотребле
-
ния при транзите электроэнергии в распредели-
тельных устройствах субъекта, обеспечивающее
обоснованное разделение энергозатрат между
субъектами;
• Составление энергобалансов предприятия, це
-
хов, участков и потребляющих установок;
Система коммерческого
учета электроэнергии
Как отметил вице-премьер Сергей Борисович
Иванов, выступая в августе в Санкт-Петербурге на
совете ученых и специалистов в области высокотех-
нологичных секторов экономики, энергоемкость
российского ВВП в 2,5 раза выше среднемировых
показателей, а по сравнению с развитыми страна-
ми, то этот разрыв составляет и вовсе в 3,5 раза.
Государственная политика в области цен на энер-
горесурсы направлена на постепенное приведение
внутренних цен на энергоресурсы к мировым. Это
означает, что в ближайшее время тенденция роста
цен на энергоресурсы сохранится. По заявлению
руководителя Федеральной службы по тарифам
(ФСТ) Сергея Новикова, рост цен на электроэнер-
гию в 2009 году значительно превысит общие темпы
инфляции и составит 20-23 % от уровня 2008 года.
По замыслу правительства, рост цен на энерго-
носители (в первую очередь для энергоемких про-
изводств) вынудит собственников более актив-
но изыскивать резервы для экономии и широко
внедрять энергосберегающие технологии. О не-
обходимости применения автоматизированной
информационно-измерительной системы коммер-
ческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) и пре-
имуществах ее внедрения рассказывает Директор
технического департамента «Инженерного центра
«ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ» Магомедова Юлия
Юрьевна.
Юлия Юрьевна
Магомедова
КАБЕЛЬ−news / № 10 / октябрь 2009
45
Актуально
• Прогнозирование значений параметров энер
-
гоучета для планирования энергопотребления
(кратко-, средне-, долгосрочное).
Давайте разберемся в нормативно-правовых
аспектах построения АИИС КУЭ и рассмотрим те
преимущества, которые дает предприятию созда-
ние АИИС КУЭ.
В ходе реформы электроэнергетики России прои-
зошла полная смена субъектного состава электро-
энергетики России. В первую очередь речь идет о
появлении новых, прежде всего ориентированных
на рынок электроэнергии, субъектов.
1. Генерирующие компании (производство элек-
троэнергии).
2. Сбытовые компании (купля-продажа электро-
энергии).
3. Федеральная сетевая компания и территориаль-
ные сетевые компании (услуги по передаче электри-
ческой энергии, технологическое присоединение к
электрическим сетям).
4. Системный оператор (технологическое диспет-
чирование).
5. Коммерческая инфраструктура оптового рынка.
Согласно Федеральному закону «Об электроэнер-
гетике» (в ред. Федерального закона от 4 ноября
2007 г. N 250-ФЗ) вследствие окончания переходно-
го периода реформирования электроэнергетики с
1 июля 2008 г. все функции ОАО «РАО «ЕЭС России»
перераспределены и частично закреплены за ОАО
«Системный оператор Единой энергетической си-
стемы России», ОАО «Федеральная сетевая ком-
пания Единой энергетической системы России» и
Советом рынка.
Для получения статуса субъекта оптового рынка и
права на участие в торговле электрической энерги-
ей (мощностью) на оптовом рынке предъявляются
следующие требования:
1. соответствие количественным характеристи-
кам, применяемым в группах точек поставки, с
использованием которых заявитель планирует уча-
стие в торговле на оптовом рынке.
2. обеспечение сбора, обработки и переда-
чи участниками оптового рынка администратору
торговой системы данных коммерческого учета,
полученных с помощью средств измерений соот-
ветствующих техническим требованиям ОРЭ и обе-
спечивающих коммерческий учет произведенной
(потребленной) электрической энергии (мощности)
в каждой точке (группе точек) поставки, с использо-
ванием которой заявитель планирует участвовать в
торговле на оптовом рынке;
3. обеспечение выполнения технических требо-
ваний к системе связи, обеспечивающей передачу
данных системному оператору.
Статус субъектов оптового рынка, участников об-
ращения электрической энергии на оптовом рынке
получают (ФЗ от 04.11.2007 N 250-ФЗ):
• поставщики электрической энергии, имею
-
щие в собственности генерирующее оборудование,
установленная генерирующая мощность которого
превышает минимально допустимое значение, уста-
навливаемое правилами оптового рынка;
• крупные потребители электрической энер
-
гии, которые присоединены к электрическим
сетям;
• энергосбытовые организации, которые приоб
-
ретают электрическую энергию в объеме большем
минимально-допустимых значений, установленных
ОРЭ, в целях последующей ее реализации на роз-
ничных рынках;
• гарантирующие поставщики вне зависимо
-
сти от количественных характеристик обслужи-
ваемого ими объема потребления электрической
энергии.
Коммерческим оператором рынка — ОАО «АТС»,
выдвигаются требования к участникам, в т.ч. энерго-
сбытовым компаниям — гарантирующим поставщи-
кам, в части приведения АИИС КУЭ в соответствие с
техническими требованиями, описанными в Прило-
жении 11.1 (Положение о порядке получения статуса
субъекта оптового рынка и ведения реестра субъ-
ектов оптового рынка). Согласно ряду пунктов этого
Приложения, энергосбытовые компании, гарантиру-
ющие поставщики и другие участники ОРЭ должны
в срок до 01 сентября 2008 года завершить работы
по созданию АИИС с обязательным формированием
электронных макетов данных и их предоставлением
в интегрированную автоматизированную систему
управления коммерческим учeтом (ИАСУ КУ) ОАО
«АТС».Организации, которым статус энергосбыто-
вой компании-гарантирующего поставщика при-
своен в соответствии правилами Постановления
Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006, должны
привести свои АИИС энергосбыт в полное соответ-
ствие с требованиями ОРЭМ в срок до 1 сентября
2010 г. В случае невыполнения данного требования
такие организации будут ежемесячно нести финан-
совые убытки за счет увеличения распределяемой
на них части отрицательного небаланса, сформиро-
вавшегося за отчетный период на балансирующем
рынке.
КАБЕЛЬ−news / № 10 / октябрь 2009
46
Актуально
Что касается объективных преимуществ создания
АИИС КУЭ, внедрение АИИС КУЭ позволяет:
• получить право работы потребителя на оптовом
и розничных рынках электроэнергии (мощности);
• добиться снижения затрат на покупку электро
-
энергии (мощности);
• добиться увеличения сроков эксплуатации
энергохозяйства за счет рационального использо-
вания оборудования;
• обеспечить защиту информации от несанкцио
-
нированного доступа и контроль над действиями
персонала;
• снизить затраты на штрафы за превышение
мощности.
• Получить достоверную информацию о количе
-
стве и качестве принятой, электрической энергии и
мощности на высших уровнях напряжения.
• Снизить уровень потерь электроэнергии, воз
-
никающих на участке сети от границы балансовой
принадлежности электрических сетей до места
установки прибора учета.
• Повысить точность прогнозирования покупки
и потребления электроэнергии.
• уменьшить коммерческие потери энергоре
-
сурсов путем обеспечения требуемой точности ком-
мерческого учета электроэнергии и достоверности
учета энергоресурсов;
• точного выявления всех потерь энергии на
предприятии;
Экономическая эффективность от использования
системы может достигать до 25% в год от суммар-
ных затрат на электроэнергию (мощность). Затраты
на внедрение АСКУЭ окупаются в среднем за 3—6
месяцев в зависимости от структуры и объема энер-
гопотребления.
Логичным развитием АИИС КУЭ для оптового
рынка явилось бурное развитие автоматизиро-
ванных информационно-измерительных систем
коммерческого учета для розничного рынка элек-
троэнергии, к субъектам которого относятся так
называемые мелкомоторные потребители (частные
домовладения, многоквартирные дома, магазины
и др.), которые стоит рассмотреть более подробно.
АИИС КУЭ, используемая на розничном рынке, яв-
ляется информационно-измерительной системой,
состоящей из средств измерений, устройств сбора
и передачи данных, центра сбора и обработки ин-
формации и других вспомогательных компонентов.
АСКУЭ РРЭ обеспечивает учет передаваемой
сторонним абонентам электрической энергии на
низких уровнях напряжения. Пунктом 37 Правил
недискриминационного доступа к услугам по пере-
даче электрической энергии и оказания этих услуг,
утвержденных постановлением Правительства Рос-
сийской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861,
предусмотрена обязанность сетевой организации
компенсировать фактические потери электрической
энергии, возникшие в принадлежащих Компании
объектах сетевого хозяйства. Внедрение АСКУЭ РРЭ
исключает ситуации, когда фактически переданная
сторонним потребителям по сетям, но не учтенная
у потребителей электроэнергия списывается на
собственное потребление электроэнергии сетевой
компанией. Согласно проведенным оценкам, доля
коммерческих потерь в распределительных сетях со-
ставляет от 15 до 30% переданной электроэнергии.
При отсутствии АИИСКУЭ потребитель рассчи-
тывается за заявленный им и фиксированный в
договоре с энергосбытовой компанией объем элек-
троэнергии, в случае перебора которого оплата
производится по повышенному тарифу. Поскольку
фактическое определение объема электроэнергии
в отсутствии АИИС КУЭ затруднено, потребитель
вынужден заявлять объем с запасом на 5-10% во
избежание переплаты. В случае внедрения АИИС
потребитель получает право рассчитываться за
фактически потребленную электроэнергию, зафик-
сированную приборами. В результате, суммарный
объем потребления электроэнергии оказывается в
среднем на 5-10% меньше, чем при сложении пока-
зателей отдельных счетчиков «ручным» способом.
Таким образом, в целом экономия только от этого
фактора может достигать 10-20%.
Значение создания АИИС КУЭ трудно переоце-
нить, тем более в сегодняшних условиях. Автома-
тизированная система учeта энергоресурсов дает
помимо прочего самое большое преимущество —
точную, достоверную и своевременную информа-
цию, и экономический эффект от внедрения АИИС
КУЭ зависит в том числе от тех мер, которые прини-
маются на основании получаемой информации.
Легкомысленное отношение собственников и ме-
неджмента предприятий к управлению в общем, и к
вопросам энергоэффективности в частности, игно-
рирование процессов, происходящих в этой связи
в стране и мире, может привести к ряду негативных
последствий, на исправление которых уйдет дра-
гоценное время, в течение которого более дально-
видные конкуренты могут вытеснить компанию с
основных рынков сбыта.
Ю.Ю. Магомедова, директор технического
департамента «Инженерного центра
«ЭНЕРГОАУДИТКОНТРОЛЬ»
Оригинал статьи: Система коммерческого учета электроэнергии
В рамках программы реформирования электроэнергетики, в 2001 году правительством РФ были сформулированы основные правила функционирования новой модели оптового рынка электроэнергии и мощности (ФОРЭМ, позже — НОРЭМ), в результате чего у потребителей электроэнергии появилась возможность закупать ее по рыночным ценам в том объеме, который необходим предприятию на текущий период.