14
Январь–февраль 2013
|
www.tdworld.com, www.tdworld.ru
Реконструкция переходов
Реконструкция переходов ЛЭП
через реку Алафия — один из
крупнейших проектов компании
Tampa Electric за всю историю
её существования.
Филлип Хьюс II (Phillip Hughes II) и Кенджи Пленнерт
(Kenji Plennert),
Tampa Electric Co.
Р
ека
Алафия
протекает
с
запада
на
восток
по
территории
округа
Хиллсборо
,
штат
Флорида
,
США
,
и
отделяет
глав
-
ные
энергоузлы
в
городе
Тампа
и
его
окрестностях
от
крупнейшего
центра
производства
электроэнергии
Tampa
Electric Co. —
подстанции
Биг
-
Бенд
в
Аполло
-
Бич
.
В
ходе
осмотра
ЛЭП
были
выявлены
значительные
коррозионные
повреждения
опор
,
поддерживающих
четыре
из
семи
линий
электропередачи
компании
,
переходящих
через
реку
.
Эти
повреждения
необхо
-
димо
было
незамедлительно
устранить
по
причине
приближаю
-
щегося
сезона
ураганов
,
в
противном
случае
последствия
могли
быть
катастрофическими
,
включая
масштабные
отключения
.
Вре
-
мени
на
долгие
размышления
у
энергокомпании
не
было
,
поэтому
она
приступила
к
реализации
одного
из
крупнейших
проектов
в
своей
истории
.
Данные
четыре
линии
(
три
напряжением
230
кВ
и
одна
—
69
кВ
)
располагаются
в
непосредственной
близости
друг
от
дру
-
га
и
переходят
через
реку
Алафия
шириной
1300
футов
(396
м
).
К
югу
и
северу
от
реки
линии
поддерживаются
различными
дере
-
вянными
,
стальными
и
бетонными
опорами
,
а
на
концах
пролёта
над
рекой
установлены
стальные
решётчатые
башни
и
трубчатые
стальные
опоры
с
горизонтальным
расположением
проводов
.
Эти
опоры
были
установлены
в
середине
реки
,
на
острове
Ки
-
Вест
,
искусственно
созданном
в
результате
дноуглубительных
работ
,
благодаря
чему
самый
большой
пролёт
над
рекой
сократился
до
1000
футов
(305
м
).
Работу
проектной
группы
в
ещё
большей
сте
-
пени
осложняло
то
,
что
этот
остров
постепенно
погружался
под
воду
.
Требования
к
проекту
и
его
цели
Первоначально
целью
проекта
было
устранение
коррозион
-
ных
повреждений
опор
перехода
через
реку
и
неблагоприятных
последствий
этих
повреждений
,
снижающих
надёжность
опор
,
од
-
нако
вскоре
возник
новый
вопрос
:
каким
образом
Tampa Electric
может
воспользоваться
этой
возможностью
для
повышения
эф
-
фективности
эксплуатации
своих
ЛЭП
,
что
было
бы
выгодно
и
её
потребителям
,
и
акционерам
?
С
этой
целью
энергокомпания
сформировала
специальную
проектную
группу
,
которой
были
по
-
ручены
разработка
различных
программ
по
реконструкции
систе
-
мы
,
проведение
анализа
и
составление
рекомендаций
руковод
-
ству
компании
.
Ещё
одной
сложностью
для
реализации
проекта
было
то
,
что
регион
реки
Алафия
имеет
достаточно
хрупкую
экологию
и
явля
-
ется
популярной
рекреационной
зоной
.
К
западу
и
востоку
от
ЛЭП
расположены
мосты
,
которые
ограничивают
её
горизонтальный
14
Январь–февраль 2013
|
www.tdworld.com, www.tdworld.ru
15
www.tdworld.ru, www.tdworld.com
|
Январь–февраль 2013
ЛЭП через реку Алафия
15
www.tdworld.ru, www.tdworld.com
|
Январь–февраль 2013
16
Январь–февраль 2013
|
www.tdworld.com, www.tdworld.ru
В
ходе
осмотра
были
выявлены
коррозионные
повреждения
опор
,
поддержи
-
вающих
четыре
из
семи
ЛЭП
Tampa Electric,
переходящих
через
реку
Алафия
.
Эрозия
обусловила
высокий
риск
разрушения
фунда
-
ментов
опор
на
острове
и
южном
берегу
реки
.
Трубчатые
стальные
опоры
компании
Thomas & Betts
имеют
220
футов
(67
м
)
в
длину
,
включая
прямое
заглубление
в
45
фу
-
тов
(13,7
м
)
в
бетон
.
Выдерживаемая
нагрузка
опоры
с
8-
футовым
диаметром
(2,4
м
)
у
основания
превышает
15000
фут
/
тыс
.
фунт
(20300
м
/
кН
).
СПОСОБЫ
Реконструкции
и
вертикальный
зазоры
.
В
связи
с
этим
Tampa Electric
поставила
перед
собой
цель
—
свести
к
минимуму
от
-
рицательные
последствия
проекта
для
окружающей
среды
и
местного
населения
.
Энергокомпания
должна
была
учитывать
и
другие
факторы
:
необходимость
в
будущей
модернизации
си
-
стемы
,
обеспечение
доступа
на
строительную
площад
-
ку
для
крупногабаритного
оборудования
и
многочис
-
ленного
персонала
как
на
первом
этапе
строительных
работ
,
так
и
впоследствии
,
при
необходимости
прове
-
дения
восстановительных
работ
.
В
то
же
время
при
со
-
ставлении
плана
строительных
работ
компания
должна
была
учитывать
запланированные
проектные
затраты
и
обеспечение
продолжительного
срока
службы
новых
опор
.
Однако
важнейшим
обязательным
условием
ста
-
ло
обеспечение
безопасности
как
членов
проектной
группы
,
так
и
населения
.
Проектной
группе
было
поручено
разработать
такое
решение
,
которое
позволило
бы
восстановить
структур
-
ную
целостность
опор
перехода
через
реку
и
решить
дополнительные
задачи
с
наименьшими
затратами
.
Проект
должен
был
быть
реализован
к
началу
сезона
ураганов
—
до
11
июня
2011
года
.
Выбор
оптимального
решения
Проектная
группа
разработала
два
варианта
прове
-
дения
работ
.
Первый
вариант
включал
в
себя
ремонт
повреждённых
и
строительство
нескольких
новых
опор
.
Согласно
второму
варианту
требовалось
строительство
гораздо
большего
числа
новых
опор
,
различных
по
раз
-
мерам
и
преимуществам
.
Поскольку
первоначально
повреждения
опор
были
выявлены
в
ходе
внешнего
осмотра
,
проектная
груп
-
па
поручила
компании
CG Power Solutions
выполнить
тщательную
оценку
объёма
восстановительных
работ
.
CG
провела
осмотр
и
испытания
стальных
конструкций
и
железобетонных
фундаментов
.
Результаты
первона
-
чального
внешнего
осмотра
показали
только
поверх
-
ностную
коррозию
большинства
стальных
опор
выше
уровня
земли
.
Однако
в
ходе
дальнейшего
,
более
под
-
робного
осмотра
были
выявлены
значительные
по
-
вреждения
в
местах
соединения
стальных
конструкций
и
бетонных
фундаментов
,
в
связи
с
чем
Tampa Electric
приняла
решение
дополнительно
усилить
одну
решёт
-
чатую
башню
ЛЭП
,
установленную
на
острове
.
Испыта
-
ния
показали
,
что
фундаменты
двух
решётчатых
башен
не
соответствуют
требованиям
проекта
Tampa Electric
по
будущему
расширению
системы
.
Также
CG
предоставила
рекомендации
по
восста
-
новлению
повреждённых
фундаментов
.
Для
восста
-
новления
некоторых
опор
было
достаточно
установить
различные
винтовые
сваи
,
однако
другие
опоры
тре
-
бовали
проведения
более
масштабных
ремонтных
ра
-
бот
с
закладкой
дополнительных
бетонных
фундамен
-
тов
.
Одновременно
с
определением
необходимого
объ
-
ёма
восстановительных
работ
проектная
группа
разра
-
батывала
различные
концепции
реконструкции
перехо
-
дов
ЛЭП
.
Среди
этих
концепций
были
как
варианты
с
сохранением
существующей
конфигурации
ЛЭП
и
заме
-
ной
некоторых
опор
,
так
и
варианты
полного
изменения
конфигурации
ЛЭП
и
строительства
опор
для
создания
единого
непрерывного
пролёта
над
рекой
.
Наилучшее
решение
Проектная
группа
разработала
несколько
вариантов
реконструкции
перехода
и
провела
оценку
эффективно
-
сти
каждого
из
них
в
отношении
выполнения
проектных
требований
.
Более
того
,
группа
приняла
во
внимание
запланированное
строительство
четвёртой
переходя
-
17
www.tdworld.ru, www.tdworld.com
|
Январь–февраль 2013
Из
-
за
ограниченного
количества
автоподъёмников
на
первом
этапе
проекта
членам
бригады
пришлось
работать
в
корзинах
автокра
-
нов
.
Позднее
более
удобной
рабочей
платформой
стали
электро
-
подъёмники
с
длиной
стрелы
в
200
футов
(60
м
).
СПОСОБЫ
Реконструкции
щей
через
реку
ЛЭП
напряжением
230
кВ
,
что
являлось
предметом
отдельного
проекта
.
Используя
рекомендации
и
оценку
объёма
восста
-
новительных
работ
,
предоставленные
CG,
и
сценарии
реконструкции
ЛЭП
,
предложенные
Tampa Electric,
про
-
ектная
группа
выбрала
три
варианта
и
провела
их
сопо
-
ставительный
анализ
с
учётом
затрат
,
объёма
и
сроков
необходимых
работ
.
Вариант
1
включал
в
себя
восста
-
новление
существующих
опор
и
установку
нескольких
новых
опор
для
новой
линии
.
Вариант
2
включал
заме
-
ну
опор
,
установленных
на
острове
,
и
установку
новых
опор
для
новой
линии
.
Вариант
3
предусматривал
уста
-
новку
новых
опор
на
берегах
реки
с
созданием
единого
пролёта
по
всей
ширине
реки
и
строительство
конструк
-
ций
для
новой
линии
,
в
связи
с
чем
опоры
на
острове
уже
не
требовались
.
Проектная
группа
посчитала
,
что
вариант
3
будет
иметь
наименьшие
отрицательные
последствия
для
окружающей
среды
.
Несмотря
на
то
,
что
временное
вмешательство
в
экологию
острова
всё
же
было
необ
-
ходимо
для
демонтажа
существующих
опор
,
данный
ва
-
риант
позволял
избежать
необходимости
в
проведении
значительного
объёма
экскаваторных
работ
с
целью
ремонта
и
установки
новых
опор
.
Также
благодаря
де
-
монтажу
опор
на
острове
вариант
3
имел
преимущества
с
эстетической
точки
зрения
и
с
точки
зрения
безопас
-
ности
.
Демонтаж
опор
на
острове
и
отсутствие
необходи
-
мости
в
строительстве
новых
опор
обеспечили
преиму
-
щества
в
отношении
безопасности
членов
оперативно
-
ремонтных
бригад
,
требований
к
мобилизации
бригад
,
надёжности
,
сокращения
затрат
на
проведение
вос
-
становительных
работ
и
стоимости
жизненного
цикла
оборудования
в
кратко
-
и
долгосрочной
перспективе
.
Более
того
,
это
сделало
возможным
проектирование
и
строительство
новой
линии
,
а
также
строительство
переходов
ЛЭП
,
выдерживающих
токи
значительно
бо
-
лее
высокого
уровня
,
при
минимальных
дополнитель
-
ных
затратах
,
на
случай
если
в
будущем
потребуется
модернизация
линий
электропередачи
.
Проектная
группа
посчитала
вариант
3
наилуч
-
шим
решением
,
поскольку
он
соответствовал
требо
-
ваниям
при
минимальных
первоначальных
затратах
.
Он
также
имел
множество
преимуществ
,
благодаря
которым
могли
быть
решены
и
другие
проблемы
.
Группа
предоставила
результаты
своих
исследова
-
ний
,
расчёты
затрат
,
информацию
о
необходимом
объёме
работ
,
графики
и
итоговые
рекомендации
руководству
компании
,
и
проект
был
утверждён
.
Можно
было
приступать
к
самой
сложной
части
про
-
екта
—
полевым
работам
.
Инновации
и
сложности
реализации
проекта
По
проекту
Tampa Electric
пришлось
впервые
ре
-
шать
вопросы
в
трёх
конкретных
областях
:
размеры
опор
и
протяжённость
пролёта
;
применение
и
стра
-
тегическая
установка
молниеотводов
;
уникальная
методика
натяжения
проводов
.
Для
перехода
через
реку
применяются
самые
высокие
и
надёжные
опоры
,
имеющие
наибольшую
глубину
установки
и
наибольший
диаметр
среди
всех
опор
Tampa Electric.
Более
того
,
пролёты
через
реку
Алафия
являются
наибольшими
по
протяжён
-
ности
во
всей
системе
электропередачи
компании
.
Трубчатые
стальные
одностоечные
опоры
производ
-
ства
Thomas & Betts
имеют
220
футов
(67
м
)
в
длину
,
8
футов
(2,4
м
)
в
диаметре
у
основания
и
устанавли
-
ваются
с
прямым
заглублением
в
45
футов
(13,7
м
)
в
бетон
.
Выдерживаемая
опорой
нагрузка
на
уровне
её
основания
превышает
15000
фут
/
тыс
.
фунт
(20300
м
/
кН
),
что
соответствует
требованиям
к
нагрузке
в
усло
-
виях
ураганного
ветра
Национального
свода
правил
по
безопасному
использованию
электротехнических
уста
-
новок
.
Длина
пролётов
перехода
через
реку
превышает
1600
футов
(488
м
).
Несмотря
на
то
что
молниеотводы
устанавливаются
на
подстанциях
и
в
распределительной
системе
Tampa
Electric
как
стандартное
оборудование
,
до
проекта
они
применялись
в
ограниченном
количестве
и
для
макси
-
мального
напряжения
в
69
кВ
.
Тем
не
менее
в
настоя
-
щем
проекте
применяются
два
метода
молниезащи
-
ты
.
В
стандартных
системах
электропередачи
Tampa
Electric
используются
грозотросы
.
Но
,
поскольку
рас
-
стояние
между
грозотросом
и
нижним
пучком
фазных
проводов
может
достигать
60
футов
(18,3
м
),
проектная
группа
приняла
стратегическое
решение
интегрировать
в
конструкцию
системы
молниеотводы
ABB.
Для
защиты
от
прямых
ударов
молнии
,
в
дополне
-
ние
к
стандартным
грозотросам
над
линиями
,
на
всех
трёх
фазах
двух
крайних
линий
были
установлены
мол
-
ниеотводы
.
Это
обеспечивало
защиту
перехода
и
трёх
внутренних
линий
от
прямых
ударов
молнии
.
Кроме
того
,
для
защиты
от
обратного
перекрытия
молниеотво
-
ды
были
установлены
на
нижних
фазах
трёх
внутренних
линий
.
Отсутствие
необходимости
в
установке
молние
-
отводов
на
верхней
и
средней
фазах
внутренних
линий
позволило
проектной
группе
сократить
затраты
на
реа
-
лизацию
проекта
на
более
чем
20000
долларов
США
.
Провес
и
натяжение
провода
В
офисе
компании
данные
о
провесе
и
натяжении
провода
получить
легко
.
В
полевых
же
условиях
полу
-
чение
этих
данных
может
быть
значительно
труднее
,
в
особенности
для
самонесущих
концевых
опор
.
Ещё
больше
осложняло
ситуацию
то
,
что
по
проекту
тре
-
18
Январь–февраль 2013
|
www.tdworld.com, www.tdworld.ru
Полевые
работы
начались
с
установки
оснований
.
Благодаря
соору
-
жению
барьеров
и
специальной
методике
вода
,
отходы
бурения
и
промывочная
жидкость
не
оказали
отрицательного
воздействия
на
близлежащие
территории
с
уязвимой
экологией
.
На
момент
завершения
проекта
была
проведена
реконструкция
четырёх
существующих
переходов
и
сооружён
средний
переход
ЛЭП
,
предусмотренный
следующим
запланированным
проектом
по
расширению
системы
.
СПОСОБЫ
Реконструкции
бовалось
резервирование
многожильного
сталеалю
-
миниевого
провода
ACSS 795,
протянутого
над
рекой
,
одножильным
ACSS 1590
на
берегу
реки
.
Для
проекти
-
рования
и
расчёта
провеса
Tampa Electric
использова
-
ла
программу
PLS-CADD
компании
Power Line Systems,
функциональные
возможности
которой
позволили
точ
-
но
рассчитать
деформацию
опоры
,
что
легло
в
основу
уникальной
эффективной
методики
натяжения
провода
.
Ранее
этот
процесс
был
двухэтапным
.
Сначала
оперативно
-
ремонтные
бригады
протягивали
провод
в
одном
направлении
,
придерживаясь
заданного
значе
-
ния
натяжения
.
Второй
этап
включал
в
себя
проклад
-
ку
провода
в
другом
направлении
и
его
натяжение
до
значения
,
близкого
к
заданному
.
Именно
на
этом
этапе
начинались
проблемы
,
связанные
с
необходимостью
попеременного
натяжения
провода
с
одной
стороны
и
ослабления
натяжения
—
с
другой
.
После
продолжи
-
тельных
обсуждений
проектная
группа
разработала
но
-
вый
подход
с
эффективным
использованием
функцио
-
нальных
возможностей
PLS.
Новый
подход
начался
с
проектирования
в
програм
-
ме
PLS
погодной
модели
,
основанной
на
данных
изме
-
рений
стандартной
температуры
провода
,
температуры
окружающей
среды
и
скорости
ветра
на
строительной
площадке
.
Эта
погодная
модель
применялась
в
соче
-
тании
с
моделью
нагрузки
для
анализа
самонесущих
концевых
опор
перехода
по
двум
сценариям
,
которые
отображали
стандартную
двухэтапную
процедуру
.
На
первом
этапе
было
определено
значение
деформации
опоры
в
каждой
точке
крепления
только
для
многожиль
-
ного
провода
ACSS 795
и
грозотроса
перехода
через
реку
,
установленных
с
максимальным
натяжением
.
Эти
данные
были
зарегистрированы
.
На
втором
этапе
опре
-
делили
деформацию
опоры
в
каждой
точке
крепления
для
многожильных
проводов
ACSS 795,
одножильных
проводов
ACSS 1590
и
грозотросов
в
обоих
направле
-
ниях
,
установленных
с
максимальным
натяжением
.
Эти
данные
также
были
зарегистрированы
.
PLS
рассчитала
,
что
деформация
опоры
в
точке
кре
-
пления
средней
фазы
должна
была
составить
40
дюй
-
мов
(1016
мм
)
по
условиям
первого
сценария
и
только
16
дюймов
(406
мм
)
по
условиям
второго
сценария
.
Это
означало
,
что
точка
крепления
средней
фазы
измени
-
лась
бы
на
24
дюйма
(610
мм
) — 40
минус
16 (1016
ми
-
нус
406) —
в
период
между
первым
и
вторым
этапами
работ
оперативно
-
ремонтной
бригады
.
Аналогичным
образом
крепление
грозозащитного
троса
поменялось
бы
на
35
дюймов
(889
мм
),
верхняя
фаза
—
на
30
дюй
-
мов
(762
мм
)
и
нижняя
фаза
—
на
22
дюйма
(559
мм
).
В
полевых
условиях
бригада
завершила
первый
этап
,
протянув
провод
ACSS 795
и
грозотрос
над
рекой
с
максимальным
натяжением
.
На
промежуточном
этапе
,
уникальном
для
этого
проекта
,
бригады
ослабляли
на
-
тяжение
грозотроса
и
проводов
на
дифференциальные
значения
,
указанные
ранее
.
Далее
бригады
завершили
стандартный
второй
этап
процедуры
установки
,
протя
-
гивание
и
натяжение
проводов
ACSS 1590
и
грозотроса
до
максимального
значения
.
После
того
как
провода
на
берегах
были
установлены
с
максимальным
натяжени
-
ем
,
было
измерено
натяжение
проводов
перехода
че
-
рез
реку
.
В
результате
оно
практически
не
потребовало
регулировки
.
Успехи
Несмотря
на
жёсткие
временные
рамки
и
разно
-
образие
процессов
,
которые
проектная
группа
должна
была
разработать
в
ходе
реализации
проекта
,
все
цели
проекта
были
достигнуты
.
В
конце
мая
2011
года
,
перед
началом
сезона
ураганов
, Tampa Electric
завершила
реконструкцию
четырёх
существующих
переходов
ЛЭП
и
строительство
нового
перехода
через
реку
Алафия
.
Проект
позволил
решить
проблемы
,
связанные
с
по
-
вреждениями
опор
,
обеспечил
возможность
установки
ЛЭП
с
минимальным
воздействием
на
окружающую
среду
и
предоставил
значительные
преимущества
с
точки
зрения
эксплуатации
и
обслуживания
линий
элек
-
тропередачи
.
Воздействие
на
окружающую
среду
было
лишь
временным
и
незначительным
,
поскольку
всё
обо
-
рудование
было
вывезено
с
острова
.
Итоговая
конфигурация
перехода
позволила
про
-
ложить
новую
линию
,
повысить
значение
допустимого
тока
на
1000 A
по
сравнению
с
прежним
значением
и
19
www.tdworld.ru, www.tdworld.com
|
Январь–февраль 2013
СПОСОБЫ
Реконструкции
обеспечила
возможность
строительства
нового
перехо
-
да
ЛЭП
в
будущем
.
Наконец
,
на
строительные
работы
в
рамках
проекта
потребовалось
более
8800
человеко
-
часов
,
и
итоговые
расходы
на
реализацию
проекта
оказались
на
10%
меньше
запланированных
5,5
млн
долларов
.
В
2012
году
за
разработку
данного
проекта
Southeastern Electric Exchange
удостоила
Tampa Electric
награды
«
За
высокие
достижения
»
в
категории
«
Линии
электропередачи
»,
и
,
несомненно
,
именно
этот
проект
ещё
много
лет
будет
для
компании
образцом
безопас
-
ного
,
крупномасштабного
и
успешного
проекта
.
Выражение
благодарности
Авторы
выражают
благодарность
другим
членам
проектной
группы
:
Чаку
Роджерсу
(Chuck Rogers),
Эду
Фрайди
(Ed Fridy),
Нэйту
Алкозу
(Nate Alcoz),
Крису
Стилу
(Chris Steele),
Дэйву
Джонсону
(Dave Johnson)
и
Мэтту
ЛяРусса
(Matt LaRussa).
Также
авторы
призна
-
тельны
Сьюзетт
Найт
(Suzette Knight),
Гленде
ВанПет
-
тен
(Glenda VanPetten),
Марси
Коллинз
(Marcie Collins),
Ники
Нарлоч
(Nicki Narloch)
и
Карле
Хант
(Carla Hunt).
Все
они
сотворили
настоящее
чудо
,
иначе
заложенный
бюджет
и
сроки
реализации
проекта
были
бы
превы
-
шены
.
Наконец
,
авторы
благодарят
Шери
Якобс
(Cherie
Jacobs)
и
Брайана
Лотта
(Brian Lott)
за
их
значительный
вклад
в
написание
настоящей
статьи
.
Филлип
Хьюс
II
(Phillip Hughes II, pehughes@
tecoenergy.com)
имеет
16-
летний
опыт
работы
в
элек
-
троэнергетике
, 11
из
которых
он
проработал
в
компа
-
нии
Tampa Electric Co.
Имеет
8-
летний
опыт
работы
в
области
инженерного
проектирования
и
эксплуатации
систем
электропередачи
.
В
настоящее
время
является
старшим
инженером
-
консультантом
и
руководит
проек
-
тами
по
строительству
новых
систем
,
по
модернизации
энергосистемы
и
решает
вопросы
,
связанные
с
опреде
-
лением
габаритов
провода
при
помощи
данных
LiDAR.
Окончил
Университет
Южной
Флориды
со
степенями
бакалавра
в
области
машиностроения
и
электротехни
-
ки
,
зарегистрирован
в
качестве
профессионального
ин
-
женера
в
штате
Флорида
.
Кенджи
Пленнерт
(Kenji Plennert, dkplennert@
tecoenergy.com)
работает
старшим
инженером
в
Tampa
Electric Co.
и
имеет
10-
летний
опыт
работы
в
электро
-
энергетике
.
До
этого
проработал
5
лет
в
Tampa Electric
в
составе
технической
группы
,
отвечающей
за
системы
электропередачи
,
недавно
перешёл
на
должность
ин
-
женера
по
эксплуатации
распределительных
систем
.
Окончил
Университет
Южной
Флориды
со
степенью
бакалавра
в
области
машиностроения
и
степенью
маги
-
стра
в
области
делового
администрирования
.
Компании
,
упомянутые
в
статье
:
ABB | www.abb.com
AFL | www.globala
fl
.com
CG Power Solutions | www.cgglobal.com
NGK Insulators | ww.ngk.co.jp
Power Line Systems | www.powerlinesystems.com
Southeastern Electric Exchange | www.theexchange.org
Tampa Electric | www.tampaelectric.com
Thomas & Betts | www.tnb.com
Н е с м о т р я
на
различия
в
техниче
-
ской
части
проекта
и
объёмах
ра
-
бот
,
есть
один
схожий
момент
,
учитывавшийся
при
реализации
проектов
в
Якутии
(
строитель
-
ство
двух
воздушных
переходов
ЛЭП
через
реки
Олёкма
и
Лена
про
-
тяжённостью
800
и
1000
м
соот
-
ветственно
)
и
США
, –
климатиче
-
ские
особенности
.
У
американских
коллег
–
это
сезон
ураганов
,
до
начала
которого
было
необходи
-
мо
закончить
строительство
,
у
нас
в
Якутии
–
это
условия
вечной
мерзлоты
с
крайне
суровым
зим
-
ним
периодом
и
весенне
-
осенней
распутицей
,
делающей
невозмож
-
ным
выполнение
строительно
-
монтажных
работ
.
Климатические
особенности
оказали
серьёзное
влияние
и
на
техническую
часть
проекта
.
Например
,
использование
современных
многогранных
опор
в
том
числе
объясняется
повышен
-
ной
устойчивостью
к
ветровым
нагрузкам
.
Однако
в
нашем
проек
-
те
их
применение
было
не
акту
-
альным
,
во
-
первых
,
ввиду
ширины
переходов
,
для
которых
потре
-
бовались
крупногабаритные
ре
-
шётчатые
конструкции
(
до
94
м
),
во
-
вторых
–
из
-
за
грунта
вечной
мерзлоты
,
для
которого
характе
-
рен
такой
эффект
,
как
«
морозное
пучение
».
Он
вызывает
неравно
-
мерное
поднятие
вечномёрзлой
толщи
(
ширина
деятельного
слоя
–
3–5
м
),
из
-
за
чего
возможны
не
только
деформация
фундамента
,
но
и
выталкивание
основания
на
поверхность
,
как
следствие
–
крен
опоры
и
пр
.
Следует
отметить
,
что
бурение
и
установка
свай
до
-
пустимы
лишь
в
зимний
период
,
то
есть
при
отрицательных
темпе
-
ратурах
.
Интересным
,
инновационным
ре
-
шением
является
опыт
американ
-
ских
коллег
в
части
применения
«
умных
»
молниеотводов
АВВ
.
Эта
активная
система
молниезащиты
использует
в
своей
основе
элек
-
тронное
устройство
,
которое
из
-
лучает
высоковольтный
импульс
известной
частоты
и
амплиту
-
ды
(
искусственный
восходящий
лидер
),
направленный
навстречу
естественному
ступенчатому
лидеру
молнии
.
Тем
самым
,
захва
-
тив
разряд
молнии
,
АВВ
направля
-
ет
его
через
токоотводы
в
зем
-
лю
,
где
он
рассеивается
.
Причём
для
формирования
импульса
си
-
стеме
не
требуется
использова
-
ние
внешних
источников
питания
и
радиоактивных
элементов
:
АВВ
использует
энергию
,
принятую
из
внешнего
поля
во
время
грозы
.
Считаю
,
что
при
явной
экономиче
-
ской
эффективности
данного
под
-
хода
можно
ожидать
его
широкое
применение
на
линиях
ВЛ
в
России
,
в
том
числе
при
строительстве
воздушных
переходов
.
КОММЕНТАРИЙ
Данила Михайлов, руководитель группы инженеров ООО «Якутское»:
Оригинал статьи: Реконструкция переходов ЛЭП через реку Алафия
Реконструкция переходов ЛЭП через реку Алафия — один из крупнейших проектов компании Tampa Electric за всю историю её существования.
Комментарий к статье:
Данила Михайлов, руководитель группы инженеров ООО «Якутское».