Сформировать непрерывную и персонифицированную траекторию развития будущего специалиста

background image

background image

90

подготовка кадров

Сформировать непрерывную 

и персонифицированную 

траекторию развития 

будущего специалиста

Взаимодействие образовательных 

учреждений и компаний- работодателей 

в части обеспечения кадрового потен

-

циала актуально для любой отрасли, 

и энергетика не исключение. В ходе 

Российской энергетической недели 

(РЭН-2021) ректор Национального ис

-

следовательского университета «МЭИ» 

Николай Рогалев высоко оценил зна

-

чение такого взаимодействия как для 

отрасли, так и для системы высшего 

образования, и отметил, что вузам сле

-

дует очень внимательно прислушивать

-

ся к мнению работодателей в сфере 

разработки учебных программ и до

-

полнительных мероприятий. По дан

-

ным НИУ «МЭИ», в последние пару лет 

заметно увеличилась активность ком

-

паний энергетического сектора в таком 

формате взаимодействия, как олимпи

-

адное движение. О том, с чем это свя

-

зано, и о роли студенческих олимпиад 

в накоплении кадрового потенциала 

отрасли рассказала начальник отдела 

проектной деятельности и творческих 

соревнований ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» 

Юлия НАУМОВА.

—  Юлия Дмитриевна, НИУ «МЭИ» всегда 

большое внимание в образовательном про

-

цессе уделял взаимодействию с реальным 

сектором  экономики.  Расскажите,  как  вы

-

строено это взаимодействие в части студен

-

ческих  соревнований.  Насколько  активны 

здесь  компании- работодатели?  Как  давно 

вы  наблюдаете  их  активность  и  с  чем,  по-

вашему, она связана?

—  Я  отслеживаю  ситуацию  в  последние 

4  года  и  могу  сказать,  что  до  момента  появ-

ления дистанта все было достаточно инертно. 

Не  скажу,  что  здесь  дело  в  пандемии.  Воз-

можно,  просто  так  совпало,  что  развитие  ин-

дустрии  онлайн- взаимодействия  наложилось 

на карантинные меры. Тем не менее, могу от-

метить, что интерес к студенческим олимпиа-

дам при усилении роли онлайн- участия за по-

следние 2–3 года очень резко вырос. Причем, 

как  со  стороны  партнеров,  так  и  со  стороны 

студентов.  Например,  международный  инже-

нерный  чемпионат  «CASE-IN».  В  прошлом 

году на отборочный этап нам удалось собрать 

около  60  команд  по  направлению  «Электро-

энергетика».  До  этого  прецедентов  такого 

крупного участия не было, в прошлые годы это 

было 6–8 команд.

Также рост интереса могу связать с тем, что 

сейчас  в  этом  направлении  активно  работа-

ют  такие  крупные  организации  как,  например, 

платформа «Россия — страна возможностей» 

или фонд «Надежная смена» (организует чем-

пионат  «CASE-IN»).  Эти  организации  имеют 

большой  интерес  не  только  к  олимпиадному 

движению,  а  вообще,  в  принципе,  к  развитию 

взаимодействия  между  реальным  сектором 


background image

91

экономики, образовательными ор-

ганизациями  и  студенческим  со-

обществом.

И  о  нашей  непосредственной 

работе  тоже  не  стоит  забывать. 

Мы привлекаем компании, мы все 

время им пишем, находимся в по-

стоянном контакте.

Что касается модели этого взаи-

модействия, расскажу на примере. 

У нас в прошлом году был очень ин-

тересный кейс с отделом ПАО «Ин-

тер  РАО»,  который  занимается 

генерацией  электроэнергии.  Мы 

к ним обратились за заданиями для 

Всероссийской олимпиады студен-

тов  «Я  —  профессионал»  и  полу-

чили  такой  ответ:  «Задач  с  гото-

вым  решением  у  нас  нет,  но  есть 

текущая  проблема,  которую  мы 

сейчас  решаем  и  пока  не  знаем, 

как  решим.  Пусть  ваши  участники 

тоже подумают, возможно, появит-

ся  какое-то нестандартное упущен-

ное нами решение». Скажу честно, 

 каких-то прорывных нестандартных 

готовых решений мы не получили. 

Но интересный диалог с работода-

телем  и  предложение  отдельных 

идей  со  стороны  студентов  были. 

Решения  искали  около  50  студен-

тов — это те, кто дошел до финала. 

И  часть  из  них  предложила  дей-

ствительно интересные идеи, заин-

тересовавшие партнеров.

Основная  суть  в  том,  что 

мы 

предлагаем 

студентам- 

олимпиадникам  не   какие-то  аб-

страктные  задачи,  а  проблемы 

из реального опыта наших партне-

ров. Конечно, эти проблемы нам, 

как образовательной организации, 

нужно  сформулировать  в  подхо-

дящем  для  учебных  целей  виде: 

подвести  под  них  методическую 

базу, подготовить студентов к это-

му и так далее. То есть кейс как та-

ковой формируется уже в процес-

се  работы  наших  специалистов, 

но  на  практическом  материале, 

представленном партнерами. На-

пример, в этом году на олимпиаду 

«Я  —  профессионал»  практиче-

ский  материал  представили  Рос-

технадзор,  АО  «Мособлэнерго», 

ПАО «Россети».

—  А  в  чем  здесь  выгода 

партнера- работодателя?

—  Если  смотреть  широко, 

то  суть  в  том,  чтобы  сформиро-

вать  непрерывную  и  персони-

фицированную  траекторию  раз-

вития  будущего  специалиста. 

Во  многом  это  формирование 

идет  еще  со  школы.  Мы  начи-

наем  работать  со  школьниками 

с  3–5  классов.  А  дальше  строим 

эту  траекторию  таким  образом, 

чтобы  ребята  еще  с  начальной 

школы  проходили  профориента-

цию.  Это  постепенное  развитие, 

задачи усложняются с увеличени-

ем  возраста  участников.  На  базе 

МЭИ мы реализуем «Школу юного 

энергетика»,  где  наши  студенты 

работают со школьниками, препо-

дают основы физики, математики, 

собственно  энергетики,  радио-

техники,  программирования.  Это 

короткие курсы, настроенные бук-

вально  на  месяц.  Выходом  всег-

да  является  работа  над   каким-то 

творческим  проектом  каждого 

конкретного  участника  этого  кур-

са. В зависимости от возраста это 

может  быть  просто  абстрактный 

концепт,  может  быть   какая-то  бо-

лее  конкретная  идея  либо  уже 

практический  проект,  может  быть 

даже  макетирование.  С  этими 

проектами выпускники курса могут 

выходить  на  соревнования,  чем-

пионаты,  всероссийские  конфе-

ренции  —  для  школьников  таких 

мероприятий  достаточно  много. 

МГТУ  имени  Баумана,  например, 

организует  масштабный  форум 

«Шаг в будущее». Мы тоже прини-

маем в нем участие, НИУ «МЭИ» 

отвечает  за  секцию  «iEnergy» 

и секцию физических основ совре-

менных технологий. Соответствен-

но, это школьные вещи. Потом эти 

ребята  поступают  к  нам,  участву-

ют  в  студенческих  мероприятиях 

и проектах. И по окончании обуче-

ния выходят на работодателя уже 

абсолютно  мотивированные,  за-

интересованные,  готовые  разви-

ваться профессионально в сфере 

своих  интересов.  Именно  такую 

траекторию мы стараемся задать 

и выдержать.

И кроме этого, есть еще такой 

аспект.  Результатом  участия  для 

победителей и призеров олимпиад 

является не только персональный 

приз, грант или сертификат на по-

ступление на следующий уровень 

образования. Помимо этого, ребя-

та  получают  возможность  пройти 

стажировку  в  ведущих  компани-

ях  отрасли.  В  тех  самых,  кстати, 

которые  предоставляют  задания 

на  олимпиаду.  И  это,  наверное, 

самое главное, поскольку мы вы-

являем  таланты,  а  предприятия 

получают  этих  талантливых  ста-

жеров.  Причем,  как  правило,  под 

такого стажера уже есть конкрет-

ная  позиция,  на  которую  нужен 

специалист.  А  в  нашем  случае 

это  будет  специалист  уже  с  по-

ниманием  вопроса,  специалист, 

которого не нужно дополнительно 

обучать. Это и есть то взаимодей-

ствие, которое выгодно всем трем 

сторонам: работодателю, который 

получает специалиста, вузу, кото-

рый трудоустраивает выпускника, 

и самому выпускнику.

Отмечу  и  другую  сторону.  Это 

те участники, которые не прошли 

в финал. Само их участие в олим-

пиаде говорит о том, что они име-

ют  интерес  к  заявленной  теме 

и  решению  поставленных  вопро-

сов.  Таким  образом,  олимпиада 

обращает  внимание  студентов 

на  максимально  острые  вопро-

сы,  которые  поставлены  на  по-

вестку дня. Мы, как вуз, со своей 

стороны, также подсвечиваем эти 

вопросы  методическими  матери-

алами  —  вебинарами,  видеома-

териалами и так далее — то есть 

даем  студентам  все,  что  необхо-

димо  знать.  И  это  само  по  себе 

очень  хороший  бонус  в  дополне-

ние к основному образованию.

—  Расскажите 

о 

самых 

знаковых  и  важных  проектах 

в  олимпиадном  движении  се

-

годня.

—  Ежегодно очень много таких 

проектов  проходит  параллельно. 

Один  из  самых  знаковых  —  это 

уже  упомянутая  Всероссийская 

олимпиада  студентов  «Я  —  про-

фессионал».  Она  проводится 

по  разным  направлениям,  в  этом 

году  таких  направлений  —  65. 

МЭИ,  разуме ется,  курирует  на-

правление  «Электроэнергетика». 

Тематика ежегодно меняется. Если 

в прошлом году темой была гене-

рация  электроэнергии,  то  в  этом 

году конкурс посвящен безопасно-

сти в электроэнергетике. Здесь мы 

работаем в сотрудничестве с Рос-

технадзором.  Тема  актуальная, 

безопасность на  электроэнергети-

ческих объектах — это серьезный 

комплекс проблем, который сейчас 

№ 1 (70) 2022


background image

92

ставится буквально в рамках стра-

ны. Соответственно, эти проблемы 

пока не находят решения, потому 

что  в  рамках  образовательных 

программ для вузов курс безопас-

ности рассматривается достаточно 

поверхностно. Единой программы, 

единого курса, посвященного этой 

теме,  нет,  упора  на  безопасности 

не делается. Хотя, повторюсь, это 

действительно  серьезные  вопро-

сы,  которыми  озабочены  все.  Ис-

ходя из этого, мы и решили прове-

сти  такую  олимпиаду.  Во-первых, 

чтобы  привлечь  к  проблеме  вни-

мание  студентов.  Во-вторых,  обо-

значить  задачи,  которые  сегодня 

стоят в части безопасности в энер-

гетике,  вопросы,  проблематику, 

вызовы  и  так  далее.  Вопрос  без-

опасности — это же не просто то, 

что всем нужно прочитать правила 

ТБ.  Это  целый  комплекс  проблем 

и  вопросов.  Плюс  современная 

концепция  Vision  Zero.  Она  в  це-

лом  пересматривает  привычные 

принципы  охраны  труда  и  произ-

водственной безопасности.

Еще одна олимпиада, ее прово-

дит непосредственно МЭИ, — это 

открытая  студенческая  олимпиа-

да «Надежда энергетики». Назва-

ние  говорит  само  за  себя.  Олим-

пиада покрывает все направления 

подготовки специалистов отрасли. 

Олимпиада всероссийская, откры-

тая для студентов со всей страны. 

И  в  том  ключе,  что  победители 

и  призеры  всероссийских  олим-

пиад имеют преференции при по-

ступлении на следующие ступени 

образования,  «Надежда  энерге-

тики»  может  быть  интересна,  на-

пример,  студентам- бакалаврам 

других  вузов,  планирующим  про-

должать обучение в магистратуре 

МЭИ.  В  рамках  этой  олимпиады 

мы также привлекаем партнеров- 

работодателей как в плане предо-

ставления кейсовых заданий,  так 

и  для  предоставления  стажиров-

ки  победителям.  Здесь,  конечно, 

другой  размах,  в  том  плане,  что 

это  не  такие  крупные  компании, 

как на всероссийских олимпиадах, 

но  общий  принцип  сохраняется. 

И  такие  локальные  олимпиады 

с  теми  же  принципами  проводят 

все  крупные  технические  вузы 

страны.

Еще  один  большой  всерос-

сийский  проект  я  также  уже  упо-

минала.  Это  Международный  ин-

женерный  чемпионат  «CASE-IN». 

Основной  организатор  —  фонд 

«Надежная  смена».  НИУ  «МЭИ» 

здесь  является  одной  из  пло-

щадок,  на  которых  проходит  от-

борочный  этап.  Здесь,  как  я  уже 

говорила,  в  прошлом  году  дис-

танционный формат сыграл очень 

важную роль. Кроме того, что мы 

собрали  рекордное  количество 

участников,  к  нам  впервые  при-

соединились  ребята  из  многих 

отдаленных  регионов.  До  этого 

они  не  участвовали  даже  в  от-

борочном  этапе,  потому  что  чи-

сто физически не могли приехать 

ни  на  одну  свою  региональную 

площадку.  Уральские,  сибирские, 

дальневосточные  вузы  —  они 

тоже проводят отборочные этапы 

по  электроэнергетике.  Но  мно-

гие  все  равно  не  могли  выехать 

даже  до  регионального  центра 

проведения. И в целом эта систе-

ма  распределения  по  регионам 

с введением дистанта утрачивает 

смысл. А олимпиадное движение 

наоборот — расширяется и усили-

вается.

—  А  есть  интересные  кей

-

сы  с  прошедших  олимпиад, 

 какие-то истории, которые осо

-

бенно запомнились?

—  В  прошлом  году  на  чем-

пионате  «CASE-IN»  был  очень 

интересный  кейс  от  Госкорпора-

ции  «Росатом».  C  совершенно 

неожиданными 

результатами. 

«Росатом»  предложил  ребятам 

в  качестве  задания  проработать 

платформу  адаптации  нового  со-

трудника, пришедшего на рабочее 

место и еще ничего не представ-

ляющего о том, в какой среде ему 

предстоит работать. Как правило, 

к такому сотруднику приставляет-

ся куратор, который рассказывает, 

помогает вникнуть, то есть тратит 

свое  рабочее  время.  Студентам 

предложили  разработать  в  той 

или  иной  степени  автоматизиро-

ванную  систему,  которая  бы  поз-

Команда НИУ «МЭИ» на олимпиаде «Я — профессионал»

Олимпиада «Я — профессионал». 2020 год

ПОДГОТОВКА  

КАДРОВ


background image

93

волила  новому  сотруднику  адап-

тироваться. Решений предложили 

много, но все они в основном были 

связаны  с  чат-ботами,  перепис-

ками,  онлайн- поддержкой  и  так 

далее.  Наша  команда,  которая 

и победила на том этапе, предло-

жила  принципиально  иную  вещь. 

Они  сделали  гид  по  « Росатому» 

на  базе  игры  Minecraft.  Просто 

зашили  туда  интерьеры  «Рос-

атома». Соответственно получил-

ся  такой  «тренажер»,  в  котором 

сотрудник  может  изучать  компа-

нию  изнутри,  понимает,  куда  об-

ращаться,  если  нужно  подписать 

документ, например, и так далее. 

Понятно, что до финального вне-

дрения студенты проект не дора-

ботали,  но  как  концепт  это  было 

очень  здорово  и  привлекательно 

для партнера. «Росатом» остался 

очень доволен.

И еще у нас была очень инте-

ресная  история,  когда  команда 

стала победителем школьной лиги 

«CASE-IN».  После  этого  ребята 

поступили  в  МЭИ  и  продолжи-

ли  олимпиадную  деятельность. 

На 1–2 курсах они брали все воз-

можные  места  в  студенческой 

лиге и сейчас остаются на доста-

точно  хорошем  уровне.  Это  осо-

бенно  важно,  поскольку  в  олим-

пиадном движении для студентов 

есть «подводный камень» — успе-

ваемость.  Не  все  ребята,  увле-

каясь  чемпионатами,  сохраняют 

ответственное  отношение  к  учеб-

ному  процессу.  Потому  необхо-

димо  все-таки соблюдать баланс: 

школьникам  —  готовится  к  ЕГЭ, 

студентам — осваивать образова-

тельную  программу.  Чемпионаты 

и иные практико- ориентированные 

подходы  хороши  и  полезны, 

но  университетское  образование 

подразумевает 

академические 

основы, понимание глубоких под-

основ энергетики и так далее. Со-

ответственно,  обучение  в  полном 

объеме,  все-таки, должно быть.

—  Если  говорить  о  кадро

-

вом потенциале отрасли, то мо

-

жете  ли  Вы  дать  ему  оценку 

с  точки  зрения  специалиста 

образовательного 

учрежде

-

ния?  Есть  ли  кадровый  голод 

в электроэнергетике? Справля

-

ются ли вузы с запросами?

—  В  целом  мы  справляемся. 

Но  запрос  от  компаний  идет  по-

стоянно. У нас, да и в других вузах, 

думаю,  тоже,  есть  даже  группы, 

которые  учатся  непосредственно 

под  требования   каких-то  опреде-

ленных организаций. В этом плане 

компаниям очень здорово помога-

ет целевое обучение. И любопыт-

но, что очень многие работодатели 

считают, что целевое обучение — 

это обучение за их счет. Это невер-

но.  Целевое  обучение  в  боль-

шинстве  случаев  осуществляется 

за счет бюджета. То есть государ-

ство,  зная  кадровые  нужды  круп-

ных  компаний,  готово  оплатить 

обучение  нужных  специалистов. 

Компания,  в  свою  очередь,  долж-

на дать гарантию трудоустройства 

выпускника. Соответственно, и вы-

пускник  обязуется  по  окончании 

вуза  отработать  на  предприятии 

определенный  срок.  Конечно,  это 

не  исключает  мер  социальной 

поддержки,  которую  компания 

может  оказать  будущему  специ-

алисту  во  время  обучения.  Это 

может быть прибавка к стипендии, 

предоставление  общежития  и  так 

далее. Отдельно хочется отметить 

такую меру, как определение темы 

выпускной  работы  студента.  Это 

особенно важно и актуально, если 

компания  обучает  специалиста 

именно «под себя».

—  Сейчас  много  говорят 

о цифровизации энергетической 

отрасли, и многие эксперты вы

-

деляют  дефицит кадров  в  этой 

сфере  как  одну  из  основных 

проблем. Прокомментируете?

—  С  точки  зрения  соревнова-

тельного  движения  могу  сказать, 

что  в  цифровую  отрасль  этот 

тренд пока еще просто не протя-

нулся  в  должной  мере.  Те  олим-

пиады, о которых я рассказывала, 

посвящены  в  большей  степени 

другим  направлениям  отрасли, 

с  IT  пока  тяжело.  Но  отдельные 

кейсы есть. В частности, уже упо-

мянутый  кейс  «Росатома»  реша-

ли как раз IT-специалисты. Также 

надо  понимать,  что,  например, 

фонд  «Надежная  смена»  очень 

активно  продвигает  и  настраи-

вает  взаимодействие  студентов- 

энергетиков  с  работодателем  че-

рез  соревновательное  движение. 

Буквально на днях в рамках чем-

пионата «CASE-IN» была запуще-

на регистрация на пилотный сезон 

по  направлению  «Автоматизация 

и IT» и, конечно же, НИУ «МЭИ» 

станет  одной  из  площадок  про-

ведения  чемпионата  по  новому 

и столь долгожданному направле-

нию. Запрос со стороны работода-

теля на таких специалистов есть, 

в  том  числе,  конечно  же,  в  энер-

гетической отрасли. Со своей сто-

роны мы в НИУ «МЭИ» стараемся 

своевременно  отвечать  на  этот 

запрос и готовим кадры для рабо-

тодателей уже с учетом цифрови-

зации энергетики.

—  Большое спасибо за бесе

-

ду. Желаем плодотворной рабо

-

ты и дальнейшего развития со

-

ревновательного движения!  

Беседовал Всеволод Пименов

Торжественное награждение победителей и призеров чемпионата «CASE-IN»

№ 1 (70) 2022


Оригинал статьи: Сформировать непрерывную и персонифицированную траекторию развития будущего специалиста

Читать онлайн

Взаимодействие образовательных учреждений и компаний-работодателей в части обеспечения кадрового потенциала актуально для любой отрасли, и энергетика не исключение. В ходе Российской энергетической недели (РЭН‑2021) ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» Николай Рогалев высоко оценил значение такого взаимодействия как для отрасли, так и для системы высшего образования, и отметил, что вузам следует очень внимательно прислушиваться к мнению работодателей в сфере разработки учебных программ и дополнительных мероприятий. По данным НИУ «МЭИ», в последние пару лет заметно увеличилась активность компаний энергетического сектора в таком формате взаимодействия, как олимпиадное движение. О том, с чем это связано, и о роли студенческих олимпиад в накоплении кадрового потенциала отрасли рассказала начальник отдела проектной деятельности и творческих соревнований ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» Юлия НАУМОВА.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Кадровая политика компании «Россети» — инвестиции в будущий успех

Интервью Подготовка кадров
Интервью с заместителем Генерального директора — руководителем Аппарата ПАО «Россети» Владимиром Харитоновым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»