90
подготовка кадров
Сформировать непрерывную
и персонифицированную
траекторию развития
будущего специалиста
Взаимодействие образовательных
учреждений и компаний- работодателей
в части обеспечения кадрового потен
-
циала актуально для любой отрасли,
и энергетика не исключение. В ходе
Российской энергетической недели
(РЭН-2021) ректор Национального ис
-
следовательского университета «МЭИ»
Николай Рогалев высоко оценил зна
-
чение такого взаимодействия как для
отрасли, так и для системы высшего
образования, и отметил, что вузам сле
-
дует очень внимательно прислушивать
-
ся к мнению работодателей в сфере
разработки учебных программ и до
-
полнительных мероприятий. По дан
-
ным НИУ «МЭИ», в последние пару лет
заметно увеличилась активность ком
-
паний энергетического сектора в таком
формате взаимодействия, как олимпи
-
адное движение. О том, с чем это свя
-
зано, и о роли студенческих олимпиад
в накоплении кадрового потенциала
отрасли рассказала начальник отдела
проектной деятельности и творческих
соревнований ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Юлия НАУМОВА.
— Юлия Дмитриевна, НИУ «МЭИ» всегда
большое внимание в образовательном про
-
цессе уделял взаимодействию с реальным
сектором экономики. Расскажите, как вы
-
строено это взаимодействие в части студен
-
ческих соревнований. Насколько активны
здесь компании- работодатели? Как давно
вы наблюдаете их активность и с чем, по-
вашему, она связана?
— Я отслеживаю ситуацию в последние
4 года и могу сказать, что до момента появ-
ления дистанта все было достаточно инертно.
Не скажу, что здесь дело в пандемии. Воз-
можно, просто так совпало, что развитие ин-
дустрии онлайн- взаимодействия наложилось
на карантинные меры. Тем не менее, могу от-
метить, что интерес к студенческим олимпиа-
дам при усилении роли онлайн- участия за по-
следние 2–3 года очень резко вырос. Причем,
как со стороны партнеров, так и со стороны
студентов. Например, международный инже-
нерный чемпионат «CASE-IN». В прошлом
году на отборочный этап нам удалось собрать
около 60 команд по направлению «Электро-
энергетика». До этого прецедентов такого
крупного участия не было, в прошлые годы это
было 6–8 команд.
Также рост интереса могу связать с тем, что
сейчас в этом направлении активно работа-
ют такие крупные организации как, например,
платформа «Россия — страна возможностей»
или фонд «Надежная смена» (организует чем-
пионат «CASE-IN»). Эти организации имеют
большой интерес не только к олимпиадному
движению, а вообще, в принципе, к развитию
взаимодействия между реальным сектором
91
экономики, образовательными ор-
ганизациями и студенческим со-
обществом.
И о нашей непосредственной
работе тоже не стоит забывать.
Мы привлекаем компании, мы все
время им пишем, находимся в по-
стоянном контакте.
Что касается модели этого взаи-
модействия, расскажу на примере.
У нас в прошлом году был очень ин-
тересный кейс с отделом ПАО «Ин-
тер РАО», который занимается
генерацией электроэнергии. Мы
к ним обратились за заданиями для
Всероссийской олимпиады студен-
тов «Я — профессионал» и полу-
чили такой ответ: «Задач с гото-
вым решением у нас нет, но есть
текущая проблема, которую мы
сейчас решаем и пока не знаем,
как решим. Пусть ваши участники
тоже подумают, возможно, появит-
ся какое-то нестандартное упущен-
ное нами решение». Скажу честно,
каких-то прорывных нестандартных
готовых решений мы не получили.
Но интересный диалог с работода-
телем и предложение отдельных
идей со стороны студентов были.
Решения искали около 50 студен-
тов — это те, кто дошел до финала.
И часть из них предложила дей-
ствительно интересные идеи, заин-
тересовавшие партнеров.
Основная суть в том, что
мы
предлагаем
студентам-
олимпиадникам не какие-то аб-
страктные задачи, а проблемы
из реального опыта наших партне-
ров. Конечно, эти проблемы нам,
как образовательной организации,
нужно сформулировать в подхо-
дящем для учебных целей виде:
подвести под них методическую
базу, подготовить студентов к это-
му и так далее. То есть кейс как та-
ковой формируется уже в процес-
се работы наших специалистов,
но на практическом материале,
представленном партнерами. На-
пример, в этом году на олимпиаду
«Я — профессионал» практиче-
ский материал представили Рос-
технадзор, АО «Мособлэнерго»,
ПАО «Россети».
— А в чем здесь выгода
партнера- работодателя?
— Если смотреть широко,
то суть в том, чтобы сформиро-
вать непрерывную и персони-
фицированную траекторию раз-
вития будущего специалиста.
Во многом это формирование
идет еще со школы. Мы начи-
наем работать со школьниками
с 3–5 классов. А дальше строим
эту траекторию таким образом,
чтобы ребята еще с начальной
школы проходили профориента-
цию. Это постепенное развитие,
задачи усложняются с увеличени-
ем возраста участников. На базе
МЭИ мы реализуем «Школу юного
энергетика», где наши студенты
работают со школьниками, препо-
дают основы физики, математики,
собственно энергетики, радио-
техники, программирования. Это
короткие курсы, настроенные бук-
вально на месяц. Выходом всег-
да является работа над каким-то
творческим проектом каждого
конкретного участника этого кур-
са. В зависимости от возраста это
может быть просто абстрактный
концепт, может быть какая-то бо-
лее конкретная идея либо уже
практический проект, может быть
даже макетирование. С этими
проектами выпускники курса могут
выходить на соревнования, чем-
пионаты, всероссийские конфе-
ренции — для школьников таких
мероприятий достаточно много.
МГТУ имени Баумана, например,
организует масштабный форум
«Шаг в будущее». Мы тоже прини-
маем в нем участие, НИУ «МЭИ»
отвечает за секцию «iEnergy»
и секцию физических основ совре-
менных технологий. Соответствен-
но, это школьные вещи. Потом эти
ребята поступают к нам, участву-
ют в студенческих мероприятиях
и проектах. И по окончании обуче-
ния выходят на работодателя уже
абсолютно мотивированные, за-
интересованные, готовые разви-
ваться профессионально в сфере
своих интересов. Именно такую
траекторию мы стараемся задать
и выдержать.
И кроме этого, есть еще такой
аспект. Результатом участия для
победителей и призеров олимпиад
является не только персональный
приз, грант или сертификат на по-
ступление на следующий уровень
образования. Помимо этого, ребя-
та получают возможность пройти
стажировку в ведущих компани-
ях отрасли. В тех самых, кстати,
которые предоставляют задания
на олимпиаду. И это, наверное,
самое главное, поскольку мы вы-
являем таланты, а предприятия
получают этих талантливых ста-
жеров. Причем, как правило, под
такого стажера уже есть конкрет-
ная позиция, на которую нужен
специалист. А в нашем случае
это будет специалист уже с по-
ниманием вопроса, специалист,
которого не нужно дополнительно
обучать. Это и есть то взаимодей-
ствие, которое выгодно всем трем
сторонам: работодателю, который
получает специалиста, вузу, кото-
рый трудоустраивает выпускника,
и самому выпускнику.
Отмечу и другую сторону. Это
те участники, которые не прошли
в финал. Само их участие в олим-
пиаде говорит о том, что они име-
ют интерес к заявленной теме
и решению поставленных вопро-
сов. Таким образом, олимпиада
обращает внимание студентов
на максимально острые вопро-
сы, которые поставлены на по-
вестку дня. Мы, как вуз, со своей
стороны, также подсвечиваем эти
вопросы методическими матери-
алами — вебинарами, видеома-
териалами и так далее — то есть
даем студентам все, что необхо-
димо знать. И это само по себе
очень хороший бонус в дополне-
ние к основному образованию.
— Расскажите
о
самых
знаковых и важных проектах
в олимпиадном движении се
-
годня.
— Ежегодно очень много таких
проектов проходит параллельно.
Один из самых знаковых — это
уже упомянутая Всероссийская
олимпиада студентов «Я — про-
фессионал». Она проводится
по разным направлениям, в этом
году таких направлений — 65.
МЭИ, разуме ется, курирует на-
правление «Электроэнергетика».
Тематика ежегодно меняется. Если
в прошлом году темой была гене-
рация электроэнергии, то в этом
году конкурс посвящен безопасно-
сти в электроэнергетике. Здесь мы
работаем в сотрудничестве с Рос-
технадзором. Тема актуальная,
безопасность на электроэнергети-
ческих объектах — это серьезный
комплекс проблем, который сейчас
№ 1 (70) 2022
92
ставится буквально в рамках стра-
ны. Соответственно, эти проблемы
пока не находят решения, потому
что в рамках образовательных
программ для вузов курс безопас-
ности рассматривается достаточно
поверхностно. Единой программы,
единого курса, посвященного этой
теме, нет, упора на безопасности
не делается. Хотя, повторюсь, это
действительно серьезные вопро-
сы, которыми озабочены все. Ис-
ходя из этого, мы и решили прове-
сти такую олимпиаду. Во-первых,
чтобы привлечь к проблеме вни-
мание студентов. Во-вторых, обо-
значить задачи, которые сегодня
стоят в части безопасности в энер-
гетике, вопросы, проблематику,
вызовы и так далее. Вопрос без-
опасности — это же не просто то,
что всем нужно прочитать правила
ТБ. Это целый комплекс проблем
и вопросов. Плюс современная
концепция Vision Zero. Она в це-
лом пересматривает привычные
принципы охраны труда и произ-
водственной безопасности.
Еще одна олимпиада, ее прово-
дит непосредственно МЭИ, — это
открытая студенческая олимпиа-
да «Надежда энергетики». Назва-
ние говорит само за себя. Олим-
пиада покрывает все направления
подготовки специалистов отрасли.
Олимпиада всероссийская, откры-
тая для студентов со всей страны.
И в том ключе, что победители
и призеры всероссийских олим-
пиад имеют преференции при по-
ступлении на следующие ступени
образования, «Надежда энерге-
тики» может быть интересна, на-
пример, студентам- бакалаврам
других вузов, планирующим про-
должать обучение в магистратуре
МЭИ. В рамках этой олимпиады
мы также привлекаем партнеров-
работодателей как в плане предо-
ставления кейсовых заданий, так
и для предоставления стажиров-
ки победителям. Здесь, конечно,
другой размах, в том плане, что
это не такие крупные компании,
как на всероссийских олимпиадах,
но общий принцип сохраняется.
И такие локальные олимпиады
с теми же принципами проводят
все крупные технические вузы
страны.
Еще один большой всерос-
сийский проект я также уже упо-
минала. Это Международный ин-
женерный чемпионат «CASE-IN».
Основной организатор — фонд
«Надежная смена». НИУ «МЭИ»
здесь является одной из пло-
щадок, на которых проходит от-
борочный этап. Здесь, как я уже
говорила, в прошлом году дис-
танционный формат сыграл очень
важную роль. Кроме того, что мы
собрали рекордное количество
участников, к нам впервые при-
соединились ребята из многих
отдаленных регионов. До этого
они не участвовали даже в от-
борочном этапе, потому что чи-
сто физически не могли приехать
ни на одну свою региональную
площадку. Уральские, сибирские,
дальневосточные вузы — они
тоже проводят отборочные этапы
по электроэнергетике. Но мно-
гие все равно не могли выехать
даже до регионального центра
проведения. И в целом эта систе-
ма распределения по регионам
с введением дистанта утрачивает
смысл. А олимпиадное движение
наоборот — расширяется и усили-
вается.
— А есть интересные кей
-
сы с прошедших олимпиад,
какие-то истории, которые осо
-
бенно запомнились?
— В прошлом году на чем-
пионате «CASE-IN» был очень
интересный кейс от Госкорпора-
ции «Росатом». C совершенно
неожиданными
результатами.
«Росатом» предложил ребятам
в качестве задания проработать
платформу адаптации нового со-
трудника, пришедшего на рабочее
место и еще ничего не представ-
ляющего о том, в какой среде ему
предстоит работать. Как правило,
к такому сотруднику приставляет-
ся куратор, который рассказывает,
помогает вникнуть, то есть тратит
свое рабочее время. Студентам
предложили разработать в той
или иной степени автоматизиро-
ванную систему, которая бы поз-
Команда НИУ «МЭИ» на олимпиаде «Я — профессионал»
Олимпиада «Я — профессионал». 2020 год
ПОДГОТОВКА
КАДРОВ
93
волила новому сотруднику адап-
тироваться. Решений предложили
много, но все они в основном были
связаны с чат-ботами, перепис-
ками, онлайн- поддержкой и так
далее. Наша команда, которая
и победила на том этапе, предло-
жила принципиально иную вещь.
Они сделали гид по « Росатому»
на базе игры Minecraft. Просто
зашили туда интерьеры «Рос-
атома». Соответственно получил-
ся такой «тренажер», в котором
сотрудник может изучать компа-
нию изнутри, понимает, куда об-
ращаться, если нужно подписать
документ, например, и так далее.
Понятно, что до финального вне-
дрения студенты проект не дора-
ботали, но как концепт это было
очень здорово и привлекательно
для партнера. «Росатом» остался
очень доволен.
И еще у нас была очень инте-
ресная история, когда команда
стала победителем школьной лиги
«CASE-IN». После этого ребята
поступили в МЭИ и продолжи-
ли олимпиадную деятельность.
На 1–2 курсах они брали все воз-
можные места в студенческой
лиге и сейчас остаются на доста-
точно хорошем уровне. Это осо-
бенно важно, поскольку в олим-
пиадном движении для студентов
есть «подводный камень» — успе-
ваемость. Не все ребята, увле-
каясь чемпионатами, сохраняют
ответственное отношение к учеб-
ному процессу. Потому необхо-
димо все-таки соблюдать баланс:
школьникам — готовится к ЕГЭ,
студентам — осваивать образова-
тельную программу. Чемпионаты
и иные практико- ориентированные
подходы хороши и полезны,
но университетское образование
подразумевает
академические
основы, понимание глубоких под-
основ энергетики и так далее. Со-
ответственно, обучение в полном
объеме, все-таки, должно быть.
— Если говорить о кадро
-
вом потенциале отрасли, то мо
-
жете ли Вы дать ему оценку
с точки зрения специалиста
образовательного
учрежде
-
ния? Есть ли кадровый голод
в электроэнергетике? Справля
-
ются ли вузы с запросами?
— В целом мы справляемся.
Но запрос от компаний идет по-
стоянно. У нас, да и в других вузах,
думаю, тоже, есть даже группы,
которые учатся непосредственно
под требования каких-то опреде-
ленных организаций. В этом плане
компаниям очень здорово помога-
ет целевое обучение. И любопыт-
но, что очень многие работодатели
считают, что целевое обучение —
это обучение за их счет. Это невер-
но. Целевое обучение в боль-
шинстве случаев осуществляется
за счет бюджета. То есть государ-
ство, зная кадровые нужды круп-
ных компаний, готово оплатить
обучение нужных специалистов.
Компания, в свою очередь, долж-
на дать гарантию трудоустройства
выпускника. Соответственно, и вы-
пускник обязуется по окончании
вуза отработать на предприятии
определенный срок. Конечно, это
не исключает мер социальной
поддержки, которую компания
может оказать будущему специ-
алисту во время обучения. Это
может быть прибавка к стипендии,
предоставление общежития и так
далее. Отдельно хочется отметить
такую меру, как определение темы
выпускной работы студента. Это
особенно важно и актуально, если
компания обучает специалиста
именно «под себя».
— Сейчас много говорят
о цифровизации энергетической
отрасли, и многие эксперты вы
-
деляют дефицит кадров в этой
сфере как одну из основных
проблем. Прокомментируете?
— С точки зрения соревнова-
тельного движения могу сказать,
что в цифровую отрасль этот
тренд пока еще просто не протя-
нулся в должной мере. Те олим-
пиады, о которых я рассказывала,
посвящены в большей степени
другим направлениям отрасли,
с IT пока тяжело. Но отдельные
кейсы есть. В частности, уже упо-
мянутый кейс «Росатома» реша-
ли как раз IT-специалисты. Также
надо понимать, что, например,
фонд «Надежная смена» очень
активно продвигает и настраи-
вает взаимодействие студентов-
энергетиков с работодателем че-
рез соревновательное движение.
Буквально на днях в рамках чем-
пионата «CASE-IN» была запуще-
на регистрация на пилотный сезон
по направлению «Автоматизация
и IT» и, конечно же, НИУ «МЭИ»
станет одной из площадок про-
ведения чемпионата по новому
и столь долгожданному направле-
нию. Запрос со стороны работода-
теля на таких специалистов есть,
в том числе, конечно же, в энер-
гетической отрасли. Со своей сто-
роны мы в НИУ «МЭИ» стараемся
своевременно отвечать на этот
запрос и готовим кадры для рабо-
тодателей уже с учетом цифрови-
зации энергетики.
— Большое спасибо за бесе
-
ду. Желаем плодотворной рабо
-
ты и дальнейшего развития со
-
ревновательного движения!
Беседовал Всеволод Пименов
Торжественное награждение победителей и призеров чемпионата «CASE-IN»
№ 1 (70) 2022
Оригинал статьи: Сформировать непрерывную и персонифицированную траекторию развития будущего специалиста
Взаимодействие образовательных учреждений и компаний-работодателей в части обеспечения кадрового потенциала актуально для любой отрасли, и энергетика не исключение. В ходе Российской энергетической недели (РЭН‑2021) ректор Национального исследовательского университета «МЭИ» Николай Рогалев высоко оценил значение такого взаимодействия как для отрасли, так и для системы высшего образования, и отметил, что вузам следует очень внимательно прислушиваться к мнению работодателей в сфере разработки учебных программ и дополнительных мероприятий. По данным НИУ «МЭИ», в последние пару лет заметно увеличилась активность компаний энергетического сектора в таком формате взаимодействия, как олимпиадное движение. О том, с чем это связано, и о роли студенческих олимпиад в накоплении кадрового потенциала отрасли рассказала начальник отдела проектной деятельности и творческих соревнований ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ» Юлия НАУМОВА.