130
КАДРЫ
п
р
о
ф
о
р
и
е
н
т
а
ц
и
я
профориент
ация
Школа «Юный энергетик»
в Национальном
исследовательском
университете «МЭИ»
Алексей ХОХЛОВ, инженер I категории, аспирант НИУ «МЭИ»,
Максим СИЛАЕВ, ведущий инженер, аспирант НИУ «МЭИ»,
Владимир ТУЛЬСКИЙ , к.т.н., доцент, заведующий научно-исследовательской
лабораторией НИУ «МЭИ»
В
апреле
2016
года
в
Национальном
исследовательском
университете
«
МЭИ
» (
НИУ
«
МЭИ
»)
стартовал
про
-
ект
детского
дополнительного
образо
-
вания
в
области
энергетики
—
Школа
«
Юный
энергетик
».
Проект
направлен
на
обучение
де
-
тей
10–15
лет
основам
физики
,
техники
и
инже
-
нерных
специальностей
,
в
общем
—
всему
,
что
связано
с
энергией
.
Основное
отличие
Школы
от
существующих
форм
обучения
детей
—
это
развитие
их
научно
-
технического
творчества
путем
проведения
самостоятельных
экспе
-
риментов
.
Обучение
в
Школе
—
это
курсы
из
4
семинаров
,
проходящие
по
выходным
дням
.
Ведущие
проекта
—
молодые
ученые
,
канди
-
даты
наук
,
лауреаты
государственных
наград
и
победители
всероссийских
научных
конкур
-
сов
из
НИУ
«
МЭИ
».
Ассистируют
им
студенты
,
прошедшие
конкурсный
отбор
.
Основные
цели
организации
Школы
—
повышение
общеобра
-
зовательного
уровня
детей
,
развитие
их
твор
-
ческого
потенциала
и
интереса
к
инженерным
наукам
.
Необходимость
появления
детского
обра
-
зовательного
проекта
,
направленного
на
по
-
пуляризацию
энергетических
специальностей
,
назревала
уже
давно
.
Энергетика
является
базовой
отраслью
развития
российской
эко
-
номики
,
инструментом
проведения
внутрен
-
ней
и
внешней
политики
.
Развитие
и
надежное
функционирование
данного
сектора
невозмож
-
но
без
подготовки
квалифицированных
кадров
.
В
настоящее
время
наблюдается
дефицит
инженеров
всех
энергетических
специально
-
стей
.
Это
обусловлено
следующими
причинами
:
•
снижение
у
детей
интереса
к
техническим
наукам
(
по
результатам
работы
приемных
ко
-
миссий
вузов
2015
года
ни
одна
техническая
специальность
не
входит
в
топ
-10
самых
вос
-
требованных
направлений
подготовки
);
•
предпочтение
выпускниками
вузов
работы
не
по
специальности
из
-
за
неосмысленного
выбора
профиля
обучения
после
окончания
школы
;
•
недостаток
педагогических
кадров
в
вузах
.
Дефицит
квалифицированных
кадров
в
энергетике
приводит
к
увеличению
аварий
-
ности
,
значительным
экономическим
ущербам
и
перерывам
в
энергоснабжении
большого
количества
потребителей
.
По
данным
Мини
-
стерства
труда
и
социальной
защиты
(2010
г
.)
в
России
только
5%
работников
энергетиче
-
ской
отрасли
обладают
высоким
уровнем
ква
-
лификации
(
для
сравнения
,
в
США
— 43%,
Германии
— 56%).
Для
решения
сложившейся
проблемы
Министерство
образования
и
на
-
уки
РФ
вносит
изменения
в
учебные
про
-
граммы
вузов
,
предприятия
энергетической
отрасли
организуют
поиск
компетентных
специалистов
,
участвуя
в
организации
инже
-
нерных
конкурсов
,
олимпиад
и
конференций
.
При
этом
мероприятиям
на
школьном
уровне
не
уделяется
достаточного
внимания
.
Про
-
ект
Школа
«
Юный
энергетик
»
позволяет
уча
-
щимся
среднеобразовательных
учреждений
сформировать
понимание
основ
инженерных
специальностей
уже
в
раннем
возрасте
,
что
в
перспективе
поможет
решить
обозначенные
выше
проблемы
.
Идея
создания
Школы
«
Юный
энергетик
»
появилась
после
совместной
организации
НИУ
«
МЭИ
»
и
ФГБУК
«
Политехнический
музей
»
в
2014
году
проекта
«
Основы
энергетики
в
экс
-
периментах
»
для
детей
12–13
лет
.
Результаты
превзошли
все
ожидания
:
дети
с
энтузиазмом
посещали
практические
занятия
,
задавали
во
-
просы
и
проводили
опыты
,
многие
из
них
заин
-
тересовались
специальностью
и
решили
в
бу
-
дущем
поступать
в
технические
вузы
.
Проект
вызвал
настолько
широкий
интерес
как
со
сто
-
131
роны
детей
,
так
и
со
стороны
родите
-
лей
,
что
было
решено
организовать
его
на
постоянной
основе
и
реализовать
на
базе
НИУ
«
МЭИ
».
В
первую
очередь
были
созданы
учебные
программы
Школы
.
В
их
раз
-
работке
принимали
участие
препода
-
ватели
и
научные
работники
кафедры
Электроэнергетических
систем
НИУ
«
МЭИ
».
При
составлении
программ
учитывался
опыт
организации
обра
-
зовательных
проектов
Швейцарии
,
Германии
,
Италии
и
Чехии
.
В
итоге
были
созданы
три
образовательных
курса
для
детей
10–11
лет
, 12–13
лет
и
14–15
лет
,
позволяющие
изучить
материал
в
простой
и
увлекательной
форме
.
Структура
занятий
для
разных
возрастных
групп
построена
следующим
образом
:
•
дети
10–11
лет
проводят
эксперименты
,
объясняю
-
щие
простейшие
физические
явления
(
например
,
статическое
электричество
,
магнетизм
и
т
.
д
.);
•
дети
12–13
лет
последовательно
изучают
прин
-
ципы
работы
генерирующих
агрегатов
,
систем
электропередачи
,
потребителей
электроэнергии
и
электроэнергетической
системы
в
целом
;
•
дети
14–15
лет
конструируют
достаточно
слож
-
ные
модели
энергетического
и
электротехниче
-
ского
оборудования
(
например
,
рабочие
модели
двигателей
,
генераторов
,
лампочек
,
электромаг
-
нитов
и
т
.
д
.).
После
создания
учебных
программ
силами
сту
-
дентов
и
аспирантов
кафедры
Электроэнергетиче
-
ских
систем
и
кафедры
Дизайна
НИУ
«
МЭИ
»
были
разработаны
логотип
,
фирменный
стиль
и
реклам
-
ные
материалы
Школы
,
а
впоследствии
—
корпора
-
тивный
сайт
.
В
настоящий
момент
,
параллельно
с
занятиями
в
НИУ
«
МЭИ
»
проводится
ряд
мероприятий
,
направ
-
ленных
на
популяризацию
Школы
«
Юный
энергетик
»
и
привлечение
партнеров
,
в
частности
:
•
организуются
открытые
уроки
для
школьников
4–9
классов
г
.
Москвы
;
•
проводятся
научные
курсы
для
детей
10–11
лет
в
рамках
взаимодействия
с
ФГБУК
«
Политехниче
-
ский
музей
»;
•
реализуется
социальная
программа
«
ИЗОБРЕ
-
ТАТЕЛИ
»,
способствующая
расширению
научно
-
технических
знаний
у
слепых
и
слабовидящих
де
-
тей
(
совместно
с
музеем
«
Огни
Москвы
»).
На
сегодняшний
день
партнерами
Школы
вы
-
ступают
«
Московская
объединенная
электросетевая
компания
» (
ПАО
«
МОЭСК
»),
журнал
«
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределение
»,
музей
«
Огни
Москвы
».
В
результате
проведения
Школы
«
Юный
энерге
-
тик
»
планируется
:
•
обучить
детей
основам
культуры
энергопотребле
-
ния
и
безопасного
использования
энергии
в
быту
(
энергосбережение
и
электробезопасность
);
•
обеспечить
инновационный
,
опережающий
ха
-
рактер
развития
системы
дополнительного
обра
-
зования
детей
в
области
энергетики
при
исполь
-
зовании
лучших
традиций
отечественной
сферы
дополнительного
образования
и
успешных
миро
-
вых
практик
;
•
повысить
общеобразовательный
уровень
школь
-
ников
,
развить
интерес
к
самостоятельным
иссле
-
довательским
работам
и
мотивировать
к
участию
в
инновационной
деятельности
в
сфере
высоких
технологий
и
промышленного
производства
;
•
популяризировать
инженерное
образование
и
по
-
высить
в
глазах
детей
престиж
работы
в
энергети
-
ческой
отрасли
.
Дополнительная
информация
о
проекте
Школа
«
Юный
Энергетик
»
представлена
на
сайте
www.teenenergy.ru
.
По
вопросам
сотрудничества
можно
написать
на
электронную
почту
или
позвонить
по
телефонам
+7-495-362-78-49
и
+7-985-734-93-03.
№
2 (35) 2016
Оригинал статьи: Школа «Юный энергетик» в Национальном исследовательском университете «МЭИ»
В апреле 2016 года в Национальном исследовательском университете «МЭИ» (НИУ «МЭИ») стартовал проект детского дополнительного образования в области энергетики — Школа «Юный энергетик». Проект направлен на обучение детей 10–15 лет основам физики, техники и инженерных специальностей, в общем — всему, что связано с энергией.