КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
83
Актуально
Если раньше мы говорили о том, какими должны
быть регламенты, каким должен быть закон о тех-
ническом регулировании, то теперь уже принято
8 регламентов и сегодня мы вступаем в принци-
пиально новую фазу реформы, в фазу конкретного
применения технических регламентов в нашей по-
вседневной жизни.
Если посмотреть систему технического регули-
рования в разных странах, то, безусловно, основой
промышленного производства и товарооборота яв-
ляются стандарты. Кроме того, должна быть систе-
ма оценки соответствия, позволяющая определить
насколько та или иная продукция соответствует
требованиям нормативной документации. Во всех
странах есть система технического регулирования.
В разных странах она различная. Например, в Из-
раиле нет никаких регламентов, там есть список
стандартов, обязательных к применению, и список
стандартов добровольного применения, который
ежегодно утверждается правительством. В США
600 организаций занимаются разработкой стандар-
тов. Ежегодно комиссия экспертов отбирает стан-
дарты, которые должны быть обязательными, и те,
которые должны быть добровольными. Она опре-
деляет степень обязательности стандартов. Список
утверждается Конгрессом. И таким образом, опять
же, существует список обязательных и доброволь-
ных стандартов.
Система, которую мы внедряем у себя с 2002 года,
в общих чертах повторяет европейскую систему. Но,
повторяя данную систему, к сожалению, на началь-
ных стадиях реформы, мы повторили и ошибки ев-
ропейцев. Когда создавался единый общий рынок,
переросший в последствии в Европейский Союз,
потребовалось создать законодательство, которое
было бы общим для всех стран-участниц ЕС. Соб-
ственно для этого писались и пишутся директивы,
чтобы объединить, привести к общему знаменате-
лю систему стандартизации разных стран.
Европейцы в начале реформ сделали ошиб-
ку — стали переписывать в директивы требования
стандартов. Если посмотреть директивы старого
подхода, там очень много конкретных характери-
стик и конкретных показателей, методов испытаний
и т.д. Т.е фактически директивы старого подхода по-
вторяли стандарты. Но поскольку техника и техно-
логии очень быстро меняются, стало понятно, что
фиксировать все эти конкретные характеристики
на уровне законодательства очень сложно, потому
что из-за любой мелочи надо менять законы обще-
го рынка, что значительно сложнее, чем поменять
стандарт. Поэтому 20 лет назад ЕС начали приме-
нять так называемый «Новый подход», в директивах
которого фиксируются только общие требования
безопасности. А вся конкретика записана в стан-
дартах, которые являются доказательной базой по
той или иной директиве.
Роль промышленных предприятий при формировании
современного технического законодательства России
в области пожарной безопасности
Тезисы доклада (21 мая 2009 г., г. Санкт-Петербург)
А.Н. Лоцманов
— Первый Заместитель Руководителя
Комитета РСПП по техническому регулированию,
стандартизации и оценке соответствия
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
84
Актуально
Иными словами, технические регламенты не мо-
гут существовать сами по себе, они опираются на
национальные стандарты и своды правил.
Если посмотреть трудоемкость работы по под-
готовке и внедрению регламента, то, к сожалению,
существует иллюзия, что можно написать регла-
мент, утвердить его в Думе и в Совете Федераций,
и все сразу же станет хорошо. Принятие и главное
применение технических регламентов, которые
действуют в настоящий момент, показывает, что на-
писание регламента — это всего лишь примерно
10-15% общей работы. В качестве примера можно
привести регламент о выбросах от колесных транс-
портных средств, который был принят первым и
который фактически не работает до сих пор. По-
тому что он подразумевал введение в этом году
требований ЕВРО-3 для нашего транспорта. Когда
стали смотреть, почему же мы не можем внедрить
эти требования, оказалось, что у нас нет соответ-
ствующего бензина. Написали регламент о бензи-
не и дизельном топливе, утвердили федеральный
закон. Не успели высохнуть чернила на подписи
президента под законом, выясняется, что закон не
может быть выполнен, потому что у нас нет заводов
для производства топлива в соответствии с норма-
ми ЕВРО-3. Не успели утвердить закон, как тут же
потребовалось вносить изменения и переносить
сроки введения этих норм в России. Нужно еще
посмотреть, мы же не Европа с ее плотностью на-
селения и с ее плотностью городов: нужно ли нам
где-нибудь в Сибирских селах добиваться выбро-
сов по ЕВРО-3? Будет ли это иметь экономический
эффект на наших просторах?
Иными словами, то, что принятие регламентов,
которые на сегодняшний момент есть, в большин-
стве своем, потребовало внесения изменений еще
до начала их применения е, говорит о том, что само
по себе написание регламента — это незначитель-
ная часть работы. Регламент не может работать без
пересмотра комплекта стандартов и сводов правил,
которые за ним закреплены.
Сейчас, к примеру, готовится к утверждению тех-
нический регламент о безопасности строительных
материалов. Доказательной базой данного регла-
мента станет перечень стандартов на строитель-
ные материалы, которые у нас сегодня существуют.
Как будет на практике работать этот документ и как
работают на практике аналогичные европейские
директивы? Если, условно говоря, я производитель
и ко мне приходит проверяющая организация и
спрашивает «Как вы выполняете требования техни-
ческого регламента о безопасности строительных
материалов и изделий, который является обяза-
тельным, как федеральный закон?». Если я произ-
вожу кирпич по стандарту, который закреплен за
данным регламентом, то автоматически я выполняю
требования закона. Многих вводит в заблуждения
фраза в законе о техническом регулировании, что
стандарты являются документами добровольного
применения. Ее бы надо было сформулировать по-
другому, что данные документы имеют доброволь-
ность на стадии выбора их как доказательной базы.
Т.е. как только я заявил, что я произвожу кирпич по
такому-то стандарту, все требования данного стан-
дарта становятся сразу же обязательными. И, ко-
нечно, очень важно, чтобы за каждым регламентом
был закреплен федеральный орган исполнитель-
ной власти, ответственный за исполнение данного
регламента и, конечно же, должен быть продуман-
ный план работы по внедрению этого регламента в
жизнь.
Неслучайно данную конференцию мы проводим
совместно с Министерством по Чрезвычайным
ситуациям. Этот регламент из всех регламентов —
уникален, и вот почему. Больше года назад, когда
был подготовлен проект данного регламента и наш
Комитет РСПП анализировал этот документ, было
выявлено много вопросов, которые требовали до-
полнительного согласования, привязки и вопросы
требовали пересмотра, потому что трудно проду-
мать и сразу изменить всю систему пожарного над-
зора без каких-то недочетов, без естественных
ошибок. И наш комитет разослал проект по многим
предприятиям, получили большое количество за-
мечаний, которые передали и разработчикам ре-
гламента, и в Минпромэнерго, и в Администрацию
Президента.
Надо сказать, что по многим положениям проект
регламента был пересмотрен и наши предложения,
Администрация
Президента
России
Правительство
России
Федеральное
Собрание России
Ростех-
регулирование
Отраслевые
союзы
Промышленные
предприятия,
корпорации
Региональные
отделения РССП
КОМИТЕТ РСПП ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ,
СТАДАРТИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
85
Актуально
предложения промышленности нашли свое отра-
жение в конечном варианте регламента. Понятно,
что документ новый и может вызывать целый ряд
вопросов, поэтому при согласовании данного до-
кумента мы договорились с министром Шойгу о
том, что МЧС, РСПП и союз «Опора России» создают
совместную трехстороннюю комиссию для мони-
торинга применения регламента и для быстрого
устранения тех недостатков, которые будут выяв-
лены в ходе его применения. Проведение сегод-
няшней конференции является одним из шагов в
данной общей программе. При МЧС создана комис-
сия, которая регулярно рассматривает замечания к
нормативным документам в этой сфере, что позво-
ляет нам в максимально короткие сроки устранять
недостатки, которые будут выявляться. К сожале-
нию, по другим регламентам такая работа пока не
организована.
Если вернуться к программе разработки регла-
ментов, то первая программа предусматривала
разработку 280 регламентов, и провозглашалось,
что мы напишем 400 регламентов и выбросим
20 тыс. стандартов, что понятно было не совсем
разумной позицией. Предыдущая программа со-
держала 62 регламента. Последняя программа,
которая была принята в апреле этого года, со-
держит 17 обязательных регламентов, которые
перечислены в федеральном законе о техниче-
ском регулировании, в его последней редакции.
Часть этих регламентов принята, часть — нахо-
дится в высокой степени готовности. Но то, что
сегодня в реальной программе 17 регламентов
делает возможным то, что данная программа будет
выполнена.
По закону реформа должна заканчиваться в 2010
году, т.е. в 2010 году мы должны завершить разра-
ботку всех регламентов. А все стандарты и другие
документы утрачивают свою силу. Очевидно, что
сроки реформы необходимо либо переносить,
либо убирать срок окончания реформы, потому что
к 2010 году, за год работы по пересмотру всей нор-
мативной базы не выполнить. Разрабатывать новые
стандарты зачастую просто некому.
Почему мы говорим об участии промышленно-
сти в реформе и как эта промышленность сможет
реально повлиять на реформу? Наш комитет рабо-
тает пять лет, и в начале нашей деятельности мы
слышали такие отзывы, когда призывали промыш-
ленность принять участие в рассмотрении регла-
ментов, нам говорили «вы там, в Москве, напишите,
а мы на местах разберемся, нужно нам это или нет».
Сегодня уже выходят реальные федеральные за-
коны, требования которых хотите вы того или не
хотите, надо выполнять. Если эти требования рас-
ходятся с вашим представлением о производстве,
это становится вашей проблемой и порой очень
серьезной.
Пример из регламента о пожарной безопасно-
сти: это таблица, которая определяет требования
к напольному покрытию на путях эвакуации. Что
такое пути эвакуации? Это все коридоры, лестнич-
ные площадки, лестничные марши и т.д. Правда,
это требование применяется, вроде как, только к
строящимся зданиям, но, тем не менее, существую-
щая сегодня таблица в регламенте и показатель B1
говорит о том, что все коридоры и лестничные пло-
щадки должны быть покрыты либо керамической
плиткой, либо камнем, т.е. ни в одном коридоре не
допускается ни линолеум, ни паркет, ни ковровые
дорожки и т.д. Все мы сегодня шли по паркету и по
ковровой дорожке. Если бы это здание строилось
сегодня, там должна была бы быть керамическая
плитка.
Понятно, что можно сделать вообще все него-
рячим и тогда пожаров не будет, но удобно ли нам
будет сидеть на каменном или железном стуле и
ходить только по каменным полам? Понятно, что
сделать в коридорах детского садика, или боль-
ницы, или школы вместо линолеума, который и
менее травмоопасен и имеет хорошую теплоизо-
ляцию, керамическую плитку, наверное, это не
всегда удобно. Поэтому сегодня мы вышли на МЧС,
и сейчас готовятся изменения с тем, чтобы разре-
шить применение на путях эвакуации в качестве
напольных покрытий и линолеум, и паркет, и дру-
гие материалы. Другой вопрос, что при выборе ли-
нолеума для покрытия путей эвакуации еще надо
будет выбирать материал, который имеет мень-
шую горючесть и дымообразование при горении.
Может быть, он будет немного дороже, но зато он
будет более безопасен в случае пожара. Такие ва-
рианты тоже есть.
Только одна перепутанная буква в большом до-
кументе сразу ставит колоссальную проблему и
для строителей, и для пользователей, и для произ-
водителей того же линолеума. Поэтому мы сегодня
настоятельно обращаемся к представителям нашей
промышленности, с просьбой очень вниматель-
но взвешивать проекты технических регламен-
тов, которые сегодня находятся на рассмотрении.
Эти проекты публикуются и нас сайте Минпром-
торга, и на сайте Ростехрегулирования. Отдель-
ные регламенты находятся также на сайте нашего
комитета.
Если раньше мы говорили о том, какими должны быть регламенты, каким должен быть закон о техническом регулировании, то теперь уже принято 8 регламентов и сегодня мы вступаем в принципиально новую фазу реформы, в фазу конкретного применения технических регламентов в нашей повседневной жизни.