«Россети»: создаем экосистему для транспорта будущего

Page 1
background image

Page 2
background image

28

а

к

т

у

а

л

ь

н

о

е

  

и

н

т

е

р

в

ь

ю

актуальное  интервью

«Россети»:
создаем экосистему
для транспорта будущего

Компания

 «

Россети

» 

прини

-

мает

 

самое

 

активное

 

участие

 

в

 

развитии

 

инфраструкту

-

ры

 

для

 

электротранспорта

На

 

сегодняшний

 

день

 

во

 

всех

 

ДЗО

 

реализованы

 

пилотные

 

проекты

 

различной

 

направ

-

ленности

некоторые

 

органи

-

зации

 

обеспечили

 

установку

 

достаточно

 

большого

 

коли

-

чества

 

зарядных

 

станций

О

 

достижениях

 

компании

 

в

 

сфере

 

поддержки

 

развития

 

электротранспорта

 

в

 

России

дальнейших

 

планах

 

по

 

раз

-

витию

 

этого

 

направления

 

и

 

связанных

 

с

 

этим

 

инноваци

-

онных

 

проектах

 

мы

 

беседуем

 

с

 

заместителем

 

генерального

 

директора

 

по

 

операционной

 

деятельности

 

компании

«

Россети

» 

Константином

МИХАЙЛИКОМ

.

—  Константин  Александрович, 

расскажите  подробнее  в  цифрах 

о достижениях компании в области 

развития зарядной инфраструкту-

ры для электротранспорта? Какой 

опыт  оказался  удачным,  а  какой, 

наоборот, не оправдал ожиданий?

—  «Россети»  начали  развивать 

зарядную инфраструктуру с 2013 го-

да.  Мы  стали  одним  из  пионеров, 

поскольку  тогда  еще  только  форми-

ровалась  глобальная  тенденция  по 

переходу  на  электротранспорт,  опы-

та, на который можно равняться, не 

было ни в России, ни за рубежом. 

Эта работа нацелена на решение 

нескольких задач. С одной стороны, 

на  повышение  эффективности  ис-

пользования  сетевой  инфраструкту-

ры и увеличение нетарифной̆ выруч-

ки. С другой — на создание условий  

для  широкомасштабного  внедрения 

электротранспорта  в  России,  что 

важно для экологической модерниза-

ции крупных городов. Кроме того, мы 

планируем  использовать  электромо-

били в корпоративном парке. 

За шесть лет создана сеть, вклю-

чающая 251 зарядную станцию с гео-

графией  охвата  от  Калининграда  до 

Иркутска, в том числе 73 — стандар-

та Mode 4 (быстрые зарядные стан-

ции постоянного тока — 

прим

ред

.

). 

Это  вполне  убедительные  показате-

ли на фоне роста такой инфраструк-

туры в России в целом.

Сейчас,  исходя  из  зарубежных 

практик,  есть  понимание,  что  рабо-

ту  надо  усилить.  Мы  хотим  создать 

единую  национальную  сеть  заряд-

ных  станций.  На  первом  этапе  она 

охватит  города-миллионники  и  свя-

жет  их  транспортными  коридора-

ми,  а  затем  —  города  с  населени-

ем  от  500  тысяч  человек.  Всего  до 

2024 года планируем ввести в рабо-

ту около 1 тысячи зарядных станций 

в 30 крупных городах и на 30 ключе-

вых автомагистралях.

—  На  опыт  каких  стран  и  ком-

паний вы ориентировались в сво-

ей  работе?  Какой  опыт  и  создан-

ные  модели  считаются  наиболее 


Page 3
background image

29

успешными у зарубежных парт-

неров?

—  Конечно,  мы  анализирова-

ли  проекты  зарубежных  коллег. 

Опыт  США,  Европы  и  Китая  по-

казателен  тем,  что  там  огромное 

влияние  на  развитие  рынка  ока-

зала  активная  позиция  властей. 

Были  приняты  соответствующие 

директивы,  сформирована  госу-

дарственная  политика,  разрабо-

таны меры монетарной и немоне-

тарной  поддержки  не  только  для 

автопрома и владельцев электро-

мобилей,  но  и  для  производите-

лей и операторов зарядных стан-

ций. Все это дало результат. 

Если говорить о России, то го-

сударственная  система  поддерж-

ки  электротранспорта  находится 

на начальной стадии развития. На 

экспертном  уровне  обсуждаются 

возможные  меры  поддержки  — 

льготное  кредитование,  субсиди-

рование лизинговой ставки, квоты 

по  госзакупкам.  По  сути,  это  ин-

струменты, которые уже применя-

ются в отношении традиционного 

автопрома. Однако все эти иници-

ативы  носят  фрагментарный  ха-

рактер.  А  именно  формирование 

комплексной  программы  и  учас-

тие  государства  могут  стать  сти-

мулом для рынка.

—  Работа  по  развитию  сети 

зарядных станций каким-то об-

разом повлияла на общую тех-

ническую  политику  компании? 

Были  ли  найдены  решения, 

позволяющие  оптимизировать 

структуру  сети  и  инвестицион-

ные затраты?

—  Существенная  статья  за-

трат  при  создании  зарядной  ин-

фраструктуры  —  это  стоимость 

технологического присоединения. 

В  некоторых  случаях  может  ис-

числяться 10 млн рублей и более. 

К  примеру,  если  мы  говорим  об 

установке  зарядной  станции  на 

скоростной  магистрали,  трасса 

которой  проходит  в  удалении  от 

городов. 

Чтобы  оптимизировать  расхо-

ды, мы действуем в двух направ-

лениях: строим зарядные станции 

максимально близко к существую-

щей сетевой инфраструктуре или 

планируем  их  размещение  в  со-

ответствии  со  схемами  перспек-

тивного  развития.  Но  также  мы 

прорабатываем  использование 

накопителей  там,  где  нет  потен-

циала  дальнейшего  расширения 

сети  или  стоимость  технологиче-

ского  присоединения  сопостави-

ма с установкой и обслуживанием 

такого оборудование на протяже-

нии жизненного цикла.

—  Изначально  компания 

«Россети» в целях популяриза-

ции  зарядной  инфраструктуры 

и вообще владения электромо-

билем  предоставляла  возмож-

ность заряжать электрокары на 

своих станциях бесплатно. Сей-

час  в  связи  с  развитием  спек-

тра  дополнительных  нетариф-

ных услуг как будет изменяться 

отношение  к  этому  процессу? 

Как  будет  выглядеть  система 

расчетов?

—  Мы  считаем,  что  до  вве-

дения  системы  расчетов  нужно 

создать достаточное количество 

зарядных  станций  и  внедрить 

единую  платформу  управления 

этой  инфраструктурой.  Наша 

цель  —  под  брендом  «Rosseti-

e-mobility» внедрить и поддержи-

вать  единые  стандарты  по  всей 

стране.  Пользователь  вне  зави-

симости  от  региона  пребывания 

будет  получать  доступ  к  услуге 

через  единое  мобильное  при-

ложение.  Собственно,  не  только 

расчеты,  но  и  управление  про-

цессом зарядки будут проходить 

через это приложение.

Потребитель  должен  понять, 

что это публичная услуга, в созда-

ние которой компания инвестиро-

вала  значительные  средства.  Но 

мы в своих расчетах берем макси-

мально  долгий  срок  окупаемости 

в  10  лет,  чтобы  стоимость  была 

доступной и эффективной. Безус-

ловно, можно будет дополнитель-

но снизить тариф, если заработа-

ют  инструменты  поддержки  или 

будут  частично  компенсированы 

расходы на создание инфраструк-

туры.

—  Экономические  послед-

ствия  эпидемии  коронавируса 

корректируют  инвестиционную 

программу  компании  «Россе-

ти».  Будет  ли  с  учетом  этого 

дальше  развиваться  сеть  за-

рядных  станций?  Если  да,  то 

какими темпами?

—  Пандемия повлияла на все 

отрасли  экономики.  Но  мы  свою 

работу  по  расширению  зарядной 

инфраструктуры  не  останавлива-

ем,  просто  немного  скорректиро-

вали мероприятия по срокам.

—  Современные технологии 

создания  электромобилей  уже 

сегодня  обеспечивают  возмож-

ность проехать на одной заряд-

ке  400–500  км.  Очевидно,  что 

запас хода и дальше будет уве-

личиваться, а скорость зарядки 

батарей  повышаться.  Отсюда 

меняется  и  философия  владе-

ния электромобилем: большин-

ству  владельцев  достаточно 

иметь зарядку у себя дома и за-

ряжать  электромобиль  ночью, 

чтобы весь день потом ездить. 

С учетом этого, насколько вос-

требована сеть промежуточных 

«дневных» зарядных станций?

—  Если  мы  говорим  о  част-

ном  секторе,  то  использование 

домашних  станций  может  быть 

оправдано.  А  как  быть  автовла-

дельцам  в  крупных  городах,  на-

пример,  в  Москве?  Кроме  того, 

домашние  станции  зачастую  не 

могут  обеспечить  быструю  ско-

рость  зарядки.  Фактор  времени 

также будет стимулировать спрос 

на услуги «дневных» станций. 

Также  мы  планируем  создать 

транспортные  коридоры  между 

городами,  иначе  не  будет  массо-

вого  спроса  на  электромобили. 

Учитывая  типичные  для  России 

расстояния,  сеть  промежуточных 

зарядных  станций  будет  востре-

бована  даже  при  пробеге  на  од-

ной «заправке» 400–500 км. Ведь 

такое  расстояние  проезжает  на 

одном  баке  и  обычный  автомо-

биль, а вдоль трасс все равно сто-

ят АЗС.

—  В проектах развития энер-

госистем  многих  стран  парк 

электромобилей — важный эле-

мент интеллектуальной распре-

делительной  сети.  Как  реали-

зует  в  перспективе  у  себя  этот 

принцип группа компаний «Рос-

сети»?  Какие  перспективные 

проекты в этом направлении вы 

видите (и реализуете) на терри-

тории России?

—  У  нас  есть  успешный  опыт 

моделирования работы интеллек-

 5 (62) 2020


Page 4
background image

30

туальной  системы  по  технологии 

Vehicle-to-Grid (V2G). Она подраз-

умевает  двустороннее  использо-

вание  электромобилей  и  гибри-

дов  —  подключение  в  сеть  не 

только  для  подзарядки,  но  и  для 

выдачи  электроэнергии.  В  про-

шлом  году  кейс  с  применением 

V2G  при  аварийно-восстанови-

тельных  работах  мы  предложили 

в рамках форума профессиональ-

ной  навигации  «ПроеКТОрия». 

Важно,  что  примененные  реше-

ния  являются  преимущественно 

российскими  разработками.  Мы 

считаем,  что  в  данной  сфере  су-

ществует также потенциал привле-

чения иностранных инвестиций . 

По  сути,  V2G  —  это  логи-

ческое  продолжение  решения 

Smart  Charging,  когда  оператор 

может  управлять  процессом  за-

рядки во времени и пространстве 

при  помощи  активного  воздей-

ствия  или  изменения  стоимости 

услуг.  Это  позволяет  не  просто 

снижать  потребление  электро-

энергии в пиковое время, но и от-

давать обратно в сеть мощность 

через  двунаправленную  заряд-

ную  станцию  от  электромобиля. 

Для конечного пользователя это 

может  быть  выгодно  с  экономи-

ческой точки зрения. 

Понятно,  что  технология  V2G 

будет  эффективна  при  большом 

масштабе  парка  электромобилей 

и  их  высокой  концентрации,  что 

в России возможно только в сред-

несрочной  перспективе.  Тем  не 

менее, целесообразно уже сейчас 

прорабатывать пилотные проекты 

в наиболее подготовленных реги-

онах. 

—  Расскажите  немного  о  ра-

боте  в  законодательном  и  нор-

мативном  пространстве,  уча-

стии компании «Россети» в под-

готовке  и  обсуждении  законо-

проектов, нормативов и методик, 

регулирующих  и  описывающих 

развитие  электротранспорта

и зарядной инфраструктуры?

—  «Россети»  —  один  из  ос-

новных  инициаторов  изменений 

нормативной  базы.  Сегодня  на 

пути  массового  внедрения  элек-

тротранспорта  и  создания  заряд-

ной  инфраструктуры  есть  много 

барьеров.  Мы  ведем  системный 

диалог  с  профильными  комите-

тами Госдумы РФ, министерства-

ми  и  ведомствами  по  всему  ком-

плексу предложений  по развитию 

экологически  чистого  транспорта 

и зарядной инфраструктуры, под-

держке  разработчиков  электро-

мобилей  и  оборудования.  Меры 

могут  быть  самые  разные  от 

субсидий  Субъектам  РФ,  исполь-

зующим  «зеленый»  транспорт 

в  общественных  перевозках,  до 

свободного проезда электромоби-

лей по платным автотрассам.

Реализация 

инфраструктур-

ных  проектов  «Россетей»  невоз-

можна  и  без  тесного  взаимодей-

ствия с региональными властями. 

В  качестве  примера  скажу,  что 

нами  во  многих  субъектах  Феде-

рации  инициированы  предложе-

ния  по  отмене  транспортного  на-

лога на электромобили, введению 

бесплатной  парковки.  Рассма-

тривается  возможность  перевода 

части  общественного  транспор-

та  на  электробусы  или  такси  на 

электромобили. Мы уже перешли 

к  конкретным  шагам.  Например, 

до  конца  2020  года  «Россети» 

установят  53  ультрабыстрые  за-

рядные  станции  для  столичных 

электробусов — они в 6 раз мощ-

нее  устройств,  предназначенных 

для легковых машин.

—  Большое  Вам  спасибо 

за  интервью.  Желаем  успехов 

в реализации проектов.

Беседовала

 

Екатерина

 

ГУСЕВА

АКТУАЛЬНОЕ 

ИНТЕРВЬЮ


Читать онлайн

Компания «Россети» принимает самое активное участие в развитии инфраструктуры для электротранспорта. На сегодняшний день во всех ДЗО реализованы пилотные проекты различной направленности, некоторые организации обеспечили установку достаточно большого количества зарядных станций. О достижениях компании в сфере поддержки развития электротранспорта в России, дальнейших планах по развитию этого направления и связанных с этим инновационных проектах мы беседуем с заместителем генерального директора по операционной деятельности компании «Россети» Константином МИХАЙЛИКОМ.

Поделиться:

Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Принципы интеллектуального управления зарядными станциями для электромобилей

Электрозарядная инфраструктура / Электромобили
Дмитрий Гвоздев, Артем Королев, Владислав Болонов, Евгений Окнин (ПАО «Россети Московский регион»), Армен Сафарян (ПАО «Россети»), Роман Тимохин (АО «Энергоцентр»)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(66), май-июнь 2021

Электромобили и перспективные системы хранения энергии в электрической сети

Электрозарядная инфраструктура / Электромобили
Лицензированный перевод статьи, опубликованной в журнале Global Energy Interconnection Information — официальном издании GEIDCO
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»