16-17 июня 2010 г. на базе
ЗАО «Плутон»
(г. Запорожье, Украина)
прошел семинар-совещание
руководителей и специалистов
служб электроснабжения
метрополитенов СНГ.
работе семинара
приняли участие
представители ди-
рекций по строи-
тельству метропо-
литенов, специали-
сты
профильных
проектных институтов и за-
интересованных предприятий:
НИИ «Точной механики»
(г. С.-Петербург), НИИ «Элек-
тропривод» (г. Москва), ЗАО
«Лада-Флект» (г. Тольятти),
ООО “СистеК” (г. Москва),
транснациональные компании:
«Шнейдер Электрик», «АББ»,
«ИМАГ» (ОАО «СвязьКом-
плект) и другие.
Основная часть семинара-
совещания была посвящена
принимающей его участников
стороне — ЗАО «Плутон».
Семинар-совещание от-
крыли генеральный дирек-
тор ЗАО «Плутон» С.И. Сечин
и главный технолог МА «Мет-
ро» В.Ф. Иванов. В своем
выступлении Иванов В.Ф.:
l
проинформировал об итогах
прошедшего Круглого стола «По-
жарная безопасность электротех-
нических изделий: развитие нор-
мативной базы в свете реализации
требований Федерального закона
№ 123-Ф3», состоявшегося в Моск-
ве 8 июня 2010 г., а также пред-
ложениях Ассоциации «Электро-
кабель»;
l
осветил часто задаваемые во-
просы от служб метрополитенов:
СЦБ, Эскалаторной, Электромеха-
нической, Информационных Тех-
нологий (ИВЦ);
l
предложил возможные пути по-
вышения надежности систем элек-
троснабжения на основании анализа
его текущего состояния (в частно-
сти, о работах по внедрению еди-
ного технологического времени для
всех подразделений метрополите-
нов, переходу от релейных схем
управления электрооборудовани-
ем к частотному регулированию
и прочее).
Коммерческий директор
ЗАО «Плутон» Д.Е. Овсяни-
кер
выступил с докладами: «Новые
решения в области энергообес-
печения метрополитенов (тяговые
подстанции, контактная сеть)»
и «Концепция поставки и основ-
ные особенности оборудования для
тяговых подстанций и контактной
сети 825 В метрополитенов».
Участники совещания-семи-
нара были ознакомлены
с производством ЗАО «Плу-
тон», а также с образцами
серийно производимого
и вновь разрабатываемого
оборудования для объектов
электроснабжения метро-
политенов:
l
распределительными устрой-
ствами постоянного тока РУ-825
для тяговых подстанций метропо-
литена;
l
распределительными устройства-
ми постоянного тока РУ-825 для
тоннелей и депо метрополитена;
l
комплектными распределитель-
панорама
— электроснабжение метрополитенов
33
«КАБЕЛЬ-news»
/ и ю н ь - и ю л ь 2 0 1 0 /
w w w.kabel-news.r u
Семинар-совещание
специалистов
метрополитенов
В
Автор —
В.Ф. Иванов,
главный технолог Международной Ассоциации «Метро»
С. Сечин,
генеральный директор
ЗАО «Плутон»
В. Иванов,
главный технолог
МА «Метро»
32-35.QXD:76-79Wom1.QXD 7.22.10 22:53 Page 33
панорама —
электроснабжение метрополитенов
34
ными устройствами среднего на-
пряжения типа UniGear серии ZS-1;
l
низковольтными комплектными
распределительными устройства-
ми переменного и постоянного тока
для метрополитенов (КРУ-0,4к, КРУ-
0,23к; АТДП, ЩПТ-220);
l
выпрямителями серии В-ТПЕД
для тяговых подстанций метропо-
литена;
l
зарядно-выпрямительным устрой-
ством ВТЕУ;
l
шинными разъединителями серий
EST/EDT.
Во время обсуждения про-
дукции ЗАО «Плутон» участ-
ники семинара-совещания
отметили:
l
Компания «Плутон» сертифици-
рована по системе менеджмента
качества ISO 9001:2008.
l
Силовая часть распредустрой-
ства, так же, как и все оборудование
тяговой подстанции, входящее
в комплект поставки ЗАО «Плутон»,
выполнена с применением техно-
логии необслуживаемых контакт-
ных соединений. Благодаря этому
при эксплуатации распредустройств
серии РУ-825 нет необходимости
в контроле, периодической подтяж-
ке, зачистке контактных соединений.
l
Предлагаемая стабилизация кон-
тактного соединения повышает по-
жаробезопасность распредустройств
и подстанции в целом.
l
Предлагаемые к поставке на мет-
рополитены ТП и СТП оснащены
системами АСУ ТП, контроля и ви-
зуализации состояния оборудова-
ния, приборов и кабелей, а также
имеют возможность подключения
к действующим или разрабатывае-
мым на метрополитенах системам
единого времени и сетям ВТ, с вы-
ходом на ситуационный центр.
l
Заложенный в основу конструкции
изделий принцип невмешательства
персонала в процесс переключений су-
щественно повышает надежность ком-
мутирующих аппаратов, т.к. в боль-
шинстве случаев, последние выхо-
дят из строя из-за приложения чрез-
мерных усилий или при ошибочных
действиях персонала при управлении
разъединителями вручную.
Учитывая отзывы об обору-
довании нового поколения
производства ЗАО «Плутон»
от служб электроснабжения
метрополитенов Киева, Харь-
кова, Минска, Баку, а также
на основе предоставленной
информации, материалов и
документов участники семи-
нара-совещания решили:
1.
Признать производство ЗАО
«Плутон» удовлетворяющим техни-
ческим требованиям, предъявляе-
мым к оборудованию тягового элек-
троснабжения метрополитенов.
2.
Позитивно оценить концепцию
создания предлагаемого ЗАО «Плу-
тон» комплекса тяговых и совме-
щенных тягово-понизительных под-
станций метрополитена с примене-
нием оборудования нового поколения.
Учитывая уменьшенный габарит
оборудования производства ЗАО
«Плутон», рекомендовать приме-
нение оборудования ЗАО «Плутон»
для нового строительства тяговых
подстанций метрополитена с целью
экономии места на тяговой под-
станции, снижения расходов на ка-
питальное строительство.
3.
С целью повышения безопасно-
сти во время регламентных и ре-
монтных работ, рекомендовать при-
менение в оборудовании посто-
янного тока 825 В заземляющих
однополюсных разъединителей,
управляемых электрическими сер-
воприводами.
4.
Рекомендовать для защиты тя-
говых сетей метрополитенов от то-
ков короткого замыкания и недо-
пустимых перегрузок, анализа про-
изошедших аварийных процессов,
мониторинга параметров тяговой
сети применение (как одно из воз-
можных) системы мониторинга тя-
говой сети SMTN-2-1,0-10 про-
изводства ЗАО «Плутон».
5.
Рекомендовать применение раз-
работок ЗАО «Плутон» и других
участников в построении ТП и СТП
метрополитенов: автоматизирован-
ных систем управления, регулиро-
вания параметров электросети, конт-
роля и диагностики состояния обо-
рудования (в т.ч. подходящих и от-
ходящих кабелей), обработки и ар-
хивирования данных в режиме еди-
ного времени, визуализации конт-
ролируемых параметров.
На семинаре-совещании
с докладами также высту-
пили:
Руководитель отдела теле-
механики ООО «СистеК»
(г. Москва), А.В. Якунин
— «Ин-
новационная система контроля тем-
пературы кабельных линий с целью
обнаружения точек их возможного
пробоя и предупреждения загорания
в тоннелях, метрополитенах, на пар-
кингах и т.п.» (см. с. 62).
...заложенный в основу конструкции изделий принцип невмешательства персонала
в процесс переключений существенно повышает надежность коммутирующих
аппаратов, т.к. в большинстве случаев, последние выходят из строя из-за...
w w w.kabel-news.r u
/ и ю н ь - и ю л ь 2 0 1 0 /
«КАБЕЛЬ-news»
Д. Овсяникер,
коммерческий директор
ЗАО «Плутон»
Знакомство участников совещания-семинара с производством
ЗАО «Плутон»
32-35.QXD:76-79Wom1.QXD 7.22.10 22:53 Page 34
Ведущий специалист ЗАО
«Лада-Флект» (г. Тольятти)
Э.М.Жданов
— «Устройство
и особенности подбора частотно-ре-
гулируемого привода (ЧРП) для
управления энергоемким оборудо-
ванием (вентиляторы, эскалаторы
и др.). Работа ЧРП в системе элек-
троснабжения метрополитена».
Было отмечено, что замена тра-
диционной релейно-контакторной
схемы на ЧРП позволяет:
l
повысить КПД привода до 100%;
l
обеспечить высокое качество
и стабильность электроэнергии на
привод, независимо от ее качества
в электросети;
l
исключить возможные резонанс-
ные частоты на электроприводе;
l
применять для питания привода
электрокабели более низкого сече-
ния (из-за отсутствия пусковых то-
ков);
l
использовать более высокую на-
грузку для питаемого электропри-
вода в аварийных ситуациях (тур-
борежим).
Главным отрицательным момен-
том является возможность появле-
ния высокочастотных помех и им-
пульсных токов как в схеме управ-
ления электроприводом, так и в пи-
тающей электросети метрополитена.
В связи с этим важно предусматри-
вать их дополнительную защиту.
Технический специалист
ТМО ОАО «Аком-Академия»
(г. Киев) группы компаний
ИМАГ В.В. Кольцов
— «Акту-
альные проблемы содержания ка-
бельных линий. Современные тех-
нологии испытания силовых кабе-
лей. Вопросы электробезопасности
в метрополитенах».
Кольцов В.В.
обратил внимание
участников семинара-совещания на
такие вопросы как:
l
Испытание новых кабелей с изо-
ляцией из сшитого полиэтилена.
l
Испытание старых кабелей, которые
в достаточно большом количестве
продолжают нести свою ношу в под-
земных тоннелях и коммуникация.
l
Диагностика кабельных линий
и предотвращение развития де-
фектов в них.
l
Отказ от замены испытания старых
кабельных линий и диагностика всех
вновь новых кабельных линий.
l
Решение и ориентирование в этих
вопросах предаст структуре метро
еще одну степень надежности
и уверенности в завтрашнем дне.
В частности, он проинформировал
участников семинара-совещания,
что инициативной группой во главе
с ООО ПКБ «РосЭнергоМонтаж»
(Санкт-Петербург) наравне с прось-
бой о разработке новых методов ис-
пытаний внесен в ОАО «Холдинг
МРСК» (межрегиональная распре-
делительная сетевая компания)
и ОАО «ФСК ЕЭС» (Федеральная се-
тевая компания) документ о не-
обходимости разработки методик
и стандартов диагностики кабель-
ных линий.
На данный момент, руковод-
ствуясь опытом диагностики
европейских стран и опытом
диагностики МРСК, группа
ИМАГ выделяет следующие
положения диагностики:
Рекомендации:
1.
Проводить диагностику на частоте
до 200 Гц.
2.
Напряжение: до 2U
0
.
3.
Критерий: уровень зажигания
ЧР и его величина.
Тенденция всех нормативных доку-
ментов на данный момент направ-
лена на:
1.
Отказ от испытаний старых линий.
2.
Обязательная диагностика XPLE
кабелей при их прокладке (как пока-
зывает практика, самое большое ко-
личество критичных ЧР возникает в
концевых и соединительных муфтах).
Участники семинара-сове-
щания в режиме круглого
стола обменялись имею-
щимся у них опытом в ре-
шении вопросов:
l
Снижение коэффициента пульса-
ции в сетях электроосвещения с по-
мощью электронных ПРА и приме-
нения светильников на светодиодах.
l
Работа электрических сетей
в случае возникновения некоторых
аварийных ситуаций.
l
Ограничение «блуждающих» токов.
l
Контроль качества электроэнергии
в сетях метрополитенов.
l
Компенсация реактивной энергии.
Учитывая специфику построения
сети электроснабжения метропо-
литенов и вызванную этим не-
избежность появления в ней резких
высокочастотных импульсных по-
мех, с целью их снижения, реко-
мендовать к внедрению опыт кол-
лег, а также:
l
Рекомендовать метрополитенам
изучить, с целью возможного при-
менения, предложения компании
ООО “СистеК” по внедрению обо-
рудования на базе контроллера се-
рии OTS для обнаружения пожара,
а также диагностики состояния КЛ
в тоннелях и на станциях метро
и предложения группы ИМАГ по
современным технологиям испы-
тания силовых кабелей.
l
С учетом достижений научно-тех-
нического прогресса поддержать
предложения группы компаний
ИМАГ по изменению действующих
нормативных документов в разделах
испытаний электрокабелей.
панорама
— электроснабжение метрополитенов
35
«КАБЕЛЬ-news»
/ и ю н ь - и ю л ь 2 0 1 0 /
w w w.kabel-news.r u
Обсуждение продукции
ЗАО «Плутон»
А. Якунин, ООО «СистеК»,
Э. Жданов, ЗАО «Лада-Флект»
В. Кольцов, ТМО ОАО «Аком-Академия»
32-35.QXD:76-79Wom1.QXD 7.22.10 22:53 Page 35
Оригинал статьи: Семинар-совещание специалистов метрополитенов
16-17 июня 2010 г. на базе ЗАО «Плутон» (г. Запорожье, Украина) прошел семинар-совещание руководителеи и специалистов служб электроснабжения метрополитенов СНГ.