128
м
и
р
о
в
о
й
о
п
ы
т
мировой опыт
Регион Персидского
залива: межсистемные
связи, традиционные
источники энергии
и потенциал ВИЭ
Мы
продолжаем
серию
интер
-
вью
с
руководителями
систем
-
ных
операторов
крупнейших
энергосистем
мира
,
публику
-
емых
в
рамках
совместного
проекта
журнала
«
ЭЛЕКТРО
-
ЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
рас
-
пределение
»
и
Системного
оператора
Единой
энергетиче
-
ской
системы
при
поддержке
Ассоциации
GO15.
Наш
сегод
-
няшний
собеседник
г
-
н
Ахмед
Али
Аль
-
Эбрахим
—
исполни
-
тельный
директор
GCCIA —
Управления
по
объединению
энергосистем
Совета
сотруд
-
ничества
арабских
государств
Персидского
залива
.
— Г-н Аль-Эбрахим, расскажи-
те, пожалуйста, о ключевых ха-
рактеристиках энергообъединения
арабских государств Персидского
залива.
— Энергосистема GCC образова-
на в 2009 году и объединяет нацио-
нальные энергосистемы шести госу-
дарств — Бахрейна, Катара, Кувейта,
Объединенных Арабских Эмиратов,
Омана и Саудовской Аравии. Изна-
чально энергообъединение создава-
лось как механизм распределения
резервов генерирующих мощностей
в чрезвычайных ситуациях, а так-
же с целью повышения надежности
и безопасности энергоснабжения
путем взаимной поддержки стран-
участниц и сокращения потребности
в инвестициях в резервные мощности.
Объединение энергосистем также сы-
грало важную роль в формировании
предпосылок для развития торговли
электроэнергией и последовавшего
за этим развития рынка электроэнер-
гии арабских государств.
Для национальных энергосистем
GCC характерен заметный рост по-
требления электроэнергии, начиная
с 1972 года и по настоящее время.
Однако количественные показатели
роста разнятся в зависимости от со-
става населения, характера экономи-
ческого развития, уровня урбаниза-
ции и индустриализации государства.
Электроэнергетика стран Персид-
Gulf Cooperation Council (GCC) — Совет сотрудни-
чества арабских государств Персидского залива
создан в 1981 году. Основная цель — координация,
сотрудничество и интеграция во всех экономических,
социальных и культурных сферах. Членами GCC яв-
ляются шесть арабских государств: Бахрейн, Катар,
Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.
129
ского залива, главным образом,
основывается на традиционных
источниках энергии — ископае-
мом топливе (в основном на при-
родном газе и некоторых видах
тяжелого топлива). Кроме того,
в связи с дефицитом водных ре-
сурсов, существует огромная зави-
симость социально-экономическо-
го благополучия стран региона от
опреснения морской воды. Отсюда
вытекает еще одна характерная
особенность энергосистемы — ши-
рокое распространение когенера-
ции электроэнергии и опреснения
воды на электростанциях с парога-
зовыми турбинами. Главная роль
здесь принадлежит таким техноло-
гиям, как многоступенчатое испа-
рение и обратный осмос.
Сокращение выбросов пар-
никовых газов и других вредных
выбросов осуществляется за
счет повышения эффективности
электростанций (например, путем
замены менее эффективной ге-
нерации на более эффективную)
или за счет расширения исполь-
зования топлива с более низким
содержанием углерода в пере-
счете на кВт·ч. Основная генера-
ция — высокоэффективные паро-
газовые электростанции, а также
экономически и экологически вы-
годные тепловые блоки высокой
производительности, работающие
на сверхкритических параметрах
пара.
Несмотря на то, что в послед-
ние несколько десятилетий в энер-
гетике Персидского залива пре-
обладало ископаемое топливо,
недавние политические инициа-
тивы демонстрируют твердые на-
мерения большинства государств
увеличить долю генерации на
основе возобновляемой ветро-
вой и солнечной, а также ядерной
энергии. Так что в ближайшем бу-
дущем ожидается масштабная
интеграция ВИЭ в объединенную
энергосистему.
Электрическая сеть объеди-
ненной энергосистемы представ-
лена двумя видами межсистемных
связей. Во-первых, это так на-
зываемое «общее соединение»,
или, по-другому, «системообразу-
ющая сеть», представляющая со-
бой магистральную двухцепную
ВЛ 400 кВ, проходящую от Кувейта
до Объединенных Арабских Эми-
ратов через регион Саудовской
Аравии с ответвлениями в Катар
и Бахрейн (присоединен подво-
дным кабелем 400 кВ). Во-вторых,
это межсистемные сетевые свя-
зи по принципу «каждый с каж-
дым» — двухцепные воздушные
линии 220 кВ между ОАЭ и Ома-
ном. Такая «гибридная» сеть обе-
спечивает всем участникам GCC
прямое соединение с любой энер-
госистемой объединения, кроме
энергосистемы Омана, электриче-
ские связи которой проходят через
энергосистему ОАЭ.
Поскольку протяженность маги-
стральной сети 400 кВ превышает
1000 км, существуют постоянные
ограничения по передаче мощ-
ности с севера на юг и обратно.
Данный факт не позволяет ис-
пользовать ее полную пропускную
способность. В настоящее время
ведутся исследования по расши-
рению магистральной сети 400 кВ
для устранения этих ограничений,
а также решается вопрос о прод-
лении линии до Омана.
Еще одна особенность энерго-
объединения — разница в рабочей
частоте энергосистем. Энергоси-
стема Саудовской Аравии функци-
онирует с частотой 60 Гц. Ее рабо-
та с остальными энергосистемами,
работающими на 50 Гц, осущест-
вляется через комплект вставок
постоянного тока 600 МВт, которые
являются первыми в своем роде
на Ближнем Востоке и крупнейши-
ми в мире.
Чтобы избежать каскадного
эффекта развития аварий, уста-
новлены специальные защиты
(противоаварийная автоматика)
для отключения страны, в которой
произошла авария, от Объединен-
ной энергосистемы GCC в случае
сбоя синхронной работы энергоси-
стем при возникновении эффекта
лавины напряжения.
— Как особенности энерго-
системы влияют на оператив-
но-диспетчерское управление?
С какими проблемами вы стал-
киваетесь в последнее время
и как их решаете?
— Объединенная энергосисте-
ма государств Персидского залива
состоит из нескольких националь-
ных энергосистем, соединенных
относительно протяженными лини-
ями переменного тока. Структуре
Ахмед Али Аль-Эбрахим
имеет 30-летний профессиональный опыт
в сфере управления и планирования работы энергосистем и энер-
гетической инфраструктуры. Свой трудовой путь в GCCIA начал
в 2007 году с должности директора по управлению и обслуживанию.
Ранее занимал пост исполнительного директора компании Sintegro
International, до этого работал руководителем отделения по управле-
нию и контролю Министерства электроэнергетики Бахрейна.
Ахмед
Али
Аль
-
Эбрахим
представляет
Ассоциацию
крупнейших
систем
-
ных
операторов
мира
GO15
на
заседании
IRENA —
Международного
агентства
по
возобновляемым
источникам
энергии
(
январь
2018)
№
2 (53) 2019
130
такого типа свойственна проблема
межсистемных колебаний. Время
от времени мы инициируем иссле-
дования режимов межсистемных
связей. В диспетчерском пункте
GCCIA в качестве инструмента
контроля колебаний используем
систему мониторинга переходных
режимов (СМПР). Данные, полу-
ченные средствами СМПР в режи-
ме реального времени, сравнива-
ем с результатами проведенных
исследований, что позволяет ми-
нимизировать ошибки в модели
исследования. В итоге мы опре-
деляем режимы межсистемных
колебаний, которые могут возни-
кать между различными участка-
ми сети, и разрабатываем меры
по демпфированию. В частности,
GCCIA предложены необходимые
рекомендации для смягчения та-
ких колебаний путем установки
стабилизирующих устройств на
электростанциях. Для упрощения
работы с информацией о колеба-
ниях разработано руководство по
эксплуатации СМПР, предостав-
ляющее диспетчерам готовые
указания для принятия быстрых
и эффективных мер с целью повы-
шения достигнутого уровня устой-
чивости энергосистемы.
Поскольку межсистемные ли-
нии довольно протяженные, мак-
симальные перетоки мощности
ограничены не номинальной мощ-
ностью элементов, а пределами
устойчивости. Операционные за-
пасы устойчивости для различных
сечений в энергосистеме опреде-
ляются путем расчета расстояния
до точки коллапса на графике ре-
жимов, определяемого предель-
ной пропускной способностью
линии. Надежность объединен-
ной энергосистемы обеспечивает
GCCIA совместно с системными
операторами стран-участниц энер-
гообъединения при координации
государственных регуляторов.
Существуют также пробле-
мы, связанные с эксплуатацией
вставки постоянного тока высо-
кого напряжения (HVDC). В про-
цессе преобразования электро-
энергии создаются гармонические
колебания, которые влияют на
качество электроэнергии, оказы-
вают воздействие на электрообо-
рудование и порой даже приводят
к колебаниям в энергосистеме.
К примеру, появление 13-й гармо-
ники при включенной HVDC ста-
ло основным фактором возник-
новения резонансных колебаний
перед и после обесточения линии
Ghunan-Salwa в Саудовской Ара-
вии. Нам пришлось разработать
специальный порядок переклю-
чений для отключения и включе-
ния этой линии при работающей
вставке постоянного тока. Повы-
шение напряжения, иногда даже
выходящее за пределы допусти-
мых значений, наблюдается также
при выключении и включении са-
мой вставки постоянного тока.
Еще одна проблема связана
с наличием подводных кабельных
линий, которые дают реактивную
мощность очень высоких значе-
ний (каждая около 800 МВАр), соз-
давая перетоки с высокими МВАр
в энергосистему Бахрейна и по-
вышая напряжение на подстанци-
ях RAQUR и Jasra. Для решения
данной проблемы GCCIA присту-
пило к реализации нового про-
екта по компенсации реактивной
мощности в энергосистеме путем
добавления двух новых шунтиру-
ющих реакторов 125 МВАр.
Суровые условия пустыни
с экстремально высокими темпе-
ратурами, превышающими 50°C
в тени, мощные песчаные бури
и удаленные места расположе-
ния подстанций постоянно соз-
дают проблемы в эксплуатации
и обслуживании электрических
сетей энергообъединения. По-
этому GCCIA использует специ-
альные технологии и процедуры
по эксплуатации и обслуживанию
сетевой инфраструктуры, обеспе-
чивающие ее функционирование
в уникальных погодных условиях
пустынь.
— Какие преимущества обе-
спечивает странам-участницам
объединение их энергосистем?
— Сегодня
энергосистема
GCC функционирует как меж-
региональный механизм обе-
спечения энергетической без-
опасности, который позволяет
передавать электроэнергию меж-
ду национальными энергосисте-
мами в чрезвычайных ситуациях.
Например, во время аварийных
отключений генерирующего обо-
рудования, когда внутренних ре-
зервов или генерирующих мощно-
стей национальных энергосистем
недостаточно для удовлетворе-
ния их потребностей. В основу ме-
ханизма функционирования энер-
Крупнейшая
в
мире
солнечная
электростанция
имени
шейха
Мохаммеда
ибн
Рашида
Аль
Мактума
в
Арабских
Эмиратах
МИРОВОЙ
ОПЫТ
131
госистемы GCC в чрезвычайных
ситуациях положены различия
в структуре электрической нагруз-
ки внутри региона. Так, когда одна
из стран страдает от недостатка
электроэнергии, резервные мощ-
ности другой могут поддержать
стабильность ее энергосистемы.
Такой механизм приносит пользу
обеим сторонам: сторона-полу-
чатель отвечает аналогичной ус-
лугой — предоставлением мощ-
ности в чрезвычайных ситуациях
своему соседу.
В этом контексте объединенная
энергосистема стран GCC отража-
ет самый амбициозный и всеобъ-
емлющий региональный подход
к обеспечению энергетической
безопасности не только в регионе
Персидского залива, но и, возмож-
но, на мировом уровне.
В целом политика GCCIA со-
ответствует общей глобальной
тенденции в развитии энергоси-
стем, заключающейся в создании
межсистемных связей для дости-
жения определенных экономиче-
ских выгод. Функционирование
национальных энергосистем в со-
ставе объединенной энергосисте-
мы GCC дает такие же преиму-
щества, как и в других подобных
энергообъединениях мира: со-
вместное использование горячего
резерва; снижение потребности
в генерирующих мощностях в каж-
дой энергосистеме в результате
обмена резервными мощностями;
поддержка аварийного энерго-
снабжения для предотвращения
отключений; снижение эксплуата-
ционных расходов; обеспечение
возможности для торговли элек-
троэнергией; возможность созда-
ния промышленных предприятий
с большими колебаниями нагруз-
ки, таких как сталеплавильные
и алюминиевые заводы; интегра-
ция более крупных возобновляе-
мых источников энергии.
— Какова структура опера-
тивно-диспетчерского управле-
ния в вашей энергосистеме?
— Чтобы обеспечить эффек-
тивное функционирование маги-
стральной сети, диспетчерский
центр GCCIA наделен функцио-
налом по ее управлению, а так-
же координирует оперативный
резерв мощности и перетоки
энергии через межсистемные
линии электропередачи. Каж-
дый системный оператор стран-
участниц отвечает за управле-
ние безопасностью работы своей
энергосистемы. Также у них есть
и обязательства по обеспечению
общей энергобезопасности всего
объединения: наиболее важные
из них касаются обеспечения
работы точек присоединения ре-
гиональных энергосистем к маги-
стральной сетевой инфраструк-
туре стран Персидского залива
и обеспечению оперативного ре-
зерва мощности.
— Как рыночные механизмы
встроены в процесс управления
энергосистемой?
— Торговля
электроэнерги-
ей являлась одной из основных
целей при создании энергообъ-
единения. Подписанное всеми
сторонами Соглашение о пере-
даче и торговле электроэнергией
содержит положения о планиро-
вании торговли, а также устанав-
ливает торговые правила и про-
цедуры. Впервые трансграничная
торговля электроэнергией в ре-
гионе Персидского залива была
осуществлена летом 2010 года.
В настоящее время наш ры-
нок электроэнергии — это рынок
двусторонних договоров, где каж-
дое государство берет на себя
ответственность за прием приоб-
ретаемой электроэнергии в свою
энергосистему. Управление энер-
гообъединением осуществляется
через планирование перетоков
между шестью государствами. Не-
балансы торговли электроэнерги-
ей управляются на основании их
классификации по «Типу 1» (ме-
нее 25 МВт) и «Типу 2» (более
высокие небалансы). Компенса-
ция по «Типу 1» осуществляет-
ся в натуральном выражении, по
«Типу 2» — по тарифам, предва-
рительно установленным регуля-
тором для пиковых и непиковых
периодов нагрузки. При значи-
тельных небалансах начисляется
дополнительная оплата.
Однако в рамках дорожной
карты GCCIA по развитию рын-
ка электроэнергии мы запустили
план по созданию общей энерге-
тической биржи, для реализации
которого разработаны и внедря-
ются новые рыночные правила
и процедуры.
Основные
линии
энергообъединения
стран
Персидского
залива
Диспетчерский
центр
энергообъ
-
единения
стран
Персидского
залива
№
2 (53) 2019
132
— Как регулируются основ-
ные направления инвестици-
онных потоков в отрасли? Из-
менились ли эти тенденции за
последнее десятилетие?
— По Соглашению о переда-
че и торговле электроэнергией
в странах-участницах действует
модель единого покупателя, и каж-
дое государство полностью отве-
чает за обеспечение националь-
ной энергосистемы достаточными
ресурсами в соответствии со своей
долгосрочной стратегией баланси-
рования потребления и генерации.
Стоит отметить, что в настоя-
щее время все государства Пер-
сидского залива находятся на том
или ином этапе реформирования
электроэнергетики. Реформа мо-
жет сократить уровень потребле-
ния (и, следовательно, затраты
государства на энергоснабжение)
через стимулирование инвестиций
в более эффективные технологии
и сокращения спроса со стороны
конечных потребителей. Все стра-
ны Персидского залива уже имеют
некоторое количество независи-
мых поставщиков электроэнергии
и воды, также работающих в мо-
дели единого покупателя. Какие-то
страны намного сильнее продви-
нулись в процессе либерализации
отрасли. К примеру, часть из них
издала законы о реформировании
структуры энергетики и сформиро-
вала план по внедрению оптового
рынка электроэнергии, в то время
как другие утвердили планы раз-
деления своих вертикально ин-
тегрированных государственных
электроэнергетических компаний
по видам деятельности, что, как
ожидается, снизит и стоимость
производства энергии, и финансо-
вое бремя для правительств.
Что касается изменения ин-
вестиционных потоков в сторону
возобновляемых источников, то
в настоящее время возможности
фотоэлектрических
солнечных
и ветровых электростанций, а так-
же их концентрация в энергосисте-
мах сравнительно невелики, одна-
ко ряд стран, развивая внутренние
производственные мощности, реа-
лизует новые проекты и в этой об-
ласти. В последнее время отчет-
ливо прослеживается тенденция
перехода от исследования воз-
можностей генерации на базе ВИЭ
к ее внедрению. Так, одна энерго-
компания разрабатывает проект
гидроаккумулирующей
электро-
станции мощностью 250 МВт. Дру-
гая начала разрабатывать иннова-
ционное решение — проект ГАЭС
на 400 МВт / 2500 МВт·ч, который
может быть использован для сгла-
живания нестабильного режима
работы ВИЭ.
Страны Персидского залива
приступили к реализации амби-
циозных планов по внедрению
ВИЭ-генерации в существующую
структуру энергетики. Например,
Саудовская Аравия недавно запу-
стила проекты по выработке и ис-
пользованию солнечной энергии,
Объединенные Арабские Эмираты
планируют реализацию масштаб-
ных проектов в области ядерной
энергетики и ВИЭ.
Энергосистемы GCC располо-
жены в так называемом «глобаль-
ном солнечном поясе» и являют-
ся одним из регионов с наиболее
высокой солнечной активностью
в мире. Установлено, что около
60% операционной зоны GCC пол-
ностью пригодно для размещения
солнечных электростанций, и ос-
воение лишь одного процента этой
территории может создать почти
470 ГВт дополнительных генери-
рующих мощностей. Страны Пер-
сидского залива хорошо понимают
это и осуществляют масштабные
разработки в области ВИЭ. Так,
Саудовская Аравия недавно объ-
явила о партнерстве с SoftBank
в разработке проектов ВИЭ-ге-
нерации мощностью 200 ГВт. Со-
вмещая потенциал региона по
ВИЭ с масштабным региональным
объединением сетей мы получаем
колоссальные возможности для
Преобразовательный
комплекс
на
подстанции
Al Fadhili
МИРОВОЙ
ОПЫТ
133
развития. Можно сказать, что у ре-
гиона GCC есть все шансы стать
крупным узлом экспорта возоб-
новляемой энергии в страны Азии,
Африки и Европы.
Кроме того, в 2019 году мы мо-
жем стать свидетелями ввода пер-
вой в объединенной энергосисте-
ме GCC атомной электростанции:
в Абу-Даби планируется ввести
в эксплуатацию первый из четырех
генераторов мощностью 1400 МВт
каждый на атомной электростан-
ции Barakah.
Поскольку диверсификация ис-
точников электроэнергии является
одним из стратегических направ-
лений развития стран Персидского
залива, GCCIA намерен сосредо-
точить свое внимание на интегра-
ции возобновляемых источников
энергии в энергосистему.
— Каким образом системный
оператор участвует в процессе
долгосрочного планирования
развития энергосистемы?
— Долгосрочное планирова-
ние ориентировано на создание
оптимального плана развития
генерации, который определяет-
ся целевым уровнем надежности
объединенной
энергосистемы.
Каждый год под руководством
Объединенного комитета GCCIA
по планированию проводится ис-
следование на предстоящий пя-
тилетний период, в ходе которого
оцениваются обязательства по
установленной мощности для каж-
дого государства-члена в объеме,
необходимом для обеспечения на-
дежности энергообъединения.
Для всех государств-членов
установлены общие критерии
планирования генерации, опреде-
ляемые целевым уровнем надеж-
ности энергосистемы с использо-
ванием вероятностного подхода:
максимальное ожидаемое коли-
чество часов потери нагрузки не
должно превышать 5 часов в год.
Каждая страна-участник энерго-
объединения имеет одинаковые
инвестиционные возможности, при
этом учитывается общемировой
уровень цен на топливо в рассма-
триваемый период, что позволяет
избежать перекрестного субсиди-
рования между государствами.
План развития генерации каж-
дого государства Персидского за-
лива оптимизируется на рассма-
триваемый период, чтобы свести
к минимуму общие затраты на
развитие генерации в этом госу-
дарстве и при этом обеспечить
необходимое покрытие потребле-
ния с учетом различных ограни-
чений, налагаемых как общей ма-
гистральной сетью, так и сетями
собственных национальных энер-
госистем, а также запланирован-
ных требований обеспечения на-
дежности.
План развития генерации объ-
единенной энергосистемы вклю-
чает энергоблоки, которые уже
запланированы к строительству
в национальных энергосистемах.
Однако для удовлетворения спро-
са и требований надежности мо-
жет понадобиться строительство
дополнительных
энергоблоков
в рассматриваемый период. Для
планирования блоков, по которым
еще нет окончательного решения,
используются обобщенные дан-
ные по энергообъединению, что
позволяет избежать перекрестных
инвестиций между государствами-
членами из-за возможной взаим-
ной несогласованности их планов.
Таким образом, план развития
генерации национальных энерго-
систем оптимизируется с учетом
их функционирования в составе
энергообъединения, он соотносит-
ся с планами развития националь-
ных энергосистем и учитывает
ограничения магистральной сети.
— Как в энергосистеме реша-
ются вопросы своевременной
модернизации генерации и се-
тевого оборудования? Каким
образом реализуются функции
технологического регулирова-
ния?
— Для поддержания должного
уровня надежности в объединен-
ной энергосистеме необходимо,
чтобы планы по развитию генера-
ции и сетей выполнялись всеми
государствами, что контролирует
Объединенный комитет GCCIA
по планированию. В соответствии
с Соглашением о передаче и тор-
говле электроэнергией этот коми-
тет, представленный всеми шестью
странами-участницами, отвечает
за выработку рекомендаций по
минимальному уровню установ-
ленной мощности генерации, не-
обходимому на территории каждой
страны в течение срока действия
обязательств и обеспечивающе-
му соответствие установленному
уровню надежности. Генеральное
соглашение об объединении энер-
госистем и Соглашение о передаче
и торговле электроэнергией в этой
части основаны на рекомендаци-
ях Международной организации
по сертификации (ICO), контроль
за исполнением которых осущест-
вляет отраслевой регулятор стран
Персидского залива — Консульта-
тивный и Регулирующий Комитет
(ARC).
— С какими проблемами
в сфере регулирования в энер-
гетике сталкивается системный
оператор? Какие шаги предпри-
нимает для их преодоления?
— Сегодня перед GCCIA стоит
несколько управленческих и орга-
низационных проблем.
Во-первых, межсистемные ли-
нии электропередачи проходят
через несколько стран-участниц,
в каждой из которых установле-
ны свои нормы и правила. GCCIA
должен учитывать их. Поэтому мы
тесно взаимодействуем со всеми
заинтересованными сторонами
и прикладываем максимум усилий
для решения различных техни-
ческих и административных про-
блем.
Вторая проблема связана
с уникальной конфигурацией
трансграничной магистральной
линии, что не отражено в госу-
дарственных нормативах каждой
из стран-участниц. В результате
национальные регуляторы могут
применять свои нормы к ней, как
если бы это была их собствен-
ная сеть, а не межрегиональная.
GCCIA всячески пытается избе-
жать ситуации, в которой шесть
различных регуляторов с шестью
различными сводами правил пы-
тались бы взять управление этой
одной общей линией.
Вопрос о таможенных пошли-
нах на электрические устройства
и оборудование представлял со-
бой еще одну проблему. Для ее
решения власти государств приня-
ли согласованные меры, позволя-
ющие предоставлять таможенные
льготы на импорт оборудования из
разных частей света.
Материал
подготовлен
пресс
-
службой
АО
«
СО
ЕЭС
»
№
2 (53) 2019
Оригинал статьи: Регион Персидского залива: межсистемные связи, традиционные источники энергии и потенциал ВЭИ
Мы продолжаем серию интервью с руководителями системных операторов крупнейших энергосистем мира, публикуемых в рамках совместного проекта журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» и Системного оператора Единой энергетической системы при поддержке Ассоциации GO15. Наш сегодняшний собеседник г-н Ахмед Али Аль-Эбрахим — исполнительный директор GCCIA — Управления по объединению энергосистем Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.