136
ОБРАЗОВАНИЕ
М
ежду
тем
проблема
тру
-
доустройства
остается
для
выпускников
МЭИ
довольно
острой
.
После
окончания
вуза
только
60%
устра
-
иваются
работать
по
специально
-
сти
.
Причина
в
том
,
что
приглашаю
-
щие
компании
не
всегда
могут
пред
-
ложить
молодому
специалисту
при
-
емлемые
условия
работы
и
жизни
.
При
этом
,
не
все
выпускники
гото
-
вы
ехать
из
Москвы
за
тридевять
зе
-
мель
на
работу
.
А
ведь
работа
в
ре
-
гионах
—
великолепная
школа
для
каждого
начинающего
специали
-
ста
.
С
годами
это
понимает
каждый
.
Но
лучше
,
если
такое
понимание
бу
-
дет
приходить
к
выпускникам
элит
-
ного
технического
вуза
как
можно
раньше
.
В
связи
с
этим
необходимо
вы
-
строить
систему
взаимоотношений
между
вузом
и
бизнесом
так
,
чтобы
каждый
выпускник
был
готов
и
мог
устроиться
туда
,
где
он
действительно
будет
нужен
и
по
достоинству
оценен
.
Сегодня
этим
вопросом
серьезно
за
-
нимается
как
руководство
вуза
,
так
и
энергетические
компании
.
В
кон
-
це
прошлого
года
,
например
,
меж
-
ду
МЭИ
и
Холдингом
МРСК
подписан
договор
о
сотрудничестве
,
в
котором
обозначены
в
том
числе
и
позиции
по
прохождению
практики
и
трудо
-
устройству
.
В
прошлом
году
знаменитый
вуз
отметил
80-
летний
юбилей
.
Это
событие
совпало
с
другим
не
ме
-
нее
значимым
юбилеем
— 90-
лети
-
ем
плана
ГОЭЛРО
.
Своим
рождени
-
ем
МЭИ
обязан
именно
програм
-
ме
всеобщей
электрификации
стра
-
ны
—
тогда
потребовалось
обучить
целую
армию
инженеров
,
управлен
-
цев
,
конструкторов
и
проектиров
-
щиков
,
способных
реализовать
уни
-
кальные
по
масштабам
энергетиче
-
ские
проекты
государства
.
Благода
-
ря
опережающему
развитию
науки
и
высококлассному
системному
об
-
разованию
МЭИ
и
сегодня
остается
ведущим
техническим
вузом
стра
-
ны
.
Сейчас
перед
ним
стоят
новые
задачи
.
Школа инноваций
Московский энергетический институт (Технический университет) давно уже стал
известным образовательным брендом: как сообщил ректор МЭИ Сергей Серебрян-
ников, в последние годы на каждого пятикурсника вуза из энергетических компа-
ний страны приходит от трех до пяти заявок. Это свидетельствует о том, насколько
востребованы выпускники института на рынке труда.
Марина МУХТАРОВА
Чтобы
соответствовать
вызовам
времени
,
в
вузе
начали
активно
вне
-
дрять
новые
образовательные
тех
-
нологии
подготовки
кадров
для
ин
-
новационной
энергетики
,
открыли
Центр
нанотехнологий
.
Об
этом
рас
-
сказал
на
пресс
-
конференции
С
.
Се
-
ребрянников
.
В
брифинге
также
при
-
няли
участие
:
заместитель
генераль
-
ного
директора
государственной
корпорации
РОСНАНО
Андрей
Сви
-
наренко
;
руководитель
Экспертно
-
аналитического
центра
Националь
-
ного
фонда
подготовки
кадров
Ва
-
силий
Жураковский
;
президент
Ака
-
демии
электротехнических
наук
РФ
,
член
-
корреспондент
РАН
Павел
Буты
-
рин
;
руководитель
Департамента
Мо
-
сквы
по
конкурентной
политике
Ген
-
надий
Дегтев
.
С
.
Серебрянников
сказал
несколь
-
ко
слов
об
истории
института
.
Он
на
-
помнил
,
что
за
80
лет
вуз
подготовил
190
тысяч
специалистов
для
энер
-
гетической
и
других
отраслей
оте
-
чественной
экономики
,
таких
,
как
автоматика
и
вычислительная
тех
-
ника
,
радиоэлектроника
,
нанотехно
-
логии
и
другие
.
Кроме
того
,
в
стенах
вуза
выучились
7
тысяч
иностранных
студентов
из
85
государств
мира
.
Среди
них
такие
известные
люди
,
как
бывший
премьер
Госсовета
КНР
Ли
Пэн
,
один
из
первых
президентов
Румынии
Ион
Илиеску
,
несколько
ми
-
нистров
энергетики
разных
стран
,
от
-
раслевые
руководители
,
директора
атомных
и
иных
электростанций
и
т
.
д
.
Выпускники
МЭИ
всегда
актив
-
но
участвовали
в
жизни
страны
,
соз
-
давали
и
увеличивали
ее
богатства
.
Они
строили
электростанции
,
восста
-
навливали
разрушенное
энергети
-
Пресс
-
конференция
в
МЭИ
.
С
.
Серебрянников
(
слева
)
и
А
.
Свинаренко
Пресс
-
конференция
в
МЭИ
.
С
.
Серебрянников
(
слева
)
и
А
.
Свинаренко
137
№ 1 (4), январь-февраль, 2011
ческое
хозяйство
после
Великой
От
-
ечественной
войны
,
создавали
Еди
-
ную
энергосистему
страны
,
разраба
-
тывали
новые
виды
оборудования
и
приборов
,
стояли
у
истоков
освоения
космоса
.
Студенты
МЭИ
,
в
свою
очередь
,
участвовали
в
освоении
целины
,
строительстве
КАМАЗа
,
объектов
Мо
-
сковской
олимпиады
,
крупнейших
гидроэлектростанций
.
За
заслуги
пе
-
ред
страной
институт
награжден
ор
-
деном
Ленина
,
орденом
Октябрь
-
ской
Революции
,
а
также
медалью
«
За
освоение
целины
».
Кроме
того
,
МЭИ
награжден
орденами
и
медаля
-
ми
многих
стран
мира
.
Достижения
института
—
это
плод
самоотверженного
труда
многих
по
-
колений
профессоров
,
преподава
-
телей
,
ученых
,
работавших
и
рабо
-
тающих
в
МЭИ
.
Среди
них
—
Карл
Адольфович
Круг
,
Сергей
Иванович
Вавилов
,
Андрей
Дмитриевич
Саха
-
ров
,
Владимир
Александрович
Ко
-
тельников
,
Валентин
Александро
-
вич
Фабрикант
,
Кузьма
Андрианович
Андрианов
.
У
таких
преподавателей
—
истинных
педагогов
и
ученых
—
по
определению
не
могло
быть
плохих
учеников
.
Последние
годы
для
вуза
также
отмечены
важными
событиями
.
С
2008
года
МЭИ
в
числе
57
ведущих
вузов
России
выполняет
инноваци
-
онную
образовательную
программу
.
Весной
2010
года
МЭИ
вошел
в
ко
-
горту
немногих
высших
учебных
за
-
ведений
,
которым
присвоено
звание
национального
исследовательского
университета
.
Только
за
последние
10
лет
вузом
получено
30
премий
Президента
и
Правительства
РФ
,
ла
-
уреатами
которых
стали
124
сотруд
-
ника
вуза
.
Кстати
,
МЭИ
—
один
из
немногих
вузов
,
который
с
конца
90-
х
годов
по
-
лучает
подобные
премии
за
успехи
в
науке
и
образовании
постоянно
.
То
есть
каждый
год
коллектив
вуза
пред
-
ставляет
такие
наработки
и
проекты
,
которые
достойны
высшей
оценки
.
МЭИ
дает
студентам
классиче
-
ское
образование
в
самом
высо
-
ком
смысле
этого
слова
,
считает
ака
-
демик
П
.
Бутырин
.
Подтверждением
тому
можно
считать
шесть
грантов
,
полученных
институтом
в
этом
году
, —
самый
значительный
показатель
сре
-
ди
вузов
России
,
множество
премий
за
уникальные
разработки
и
исследо
-
вания
,
а
также
тот
факт
,
что
полови
-
на
членов
Академии
электротехниче
-
ских
наук
РФ
являются
выпускника
-
ми
МЭИ
.
Вуз
постоянно
внедряет
и
совер
-
шенствует
новые
образовательные
технологии
.
Например
,
здесь
обра
-
тили
внимание
,
что
каждый
студент
имеет
портативный
компьютер
с
вы
-
ходом
в
Интернет
.
Это
обстоятель
-
ство
теперь
учитывается
при
органи
-
зации
учебного
процесса
.
Практиче
-
ски
во
всех
корпусах
организованы
зоны
Wi-Fi.
Мультимедийное
обору
-
дование
с
выходом
в
Интернет
есть
также
во
всех
аудиториях
,
благодаря
чему
даже
те
студенты
,
которые
по
болезни
не
могут
присутствовать
на
лекциях
,
получают
знания
в
полном
объеме
по
интернет
-
связи
.
Еще
один
из
важнейших
элемен
-
тов
работы
—
Центр
суперкомпьютер
-
ных
вычислений
на
базе
64-
ядерно
-
го
кластера
.
Все
эти
электронно
-
образова
-
тельные
ресурсы
,
а
также
электрон
-
ная
библиотека
,
сервер
сетевых
ин
-
женерных
расчетов
и
компьютерно
-
го
моделирования
и
прочее
позволя
-
ют
студентам
и
преподавателям
ра
-
ботать
с
полной
отдачей
,
находясь
даже
далеко
за
пределами
Москвы
.
В
МЭИ
с
2005
года
существует
си
-
стема
дистанционного
обучения
,
ко
-
торая
пользуется
огромной
популяр
-
ностью
как
среди
студентов
,
так
и
среди
специалистов
.
В
целом
же
,
в
вузе
реализуется
целый
комплекс
уникальных
образо
-
вательных
,
исследовательских
и
на
-
учных
проектов
.
Один
только
проект
«
Синергия
»,
в
котором
наряду
с
пя
-
тью
крупнейшими
вузами
Европы
и
Азии
в
содружестве
с
фирмой
«
Веста
»
участвует
МЭИ
,
говорит
об
уровне
и
возможностях
института
.
МЭИ
совместно
с
МВТУ
им
.
Н
.
Э
.
Баумана
создали
портал
автомати
-
зированного
лабораторного
практи
-
кума
,
благодаря
которому
студенты
имеют
доступ
к
оборудованию
,
нахо
-
дящемуся
в
других
вузах
.
Среди
самых
интересных
ини
-
циатив
МЭИ
,
реализованных
в
рам
-
ках
инновационной
образователь
-
ной
программы
,
можно
назвать
про
-
изводственные
объекты
вуза
(
элек
-
троподстанция
,
трансформаторный
пункт
,
пункт
теплоснабжения
институ
-
та
).
Они
преобразованы
таким
обра
-
зом
,
что
теперь
не
просто
выполня
-
ют
свои
производственные
задачи
,
но
на
этом
же
оборудовании
студен
-
ты
МЭИ
проходят
изучение
тех
про
-
цессов
,
которые
необходимо
знать
при
специализации
по
теплотехнике
и
электроэнергетике
.
Кроме
того
,
в
институте
есть
тепловая
электростан
-
ция
,
которая
является
уникальным
объектом
не
только
для
вузов
России
,
но
и
для
всего
мира
.
Это
действую
-
щий
объект
,
отпускающий
электро
-
энергию
в
систему
Мосэнерго
.
Вме
-
сте
с
тем
он
является
и
учебным
объ
-
ектом
,
на
котором
обучаются
студен
-
ты
разных
специальностей
МЭИ
.
В
настоящее
время
обсуждается
возможность
доступа
к
этому
объекту
студентам
-
энергетикам
,
обучающим
-
ся
в
других
вузах
страны
.
Еще
один
уникальный
проект
—
научно
-
образовательный
Центр
на
-
нотехнологий
.
Создание
такого
цен
-
тра
—
логическое
звено
в
подготовке
современных
кадров
.
Профессор
А
.
Волков
демонстрирует
свойства
нанопокрытий
Профессор
А
.
Волков
демонстрирует
свойства
нанопокрытий
(
научный
центр
МЭИ
«
Износостойкость
»)
(
научный
центр
МЭИ
«
Износостойкость
»)
138
ОБРАЗОВАНИЕ
Достижения
в
области
нанотехно
-
логий
и
наноматериалов
сегодня
на
-
ходят
все
более
широкое
примене
-
ние
в
различных
областях
энергети
-
ки
,
энергомашиностроении
,
электро
-
технике
.
Руководитель
Центра
нано
-
технологий
Владимир
Гордеев
под
-
черкнул
,
что
в
рамках
Федеральной
целевой
программы
в
центре
уста
-
новлено
уникальное
оборудование
стоимостью
130
млн
рублей
,
с
помо
-
щью
которого
можно
не
только
про
-
водить
научные
исследования
,
но
и
обучать
студентов
.
Подготовка
специ
-
алистов
по
нанотехнологиям
—
про
-
цесс
длительный
.
Обычно
этому
на
-
чинают
обучаться
специалисты
уже
после
окончания
вузов
.
А
в
МЭИ
сту
-
денты
получают
возможность
пользо
-
ваться
нанодостижениями
в
стенах
института
и
начинать
трудовую
дея
-
тельность
,
обладая
навыками
в
поль
-
зовании
нанотехнологиями
.
Этот
фактор
отметил
А
.
Свинарен
-
ко
.
Он
сказал
,
что
в
России
идет
про
-
цесс
коммерциализации
научных
разработок
в
области
нанотехноло
-
гий
,
которые
сегодня
востребованы
рынком
.
—
Корпорация
РОСНАНО
объя
-
вила
среди
технических
вузов
кон
-
курс
на
лучший
проект
по
созданию
программ
для
общероссийского
об
-
разовательного
Центра
,
нацеленно
-
го
на
подготовку
специалистов
в
об
-
ласти
нанотехнологий
, —
сообщил
А
.
Свинаренко
. —
У
МЭИ
есть
самые
ре
-
альные
шансы
в
этом
конкурсе
по
-
бедить
.
Это
будет
центр
повышения
квалификации
с
особой
программой
,
нацеленной
на
удовлетворение
по
-
требностей
нашей
отрасли
.
Извест
-
но
,
что
в
научно
-
промышленном
со
-
обществе
95%
явля
-
ются
пользователя
-
ми
инновационных
технологий
и
толь
-
ко
5% —
создателя
-
ми
этих
технологий
.
Сегодня
перед
нами
стоит
задача
—
обу
-
чить
пользователей
.
180
вузов
заявили
о
том
,
что
позицио
-
нируют
себя
как
ре
-
ализаторы
нанотех
-
нологий
и
наноматериалов
.
Это
ра
-
дует
.
Ведь
за
20
постсоветских
лет
наши
вузы
утратили
потенциал
созда
-
ния
технологий
.
Мы
хотим
возродить
эту
школу
.
И
определенные
шаги
в
данном
направлении
уже
сделаны
:
многие
вузы
переоснастили
свои
ла
-
боратории
,
подготовились
научно
и
технически
.
Они
активно
включаются
в
предлагаемые
нами
программы
,
готовы
сотрудничать
по
самым
ак
-
туальным
направлениям
.
Мы
заин
-
тересованы
в
том
,
чтобы
в
этот
про
-
цесс
все
активнее
включался
МЭИ
.
—
У
вуза
отличная
технологичес
-
кая
,
научно
-
исследовательская
,
об
-
разовательная
база
.
Здесь
по
-
трясающий
профессорско
-
препо
-
давательский
состав
и
высочайший
уровень
знаний
у
выпускников
.
Раз
-
ве
РОСНАНО
может
упустить
такой
шанс
?
В
области
инновационных
начи
-
наний
МЭИ
занимает
лидирующие
позиции
,
поддержал
предыдущего
оратора
В
.
Жураковский
.
Поэтому
не
-
удивительно
,
что
так
высок
интерес
со
стороны
РОСНАНО
к
этому
вузу
и
что
именно
на
базе
МЭИ
под
патро
-
нажем
госкорпорации
открылся
на
-
ноцентр
,
оснащенный
уникальным
оборудованием
и
объединяющий
во
-
семь
кафедр
.
—
Я
12
лет
проработал
заммини
-
стра
образования
.
Поэтому
всегда
был
и
остаюсь
в
курсе
того
,
что
про
-
исходит
в
МЭИ
, —
добавил
Василий
Максимилианович
. —
Институт
даже
в
самые
тяжелые
в
экономическом
плане
годы
не
только
выживал
сам
,
но
и
поддерживал
,
как
мог
, 280
про
-
фильных
вузов
страны
.
Сегодня
из
федерального
бюджета
на
поддержку
высшей
школы
выделяются
серьез
-
ные
средства
.
Каждый
вуз
исполь
-
зует
их
с
разной
эффективностью
.
У
нас
есть
ряд
институтов
,
которыми
мы
можем
гордиться
. 30%
средств
получили
4%
вузов
,
представивших
лучшие
образовательные
проекты
.
Среди
них
—
МЭИ
.
Сейчас
объявлен
конкурс
на
лучшие
проекты
среди
ву
-
зов
в
области
энергоэффективности
.
16
вузов
уже
заявили
в
качестве
сво
-
их
приоритетных
направлений
энер
-
гоэффективные
проекты
.
Они
уже
представили
довольно
интересные
наработки
.
У
МЭИ
есть
сильные
кон
-
куренты
.
И
это
очень
хорошо
.
Ведь
конкуренция
—
один
из
самых
мощ
-
ных
двигателей
научно
-
технического
развития
.
Московский
энергетический
ин
-
ститут
постоянно
находится
на
пере
-
довой
линии
технического
прогрес
-
са
.
Сейчас
он
готовится
участвовать
в
инновационном
проекте
«
Сколково
».
Как
сказал
ректор
МЭИ
С
.
Серебрян
-
ников
,
принципиальные
договорен
-
ности
по
этому
вопросу
уже
достигну
-
ты
.
Идет
уточнение
деталей
.
Наноцентр
МЭИ
оснащен
уникальной
аппаратурой
Наноцентр
МЭИ
оснащен
уникальной
аппаратурой
В
наноцентре
за
электронным
В
наноцентре
за
электронным
микроскопом
микроскопом
Оригинал статьи: Школа инноваций
Московский энергетический институт (Технический университет) давно уже стал известным образовательным брендом: как сообщил ректор МЭИ Сергей Серебрянников, в последние годы на каждого пятикурсника вуза из энергетических компаний страны приходит от трех до пяти заявок. Это свидетельствует о том, насколько востребованы выпускники института на рынке труда.