Самовосстановление в кабельных электрических сетях 6–10 кВ

background image

background image

Игорь

 

КУЗЬМИН

,

первый

 

заместитель

 

генерального

 

дирек

-

тора

 — 

главный

 

инже

-

нер

 

ПАО

 «

Ленэнерго

»

Георгий

 

ЕВДОКУНИН

,

д

.

т

.

н

., 

профессор

 

кафедры

 «

Электри

-

ческие

 

системы

 

и

 

сети

» 

ИЭиТС

 

ФГАОУ

 

ВО

 

СПбПУ

Нияз

 

МАГДЕЕВ

,

заместитель

 

главного

 

инженера

 

по

 

техно

-

логическому

 

развитию

 

и

 

инновациям

 

ПАО

 «

Ленэнерго

»

Самовосстановление

 

в

 

кабельных

 

электрических

 

сетях

 6–10 

кВ

В

 

зарубежной

 

практике

 

в

 

отношении

 

сетей

 

среднего

 

напря

-

жения

где

 

процессы

 

определения

локализации

 

и

 

отключе

-

ния

 

поврежденного

 

участка

 

и

 

восстановления

 

питания

 

по

-

требителей

 

полностью

 

автоматизированы

применяется

 

термин

 selfhealing, 

что

 

означает

  «

самовосстанавливающи

-

еся

» [1]. 

В

 

настоящей

 

статье

 

предложен

 

подход

 

к

 

автомати

-

зации

 

кабельной

 

сети

 6–10 

кВ

 

с

 

наделением

 

ее

 

функциями

 

самовосстановления

На

 

примере

 

участка

 

городской

 

распре

-

делительной

 

сети

 10(6) 

кВ

 

показано

 

каким

 

образом

 

внедре

-

ние

 

функции

 

самовосстановления

 

влияет

 

на

 

изменение

 SAIFI 

при

 

различном

 

числе

 

автоматизируемых

 

трансформаторных

 

подстанций

 

в

 

схеме

Кроме

 

того

величина

 

относительного

 

снижения

 

средней

 

частоты

 

продолжительных

 

отключений

 

от

 

увеличения

 

числа

 

автоматизируемых

 

трансформаторных

 

подстанций

 

сопоставлена

 

с

 

дополнительным

 

увеличением

 

капитальных

 

затрат

сделаны

 

выводы

 

относительно

 

опре

-

деления

 

предпочтительного

 

числа

 

пунктов

 

автоматизации

.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение

 

ответственности

 

за

 

соблюдение

 

требований

 

качества

 

и

 

надежности

 

электро

-

снабжения

 

является

 

одним

 

из

 

ключевых

 

драйверов

 

стремительного

 

роста

 

автоматизации

 

распределительных

 

сетей

 

во

 

всем

 

мире

 [2]. 

Статистика

 

отключений

 

потребителей

 

в

 

энергосистемах

 

различных

 

стран

 

мира

 

сви

-

детельствует

 

о

 

том

что

 

распределительные

 

сети

 

вносят

 

огромный

 

вклад

 

в

 

недоотпуск

 

электроэнергии

 

потребителю

Как

 

правило

на

 

распределительные

 

сети

 

относят

 25–40% 

затрат

 

на

 

передачу

 

электроэнергии

 

и

 80–90% 

проблем

связанных

 

с

 

обеспечением

 

надеж

-

ности

 

электроснабжения

.

На

 

надежность

 

функционирования

 

распределительных

 

электрических

 

сетей

 

оказыва

-

ют

 

влияние

 

такие

 

факторы

как

:

 

топология

 

построения

 

сети

;

 

степень

 

резервирования

 

связей

 

и

 

трансформаторов

;

 

тип

 

исполнения

 

ЛЭП

 (

кабельная

 (

КЛ

), 

воздушная

 (

ВЛ

), 

тип

 

изоляции

);

 

степень

 

износа

 

оборудования

;

 

наличие

 

автоматического

 

ввода

 

резерва

;

8

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(13), 

июнь

 2019

Автоматизация

 

электросетей


background image

Андрей

 

БРИЛИНСКИЙ

,

заведующий

 

отделом

 

проектирования

 

и

 

раз

-

вития

 

энергосистем

 

АО

 «

НТЦ

 

ЕЭС

»

Ольга

 

ГРУНИНА

,

старший

 

инженер

 

отдела

 

проектирования

 

и

 

развития

 

энерго

-

систем

 

АО

 «

НТЦ

 

ЕЭС

»

 

степень

 

автоматизации

 

оперативно

-

технологического

 

управления

;

 

опасность

 

внешних

 

воздействий

  (

погодные

 

условия

техногенные

 

условия

воздей

-

ствие

 

животных

/

людей

/

механизмов

);

 

транспортная

 

доступность

 

энергообъектов

.

Ввиду

 

наличия

 

принципиальных

 

отличий

 

в

 

построении

 

распределительных

 

сетей

 

в

 

городской

 

и

 

сельской

 

местности

 

применительно

 

к

 

каждому

 

типу

 

следует

 

рассматривать

 

раздельно

 

подходы

 

и

 

мероприятия

 

по

 

повышению

 

надежности

 

электроснабжения

 

потре

-

бителей

.

Распределительные

 

электрические

 

сети

 

мегаполиса

 

характеризуются

 

высокой

 

плотностью

 

энергопотребления

;

 

наличием

 

большого

 

числа

 

потребителей

 1 

и

 2 

категории

 

надежности

;

 

преимущественно

 

кабельным

 

исполнением

 

ЛЭП

;

 

высокой

 

плотностью

 

размещения

 

инженерных

 

коммуникаций

 

и

как

 

следствие

сложностью

 

строительства

 

и

 

реконструкции

 

электрических

 

сетей

а

 

также

 

высокими

 

рисками

 

повреждений

 

кабельных

 

линий

 

вследствие

 

внешних

 

механических

 

воздей

-

ствий

;

 

динамичным

 

ростом

 

электропотребления

 

в

 

условиях

 

жестких

 

требований

 

по

 

обеспе

-

чению

 

доступности

 

энергетической

 

инфраструктуры

.

Нагрузка

 

на

 

шинах

 6(10) 

кВ

 

одного

 

РП

 

в

 

мегаполисе

 

варьируется

 

в

 

диапазоне

 

от

 5 

до

 

15 

МВт

 

и

 

в

 

ее

 

составе

 

неизбежно

 

присутствует

 

нагрузка

 

потребителей

 

первой

 

категории

 

(

грузоподъемные

 

механизмы

оборудование

 

пожаротушения

 

и

 

др

.). 

Известно

что

 

наи

-

большая

 

доля

 

аварий

 

на

 

КЛ

 

в

 

городах

 

происходит

 

по

 

вине

 

сторонних

 

организаций

.

Одним

 

из

 

основных

 

направлений

 

исследований

 

в

 

области

 

электроснабжения

 

мегапо

-

лисов

 

является

 

обоснование

 

выбора

 

построения

 

и

 

практической

 

реализации

 

элементов

 

электрической

 

сети

 

с

 

целью

 

повышения

 

управляемости

 

и

 

надежности

 

ее

 

эксплуатации

 

и

как

 

следствие

снижение

 

рисков

сопутствующих

 

основной

 

деятельности

 

электросете

-

вых

 

компаний

Разработка

 

концепции

 

построения

 

автоматизированной

 

системы

 

управления

  (

АСУ

городскими

 

распределительными

 

кабельными

 

сетями

 6–10 

кВ

 

охватывает

 

комплекс

 

за

-

дач

связанных

 

с

 

интеллектуализацией

 

распределения

 

электроэнергии

 

от

 

шин

 

центра

 

пи

-

тания

  (

ЦП

) (

в

 

однозвеньевой

 

схеме

 

электроснабжения

или

 

распределительного

 

пункта

 

(

РП

) (

в

 

случае

 

двухзвеньевой

 

схемы

 

электроснабжения

до

 

трансформаторных

 

подстан

-

ций

 10(6)/0,4 

кВ

 (

ТП

). 

Под

 

автоматизацией

в

 

данном

 

случае

подразумевается

 

организа

-

ция

 

автоматической

 

локализации

 

повреждений

 

и

 

селективной

 

изоляции

 

поврежденного

 

участка

 

с

 

последующим

 

восстановлением

 

питания

 

максимального

 

числа

 

потребителей

отключенных

 

по

 

причине

 

возникновения

 

повреждения

Такая

 

автоматизация

 

предпола

-

гает

 

применение

 

в

 

сети

 

дистанционно

-

управляемых

 

коммутационных

 

аппаратов

терми

-

налов

 

управления

  (

контроллеров

), 

организацию

 

системы

 

связи

 

и

 

разработку

 

алгоритма

 

автоматизации

В

 

настоящей

 

статье

 

предложен

 

алгоритм

 

реализации

 

функций

 

самовосстановления

 

применительно

 

к

 

двухлучевой

 

схеме

 

электроснабжения

.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

ПОНЯТИЯ

 «

САМОВОССТАНОВЛЕНИЕ

»

В

 

настоящее

 

время

 

процесс

 

локализации

 

повреждения

 

на

 

участке

 

распределительной

 

линии

 6(10) 

кВ

 

предусматривает

 

следующие

 

этапы

:

1) 

фиксация

 

факта

 

повреждения

;

2) 

определение

 

поврежденной

 

РЛ

;

3) 

локализация

 

повреждения

 (

выделение

 

поврежденного

 

участка

 

РЛ

);

4) 

отключение

 

поврежденного

 

участка

 

РЛ

;

5) 

восстановление

 

схемы

 

электроснабжения

.

Понятие

 «

самовосстановление

» 

подразумевает

 

под

 

собой

 

выполнение

 

всех

 

перечис

-

ленных

 

этапов

 

в

 

полностью

 

автоматическом

 

режиме

Принципиальная

 

идея

закладывае

-

мая

 

в

 

понятие

 «

самовосстановление

», 

отражена

 

на

 

рисунке

 1.

9


background image

Таким

 

образом

автоматизация

 

локализации

 

поврежде

-

ний

 

включает

 

в

 

себя

:

 

автоматическое

 

определение

между

 

какими

 

двумя

 

ТП

 

(

или

 

в

 

какой

 

ТП

произошло

 

повреждение

;

 

автоматическое

 

отключение

  (

локализация

только

 

поврежденной

 

связи

;

 

автоматическое

 

восстановление

 

электроснабжения

 

мак

-

симально

 

возможного

 

числа

 

потребителей

 

в

 

минимально

 

короткое

 

время

.

ОПИСАНИЕ

 

ПРОЦЕССА

 

ЛОКАЛИЗАЦИИ

 

ПОВРЕЖДЕНИЙ

 «

ВРУЧНУЮ

»

Рассмотрим

 

двухлучевую

 

схему

 

электроснабжения

 

восьми

 

ТП

 6(10)/0,4 

кВ

соответствующую

 

технической

 

политике

 

ПАО

  «

Ленэнерго

»: 

каждая

 

ТП

 

подключена

 

по

 

двухлучевой

 

схеме

реализован

 

АВР

 

по

 

стороне

 6(10) 

кВ

 

в

 

ТП

обе

 

пока

-

занные

 

распределительные

 

линии

 (

РЛ

имеют

 

двустороннее

 

питание

  (

рисунок

 2). 

Отметим

что

 

подобный

 

вариант

 

по

-

строения

 

сети

 

является

 

наиболее

 

надежным

 

из

 

применяе

-

мых

 

сегодня

 

в

 

сети

 

ПАО

 «

Ленэнерго

».

В

 

нормальном

 

режиме

 

каждая

 

ТП

 

имеет

 

один

 

питаю

-

щий

 

ввод

 

от

 

одного

 

источника

 (

секции

 

РП

и

 

один

 

резерв

-

ный

 

от

 

другого

 (

другой

 

секции

 

РП

либо

 

секции

 

другого

 

РП

). 

Таким

 

образом

оба

 

трансформатора

 

ТП

 

в

 

нормальном

 

ре

-

жиме

 

запитаны

 

от

 

одного

 

источника

 

питания

секционный

 

разъединитель

 

в

 

ТП

 

замкнут

раздельная

 

работа

 

секций

 

РП

 

обепечивается

 

нормально

 

разомкнутыми

 

выключате

-

лями

 

нагрузки

 (

ВН

ТП

положение

 

выключателей

 

нагрузки

 

на

 

схеме

 

обеспечивает

 

питание

 

первой

 

ТП

 

от

 

первой

 

РЛ

 

(

РЛ

 1), 

второй

 

ТП

 — 

от

 

второй

 

РЛ

 (

РЛ

 2), 

третьей

 

ТП

 — 

сно

-

ва

 

от

 

первой

четвертой

 

ТП

 — 

снова

 

от

 

второй

 

и

 

т

.

д

При

 

отключении

 

одной

 

из

 

РЛ

например

при

 

отключении

 

вы

-

ключателя

 

распределительной

 

линии

 

в

 

РП

 

от

 

действия

 

то

-

ковых

 

защит

потребители

 

ТП

для

 

которых

 

питание

 

по

 

дан

-

ной

 

РЛ

 

является

 

основным

оказываются

 

отключенными

При

 

исчезновении

 

напряжения

 

на

 

шинах

 0,4 

кВ

 

по

 

дости

-

жении

 

времени

 

АВР

 

подается

 

сигнал

 

на

 

отключение

 

ВН

 

ос

-

новного

 

ввода

 (

ВН

 1.3, 

ВН

 3.3 

и

 

т

.

д

.), 

после

 

чего

 

включаются

 

ВН

 

резервного

 

ввода

 (

ВН

 1.4, 

ВН

 3.4 

и

 

т

.

д

.) 

и

 

электроснаб

-

жение

 

потребителей

 

ТП

 

восстанавливается

Такая

 

схема

 

ТП

 

является

 

наиболее

 

распространенной

 

в

 

ПАО

 «

Ленэнер

-

го

». 

Обе

 

показанные

 

РЛ

 

имеют

 

двустороннее

 

питание

  (

со

 

стороны

 

РП

 1 

и

 

РП

 2), 

предусмотрены

 «

точки

 

нормального

 

разрыва

»: 

на

 

РЛ

 1 — 

отключен

 

выключатель

 

ВН

 3.5 

в

 

ТП

 3, 

на

 

РЛ

 2 — 

отключен

 

выключатель

 

нагрузки

 

ВН

 2.6 

в

 

ТП

 2.

Повреждения

 

КЛ

 

в

 

схеме

показанной

 

на

 

рисунке

 2, 

от

-

ключаются

 «

головным

» 

выключателем

 

РЛ

 

в

 

РП

При

 

этом

 

в

 

случае

если

 

повреждение

 

многофазное

независимо

 

от

 

режима

 

нейтрали

 

сети

 «

головной

» 

выключатель

 

отключа

-

ется

 

автоматически

 

действием

 

релейной

 

защиты

после

 

чего

 

происходит

 

срабатывание

 

АВР

 

в

 

ТП

Затем

 

начинает

-

ся

 

ручной

 

продолжительный

 

и

 

трудоемкий

 

процесс

 

поиска

 

поврежденного

 

участка

 

КЛ

 (

между

 

ТП

).

Устранение

 

же

 

однофазных

 

замыканий

 

непосредствен

-

но

 

в

 

кабельной

 

линии

которых

 

в

 

сети

выполненной

 

одно

-

фазными

 

кабелями

большинство

определяется

 

режимом

 

работы

 

ее

 

нейтрали

В

 

сети

 

с

 

изолированной

 

либо

 

компен

-

сированной

 

нейтралью

 

релейная

 

защита

как

 

правило

не

 

способна

 

выделить

 

поврежденный

 

участок

 

с

 

ОЗЗ

и

 

сеть

 

ра

-

ботает

 

в

 

таком

 

аварийном

 

режиме

 

продолжительное

 

время

 

до

 

момента

когда

 

ОЗЗ

 

будет

 

отключено

 

оперативным

 

пер

-

соналом

 

вручную

В

 [3] 

подробнейшим

 

образом

 

описано

 

протекание

 

элек

-

тромагнитных

 

процессов

 

при

 

замыканиях

 

в

 

сетях

 6–35 

кВ

 

и

 

влияние

 

на

 

эти

 

процессы

 

режима

 

нейтрали

 

сети

В

 

книге

 

также

 

показано

 

как

 

включение

 

низкоомного

 

резистора

 

в

 

ней

-

траль

 

трансформатора

 6–10 

кВ

 

создает

 

активный

 

ток

 

при

 

ОЗЗ

существенно

 

превышающий

 

емкостный

и

 

позволяет

таким

 

образом

фиксировать

 

ОЗЗ

 

простыми

 

токовыми

 

защи

-

тами

 

и

 

отключать

 

РЛ

 

с

 

повреждением

 

от

 

действия

 

этих

 

за

-

щит

В

 

свою

 

очередь

сделать

 

выводы

 

о

 

трудоемкости

 

оты

-

скания

 

и

 

отключения

 

ОЗЗ

 

в

 

кабельных

 

сетях

 6–10 

кВ

 

можно

 

на

 

основании

 [6]. 

Применение

 

низкоомного

 

резистивного

 

заземления

 

по

-

зволяет

 

эффективно

 

пройти

 

первый

 

этап

 

процесса

 

управ

-

ления

 

отключениями

 — 

определить

 

и

 

отключить

 

распре

-

делительную

 

линию

 

с

 

поврежденным

 

кабелем

 

действием

 

простых

 

токовых

 

защит

в

 

том

 

числе

 

и

 

при

 

однофазных

 

за

-

мыканиях

 

на

 

землю

Локализация

 

же

 

повреждения

 

с

 

пере

-

ходом

 

на

 

низкоомное

 

резистивное

 

заземление

 

нейтрали

 

остается

 

весьма

 

трудоемкой

Однако

 

обеспечение

 

таким

 

режимом

 

нейтрали

 

достаточной

 

величины

 

тока

 

ОЗЗ

 

в

 

месте

 

повреждения

 

создает

 

предпосылки

 

к

 

автоматизации

 

процес

-

са

 

определения

 

поврежденного

 

участка

.

Рассмотрим

 

процесс

 

локализации

 

повреждений

 

в

 

схе

-

ме

 

на

 

рисунке

 2. 

В

 

случае

если

 

указанная

 

схема

 

работает

 

с

 

низкоомным

 

резистивным

 

заземлением

 

нейтрали

 

и

 

не

 

оснащена

 

ни

 

средствами

 

автоматизации

 (

кроме

 

АВР

 

в

 

ТП

), 

ни

 

средствами

 

связи

последовательность

 

работы

 

комму

-

ТП

...

...

...

...

...

...

...

РП

РП

ТП

ТП

ТП

ТП

ТП

...

...

...

...

...

...

...

РП

РП

ТП

ТП

ТП

ТП

ТП

...

...

...

...

...

...

...

РП

РП

ТП

ТП

ТП

ТП

ТП

...

..

.

...

...

...

...

...

РП

РП

ТП

ТП

ТП

ТП

1.

2.

3.

4 .

Рис

. 1. 

Иллюстрация

 

понятия

 «

самовосстановление

»

10

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(13), 

июнь

 2019

Автоматизация

 

электросетей


background image

РП

 

1

АВР

ТП

 8

ТП

 3

АВР

РП

 

2

8

8

с

10

с

0,2

с

0,2

с

0,2

с

0,2

с

ТП

 2

ТП

 1

АВР

10

с

1

с

2

с

1

с

2

с

1

с

2

с

1

с

2

с

1

с

2

с

РП

 

1

АВР

ТП

 8

ТП

 3

8

с

0,2

с

0,2

с

ТП

 2

ТП

 1

АВР

АВР

10

с

10

с

1

с

2

с

1

с

2

с

1

с

2

с

1

с

2

с

1

с

2

с

1

с

2

с

=10 

с

ВН

 

1.3

ВН

 

1.4

АВР

10

с

ВН

 

3.3

ВН

 

3.4

ВН

 

1.1

ВН

 

1.5

ВН

 

1.2

ВН

 

1.6

ВН

 

3.1

ВН

 

3.2

ВН

 

3.5

ВН

 

3.6

ВН

 

3.3

ВН

 

3.4

ВН

 

3.1

ВН

 

3.2

ВН

 

3.5

ВН

 

3.6

ВН

 

1.3

ВН

 

1.4

ВН

 

1.1

ВН

 

1.2

ВН

 

1.5

ВН

 

2.6

АВР

10

с

АВР

10

с

АВР

8

с

РП

 

2

0,2

с

0,2

с

1

с

2

с

АВР

8

с

предохранитель

выключатель

 

мощности

выключатель

 

нагрузки

 

8

с

0,2

с

выдержка

 

времени

 

  

токовых

 

защит

выдержка

 

времени

 

АВР

отключенное

 

положение

  

аппаратов

отключение

  t = 0,2

с

отключение

  t < 10 

с

включение

  t = 10 

с

отключение

  t < 10 

с

включение

  t = 10 

с

ВН

 

2.3

ВН

 

2.4

ВН

 

2.1

ВН

 

2.5

ВН

 

2.2

ВН

 

2.6

ВН

 

2.3

ВН

 

2.4

ВН

 

2.1

ВН

 

2.5

ВН

 

2.2

ВН

 

2.6

Рис

. 2. 

Работа

 

двухлучевой

 

схемы

 

с

 

двусторонним

 

питанием

 (

с

 

АВР

 

в

 

ТП

при

 

КЗ

тационных

 

аппаратов

 

при

 

коротком

 

замыкании

 (

КЗ

на

 

лю

-

бой

 

распределительной

 

линии

 (

РЛ

следующая

 (

рисунок

 2): 

 

при

 

КЗ

 

на

 

РЛ

 1 

с

 

выдержкой

 

времени

 

отключается

 

выключатель

 

РЛ

 1 

в

 

РП

 1 

и

 

ТП

 1, 

ТП

 3, 

ТП

 5, 

ТП

 7 

оста

-

ются

 

без

 

напряжения

 

далее

 

по

 

факту

 

отсутствия

 

напряжения

 

в

 

каждой

 

ТП

 

отключаются

 

выключатели

 

нагрузки

 

ВН

 1.3, 

ВН

 3.3, 

ВН

 5.3, 

ВН

 7.3, 

отделяя

 

ТП

 

от

 

обесточенной

 

РЛ

затем

 

после

 

расхождения

 

их

 

ножей

 

действием

 

АВР

 

включают

-

ся

 

выключатели

 

нагрузки

 

ВН

 1.4, 

ВН

 3.4, 

ВН

 5.4, 

ВН

 7.4, 

подключая

 

их

 

к

 

питанию

 

со

 

стороны

 

РЛ

 2 (

автоматиче

-

ское

 

отключение

 

всех

 

ВН

 

i

не

 

имеющих

 

привода

стано

-

вится

 

возможным

 

из

-

за

 

предварительного

 

взведенного

 

положения

 

их

 

отключающей

 

пружины

);

 

в

 

результате

 

через

 

время

 

срабатывания

 

АВР

  (

10 

се

 -

кунд

обесточенные

 

ТП

 1, 

ТП

 3, 

ТП

 5, 

ТП

 7 

переходят

 

на

 

питание

 

от

 

РЛ

 2.

После

 

этого

 

начинается

 

длительный

 

процесс

 

поиска

 

по

-

врежденного

 

участка

 

РЛ

 (

между

 

какими

 

ТП

), 

оперативно

-

вы

-

ездная

 

бригада

 (

ОВБ

объезжает

 

большую

 

часть

 

ТП

 

в

 

схеме

 

11


background image

и

 

проводит

 

серию

 

различных

 

измерений

 [6], 

по

 

результатам

 

завершения

 

которых

 

повреж

-

денный

 

участок

 

отключается

 

вручную

 

с

 

обеих

 

сторон

 (

действиями

 

ОВБ

посредством

 

комму

-

тации

 

ближайших

 

к

 

месту

 

повреждения

 

выклю

-

чателей

 

нагрузки

 (

в

 

примере

ВН

 1.5 

и

 

ВН

 2.1). 

Далее

 

вручную

 

действиями

 

ОВБ

 

производятся

 

переключения

включается

 

выключатель

 

на

-

грузки

 

ВН

 3.5 (

отключенный

 

в

 

нормальном

 

ре

-

жиме

), 

дается

 

команда

 

на

 

включение

 

выключа

-

теля

 

РЛ

 1 

в

 

РП

 1, 

производится

 

возврат

 

АВР

 

(

переключение

 

ТП

 1, 

ТП

 3, 

ТП

 5 

и

 

ТП

 7 

обратно

 

на

 

питание

 

от

 

РЛ

1), 

взводятся

 

пружины

 

отклю

-

чения

 

всех

 

ВН

В

 

результате

 

формируется

 

ремонтная

 

схе

-

ма

 (

рисунок

  3). 

Все

 

нечетные

 

ТП

 

запитывают

-

ся

 

по

 

РЛ

 1, 

причем

 

ТП

 1 — 

со

 

стороны

 

РП

 1, 

а

 

ТП

 3, 

ТП

 5, 

ТП

 7 — 

со

 

стороны

 

РП

 2. 

Четные

 

ТП

 

запитываются

 

по

 

РЛ

 2, 

причем

 

ТП

 2 — 

со

 

стороны

 

РП

 1, 

а

 

ТП

 4, 

ТП

 6, 

ТП

 8 — 

со

 

стороны

 

РП

 2. 

То

 

есть

 

точка

 

нормального

 

токораздела

 

РЛ

 2 

остается

 

на

 

разомкнутом

 

выключателе

 

ВН

 2.6, 

а

 

точка

 

токораздела

 

РЛ

 1 

переносит

-

ся

 

с

 

выключателя

 

нагрузки

 

ВН

 3.5 (

рисунок

 2) 

на

 

выключатели

 

нагрузки

 

ВН

 1.5 

и

 

ВН

 2.1 

(

рисунок

 3). 

Затем

 

повреждение

 

отключенной

 

кабельной

 

линии

 

между

 

ТП

 1 

и

 

ТП

 2 

ликвиди

-

руется

 

ремонтной

 

бригадой

.

ОПИСАНИЕ

 

АВТОМАТИЧЕСКОЙ

 

ЛОКАЛИЗАЦИИ

 

ПОВРЕЖДЕНИЙ

 

Учитывая

что

 

низкоомное

 

резистивное

 

за

-

земление

 

нейтрали

 

создает

 

при

 

ОЗЗ

 

ток

до

-

статочный

 

для

 

срабатывания

 

простых

 

токовых

 

защит

становится

 

возможным

 

предложить

 

универсальный

 

подход

 

к

 

ликвидации

 

повреж

-

дений

 

независимо

 

от

 

типа

 

повреждения

 (

одно

-

фазное

 

или

 

многофазное

).

Первоочередным

необходимым

 

для

 

авто

-

матизации

 

схемы

 

элементом

 

является

 

изме

-

рительный

 

орган

фиксирующий

 

прохождение

 

тока

 

повреждения

 (

индикаторы

/

указатели

 

про

-

хождения

 

тока

 

КЗ

 — 

ИТКЗ

УТКЗ

). 

Установка

 

одних

 

только

 

подобных

 

индикаторов

 

на

 

каждом

 

кабельном

 

присоединении

 

в

 

ТП

 (

рисунок

 4, 

схема

 

слева

упростит

 

про

-

цедуру

 

поиска

 

поврежденного

 

участка

при

 

объезде

 

рас

-

пределительной

 

линии

 

ОВБ

 

не

 

потребуется

 

производить

 

определение

 

направления

 

повреждения

 

при

 

помощи

 

вы

-

полнения

 

продолжительной

 

серии

 

измерений

 (

устройством

 

поиска

 

повреждений

 

УПП

 [4], 

либо

 

мегаомметром

в

 

каждой

 

ТП

достаточно

 

визуального

 

осмотра

 

состояния

 

индикатора

Для

 

удобства

 

индикация

 

может

 

быть

 

выведена

 

на

 

дверь

 

ТП

то

 

есть

 

посредством

 

визуального

 

осмотра

 

ТП

 

бригада

 

ОВБ

 

Ǜǚ

 

1

NjǍǛ

ǝǚ

 8

ǝǚ

 3

8

Ǽ

0,2

Ǽ

0,2

Ǽ

ǝǚ

 2

ǝǚ

 1

NjǍǛ

NjǍǛ

10

Ǽ

10

Ǽ

1

Ǽ

2

Ǽ

1

Ǽ

2

Ǽ

1

Ǽ

2

Ǽ

1

Ǽ

2

Ǽ

1

Ǽ

2

Ǽ

t ~ 

5-7

Ȃ

ǺǻǰǯǹȀǻǫǸdzǽǰǶȇ

ǭȆǵǶȉȂǫǽǰǶȇ

 

ǷǹȄǸǹǼǽdz

ǭȆǵǶȉȂǫǽǰǶȇ

 

ǸǫǮǻǾDzǵdz

 

8

Ǽ

0,2

Ǽ

ǭȆǯǰǻDZǵǫ

 

ǭǻǰǷǰǸdz

 

  

ǽǹǵǹǭȆȀ

 

DzǫȄdzǽ

ǭȆǯǰǻDZǵǫ

 

ǭǻǰǷǰǸdz

 

NjǍǛ

ǹǽǵǶȉȂǰǸǸǹǰ

 

ǺǹǶǹDZǰǸdzǰ

 

   

ǫǺǺǫǻǫǽǹǭ

NjǍǛ

10

Ǽ

Ǎǘ

 

1.3

Ǎǘ

 

1.4

Ǎǘ

 

1.1

Ǎǘ

 

1.2

Ǎǘ

 

1.5

Ǎǘ

 

1.6

Ǜǚ

 

2

0,2

Ǽ

0,2

Ǽ

1

Ǽ

2

Ǽ

NjǍǛ

8

Ǽ

Ǎǘ

 

2.3

Ǎǘ

 

2.4

Ǎǘ

 

2.1

Ǎǘ

 

2.5

Ǎǘ

 

2.2

Ǎǘ

 

2.6

2. 

ǵǶȉȂǰǸdzǰ

 

ǭȆǵǶȉȂǫǽǰǶȊ

Ǎǘ

 

3.3

Ǎǘ

 

3.4

Ǎǘ

 

3.1

Ǎǘ

 

3.5

Ǎǘ

 

3.2

Ǎǘ

 

3.6

1 . 

ǽǵǶȉȂǰǸdzǰ

 

Ǎǘ

ǹǺǻǰǯǰǶǰǸǸǹǮǹ

 

ǵǫǵ

 «

ǬǶdzDZǫǴȃdzǴ

»

2. 

ǵǶȉȂǰǸdzǰ

  

Ǎǘ

 

ǭ

 

ǽǹȂǵǰ

 

ǸǹǻǷǫǶȇǸǹǮǹ

 

ǻǫDzǻȆǭǫ

3. 

ǹDzǭǻǫǽ

 

NjǍǛ

1 . 

ǽǵǶȉȂǰǸdzǰ

 

Ǎǘ

ǹǺǻǰǯǰǶǰǸǸǹǮǹ

 

ǵǫǵ

 «

ǬǶdzDZǫǴȃdzǴ

»

3. 

Ǎ

Ǚ

Ǎ

Ǎ

Ǚ

ǍǹDzǭǻǫǽ

 

NjǍǛ

Рис

. 3. 

Последовательность

 

оперативных

 

переключений

 

для

 

формирования

 

ремонтной

 

схемы

сможет

 

определить

 

поврежденный

 

участок

 — 

между

 

ТП

в

 

одной

 

из

 

которых

 

зафиксирован

 

ток

 

КЗ

а

 

в

 

другой

 

нет

.

Если

 

дооснастить

 

индикатор

 

прохождения

 

тока

 

КЗ

 

бло

-

ком

 

передачи

 

данных

  (

например

по

 GSM-

каналу

), 

ДРЭС

 

(

диспетчер

 

района

 

электрических

 

сетей

), 

получив

 

данные

 

со

 

всех

 

ТП

 

распределительной

 

линии

может

 

дистанционно

 

определить

 

поврежденный

 

участок

 

и

 

направить

 

персонал

 

ОВБ

 

непосредственно

 

в

 

ближайшие

 

к

 

месту

 

повреждения

 

ТП

 

для

 

отключения

 

поврежденной

 

КЛ

 

и

 

создания

 

ремонтной

 

схемы

 

путем

 

переключений

 (

рисунок

  3).

12

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(13), 

июнь

 2019

Автоматизация

 

электросетей


background image

Возможны

 

различные

 

подходы

 

к

 

автоматическому

 

определению

 

и

 

отключению

 

только

 

поврежденного

 

участка

 

распределительной

 

линии

Можно

 

реализовать

 

алгоритм

 

отключения

 

поврежденной

 

КЛ

 

ближайшими

 

выключателя

-

ми

 

нагрузки

 

в

 

бестоковую

 

паузу

 

после

 

отключения

 

распре

-

делительной

 

линии

 «

головным

» 

выключателем

 

в

 

РП

 

и

 

до

 

начала

 

работы

 

АВР

 

в

 

ТП

Для

 

реализации

 

алгоритма

 

от

-

ключения

 

ВН

 

на

 

базе

 

контроллера

устанавливаемого

 

в

 

ТП

необходимо

 

помимо

 

фиксации

 

прохождения

 

токов

 

КЗ

 

на

 

всех

 

присоединениях

 

в

 

ТП

 

обеспечить

 

надежную

 

и

 

быст

-

родействующую

 

передачу

 

данных

 

о

 

прохождении

 

тока

 

КЗ

 

между

 

соседними

 

ТП

Алгоритм

 

обрабатывает

 

эти

 

данные

 

и

 

отключает

 

ВН

 

в

 

случае

если

 

через

 

предыдущий

 

ВН

 

за

-

фиксировано

 

прохождение

 

тока

 

КЗ

а

 

через

 

последующий

 

нет

 (

подробно

 

алгоритм

 

описан

 

далее

 

и

 

проиллюстрирован

 

ниже

 

на

 

рисунке

  5). 

В

 

этом

 

случае

 

применительно

 

к

 

рас

-

смотренной

 

схеме

 

последовательность

 

коммутаций

 

при

 

отключении

 

поврежденной

 

КЛ

 

будет

 

следующей

:

13


background image

 

при

 

КЗ

 

на

 

РЛ

 1 

между

 

ТП

 1 

и

 

ТП

 2 

с

 

выдержкой

 

времени

 

отключается

 

выключатель

 

РЛ

 1 

в

 

РП

 1 

и

 

нечетные

 

ТП

 (1, 

3, 5, 7) 

остаются

 

без

 

напряжения

 

далее

 

автоматически

 

отключаются

 

ВН

 1.5 

и

 

ВН

 2.1, 

изо

-

лируя

 

тем

 

самым

 

поврежденный

 

участок

.

Вслед

 

за

 

автоматическим

 

отключением

 

поврежденного

 

участка

 

необходимо

 

также

 

до

 

момента

 

срабатывания

 

АВР

 

в

 

ТП

 

восстановить

 

питание

 

неповрежденной

 

части

 

РЛ

 1 

от

 

РП

 1 

и

 

РП

 2, 

то

 

есть

 

необходимо

 

включить

 

выключатель

 

РЛ

 1 

в

 

РП

 1 

и

 

обеспечить

 

автоматическое

 

включение

 

вы

-

ключателя

 

нагрузки

 

в

 

точке

 

нормального

 

разрыва

 

РЛ

 1 

(

ВН

 3.5). 

Таким

 

образом

получим

 

так

 

называемую

 «

само

-

восстанавливающуюся

» 

схему

 — 

схему

которая

 

при

 

воз

-

никновении

 

повреждения

 

автоматически

 

преобразуется

 

в

 

ремонтную

 

схему

 (

рисунок

  3). 

Для

 

реализации

 

функций

 

«

самовосстановления

» 

необходимо

 

фиксировать

 

состо

-

яние

  (

положение

коммутационных

 

аппаратов

 

в

 

ТП

уста

-

новить

 

контроллер

 

в

 

РП

 

и

 

передавать

 

на

 

него

 

данные

 

о

 

прохождении

 

тока

 

КЗ

 (

для

 

определения

 

алгоритмом

 

по

-

врежденного

 

участка

и

 

данные

 

о

 

положении

 

коммутацион

-

ных

 

аппаратов

 (

для

 

фиксации

 

факта

 

отключения

 

выключа

-

телями

 

нагрузки

 

поврежденной

 

КЛ

). 

В

 

случае

 

неуспешного

 

самовосстановления

 (

если

 

за

 

вре

-

менную

 

уставку

 

АВР

 

в

 

ТП

 

питание

 

не

 

восстановилось

рабо

-

та

 

алгоритма

 

блокируется

 

и

 

действием

 

АВР

 

обесточенные

 

ТП

 

переводятся

 

на

 

питание

 

через

 

РЛ

 2, 

как

 

было

 

описано

 

выше

 (

рисунок

  2). 

Таким

 

образом

АВР

 

становится

 

вспомо

-

гательным

 

мероприятием

работающим

 

при

 

неуспешности

 

восстановления

 

схемы

Ввиду

 

того

что

 

точкой

 

токораздела

 

РЛ

 2 

в

 

нормальном

 

режиме

 

является

 

отключенный

 

ВН

 2.6, 

после

 

работы

 

АВР

 

нагрузка

 

большей

 

части

 

ТП

 (

ТП

 3 — 

ТП

 8) 

оказывается

 

за

-

питанной

 

от

 

РП

 2 

через

 

РЛ

 2. 

Можно

 

дополнительно

 

реали

-

зовать

 

на

 

базе

 

контроллера

 

в

 

РП

 

алгоритм

 

переноса

 

точки

 

токораздела

 

распределительной

 

линии

 

РЛ

 2, 

позволяющий

 

в

 

той

 

или

 

иной

 

степени

 

оптимизировать

 

загрузку

 

оставшей

-

ся

 

в

 

работе

 

питающей

 

линии

то

 

есть

 

перераспределить

 

ее

 

между

 

РП

 1 

и

 

РП

 2.

Вообще

 

говоря

ток

 

однофазного

 

замыкания

 

в

 

сети

 

с

 

низкоомным

 

резистивным

 

заземлением

 

нейтрали

 

возмож

-

но

 

отключать

 

выключателями

 

нагрузки

Поэтому

 

возможно

 

усложнить

 

вышеописанный

 

алгоритм

 

и

 

предусмотреть

 

в

 

нем

 

различия

 

в

 

зависимости

 

от

 

типа

 

повреждения

 

отключение

 

поврежденного

 

участка

 

РЛ

 

ближайшими

 

к

 

месту

 

повреждениями

 

ВН

 

в

 

бестоковую

 

паузу

 (

как

 

опи

-

сано

 

выше

) — 

при

 

многофазных

 

повреждениях

 

отключение

 

поврежденного

 

участка

 

РЛ

 

ближайшими

 

к

 

месту

 

повреждениями

 

ВН

 

без

 

срабатывания

 «

головно

-

го

» 

выключателя

 — 

при

 

однофазных

.

Это

 

усложнит

 

алгоритм

потребует

 

различать

 

вид

 

КЗ

од

-

нако

 

позволит

 

избежать

 

кратковременных

 

отключений

 

части

 

потребителей

 (

на

 

время

 

автоматических

 

переключений

при

 

возникновении

 

однофазных

 

замыканий

 

в

 

сети

АЛГОРИТМ

 

САМОВОССТАНОВЛЕНИЯ

 

На

 

рисунке

 5 

приведена

 

схема

 

участка

 

городской

 

сети

для

 

ко

-

торого

 

рассматривается

 

возможность

 

реализации

 

пилотного

 

проекта

 

автоматизации

 

сети

 6–10 

кВ

Далее

 

подробно

 

описан

 

алгоритм

 

определения

 

и

 

локализации

 

поврежденного

 

участка

 

применительно

 

к

 

данной

 

схеме

.

Итак

первый

 

шаг

 

алгоритма

 — 

фиксация

 

повреждения

.

 

Фиксация

 

повреждения

 

происходит

 

токовым

 

реле

которое

 

формирует

 

сигнал

 

на

 

отключение

 

выключателя

Выключа

-

тель

 

отключает

 

распределительную

 

линию

размыкая

 

свои

 

контакты

 

и

 

формируя

 

сигнал

являющийся

 

начальным

 

усло

-

вием

 

для

 

запуска

 

алгоритма

.

Следующий

 

шаг

 — 

локализация

 

повреждения

.

 

Для

 

ло

-

кализации

 

повреждения

 

блок

 

управления

 (

контроллер

на

 

РП

 

производит

 

опрос

 

данных

 

с

 

установленных

 

в

 

сети

 

датчиков

 

для

 

получения

 «

общей

 

картины

» 

состояния

 

сети

 (

нормальное

 

состояние

 

коммутационных

 

аппаратов

данные

 

с

 

индикаторов

 

протекания

 

тока

 

КЗ

  (

ИТКЗ

/

УТКЗ

)). 

Локализация

 

места

 

по

-

вреждения

 

преследует

 

цель

 

определения

 

ближайших

 

к

 

месту

 

повреждения

 

коммутационных

 

аппаратов

 (

выключателей

 

на

-

грузки

 

или

 

выключателей

). 

Для

 

описания

 

логики

 

работы

 

предлагаемого

 

алгоритма

 

введем

 

обозначение

 

показаний

 

ИТКЗ

:

— 

зафиксирован

 

ток

 

КЗ

превысивший

 

заданную

 

уставку

;

— 

не

 

зафиксирован

 

ток

 

КЗ

превысивший

 

заданную

 

уставку

.

Условием

 

для

 

определения

 

ближайшего

 

к

 

месту

 

КЗ

 

вы

-

ключателя

 

нагрузки

 

будет

 

набор

 

из

 

показаний

 

трех

 

ИТКЗ

ИТКЗ

 

предыдущего

 

выключателя

ИТКЗ

 

данного

 

выключате

-

ля

 

и

 

ИТКЗ

 

следующего

 

выключателя

Например

на

 

рисун

-

ке

 4 

для

 

принятия

 

решения

является

 

ли

 

ВН

 2.1 

ближайшим

 

к

 

месту

 

КЗ

анализируются

 

показания

  [

ИТКЗ

 

ВН

 1.5; 

ИТКЗ

 

ВН

 2.1; 

ИТКЗ

 

ВН

 2.5]. 

Выключатель

 

нагрузки

 «

n

» 

определя

-

ется

 

как

 

ближайший

 

к

 

месту

 

повреждения

если

 

комбинация

 

показаний

 [

ИТКЗ

(

n

 – 1); 

ИТКЗ

n

ИТКЗ

(

n

 + 1)] 

для

 

него

 

совпа

-

дает

 

с

 

одной

 

из

: [1; 1;  0], [0; 1; 1], [1; 0; 0], [0; 0; 1]. 

Выклю

-

чатель

 

в

 

РП

 

определяется

 

как

 

ближайший

 

к

 

месту

 

повреж

-

дения

если

 [

ИТКЗ

(

n

 – 1); 

ИТКЗ

n

или

 [

ИТКЗ

n

ИТКЗ

(

n

 + 1)] 

совпадает

 

с

 [1; 0], [0; 1].

Следующий

 

шаг

 

алгоритма

 — 

отключение

 

поврежден

-

ной

 

КЛ

.

 

Когда

 

повреждение

 

локализовано

то

 

есть

 

опреде

-

лены

 

ближайшие

 

к

 

месту

 

повреждения

 

коммутационные

 

аппараты

на

 

них

 

подается

 

сигнал

 

на

 

отключение

Причем

 

сигнал

 

на

 

отключение

 

можно

 

формировать

 

как

 

центральным

 

контроллером

 

в

 

РП

так

 

и

 

контроллерами

 

в

 

ТП

  (

достаточно

 

передавать

 

в

 

них

 

показания

 

ИТКЗ

 (0 

или

 1) 

с

 

соседних

 

ТП

).

Финальный

 

шаг

 — 

восстановление

 

питания

 

ТП

 

посред

-

ством

 

включения

 

выключателя

 

в

 

РП

 

и

 

нормально

 

разомкнутого

 

выключателя

 (

в

 

случае

если

 

он

 

не

 

определен

 

как

 

ближайший

 

к

 

месту

 

повреждения

). 

Восстановление

 

питания

 

происходит

 

следующим

 

образом

 

по

 

факту

 

выполнения

 

условий

:

 

отключены

 

ближайшие

 

к

 

месту

 

повреждения

 

коммута

-

ционные

 

аппараты

 (

которым

 

соответствуют

 

комбинации

 

измерений

 [1; 1; 0] 

и

 [1; 0; 0] 

или

 [0; 0; 1] 

и

 [0; 1; 1]),

14

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(13), 

июнь

 2019

Автоматизация

 

электросетей


background image

время

 

после

 

отключения

 

головного

 

выключателя

 

дей

-

ствием

 

защит

 

не

 

превысило

 

временную

 

уставку

 

АВР

;

на

 

все

 

коммутационные

 

аппараты

 

распределительной

 

линии

кроме

 

определенных

 

как

 

ближайшие

 

к

 

месту

 

повреждения

подается

 

сигнал

 

на

 

их

 

включение

.

Выключатели

 [1; 1; 0] 

и

 [1; 0; 0] 

или

 [0; 0; 1] 

и

 [0; 1; 1], 

в

 

свою

 

очередь

отключены

 

с

 

запретом

 

включения

 

действи

-

ем

 

автоматики

.

Алгоритм

 

самовосстановления

 

прост

потому

 

как

 

работа

-

ет

 

одинаково

 

эффективно

 

как

 

при

 

повреждениях

 

на

 

кабеле

так

 

и

 

на

 

шинах

 

ТП

 (

рисунок

 5). 

Независимо

 

от

 

выбранного

 

алгоритма

 

отключения

 

по

-

врежденного

 

участка

 

для

 

реализации

 

функций

 

автомати

-

зации

 

требуется

 

модернизация

 

ячеек

 

РУ

 10(6) 

кВ

 

ТП

 

с

 

ВН

то

 

есть

 

оснащение

 

моторизированными

 

приводами

 

комму

-

тируемых

 

автоматикой

 

ВН

установки

 

исполнительных

 

ор

-

ганов

 

и

 

организации

 

каналов

 

передачи

 

данных

 

между

 

ТП

 

и

 

РП

Для

 

осуществления

 

автоматической

 

дистанционной

 

коммутации

 

выключатели

 

нагрузки

 

отходящей

 

и

 

питающей

 

КЛ

 

типа

 

ВНМ

-10 

и

 

ВН

-16 

должны

 

иметь

 

привод

 

с

 

электро

-

магнитом

 

отключения

Наличие

 

электромагнита

 

отключения

 

при

 

взведенном

 (

включенном

состоянии

 

ВН

 

позволяет

 

соз

-

дать

 

схему

 

управления

в

 

которой

 

по

 

сигналу

 

может

 

быть

 

осуществлено

 

замыкание

 

цепи

 

электромагнита

 

отключения

 

с

 

последующим

 

действием

 

приводного

 

механизма

 

на

 

от

-

ключение

 

главных

 

контактов

 

выключателя

 

нагрузки

после

 

чего

 

для

 

обеспечения

 

возможности

 

последующей

 

коммута

-

ции

 

данного

 

КА

 

необходимо

 

осуществить

 

взвод

 

пружинного

 

механизма

.

ПОСТАНОВКА

 

ЗАДАЧИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 

ОПТИМАЛЬНОГО

 

ЧИСЛА

 

ПУНКТОВ

 

АВТОМАТИЗАЦИИ

Полное

 

самовосстановление

 

возможно

если

 

автоматизи

-

рованы

 

все

 

узлы

 

на

 

распределительной

 

линии

то

 

есть

 

все

 

ТП

 

оборудованы

 

коммутационными

 

аппаратами

 

с

 

возмож

-

ностью

 

дистанционного

 

отключения

 

от

 

действия

 

автоматики

 

(

либо

 

дистанционного

 

включения

если

 

речь

 

идет

 

о

 

комму

-

15


background image

тационном

 

аппарате

 

в

 

точке

 

нормального

 

разрыва

 

распре

-

делительной

 

линии

 (

РЛ

), 

а

 

также

 

соответствующими

 

датчи

-

ками

 

и

 

устройствами

 

сбора

 

и

 

передачи

 

данных

 (

УСПД

или

 

контроллерами

Если

 

же

 

автоматизированы

 

не

 

все

 

ТП

а

на

-

пример

половина

то

 

самовосстановление

 

тоже

 

возможно

однако

 

не

 

в

 

полном

 

объеме

то

 

есть

 

электроснабжение

 

большей

 

части

 

потребителей

 

все

 

же

 

сможет

 

восстанавли

-

ваться

 

в

 

автоматическом

 

режиме

но

 

некоторая

 

часть

 

будет

 

оставаться

 

отключенной

 

до

 

принятия

 

мер

 

оперативным

 

пер

-

соналом

, — 

такой

 

случай

 

проиллюстрирован

 

на

 

рисунке

 6.

Увеличение

 

числа

 

пунктов

 

автоматизации

  (

автоматизи

-

руемых

 

ТП

очевидным

 

образом

 

повышает

 

селективность

 

самовосстановления

 — 

повреждение

 

локализуется

 

более

 

точно

сокращается

 

число

 

отключенных

 

элементов

 

в

 

после

-

аварийной

 

схеме

Определение

 

оптимального

 

числа

 

пунктов

 

автоматизации

 — 

технико

-

экономическая

 

задача

которая

 

должна

 

решаться

 

в

 

процессе

 

проектирования

 

САУ

Далее

 

в

 

статье

 

показа

-

но

 

влияние

 

числа

 

пунктов

 

автоматизации

 

на

 

повыше

-

ние

 

надежности

 

электро

-

снабжения

 

потребителей

 

на

 

примере

 

участка

 

город

-

ской

 

распределительной

 

сети

 

ПАО

 «

Ленэнерго

». 

На

 

рисунке

 7 

пред

-

ставлен

 

рассматриваемый

 

участок

 

сети

Это

 

неавто

-

матизированная

 

преимуще

-

ственно

 

однолучевая

 

схема

 

электроснабжения

 

одиннад

-

цати

 

ТП

 6 

кВ

 

в

 

районе

 

исто

-

рического

 

центра

Схема

 

представляет

 

собой

 

одну

 

РЛ

 

с

 

питанием

 

со

 

стороны

 

РП

 1 

и

 

возможностью

 

резервного

 

питания

 

со

 

стороны

 

РП

 2. 

То

 

есть

в

 

нормальном

 

режиме

 

все

 11 

ТП

 

запитаны

 

от

 

РП

 1. 

На

 

присоединении

 

со

 

сторо

-

ны

 

РП

 2 

в

 

ТП

 11 

установлен

 

нормально

 

разомкнутый

 

разъединитель

.

Со

 

стороны

 

РП

 1 

уста

-

новлен

 

масляный

 

выключа

-

тель

 

с

 

ручным

 

автоматиче

-

ским

 

приводом

 

типа

 

ПРБА

позволяющим

 

производить

 

отключение

 

вручную

дис

-

ТП

...

...

...

...

...

...

...

РП

РП

ТП

ТП

ТП

ТП

ТП

...

...

...

...

...

...

...

РП

РП

ТП

ТП

ТП

ТП

ТП

...

...

...

...

...

...

...

РП

РП

ТП

ТП

ТП

ТП

ТП

...

...

...

...

...

...

...

РП

РП

ТП

ТП

ТП

ТП

1.

2.

3.

4.

Рис

. 6. 

Частичное

 

самовосстановление

 

при

 

автоматизации

 

половины

 

от

 

общего

 

числа

 

объектов

АВР

РП

2

АВР

ТП

 1

АВР

ТП

 2

ТП

 3

ТП

 4

ТП

 5

ТП

 6

ТП

 8

ТП

 9

ТП

 10

ТП

 11

...

...

...

...

...

...

...

предохранитель

выключатель

 

мощности

выключатель

 

нагрузки

 

разъединитель

 

...

АВР

АВР

ИТКЗ

...

...

ТП

 7

РП

1

Рис

. 7. 

Схема

 

исследуемого

 

участка

 

электрической

 

сети

16

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(13), 

июнь

 2019

Автоматизация

 

электросетей


background image

танционно

 

и

 

автоматически

Однако

 

для

 

того

 

чтобы

 

вклю

-

чить

 

привод

 

после

 

автоматического

 

отключения

необходим

 

взвод

 

пружины

 

вручную

 (

то

 

есть

 

при

 

автоматизации

 

РП

 1 

ап

-

парат

 

должен

 

быть

 

заменен

). 

Со

 

стороны

 

РП

 2 

выключатель

 

оснащен

 

пружинным

 

приводом

 

с

 

возможностью

 

автоматиче

-

ского

 

взвода

.

Среди

 

всех

 11 

ТП

 

только

 

в

 

двух

 (

ТП

 1 

и

 

ТП

 3) 

на

 

кабель

-

ных

 

присоединениях

 

стоят

 

ВН

 

с

 

пружинными

 

приводами

обеспечивающими

 

возможность

 

дистанционного

 

управле

-

ния

 

при

 

условии

 

предварительного

 

взвода

 

пружины

.

Рассмотрены

 

следующие

 

варианты

 

автоматизации

 

схе

-

мы

проиллюстрированные

 

на

 

рисунке

 8 (

зеленым

 

отмечены

 

автоматизируемые

 

ТП

):

• 

Вариант

 1 —

 

автоматизация

 

ТП

 1 

и

 

ТП

 3 

без

 

замены

 

коммутационного

 

аппарата

  (

КА

), 

автоматизация

 

РП

 1 

с

 

заменой

 

КА

 

на

 

рассматриваемом

 

присоединении

.

• 

Вариант

 2 —

 

автоматизация

 

ТП

 1 

и

 

ТП

 3 

без

 

замены

 

КА

автоматизация

 

РП

 1 

с

 

заменой

 

КА

 

на

 

рассматриваемом

 

присоединении

автома

-

тизация

 

ТП

 5 

с

 

заменой

 

КА

 

на

 

линейных

 

присо

-

единениях

• 

Вариант

 3 —

 

автомати

-

зация

 

ТП

 1 

и

 

ТП

 3 

без

 

замены

 

КА

автоматиза

-

ция

 

РП

 1 

с

 

заменой

 

КА

 

на

 

рассматриваемом

 

присоединении

авто

-

матизация

 

ТП

 5 

и

 

ТП

 6 

с

 

заменой

 

КА

 

на

 

линей

-

ных

 

присоединениях

• 

Вариант

 4 — 

автомати

-

зация

 

ТП

 1 

и

 

ТП

 3 

без

 

замены

 

КА

автоматиза

-

ция

 

РП

 1 

с

 

заменой

 

КА

 

на

 

рассматриваемом

 

присоединении

а

 

также

 

автоматизация

 

ТП

 5, 

ТП

 6, 

ТП

 4 

с

 

заменой

 

КА

 

на

 

линейных

 

присо

-

единениях

• 

Вариант

 5 — 

автомати

-

зация

 

ТП

 1 

и

 

ТП

 3 

без

 

замены

 

КА

автомати

-

зация

 

РП

 1 

с

 

заменой

 

КА

 

на

 

рассматривае

-

мом

 

присоединении

а

 

также

 

автоматизация

 

ТП

 5, 

ТП

 6, 

ТП

 4 

и

 

ТП

 9 

с

 

за

 

меной

 

КА

 

на

 

линей

-

ных

 

присоединениях

.

Несмотря

 

на

 

увеличение

 

числа

 

пунктов

 

автоматиза

-

ции

функции

 

самовосстановления

 

в

 

схемах

показанных

 

на

 

рисунке

 4, 

ограничены

 

односторонним

 

питанием

 

РЛ

Двусто

-

роннее

 

питание

 

может

 

быть

 

организовано

 

посредством

 

пе

-

реноса

 

точки

 

нормального

 

разрыва

 

с

 

разъединителя

 

в

 

ТП

 11 

на

 

ВН

 

в

 

ТП

 3 

в

 

сторону

 

ТП

 4, 

как

 

показано

 

на

 

рисунке

 9.

Все

 

пять

 

описанных

 

выше

 

вариантов

 

автоматизации

 

рассмотрены

 

также

 

для

 

двусторонней

 

схемы

 

питания

 

РЛ

 (

со

 

стороны

 

РП

 1 

и

 

РП

 2), 

полученной

 

в

 

результате

 

переноса

 

точки

 

нормального

 

разрыва

.

ОЦЕНКА

 

ВЛИЯНИЯ

 

ИЗМЕНЕНИЯ

 

ЧИСЛА

 

ПУНКТОВ

 

АВТОМАТИЗАЦИИ

 

НА

 

НАДЕЖНОСТЬ

 

ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

В

 

условиях

 

принятого

 

ПАО

 «

Ленэнерго

» 

тренда

 

на

 

перевод

 

кабельных

 

городских

 

сетей

 

СН

 

на

 

низкоомное

 

резистивное

 

заземление

 

нейтрали

 

и

 

с

 

учетом

 [3, 5] 

при

 

оценке

 

надеж

-

ности

 

принято

что

 

участок

 

сети

 

эксплуатируется

 

в

 

режиме

 

резистивного

 

заземления

 

нейтрали

  (

то

 

есть

 

фиксируются

 

...

ТП

10

АВР

...

ТП

11

АВР

ТП

9

...

ТП

1

...

...

...

...

...

РП

1

ТП

2

ТП

3

ТП

4

ТП

5

...

РП

2

ТП

6

...

АВР

АВР

АВР

...

...

ТП

7

...

ТП

8

АВР

...

ТП

10

АВР

...

ТП

11

АВР

ТП

9

...

ТП

1

...

...

...

...

...

РП

1

ТП

2

ТП

3

ТП

4

ТП

5

...

РП

2

ТП

6

...

АВР

АВР

АВР

...

...

ТП

7

...

ТП

8

АВР

...

ТП

10

АВР

...

ТП

11

АВР

ТП

9

...

ТП

1

...

...

...

...

...

РП

1

ТП

2

ТП

3

ТП

4

ТП

5

...

РП

2

ТП

6

...

АВР

АВР

АВР

...

...

ТП

7

...

ТП

8

АВР

...

ТП

10

АВР

...

ТП

11

АВР

ТП

9

...

ТП

1

...

...

...

...

...

РП

1

ТП

2

ТП

3

ТП

4

ТП

5

...

РП

2

ТП

6

...

АВР

АВР

АВР

...

...

ТП

7

...

ТП

8

АВР

...

ТП

10

АВР

...

ТП

11

АВР

ТП

9

...

ТП

1

...

...

...

...

...

РП

1

ТП

2

ТП

3

ТП

4

ТП

5

...

РП

2

ТП

6

...

АВР

АВР

АВР

...

...

ТП

7

...

ТП

8

АВР

1.

2.

3.

4.

5.

Рис

. 8. 

Рассмотренные

 

варианты

 

автоматизации

 (

зеленой

 

заливкой

 

отмечены

 

автоматизируе

-

мые

 

ТП

)

Рис

. 9. 

Организация

 

двустороннего

 

питания

 

посредством

 

переноса

 

точки

 

нормального

 

разрыва

 

РЛ

 

из

 

ТП

 11 

в

 

ТП

 3

...

ТП

10

АВР

...

ТП

11

АВР

ТП

9

...

ТП

1

...

...

...

...

РП

1

ТП

2

ТП

3

ТП

4

ТП

5

...

РП

2

ТП

6

...

АВР

АВР

АВР

...

...

ТП

7

...

ТП

8

АВР

17


background image

и

 

отключаются

 

как

 

однофазные

так

 

и

 

многофазные

 

повреж

-

дения

).

Коэффициент

 SAIFI 

устанавливает

 

среднее

 

количество

 

долговременных

 

аварийных

 

прерываний

 

электроснабжения

 

потребителей

 (

в

 

год

). 

Математическое

 

описание

 SAIFI 

фор

-

мулируется

 

следующим

 

образом

 [7]:

 1 

ns

 SAIFI 

 [

 

l

i

 

N

], (1)

N

T

 

= 1

 

 

i

где

 

N

T

 — 

количество

 

потребителей

получающих

 

электропи

-

тание

 

от

 

рассматриваемого

 

участка

 

сети

ns

 — 

количество

 

участков

 

РЛ

l

i

 — 

длина

 

участка

км

i

 — 

вероятностный

 

по

-

казатель

 

аварий

 

на

 

участке

 

i

количество

 

аварий

 

в

 

год

/

км

N

j

 — 

количество

 

потребителей

 

на

 

участке

 

j

i

 — 

множе

-

ство

сформированное

 

участками

 

сети

для

 

которых

 

авария

 

на

 

участке

 

i

 

приводит

 

к

 

длительным

 

перебоям

 

электроснаб

-

жения

.

Согласно

 (1), SAIFI 

определя

-

ется

 

как

 

отношение

 

суммарного

 

количества

 

аварийно

 

отключен

-

ных

 

потребителей

  (

за

 

год

к

 

об

-

щему

 

количеству

 

потребителей

Результаты

 

расчета

 SAIFI 

приведены

 

в

 

таблице

 1. 

С

 

увели

-

чением

 

числа

 

пунктов

 

автомати

-

зации

 

частота

 

продолжительных

 

перерывов

 

электроснабжения

 

снижается

однако

 

эффект

 

от

 

каждого

 

дополнительного

 

пункта

 

автоматизации

 

относительно

 

предыдущего

 

уменьшается

СООТНЕСЕНИЕ

 

ПОВЫШЕНИЯ

 

НАДЕЖНОСТИ

 

С

 

ТРЕБУЕМЫМИ

 

КАПИТАЛЬНЫМИ

 

ЗАТРАТАМИ

В

 

таблице

 2 

соотнесены

 

расчетные

 

показатели

 

надежности

 

для

 

рассмотренных

 

вариантов

 

автоматизации

 

и

 

результаты

 

укрупненной

 

оценки

 

капитальных

 

вложений

необходимых

 

для

 

их

 

реализации

Из

 

данных

 

таблицы

 

видно

что

 

реконфигурация

 

сети

 

с

 

организацией

 

двустороннего

 

питания

 

в

 

значительно

 

большей

 

степени

 

оказывает

 

влияние

 

на

 

повышение

 

эф

-

фективности

 

решений

 

по

 

автоматизации

нежели

 

увеличе

-

ние

 

числа

 

пунктов

 

автоматизации

 

с

 

заменой

 

коммутацион

-

ных

 

аппаратов

Следует

 

отметить

что

 

немаловажным

 

параметром

 

при

 

определении

 

оптимального

 

числа

 

пунктов

 

автомати

-

Табл

. 1. 

Динамика

 

изменения

 SAIFI 

в

 

зависимости

 

от

 

варианта

 

автоматизации

Значение

 SAIFI

Без

 

авто

-

матизации

С

 

различной

 

степенью

 

автоматизации

Вариант

 1

Вариант

 2

Вариант

 3

Вариант

 4

Вариант

 5

1

0,651

Без

 

переноса

 

нормального

 

разрыва

2

0,424

0,362

0,274

0,260

0,238

3

С

 

учетом

 

двустороннего

 

питания

 

РЛ

4

0,319

0,205

0,102

0,084

0,046

Табл

. 2. 

Анализ

 

изменения

 

надежности

 

по

 

отношению

 

к

 

объемам

 

капитальных

 

вложений

*

С

 

различной

 

степенью

 

автоматизации

Вариант

 1

Вариант

 2

Вариант

 3

Вариант

 4

Вариант

 5

Без

 

переноса

 

нормального

 

разрыва

1

Капитальные

 

затр

 

аты

 

с

 

НДС

тыс

.

руб

.

12 015

18 686

28 042

34 421

40 800

2

 (

к

 

предыдущему

)

56%

50%

23%

19%

3

Изменение

 SAIFI 

по

 

отношению

 

к

 

исходному

0,227

0,289

0,376

0,390

0,413

4

 (

к

 

предыдущему

)

27%

30%

4%

6%

5

Стоимость

 

измене

 

ния

 SAIFI 

на

 0,01 

ед

., 

тыс

.

руб

.

530

647

745

882

988

С

 

учетом

 

двустороннего

 

питания

 

РЛ

6

Капитальные

 

затр

 

аты

 

с

 

НДС

тыс

.

руб

.

18 741

25 412

34 768

41 442

47 526

7

 (

к

 

предыдущему

)

36%

37%

19%

15%

8

Изменение

 SAIFI 

по

 

отношению

 

к

 

исходному

0,332

0,446

0,549

0,566

0,604

9

 (

к

 

предыдущему

)

34%

23%

3%

7%

10

Стоимость

 

измене

 

ния

 SAIFI 

на

 0,01 

ед

., 

тыс

руб

.

564

569,6

633,1

732

786

Расчет

 

стоимостных

 

показателей

 

выполнен

 

в

 

рамках

 

НИР

 «

Разработка

 

автоматизированной

 

системы

 

управления

 

городскими

 

распределительными

 

ка

-

бельными

 

сетями

 6–10 

кВ

», 

выполненной

 

АО

 «

НТЦ

 

ЕЭС

» 

для

 

ПАО

 «

Ленэнерго

». 

При

 

расчете

 

затрат

 

не

 

учтена

 

прокладка

 

ВОЛС

предполагается

 

использо

-

вание

 GSM-

каналов

 

связи

Учитывалась

 

установка

 

УТКЗ

 

только

 

в

 

автоматизируемых

 

ТП

.

18

Ежеквартальный

 

спецвыпуск

 

 2(13), 

июнь

 2019

Автоматизация

 

электросетей


background image

зации

 

является

 

целевая

 

надежность

 

электроснабжения

 — 

то

 

есть

 

целевые

 

значения

 

показателей

 

надежности

 

элек

-

троснабжения

 

потребителей

Так

если

 

сокращения

 SAIFI 

для

 

рассматриваемого

 

участка

 

на

 0,3 

ед

достаточно

 

для

 

попадания

 

в

 

целевую

 

область

то

 

приоритетным

 

следует

 

считать

 

автоматизацию

 

ТП

 1 

и

 

ТП

 3 (

не

 

требует

 

замены

 

КА

с

 

организацией

 

двустороннего

 

питания

 

посредством

 

пере

-

носа

 

точки

 

нормального

 

разрыва

 

из

 

ТП

 11 

в

 

ТП

 3. 

Дополни

-

тельные

 

инвестиции

 

в

 

размере

 7 

млн

 

руб

., 

требуемые

 

для

 

снижения

 

данного

 

показателя

 

еще

 

на

 0,1 

ед

., 

будут

 

эконо

-

мически

 

не

 

оправданными

.

Таким

 

образом

для

 

определения

 

требуемого

 

числа

 

пунктов

 

автоматизации

 

конкретной

 

РЛ

 

при

 

проектирова

-

нии

 

необходимо

 

производить

 

расчеты

 

показателей

 

на

-

дежности

  (

с

 

учетом

 

реального

 

состава

 

нагрузки

и

 

раз

-

меров

 

требуемых

 

капитальных

 

вложений

 

и

 

выбирать

 

вариант

исходя

 

из

 

критериев

 

минимизации

 

стоимости

 

единицы

 

изменения

 

надежности

 

и

 

стремления

 

к

 

достиже

-

нию

 

целевых

 

показателей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Простая

 

и

 

надежная

 

релейная

 

защита

 

от

 

ОЗЗ

 

всей

 

распре

-

делительной

 

сети

 6–10 

кВ

 

может

 

быть

 

построена

 

только

 

при

 

низкоомном

 

резистивном

 

заземлении

 

нейтрали

.

Параллельно

 

с

 

программой

 

перехода

 

на

 

низкоомное

 

ре

-

зистивное

 

заземление

 

нейтрали

 

в

 

кабельной

 

сети

 

ПАО

 «

Лен

-

энерго

» 

для

 

автоматизации

 

поиска

 

повреждений

 

реализует

-

ся

 

программа

 

по

 

оснащению

 

РУ

 6–10 

кВ

 

УТКЗ

Дальнейшая

 

автоматизация

 

сети

 6–10 

кВ

 

с

 

выбором

 

оптимального

 

алгоритма

 — 

комплексная

 

задача

решение

 

которой

 

должно

 

учитывать

 

возможность

 

развития

 

сети

раз

-

личные

 

режимы

 

ее

 

работы

 

в

 

нормальной

 

и

 

ремонтных

 

схе

-

мах

надежность

 

ее

 

функционирования

многообразие

 

обо

-

рудования

схемные

 

и

 

компоновочные

 

решения

принятые

 

в

 

сетевой

 

компании

Предложенный

 

в

 

статье

 

подход

 

к

 

автоматизации

 

двух

-

лучевой

 

с

 

двусторонним

 

питанием

 

схемы

 

может

 

быть

 

реа

-

лизован

 

поэтапно

Участки

 

существующей

 

кабельной

 

сети

 

6–10 

кВ

построенной

 

на

 

морально

 

и

 

физически

 

устаревшем

 

оборудовании

где

 

не

 

представляется

 

возможным

 

дистанци

-

онное

 

управление

 

приводами

 

коммутационных

 

аппаратов

 

(

например

разъединители

 

и

 

ВН

 

с

 

ручными

 

приводами

), 

мо

-

гут

 

быть

 

автоматизированы

 

частично

:

 

перевод

 

на

 

низкоомное

 

резистивное

 

заземление

 

нейтра

-

ли

;

 

установка

 

устройств

фиксирующих

 

прохождение

 

тока

 

КЗ

;

 

организация

 

передачи

 

данных

 

о

 

прохождении

 

тока

 

КЗ

 

диспетчеру

 

района

 

кабельной

 

сети

 (

например

по

 GSM-

каналу

для

 

однозначного

 

определения

 

поврежденного

 

участка

.

Сеть

оборудованная

 

выключателями

 

нагрузки

 

с

 

мото

-

ризованными

 

приводами

 

либо

 

с

 

пружинными

 

приводами

оснащенными

 

электромагнитом

 

отключения

может

 

быть

 

ав

-

томатизирована

 

полностью

 

только

 

при

 

условии

 

организации

 

передачи

 

данных

 

между

 

ТП

 

и

 

РП

 

по

 

ВОЛС

.

Определение

 

оптимального

 

числа

 

пунктов

 

автоматиза

-

ции

 — 

технико

-

экономическая

 

задача

которая

 

должна

 

ре

-

шаться

 

в

 

процессе

 

проектирования

 

САУ

 

индивидуально

 

для

 

каждой

 

конкретной

 

схемы

 

сети

Индивидуальность

 

решений

 

заключается

 

не

 

только

 

в

 

различном

 

их

 

влиянии

 

на

 

повы

-

шение

 

надежности

но

 

и

 

в

 

различных

 

объемах

 

капитальных

 

вложений

требуемых

 

для

 

автоматизации

 

разных

 

типов

 

схем

 

ТП

Так

 

в

 

случае

если

 

ТП

 

построена

 

на

 

базе

 

ячеек

 

типа

 RM6 

или

 

КСО

 

с

 

ВН

оснащенными

 

либо

 

пружинными

 

приводами

 

с

 

возможностью

 

дистанционного

 

отключения

либо

 

мотори

-

зованными

 

приводами

размер

 

капитальных

 

вложений

 

ми

-

нимален

 

и

 

включает

 

в

 

себя

 

только

 

стоимости

 

вторичных

 

си

-

стем

 (

программно

-

аппаратная

 

реализация

средства

 

связи

).

Если

 

же

 

в

 

качестве

 

основного

 

коммутационного

 

аппара

-

та

 

в

 

ТП

 

используются

 

разъединители

 

или

 

ВН

 

с

 

ручным

 

при

-

водом

то

 

автоматизация

 

потребует

 

значительных

 

затрат

обусловленных

 

заменой

 

коммутационных

 

аппаратов

Сопо

-

ставляя

 

объемы

 

требуемых

 

затрат

 c 

изменением

 

показате

-

лей

 

надежности

можно

 

определить

 

какое

 

число

 

ТП

 

в

 

схеме

 

действительно

 

имеет

 

смысл

 

автоматизировать

.

Предложенный

 

в

 

статье

 

подход

 

к

 

автоматизации

 

ка

-

бельной

 

сети

 6–10 

кВ

 

с

 

наделением

 

ее

 

функциями

 

само

-

восстановления

 

позволит

 

решить

 

задачу

 

по

 

улучшению

 

ха

-

рактеристик

 

надежности

 

электроснабжения

 

потребителей

поставленную

 

в

 

утвержденной

 

ПАО

  «

Россети

» 

концепции

 

«

Цифровая

 

трансформация

 2030» [8].  

ЛИТЕРАТУРА

1.  Coster E.J., Kerstens W.C.M.,O. Schroe-

del “Implementation of an Automatic FLIR-
scheme in a 20 kV Distribution Grid”, 2014, 
6 p.

2.  Northcote-Green J., Wilson R. Control and 

Automation of Electric Power Distribution 
Systems, CRC Press, 2007, 490 p.

3. 

Евдокунин

 

Г

.

А

., 

Титенков

 

С

.

С

Рези

-

стивное

 

заземление

 

нейтрали

 

сетей

 

6–35 

кВ

СПб

.: 

Терция

, 2009. 188 

с

.

4. 

Руководство

 

по

 

эксплуатации

 

устрой

-

ства

 

поиска

 

повреждений

 

УПП

-10 

ЗАО

 

«

Техношанс

». 

Минск

, 2006. 48 

с

.

5. 

СТО

 18-2013. 

Руководящие

 

указания

 

по

 

выбору

 

режима

 

заземления

 

нейтра

-

ли

 

в

 

электрических

 

сетях

 

напряжением

 

6–35 

кВ

ПАО

 «

Ленэнерго

». 

СПб

., 2013. 

77 

с

.

6. 

Кузьмин

 

И

.

А

., 

Магдеев

 

Н

.

Н

., 

Евдоку

-

нин

 

Г

.

А

., 

Брилинский

 

А

.

С

., 

Грунина

 

О

.

И

Переход

 

к

 

резистивному

 

заземлению

 

нейтрали

 

в

 

сети

 6–10 

кВ

 

ПАО

 «

Ленэнер

-

го

» 

как

 

шаг

 

на

 

пути

 

к

 

автоматизации

 // 

Спецвыпуск

 

журнала

  «

ЭЛЕКТРОЭНЕР

-

ГИЯ

Передача

 

и

 

распределение

», 2018, 

3(10). 

С

. 18–24.

7.  Ferreira G.D., Bretas A.S., Cardoso G.Jr. 

Optimal Distribution Protection Design 
Considering Momentary and Sustained 
Reliability Indices. MEPS'10 Symposium, 
Wroclaw University of Technology, Wro-
claw, Poland, 20-22 September 2010, 8 p.

8. 

Концепция

  «

Цифровая

 

трансформация

 

2030». 

Утверждена

 

Советом

 

директоров

 

ПАО

 «

Россети

» 21.12.2018.

19


Оригинал статьи: Самовосстановление в кабельных электрических сетях 6–10 кВ

Читать онлайн

В зарубежной практике в отношении сетей среднего напряжения, где процессы определения, локализации и отключения поврежденного участка и восстановления питания потребителей полностью автоматизированы, применяется термин selfhealing, что означает «самовосстанавливающиеся». В настоящей статье предложен подход к автоматизации кабельной сети 6–10 кВ с наделением ее функциями самовосстановления. На примере участка городской распределительной сети 10(6) кВ показано каким образом внедрение функции самовосстановления влияет на изменение SAIFI при различном числе автоматизируемых трансформаторных подстанций в схеме. Кроме того, величина относительного снижения средней частоты продолжительных отключений от увеличения числа автоматизируемых трансформаторных подстанций сопоставлена с дополнительным увеличением капитальных затрат, сделаны выводы относительно определения предпочтительного числа пунктов автоматизации.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Методика оценки электробезопасности в распределительных сетях напряжением 20 кВ на основе расчета напряжения повреждения при однофазных замыканиях

Кабельные линии
Гусев О.Ю. Гусев Ю.П. Колесникова К.В. Смотров Н.Н.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»