Роль промышленных предприятий при формировании современного технического законодательства России в области пожарной безопасности Тезисы доклада (21 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург)

Page 1
background image

Page 2
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

83

Актуально 

Если раньше мы говорили о том, какими должны 

быть  регламенты,  каким  должен  быть  закон  о  тех-
ническом  регулировании,  то  теперь  уже  принято 
8  регламентов  и  сегодня  мы  вступаем  в  принци-
пиально новую фазу реформы, в фазу конкретного 
применения технических регламентов в нашей по-
вседневной жизни.

Если  посмотреть  систему  технического  регули-

рования в разных странах, то, безусловно, основой 
промышленного производства и товарооборота яв-
ляются стандарты. Кроме того, должна быть систе-
ма оценки соответствия, позволяющая определить 
насколько  та  или  иная  продукция  соответствует 
требованиям  нормативной  документации.  Во  всех 
странах есть система технического регулирования. 
В  разных  странах  она  различная.  Например,  в  Из-
раиле  нет  никаких  регламентов,  там  есть  список 
стандартов, обязательных к применению, и список 
стандартов  добровольного  применения,  который 
ежегодно  утверждается  правительством.  В  США 
600 организаций занимаются разработкой стандар-
тов.  Ежегодно  комиссия  экспертов  отбирает  стан-
дарты, которые должны быть обязательными, и те, 
которые  должны  быть  добровольными.  Она  опре-
деляет степень обязательности стандартов. Список 
утверждается Конгрессом. И таким образом, опять 
же, существует список обязательных и доброволь-
ных стандартов.

Система, которую мы внедряем у себя с 2002 года, 

в общих чертах повторяет европейскую систему. Но, 
повторяя данную систему, к сожалению, на началь-
ных стадиях реформы, мы повторили и ошибки ев-
ропейцев. Когда создавался единый общий рынок, 
переросший  в  последствии  в  Европейский  Союз, 
потребовалось создать законодательство, которое 
было  бы  общим  для  всех  стран-участниц  ЕС.  Соб-
ственно  для  этого  писались  и  пишутся  директивы, 
чтобы  объединить,  привести  к  общему  знаменате-
лю систему стандартизации разных стран. 

Европейцы  в  начале  реформ  сделали  ошиб-

ку — стали переписывать в директивы требования 

стандартов.  Если  посмотреть  директивы  старого 
подхода,  там  очень  много  конкретных  характери-
стик и конкретных показателей, методов испытаний 
и т.д. Т.е фактически директивы старого подхода по-
вторяли стандарты. Но поскольку техника и техно-
логии  очень  быстро  меняются,  стало  понятно,  что 
фиксировать  все  эти  конкретные  характеристики 
на уровне законодательства очень сложно, потому 
что из-за любой мелочи надо менять законы обще-
го  рынка,  что  значительно  сложнее,  чем  поменять 
стандарт.  Поэтому  20  лет  назад  ЕС  начали  приме-
нять так называемый «Новый подход», в директивах 
которого  фиксируются  только  общие  требования 
безопасности.  А  вся  конкретика  записана  в  стан-
дартах, которые являются доказательной базой по 
той или иной директиве. 

Роль промышленных предприятий при формировании 

современного технического законодательства России  

в области пожарной безопасности

Тезисы доклада (21 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург)

А.Н. Лоцманов 

— Первый Заместитель Руководителя 

Комитета РСПП по техническому регулированию, 
стандартизации и оценке соответствия


Page 3
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

84

Актуально

Иными словами, технические регламенты не мо-

гут  существовать  сами  по  себе,  они  опираются  на 
национальные стандарты и своды правил. 

Если  посмотреть  трудоемкость  работы  по  под-

готовке и внедрению регламента, то, к сожалению, 
существует  иллюзия,  что  можно  написать  регла-
мент, утвердить его в Думе и в Совете Федераций, 
и все сразу же станет хорошо. Принятие и главное 
применение  технических  регламентов,  которые 
действуют в настоящий момент, показывает, что на-
писание  регламента  —  это  всего  лишь  примерно 
10-15%  общей  работы.  В  качестве  примера  можно 
привести регламент о выбросах от колесных транс-
портных  средств,  который  был  принят  первым  и 
который  фактически  не  работает  до  сих  пор.  По-
тому  что  он  подразумевал  введение  в  этом  году 
требований  ЕВРО-3  для  нашего  транспорта.  Когда 
стали смотреть, почему же мы не можем внедрить 
эти  требования,  оказалось,  что  у  нас  нет  соответ-
ствующего  бензина.  Написали  регламент  о  бензи-
не  и  дизельном  топливе,  утвердили  федеральный 
закон.  Не  успели  высохнуть  чернила  на  подписи 
президента под законом, выясняется, что закон не 
может быть выполнен, потому что у нас нет заводов 
для производства топлива в соответствии с норма-
ми  ЕВРО-3.  Не  успели  утвердить  закон,  как  тут  же 
потребовалось  вносить  изменения  и  переносить 
сроки  введения  этих  норм  в  России.  Нужно  еще 
посмотреть,  мы  же  не  Европа  с  ее  плотностью  на-
селения  и  с  ее  плотностью  городов: нужно  ли  нам 
где-нибудь  в  Сибирских  селах  добиваться  выбро-
сов  по  ЕВРО-3?  Будет  ли  это  иметь  экономический 
эффект на наших просторах?  

Иными  словами,  то,  что  принятие  регламентов, 

которые  на  сегодняшний  момент  есть,  в  большин-
стве своем, потребовало внесения изменений еще 
до начала их применения е, говорит о том, что само 

по себе написание регламента — это незначитель-
ная часть работы. Регламент не может работать без 
пересмотра комплекта стандартов и сводов правил, 
которые за ним закреплены.

Сейчас, к примеру, готовится к утверждению тех-

нический регламент о безопасности строительных 
материалов.  Доказательной  базой  данного  регла-
мента  станет  перечень  стандартов  на  строитель-
ные материалы, которые у нас сегодня существуют. 
Как будет на практике работать этот документ и как 
работают  на  практике  аналогичные  европейские 
директивы? Если, условно говоря, я производитель 
и  ко  мне  приходит  проверяющая  организация  и 
спрашивает «Как вы выполняете требования техни-
ческого  регламента  о  безопасности  строительных 
материалов  и  изделий,  который  является  обяза-
тельным,  как  федеральный  закон?».  Если  я  произ-
вожу  кирпич  по  стандарту,  который  закреплен  за 
данным регламентом, то автоматически я выполняю 
требования  закона.  Многих  вводит  в  заблуждения 
фраза  в  законе  о  техническом  регулировании,  что 
стандарты  являются  документами  добровольного 
применения. Ее бы надо было сформулировать по-
другому, что данные документы имеют доброволь-
ность на стадии выбора их как доказательной базы. 
Т.е. как только я заявил, что я произвожу кирпич по 
такому-то стандарту, все требования данного стан-
дарта  становятся  сразу  же  обязательными.  И,  ко-
нечно, очень важно, чтобы за каждым регламентом 
был  закреплен  федеральный  орган  исполнитель-
ной власти, ответственный за исполнение данного 
регламента и, конечно же, должен быть продуман-
ный план работы по внедрению этого регламента в 
жизнь.  

Неслучайно  данную  конференцию  мы  проводим 

совместно  с  Министерством  по  Чрезвычайным 
ситуациям. Этот регламент из всех регламентов — 
уникален,  и  вот  почему.  Больше  года  назад,  когда 
был подготовлен проект данного регламента и наш 
Комитет  РСПП  анализировал  этот  документ,  было 
выявлено много вопросов, которые требовали до-
полнительного  согласования,  привязки  и  вопросы 
требовали  пересмотра,  потому  что  трудно  проду-
мать и сразу изменить всю систему пожарного над-
зора  без  каких-то  недочетов,  без  естественных 
ошибок. И наш комитет разослал проект по многим 
предприятиям,  получили  большое  количество  за-
мечаний,  которые  передали  и  разработчикам  ре-
гламента, и в Минпромэнерго, и в Администрацию 
Президента. 

Надо сказать, что по многим положениям проект 

регламента был пересмотрен и наши предложения, 

Администрация

Президента

России

Правительство

России

Федеральное

Собрание России

Ростех-

регулирование

Отраслевые

союзы

Промышленные

предприятия,

корпорации

Региональные

отделения РССП

КОМИТЕТ РСПП ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ, 

СТАДАРТИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ


Page 4
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

85

Актуально 

предложения  промышленности  нашли  свое  отра-
жение  в  конечном  варианте  регламента.  Понятно, 
что  документ  новый  и  может  вызывать  целый  ряд 
вопросов,  поэтому  при  согласовании  данного  до-
кумента  мы  договорились  с  министром  Шойгу  о 
том, что МЧС, РСПП и союз «Опора России» создают 
совместную  трехстороннюю  комиссию  для  мони-
торинга  применения  регламента  и  для  быстрого 
устранения  тех  недостатков,  которые  будут  выяв-
лены  в  ходе  его  применения.  Проведение  сегод-
няшней  конференции  является  одним  из  шагов  в 
данной общей программе. При МЧС создана комис-
сия, которая регулярно рассматривает замечания к 
нормативным документам в этой сфере, что позво-
ляет нам в максимально короткие сроки устранять 
недостатки,  которые  будут  выявляться.  К  сожале-
нию,  по  другим  регламентам  такая  работа  пока  не 
организована.  

Если  вернуться  к  программе  разработки  регла-

ментов,  то  первая  программа  предусматривала 
разработку  280  регламентов,  и  провозглашалось, 
что  мы  напишем  400  регламентов  и  выбросим 
20  тыс.  стандартов,  что  понятно  было  не  совсем 
разумной  позицией.  Предыдущая  программа  со-
держала  62  регламента.  Последняя  программа, 
которая  была  принята  в  апреле  этого  года,  со-
держит  17  обязательных  регламентов,  которые 
перечислены  в  федеральном  законе  о  техниче-
ском  регулировании,  в  его  последней  редакции. 
Часть  этих  регламентов  принята,  часть  —  нахо-
дится  в  высокой  степени  готовности.  Но  то,  что 
сегодня  в  реальной  программе  17  регламентов 
делает возможным то, что данная программа будет  
выполнена. 

По закону реформа должна заканчиваться в 2010 

году, т.е. в 2010 году мы должны завершить разра-
ботку  всех  регламентов.  А  все  стандарты  и  другие 
документы  утрачивают  свою  силу.  Очевидно,  что 
сроки  реформы  необходимо  либо  переносить, 
либо убирать срок окончания реформы, потому что 
к 2010 году, за год работы по пересмотру всей нор-
мативной базы не выполнить. Разрабатывать новые 
стандарты зачастую просто некому. 

Почему  мы  говорим  об  участии  промышленно-

сти  в  реформе  и  как  эта  промышленность  сможет 
реально повлиять на реформу? Наш комитет рабо-
тает  пять  лет,  и  в  начале  нашей  деятельности  мы 
слышали такие отзывы, когда призывали промыш-
ленность  принять  участие  в  рассмотрении  регла-
ментов, нам говорили «вы там, в Москве, напишите, 
а мы на местах разберемся, нужно нам это или нет». 
Сегодня  уже  выходят  реальные  федеральные  за-

коны,  требования  которых  хотите  вы  того  или  не 
хотите,  надо  выполнять.  Если  эти  требования  рас-
ходятся  с  вашим  представлением  о  производстве, 
это  становится  вашей  проблемой  и  порой  очень 
серьезной. 

Пример  из  регламента  о  пожарной  безопасно-

сти:  это  таблица,  которая  определяет  требования 
к  напольному  покрытию  на  путях  эвакуации.  Что 
такое пути эвакуации? Это все коридоры, лестнич-
ные  площадки,  лестничные  марши  и  т.д.  Правда, 
это  требование  применяется,  вроде  как,  только  к 
строящимся зданиям, но, тем не менее, существую-
щая сегодня таблица в регламенте и показатель B1 
говорит о том, что все коридоры и лестничные пло-
щадки  должны  быть  покрыты  либо  керамической 
плиткой, либо камнем, т.е. ни в одном коридоре не 
допускается  ни  линолеум,  ни  паркет,  ни  ковровые 
дорожки и т.д. Все мы сегодня шли по паркету и по 
ковровой  дорожке.  Если  бы  это  здание  строилось 
сегодня,  там  должна  была  бы  быть  керамическая 
плитка. 

Понятно,  что  можно  сделать  вообще  все  него-

рячим и тогда пожаров не будет, но удобно ли нам 
будет  сидеть  на  каменном  или  железном  стуле  и 
ходить  только  по  каменным  полам?  Понятно,  что 
сделать  в  коридорах  детского  садика,  или  боль-
ницы,  или  школы  вместо  линолеума,  который  и 
менее  травмоопасен  и  имеет  хорошую  теплоизо-
ляцию,  керамическую  плитку,  наверное,  это  не 
всегда удобно. Поэтому сегодня мы вышли на МЧС, 
и сейчас  готовятся  изменения  с  тем, чтобы разре-
шить  применение  на  путях  эвакуации  в  качестве 
напольных покрытий и линолеум, и паркет, и дру-
гие материалы. Другой вопрос, что при выборе ли-
нолеума  для  покрытия  путей  эвакуации  еще  надо 
будет  выбирать  материал,  который  имеет  мень-
шую  горючесть  и  дымообразование  при  горении. 
Может быть, он будет немного дороже, но зато он 
будет более безопасен в случае пожара. Такие ва-
рианты тоже есть. 

Только  одна  перепутанная  буква  в  большом  до-

кументе  сразу  ставит  колоссальную  проблему  и 
для строителей, и для пользователей, и для произ-
водителей того же линолеума. Поэтому мы сегодня 
настоятельно обращаемся к представителям нашей 
промышленности,  с  просьбой  очень  вниматель-
но  взвешивать  проекты  технических  регламен-
тов,  которые  сегодня  находятся  на  рассмотрении. 
Эти  проекты  публикуются  и  нас  сайте  Минпром-
торга,  и  на  сайте  Ростехрегулирования.  Отдель-
ные  регламенты  находятся  также  на  сайте  нашего  
комитета. 


Оригинал статьи: Роль промышленных предприятий при формировании современного технического законодательства России в области пожарной безопасности Тезисы доклада (21 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург)

Читать онлайн

Если раньше мы говорили о том, какими должны быть регламенты, каким должен быть закон о техническом регулировании, то теперь уже принято 8 регламентов и сегодня мы вступаем в принципиально новую фазу реформы, в фазу конкретного применения технических регламентов в нашей повседневной жизни.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»