32
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
32
и
н
н
о
в
а
ц
и
и
инновации
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
В
МИРЕ
Рынок
электромобилей
в
мире
развивается
семи
-
мильными
шагами
.
Ещё
2—3
года
назад
при
упоми
-
нании
термина
«
электротранспорт
»
в
голове
любого
обывателя
возникали
образы
троллейбуса
и
трамвая
,
иногда
—
электрички
.
Сегодня
же
,
ломая
стереотипы
,
в
ряды
флегматичных
представителей
общественно
-
го
транспорта
бодро
втиснулся
представитель
новой
эры
—
персональный
электромобиль
.
Столь
пристальное
внимание
к
электромоби
-
лям
,
как
перспективным
средствам
передвижения
,
обусловлено
в
первую
очередь
экологическими
и
энергетическими
аспектами
.
Ежегодно
количество
автомобилей
в
России
и
мире
неуклонно
растёт
.
По
прогнозам
ООН
к
2030
году
общемировой
автопарк
вырастет
вдвое
—
с
800
млн
до
1,6
млрд
транспорт
-
ных
средств
.
Сегодня
примерно
половина
всей
добы
-
ваемой
нефти
перерабатывается
в
моторное
топливо
,
и
эта
доля
постоянно
растёт
.
Автомобили
поглощают
примерно
три
четверти
общего
объёма
потребности
транспорта
в
топливе
,
а
оставшаяся
четверть
почти
поровну
делится
между
авиацией
и
водным
транспор
-
том
.
Например
,
в
России
в
масштабах
страны
вред
-
ные
выбросы
автомобильного
транспорта
составляют
40
процентов
от
общего
объёма
загрязнения
,
а
если
рассматривать
крупные
российские
города
,
такие
как
Москва
и
Санкт
-
Петербург
,
то
этот
показатель
может
достигать
80
процентов
.
Совершенно
естественно
,
что
такой
сильный
рост
числа
автомобилей
провоци
-
рует
серьёзные
климатические
изменения
.
В
таких
условиях
выходом
из
сложившейся
ситуации
являет
-
ся
переход
на
транспортные
средства
,
исключающие
или
минимизирующие
количество
вредных
выбросов
в
атмосферу
.
«РОЛЬФ Импорт» развивает
российский рынок
электромобилей
Александр ПАВЛОВ
Историческая
справка
Впервые
электромобиль
в
России
появился
в
Санкт
-
Петербурге
в
1899
г
. —
рань
-
ше
,
чем
автомобиль
с
двигате
-
лем
внутреннего
сгорания
.
Его
спроектировал
и
построил
рус
-
ский
инженер
-
изобретатель
Ипполит
Романов
.
Электромо
-
биль
весил
750
кг
, 370
кг
из
которых
приходилось
на
аккумулятор
.
Первый
электромобиль
разви
-
вал
максимальную
скорость
39
км
/
час
.
Одного
заряда
аккумулятора
хватало
на
60
км
.
В
электромобиле
И
.
Романова
была
предусмотрена
система
рекуперативного
торможения
,
позволявшая
экономить
энер
-
гию
аккумулятора
.
Не
секрет
,
что
многие
веду
-
щие
автопроизводители
потратили
30—40
лет
до
того
момента
,
пока
появились
первые
электромоби
-
ли
,
которые
могли
быть
выпущены
на
дороги
.
И
фактически
первые
продажи
серийных
автомобилей
на
электротяге
начались
в
2009
г
.,
тогда
компания
Mitsubishi
явилась
одной
из
первых
компаний
,
кото
-
рая
начала
выпускать
серийный
электромобиль
.
Пер
-
вые
машины
появились
в
Японии
,
в
2010
г
. —
уже
в
Европе
,
а
в
2011-
м
,
кто
бы
мог
подумать
,
продажи
на
-
чались
и
в
России
!
По
прогнозам
мировых
экспертов
,
к
2020
г
.
доля
электротранспорта
может
достигнуть
10%
от
общего
числа
автомобилей
в
мире
.
Россия
же
во
многих
во
-
просах
развития
транспорта
соответствует
общемиро
-
вым
тенденциям
.
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ
ИЛИ
ЗАРЯДКИ
—
ЧТО
ПЕРВИЧНО
?
Долгое
время
одним
из
наиболее
существенных
препятствий
широкому
распространению
электро
-
мобилей
в
мире
являлось
отсутствие
зарядной
ин
-
фраструктуры
.
И
это
совершенно
понятно
.
Любой
потребитель
будет
гораздо
сильнее
замотивирован
на
приобретение
товара
,
если
производитель
обеспе
-
чивает
его
необходимым
уровнем
поддержки
,
созда
-
ёт
и
развивает
новые
сопутствующие
сервисы
.
Весь
парадокс
заключался
в
том
,
что
без
электромобиля
невозможна
инфраструктура
,
но
увеличение
объёма
продаж
электромобилей
,
замещение
в
парке
обыч
-
ных
автомобилей
невозможно
без
соответствующей
инфраструктуры
.
Существенный
сдвиг
произошёл
около
двух
лет
на
-
зад
,
когда
в
электросетевом
комплексе
получила
мас
-
совое
распространение
идеология
Smart Grid,
когда
точки
зарядки
электромобилей
стали
рассматривать
не
только
в
качестве
потребителей
электрической
энергии
,
но
также
как
средства
сглаживания
графи
-
ков
нагрузки
и
распределённую
малую
генерацию
для
покрытия
пиковых
нагрузок
.
И
вот
началось
взрывное
развитие
зарядной
инфраструктуры
.
33
№ 2 (11), март-апрель, 2012
33
ПЕРВЫЙ
И
ЕДИНСТВЕННЫЙ
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ
В
РОССИИ
Mitsubishi i-MiEV —
первый
и
на
сегодняшний
день
единственный
серийный
100%
электромобиль
,
про
-
даваемый
в
России
.
Компания
«
РОЛЬФ
Импорт
»,
экс
-
клюзивный
дистрибьютор
Mitsubishi Motors Corporation
(
ММС
),
объявила
о
начале
продаж
Mitsubishi i-MiEV
в
июне
2011
г
.,
а
первые
машины
уже
поступили
в
прода
-
жу
в
октябре
2011
г
.
По
итогам
первых
трёх
месяцев
с
начала
продаж
в
России
был
продан
41
электромобиль
,
что
больше
чем
в
ряде
европейских
стран
за
аналогич
-
ный
период
—
в
1,2
раза
больше
,
чем
в
Швейцарии
,
в
2,4 —
чем
во
Франции
,
и
в
2,6
раза
больше
,
чем
в
Ни
-
дерландах
.
Несмотря
на
то
,
что
Mitsubishi i-MiEV
прода
-
вался
только
в
Москве
,
высокий
интерес
к
электромо
-
билю
продемонстрировали
и
региональные
покупатели
.
В
феврале
2012
г
.
в
Санкт
-
Петербурге
«
РОЛЬФ
Им
-
порт
»
объявил
о
начале
масштабной
региональной
экс
-
пансии
электромобиля
Mitsubishi i-MiEV.
Согласно
пла
-
нам
компании
,
до
конца
2012
г
. Mitsubishi i-MiEV
будут
представлены
в
80%
дилерской
сети
«
РОЛЬФ
Импорт
»
по
всей
России
.
«
Поставка
электромобилей
в
Россию
является
ис
-
ключительно
важной
составляющей
долгосрочной
стра
-
тегии
«
РОЛЬФ
Импорт
»
и
MMC,
направленной
на
разра
-
ботку
,
развитие
и
активное
внедрение
инновационных
решений
для
снижения
негативного
влияния
выбросов
СО
2
в
атмосферу
, —
говорит
Андрей
Панков
,
главный
ис
-
полнительный
директор
компании
«
РОЛЬФ
Импорт
»
1
, —
ММС
видит
будущее
за
автомобилями
на
электротяге
,
поэтому
планирует
к
2015
г
.
выпустить
на
рынок
ещё
семь
моделей
электромобилей
,
в
том
числе
электромо
-
билей
с
увеличенным
запасом
хода
».
Санкт
-
Петербург
был
выбран
первым
городом
экс
-
пансии
не
случайно
,
ведь
он
не
только
показал
себя
ста
-
бильным
,
но
и
продемонстрировал
быстрое
восстанов
-
ление
после
кризиса
.
На
мероприятии
,
посвящённом
началу
региональной
экспансии
,
был
проведён
мас
-
совый
тест
-
драйв
для
журналистов
,
где
электромобиль
протестировали
в
-23
о
С
и
он
не
ударил
в
снег
лицом
—
электромобиль
показал
,
что
лютые
морозы
ему
не
по
-
меха
.
Кроме
Санкт
-
Петербурга
электромобили
уже
представлены
в
Казани
,
Краснодаре
,
Сочи
и
Екатерин
-
В
рейтинге
Агент
-
ства
по
защите
окружающей
сре
-
ды
США
электро
-
мобиль
Mitsubishi
i-MiEV
занял
пер
-
вое
место
среди
лучших
автомоби
-
лей
с
точки
зрения
расхода
топли
-
ва
,
обойдя
Nissan Leaf
и
электрическую
версию
Ford
Transit Connect.
1
Интервью
с
главным
исполнительным
директором
компа
-
нии
«
РОЛЬФ
Импорт
»
А
.
Панковым
читайте
в
№
1 (
январь
-
февраль
) 2012
г
.,
с
. 36–38,
нашего
журнала
.
бурге
.
На
очереди
ещё
десятки
городов
.
ЭНЕРГЕТИКИ
НЕ
ДРЕМЛЮТ
Безусловно
,
широкое
распространение
электромо
-
били
могут
получить
только
при
развитии
соответствую
-
щей
инфраструктуры
,
но
в
этом
направлении
на
сегодня
ведутся
интенсивные
работы
всеми
заинтересованны
-
ми
участниками
,
начиная
от
производителей
элементов
такой
инфраструктуры
и
заканчивая
электросетевы
-
ми
компаниями
.
Уже
сегодня
в
России
и
за
рубежом
реализуются
масштабные
проекты
,
направленные
на
создание
такой
инфраструктуры
.
К
примеру
,
только
во
Франции
к
2020
г
.
откроется
400
тыс
.
зарядных
терми
-
налов
для
электромобилей
.
С
2012
г
.
все
новые
здания
во
Франции
строятся
с
учётом
необходимости
оснаще
-
ния
заправочными
станциями
.
В
России
процессы
формирования
зарядной
сете
-
вой
инфраструктуры
тоже
набирают
обороты
.
В
2011
г
.
была
достигнута
договорённость
между
компанией
«
РОЛЬФ
Импорт
»
и
ОАО
«
МОЭСК
»
о
начале
реализа
-
ции
пилотного
проекта
по
установке
ряда
подзарядных
станций
.
В
2012
г
.
в
рамках
этого
проекта
,
который
получил
название
«
МОЭСК
-EV»,
планируется
активное
развитие
заправочной
инфраструктуры
для
электро
-
Борис
Механошин
—
заместитель
генерального
директора
—
технический
директор
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
заинтересо
-
вано
в
распространении
единой
тех
-
нической
политики
в
распределитель
-
ном
электросетевом
комплексе
по
всей
территории
России
.
Одним
из
наиболее
перспектив
-
ных
направлений
развития
сетей
,
учитывая
общемировые
тенденции
,
мы
видим
в
распространении
электроподза
-
рядной
сетевой
инфраструктуры
,
интеграцию
её
с
суще
-
ствующими
электрическими
сетями
и
,
в
частности
,
одной
из
современных
идеологий
их
развития
— Smart Grid.
Диалог
с
компанией
«
РОЛЬФ
Импорт
»,
который
мы
ве
-
дём
с
2011
года
,
позволяет
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
не
только
получать
самые
актуальные
сведения
об
основных
трен
-
дах
в
сфере
развития
электрического
автомобильного
транспорта
,
но
и
уже
на
ранних
стадиях
реализации
клю
-
чевых
«
пилотных
»
проектов
оценить
положительные
и
от
-
рицательные
стороны
всех
элементов
новой
системы
,
тех
-
нологии
которой
будут
в
будущем
оказывать
существенное
влияние
на
электрическую
сеть
.
Кроме
того
,
не
могу
не
отметить
,
что
специалисты
ком
-
пании
имеют
уникальную
возможность
оценить
не
только
технические
характеристики
оборудования
и
электромо
-
билей
,
но
и
потребительские
свойства
этого
товара
.
Пер
-
вые
результаты
опытной
эксплуатации
электромобилей
показали
высокое
удобство
их
эксплуатации
,
достойный
уровень
энергоэффективности
и
комфорта
.
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
планирует
в
ближайшие
годы
раз
-
вивать
направление
поддержки
развития
электромобиль
-
ного
транспорта
в
России
с
целью
создания
универсаль
-
ной
и
удобной
инфраструктуры
,
которая
подходит
для
всех
видов
и
моделей
этого
вида
транспорта
.
КОММЕНТАРИЙ
34
СЕТИ РОССИИ
мобилей
в
Москве
и
Подмосковье
—
установка
28
электроподзарядных
станций
трёх
типов
.
Первый
—
зарядные
станции
с
переменным
то
-
ком
мощностью
до
3,5
кВт
,
напряжением
220
В
и
максимальным
током
16
А
.
Второй
тип
—
трёхфазные
зарядные
станции
напряжением
380
В
с
максимальным
током
32
А
и
мощно
-
стью
до
22
кВт
.
Зарядные
станции
третьего
типа
—
это
станции
с
постоянным
током
стан
-
дарта
CHAdeMO
2
,
мощностью
50
кВт
и
напря
-
жением
600
В
.
Эти
типы
станций
соответствуют
всем
принятым
мировым
стандартам
и
явля
-
ются
универсальными
.
Данным
«
пилотным
»
проектом
уже
сегод
-
ня
заинтересовался
Холдинг
МРСК
и
ряд
его
дочерних
компаний
,
осуществляющих
свою
деятельность
в
крупных
городах
.
В
первую
оче
-
редь
это
ОАО
«
Ленэнерго
» (
г
.
Санкт
-
Петербург
)
и
ОАО
«
ЕЭСК
» (
г
.
Екатеринбург
).
На
террито
-
рии
этих
сетевых
компаний
уже
в
течение
2012
г
.
планируется
опытная
«
обкатка
»
электро
-
мобилей
Mitsubishi i-MiEV,
а
также
реализова
-
ны
проекты
по
интеграции
станций
подзарядки
в
существующую
электросетевую
инфраструк
-
туру
.
Кроме
вышеописанных
проектов
можно
от
-
метить
,
что
компания
«
Револьта
»,
занимающая
-
ся
установкой
зарядных
станций
,
в
начале
года
получила
грант
в
1,5
млрд
рублей
от
американ
-
ского
венчурного
фонда
и
планирует
установку
заправок
в
целом
ряде
регионов
России
.
ЕЩЁ
ОДИН
КРАЕУГОЛЬНЫЙ
КАМЕНЬ
—
ПОДДЕРЖКА
ГОСУДАРСТВА
Безусловно
,
для
успешного
продвижения
электромобильного
транспорта
в
России
,
на
-
ряду
с
развитием
соответствующей
техниче
-
ской
инфраструктуры
,
необходима
реализация
комплекса
организационных
мер
,
и
в
первую
очередь
—
мероприятий
государственной
под
-
держки
.
Рассмотрим
опыт
европейских
стран
.
В
целях
дополнительного
стимулирования
рас
-
пространения
электромобилей
практически
во
всех
странах
введены
определённые
льго
-
ты
для
владельцев
электромобилей
.
Также
для
владельцев
«
зелёного
»
транспорта
существуют
определённые
налоговые
льготы
,
скидки
на
страхование
,
привилегии
по
организации
улич
-
ного
движения
,
бесплатные
парковки
,
бесплат
-
ный
проезд
по
платным
дорогам
и
др
.
Сегодня
в
России
несомненным
достиже
-
нием
,
дополнительно
стимулирующим
распро
-
странение
электромобилей
,
является
поддерж
-
ка
на
федеральном
и
региональном
уровнях
.
Например
,
в
конце
прошлого
года
правитель
-
Александр
Карпенко
—
заместитель
директора
ОАО
«
ЕЭСК
»
по
стратегическому
развитию
:
В
современном
обществе
любая
ком
-
пания
должна
развиваться
и
постоянно
совершенствоваться
.
ОАО
«
Екатерин
-
бургская
электросетевая
компания
»
уже
давно
уделяет
особое
внимание
веяниям
современной
техники
и
новым
технологиям
.
По
мнению
руко
-
водителей
компании
,
в
основе
любой
инновации
лежит
идея
,
однако
выбранное
направление
должно
быть
научно
прора
-
ботано
.
Именно
поэтому
в
ОАО
«
ЕЭСК
»
каждый
год
формирует
-
ся
план
по
выполнению
научно
-
исследовательских
и
опытно
-
конструкторских
работ
.
Одной
из
самых
важных
тем
2012
г
.
по
праву
является
«
Развитие
транспортных
средств
на
электротяге
»,
а
по
про
-
стому
— «
Электромобили
».
В
некоторых
крупных
городах
Российской
Федерации
данное
направление
уже
получило
некоторое
развитие
.
Однако
нужно
понимать
,
что
развитие
электротранспорта
невозможно
только
в
столицах
регионов
.
Совершенно
ясно
,
что
рано
или
поздно
электротранспорт
нач
-
нёт
появляться
и
в
самих
регионах
.
В
свою
очередь
системное
развёртывание
инфраструктуры
для
электромобилей
возможно
только
в
том
случае
,
если
на
-
правление
хорошо
изучено
.
Осознавая
высокую
ответствен
-
ность
за
надёжность
распределительного
электросетевого
ком
-
плекса
на
территории
г
.
Екатеринбурга
,
ОАО
«
ЕЭСК
»
приняло
решение
запустить
в
2012
г
.
пилотный
проект
.
Данный
проект
направлен
на
разработку
концепции
развития
инфраструктуры
для
электромобилей
в
г
.
Екатеринбурге
.
А
также
будет
получен
опыт
эксплуатации
серийного
электромобиля
и
нескольких
ти
-
пов
зарядных
станций
.
В
ОАО
«
ЕЭСК
»
не
сомневаются
,
что
мас
-
совое
распространение
электромобили
получат
уже
в
ближай
-
шем
будущем
,
и
поэтому
в
компании
ставят
задачу
обеспечить
возможность
развития
данного
направления
в
своём
регионе
.
2
Если
при
обычной
зарядке
«
заправить
полный
бак
»
можно
за
6—8
часов
,
то
от
«
быстрых
за
-
правок
»
с
напряжением
в
600
В
электромо
-
биль
зарядится
до
80%
за
15—20
минут
.
Андрей
Сорочинский
,
генеральный
директор
ОАО
«
Ленэнерго
»:
Учитывая
высокие
темпы
распростра
-
нения
электромобилей
на
территории
России
в
последние
годы
,
ОАО
«
Ленэнер
-
го
»
начинает
развитие
соответствующей
инфраструктуры
на
территории
Санкт
-
Петербурга
и
области
.
Совсем
недавно
достигнуты
договорённости
с
компанией
«
РОЛЬФ
Импорт
»
и
фирмами
-
производителями
зарядных
станций
об
установке
подобных
устройств
на
территории
нашего
региона
.
Помимо
участия
в
проектах
по
установке
заправочных
станций
для
электромобилей
ОАО
«
Ленэнерго
»
планирует
со
-
вместно
с
производителем
машин
провести
опытную
«
обкат
-
ку
»
нескольких
электромобилей
в
условиях
северных
регио
-
нов
европейской
части
России
.
Мы
надеемся
,
что
участие
в
подобных
проектах
позволит
компании
сформировать
объ
-
ективные
технические
требования
для
этих
установок
,
спла
-
нировать
мероприятия
по
адаптации
существующих
сетей
к
новым
условиям
,
сформулировать
организационные
зада
-
чи
.
Также
реализация
подобных
проектов
за
счёт
средств
их
участников
позволит
в
будущем
сократить
нагрузку
на
бюджет
города
и
области
при
массовом
развитии
индивидуального
электротранспорта
,
а
значит
,
стоимость
владения
электромо
-
билем
для
петербуржцев
будет
ниже
.
КОММЕНТАРИИ
35
№ 2 (11), март-апрель, 2012
ственная
подкомиссия
по
таможенно
-
тарифному
регулированию
Прави
-
тельства
РФ
поддержала
инициативу
«
РОЛЬФ
Импорт
»
о
введении
нулевой
ввозной
пошлины
для
электромоби
-
лей
сроком
на
один
год
,
и
,
как
только
это
решение
будет
принято
на
уровне
Таможенного
союза
,
появится
возмож
-
ность
говорить
о
снижении
цены
на
электромобиль
,
в
стоимости
которого
сегодня
20% —
это
таможенные
пошли
-
ны
.
Калужская
область
отменила
для
покупателей
электромобилей
транс
-
портный
налог
и
стала
первым
регио
-
ном
в
России
,
предоставившим
льготы
для
покупателей
электромобилей
.
В
Торгово
-
промышленной
палате
РФ
в
конце
февраля
2012
г
.
Комитет
ТПП
РФ
по
предпринимательству
в
ав
-
томобильной
сфере
принял
решение
создать
Подкомитет
по
стратегически
-
ми
инновациям
в
автомобильной
сфе
-
ре
,
и
в
качестве
его
председателя
был
приглашён
Андрей
Панков
—
главный
исполнительный
директор
«
РОЛЬФ
Импорт
».
Его
кандидатуру
единогласно
поддержали
все
члены
Подкомитета
—
ОАО
«
АвтоВАЗ
»,
ООО
«
ЛИОТЕХ
»,
НП
«
Объединение
автопроизводителей
России
»,
Союз
производителей
средств
альтернативной
энергетики
и
транспорта
при
Общественной
Палате
РФ
,
ФГУП
НАМИ
, Goltsblat BLP.
Сегодня
,
мы
уже
наблюдаем
консолидацию
нескольких
индустрий
,
вовлечённых
в
развитие
электротранспорта
в
России
.
Таким
образом
,
комплексные
меры
господдержки
являют
собой
третью
,
недостающую
часть
для
полно
-
ценного
развития
рынка
электромобилей
в
России
.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не
прошло
и
года
после
того
,
как
россияне
лишь
узнали
о
запуске
электромобилей
в
России
,
а
сегодня
уже
вовсю
идёт
строительство
инфраструктуры
,
маши
-
ны
продаются
десятками
,
правительство
вот
-
вот
при
-
мет
первый
пакет
господдержки
.
Обсуждение
разви
-
тия
рынка
электромобилей
идёт
на
всех
уровнях
—
в
государстве
,
СМИ
,
обществе
.
Электромобили
i-MiEV
уже
представлены
в
десятке
регионов
,
а
к
концу
года
это
будет
более
80
дилерских
центров
в
ряде
городов
России
.
Ведётся
планомерная
работа
по
переоснаще
-
нию
дилеров
для
обслуживания
электротранспорта
,
их
обучению
,
потому
что
,
естественно
,
подход
к
электро
-
транспорту
совершенно
другой
,
чем
к
автомобилям
с
двигателями
внутреннего
сгорания
.
Маховик
набирает
обороты
и
его
уже
не
остановить
.
Будет
развиваться
сотрудничество
с
энергетиками
,
другими
автопроизводителями
,
потому
что
создавае
-
мая
в
рамках
совместных
проектов
инфраструктура
работает
на
все
электромобили
,
а
появление
подобных
видов
транспорта
от
других
производителей
в
России
не
заставит
себя
ждать
.
Для
компании
Mitsubishi i-MiEV —
это
лишь
пер
-
вый
шаг
,
так
как
до
2015
г
.
компа
-
ния
планирует
вывести
на
мировой
рынок
ещё
семь
электромобилей
,
в
том
числе
и
с
увеличенным
запасом
хода
.
В
заключение
можно
сказать
,
что
тяжёл
путь
первопроходца
,
особен
-
но
когда
необходимо
продвигать
тот
вид
транспорта
,
который
пока
ещё
не
был
представлен
в
нашей
стра
-
не
.
Но
если
в
начале
2010
г
.,
когда
«
РОЛЬФ
Импорт
»
принимала
реше
-
ние
о
начале
продвижения
подоб
-
ной
продукции
,
у
неё
были
какие
-
то
сомнения
,
опасения
,
то
теперь
есть
абсолютно
чёткая
уверенность
,
что
электромобили
как
личный
вид
транспорта
в
России
,
по
крайней
мере
в
мегаполисах
—
это
всерьёз
и
надолго
.
Оригинал статьи: «РОЛЬФ Импорт» развивает российский рынок электромобилей
Впервые электромобиль в России появился в Санкт-Петербурге в 1899 г. — раньше, чем автомобиль с двигателем внутреннего сгорания. Его спроектировал и построил русский инженер-изобретатель Ипполит Романов. Электромобиль весил 750 кг, 370 кг из которых приходилось на аккумулятор. Первый электромобиль развивал максимальную скорость 39 км/час. Одного заряда аккумулятора хватало на 60 км. В электромобиле И. Романова была предусмотрена система рекуперативного торможения, позволявшая экономить энергию аккумулятора.