110
СЕТИ
РОССИИ
С
Р
О
в
э
н
е
р
г
е
т
и
к
е
СРО в энергетике
С
аморегулирование
в
об
-
ласти
капитального
стро
-
ительства
,
пришедшее
на
смену
лицензированию
,
уже
имеет
6-
летний
стаж
,
но
до
сих
пор
не
стихают
дебаты
по
механиз
-
мам
саморегулирования
,
в
том
чис
-
ле
в
области
разработки
стандартов
профессиональной
и
предпринима
-
тельской
деятельности
.
Данному
во
-
просу
уделяется
самое
пристальное
внимание
на
всех
уровнях
управле
-
ния
.
В
.
В
.
Путин
в
статье
о
развитии
демократических
институтов
в
Рос
-
сии
(«
Коммерсант
»
от
06.02.2012
«
Демократия
и
качество
государ
-
ства
»)
чётко
определил
роль
и
ме
-
сто
саморегулируемых
организа
-
ций
: «
Нужно
понимать
,
что
одна
из
главных
тенденций
современного
мира
—
это
усложнение
общества
.
Специализируются
потребности
раз
-
личных
профессиональных
и
соци
-
альных
групп
.
Государство
должно
на
этот
вызов
ответить
,
соответство
-
вать
сложносоставной
социальной
реальности
.
Одно
из
важных
реше
-
ний
здесь
—
это
развитие
саморе
-
гулируемых
организаций
,
компетен
-
Решение задач
стандартизации в
сфере энергетического
строительства
Сергей ЛЫСЦЕВ,
генеральный директор, Заслуженный энергетик РФ,
Вячеслав НЕВЗГОДИН,
советник генерального директора, к.т.н., руководитель рабочей
группы по техническому регулированию,
Некоммерческое партнёрство «ЭНЕРГОСТРОЙ»
НП
«
ЭНЕРГОСТРОЙ
»
является
отраслевой
саморегули
-
руемой
организацией
,
объединяющей
в
своём
составе
по
состоянию
на
30
сентября
2015
года
295
организаций
.
Зона
деятельности
членов
Партнёрства
распространяется
на
8
федеральных
округов
,
в
том
числе
на
56
субъектов
Российской
Федерации
из
83.
НП
«
ЭНЕРГОСТРОЙ
»
осуществляет
контроль
за
дея
-
тельностью
данных
организаций
в
части
выполнения
ими
требований
,
установленных
для
подрядных
организаций
,
выполняющих
работы
,
оказывающие
влияние
на
безопас
-
ность
строительства
.
Подрядные
организации
,
входящие
в
состав
НП
«
ЭНЕРГОСТРОЙ
»,
выполняют
строительно
-
монтажные
и
наладочные
работы
на
объектах
крупных
энергетиче
-
ских
компаний
—
ПАО
«
Россети
»,
ПАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
ПАО
«
РусГидро
»,
ПАО
«
Интер
РАО
»,
а
также
на
электросете
-
вых
и
энергетических
объектах
других
отраслей
.
111
№
6 (33) 2015
ции
и
возможности
которых
должны
расширяться
.
С
другой
стороны
,
сами
СРО
должны
более
актив
-
но
использовать
имеющиеся
у
них
полномочия
.
В
частности
,
право
разрабатывать
и
вносить
для
утверждения
технические
регламенты
и
националь
-
ные
стандарты
в
соответствующих
отраслях
и
видах
деятельности
».
Градостроительный
Кодекс
РФ
(
ГрК
РФ
)
опреде
-
лил
цели
саморегулируемых
организаций
:
•
предупреждение
причинения
вреда
жизни
или
здоровью
физических
лиц
,
имуществу
физиче
-
ских
или
юридических
лиц
,
государственному
или
муниципальному
имуществу
,
окружающей
среде
,
жизни
или
здоровью
животных
и
рас
-
тений
,
объектам
культурного
наследия
(
памят
-
никам
истории
и
культуры
)
народов
Российской
Федерации
(
далее
—
вред
)
вследствие
недо
-
статков
работ
,
которые
оказывают
влияние
на
безопасность
объектов
капитального
строитель
-
ства
и
выполняются
членами
саморегулируемых
организаций
;
•
повышение
качества
выполнения
инженерных
изысканий
,
архитектурно
-
строительного
про
-
ектирования
,
строительства
,
реконструкции
,
капитального
ремонта
объектов
капитального
строительства
.
В
соответствии
с
ГрК
РФ
стандарты
саморегу
-
лируемых
организаций
—
документ
,
устанавлива
-
ющий
в
соответствии
с
законодательством
Рос
-
сийской
Федерации
о
техническом
регулировании
правила
выполнения
работ
,
которые
оказывают
влияние
на
безопасность
объектов
капитального
строительства
,
требования
к
результатам
указан
-
ных
работ
,
системе
контроля
за
выполнением
ука
-
занных
работ
.
Задачи
СРО
в
области
энергетического
строи
-
тельства
должны
быть
определены
в
нормах
и
пра
-
вилах
,
изложенных
в
нормативно
-
технической
до
-
кументации
:
а
)
по
видам
работ
, «
которые
ока
-
зывают
влияние
на
безопас
-
ность
объектов
капитального
строительства
и
выполняются
членами
саморегулируемых
организаций
»;
б
)
по
качеству
выполнения
ра
-
бот
.
В
целях
реализации
основных
принципов
стандартизации
,
в
т
.
ч
.
обеспечения
условий
для
единоо
-
бразного
применения
стандартов
,
создана
Система
стандартиза
-
ции
Национального
объединения
строителей
(
НОСТРОЙ
).
При
-
менение
стандартов
НОСТРОЙ
всеми
строительными
организа
-
циями
,
работающими
на
рынке
Российской
Федерации
,
обеспе
-
чивает
единые
требования
к
вы
-
полнению
работ
в
области
стро
-
ительства
,
методам
контроля
их
проведения
и
результатам
.
Система
стандартизации
направлена
,
в
том
чис
-
ле
,
на
поддержку
и
стимулирование
инновационной
активности
предприятий
строительного
комплекса
,
содействие
внедрению
новейших
достижений
на
-
уки
и
техники
,
отечественного
и
мирового
опыта
в
сфере
строительства
,
реконструкции
,
капиталь
-
ного
ремонта
объектов
капитального
строитель
-
ства
.
Разрабатываемые
в
настоящее
время
норма
-
тивные
документы
по
программе
стандартизации
НОСТРОЙ
охватывают
более
100
видов
работ
,
вхо
-
дящих
в
перечень
,
установленный
Приказом
Мин
-
региона
России
№
624,
которые
объединены
в
ком
-
плексы
стандартов
по
организации
строительного
производства
,
ограждающим
конструкциям
,
инже
-
нерным
системам
и
т
.
д
.
Программой
стандартизации
НОСТРОЙ
пред
-
усмотрена
также
разработка
специальных
стандар
-
тов
в
области
оценки
соответствия
объектов
,
работ
(
услуг
),
систем
менеджмента
,
наилучших
доступ
-
ных
технологий
.
С
учётом
специфики
энергетической
отрасли
в
НОСТРОЙ
создан
специализированный
постоянно
действующий
коллегиальный
орган
—
Комитет
по
строительству
объектов
энергетики
и
электросете
-
вого
хозяйства
.
Национальное
объединение
саморегулируемых
организаций
,
основанных
на
членстве
лиц
,
выпол
-
няющих
инженерные
изыскания
,
и
саморегулируе
-
мых
организаций
,
основанных
на
членстве
лиц
,
осу
-
ществляющих
подготовку
проектной
документации
(
НОПРИЗ
),
также
активно
работает
в
сфере
стан
-
дартизации
в
строительстве
.
Так
саморегулируемая
организация
«
Объеди
-
нение
организаций
,
осуществляющих
подготовку
проектной
документации
энергетических
объектов
,
сетей
и
подстанций
«
ЭНЕРГОПРОЕКТ
»
сформиро
-
вала
для
целей
проектирования
:
СТРУКТУРА
И
ЗАДАЧИ
КОМИТЕТА
112
СЕТИ РОССИИ
•
Перечень
законодательных
и
нормативных
актов
РФ
в
сфере
капитального
строительства
,
технического
регулирования
и
энергетики
;
•
Перечень
стандартов
,
сводов
норм
и
правил
,
ре
-
комендуемых
при
проектировании
и
строитель
-
стве
объектов
капитального
строительства
,
в
том
числе
объектов
электроэнергетики
.
Данные
перечни
актуализируются
ими
ежегодно
.
В
то
же
время
стоит
отметить
,
что
существую
-
щая
нормативная
база
в
области
капитального
строительства
разрознена
и
частично
утратила
свою
легитимность
,
что
объясняется
:
•
несоответствием
НТД
современным
требова
-
ниям
безопасности
и
надёжности
,
рыночным
условиям
,
структуре
отрасли
,
сложившейся
в
результате
реформ
;
•
содержанием
в
НТД
излишних
норм
и
требова
-
ний
с
одной
стороны
,
а
с
другой
—
недостаточ
-
ными
для
тех
или
иных
объектов
технического
регулирования
;
•
повышением
требований
,
предъявляемых
к
объ
-
ектам
энергетики
,
в
частности
,
их
надёжности
и
безопасности
эксплуатации
,
охраны
окружаю
-
щей
среды
;
•
изменением
ряда
требований
в
связи
с
развити
-
ем
технической
базы
энергетического
оборудо
-
вания
(
созданием
и
внедрением
новой
техники
и
технологии
)
и
современных
средств
автоматиза
-
ции
технологических
процессов
;
•
необходимостью
приведения
фонда
отечествен
-
ной
НТД
в
соответствие
с
требованиями
миро
-
вых
стандартов
.
Целью
переработки
нормативной
базы
являет
-
ся
обеспечение
процессов
инженерных
изысканий
,
проектирования
,
строительства
объектов
энергети
-
ки
,
эффективным
по
содержанию
и
минимальным
по
объёму
фондом
национальных
стандартов
,
пе
-
ресматриваемым
в
оптимальные
сроки
и
исключа
-
ющим
параллелизм
и
противоречивость
отдельных
документов
.
При
этом
должны
соблюдаться
требо
-
вания
стандартизации
:
•
систематизация
действующей
НТД
;
•
создание
банка
данных
по
НТД
,
анализ
её
эффективности
и
актуальности
;
•
разработка
научно
-
технических
решений
по
продлению
,
переработке
,
отмене
или
разработ
-
ке
новой
документации
;
•
оптимизация
структуры
действующего
фонда
НТД
,
определение
базовых
основополагающих
документов
по
инженерным
изысканиям
,
про
-
ектированию
,
строительству
объектов
энерге
-
тики
.
Также
необходимо
учитывать
,
что
в
междуна
-
родной
системе
стандартизации
ИСО
,
в
которой
участвует
Российская
Федерация
,
действует
более
760
стандартов
в
области
строительства
,
которые
также
необходимо
учитывать
при
разработке
нацио
-
нальных
документов
в
области
стандартизации
.
При
этом
надо
иметь
в
виду
,
что
работы
по
гармонизации
российской
и
международной
(
европейской
)
норма
-
тивной
базы
начинаются
не
с
нуля
:
в
настоящее
время
в
Российской
Федерации
действует
более
230
национальных
стандартов
в
области
строи
-
тельства
,
гармонизированных
с
международными
и
европейскими
стандартами
.
В
2014
году
Комитетом
была
инициирована
раз
-
работка
двух
основополагающих
стандартов
:
•
СТО
НОСТРОЙ
2.20.149-2014 «
Организация
строительства
и
реконструкции
объектов
элек
-
тросетевого
хозяйства
.
Основные
требования
»;
•
СТО
НОСТРОЙ
2.20.150-2014 «
Система
контро
-
ля
проведения
работ
при
строительстве
и
рекон
-
струкции
объектов
электросетевого
хозяйства
.
Основные
требования
».
Разработчиком
данных
стандартов
выступил
ОАО
«
НТЦ
ФСК
ЕЭС
».
С
реорганизацией
ТК
016 «
Электроэнергетика
»
началась
работа
в
области
стандартизации
в
энер
-
гетическом
строительстве
,
в
которой
НП
«
ЭНЕРГО
-
СТРОЙ
»
принимает
непосредственное
участие
.
В
2015
году
НП
«
ЭНЕРГОСТРОЙ
»
совместно
с
НОСТРОЙ
приступило
к
разработке
двух
осно
-
вополагающих
стандартов
«
Наладочные
работы
.
Организация
выполнения
наладочных
работ
на
тепловых
электростанциях
.
Общие
требования
»
и
«
Пусконаладочные
работы
.
Организация
выполне
-
ния
пусконаладочных
работ
на
объектах
электросе
-
тевого
хозяйства
.
Общие
требования
».
В
рамках
программы
стандартизации
НОСТРОЙ
Комитетом
по
строительству
объектов
энергетики
и
электросетевому
хозяйству
НОСТРОЙ
утвержде
-
ны
предложения
по
включению
в
программу
стан
-
дартизации
на
2016—2017
годы
9
стандартов
(
СТО
НОСТРОЙ
),
которые
конкретизируют
вопросы
вы
-
полнения
наладочных
работ
на
объектах
электро
-
сетевого
хозяйства
и
тепловой
энергетики
.
Необходимо
отметить
,
что
наряду
с
актуальны
-
ми
проблемами
,
связанными
с
финансированием
разработки
стандартов
,
заметно
растут
как
про
-
блема
дефицита
квалифицированных
кадров
,
кото
-
рые
способны
разработать
данные
стандарты
,
так
и
проблема
обучения
и
подготовки
специалистов
,
умеющих
работать
с
данными
нормативными
доку
-
ментами
.
Наряду
с
этими
проблемами
остро
стоит
вопрос
выработки
и
утверждения
механизма
вне
-
дрения
,
или
применения
стандартов
,
обязательно
-
сти
и
(
или
)
добровольности
их
применения
.
Принимая
во
внимание
положение
ФЗ
«
О
тех
-
ническом
регулировании
»
о
добровольном
присо
-
единении
к
стандартам
,
следует
решить
вопрос
об
ответственности
за
их
реализацию
.
Если
суще
-
ствует
механизм
рыночных
отношений
,
то
должны
быть
определены
и
соответствующие
требования
.
В
этой
связи
возрастает
роль
системы
доброволь
-
ной
оценки
соответствия
(
СДОС
).
Сертификация
по
видам
работ
в
области
ка
-
питального
строительства
—
это
практически
но
-
вое
направление
оценки
соответствия
требова
-
ниям
технических
регламентов
и
стандартов
в
строительстве
,
которое
существенно
отличается
от
добровольной
сертификации
продукции
и
услуг
,
представленной
в
настоящее
время
на
рынке
.
Си
-
стема
сертификации
может
быть
эффективна
лишь
в
том
случае
,
если
ключевые
заказчики
в
рамках
113
№
6 (33) 2015
конкурсной
документации
будут
включать
пункт
о
наличии
данных
сертификатов
соответствия
как
фактор
,
повышающей
конкурентоспособность
компании
.
В
основе
процедур
оценки
соответствия
по
ви
-
дам
работ
при
строительстве
объектов
электро
-
энергетики
должна
лежать
система
национальных
стандартов
и
система
стандартов
СТО
НОСТРОЙ
как
для
общестроительных
работ
,
так
и
специаль
-
ных
строительных
работ
,
включая
монтаж
оборудо
-
вания
и
его
наладку
в
области
объектов
электро
-
энергетики
.
При
проведении
добровольной
оценки
соответ
-
ствия
должна
предусматриваться
выдача
сертифи
-
катов
по
видам
работ
в
соответствии
с
перечнем
видов
работ
,
установленным
Приказом
Минрегиона
РФ
№
624
от
30
декабря
2009
года
.
Таким
образом
,
сертификаты
будут
являться
прямым
подтвержде
-
нием
третьей
стороной
соответствия
требованиям
,
предъявляемым
к
претендентам
—
членам
СРО
,
по
которым
они
имеют
свидетельство
о
допуске
к
проведению
работ
.
В
этой
связи
сертификаты
пред
-
ставляют
особый
интерес
для
СРО
и
с
точки
зре
-
ния
документального
подтверждения
требований
,
предъявляемых
к
строительной
организации
при
проведении
контроля
СРО
за
деятельностью
своих
членов
.
Система
добровольной
сертификации
по
видам
работ
позволит
поднять
на
более
качественный
уровень
статус
организации
,
участвующей
в
про
-
цессе
энергетического
строительства
,
сформули
-
ровать
требования
к
материально
-
техническому
обеспечению
,
квалификации
её
персонала
.
СДОС
в
области
энергетического
строительства
может
быть
частью
СДОС
НОСТРОЙ
как
сертифи
-
кационный
центр
,
а
по
всему
жизненному
циклу
энергетического
строительства
—
как
самостоя
-
тельная
система
в
электроэнергетической
отрасли
.
СДОС
в
области
строительства
объектов
элек
-
троэнергетики
предполагает
создание
такой
струк
-
туры
,
которая
должна
основываться
,
прежде
всего
,
на
органах
по
сертификации
,
имеющих
в
своём
со
-
ставе
экспертов
,
обладающих
профессиональным
опытом
оценки
соответствия
строительных
,
элек
-
тромонтажных
,
пусконаладочных
работ
.
Учитывая
сквозной
характер
нормативно
-
тех
-
нической
документации
,
технологическую
взаи
-
мосвязь
всех
этапов
жизненного
цикла
создания
объектов
энергетики
СДОС
,
её
результаты
будут
востребованы
всеми
участниками
,
в
том
числе
са
-
морегулируемыми
организациями
.
Успех
внедрения
СДОС
в
рамках
саморегули
-
руемых
организациях
возможен
благодаря
обяза
-
тельности
применения
правил
саморегулирования
для
всех
членов
.
Мы
надеемся
,
что
данный
подход
будет
под
-
держан
ключевыми
заказчиками
энергетической
отрасли
,
для
которых
важнейшей
задачей
также
яв
-
ляется
обеспечение
безопасности
и
качества
воз
-
водимых
объектов
.
Саморегулирование
в
области
строительства
объектов
электроэнергетики
следует
рассматри
-
вать
как
сквозной
процесс
жизненного
цикла
объ
-
екта
.
Схематическая
структура
стандартизации
в
энергетическом
строительстве
представлена
ниже
.
СТРУКТУРА
СТАНДАРТИЗАЦИИ
В
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ
СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Оригинал статьи: Решение задач стандартизации в сфере энергетического строительства
Саморегулирование в области капитального строительства, пришедшее на смену лицензированию, уже имеет 6-летний стаж, но до сих пор не стихают дебаты по механизмам саморегулирования, в том числе в области разработки стандартов профессиональной и предпринимательской деятельности. Данному вопросу уделяется самое пристальное внимание на всех уровнях управления.