

62
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Режимные и технико-
экономические особенности
применения композитных проводов
в задачах перспективного развития
распределительной сети 110 кВ
УДК
621.311.1:621.315.1
В
статье
представлен
сравнительный
анализ
пропускной
способности
распределитель
-
ной
сети
110
кВ
,
выполненной
воздушными
линиями
электропередачи
(
ВЛ
)
с
традицион
-
ным
сталеалюминиевым
проводом
и
с
высокотемпературным
композитным
проводом
.
По
результатам
расчетных
экспериментов
оценены
величины
максимума
передаваемой
мощности
в
зимних
и
летних
режимах
как
для
единичной
ВЛ
,
так
и
для
сложнозамкну
-
той
сети
.
Рассмотрены
качественные
и
количественные
преимущества
композитного
провода
с
точки
зрения
обеспечения
параметров
установившегося
режима
.
Предостав
-
лено
технико
-
экономическое
обоснование
эффективности
замены
провода
ВЛ
на
ком
-
позитный
в
сравнении
с
реконструкцией
ВЛ
,
строительством
второй
цепи
и
повышением
класса
напряжения
ВЛ
.
Результаты
статьи
востребованы
различными
субъектами
энер
-
гетики
и
проектными
организациями
при
решении
задач
перспективного
развития
рас
-
пределительной
сети
.
Ключевые
слова
:
композитные
провода
,
распределительная
сеть
,
установившиеся
режимы
,
пропускная
способность
,
перспективное
развитие
Замарин
Д
.
О
.,
ведущий
специалист
отдела
перспективного
развития
и
энерго
-
эффективности
ПАО
«
Россети
Урал
»
Самойленко
В
.
О
.,
к
.
т
.
н
.,
доцент
кафедры
АЭЛС
ФГАОУ
ВО
«
УрФУ
имени
первого
Президента
России
Б
.
Н
.
Ельцина
»
Зайков
И
.
А
.,
начальник
отдела
перспективного
развития
и
энергоэффективности
ПАО
«
Россети
Урал
»
ПРОБЛЕМАТИКА
ПЕРСПЕКТИВНОГО
РАЗВИТИЯ
НАГРУЖЕННЫХ
ГОРОДСКИХ
И
ПРИГОРОДНЫХ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ
СЕТЕЙ
110
КВ
В
ходе
решения
задач
перспективного
развития
распределительной
электри
-
ческой
сети
110
кВ
периодически
воз
-
никают
схемно
-
режимные
ситуации
,
требующие
существенного
увеличе
-
ния
пропускной
способности
ВЛ
в
стес
-
ненных
условиях
без
практической
возможности
изменения
габаритов
ВЛ
,
трассы
ее
прохождения
и
количества
цепей
.
Так
,
с
2022
по
2024
год
в
Ураль
-
ском
федеральном
округе
неодно
-
кратно
и
спонтанно
запрашивалось
технологическое
присоединение
про
-
мышленных
потребителей
электри
-
ческой
мощностью
свыше
25
МВт
,
от
-
сутствующих
в
схемах
и
программах
развития
[1]
или
иных
документах
по
перспективному
развитию
[2].
При
этом
технологическое
присоединение
этих
нагрузок
планировалось
к
сети
,
не
имеющей
собственных
центров
питания
напряжением
220
кВ
и
выше
,
а
также
объектов
генерации
.
К
при
-
меру
,
подключение
нового
крупного
микрорайона
г
.
Екатеринбурга
мощ
-
ностью
104,7
МВт
требует
нетриви
-
альных
вариантов
реконструкции
ВЛ
110
кВ
Южная
—
Гвоздика
с
отпайка
-
ми
,
ВЛ
110
кВ
Южная
—
Полевская
с
отпайками
из
-
за
значительного
пре
-
вышения
длительно
допустимой
токо
-
вой
нагрузки
(
ДДТН
).
Возникновение
промышленных
нагрузок
45
МВт
при
-
водит
к
необходимости
замены
прово
-
да
нескольких
ВЛ
110
кВ
общей
протя
-
женностью
более
120
км
по
транзиту
ПС
220
кВ
«
Малахит
» —
ПС
110
кВ
«
Колюткино
»
на
провод
,
обеспечи
-
вающий
передачу
мощности
более
100
МВт
.
Подобные
схемно
-
режимные
ситуа
-
ции
возникают
также
вследствие
того
,
что
рассматриваемое
сочетание
новой
нагрузки
и
расчетных
условий
не
воз
-
никало
за
весь
период
эксплуатации
ВЛ
и
не
может
быть
получено
оценкой
существующей
токовой
загрузки
ВЛ
,
но
именно
оно
является
определяющим
при
выборе
провода
ВЛ
110
кВ
на
пер
-
спективу
[3, 4].
Повышение
пропускной
способно
-
сти
ВЛ
—
старейшая
тема
научных
ис
-
следований
,
актуальная
с
XIX
века
[5].
Известно
[6, 7, 8],
что
для
ВЛ
на
корот
-
ких
расстояниях
,
соответствующих
про
-
тяженности
городских
и
пригородных

63
сетей
110
кВ
,
максимум
переда
-
ваемой
активной
мощности
огра
-
ничивается
преимущественно
ДДТН
провода
ВЛ
,
в
то
время
как
величины
напряжения
по
концам
передачи
отклоняются
в
допу
-
стимых
пределах
.
Большинство
эксплуатируемых
опор
ВЛ
110
кВ
рассчитаны
на
применение
в
ти
-
повых
проектах
с
максимальным
сечением
провода
не
более
чем
АС
-185 [9],
повышение
которого
затруднительно
по
условию
не
-
сущей
способности
опор
.
Рекон
-
струкция
ВЛ
с
дорасстановкой
или
заменой
опор
(
в
том
числе
на
многогранные
),
строительство
новых
цепей
ВЛ
,
замена
ВЛ
на
ка
-
бельную
линию
электропередачи
зачастую
или
не
представляются
возможными
ввиду
ограничений
на
сервитут
(
землеотвод
),
или
не
-
рентабельны
.
В
рассматриваемых
услови
-
ях
целесообразным
является
рассмотрение
в
качестве
ва
-
рианта
решения
применение
композитных
проводов
,
так
как
они
существенно
превосходят
традиционные
сталеалюмини
-
евые
провода
по
удельным
по
-
казателям
ДДТН
в
Амперах
на
1
мм
2
сечения
и
на
1
кг
массы
,
что
позволяет
избегать
рекон
-
струкций
ВЛ
110
кВ
с
изменени
-
ем
габаритных
и
конструктив
-
ных
характеристик
существую
-
щих
опор
ВЛ
.
В
настоящее
время
в
РФ
из
-
вестны
следующие
типы
и
марки
так
называемых
высокотемпера
-
турных
проводов
: ACCC, ACCR,
ACSS, HTLS, GZTACSR, INVAR
Conductors, TACSR, CFCC
и
т
.
д
.
Такие
провода
обладают
схо
-
жими
характеристиками
(
высо
-
кая
температурная
стойкость
,
низкая
стрела
провеса
,
термо
-
стабильность
,
высокая
механи
-
ческая
прочность
,
малый
вес
провода
и
высокая
ДДТН
[10, 11,
12]).
В
ЕЭС
России
композитные
провода
используются
в
ради
-
альных
нагруженных
ВЛ
110
кВ
,
к
примеру
:
–
ВЛ
110
кВ
Снежная
—
Западно
-
Салымская
I (II)
цепь
с
отпай
-
кой
на
ПС
«
Эвихон
» (
участок
ПС
220
кВ
«
Снежная
» —
от
-
пайка
на
ПС
«
Эвихон
») —
ACCC 285;
–
ВЛ
110
кВ
Иркутская
ТЭЦ
-10 —
Еловка
с
отпайками
— ACCC
380;
–
ВЛ
110
кВ
Иркутская
ТЭЦ
-10 —
Ново
-
Ленино
с
отпайками
—
ACCC 380;
–
ВЛ
110
кВ
Восточная
—
Инс
-
кая
I (II)
цепь
с
отпайками
—
ACCC 165;
–
КВЛ
110
кВ
Очаково
—
Медве
-
девская
I (II)
цепь
— ACCR 470;
–
КВЛ
110
кВ
Очаково
—
Немчи
-
новка
I (II)
цепь
— ACCR 300;
–
КВЛ
110
кВ
Пермь
—
Пермская
ТЭЦ
-6 I (II)
цепь
с
отпайками
—
ACCR 297-
Т
16.
Использование
проводов
с
вы
-
сокой
ДДТН
представлено
в
ли
-
тературе
в
части
концепции
[10],
обзора
конструктивных
параме
-
тров
[12, 13]
и
успешных
практи
-
ческих
примеров
применения
[12].
Однако
более
детальных
иссле
-
дований
требовали
следующие
вопросы
,
рассмотренные
в
насто
-
ящей
статье
и
составляющие
ее
научную
новизну
и
практическую
значимость
:
1.
Нормативные
режимные
ус
-
ловия
,
при
которых
проявляются
преимущества
композитного
про
-
вода
перед
традиционными
.
2.
Особенности
расчета
элек
-
троэнергетических
режимов
сетей
разной
топологии
с
композитным
проводом
.
3.
Технико
-
экономическая
эф
-
фективность
применения
компо
-
зитных
проводов
на
ВЛ
110
кВ
при
перспективном
развитии
.
4.
Обобщенные
количествен
-
ные
оценки
преимуществ
и
недо
-
статков
композитных
проводов
в
задачах
перспективного
развития
.
В
статье
не
ставились
зада
-
чи
рассмотрения
механической
стойкости
,
надежности
и
ресурса
композитных
проводов
,
а
также
управления
жизненным
циклом
ВЛ
110
кВ
с
композитным
прово
-
дом
.
Такие
вопросы
требуют
до
-
полнительных
исследований
[10,
11, 13].
Рассмотрение
особенно
-
стей
расчетов
установившихся
электроэнергетических
режимов
сети
производится
на
примере
провода
марки
ACCC.
Результаты
применимы
также
для
проводов
марки
ACCR
и
других
проводов
,
демонстрирующих
схожие
с
ACCC
свойства
.
СОПОСТАВЛЕНИЕ
РЕЖИМОВ
В
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ
СЕТЯХ
,
ВЫПОЛНЕННЫХ
КОМПОЗИТНЫМ
И
СТАЛЕАЛЮМИНИЕВЫМ
ПРОВОДАМИ
Степень
термостабильности
.
При
расчете
электроэнергети
-
ческих
режимов
сетей
с
компо
-
зитными
проводами
необходимо
учитывать
следующие
особен
-
ности
:
1.
Удельное
активное
сопро
-
тивление
токопроводящей
части
композитных
проводов
в
расчете
на
1
мм
2
сечения
на
5–20%
боль
-
ше
,
чем
у
традиционных
,
так
как
в
алюминиевый
сплав
для
термо
-
стойкости
добавлен
цирконий
—
металл
с
высоким
удельным
со
-
противлением
[13, 14].
2.
Для
ВЛ
с
композитным
про
-
водом
в
тяжелых
по
токовой
за
-
грузке
режимах
целесообразно
учитывать
изменение
активно
-
го
сопротивления
провода
.
При
температурах
композитного
про
-
вода
+25°C
и
+210°C
разница
удельного
активного
сопротивле
-
ния
достигает
87% [12, 13].
Одна
-
ко
нелинейность
пропускной
спо
-
собности
ВЛ
по
ДДТН
вследствие
изменения
активного
сопротив
-
ления
композитного
провода
даже
в
таких
режимах
меньше
,
чем
у
традиционного
,
что
поясня
-
ется
расчетом
ниже
.
И
сопротивление
,
и
ДДТН
зна
-
чительно
изменяют
свое
значение
в
зависимости
от
температуры
нагрева
провода
и
температуры
наружного
воздуха
(
ТНВ
).
Кор
-
рекция
соответствующих
пара
-
метров
может
быть
выполнена
в
соответствии
с
положениями
СТО
[15]:
пересчет
удельного
ак
-
тивного
сопротивления
провода
в
зависимости
от
температуры
через
температурный
коэффи
-
циент
сопротивления
r
,
расчет
температуры
провода
в
зависи
-
мости
от
температуры
наружного
воздуха
t
тнв
,
расчет
ДДТН
прово
-
да
в
зависимости
от
температуры
провода
t
пр
.
Зависимости
удельного
актив
-
ного
сопротивления
и
ДДТН
для
традиционного
и
композитного
проводов
от
ТНВ
представлены
на
рисунке
1.
№
6 (87) 2024

64
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Зависимости
получены
на
приме
-
ре
проводов
АСО
-300
и
ACCC 285,
являющихся
самыми
крупными
из
типовых
на
классе
напряжения
110
кВ
.
По
результатам
расчетов
в
диа
-
пазоне
от
–32°C
до
+30°C
ДДТН
тра
-
диционного
провода
изменяется
на
62%,
тогда
как
у
композитного
про
-
вода
изменяется
на
33%.
Активное
сопротивление
традиционного
про
-
вода
изменяется
на
25%,
а
у
компо
-
зитного
провода
на
26% (
безотно
-
сительно
степени
загрузки
,
которая
может
повышать
сопротивление
на
1
порядок
).
Таким
образом
,
по
со
-
вокупности
двух
параметров
можно
сделать
вывод
,
что
композитный
провод
по
своим
электрическим
свойствам
более
термостаби
-
лен
:
менее
чувствителен
к
внеш
-
ним
условиям
(
как
погода
),
но
более
чувствителен
к
складываю
-
щемуся
в
системе
электрическому
режиму
.
Максимум
передаваемой
ак
-
тивной
мощности
единичной
ВЛ
110
кВ
.
В
рамках
исследова
-
ния
предела
передаваемой
ак
-
тивной
мощности
единичной
ВЛ
110
кВ
был
выбран
традицион
-
ный
провод
АСО
-300
и
близкий
по
сечению
композитный
провод
АССС
285.
Сечения
проводов
вы
-
браны
максимально
доступные
на
классе
напряжения
110
кВ
при
применении
типовых
решетчатых
промежуточных
опор
серий
ЦП
5-X
или
П
-110-Y
с
условием
их
более
частой
на
50%
расстановки
.
В
ПК
RastWin3
выполнялись
расчеты
для
радиальной
схемы
с
единичной
ВЛ
при
ТНВ
равной
+25°C, –32°C, +30°C.
После
первой
итерации
установившегося
режима
полученные
параметры
(
R
и
ДДТН
)
пересчитывались
в
соответствии
с
формулами
,
представленными
в
таблице
1.
После
второй
итера
-
ции
результат
записывался
в
ито
-
говую
таблицу
,
затем
длина
про
-
водника
увеличивалась
на
5
км
.
ВЛ
удлинялась
до
тех
пор
,
пока
ее
длина
не
стала
равна
50
км
.
Графики
зависимости
макси
-
мальной
передаваемой
активной
мощности
от
дальности
передачи
P
=
f
(
L
)
с
учетом
ограничений
по
ДДТН
и
минимально
допустимо
-
му
напряжению
(
принято
90%
от
номинального
)
для
проводов
АСО
-300
и
ACCC 285
представле
-
ны
на
рисунке
2.
Исходя
из
полученных
результа
-
тов
расчетов
установившихся
элек
-
троэнергетических
режимов
можно
сделать
следующие
выводы
:
1.
Применение
высокотемпе
-
ратурного
композитного
провода
увеличивает
пределы
передавае
-
мой
активной
мощности
единич
-
ной
ВЛ
110
кВ
до
48
МВт
(+25%)
на
расстояниях
до
20
км
.
2.
При
сравнении
результатов
расчетов
для
традиционных
про
-
ДДТН
,
А
R
o
,
Ом
/
км
Зависимость
ДДТЕ
от
ТНВ
Зависимость
R
o
от
ТНВ
1700
1450
1200
950
700
0,18
0,17
0,16
0,15
0,14
0,13
0,12
0,11
0,10
0,09
0,08
–35 –30 –25 –20 –15 –10 –5 0 5 10 15 20 25 30
–35 –30 –25 –20 –15 –10 –5 0 5 10 15 20 25 30
t
, °
С
t
, °
С
АСО
-300
АСО
-300
АССС
285
АССС
285
1546
(+31%)
0,126
(–24%)
0,133
(–19%)
0,149
(–10%)
0,155
(–6%)
0,165
(0%)
0,168
(+2%)
0,118
(+2%)
0,115
(0%)
0,109
(–6%)
0,104
(–10%)
0,095
(–17%)
0,089
(–23%)
1407
(+20%)
1320
(+12%)
1260
(+7%)
1176
(+0%)
757
(–6%)
803
(0%)
928
(+16%)
1082
(+35%)
1114
(+39%)
1252
(+56%)
1150
(–20%)
Рис
. 1.
Зависимости
ДДТН
и
удельного
сопротивления
от
ТНВ
Табл
. 1.
Составляющие
пересчета
параметров
ВЛ
110
кВ
Формула
Составляющие
Удельное
активное
сопротивление
провода
R
=
R
20
(1 +
r
(
t
пр
– 20°C))
R
20
—
удельное
сопротивление
провода
при
ТНВ
+20°C,
Ом
r
—
температурный
коэффициент
сопротивления
,
К
–1
t
пр
—
температура
проводника
, °C
Длительно
допустимый
ток
нагрузки
P
в
+
P
с
I
д
=
√
k
м
·
k
п
·
R
20
(1 +
r
(
д
– 20)
P
в
—
мощность
,
отдаваемая
проводом
в
воздух
за
счет
конвектив
-
ного
теплообмена
,
Вт
P
с
—
мощность
солнечного
излучения
,
поглощаемая
проводом
,
Вт
k
м
—
коэффициент
,
учитывающий
магнитные
потери
в
стальном
сердечнике
,
не
используемый
в
расчетах
для
композитного
провода
k
п
—
коэффициент
,
учитывающий
поверхностный
эффект
,
приня
-
тый
равным
1,05
д
—
допустимая
температура
провода
, °C
Температура
провода
k
п
·
k
м
·
I
2
загр
·
R
20
(1 – 20
·
r
) +
P
с
+ (
к
·
л
)
F
·
t
тнв
t
пр
=
(
к
+
л
)
F
+
k
п
·
k
м
·
I
2
загр
·
R
20
·
r
к
—
коэффициент
,
учитывающий
действие
конвекции
,
Вт
/(
м
2
·
°C)
л
—
коэффициент
,
учитывающий
действие
конвекции
,
Вт
/(
м
2
·
°C)
F
—
площадь
поверхности
теплообмена
,
м
2
t
тнв
—
температура
наружного
воздуха
, °C

65
водов
с
учетом
и
без
учета
актив
-
ного
сопротивления
разница
со
-
ставляет
U
= 5,9%,
I
= 14,4%,
для
композитных
проводов
U
= 4,5%,
I
= 8,3%.
Максимум
передаваемой
ак
-
тивной
мощности
сложнозам
-
кнутой
сети
110
кВ
.
1.
Описание
расчетной
мо
-
дели
.
Анализ
пропускной
способ
-
ности
сети
выполнялся
на
осно
-
ве
исследовательской
расчетной
модели
IEEE 14 Nodes.
Модель
из
14
узлов
воспроизводит
распре
-
делительную
сеть
110
кВ
и
систе
-
мообразующую
сеть
220
кВ
.
Для
адаптации
модели
под
параметры
ЕЭС
России
реактивные
сопро
-
тивления
и
проводимости
приве
-
дены
к
частоте
50
Гц
,
напряжение
базисного
узла
принято
242
кВ
,
су
-
ществующие
в
модели
маломощ
-
ные
автотрансформаторы
замене
-
ны
на
АТДЦТН
-200000/220/110,
про
-
вода
ВЛ
220
кВ
заменены
на
АС
-240,
провода
ВЛ
110
кВ
—
на
АС
-150
и
АССС
160
соответственно
.
Выбор
проводов
обусловлен
их
широким
применением
СТСО
в
городских
и
пригородных
районах
.
Также
до
-
бавлены
ДДТН
для
проводов
АС
-150
и
АССС
160
в
зависимости
от
ТНВ
.
Графическое
отображение
рас
-
четной
модели
представлено
на
рисунке
3.
2.
Рассматриваемые
норма
-
тивные
возмущения
и
допуще
-
ния
.
Нормативные
возмущения
выбраны
в
соответствии
с
требо
-
Рис
. 2.
Зависимость
P
=
f
(
L
)
для
проводов
марок
ACO-300
и
АССС
285
АСО
-300
АССС
285
P
,
МВт
P
,
МВт
L
,
км
L
,
км
250
200
150
100
50
250
200
150
100
50
10 20 30 40 50
10 20 30 40 50
0
0
Ограничение
по
I
ддтн
Ограничение
по
I
ддтн
Ограничение
по
U
млн
Ограничение
по
U
млн
–25°
С
ДДТН
. –25°
С
ДДТН
. +30°
С
R
. –32°
С
R
. +32°
С
ДДТН
и
R
. +25°
С
ДДТН
и
R
. –32°
С
ДДТН
и
R
. +32°
С
Рис
. 3.
Графическое
отображение
расчетной
модели
12
8,6+J2,9
19+J8,6
25,3+J4,2
21+J8,1
120,95
0,2–J19,1
3+J0,2
121,7
121,6
12,6+J3,8
41,6+J22,7
–J21,3
6,4+J6,5
8,5–J1,6
12,7+J7,7
4,9+J2,5
7,6+J1,6
231,31
+J25,1
229,87
64,2–J12
2,8+J19,3
63,3+J10,4
18,6–J2,9
94,2+J19
47,8–J3,9
63,1+J0,8
90,6+J1,8
272,1–J25,5
181,4–J27,3
50,2–J2,7
65,3–J4,8
78,3+J1,8
21,7+J12,7
40+J43,6
237,83
2
121,32
+J17,6
124,5
232,32
6,1+J0,3
15,8+J9,8
11,2–J1
122,19
120,33
11+J0,3
+J12,3
119,08
2,4–J
13
14
11
10
9
7
4
3
8
5
6
1
242
15
67
46
49
91
163
122
438
216
31
15
160
42
53
54
122
157
49
190
159
120,7
№
6 (87) 2024

66
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
Табл
. 2.
Объем
капитальных
затрат
для
реконструкции
1
км
ВЛ
110
кВ
№
п
/
п
Наименование
вида
затрат
АСО
-300
ACCC 160
1
Стоимость
опор
,
тыс
.
₽
11 025,15
–
2
Стоимость
монтажных
работ
,
тыс
.
₽
4893,10
–
3
Стоимость
провода
,
тыс
.
₽
2161,18
2041,67
4
Стоимость
грозотроса
,
тыс
.
₽
–
353,82
5
Стоимость
гирлянды
изоляторов
,
тыс
.
₽
427,87
427,87
6
Стоимость
ПИР
,
тыс
.
₽
1477,91
1477,91
7
Стоимость
ДПТ
,
тыс
.
₽
256,72
–
8
Стоимость
кадастровых
работ
,
тыс
.
₽
30,51
–
Итого
,
тыс
.
₽
20 272,44
4301,27
283
Рис
. 4.
Передаваемая
активная
мощность
сети
110
кВ
при
ТНВ
–32°
С
283
3
3
283
283
3
283
283
3
3
300
200
100
0
Нормальная
схема
АО
АТР
(
Ветвь
4–9)
АО
СШ
110
кВ
на
ПС
№
9
АО
СШ
110
кВ
на
ПС
№
6
Ремонт
АТР
(
Ветвь
5–6)
и
АО
АТР
(
Ветвь
4–9)
Ремонт
ВЛ
110
кВ
№
6 —
№
12
и
АО
ВЛ
110
кВ
№
9 –
№
14
336
341
310
313
230
242
175
193
168
190
265
Провод
АС
-150
Провод
АССС
160
Рис
. 5.
Передаваемая
активная
мощность
сети
110
кВ
при
ТНВ
+30°
С
300
200
100
0
Нормальная
схема
АО
АТР
(
Ветвь
4–9)
АО
СШ
110
кВ
на
ПС
№
9
АО
СШ
110
кВ
на
ПС
№
6
Ремонт
АТР
(
Ветвь
5–6)
и
АО
АТР
(
Ветвь
4–9)
Ремонт
ВЛ
110
кВ
№
6 —
№
12
и
АО
ВЛ
110
кВ
№
9 –
№
14
332
324
233
309
204
228
168
180
110
165
222
290
Провод
АС
-150
Провод
АССС
160
Таким
образом
,
в
сложноза
-
мкнутой
электрической
сети
110
кВ
композитные
провода
на
20–40%
повышают
предел
передаваемой
ак
-
тивной
мощности
,
преимуществен
-
но
в
ремонтных
схемах
в
режимах
летних
максимумов
,
в
которых
пре
-
дел
зависит
в
большей
степени
от
токовой
загрузки
ВЛ
110
кВ
.
В
режи
-
мах
зимних
максимумов
вследствие
ограничений
МДН
на
шинах
ПС
110
кВ
прирост
составляет
5–10%.
ТЕХНИКО
-
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СРАВНЕНИЕ
ВЛ
С
ТРАДИЦИОННЫМ
И
С
КОМПОЗИТНЫМ
ПРОВОДОМ
Объем
капитальных
затрат
для
реконструкции
ВЛ
.
Объем
капи
-
тальных
вложений
для
проведе
-
ния
реконструкции
или
сетевого
строительства
одноцепной
ВЛ
110
кВ
определялся
на
основании
действующей
нормативно
-
техни
-
ческой
документации
по
оценке
затрат
на
сетевое
строительство
,
используемой
для
задач
перспек
-
тивного
развития
сети
[17].
В
на
-
стоящее
время
типовым
реше
-
нием
для
увеличения
пропускной
способности
сети
110
кВ
является
реконструкция
существующих
ВЛ
с
заменой
на
провод
с
б
ó
льшим
сечением
.
Как
правило
,
это
ведет
к
необходимости
замены
,
а
иногда
и
дорасстановки
опор
по
трассе
ВЛ
110
кВ
.
В
случае
использова
-
ния
композитного
провода
(
как
АССС
160)
замена
опор
не
тре
-
буется
.
Однако
возникает
необхо
-
димость
менять
или
перетягивать
существующий
грозотрос
,
так
как
его
стрела
провеса
окажется
больше
стрелы
провеса
композит
-
ного
провода
,
что
противоречит
требованиям
ПУЭ
.
ваниями
действующей
норматив
-
но
-
технической
документации
по
расчету
электрических
режимов
в
задачах
перспективного
раз
-
вития
сети
[3, 4, 16].
Критериями
максимума
передаваемой
мощ
-
ности
выступали
непревышение
ДДТН
и
отсутствие
снижения
на
-
пряжения
ниже
минимально
допу
-
стимого
(
МДН
),
равного
88,55
кВ
,
и
аварийно
допустимого
напряже
-
ния
(
АДН
),
равного
84,70
кВ
.
Для
расчетов
режимов
в
нормальных
и
ремонтных
схемах
принято
до
-
пущение
,
что
ДДТН
равен
АДТН
.
3.
Результаты
расчетов
слож
-
нозамкнутой
сети
.
Полученные
результаты
передаваемой
актив
-
ной
мощности
в
сложнозамкнутой
электрической
сети
110
кВ
при
ТНВ
–32°
С
и
+30°
С
представлены
на
рисунках
4
и
5
соответственно
.
283

67
В
таблице
2
представлен
расчет
удельных
затрат
для
реконструк
-
ции
существующей
одноцепной
ВЛ
для
проводов
АС
-300
и
ACCC 160.
Разница
между
объемами
ка
-
питальных
затрат
на
реконструк
-
цию
существующей
одноцепной
ВЛ
110
кВ
составляет
79%
в
поль
-
зу
композитного
провода
.
Таким
образом
,
применение
композит
-
ных
проводов
при
реконструкции
ЛЭП
в
городах
существенно
эко
-
номичнее
,
так
как
не
требует
капи
-
тальных
вложений
на
реконструк
-
цию
опор
и
их
установку
.
Объем
капитальных
затрат
для
строительства
вновь
вво
-
димой
ВЛ
.
Среднестатистическая
пригородная
ВЛ
110
кВ
оснащена
проводом
марки
АС
-150
на
опо
-
рах
по
типовому
проекту
.
В
слу
-
чае
использования
композитных
проводов
альтернативой
является
провод
марки
ACCC 160,
приме
-
нение
которого
позволяет
суще
-
ственно
увеличить
передаваемую
мощность
единичной
ВЛ
,
а
в
не
-
которых
случаях
и
снизить
потери
электроэнергии
.
На
круговой
диаграмме
,
пред
-
ставленной
на
рисунке
6,
ото
-
бражены
результаты
технико
-
экономического
сопоставления
стоимости
строительства
одно
-
цепной
ВЛ
110
кВ
на
1
километр
,
выполненной
с
использованием
традиционного
и
композитного
проводов
.
В
таблице
3
представлены
ка
-
питальные
затраты
для
вновь
вводимой
в
эксплуатацию
одно
-
цепной
ВЛ
на
1
км
и
удельные
по
-
казатели
капитальных
затрат
на
передаваемый
1
А
и
1
МВт
макси
-
мальной
загрузки
.
Из
полученных
результатов
следует
,
что
доля
стоимости
про
-
вода
от
всех
капитальных
вложе
-
ний
в
строительство
ВЛ
110
кВ
составляет
около
8%
для
тради
-
ционного
провода
и
около
12%
для
композитного
провода
.
Это
в
3,3–5,3
раза
меньше
,
чем
затра
-
ты
на
опоры
,
и
оказывает
незна
-
чительное
влияние
на
итоговые
значения
капитальных
затрат
.
При
этом
удельные
показатели
компо
-
зитного
провода
по
капитальным
вложениям
выгоднее
на
29–35%.
Результаты
технико
-
экономи
-
ческого
сопоставления
удельных
показателей
ВЛ
110
кВ
для
раз
-
личных
комбинаций
опор
и
прово
-
да
представлены
в
таблице
4.
Как
видно
из
данных
табли
-
цы
4,
применение
ACCC 160
вы
-
игрывает
по
удельным
показате
-
лям
передаваемой
мощности
на
классе
напряжения
110
кВ
для
типовых
задач
внешнего
электро
-
снабжения
в
городских
и
приго
-
родных
условиях
при
мощностях
в
несколько
десятков
МВА
.
В
случае
значений
передавае
-
мой
мощности
,
близких
к
предель
-
ным
на
классе
напряжения
110
кВ
,
при
рассмотрении
альтернатив
реконструкции
имеет
смысл
при
-
менение
композитного
провода
ACCC 285.
Строительство
новой
ВЛ
110
кВ
с
традиционным
про
-
водом
оказывается
экономичнее
по
удельным
показателям
только
в
случае
,
если
ВЛ
построена
в
га
-
баритах
220
кВ
с
перспективой
ее
переключения
на
класс
напряже
-
ния
220
кВ
.
Учет
разницы
в
потерях
элек
-
троэнергии
.
Расчет
дисконти
-
рованных
затрат
в
соответствии
с
методическими
указаниями
по
проектированию
[16]
позволяет
учесть
разницу
в
потерях
электро
-
Табл
. 3.
Капитальные
затраты
для
вновь
вводимой
ВЛ
110
кВ
на
один
км
Тип
провода
АС
-150
АССС
160
ДДТН
при
ТНВ
+25°
С
527
813
S
при
ТНВ
+25°
С
89
138
Капитальные
затраты
на
строительство
ВЛ
,
тыс
.
₽
15 528
16 280
Удельные
показатели
тыс
.
₽
/
А
29,46
20,02
тыс
.
₽
/
МВА
174,47
117,97
Табл
. 4.
Удельные
показатели
капиталовложений
ВЛ
110
кВ
на
1
км
Ти
п
опор
и
№
цепей
Ти
п
пров
о
д
а
U
но
м
,
кВ
ДДТН
+25°
С
, +25°
С
,
А
S
+25°
С
,
МВ
А
Составляющие
затрат
,
тыс
.
₽
/
км
Затраты
,
тыс
.
₽
Удельные
показатели
Строительств
о
Опоры
Пров
о
д
Гр
о
зо
тро
с
Из
о
ляция
тыс
.
₽
/
А
тыс
.
₽
/
МВ
А
Одноцепная
П
110-5
АС
-150
110
527
89
4893
6798
1290
354
428
13 763
26,1
154,6
Одноцепная
П
110-5
ACCC 160
110
813
138
4893
6798
2042
354
428
14 515
17,9
105,2
Одноцепная
П
220-5
АСО
-300
110
(220)
803
136
(272)
8813
8248
2161
354
675
20 251
25,2
(12,6)
148,9
(74,5)
Одноцепная
ЦП
5-1
АСО
-300
110
803
136
9624
11 025
2161
354
428
23 592
29,4
173,5
Одноцепная
ЦП
5-1
ACCC 285
110
1176
199
9624
11 025
2738
354
428
24 170
20,6
121,5
№
6 (87) 2024

68
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
энергии
для
провода
АС
-150
в
сравнении
с
АССС
160.
Составля
-
ющие
расчета
сведены
в
таблицу
5,
результаты
показаны
на
рисунке
7.
Из
сравнения
дисконтирован
-
ных
затрат
следует
,
что
провод
АССС
160
выгоднее
АС
-150
и
оку
-
пается
менее
чем
за
десять
лет
после
ввода
в
эксплуатацию
за
счет
снижения
потерь
вследствие
большего
сечения
.
СЛОЖНОСТИ
ВНЕДРЕНИЯ
КОМПОЗИТНЫХ
ПРОВОДОВ
.
НАПРАВЛЕНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЙ
Несмотря
на
теоретические
технико
-
экономические
преиму
-
щества
композитных
проводов
,
для
разных
классов
напряжения
и
разной
пропускной
способности
.
Отсутствуют
полноценные
Руко
-
водящие
указания
по
проектиро
-
ванию
ВЛ
с
композитными
прово
-
дами
.
3.
Не
выпускаются
«
стандарт
-
ные
»
опоры
ВЛ
и
грозотросы
,
которые
обеспечивают
реализа
-
цию
преимуществ
композитного
провода
в
низкой
стреле
провеса
и
малой
массе
.
4.
Требования
к
геометрии
ВЛ
и
методика
главы
2.5
ПУЭ
не
отра
-
жают
возможностей
композитного
провода
и
ограничивают
его
пре
-
имущества
.
5.
Закрепленный
в
нормативно
-
технической
документации
под
-
Табл
. 5.
Составляющие
расчета
дисконтированных
затрат
на
ВЛ
110
кВ
Формула
Составляющие
Дисконтированные
затраты
К
+
И
ао
+
И
п
З
дис
=
(1 +
E
)
t
З
дис
—
дисконтированные
затраты
для
проводов
,
тыс
.
₽
К
—
капитальные
затраты
в
t
-
году
,
тыс
.
₽
И
ао
—
издержки
на
эксплуатацию
и
ремонт
в
t
-
году
,
тыс
.
₽
И
п
—
издержки
на
потери
ЭЭ
,
кВт
·
ч
E
—
ставка
дисконтирования
E
= 8,5%
t
—
время
Издержки
на
потери
ЭЭ
И
п
=
Р
·
год
·
Ц
тариф
И
п
—
издержки
на
потери
,
тыс
.
₽
P
—
потери
активной
мощности
,
кВт
(
для
провода
АС
-150
P
= 210
кВт
,
для
провода
АССС
160
P
= 170
кВт
при
одинаковой
загрузке
)
год
—
годовое
число
часов
максимальных
потерь
,
ч
Ц
тариф
—
цена
на
оплату
технологического
расхода
(
потерь
)
в
электрических
сетях
,
руб
./
кВт
·
ч
Годовое
число
часов
максимальных
потерь
T
max
год
=
0,124 +
2
10 000
год
—
годовое
число
часов
максимальных
потерь
T
max
= 4500
ч
—
годовое
число
часов
максимальной
нагрузки
,
ч
Издержки
на
эксплуатацию
и
ремонт
ВЛ
в
году
t
И
ао
=
·
К
И
ао
—
издержки
на
эксплуатацию
и
ремонт
ВЛ
К
—
капитальные
затраты
в
t
-
году
,
тыс
.
₽
= 5,9% —
норма
ежегодных
отчислений
на
ремонт
и
обслуживание
ВЛ
примеры
успешного
использова
-
ния
на
реальных
объектах
энер
-
гетики
,
перечисленные
ранее
,
и
наличие
нескольких
производи
-
телей
подобных
проводов
на
тер
-
ритории
РФ
,
их
использование
в
настоящее
время
не
является
массовым
.
Основные
сложности
внедрения
:
1.
Эксплуатационные
характе
-
ристики
композитных
проводов
,
особенно
ресурс
(
долговечность
),
надежность
и
стойкость
к
внеш
-
ним
условиям
требуют
дополни
-
тельных
исследований
,
подтверж
-
денных
объемной
статистикой
.
2.
Отсутствуют
типовые
проек
-
ты
ВЛ
(
опора
-
арматура
-
изоляция
-
провод
)
с
композитным
проводом
Рис
. 6.
Расчет
капитальных
затрат
для
вновь
вводимой
в
эксплуатацию
одноцепной
ВЛ
на
один
километр
АС
-150
АССС
160
256,72; 2%
30,51; 0%
1477,91; 10%
427,87; 3%
353,82; 2%
1289,61; 8%
2041,67; 12%
353,82; 2%
427,87; 3%
1477,91; 9%
256,72; 2%
30,51; 0%
6798,18; 42%
16 280
тыс
.
р
.
15 528
тыс
.
р
.
6798,18; 44%
4893,10; 31%
4893,10; 30%
Стоимость
монтажных
работ
,
тыс
.
₽
Стоимость
ПИР
,
тыс
.
₽
Стоимость
опор
,
тыс
.
₽
Стоимость
гирлянды
изоляторов
,
тыс
.
₽
Стоимость
провода
,
тыс
.
₽
Стоимость
ДТП
,
тыс
.
₽
Стоимость
грозотроса
,
тыс
.
₽
Стоимость
кадастровых
работ
,
тыс
.
₽

70
ВОЗДУШНЫЕ
ЛИНИИ
ход
к
перспективному
развитию
,
при
котором
провод
ВЛ
выбира
-
ется
округлением
сечения
в
боль
-
шую
сторону
без
заложения
запа
-
са
,
и
сравнительно
частая
замена
провода
при
росте
нагрузки
сни
-
жают
преимущества
композитного
провода
,
эффективного
для
при
-
менения
по
принципу
«
построил
-
забыл
».
6.
Композитные
провода
не
полностью
совместимы
с
вну
-
тренними
требованиями
отдель
-
ных
субъектов
энергетики
РФ
к
перечню
применяемых
техни
-
ческих
решений
и
зачастую
тре
-
буют
дополнительной
сертифи
-
кации
.
ВЫВОДЫ
1.
Композитные
провода
обла
-
дают
более
широким
абсолютным
диапазоном
изменения
активного
сопротивления
в
зависимости
от
загрузки
провода
,
но
при
этом
от
-
носительно
менее
чувствительны
ЛИТЕРАТУРА
1.
Приказ
Министерства
энергетики
РФ
от
30.11.2023
года
№
1095 «
Об
утверждении
схемы
и
програм
-
мы
развития
электроэнергетиче
-
ских
систем
России
на
2024–2029
годы
». URL: https://docs.cntd.ru/
document/1304331795.
2.
Отчет
о
реализации
в
2023
году
Генеральной
схемы
размещения
объектов
электроэнергетики
до
2035
года
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» «
Срав
-
нение
фактических
и
прогнозных
показателей
осуществлялось
для
базового
варианта
генеральной
схемы
с
учетом
изменений
,
внесен
-
ных
распоряжением
Правитель
-
ства
Российской
Федерации
». URL:
https://www.so-ups.ru/
fi
leadmin/
fi
les/
company/future_plan/genshema/
genshena_reports/genshema_2023_
report.pdf.
3.
ГОСТ
Р
58670-2019.
Единая
энер
-
гетическая
система
и
изолиро
-
ванно
работающие
энергосис
-
темы
.
Планирование
развития
энергосистем
.
Расчеты
электро
-
энергетических
режимов
и
опре
-
деление
технических
решений
при
перспективном
развитии
энергосистем
.
Нормы
и
требо
-
вания
. URL: https://docs.cntd.ru/
document/1200169613.
4.
Приказ
Министерства
энергети
-
ки
РФ
от
03.08.2018
№
630 «
Об
утверждении
требований
к
обес
-
печению
надежности
электроэнер
-
гетических
систем
,
надежности
и
безопасности
объектов
электро
-
энергетики
и
энергопринимающих
установок
«
Методические
указа
-
ния
по
устойчивости
энергоси
-
стем
». URL: https://docs.cntd.ru/
document/542630877.
5.
Доливо
-
Добровольский
М
.
О
.
Из
-
бранные
труды
(
о
трехфазном
токе
).
М
.;
Л
. :
изд
-
во
и
тип
.
Гос
.
энергет
.
изд
-
ва
в
Мск
, 1948. 215
с
.
6.
Карева
С
.
Н
.,
Кащеев
А
.
В
.,
Наза
-
ров
И
.
А
.
и
др
.
Современный
под
-
ход
к
созданию
автоматики
огра
-
ничения
перегрузок
воздушных
линий
//
Энергия
единой
сети
,
2021,
№
4(59).
С
. 76–85.
7.
Шамонов
Р
.
Г
.,
Лянзберг
А
.
В
.,
Матве
-
ев
В
.
С
.
Опыт
применения
стандарта
организации
по
расчету
допустимых
токовых
нагрузок
воздушных
линий
/
Сборник
научно
-
технических
ста
-
тей
сотрудников
Группы
компаний
«
Россети
».
Выпуск
II.
М
.:
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распределе
-
ние
, 2018.
С
. 343–350.
8.
Назаров
И
.
А
.,
Карева
С
.
Н
.,
Мерз
-
ляков
А
.
С
.
и
др
.
Адаптивная
ав
-
томатика
ограничения
перегрузок
воздушных
линий
//
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
распреде
-
ление
, 2022,
№
2(71).
С
. 40–48.
9.
Железобетонные
опоры
ВЛ
35–750
кВ
.
Опоры
для
больших
переходов
ВЛ
35–500
кВ
:
каталог
унифицированных
опор
.
Том
3.
Стальные
опоры
ВЛ
35–750
кВ
.
М
.:
Энергосетьпроект
, 1985.
С
. 129.
10.
Смирнов
В
.
В
.,
Лавренчук
А
.
А
.,
Максименко
Т
.
С
.
и
др
.
Сравни
-
тельный
анализ
целесообразности
применения
проводов
с
композит
-
ным
сердечником
и
проводов
тра
-
диционной
конструкции
//
Энерге
-
тические
установки
и
технологии
,
2018,
т
. 4,
№
4.
С
. 96–102.
11.
Ященков
А
.
С
.,
Козлов
А
.
Н
.
Ис
-
пользование
композитных
мате
-
риалов
в
современной
энергетике
.
Достоинства
и
недостатки
//
Вест
-
ник
АмГУ
, 2016,
вып
. 73.
С
. 71–74.
12. Mateescu E., Marginean D., Gheor-
ghita G., et al. Mate Updating
a 220 kV Double Circuit Transmis-
29 000
27 000
25 000
23 000
21 000
19 000
17 000
15 000
За
тра
ты
,
тыс
.
₽
2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030 2031 2032 2033 2034
АС
-150
АССС
160
Год
Рис
. 7.
График
дисконтированных
затрат
на
10
лет
к
изменению
температуры
наруж
-
ного
воздуха
в
части
активного
со
-
противления
и
длительно
допусти
-
мого
тока
.
2.
Применение
высокотемпе
-
ратурного
композитного
провода
увеличивает
пределы
передавае
-
мой
активной
мощности
единич
-
ной
цепи
ВЛ
110
кВ
до
+48
МВт
(+25%)
на
расстояниях
до
20
км
.
3.
В
сложнозамкнутой
электри
-
ческой
сети
высокотемпературные
провода
на
20–40%
повышают
пе
-
редаваемую
активную
мощность
сети
110
кВ
,
преимущественно
в
ремонтных
схемах
в
режимах
летних
максимумов
.
В
режимах
зимних
максимумов
прирост
ак
-
тивной
мощности
составляет
5–10%
вследствие
ограничений
по
падению
напряжения
в
сети
.
4.
При
реконструкции
ВЛ
при
-
менение
композитного
провода
существенно
снижает
капиталь
-
ные
затраты
за
счет
отсутствия
необходимости
замены
опор
и
потери
электроэнергии
за
счет
большего
сечения
в
сравнении
с
традиционным
аналогом
со
схожими
массогабаритными
па
-
раметрами
.

71
REFERENCES
1. The order of the Ministry of Energy
of Russia dated 30.11.2023 no. 1095
"On approval of the layout and the
development program for electric
power systems of Russia in 2024–
2029". URL: https://docs.cntd.ru/
document/1304331795.
2. The year 2023 report on implemen-
tation of "General layout of power
facilities' allocation until 2025 of JSC
FGC UES". Comparison of factual
and estimated
fi
gures was made for
the basic version of the general lay-
out with regard to amendments intro-
duced by the decree of the RF Gov-
ernment. URL: https://www.so-ups.
ru/fileadmin/files/company/future_
plan/genshema/genshena_reports/
genshema_2023_report.pdf.
3. State standard GOST R 58670-
2019. United power system and
isolated power systems. Planning of
power systems development. Cal-
culations of electric power regimes
and determination of technical solu-
tions in long-range development of
power systems. Norms and require-
ments. URL: https://docs.cntd.ru/
document/1200169613.
4. The order of the Ministry of Energy
of Russia dated 03.08.2018
№
630
"On approval of requirements to
power system safety provision, reli-
ability and security of power facilities
and power receivers "Methodical
guidelines on power system sustain-
ability". URL: https://docs.cntd.ru/
document/542630877.
5. Dolivo-Dobrovol'skiy M.O. Selec-
tas (three-phase current). Moscow,
Leningrad, State energy publishing
house in Moscow, 1948. 215 p. (In
Russian)
6. Kareva S.N., Kashcheev A.V., Naz-
arov I.A. and others. The advanced
approach to design of the overload
prevention automation for over-
head transmission lines //
Energiya
yedinoy seti
[Energy of the United
Grid], 2021, no. 4(59), pp. 76-85. (In
Russian)
7. Shamonov R.G., Lyanzberg A.V.,
Matveev V.S. The experience of us-
ing the company standard on calcu-
lation of permissible current loads for
overhead lines /
Sbornik nauchno-
tekhnicheskikh statey sotrudnikov
Gruppy kompaniy Rosseti
[Collec-
tion of scienti
fi
c and technical articles
of Rosseti Group experts]. Issue II.
Moscow,
ELEKTROENERGIYA. Pe-
redacha i raspredeleniye
[ELEC-
TRIC POWER. Transmission and
Distribution], 2018, pp. 343-350. (In
Russian)
8. Nazarov I.A., Kareva S.N., Mer-
zlyakov A.S. and others. Adaptive
overload prevention automation for
overhead lines //
ELEKTROENER-
GIYA. Peredacha i raspredeleniye
[ELECTRIC POWER. Transmission
and Distribution], 2022, no. 2(71),
pp. 40-48. (In Russian)
9.
Reinforced concrete poles for
35-750 kV transmission lines. Poles
for big 35–500 kV overhead trans-
mission line crossings: catalogue
uni
fi
ed poles. Volume 3. Steel poles
for 35-750 kV overhead transmission
lines. Moscow, Energoset'project
Publ., 1985. 129 p. (In Russian)
10.
Smirnov V.V., Lavrenchuk A.A.,
Maksimenko T.S. and others. The
comparative feasibility study of com-
pound core wires and conventional
wires //
Energeticheskiye ustanovki
i tekhnologii
[Power installations
and technologies], 2018, v. 4, no. 4,
pp. 96-102. (In Russian)
11. Yashchenkov A.S., Kozlov A.N. Use
of composite materials in the power
industry of today. Pros and cons //
Vestnik AmGU
[Bulletin of Amur
State University], 2016, issue 73,
pp. 71-74. (In Russian)
12. Mateescu E., Marginean D., Gheor-
ghita G., et al. Mate Updating
a 220 kV Double Circuit Transmis-
sion LINE in Romania; Study of the
Possible Solutions, Technical and
Economic Comparison. URL: https://
ewh.ieee.org/conf/powertech/2009/
papers/630.pdf
13. Badalyan N.P., Kolesnik G.P., Adria-
nov D.P., Chebryakova Yu.S. Cable
and overhead transmission lines.
Vladimir, Vladimir State University
Publ., 2019. 260 p. (In Russian)
14. Kovalenko I.V. Application of new
generation wires in modern elec-
tric networks /
Materialy XI Mezh-
dunarodnoy molodyozhnoy nauch-
noy konferentsii MOLODYOZH
i XXI VEK"
[Proc. of the XIth Inter-
national scienti
fi
c youth conference
"Young people and the XXIst Cen-
tury"]. In 6 volumes. Kursk, South-
West State University, 2021, v. 6,
pp. 162-165. (In Russian)
15. Company standard STO 56947007-
29.240.55.143-2013 "Calculation
procedures for limited current loads"
(with amendments and supple-
ments). JSC FGC UES company
standard. URL: https://www.rosseti.
ru/upload/iblock/697/cibn24ftuvlwgb
6f3xigb9qomd3oojhh.pdf.
16. The order of the Ministry of En-
ergy of Russia dated 06.12.2022
no. 1286 "On approval of methodi-
cal guidelines on design of pow-
er system development and on
amendments to the order of the
Ministry of Energy of Russia dated
28.12.2020
г
.
№
1195». URL: https://
www.garant.ru/products/ipo/prime/
doc/405965165/.
17. The order of the Ministry of Energy
of Russia dated 26.02.2024 no.
131 "On approval of enlarged price
norms of standard process solutions
for major construction of power facili-
ties with regard to power grid infra-
structure". URL: https://docs.cntd.ru/
document/1305086322.
sion LINE in Romania; Study of the
Possible Solutions, Technical and
Economic Comparison. URL: https://
ewh.ieee.org/conf/powertech/2009/
papers/630.pdf
13.
Бадалян
Н
.
П
.,
Колесник
Г
.
П
.,
Адрианов
Д
.
П
.,
Чебрякова
Ю
.
С
.
Кабельные
и
воздушные
линии
электропередачи
.
Владимир
:
Изд
-
во
ВлГУ
, 2019. 260
с
.
14.
Коваленко
И
.
В
.
Применение
про
-
водников
нового
поколения
в
со
-
временных
электрических
сетях
/
Материалы
XI
Международной
мо
-
лодежной
научной
конференции
«
МОЛОДЕЖЬ
И
XXI
ВЕК
».
В
6-
ти
томах
.
Курск
:
Юго
-
Западный
госу
-
дарственный
университет
, 2021,
т
. 6. C. 162–165.
15.
СТО
56947007-29.240.55.143-2013
«
Методика
расчета
предельных
токовых
нагрузок
» (
с
изменениями
и
дополнениями
).
Стандарт
орга
-
низации
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
». URL:
https://www.rosseti.ru/upload/iblock/
697/cibn24ftuvlwgb6f3xigb9qomd3o
ojhh.pdf.
16.
Приказ
Министерства
энергети
-
ки
РФ
от
06.12.2022
№
1286 «
Об
утверждении
методических
указа
-
ний
по
проектированию
развития
энергосистем
и
о
внесении
изме
-
нений
в
приказ
Минэнерго
России
от
28.12.2020
г
.
№
1195». URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/
prime/doc/405965165/.
17.
Приказ
Министерства
энергетики
РФ
от
26.02.2024
№
131 «
Об
утверж
-
дении
укрупненных
нормативов
цены
типовых
технологических
решений
капитального
строитель
-
ства
объектов
электроэнергетики
в
части
объектов
электросетевого
хозяйства
». URL: https://docs.cntd.
ru/document/1305086322.
№
6 (87) 2024
Оригинал статьи: Режимные и технико-экономические особенности применения композитных проводов в задачах перспективного развития распределительной сети 110 кВ
В статье представлен сравнительный анализ пропускной способности распределительной сети 110 кВ, выполненной воздушными линиями электропередачи (ВЛ) с традиционным сталеалюминиевым проводом и с высокотемпературным композитным проводом. По результатам расчетных экспериментов оценены величины максимума передаваемой мощности в зимних и летних режимах как для единичной ВЛ, так и для сложнозамкнутой сети. Рассмотрены качественные и количественные преимущества композитного провода с точки зрения обеспечения параметров установившегося режима. Предоставлено технико-экономическое обоснование эффективности замены провода ВЛ на композитный в сравнении с реконструкцией ВЛ, строительством второй цепи и повышением класса напряжения ВЛ. Результаты статьи востребованы различными субъектами энергетики и проектными организациями при решении задач перспективного развития распределительной сети.
Замарин Д.О., ведущий специалист отдела перспективного развития и энергоэффективности ПАО «Россети Урал» Самойленко В.О., к.т.н., доцент кафедры АЭЛС ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Зайков И.А., начальник отдела перспективного развития и энергоэффективности ПАО «Россети Урал»
ПРОБЛЕМАТИКА ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ НАГРУЖЕННЫХ ГОРОДСКИХ И ПРИГОРОДНЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ 110 КВ
В ходе решения задач перспективного развития распределительной электрической сети 110 кВ периодически возникают схемно-режимные ситуации, требующие существенного увеличения пропускной способности ВЛ в стесненных условиях без практической возможности изменения габаритов ВЛ, трассы ее прохождения и количества цепей.
Так, с 2022 по 2024 год в Уральском федеральном округе неоднократно и спонтанно запрашивалось технологическое присоединение промышленных потребителей электрической мощностью свыше 25 МВт, отсутствующих в схемах и программах развития [1] или иных документах по перспективному развитию [2]. При этом технологическое присоединение этих нагрузок планировалось к сети, не имеющей собственных центров питания напряжением 220 кВ и выше, а также объектов генерации. К примеру, подключение нового крупного микрорайона г. Екатеринбурга мощностью 104,7 МВт требует нетривиальных вариантов реконструкции ВЛ 110 кВ Южная — Гвоздика с отпайками, ВЛ 110 кВ Южная — Полевская с отпайками из-за значительного превышения длительно допустимой токовой нагрузки (ДДТН). Возникновение промышленных нагрузок 45 МВт приводит к необходимости замены провода нескольких ВЛ 110 кВ общей протяженностью более 120 км по транзиту ПС 220 кВ «Малахит» — ПС 110 кВ «Колюткино» на провод, обеспечивающий передачу мощности более 100 МВт.
Подобные схемно-режимные ситуации возникают также вследствие того, что рассматриваемое сочетание новой нагрузки и расчетных условий не возникало за весь период эксплуатации ВЛ и не может быть получено оценкой существующей токовой загрузки ВЛ, но именно оно является определяющим при выборе провода ВЛ 110 кВ на перспективу [3, 4].
Повышение пропускной способности ВЛ — старейшая тема научных исследований, актуальная с XIX века [5]. Известно [6, 7, 8], что для ВЛ на коротких расстояниях, соответствующих протяженности городских и пригородных сетей 110 кВ, максимум передаваемой активной мощности ограничивается преимущественно ДДТН провода ВЛ, в то время как величины напряжения по концам передачи отклоняются в допустимых пределах. Большинство эксплуатируемых опор ВЛ 110 кВ рассчитаны на применение в типовых проектах с максимальным сечением провода не более чем АС-185 [9], повышение которого затруднительно по условию несущей способности опор. Реконструкция ВЛ с дорасстановкой или заменой опор (в том числе на многогранные), строительство новых цепей ВЛ, замена ВЛ на кабельную линию электропередачи зачастую или не представляются возможными ввиду ограничений на сервитут (землеотвод), или нерентабельны.
В рассматриваемых условиях целесообразным является рассмотрение в качестве варианта решения применение композитных проводов, так как они существенно превосходят традиционные сталеалюминиевые провода по удельным показателям ДДТН в Амперах на 1 мм2 сечения и на 1 кг массы, что позволяет избегать реконструкций ВЛ 110 кВ с изменением габаритных и конструктивных характеристик существующих опор ВЛ.
В настоящее время в РФ известны следующие типы и марки так называемых высокотемпературных проводов: ACCC, ACCR, ACSS, HTLS, GZTACSR, INVAR Conductors, TACSR, CFCC и т.д. Такие провода обладают схожими характеристиками (высокая температурная стойкость, низкая стрела провеса, термостабильность, высокая механическая прочность, малый вес провода и высокая ДДТН [10, 11, 12]). В ЕЭС России композитные провода используются в радиальных нагруженных ВЛ 110 кВ, к примеру:
- ВЛ 110 кВ Снежная — Западно-Салымская I (II) цепь с отпайкой на ПС «Эвихон» (участок ПС 220 кВ «Снежная» — отпайка на ПС «Эвихон») — ACCC 285;
- ВЛ 110 кВ Иркутская ТЭЦ-10 — Еловка с отпайками — ACCC 380;
- ВЛ 110 кВ Иркутская ТЭЦ-10 — Ново-Ленино с отпайками — ACCC 380;
- ВЛ 110 кВ Восточная — Инская I (II) цепь с отпайками — ACCC 165;
- КВЛ 110 кВ Очаково — Медведевская I (II) цепь — ACCR 470;
- КВЛ 110 кВ Очаково — Немчиновка I (II) цепь — ACCR 300;
- КВЛ 110 кВ Пермь — Пермская ТЭЦ-6 I (II) цепь с отпайками — ACCR 297–Т16.
Использование проводов с высокой ДДТН представлено в литературе в части концепции [10], обзора конструктивных параметров [12, 13] и успешных практических примеров применения [12]. Однако более детальных исследований требовали следующие вопросы, рассмотренные в настоящей статье и составляющие ее научную новизну и практическую значимость:
- Нормативные режимные условия, при которых проявляются преимущества композитного провода перед традиционными.
- Особенности расчета электроэнергетических режимов сетей разной топологии с композитным проводом.
- Технико-экономическая эффективность применения композитных проводов на ВЛ 110 кВ при перспективном развитии.
- Обобщенные количественные оценки преимуществ и недостатков композитных проводов в задачах перспективного развития.
В статье не ставились задачи рассмотрения механической стойкости, надежности и ресурса композитных проводов, а также управления жизненным циклом ВЛ 110 кВ с композитным проводом. Такие вопросы требуют дополнительных исследований [10, 11, 13]. Рассмотрение особенностей расчетов установившихся электроэнергетических режимов сети производится на примере провода марки ACCC. Результаты применимы также для проводов марки ACCR и других проводов, демонстрирующих схожие с ACCC свойства.
СОПОСТАВЛЕНИЕ РЕЖИМОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЯХ, ВЫПОЛНЕННЫХ КОМПОЗИТНЫМ И СТАЛЕАЛЮМИНИЕВЫМ ПРОВОДАМИ
Степень термостабильности. При расчете электроэнергетических режимов сетей с композитными проводами необходимо учитывать следующие особенности:
- Удельное активное сопротивление токопроводящей части композитных проводов в расчете на 1 мм2 сечения на 5–20% больше, чем у традиционных, так как в алюминиевый сплав для термостойкости добавлен цирконий — металл с высоким удельным сопротивлением [13, 14].
- Для ВЛ с композитным проводом в тяжелых по токовой загрузке режимах целесообразно учитывать изменение активного сопротивления провода. При температурах композитного провода +25°C и +210°C разница удельного активного сопротивления достигает 87% [12, 13]. Однако нелинейность пропускной способности ВЛ по ДДТН вследствие изменения активного сопротивления композитного провода даже в таких режимах меньше, чем у традиционного, что поясняется расчетом ниже.
И сопротивление, и ДДТН значительно изменяют свое значение в зависимости от температуры нагрева провода и температуры наружного воздуха (ТНВ). Коррекция соответствующих параметров может быть выполнена в соответствии с положениями СТО [15]: пересчет удельного активного сопротивления провода в зависимости от температуры через температурный коэффициент сопротивления βr, расчет температуры провода в зависимости от температуры наружного воздуха tтнв, расчет ДДТН провода в зависимости от температуры провода tпр.
Зависимости удельного активного сопротивления и ДДТН для традиционного и композитного проводов от ТНВ представлены на рисунке 1.

Зависимости получены на примере проводов АСО-300 и ACCC 285, являющихся самыми крупными из типовых на классе напряжения 110 кВ.
По результатам расчетов в диапазоне от –32°C до +30°C ДДТН традиционного провода изменяется на 62%, тогда как у композитного провода изменяется на 33%. Активное сопротивление традиционного провода изменяется на 25%, а у композитного провода на 26% (безотносительно степени загрузки, которая может повышать сопротивление на 1 порядок). Таким образом, по совокупности двух параметров можно сделать вывод, что композитный провод по своим электрическим свойствам более термостабилен: менее чувствителен к внешним условиям (как погода), но более чувствителен к складывающемуся в системе электрическому режиму.
Максимум передаваемой активной мощности единичной ВЛ 110 кВ. В рамках исследования предела передаваемой активной мощности единичной ВЛ 110 кВ был выбран традиционный провод АСО-300 и близкий по сечению композитный провод АССС 285. Сечения проводов выбраны максимально доступные на классе напряжения 110 кВ при применении типовых решетчатых промежуточных опор серий ЦП5-X или П-110-Y с условием их более частой на 50% расстановки.
В ПК RastWin3 выполнялись расчеты для радиальной схемы с единичной ВЛ при ТНВ равной +25°C, –32°C, +30°C. После первой итерации установившегося режима полученные параметры (R и ДДТН) пересчитывались в соответствии с формулами, представленными в таблице 1. После второй итерации результат записывался в итоговую таблицу, затем длина проводника увеличивалась на 5 км. ВЛ удлинялась до тех пор, пока ее длина не стала равна 50 км.

Графики зависимости максимальной передаваемой активной мощности от дальности передачи P = f(L) с учетом ограничений по ДДТН и минимально допустимому напряжению (принято 90% от номинального) для проводов АСО-300 и ACCC 285 представлены на рисунке 2.

Исходя из полученных результатов расчетов установившихся электроэнергетических режимов можно сделать следующие выводы:
- Применение высокотемпературного композитного провода увеличивает пределы передаваемой активной мощности единичной ВЛ 110 кВ до 48 МВт (+25%) на расстояниях до 20 км.
- При сравнении результатов расчетов для традиционных проводов с учетом и без учета активного сопротивления разница составляет δU = 5,9%, δI = 14,4%, для композитных проводов δU = 4,5%, δI = 8,3%.
Максимум передаваемой активной мощности сложнозамкнутой сети 110 кВ.
1. Описание расчетной модели. Анализ пропускной способности сети выполнялся на основе исследовательской расчетной модели IEEE 14 Nodes. Модель из 14 узлов воспроизводит распределительную сеть 110 кВ и системообразующую сеть 220 кВ. Для адаптации модели под параметры ЕЭС России реактивные сопротивления и проводимости приведены к частоте 50 Гц, напряжение базисного узла принято 242 кВ, существующие в модели маломощные автотрансформаторы заменены на АТДЦТН-200000/220/110, провода ВЛ 220 кВ заменены на АС-240, провода ВЛ 110 кВ — на АС-150 и АССС 160 соответственно. Выбор проводов обусловлен их широким применением СТСО в городских и пригородных районах. Также добавлены ДДТН для проводов АС-150 и АССС 160 в зависимости от ТНВ.
Графическое отображение расчетной модели представлено на рисунке 3.

2. Рассматриваемые нормативные возмущения и допущения. Нормативные возмущения выбраны в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации по расчету электрических режимов в задачах перспективного развития сети [3, 4, 16]. Критериями максимума передаваемой мощности выступали непревышение ДДТН и отсутствие снижения напряжения ниже минимально допустимого (МДН), равного 88,55 кВ, и аварийно допустимого напряжения (АДН), равного 84,70 кВ. Для расчетов режимов в нормальных и ремонтных схемах принято допущение, что ДДТН равен АДТН.
3. Результаты расчетов сложнозамкнутой сети. Полученные результаты передаваемой активной мощности в сложнозамкнутой электрической сети 110 кВ при ТНВ –32°С и +30°С представлены на рисунках 4 и 5 соответственно.


Таким образом, в сложнозамкнутой электрической сети 110 кВ композитные провода на 20–40% повышают предел передаваемой активной мощности, преимущественно в ремонтных схемах в режимах летних максимумов, в которых предел зависит в большей степени от токовой загрузки ВЛ 110 кВ. В режимах зимних максимумов вследствие ограничений МДН на шинах ПС 110 кВ прирост составляет 5–10%.
ТЕХНИКОЭКОНОМИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ ВЛ С ТРАДИЦИОННЫМ И С КОМПОЗИТНЫМ ПРОВОДОМ
Объем капитальных затрат для реконструкции ВЛ. Объем капитальных вложений для проведения реконструкции или сетевого строительства одноцепной ВЛ 110 кВ определялся на основании действующей нормативно-технической документации по оценке затрат на сетевое строительство, используемой для задач перспективного развития сети [17]. В настоящее время типовым решением для увеличения пропускной способности сети 110 кВ является реконструкция существующих ВЛ с заменой на провод с бóльшим сечением. Как правило, это ведет к необходимости замены, а иногда и дорасстановки опор по трассе ВЛ 110 кВ. В случае использования композитного провода (как АССС 160) замена опор не требуется. Однако возникает необходимость менять или перетягивать существующий грозотрос, так как его стрела провеса окажется больше стрелы провеса композитного провода, что противоречит требованиям ПУЭ.
В таблице 2 представлен расчет удельных затрат для реконструкции существующей одноцепной ВЛ для проводов АС-300 и ACCC 160.

Разница между объемами капитальных затрат на реконструкцию существующей одноцепной ВЛ 110 кВ составляет 79% в пользу композитного провода. Таким образом, применение композитных проводов при реконструкции ЛЭП в городах существенно экономичнее, так как не требует капитальных вложений на реконструкцию опор и их установку.
Объем капитальных затрат для строительства вновь вводимой ВЛ. Среднестатистическая пригородная ВЛ 110 кВ оснащена проводом марки АС-150 на опорах по типовому проекту. В случае использования композитных проводов альтернативой является провод марки ACCC 160, применение которого позволяет существенно увеличить передаваемую мощность единичной ВЛ, а в некоторых случаях и снизить потери электроэнергии.
На круговой диаграмме, представленной на рисунке 6, отображены результаты техникоэкономического сопоставления стоимости строительства одноцепной ВЛ 110 кВ на 1 километр, выполненной с использованием традиционного и композитного проводов.

В таблице 3 представлены капитальные затраты для вновь вводимой в эксплуатацию одноцепной ВЛ на 1 км и удельные показатели капитальных затрат на передаваемый 1 А и 1 МВт максимальной загрузки.

Из полученных результатов следует, что доля стоимости провода от всех капитальных вложений в строительство ВЛ 110 кВ составляет около 8% для традиционного провода и около 12% для композитного провода. Это в 3,3–5,3 раза меньше, чем затраты на опоры, и оказывает незначительное влияние на итоговые значения капитальных затрат. При этом удельные показатели композитного провода по капитальным вложениям выгоднее на 29–35%.
Результаты технико-экономического сопоставления удельных показателей ВЛ 110 кВ для различных комбинаций опор и провода представлены в таблице 4.

Как видно из данных таблицы 4, применение ACCC 160 выигрывает по удельным показателям передаваемой мощности на классе напряжения 110 кВ для типовых задач внешнего электроснабжения в городских и пригородных условиях при мощностях в несколько десятков МВА.
В случае значений передаваемой мощности, близких к предельным на классе напряжения 110 кВ, при рассмотрении альтернатив реконструкции имеет смысл применение композитного провода ACCC 285. Строительство новой ВЛ 110 кВ с традиционным проводом оказывается экономичнее по удельным показателям только в случае, если ВЛ построена в габаритах 220 кВ с перспективой ее переключения на класс напряжения 220 кВ.

Учет разницы в потерях электроэнергии. Расчет дисконтированных затрат в соответствии с методическими указаниями по проектированию [16] позволяет учесть разницу в потерях электроэнергии для провода АС-150 в сравнении с АССС 160. Составляющие расчета сведены в таблицу 5, результаты показаны на рисунке 7.
Из сравнения дисконтированных затрат следует, что провод АССС 160 выгоднее АС-150 и окупается менее чем за десять лет после ввода в эксплуатацию за счет снижения потерь вследствие большего сечения.

СЛОЖНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КОМПОЗИТНЫХ ПРОВОДОВ. НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
Несмотря на теоретические технико-экономические преимущества композитных проводов, примеры успешного использования на реальных объектах энергетики, перечисленные ранее, и наличие нескольких производителей подобных проводов на территории РФ, их использование в настоящее время не является массовым. Основные сложности внедрения:
- Эксплуатационные характеристики композитных проводов, особенно ресурс (долговечность), надежность и стойкость к внешним условиям требуют дополнительных исследований, подтвержденных объемной статистикой.
- Отсутствуют типовые проекты ВЛ (опора-арматура-изоляция-провод) с композитным проводом для разных классов напряжения и разной пропускной способности. Отсутствуют полноценные Руководящие указания по проектированию ВЛ с композитными проводами.
- Не выпускаются «стандартные» опоры ВЛ и грозотросы, которые обеспечивают реализацию преимуществ композитного провода в низкой стреле провеса и малой массе.
- Требования к геометрии ВЛ и методика главы 2.5 ПУЭ не отражают возможностей композитного провода и ограничивают его преимущества.
- Закрепленный в нормативно-технической документации подход к перспективному развитию, при котором провод ВЛ выбирается округлением сечения в большую сторону без заложения запаса, и сравнительно частая замена провода при росте нагрузки снижают преимущества композитного провода, эффективного для применения по принципу «построил-забыл».
- Композитные провода не полностью совместимы с внутренними требованиями отдельных субъектов энергетики РФ к перечню применяемых технических решений и зачастую требуют дополнительной сертификации.
ВЫВОДЫ
- Композитные провода обладают более широким абсолютным диапазоном изменения активного сопротивления в зависимости от загрузки провода, но при этом относительно менее чувствительны к изменению температуры наружного воздуха в части активного сопротивления и длительно допустимого тока.
- Применение высокотемпературного композитного провода увеличивает пределы передаваемой активной мощности единичной цепи ВЛ 110 кВ до +48 МВт (+25%) на расстояниях до 20 км.
- В сложнозамкнутой электрической сети высокотемпературные провода на 20–40% повышают передаваемую активную мощность сети 110 кВ, преимущественно в ремонтных схемах в режимах летних максимумов. В режимах зимних максимумов прирост активной мощности составляет 5–10% вследствие ограничений по падению напряжения в сети.
- При реконструкции ВЛ применение композитного провода существенно снижает капитальные затраты за счет отсутствия необходимости замены опор и потери электроэнергии за счет большего сечения в сравнении с традиционным аналогом со схожими массогабаритными параметрами.
ЛИТЕРАТУРА
- Приказ Министерства энергетики РФ от 30.11.2023 года № 1095 «Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетических систем России на 2024–2029 годы». URL: https://docs.cntd.ru/document/1304331795.
- Отчет о реализации в 2023 году Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2035 года ОАО «ФСК ЕЭС» «Сравнение фактических и прогнозных показателей осуществлялось для базового варианта генеральной схемы с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации». URL: https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/future_plan/genshema/genshena_reports/genshema_2023_report.pdf.
- ГОСТ Р 58670-2019. Единая энергетическая система и изолированно работающие энергосистемы. Планирование развития энергосистем. Расчеты электроэнергетических режимов и определение технических решений при перспективном развитии энергосистем. Нормы и требования. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200169613.
- Приказ Министерства энергетики РФ от 03.08.2018 № 630 «Об утверждении требований к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок «Методические указания по устойчивости энергосистем». URL: https://docs.cntd.ru/document/542630877.
- Доливо-Добровольский М.О. Избранные труды (о трехфазном токе). М.; Л.: изд-во и тип. Гос. энергет. изд-ва в Мск, 1948. 215 с.
- Карева С.Н., Кащеев А.В., Назаров И.А. и др. Современный подход к созданию автоматики ограничения перегрузок воздушных линий // Энергия единой сети, 2021, № 4(59). С. 76–85.
- Шамонов Р.Г., Лянзберг А.В., Матвеев В.С. Опыт применения стандарта организации по расчету допустимых токовых нагрузок воздушных линий / Сборник научно-технических статей сотрудников Группы компаний «Россети». Выпуск II. М.: ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение, 2018. С. 343–350.
- Назаров И.А., Карева С.Н., Мерзляков А.С. и др. Адаптивная автоматика ограничения перегрузок воздушных линий // ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение, 2022, № 2(71). С. 40–48.
- Железобетонные опоры ВЛ 35–750 кВ. Опоры для больших переходов ВЛ 35–500 кВ: каталог унифицированных опор. Том 3. Стальные опоры ВЛ 35–750 кВ. М.: Энергосетьпроект, 1985. С. 129.
- Смирнов В.В., Лавренчук А.А., Максименко Т.С. и др. Сравнительный анализ целесообразности применения проводов с композитным сердечником и проводов традиционной конструкции // Энергетические установки и технологии, 2018, т. 4, № 4. С. 96–102.
- Ященков А.С., Козлов А.Н. Использование композитных материалов в современной энергетике. Достоинства и недостатки // Вестник АмГУ, 2016, вып. 73. С. 71–74.
- Mateescu E., Marginean D., Gheorghita G., et al. Mate Updating a 220 kV Double Circuit Transmission LINE in Romania; Study of the Possible Solutions, Technical and Economic Comparison. URL: https://ewh.ieee.org/conf/powertech/2009/papers/630.pdf
- Бадалян Н.П., Колесник Г.П., Адрианов Д.П., Чебрякова Ю.С. Кабельные и воздушные линии электропередачи. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2019. 260 с.
- Коваленко И.В. Применение проводников нового поколения в современных электрических сетях / Материалы XI Международной молодежной научной конференции «МОЛОДЕЖЬ И XXI ВЕК». В 6-ти томах. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021, т. 6. C. 162–165.
- СТО 56947007-29.240.55.143-2013 «Методика расчета предельных токовых нагрузок» (с изменениями и дополнениями). Стандарт организации ОАО «ФСК ЕЭС». URL: https://www.rosseti.ru/upload/iblock/697/cibn24ftuvlwgb6f3xigb9qomd3oojhh.pdf.
- Приказ Министерства энергетики РФ от 06.12.2022 № 1286 «Об утверждении методических указаний по проектированию развития энергосистем и о внесении изменений в приказ Минэнерго России от 28.12.2020 г. № 1195». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405965165/.
- Приказ Министерства энергетики РФ от 26.02.2024 № 131 «Об утверждении укрупненных нормативов цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики в части объектов электросетевого хозяйства». URL: https://docs.cntd.ru/document/1305086322.