МИРОВОЙ
ОПЫТ
130
С
И
Г
Р
Э
СИГРЭ
В
течение
недели
около
350
экспертов
из
35
стран
принимали
участие
в
ра
-
боте
симпозиума
,
органи
-
зованного
национальными
комите
-
тами
Австралии
и
Новой
Зеландии
совместно
с
рядом
исследователь
-
ских
комитетов
(
ИК
)
СИГРЭ
,
среди
которых
наиболее
значительную
роль
сыграло
участие
ИК
В
2 «
Воз
-
душные
линии
электропередачи
»
во
главе
с
его
председателем
доктором
Константином
Папаилиоу
.
Презентации
и
обсуждения
пред
-
ставленных
на
симпозиум
докладов
были
сгруппированы
в
зависимости
от
тематической
направленности
в
семи
секциях
.
Секцию
«
экстре
-
мальные
метеорологические
воз
-
действия
»
возглавлял
известный
специалист
по
прикладной
климато
-
логии
д
-
р
Генри
Хэйвес
(
Австралия
).
Им
же
был
представлен
весьма
значимый
доклад
на
тему
«
Оценка
риска
экстремальных
климатиче
-
ских
явлений
для
существующих
сетевых
объектов
»
.
Как
было
от
-
мечено
в
этом
докладе
,
значитель
-
ная
часть
сетевой
инфраструктуры
создана
30—50
лет
тому
назад
по
существовавшим
в
тот
период
нор
-
мам
проектирования
.
Эти
нормы
предусматривали
,
что
вероятность
превышения
климатических
рас
-
чётных
нагрузок
на
ВЛ
составляет
5%.
Для
субтропических
районов
эти
нормы
предусматривали
так
-
же
,
что
при
наиболее
интенсивных
ветровых
воздействиях
допусти
-
мо
повреждение
1,2
х
10
-5
опор
на
квадратный
километр
в
год
.
Про
-
ведённые
в
последнее
десятилетие
оценки
показывают
,
что
реальные
данные
далеки
от
этих
показате
-
лей
,
точные
данные
о
надёжности
линейных
сооружений
часто
отсут
-
ствуют
,
следствием
чего
является
увеличение
риска
аварий
.
В
качестве
подтверждения
это
-
го
приведён
график
увеличения
числа
катастрофических
событий
в
период
с
1980
по
2010
гг
. (
рис
. 1).
К
событиям
,
имевшим
наиболее
разрушительные
последствия
для
электрических
сетей
,
отнесены
та
-
кие
,
как
ледяной
шторм
в
Канаде
(1998),
ураган
во
Франции
(1999)
и
ураган
«
Катрина
»
в
Мексикан
-
ском
заливе
(2005),
шторм
,
сопро
-
вождавшийся
налипанием
мокро
-
го
снега
на
провода
,
охвативший
Германию
,
Нидерланды
и
Бельгию
(2005),
снежная
буря
в
центральных
и
южных
провинциях
Китая
(2008),
лесные
пожары
в
США
,
Испании
и
Австралии
(2009),
циклон
«
Яси
»
в
Ав
-
стралии
(2011).
Причинами
подобного
роста
аварийности
являются
как
проис
-
ходящие
климатические
изменения
,
свидетельством
которых
назван
рост
интенсивности
воздействий
(
земле
-
трясений
,
ураганов
,
цунами
,
наво
-
днений
,
лесных
пожаров
и
т
.
д
.),
уве
-
личение
частоты
их
повторяемости
,
а
также
рост
плотности
населения
,
увеличение
числа
и
протяжённости
инфраструктурных
объектов
.
Для
Симпозиум
СИГРЭ в Окленде
В период с 14 по 20 сентября в Новой Зеландии проходил
симпозиум «Лучшая практика в области передачи и рас-
пределения электроэнергии в условиях происходящих в
окружающей среде изменений».
Владимир ШКАПЦОВ, ведущий аналитик ГК ОПТЭН,
к.т.н., заслуженный член СИГРЭ
131
№
1 (22),
январь
–
февраль
, 2014
предотвращения
дальнейшего
роста
негативных
последствий
климати
-
ческих
изменений
потребуется
,
как
было
отмечено
в
выступлении
,
пере
-
смотр
основных
норм
проектиро
-
вания
инфраструктурных
объектов
,
который
приведёт
к
неизбежному
удорожанию
их
сооружения
,
рекон
-
струкции
и
эксплуатации
.
В
дискуссии
по
докладу
было
от
-
мечено
,
что
важным
условием
сни
-
жения
катастрофических
послед
-
ствий
экстремальных
воздействий
является
ранжирование
линий
по
степени
их
ответственности
,
разра
-
ботка
мер
снижения
показателей
риска
для
наиболее
значимых
для
населения
и
экономики
регионов
объектов
(
рис
. 1).
Тема
изучения
масштабных
кли
-
матических
процессов
получила
также
развитие
в
докладе
«
Потенци
-
альное
влияние
глобальных
изме
-
нений
климата
на
сети
воздушных
линий
электропередачи
»
,
кото
-
рый
представили
два
специалиста
-
метеоролога
С
.
Фикке
и
Б
.
Нигаард
из
Норвегии
и
уже
упомянутый
Г
.
Хэйвес
из
Австралии
.
Глобальный
масштаб
потепления
отражает
схе
-
ма
,
приведённая
на
рис
. 2,
согласно
которой
за
последние
100
лет
увели
-
чение
средней
для
планеты
темпера
-
туры
воздуха
составило
1,6
о
С
.
Не
следует
забывать
при
этом
,
что
приведённая
схема
не
отражает
изменения
температуры
мирового
океана
,
которое
имеет
более
значи
-
тельный
потенциал
влияния
на
из
-
менение
температурного
фона
,
чем
собственно
изменение
температуры
воздуха
в
атмосфере
.
В
2012
г
.
при
содействии
ООН
был
опубликован
доклад
международной
конферен
-
ции
по
изменению
климата
(SREX),
содержание
которого
отражает
уро
-
вень
современного
понимания
ри
-
сков
экстремальных
климатических
воздействий
на
инфраструктурные
объекты
,
своевременное
прогнози
-
рование
которых
может
снизить
эти
риски
,
но
не
исключает
их
полно
-
стью
.
Положения
доклада
конфе
-
ренции
SREX
описывают
различные
сценарии
климатических
изменений
в
зависимости
от
интенсивности
эмиссии
СО
2
,
основная
суть
которых
состоит
в
следующем
:
•
наиболее
заметное
потепление
и
связанные
с
ним
экстремальные
воздействия
на
инфраструктур
-
ные
объекты
,
включая
электри
-
ческие
сети
,
ожидается
в
конце
21-
го
столетия
;
•
во
многих
регионах
в
этот
период
возможно
резкое
увеличение
интенсивности
и
частоты
осад
-
ков
,
интенсивности
ливневых
дождей
и
наводнений
,
при
этом
в
других
регионах
в
то
же
время
возрастёт
риск
засух
;
•
возможно
увеличение
интенсив
-
ности
тропических
циклонов
и
скоростей
ветра
циклонических
вихрей
,
однако
общее
число
циклонов
либо
не
изменится
,
либо
несколько
уменьшится
;
•
ожидаемым
является
подъём
уровня
мирового
океана
и
под
-
топление
ряда
прибрежных
тер
-
риторий
;
•
в
числе
прочих
явлений
следу
-
ет
отметить
таяние
ледников
,
сокращение
территорий
вечной
мерзлоты
,
усиление
оползневой
активности
.
Применительно
к
производству
,
передаче
и
распределению
электро
-
энергии
следствия
указанных
явле
-
ний
сводятся
к
повышению
риска
серьёзных
нарушений
в
работе
эле
-
ментов
сетевой
инфраструктуры
,
со
-
провождаемому
некоторым
сниже
-
нием
потребления
электроэнергии
как
в
бытовом
,
так
и
производствен
-
ных
секторах
.
В
дискуссии
по
докладу
обсуж
-
дался
вопрос
о
том
,
какие
меры
уже
сейчас
принимаются
прибрежны
-
ми
странами
,
испытывающими
от
-
рицательные
последствия
подъёма
уровня
мирового
океана
.
В
этой
связи
своими
опасениями
подели
-
лись
представители
Нидерландов
,
ряд
территорий
которых
располо
-
жен
ниже
уровня
мирового
океана
,
поэтому
рассматривается
програм
-
ма
выноса
ряда
энергообъектов
за
пределы
потенциально
опасных
тер
-
риторий
.
Подтверждениями
песси
-
Рис
. 2.
Глобальные
изменения
температуры
Изменение
темпера
туры
,
о
С
Рис
. 1.
Рост
общего
числа
катастрофических
явлений
в
2,5
раза
за
последние
30
лет
█
Геофизические
явления
:
землетрясения
,
цунами
█
Метеорологические
явления
:
штормы
█
Гидрологические
явления
:
наводнения
,
оползни
█
Климатологические
явления
:
потепление
,
засухи
,
лесные
пожары
Число
ка
тастрофических
явлений
в
электросет
евых
предприятиях
1880
1900
1920
1940
1960
1980
2000
1,0
0,8
0,6
0,4
0,2
0,0
-0,2
-0,4
-0,6
-0,8
-1,0
1980
1984
1988
1992
1996
2000
2004
2008
1000
800
600
400
200
0
МИРОВОЙ
ОПЫТ
132
мистических
прогнозов
роста
числа
катастрофических
природных
явле
-
ний
,
высказанных
на
симпозиуме
,
стали
данные
о
последствиях
урага
-
на
«
Святой
Иуда
»,
вызвавшего
мас
-
штабные
нарушения
электроснаб
-
жения
в
Западной
Европе
,
и
итоги
катастрофического
тайфуна
«
Хайян
»
на
Филиппинах
,
жертвами
которого
стали
около
2000
человек
,
а
постра
-
давшими
— 9,5
млн
.
Скорость
поры
-
вов
ветра
в
очаге
тайфуна
достигала
105
м
/
с
,
в
то
время
как
расчётная
скорость
ветра
для
большинства
со
-
оружений
принимается
в
диапазоне
50—60
м
/
с
.
Заседания
секции
«
Диагностика
и
эксплуатация
ВЛ
»
проходили
под
председательством
Андрэ
Леблона
(
Канада
).
На
заседании
секции
было
представлено
4
доклада
по
указан
-
ной
тематике
.
В
докладе
«
Способы
оценки
состояния
прессуемых
со
-
единительных
и
болтовых
конце
-
вых
зажимов
ВЛ
»
,
представленном
С
.
Уоллесом
и
М
.
Тэйлором
(
Новая
Зеландия
),
рассматривалась
непо
-
средственная
зависимость
повыше
-
ния
пропускной
способности
линий
с
обычными
АС
-
проводами
от
состо
-
яния
соединительных
и
концевых
за
-
жимов
.
Авторы
приводят
результаты
выполнения
компанией
«
Транспауэр
»
программы
обследования
состояния
соединительных
зажимов
,
сравне
-
ния
полученных
данных
со
статисти
-
ческими
оценками
и
представлен
-
ной
в
итоге
оценки
остаточного
срока
службы
подобных
элементов
линейной
арматуры
.
Представлено
устройство
,
разработанное
в
сере
-
дине
90-
х
годов
и
предназначенное
для
использования
на
действующих
ВЛ
без
снятия
напряжения
.
Приме
-
нение
устройства
предполагает
ис
-
пользование
вертолёта
для
доставки
оператора
,
закреплённого
на
тро
-
совой
подвеске
,
к
месту
проведе
-
ния
измерений
.
Устройство
(
рис
. 3)
позволяет
определить
величину
про
-
текающего
тока
и
омическое
сопро
-
тивление
соединительного
зажима
.
Всего
было
испытано
8000
зажимов
,
90%
которых
имеют
номинальное
расчётное
сопротивление
, 9%
за
-
жимов
имеют
сопротивление
в
1,1—
5
раз
выше
номинального
и
только
0,5%
из
обследованных
устройств
имеют
сопротивление
,
в
5—10
раз
и
более
превышающее
допустимый
уровень
.
Решение
о
необходимости
замены
соединительного
зажима
принималось
,
если
измеренное
со
-
противление
оказывалось
на
25%
хуже
номинального
.
Выполненная
ревизия
состояния
соединительных
зажимов
и
замена
тех
,
которые
не
соответствуют
приня
-
тым
требованиям
,
позволили
компа
-
нии
значительно
увеличить
токовые
нагрузки
существующих
ВЛ
110
и
220
кВ
со
сроками
службы
до
50
лет
,
для
чего
были
внесены
изменения
в
эксплуатационные
регламенты
,
до
-
пускающие
теперь
максимальный
уровень
нагрева
проводов
до
90
о
С
и
до
120
о
С
—
в
условиях
кратковре
-
менных
(
продолжительностью
до
2
ч
)
перегрузок
в
аварийных
и
послеава
-
рийных
режимах
.
Представленный
в
рамках
той
же
секции
доклад
С
.
Монтенблата
и
Н
.
Поулиота
(
Канада
),
в
котором
при
-
нимал
участие
М
.
Ханнон
(
Британия
),
был
назван
«
Применение
робота
-
разведчика
для
ремонта
грозоза
-
щитных
тросов
сетевой
компании
Нэшионал
Грид
»
.
В
докладе
описы
-
валась
технология
обследования
и
ремонта
ОКГТ
(
оптического
кабеля
,
встроенного
в
грозозащитный
трос
)
с
повреждёнными
проволоками
на
-
ружного
повива
.
Робот
-
разведчик
(
рис
. 4
а
)
позволяет
оценить
со
-
стояние
провода
или
троса
и
при
необходимости
закрепить
на
нём
несколько
кольцевых
зажимов
(
рис
. 4
б
),
фиксирующих
повреждён
-
ные
проволоки
,
предотвращая
их
расплетение
,
результатом
которого
может
быть
перекрытие
заземлён
-
ного
ОКГТ
на
расположенный
ниже
токоведущий
провод
.
Сетевая
ком
-
пания
рассматривает
дальнейшие
перспективы
использования
робота
также
для
проведения
работ
по
ауди
-
ту
технического
состояния
ВЛ
и
при
-
нятия
управляющих
решений
в
ча
-
сти
инвестирования
средств
с
целью
реновации
ненадёжных
элементов
линий
.
Следующим
на
заседании
этой
секции
был
доклад
Т
.
Лоримера
(
Юж
-
ная
Африка
)
«
Механизм
инспекций
ВЛ
».
Автор
представил
информацию
о
результатах
разработки
и
примене
-
ния
роботизированного
устройства
для
обследования
ВЛ
.
Основными
его
достоинствами
является
малый
вес
и
способность
не
только
переме
-
щаться
по
проводу
,
но
также
преодо
-
левать
шлейфы
,
соединяющие
участ
-
ки
проводов
,
расположенные
до
и
а
—
оценка
состояния
троса
б
—
ремонт
троса
ОКГТ
Рис
. 4.
Робот
-
разведчик
Рис
. 3.
Устройство
для
определения
сопротивления
соединительных
и
концевых
зажимов
133
№
1 (22),
январь
–
февраль
, 2014
после
анкерных
и
анкерно
-
угловых
опор
,
и
другие
препятствия
,
такие
,
например
,
как
установленные
на
проводах
гасители
вибрации
(
рис
. 5).
Предполагается
,
что
в
результате
доработки
с
использованием
ма
-
нипуляторов
модернизированное
устройство
можно
будет
применять
в
качестве
средства
измерения
сопро
-
тивления
соединительных
зажимов
,
подобное
тому
,
которое
описано
в
предыдущем
докладе
,
но
уже
в
режи
-
ме
дистанционного
управления
.
Оче
-
видно
,
что
дальнейшие
разработки
роботизированных
устройств
позво
-
лят
улучшить
традиционные
методы
обследования
технического
состоя
-
ния
ВЛ
,
базирующиеся
в
настоящее
время
на
применении
вертолётов
или
наземных
способов
контроля
.
Последним
из
представленных
на
заседании
данной
секции
симпо
-
зиума
стал
доклад
«
Автоматизация
диагностики
и
эксплуатации
ВЛ
»
,
подготовленный
двумя
специалиста
-
ми
из
Испании
—
И
.
Монталбаном
и
М
.
Кабаллеро
.
В
этом
докладе
рас
-
сматривался
способ
использования
технологии
динамического
рейтинга
для
максимального
повышения
то
-
ковых
нагрузок
ВЛ
.
Для
реализации
способа
применяются
установлен
-
ные
на
проводах
устройства
мони
-
торинга
тока
и
температуры
прово
-
дов
ВЛ
(
рис
. 6).
С
целью
повышения
точности
определения
измеряемых
параметров
и
обеспечения
надёж
-
ности
управления
режимами
работы
ВЛ
в
непосредственной
близости
от
линии
электропередачи
установле
-
на
мобильная
метеорологическая
станция
,
позволяющая
измерять
температуру
воздуха
,
скорость
и
направление
ветра
.
Измеренные
метеорологические
параметры
ис
-
пользуются
для
определения
темпе
-
ратуры
провода
расчетным
путём
по
известной
методике
СИГРЭ
и
института
IEEE (
США
).
Корреляция
данных
двух
независимых
способов
измерений
температуры
проводов
позволяет
существенно
уточнить
данные
о
состоянии
ВЛ
и
повысить
эффективность
и
надёжность
прак
-
тического
применения
технологии
динамического
рейтинга
.
Результа
-
ты
измерений
передаются
на
пульт
управления
режимом
работы
ВЛ
по
каналам
сотовой
телефонии
(GPRS)
с
интервалом
10
мин
.
Получив
дан
-
ные
о
температуре
провода
,
диспет
-
чер
сопоставляет
их
в
ручном
или
автоматизированном
режимах
с
за
-
ранее
рассчитанным
уровнем
допу
-
стимого
нагрева
данной
марки
про
-
вода
на
данном
участке
трассы
ВЛ
и
на
этой
основе
принимает
решение
о
необходимости
частичной
разгруз
-
ки
линии
или
о
возможности
допол
-
нительного
повышения
токовой
на
-
грузки
по
требованию
потребителя
.
Давая
характеристику
докладам
,
представленным
на
заседании
сек
-
ции
«
Температурный
мониторинг
и
динамический
рейтинг
ВЛ
»,
пред
-
седатель
этой
секции
симпозиума
проф
.
Ж
.
Лилиен
(
Бельгия
)
отметил
,
что
достоверная
оценка
ожидаемых
сроков
службы
элементов
ВЛ
и
си
-
лового
оборудования
подстанций
является
одной
из
важнейших
задач
обеспечения
надёжной
эксплуата
-
ции
сети
,
стоящих
перед
системны
-
ми
операторами
и
диспетчерскими
службами
.
Решение
этой
задачи
в
настоящий
период
представляется
сложным
в
силу
влияния
двух
суще
-
ственных
факторов
.
Первым
являет
-
ся
увеличение
объёма
генерации
с
использованием
возобновляемых
источников
энергии
,
мощность
кото
-
рых
заметно
меняется
даже
в
тече
-
ние
суток
.
Вторым
фактором
являет
-
ся
ограниченный
объём
инвестиций
,
которые
могут
быть
привлечены
для
реконструкции
старых
,
а
также
про
-
ектирования
и
строительства
новых
объектов
сетевой
инфраструктуры
,
имеющих
целью
обеспечить
переда
-
чу
и
распределение
электроэнергии
,
вырабатываемой
спонтанно
функ
-
ционирующими
источниками
воз
-
обновляемой
энергии
.
Нестабильно
работающие
возобновляемые
ис
-
точники
энергии
создают
также
про
-
блемы
скачков
напряжения
в
сети
и
коммутационных
перенапряжений
,
ухудшающих
качество
электроснаб
-
жения
.
Кроме
того
,
при
увеличении
объёма
передаваемой
энергии
на
20%
и
более
диспетчерские
службы
должны
быть
уверены
в
технической
способности
силовых
трансформа
-
торов
,
выключателей
и
других
элек
-
троаппаратов
выдержать
быстрый
подъём
токовых
нагрузок
.
Опера
-
торы
сетевых
компаний
тех
стран
,
где
уже
применяется
или
ожидается
применение
технологии
динамиче
-
ского
рейтинга
,
позволяющего
за
-
метно
увеличивать
пропускную
спо
-
собность
существующих
линий
при
благоприятных
метеорологических
условиях
,
должны
уделять
,
по
мне
-
нию
профессора
,
особое
внимание
формированию
систем
дистанцион
-
ного
мониторинга
состояния
ВЛ
и
силового
оборудования
подстанций
.
Заседания
секции
«
Оптимиза
-
ция
ВЛ
»
проходили
под
председа
-
тельством
Р
.
Стифена
(
Южная
Аф
-
рика
).
Открывая
работу
секции
,
он
отметил
,
что
с
момента
начала
их
формирования
в
конце
19-
го
века
электрические
сети
постоянно
раз
-
вивались
,
расширялись
и
преобра
-
зовывались
.
И
в
настоящее
время
сети
постоянно
адаптируются
,
чтобы
удовлетворять
изменяющимся
ры
-
ночным
условиям
,
модернизации
и
видоизменениям
,
происходящим
в
Рис
. 6.
Установленные
на
проводах
ВЛ
132
кВ
устройства
измерения
тока
и
температуры
Рис
. 5.
Устройство
для
обследования
ВЛ
в
момент
преодоления
препятствия
в
виде
гасителей
вибрации
МИРОВОЙ
ОПЫТ
134
области
генерации
электрической
энергии
,
особенно
усилившимся
с
момента
активизации
создания
воз
-
обновляемых
источников
энергии
.
Растущий
спрос
на
электроэнергию
в
сочетании
с
требованиями
сохра
-
нения
низкой
стоимости
её
пере
-
дачи
и
распределения
формируют
условия
,
при
которых
становится
актуальной
и
экономически
оправ
-
данной
реновация
сетевой
инфра
-
структуры
.
Вниманию
участников
заседаний
данной
секции
симпо
-
зиума
был
представлен
ряд
докла
-
дов
,
описывающих
оптимальные
способы
повышения
надёжности
и
пропускной
способности
ВЛ
.
Один
из
наиболее
интересных
докладов
,
рассмотренных
на
данной
секции
,
был
представлен
С
.
Хилдманом
и
его
коллегами
из
Дрездена
(
Герма
-
ния
).
Доклад
«
Экономические
со
-
ображения
,
принимаемые
в
рас
-
чёт
при
повышении
пропускной
способности
ВЛ
с
использованием
высокотемпературных
проводов
с
малыми
стрелами
провеса
»
был
посвящён
решению
проблем
повы
-
шения
эффективности
использова
-
ния
существующих
линий
электро
-
передачи
высокого
напряжения
380
кВ
в
Германии
.
При
решении
подобных
проблем
часто
применя
-
ется
замена
старых
АС
-
проводов
на
высокотемпературные
провода
с
малыми
стрелами
провеса
(
ВМСП
).
Выбор
новых
проводов
предусма
-
тривает
учёт
их
технических
характе
-
ристик
и
стоимостных
показателей
,
которые
включают
как
капитальные
затраты
при
реконструкции
ВЛ
,
так
и
экономические
показатели
эксплу
-
атации
линий
с
новыми
проводами
.
При
этом
авторы
особое
внимание
уделили
оценке
потерь
энергии
при
её
передаче
по
реконструирован
-
ным
ВЛ
.
Сравнительные
результаты
,
приведённые
на
рис
. 7,
показывают
,
что
при
токовой
нагрузке
2
А
/
мм
2
эксплуатация
обычного
АС
-
провода
обеспечивает
минимальные
потери
энергии
,
и
стоимость
потерь
как
в
расчёте
на
период
в
1
год
,
так
и
в
рас
-
чёте
на
инвестиционный
период
35
лет
является
оптимальной
.
Однако
при
существенном
повышении
пе
-
редаваемой
энергии
и
увеличении
плотности
тока
до
3
А
/
мм
2
и
выше
наибольшие
преимущества
даёт
применение
высокотемпературных
проводов
с
композитными
сердеч
-
никами
марки
АССС
,
поскольку
их
использование
связано
с
оптималь
-
ными
инвестиционными
затратами
и
допустимыми
потерями
энергии
в
расчёте
на
инвестиционный
пе
-
риод
продолжительностью
35
лет
.
При
этом
стоимость
собственно
про
-
водов
марки
АССС
на
40—60 %,
а
проводов
марки
ACCR —
на
100%
выше
стоимости
традиционного
АС
-
провода
,
что
значительно
повышает
инвестиционную
составляющую
за
-
трат
,
направленных
на
оптимизацию
использования
ВЛ
.
Заседаниями
секции
симпозиу
-
ма
«
Проектирование
ВЛ
с
примене
-
нием
новых
конструкций
проводов
и
опор
»
руководил
З
.
Киелоч
(
Кана
-
да
).
Основной
целью
применяемых
инноваций
является
максимальное
увеличение
пропускной
способности
воздушных
линий
.
Из
принятых
этой
секцией
четырёх
докладов
наиболь
-
ший
интерес
представлял
доклад
,
подготовленный
двумя
учёными
из
университета
г
.
Рима
и
сотрудником
сетевой
компании
Терна
(
Италия
).
В
докладе
«
ВЛ
380
кВ
с
большим
числом
проводов
в
расщеплённых
фазах
и
их
воздействие
на
эколо
-
гию
»
обращено
внимание
на
сложив
-
шуюся
практику
,
согласно
которой
потери
при
передаче
и
распределе
-
нии
составляют
около
10%
произво
-
димой
электроэнергии
.
Капитальные
затраты
на
осуществление
передачи
электроэнергии
складываются
из
за
-
трат
на
строительство
,
эксплуатацию
и
потерь
,
наиболее
существенную
часть
которых
составляют
тепловые
потери
.
На
примере
ВЛ
высокого
на
-
пряжения
(
ВН
) 380
кВ
с
различным
числом
АС
-
проводов
диаметром
31,5
мм
в
расщеплённой
фазе
по
-
казано
(
рис
. 8),
что
при
длительной
эксплуатации
(30—60
лет
)
преиму
-
щество
имеет
линия
с
4
провода
-
ми
в
каждой
фазе
.
При
несколько
большем
объёме
первичных
капи
-
тальных
затрат
и
относительно
ма
-
лых
тепловых
потерях
передающая
способность
такой
линии
составляет
900
МВт
,
а
совокупная
капитализа
-
ция
достигнет
за
60
лет
эксплуатации
уровня
1,6
млн
усл
.
ед
.
на
километр
линии
при
уровне
доходности
5,5%.
Для
оценки
положительного
эколо
-
гического
эффекта
от
эксплуатации
ВЛ
ВН
с
фазами
из
четырёх
прово
-
дов
оценивался
уровень
снижения
выбросов
СО
2
,
достигаемого
благо
-
даря
значительному
уменьшению
Рис
. 7.
Относительные
затраты
при
применении
различных
проводов
в
зависимости
от
рассматриваемого
инвестиционного
периода
,
где
АС
380/50
и
ACSS 362/72 —
сталеалюминиевые
провода
, ACCC 458/60
и
ACCR 403/64 —
провода
с
композитными
сердечниками
Инвестиционные
затраты
Стоимость
потерь
энергии
1
год
(
инвестиционный
период
)
35
лет
(
инвестиционный
период
)
Диск
онтированные
за
тра
ты
,
в
%
ACSR
ACSS
ACCC
ACCR
100
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
135
№
1 (22),
январь
–
февраль
, 2014
объемов
сжигаемого
минерального
топлива
,
которое
необходимо
для
компенсации
тепловых
потерь
при
передаче
энергии
по
проводам
малого
сечения
и
неизбежного
при
этом
повышения
плотности
тока
по
сравнению
с
экономически
обосно
-
ванным
уровнем
1—2
А
/
мм
2
.
На
заседаниях
секции
«
Темпе
-
ратурный
мониторинг
и
рейтинг
ВЛ
»
председательствовал
Д
.
Даглас
(
США
).
Давая
общую
оценку
докла
-
дов
,
представленных
на
этой
сек
-
ции
,
он
отметил
,
что
старение
суще
-
ствующих
линий
электропередачи
и
растущие
год
от
года
трудности
со
-
гласования
коридоров
новых
линий
повышают
значение
усилий
,
на
-
правленных
на
уточнение
допусти
-
мых
температур
нагрева
проводов
,
распространение
и
развитие
систем
температурного
мониторинга
и
тех
-
нологии
динамического
рейтинга
ВЛ
.
Была
также
отмечена
важность
подготовки
,
утверждения
и
дальней
-
шего
практического
применения
нормативных
документов
,
регламен
-
тирующих
дальнейшее
распростра
-
нение
технологии
динамического
рейтинга
,
как
средства
повышения
эффективности
использования
как
существующих
,
так
и
планируемых
на
перспективу
элементов
сетевой
инфраструктуры
.
Представленный
на
этой
секции
доклад
,
подготовленный
специали
-
стами
Группы
компаний
ОПТЭН
(
Рос
-
сия
)
«
Метод
и
средства
мониторин
-
га
пропускной
способности
ВЛ
в
реальном
времени
и
в
условиях
изменяющейся
среды
»,
даёт
пред
-
ставление
о
применяемых
методах
обследования
линий
,
способах
и
результатах
выявления
проблемных
пользования
ВЛ
».
Метеорологиче
-
ское
прогнозирование
в
совокупно
-
сти
со
средствами
мониторинга
тока
и
температуры
проводов
использу
-
ется
авторами
для
реализации
тех
-
нологии
динамического
рейтинга
и
максимального
повышения
эффек
-
тивности
использования
существую
-
щих
линий
.
Поясняя
представленные
на
рис
. 9
данные
,
авторы
доклада
обра
-
щали
внимание
на
те
преимущества
,
которые
даёт
практическая
реализа
-
ция
технологии
динамического
рей
-
тинга
,
обеспечивающая
повышение
пропускной
способности
линии
на
40—50%.
Показано
также
,
что
ещё
более
значительные
преимущества
сетевые
компании
извлекают
при
применении
современных
методов
метеорологического
моделирова
-
ния
,
позволяющих
прогнозировать
дополнительные
объёмы
производ
-
ства
,
передачи
и
сбыта
энергии
на
двое
суток
и
более
.
В
дискуссии
по
докладу
обсуждались
дальнейшие
перспективы
эффективного
прогно
-
зирования
объёмов
сбыта
электро
-
энергии
на
национальных
и
между
-
народных
торговых
площадках
.
В
своём
заключительном
вы
-
ступлении
на
закрытии
симпозиума
председатель
исследовательского
комитета
В
2
д
-
р
К
.
Папаилиоу
от
-
метил
важность
подобного
инфор
-
мационного
обмена
как
для
разви
-
вающихся
экономик
юго
-
восточной
Азии
,
Африки
и
Латинской
Америки
,
так
и
для
промышленно
развитых
стран
,
энергетика
которых
нуждает
-
ся
в
реновации
и
дальнейшем
эф
-
фективном
развитии
.
участков
,
состояние
которых
ограничи
-
вает
передающую
способность
ВЛ
в
целом
.
Выполнен
-
ные
специалистами
ГК
ОПТЭН
в
различ
-
ных
странах
мира
обследования
бо
-
лее
чем
100000
км
ВЛ
позволили
вы
-
явить
существен
-
ное
снижение
га
-
баритов
проводов
и
,
соответственно
,
пропускной
способ
-
ности
как
минимум
30%
обследован
-
ных
линий
ВН
,
срок
службы
кото
-
рых
составляет
30—40
лет
и
более
.
В
результате
верификации
установ
-
лено
,
что
зафиксированные
в
испол
-
нительной
документации
значения
габаритов
не
учитывают
влияния
таких
факторов
,
как
происходящие
со
временем
изменения
рельефа
,
строительство
новых
и
реконструк
-
ция
существующих
коммуникаций
,
рост
культурного
слоя
(
особенно
заметный
на
территории
городов
).
Отсутствие
или
недооценка
данных
верификации
реального
состояния
ВЛ
может
быть
причиной
существен
-
ного
увеличения
риска
технологиче
-
ских
нарушений
.
Значительный
интерес
пред
-
ставлял
также
доклад
группы
ав
-
торов
из
Бельгии
во
главе
с
проф
.
Ж
.
Лилиеном
«
Использование
мете
-
орологического
прогнозирования
и
средств
мониторинга
—
ключ
к
оптимизации
и
эффективности
ис
-
Рис
. 9.
Токовые
нагрузки
,
выбираемые
по
технологии
динамического
рейтинга
Ток
овые
нагр
узки
в
%
от
номинальног
о
уровня
Время
суток
в
часах
Сезонный
уровень
Токовая
нагрузка
,
определяемая
на
основа
-
нии
метеорологического
прогноза
на
1
час
Динамический
рейтинг
нагрузок
18-00
21-00
00-00
03-00
06-00
150
145
140
135
130
125
120
115
110
105
100
Рис
. 8.
Совокупность
затрат
и
доходов
от
эксплуатации
ВЛ
380
кВ
с
максимальной
нагрузкой
900
МВт
и
различным
числом
АС
-
проводов
диаметром
31,5
мм
в
расщеплённой
фазе
:
4
провода
—
зелёная
линия
, 3
провода
—
синяя
Капитализация
ус
л
.
ед
.
на
км
1700000
1600000
1500000
1400000
1300000
1200000
1100000
1000000
900000
800000
700000
600000
500000
30
40
50
60
Оригинал статьи: Симпозиум СИГРЭ в Окленде
В период с 14 по 20 сентября в Новой Зеландии проходил симпозиум «Лучшая практика в области передачи и распределения электроэнергии в условиях происходящих в окружающей среде изменений».