28
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуальное интервью
«Россети»:
создаем экосистему
для транспорта будущего
Компания
«
Россети
»
прини
-
мает
самое
активное
участие
в
развитии
инфраструкту
-
ры
для
электротранспорта
.
На
сегодняшний
день
во
всех
ДЗО
реализованы
пилотные
проекты
различной
направ
-
ленности
,
некоторые
органи
-
зации
обеспечили
установку
достаточно
большого
коли
-
чества
зарядных
станций
.
О
достижениях
компании
в
сфере
поддержки
развития
электротранспорта
в
России
,
дальнейших
планах
по
раз
-
витию
этого
направления
и
связанных
с
этим
инноваци
-
онных
проектах
мы
беседуем
с
заместителем
генерального
директора
по
операционной
деятельности
компании
«
Россети
»
Константином
МИХАЙЛИКОМ
.
— Константин Александрович,
расскажите подробнее в цифрах
о достижениях компании в области
развития зарядной инфраструкту-
ры для электротранспорта? Какой
опыт оказался удачным, а какой,
наоборот, не оправдал ожиданий?
— «Россети» начали развивать
зарядную инфраструктуру с 2013 го-
да. Мы стали одним из пионеров,
поскольку тогда еще только форми-
ровалась глобальная тенденция по
переходу на электротранспорт, опы-
та, на который можно равняться, не
было ни в России, ни за рубежом.
Эта работа нацелена на решение
нескольких задач. С одной стороны,
на повышение эффективности ис-
пользования сетевой инфраструкту-
ры и увеличение нетарифной̆ выруч-
ки. С другой — на создание условий
для широкомасштабного внедрения
электротранспорта в России, что
важно для экологической модерниза-
ции крупных городов. Кроме того, мы
планируем использовать электромо-
били в корпоративном парке.
За шесть лет создана сеть, вклю-
чающая 251 зарядную станцию с гео-
графией охвата от Калининграда до
Иркутска, в том числе 73 — стандар-
та Mode 4 (быстрые зарядные стан-
ции постоянного тока —
прим
.
ред
.
).
Это вполне убедительные показате-
ли на фоне роста такой инфраструк-
туры в России в целом.
Сейчас, исходя из зарубежных
практик, есть понимание, что рабо-
ту надо усилить. Мы хотим создать
единую национальную сеть заряд-
ных станций. На первом этапе она
охватит города-миллионники и свя-
жет их транспортными коридора-
ми, а затем — города с населени-
ем от 500 тысяч человек. Всего до
2024 года планируем ввести в рабо-
ту около 1 тысячи зарядных станций
в 30 крупных городах и на 30 ключе-
вых автомагистралях.
— На опыт каких стран и ком-
паний вы ориентировались в сво-
ей работе? Какой опыт и создан-
ные модели считаются наиболее
29
успешными у зарубежных парт-
неров?
— Конечно, мы анализирова-
ли проекты зарубежных коллег.
Опыт США, Европы и Китая по-
казателен тем, что там огромное
влияние на развитие рынка ока-
зала активная позиция властей.
Были приняты соответствующие
директивы, сформирована госу-
дарственная политика, разрабо-
таны меры монетарной и немоне-
тарной поддержки не только для
автопрома и владельцев электро-
мобилей, но и для производите-
лей и операторов зарядных стан-
ций. Все это дало результат.
Если говорить о России, то го-
сударственная система поддерж-
ки электротранспорта находится
на начальной стадии развития. На
экспертном уровне обсуждаются
возможные меры поддержки —
льготное кредитование, субсиди-
рование лизинговой ставки, квоты
по госзакупкам. По сути, это ин-
струменты, которые уже применя-
ются в отношении традиционного
автопрома. Однако все эти иници-
ативы носят фрагментарный ха-
рактер. А именно формирование
комплексной программы и учас-
тие государства могут стать сти-
мулом для рынка.
— Работа по развитию сети
зарядных станций каким-то об-
разом повлияла на общую тех-
ническую политику компании?
Были ли найдены решения,
позволяющие оптимизировать
структуру сети и инвестицион-
ные затраты?
— Существенная статья за-
трат при создании зарядной ин-
фраструктуры — это стоимость
технологического присоединения.
В некоторых случаях может ис-
числяться 10 млн рублей и более.
К примеру, если мы говорим об
установке зарядной станции на
скоростной магистрали, трасса
которой проходит в удалении от
городов.
Чтобы оптимизировать расхо-
ды, мы действуем в двух направ-
лениях: строим зарядные станции
максимально близко к существую-
щей сетевой инфраструктуре или
планируем их размещение в со-
ответствии со схемами перспек-
тивного развития. Но также мы
прорабатываем использование
накопителей там, где нет потен-
циала дальнейшего расширения
сети или стоимость технологиче-
ского присоединения сопостави-
ма с установкой и обслуживанием
такого оборудование на протяже-
нии жизненного цикла.
— Изначально компания
«Россети» в целях популяриза-
ции зарядной инфраструктуры
и вообще владения электромо-
билем предоставляла возмож-
ность заряжать электрокары на
своих станциях бесплатно. Сей-
час в связи с развитием спек-
тра дополнительных нетариф-
ных услуг как будет изменяться
отношение к этому процессу?
Как будет выглядеть система
расчетов?
— Мы считаем, что до вве-
дения системы расчетов нужно
создать достаточное количество
зарядных станций и внедрить
единую платформу управления
этой инфраструктурой. Наша
цель — под брендом «Rosseti-
e-mobility» внедрить и поддержи-
вать единые стандарты по всей
стране. Пользователь вне зави-
симости от региона пребывания
будет получать доступ к услуге
через единое мобильное при-
ложение. Собственно, не только
расчеты, но и управление про-
цессом зарядки будут проходить
через это приложение.
Потребитель должен понять,
что это публичная услуга, в созда-
ние которой компания инвестиро-
вала значительные средства. Но
мы в своих расчетах берем макси-
мально долгий срок окупаемости
в 10 лет, чтобы стоимость была
доступной и эффективной. Безус-
ловно, можно будет дополнитель-
но снизить тариф, если заработа-
ют инструменты поддержки или
будут частично компенсированы
расходы на создание инфраструк-
туры.
— Экономические послед-
ствия эпидемии коронавируса
корректируют инвестиционную
программу компании «Россе-
ти». Будет ли с учетом этого
дальше развиваться сеть за-
рядных станций? Если да, то
какими темпами?
— Пандемия повлияла на все
отрасли экономики. Но мы свою
работу по расширению зарядной
инфраструктуры не останавлива-
ем, просто немного скорректиро-
вали мероприятия по срокам.
— Современные технологии
создания электромобилей уже
сегодня обеспечивают возмож-
ность проехать на одной заряд-
ке 400–500 км. Очевидно, что
запас хода и дальше будет уве-
личиваться, а скорость зарядки
батарей повышаться. Отсюда
меняется и философия владе-
ния электромобилем: большин-
ству владельцев достаточно
иметь зарядку у себя дома и за-
ряжать электромобиль ночью,
чтобы весь день потом ездить.
С учетом этого, насколько вос-
требована сеть промежуточных
«дневных» зарядных станций?
— Если мы говорим о част-
ном секторе, то использование
домашних станций может быть
оправдано. А как быть автовла-
дельцам в крупных городах, на-
пример, в Москве? Кроме того,
домашние станции зачастую не
могут обеспечить быструю ско-
рость зарядки. Фактор времени
также будет стимулировать спрос
на услуги «дневных» станций.
Также мы планируем создать
транспортные коридоры между
городами, иначе не будет массо-
вого спроса на электромобили.
Учитывая типичные для России
расстояния, сеть промежуточных
зарядных станций будет востре-
бована даже при пробеге на од-
ной «заправке» 400–500 км. Ведь
такое расстояние проезжает на
одном баке и обычный автомо-
биль, а вдоль трасс все равно сто-
ят АЗС.
— В проектах развития энер-
госистем многих стран парк
электромобилей — важный эле-
мент интеллектуальной распре-
делительной сети. Как реали-
зует в перспективе у себя этот
принцип группа компаний «Рос-
сети»? Какие перспективные
проекты в этом направлении вы
видите (и реализуете) на терри-
тории России?
— У нас есть успешный опыт
моделирования работы интеллек-
№
5 (62) 2020
30
туальной системы по технологии
Vehicle-to-Grid (V2G). Она подраз-
умевает двустороннее использо-
вание электромобилей и гибри-
дов — подключение в сеть не
только для подзарядки, но и для
выдачи электроэнергии. В про-
шлом году кейс с применением
V2G при аварийно-восстанови-
тельных работах мы предложили
в рамках форума профессиональ-
ной навигации «ПроеКТОрия».
Важно, что примененные реше-
ния являются преимущественно
российскими разработками. Мы
считаем, что в данной сфере су-
ществует также потенциал привле-
чения иностранных инвестиций .
По сути, V2G — это логи-
ческое продолжение решения
Smart Charging, когда оператор
может управлять процессом за-
рядки во времени и пространстве
при помощи активного воздей-
ствия или изменения стоимости
услуг. Это позволяет не просто
снижать потребление электро-
энергии в пиковое время, но и от-
давать обратно в сеть мощность
через двунаправленную заряд-
ную станцию от электромобиля.
Для конечного пользователя это
может быть выгодно с экономи-
ческой точки зрения.
Понятно, что технология V2G
будет эффективна при большом
масштабе парка электромобилей
и их высокой концентрации, что
в России возможно только в сред-
несрочной перспективе. Тем не
менее, целесообразно уже сейчас
прорабатывать пилотные проекты
в наиболее подготовленных реги-
онах.
— Расскажите немного о ра-
боте в законодательном и нор-
мативном пространстве, уча-
стии компании «Россети» в под-
готовке и обсуждении законо-
проектов, нормативов и методик,
регулирующих и описывающих
развитие электротранспорта
и зарядной инфраструктуры?
— «Россети» — один из ос-
новных инициаторов изменений
нормативной базы. Сегодня на
пути массового внедрения элек-
тротранспорта и создания заряд-
ной инфраструктуры есть много
барьеров. Мы ведем системный
диалог с профильными комите-
тами Госдумы РФ, министерства-
ми и ведомствами по всему ком-
плексу предложений по развитию
экологически чистого транспорта
и зарядной инфраструктуры, под-
держке разработчиков электро-
мобилей и оборудования. Меры
могут быть самые разные от
субсидий Субъектам РФ, исполь-
зующим «зеленый» транспорт
в общественных перевозках, до
свободного проезда электромоби-
лей по платным автотрассам.
Реализация
инфраструктур-
ных проектов «Россетей» невоз-
можна и без тесного взаимодей-
ствия с региональными властями.
В качестве примера скажу, что
нами во многих субъектах Феде-
рации инициированы предложе-
ния по отмене транспортного на-
лога на электромобили, введению
бесплатной парковки. Рассма-
тривается возможность перевода
части общественного транспор-
та на электробусы или такси на
электромобили. Мы уже перешли
к конкретным шагам. Например,
до конца 2020 года «Россети»
установят 53 ультрабыстрые за-
рядные станции для столичных
электробусов — они в 6 раз мощ-
нее устройств, предназначенных
для легковых машин.
— Большое Вам спасибо
за интервью. Желаем успехов
в реализации проектов.
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
АКТУАЛЬНОЕ
ИНТЕРВЬЮ
Оригинал статьи: «Россети»: создаем экосистему для транспорта будущего
Компания «Россети» принимает самое активное участие в развитии инфраструктуры для электротранспорта. На сегодняшний день во всех ДЗО реализованы пилотные проекты различной направленности, некоторые организации обеспечили установку достаточно большого количества зарядных станций. О достижениях компании в сфере поддержки развития электротранспорта в России, дальнейших планах по развитию этого направления и связанных с этим инновационных проектах мы беседуем с заместителем генерального директора по операционной деятельности компании «Россети» Константином МИХАЙЛИКОМ.