126
путешествие в прошлое
В
конце
восьмидесятых
годов
советские
энерге
-
тики
первыми
освоили
новые
классы
напря
-
жения
— 1150
кВ
переменного
и
1500
кВ
постоянного
тока
,
на
-
званные
ультравысокими
.
Пер
-
спектива
реализации
подобных
проектов
открыла
возможность
быстро
и
с
минимальными
поте
-
рями
«
перебрасывать
»
электро
-
энергию
и
мощность
на
тысячи
километров
из
«
избыточных
»
регионов
страны
в
«
энергоде
-
фицитные
».
Стало
реальным
использовать
с
максимальной
эффективностью
для
выработки
электроэнергии
угольные
ресур
-
сы
Сибири
и
Казахстана
.
Электропередачи
ультравы
-
сокого
напряжения
энергетики
планировали
создать
на
базе
отечественного
электротехни
-
ческого
оборудования
.
На
под
-
московной
подстанции
«
Белый
Раст
»
и
в
го
-
роде
Тольятти
были
построены
испыта
-
тельные
комплексы
опытно
-
промышлен
-
ных
установок
для
проверки
новых
видов
оборудования
элек
-
тропередачи
ультра
-
высоких
классов
на
-
пряжения
.
В
1977
году
на
«
Бе
-
лом
Расте
»
состоялось
правительс твенное
совещание
по
вопро
-
сам
сооружения
«
ши
-
ротных
»
линий
1150
кВ
переменного
и
1500
кВ
постоянного
тока
,
под
-
станций
1150
кВ
и
пре
-
образовательных
ком
-
плексов
.
Этот
проект
был
взят
на
особый
контроль
как
задача
государственной
важ
-
ности
.
Первым
в
мире
«
широтным
»
лини
-
ям
электропередачи
предстояло
связать
воедино
пять
объеди
-
ненных
энергосистем
СССР
—
Сибири
,
Ка
-
захстана
,
Урала
,
Волги
и
Центра
.
В
реализации
гран
-
диозного
проекта
были
задействованы
тысячи
людей
,
де
-
Широтные ЛЭП
Коновалов
И
.
Е
.,
главный
специалист
группы
связей
с
об
-
щественностью
и
СМИ
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
МЭС
Центра
40
лет
назад
в
СССР
началось
строительство
первых
в
мире
линий
электро
пере
-
дачи
напряжением
свыше
1 000 000
вольт
:
ППТ
1500
кВ
«
Экибастуз
—
Центр
»
и
ЛЭП
1150
кВ
«
Экибастуз
—
Урал
».
Строительство
ЛЭП
1150
кВ
«
Сибирь
—
Казахстан
—
Урал
»
127
сятки
предприятий
и
организа
-
ций
по
всей
стране
.
Строители
и
энергетики
работали
в
слож
-
ных
условиях
.
Об
этом
вспоми
-
нал
участник
строительства
,
ветеран
энергетики
,
Заслужен
-
ный
работник
Единой
энер
-
гетической
системы
России
,
ветеран
Дальних
Электропере
-
дач
Валерий
Седунов
: «
Зима
,
когда
включали
Кокчетавскую
подстанцию
в
Казахстане
,
вы
-
далась
очень
холодная
.
Темпе
-
ратура
была
в
среднем
минус
43
градуса
по
Цельсию
.
Жили
мы
в
городе
и
ездили
на
под
-
станцию
на
автобусе
.
А
сколько
этого
автобуса
ждать
—
зависе
-
ло
от
температуры
воздуха
.
На
-
пример
,
если
минус
25 —
ждем
пять
минут
,
если
минус
30 —
ждем
15
минут
,
минус
35 —
пол
-
часа
ждем
,
минус
40 —
час
.
Чем
холоднее
,
тем
дольше
водите
-
лю
приходилось
разогревать
двигатель
.
Второй
проблемой
было
то
,
что
часто
метель
заносила
до
-
роги
.
Тогда
сотрудники
ГАИ
за
-
крывали
все
трассы
в
связи
с
погодными
условиями
и
не
выпускали
транспорт
из
города
.
И
мы
были
вынуждены
оста
-
ваться
ночевать
на
подстанции
,
в
заснеженной
степи
,
в
полу
-
сотне
километров
от
ближай
-
шего
населенного
пункта
,
часто
без
еды
.
Один
раз
мы
так
трое
суток
просидели
,
пока
не
уле
-
глась
метель
.
Тогда
на
подстан
-
ции
застряли
и
дежурная
смена
и
представители
Управления
.
Нас
выручило
то
,
что
мы
и
рань
-
ше
работали
ночами
,
и
поэтому
у
каждого
были
небольшие
за
-
пасы
провизии
на
случай
авра
-
ла
.
Но
за
три
дня
подъели
все
до
последнего
сухаря
!
Потом
пришел
вездеход
и
забрал
нас
.
И
после
этого
случая
в
Управ
-
лении
было
принято
решение
:
на
всех
удаленных
подстанциях
держать
«
комплект
НЗ
» —
ту
-
шенку
,
кашу
и
армейские
сух
-
пайки
—
на
случай
,
если
что
-
то
подобное
повторится
».
Линию
электропередачи
1150
кВ
«
Сибирь
—
Казахстан
—
Урал
»,
которую
энергетики
за
ее
ультравысокий
класс
на
-
Монтаж
проводов
на
ЛЭП
1150
кВ
Строительство
ЛЭП
1150
кВ
«
Сибирь
—
Казахстан
—
Урал
»
№
4 (49) 2018
128
пряжения
называли
«
миллион
-
кой
»,
строили
и
вводили
в
экс
-
плуатацию
поэтапно
.
Первый
участок
— 497-
километровая
линия
«
Экибастуз
—
Кокчетав
»,
был
поставлен
под
напряже
-
ние
в
конце
1983
года
.
В
апре
-
ле
1988
года
была
введена
ЛЭП
«
Кокчетав
—
Кустанай
»
длиной
395
км
с
подстанцией
1150
кВ
«
Кустанайская
».
В
марте
1988
года
была
вве
-
дена
в
работу
линия
1150
кВ
«
Экибастуз
—
Барнаул
»
про
-
тяженностью
697
км
.
Вот
как
рассказывает
об
этом
событии
его
участник
—
Валерий
Михай
-
лович
Лаврентьев
,
Почетный
энергетик
СССР
,
Заслуженный
энергетик
Российской
Федера
-
ции
,
кавалер
Ордена
Дружбы
,
Заслуженный
работник
Еди
-
ной
энергетической
системы
России
,
Ветеран
энергетики
,
Ветеран
труда
: «
Линию
вклю
-
чили
«
тяжело
» —
с
четвертой
попытки
.
Случай
поразитель
-
ный
.
Работы
закончены
,
линия
чистая
—
ни
единого
кустика
на
трассе
.
Вроде
бы
все
в
порядке
.
Включаем
линию
—
она
отклю
-
чается
.
Снова
включаем
—
сно
-
Ремонтные
работы
на
ЛЭП
1150
кВ
Опоры
ППТ
1500
кВ
«
Экибастуз
—
Центр
»
Подстанция
1150
кВ
«
Экибастузская
»
ПУТЕШЕСТВИЕ
В ПРОШЛОЕ
129
Торжественное
открытие
подстанции
1150
кВ
«
Кокчетавская
»
Проект
нагрудного
знака
участнику
строи
-
тельства
ЛЭП
1150
кВ
ва
отключается
!
Поняли
—
где
-
то
оставлена
«
закоротка
» —
их
делают
монтажники
при
работах
на
линии
из
небольшой
прядки
проводов
,
чтобы
зашунтировать
гирлянду
и
обезопасить
себя
от
наведенного
напряжения
.
Но
как
ее
найти
?
Габариты
ли
-
нии
высокие
,
протяженность
—
огромная
.
Организовали
обхо
-
ды
,
смотрели
в
бинокли
—
не
могут
найти
!
Солнце
в
Казах
-
стане
яркое
—
и
алюминиевая
проволочка
,
которой
обмотана
гирлянда
изоляторов
,
не
видна
в
блеске
стекла
.
Район
поиска
определили
с
помощью
прибо
-
ров
и
расчетным
путем
—
с
точ
-
ностью
до
анкерного
пролета
.
Но
в
этом
анкерном
пролете
на
каждую
опору
приходилось
за
-
лезать
,
осматривать
каждую
гирлянду
.
В
конце
концов
наш
-
ли
!
И
линию
включили
.
Правда
,
фамилию
того
монтажника
,
ко
-
торый
забыл
снять
злосчастную
«
закоротку
»,
так
и
не
удалось
установить
.
Была
еще
одна
проблема
.
В
конструкции
опор
были
пред
-
усмотрены
специальные
степ
-
болты
для
подъема
на
траверсу
.
Длина
каждого
такого
болта
—
250
мм
.
На
заводе
-
изготовителе
решили
упростить
технологию
их
изготовления
—
и
на
морозе
они
начали
ломаться
.
Высота
опоры
огромная
,
болты
распо
-
ложены
через
шаг
—
а
на
каж
-
дом
шагу
страховочным
поясом
не
пристегнешься
.
И
электро
-
монтеры
стали
с
этих
лесенок
соскальзывать
—
особенно
те
,
кто
работал
в
валенках
и
рукави
-
цах
.
Срочно
была
организована
комиссия
,
вопрос
разбирался
в
ЦК
профсоюзов
.
Определили
причину
—
заготовки
болтов
на
заводе
не
нагревали
,
загибали
в
холодном
виде
.
Было
решено
все
степ
-
болты
на
опорах
за
-
менить
!
ЦК
профсоюза
работ
-
ников
электротехнической
про
-
мышленности
даже
«
повесило
пломбу
»
на
эту
линию
,
то
есть
запретило
ее
включать
,
пока
все
болты
не
заменят
.
С
большим
трудом
проблему
удалось
ре
-
шить
».
Последний
участок
элек
-
тропередачи
1150
кВ
—
линия
«
Кустанай
—
Челябинск
»
про
-
тяженностью
319
километров
с
подстанцией
«
Челябинская
» —
был
поставлен
под
напряжение
в
де
каб
ре
1988
года
.
Одновре
-
менно
с
этим
шло
строительство
линии
передачи
постоянного
тока
1500
кВ
«
Экибастуз
—
Центр
».
Всего
было
построено
1200
километров
линии
,
уста
-
новлено
3013
металлических
опор
, 950
километров
провода
и
грозотроса
,
сооружались
пре
-
образовательные
подстанции
постоянного
тока
1500
кВ
«
Эки
-
бастузская
»
и
«
Тамбовская
».
Окончание
строительства
«
ши
-
ротных
электропередач
» 1150
и
1500
кВ
планировалось
в
1995
году
,
однако
проект
остал
-
ся
незавершенным
.
Сегодня
оставшиеся
в
экс
-
плуатации
участки
электропе
-
редачи
«
Сибирь
—
Казахстан
—
Урал
»
работают
на
напряжении
500
кВ
.
Даже
сейчас
эти
линии
поражают
воображение
.
Вы
-
сота
опор
достигает
45
метров
(15-
этажный
дом
),
расстояние
между
проводами
каждой
из
трех
фаз
— 23
метра
.
От
пере
-
дачи
же
постоянного
тока
«
Эки
-
бастуз
—
Центр
»
не
осталось
практически
ничего
.
Первые
в
мировой
практике
проекты
линий
дальней
электро
-
передачи
ультравысоких
клас
-
сов
напряжения
,
реализованные
в
нашей
стране
в
80-
х
годах
,
достойны
быть
включенными
в
число
самых
смелых
инженер
-
ных
решений
XX
столетия
.
Они
,
безусловно
,
опередили
свое
время
и
позволили
накопить
уникальный
научно
-
технический
и
производственно
-
экономиче
-
ский
опыт
.
№
4 (49) 2018
Оригинал статьи: Широтные ЛЭП
40 лет назад в СССР началось строительство первых в мире линий электро передачи напряжением свыше 1 000 000 вольт: ППТ 1500 кВ «Экибастуз — Центр» и ЛЭП 1150 кВ «Экибастуз — Урал».