Регион Персидского залива: межсистемные связи, традиционные источники энергии и потенциал ВЭИ

Page 1
background image

Page 2
background image

128

м

и

р

о

в

о

й

 о

п

ы

т

мировой опыт

Регион Персидского 
залива: межсистемные 
связи, традиционные 
источники энергии 
и потенциал ВИЭ

Мы

 

продолжаем

 

серию

 

интер

-

вью

 

с

 

руководителями

 

систем

-

ных

 

операторов

 

крупнейших

 

энергосистем

 

мира

публику

-

емых

 

в

 

рамках

 

совместного

 

проекта

 

журнала

 «

ЭЛЕКТРО

-

ЭНЕРГИЯ

Передача

 

и

 

рас

-

пределение

» 

и

 

Системного

 

оператора

 

Единой

 

энергетиче

-

ской

 

системы

 

при

 

поддержке

 

Ассоциации

 GO15. 

Наш

 

сегод

-

няшний

 

собеседник

 

г

-

н

 

Ахмед

 

Али

 

Аль

-

Эбрахим

 — 

исполни

-

тельный

 

директор

 GCCIA — 

Управления

 

по

 

объединению

 

энергосистем

 

Совета

 

сотруд

-

ничества

 

арабских

 

государств

 

Персидского

 

залива

.

—  Г-н  Аль-Эбрахим,  расскажи-

те,  пожалуйста,  о  ключевых  ха-

рактеристиках  энергообъединения 

арабских  государств  Персидского 

залива. 

—  Энергосистема GCC образова-

на  в  2009  году  и  объединяет  нацио-

нальные  энергосистемы  шести  госу-

дарств — Бахрейна, Катара, Кувейта, 

Объединенных  Арабских  Эмиратов, 

Омана  и  Саудовской  Аравии.  Изна-

чально  энергообъединение  создава-

лось  как  механизм  распределения 

резервов  генерирующих  мощностей 

в  чрезвычайных  ситуациях,  а  так-

же  с  целью  повышения  надежности 

и  безопасности  энергоснабжения 

путем  взаимной  поддержки  стран-

участниц  и  сокращения  потребности 

в инвестициях в резервные мощности. 

Объединение энергосистем также сы-

грало  важную  роль  в  формировании 

предпосылок  для  развития  торговли 

электроэнергией  и  последовавшего 

за этим развития рынка электроэнер-

гии арабских государств.

Для  национальных  энергосистем 

GCC  характерен  заметный  рост  по-

требления  электроэнергии,  начиная 

с  1972  года  и  по  настоящее  время. 

Однако  количественные  показатели 

роста  разнятся  в  зависимости  от  со-

става населения, характера экономи-

ческого  развития,  уровня  урбаниза-

ции и индустриализации государства. 

Электроэнергетика  стран  Персид-

Gulf Cooperation Council (GCC) — Совет сотрудни-

чества  арабских  государств  Персидского  залива

 

создан в 1981 году. Основная цель — координация, 

сотрудничество и интеграция во всех экономических, 

социальных и культурных сферах. Членами GCC яв-

ляются  шесть  арабских  государств:  Бахрейн,  Катар, 

Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия.


Page 3
background image

129

ского  залива,  главным  образом, 

основывается  на  традиционных 

источниках  энергии  —  ископае-

мом  топливе  (в  основном  на  при-

родном  газе  и  некоторых  видах 

тяжелого  топлива).  Кроме  того, 

в  связи  с  дефицитом  водных  ре-

сурсов, существует огромная зави-

симость социально-экономическо-

го  благополучия  стран  региона  от 

опреснения морской воды. Отсюда 

вытекает  еще  одна  характерная 

особенность энергосистемы — ши-

рокое  распространение  когенера-

ции электроэнергии и опреснения 

воды на электростанциях с парога-

зовыми  турбинами.  Главная  роль 

здесь принадлежит таким техноло-

гиям,  как  многоступенчатое  испа-

рение и обратный осмос. 

Сокращение  выбросов  пар-

никовых  газов  и  других  вредных 

выбросов  осуществляется  за 

счет  повышения  эффективности 

электростанций  (например,  путем 

замены  менее  эффективной  ге-

нерации  на  более  эффективную) 

или  за  счет  расширения  исполь-

зования  топлива  с  более  низким 

содержанием  углерода  в  пере-

счете  на  кВт·ч.  Основная  генера-

ция — высокоэффективные паро-

газовые  электростанции,  а  также 

экономически  и  экологически  вы-

годные  тепловые  блоки  высокой 

производительности,  работающие 

на  сверхкритических  параметрах 

пара.

Несмотря  на  то,  что  в  послед-

ние несколько десятилетий в энер-

гетике  Персидского  залива  пре-

обладало  ископаемое  топливо, 

недавние  политические  инициа-

тивы  демонстрируют  твердые  на-

мерения  большинства  государств 

увеличить  долю  генерации  на 

основе  возобновляемой  ветро-

вой и солнечной, а также ядерной 

энергии. Так что в ближайшем бу-

дущем  ожидается  масштабная 

интеграция  ВИЭ  в  объединенную 

энергосистему.

Электрическая  сеть  объеди-

ненной  энергосистемы  представ-

лена двумя видами межсистемных 

связей.  Во-первых,  это  так  на-

зываемое  «общее  соединение», 

или,  по-другому,  «системообразу-

ющая  сеть»,  представляющая  со-

бой  магистральную  двухцепную 

ВЛ 400 кВ, проходящую от Кувейта 

до  Объединенных  Арабских  Эми-

ратов  через  регион  Саудовской 

Аравии  с  ответвлениями  в  Катар 

и  Бахрейн  (присоединен  подво-

дным кабелем 400 кВ). Во-вторых, 

это  межсистемные  сетевые  свя-

зи  по  принципу  «каждый  с  каж-

дым»  —  двухцепные  воздушные 

линии  220  кВ  между  ОАЭ  и  Ома-

ном. Такая «гибридная» сеть обе-

спечивает  всем  участникам  GCC 

прямое соединение с любой энер-

госистемой  объединения,  кроме 

энергосистемы Омана, электриче-

ские связи которой проходят через 

энергосистему ОАЭ.

Поскольку протяженность маги-

стральной сети 400 кВ превышает 

1000  км,  существуют  постоянные 

ограничения  по  передаче  мощ-

ности  с  севера  на  юг  и  обратно. 

Данный  факт  не  позволяет  ис-

пользовать ее полную пропускную 

способность.  В  настоящее  время 

ведутся  исследования  по  расши-

рению магистральной сети 400 кВ 

для устранения этих ограничений, 

а  также  решается  вопрос  о  прод-

лении линии до Омана.

Еще  одна  особенность  энерго-

объединения — разница в рабочей 

частоте  энергосистем.  Энергоси-

стема Саудовской Аравии функци-

онирует с частотой 60 Гц. Ее рабо-

та с остальными энергосистемами, 

работающими  на  50  Гц,  осущест-

вляется  через  комплект  вставок 

постоянного тока 600 МВт, которые 

являются  первыми  в  своем  роде 

на Ближнем Востоке и крупнейши-

ми в мире. 

Чтобы  избежать  каскадного 

эффекта  развития  аварий,  уста-

новлены  специальные  защиты 

(противоаварийная  автоматика) 

для отключения страны, в которой 

произошла авария, от Объединен-

ной энергосистемы GCC в случае 

сбоя синхронной работы энергоси-

стем  при  возникновении  эффекта 

лавины напряжения.

—  Как  особенности  энерго-

системы  влияют  на  оператив-

но-диспетчерское  управление? 

С  какими  проблемами  вы  стал-

киваетесь  в  последнее  время 

и как их решаете?

—  Объединенная энергосисте-

ма государств Персидского залива 

состоит из нескольких националь-

ных  энергосистем,  соединенных 

относительно протяженными лини-

ями  переменного  тока.  Структуре 

Ахмед Али Аль-Эбрахим 

имеет 30-летний профессиональный опыт 

в сфере управления и планирования работы энергосистем и энер-

гетической  инфраструктуры.  Свой  трудовой  путь  в  GCCIA  начал 

в 2007 году с должности директора по управлению и обслуживанию. 

Ранее занимал пост исполнительного директора компании Sintegro 

International, до этого работал руководителем отделения по управле-

нию и контролю Министерства электроэнергетики Бахрейна.

Ахмед

 

Али

 

Аль

-

Эбрахим

 

представляет

 

Ассоциацию

 

крупнейших

 

систем

-

ных

 

операторов

 

мира

 GO15 

на

 

заседании

 IRENA — 

Международного

 

агентства

 

по

 

возобновляемым

 

источникам

 

энергии

 (

январь

 2018)

 2 (53) 2019


Page 4
background image

130

такого типа свойственна проблема 

межсистемных  колебаний.  Время 

от времени мы инициируем иссле-

дования  режимов  межсистемных 

связей.  В  диспетчерском  пункте 

GCCIA  в  качестве  инструмента 

контроля  колебаний  используем 

систему  мониторинга  переходных 

режимов  (СМПР).  Данные,  полу-

ченные средствами СМПР в режи-

ме  реального  времени,  сравнива-

ем  с  результатами  проведенных 

исследований,  что  позволяет  ми-

нимизировать  ошибки  в  модели 

исследования.  В  итоге  мы  опре-

деляем  режимы  межсистемных 

колебаний,  которые  могут  возни-

кать  между  различными  участка-

ми  сети,  и  разрабатываем  меры 

по  демпфированию.  В  частности, 

GCCIA  предложены  необходимые 

рекомендации  для  смягчения  та-

ких  колебаний  путем  установки 

стабилизирующих  устройств  на 

электростанциях.  Для  упрощения 

работы  с  информацией  о  колеба-

ниях  разработано  руководство  по 

эксплуатации  СМПР,  предостав-

ляющее  диспетчерам  готовые 

указания  для  принятия  быстрых 

и эффективных мер с целью повы-

шения достигнутого уровня устой-

чивости энергосистемы. 

Поскольку  межсистемные  ли-

нии  довольно  протяженные,  мак-

симальные  перетоки  мощности 

ограничены не номинальной мощ-

ностью  элементов,  а  пределами 

устойчивости.  Операционные  за-

пасы устойчивости для различных 

сечений  в  энергосистеме  опреде-

ляются путем расчета расстояния 

до точки коллапса на графике ре-

жимов,  определяемого  предель-

ной  пропускной  способностью 

линии.  Надежность  объединен-

ной  энергосистемы  обеспечивает 

GCCIA  совместно  с  системными 

операторами стран-участниц энер-

гообъединения  при  координации 

государственных регуляторов.

Существуют  также  пробле-

мы,  связанные  с  эксплуатацией 

вставки  постоянного  тока  высо-

кого  напряжения  (HVDC).  В  про-

цессе  преобразования  электро-

энергии создаются гармонические 

колебания,  которые  влияют  на 

качество  электроэнергии,  оказы-

вают воздействие на электрообо-

рудование и порой даже приводят 

к  колебаниям  в  энергосистеме. 

К примеру, появление 13-й гармо-

ники  при  включенной  HVDC  ста-

ло  основным  фактором  возник-

новения  резонансных  колебаний 

перед и после обесточения линии 

Ghunan-Salwa в Саудовской Ара-

вии.  Нам  пришлось  разработать 

специальный  порядок  переклю-

чений  для  отключения  и  включе-

ния  этой  линии  при  работающей 

вставке  постоянного  тока.  Повы-

шение  напряжения,  иногда  даже 

выходящее  за  пределы  допусти-

мых значений, наблюдается также 

при выключении и включении са-

мой вставки постоянного тока.

Еще  одна  проблема  связана 

с наличием подводных кабельных 

линий,  которые  дают  реактивную 

мощность  очень  высоких  значе-

ний (каждая около 800 МВАр), соз-

давая перетоки с высокими МВАр 

в  энергосистему  Бахрейна  и  по-

вышая напряжение на подстанци-

ях  RAQUR  и  Jasra.  Для  решения 

данной  проблемы  GCCIA  присту-

пило  к  реализации  нового  про-

екта  по  компенсации  реактивной 

мощности в энергосистеме путем 

добавления двух новых шунтиру-

ющих реакторов 125 МВАр.

Суровые  условия  пустыни 

с  экстремально  высокими  темпе-

ратурами,  превышающими  50°C 

в  тени,  мощные  песчаные  бури 

и  удаленные  места  расположе-

ния  подстанций  постоянно  соз-

дают  проблемы  в  эксплуатации 

и  обслуживании  электрических 

сетей  энергообъединения.  По-

этому  GCCIA  использует  специ-

альные  технологии  и  процедуры 

по  эксплуатации  и  обслуживанию 

сетевой  инфраструктуры,  обеспе-

чивающие  ее  функционирование 

в  уникальных  погодных  условиях 

пустынь.

—  Какие  преимущества  обе-

спечивает  странам-участницам 

объединение их энергосистем?

—  Сегодня 

энергосистема 

GCC  функционирует  как  меж-

региональный  механизм  обе-

спечения  энергетической  без-

опасности,  который  позволяет 

передавать  электроэнергию  меж-

ду  национальными  энергосисте-

мами в чрезвычайных ситуациях. 

Например,  во  время  аварийных 

отключений  генерирующего  обо-

рудования,  когда  внутренних  ре-

зервов или генерирующих мощно-

стей национальных энергосистем 

недостаточно  для  удовлетворе-

ния их потребностей. В основу ме-

ханизма функционирования энер-

Крупнейшая

 

в

 

мире

 

солнечная

 

электростанция

 

имени

 

шейха

 

Мохаммеда

 

ибн

 

Рашида

 

Аль

 

Мактума

 

в

 

Арабских

 

Эмиратах

МИРОВОЙ

ОПЫТ


Page 5
background image

131

госистемы  GCC  в  чрезвычайных 

ситуациях  положены  различия 

в структуре электрической нагруз-

ки внутри региона. Так, когда одна 

из  стран  страдает  от  недостатка 

электроэнергии,  резервные  мощ-

ности  другой  могут  поддержать 

стабильность  ее  энергосистемы. 

Такой  механизм  приносит  пользу 

обеим  сторонам:  сторона-полу-

чатель  отвечает  аналогичной  ус-

лугой  —  предоставлением  мощ-

ности  в  чрезвычайных  ситуациях 

своему соседу.

В этом контексте объединенная 

энергосистема стран GCC отража-

ет  самый  амбициозный  и  всеобъ-

емлющий  региональный  подход 

к  обеспечению  энергетической 

безопасности не только в регионе 

Персидского залива, но и, возмож-

но, на мировом уровне.

В  целом  политика  GCCIA  со-

ответствует  общей  глобальной 

тенденции  в  развитии  энергоси-

стем, заключающейся в создании 

межсистемных связей для дости-

жения  определенных  экономиче-

ских  выгод.  Функционирование 

национальных энергосистем в со-

ставе объединенной энергосисте-

мы  GCC  дает  такие  же  преиму-

щества,  как  и  в  других  подобных 

энергообъединениях  мира:  со-

вместное использование горячего 

резерва;  снижение  потребности 

в генерирующих мощностях в каж-

дой  энергосистеме  в  результате 

обмена резервными мощностями; 

поддержка  аварийного  энерго-

снабжения  для  предотвращения 

отключений; снижение эксплуата-

ционных  расходов;  обеспечение 

возможности  для  торговли  элек-

троэнергией;  возможность  созда-

ния  промышленных  предприятий 

с большими колебаниями нагруз-

ки,  таких  как  сталеплавильные 

и алюминиевые заводы; интегра-

ция  более  крупных  возобновляе-

мых источников энергии.

—  Какова  структура  опера-

тивно-диспетчерского  управле-

ния в вашей энергосистеме?

—  Чтобы  обеспечить  эффек-

тивное  функционирование  маги-

стральной  сети,  диспетчерский 

центр  GCCIA  наделен  функцио-

налом  по  ее  управлению,  а  так-

же  координирует  оперативный 

резерв  мощности  и  перетоки 

энергии  через  межсистемные 

линии  электропередачи.  Каж-

дый  системный  оператор  стран-

участниц  отвечает  за  управле-

ние безопасностью работы своей 

энергосистемы. Также у них есть 

и обязательства по обеспечению 

общей энергобезопасности всего 

объединения:  наиболее  важные 

из  них  касаются  обеспечения 

работы точек присоединения ре-

гиональных энергосистем к маги-

стральной  сетевой  инфраструк-

туре  стран  Персидского  залива 

и  обеспечению оперативного ре-

зерва мощности.

—  Как рыночные механизмы 

встроены в процесс управления 

энергосистемой?

—  Торговля 

электроэнерги-

ей  являлась  одной  из  основных 

целей  при  создании  энергообъ-

единения.  Подписанное  всеми 

сторонами  Соглашение  о  пере-

даче  и  торговле  электроэнергией 

содержит  положения  о  планиро-

вании торговли, а также устанав-

ливает  торговые  правила  и  про-

цедуры. Впервые трансграничная 

торговля  электроэнергией  в  ре-

гионе  Персидского  залива  была 

осуществлена летом 2010 года.

В  настоящее  время  наш  ры-

нок  электроэнергии  —  это  рынок 

двусторонних договоров, где каж-

дое  государство  берет  на  себя 

ответственность  за  прием  приоб-

ретаемой  электроэнергии  в  свою 

энергосистему.  Управление  энер-

гообъединением  осуществляется 

через  планирование  перетоков 

между шестью государствами. Не-

балансы торговли электроэнерги-

ей  управляются  на  основании  их 

классификации  по  «Типу  1»  (ме-

нее  25  МВт)  и  «Типу  2»  (более 

высокие  небалансы).  Компенса-

ция  по  «Типу  1»  осуществляет-

ся  в  натуральном  выражении,  по 

«Типу 2» — по тарифам, предва-

рительно  установленным  регуля-

тором  для  пиковых  и  непиковых 

периодов  нагрузки.  При  значи-

тельных  небалансах  начисляется 

дополнительная оплата.

Однако  в  рамках  дорожной 

карты  GCCIA  по  развитию  рын-

ка  электроэнергии  мы  запустили 

план  по  созданию  общей  энерге-

тической  биржи,  для  реализации 

которого  разработаны  и  внедря-

ются  новые  рыночные  правила 

и процедуры.

Основные

 

линии

 

энергообъединения

 

стран

 

Персидского

 

залива

Диспетчерский

 

центр

 

энергообъ

-

единения

 

стран

 

Персидского

 

залива

 2 (53) 2019


Page 6
background image

132

—  Как  регулируются  основ-

ные  направления  инвестици-

онных  потоков  в  отрасли?  Из-

менились  ли  эти  тенденции  за 

последнее десятилетие?

—  По  Соглашению  о  переда-

че  и  торговле  электроэнергией 

в  странах-участницах  действует 

модель единого покупателя, и каж-

дое  государство  полностью  отве-

чает  за  обеспечение  националь-

ной  энергосистемы  достаточными 

ресурсами в соответствии со своей 

долгосрочной стратегией баланси-

рования потребления и генерации. 

Стоит  отметить,  что  в  настоя-

щее  время  все  государства  Пер-

сидского залива находятся на том 

или  ином  этапе  реформирования 

электроэнергетики.  Реформа  мо-

жет  сократить  уровень  потребле-

ния  (и,  следовательно,  затраты 

государства  на  энергоснабжение) 

через стимулирование инвестиций 

в более эффективные технологии 

и  сокращения  спроса  со  стороны 

конечных потребителей. Все стра-

ны Персидского залива уже имеют 

некоторое  количество  независи-

мых  поставщиков  электроэнергии 

и  воды,  также  работающих  в  мо-

дели единого покупателя. Какие-то 

страны  намного  сильнее  продви-

нулись в процессе либерализации 

отрасли.  К  примеру,  часть  из  них 

издала законы о реформировании 

структуры энергетики и сформиро-

вала план по внедрению оптового 

рынка электроэнергии, в то время 

как  другие  утвердили  планы  раз-

деления  своих  вертикально  ин-

тегрированных  государственных 

электроэнергетических  компаний 

по  видам  деятельности,  что,  как 

ожидается,  снизит  и  стоимость 

производства энергии, и финансо-

вое бремя для правительств.

Что  касается  изменения  ин-

вестиционных  потоков  в  сторону 

возобновляемых  источников,  то 

в  настоящее  время  возможности 

фотоэлектрических 

солнечных 

и ветровых электростанций, а так-

же их концентрация в энергосисте-

мах сравнительно невелики, одна-

ко ряд стран, развивая внутренние 

производственные мощности, реа-

лизует новые проекты и в этой об-

ласти.  В  последнее  время  отчет-

ливо  прослеживается  тенденция 

перехода  от  исследования  воз-

можностей генерации на базе ВИЭ 

к ее внедрению. Так, одна энерго-

компания  разрабатывает  проект 

гидроаккумулирующей 

электро-

станции мощностью 250 МВт. Дру-

гая начала разрабатывать иннова-

ционное решение — проект ГАЭС 

на 400 МВт / 2500 МВт·ч, который 

может быть использован для сгла-

живания  нестабильного  режима 

работы ВИЭ.

Страны  Персидского  залива 

приступили  к  реализации  амби-

циозных  планов  по  внедрению 

ВИЭ-генерации  в  существующую 

структуру  энергетики.  Например, 

Саудовская Аравия недавно запу-

стила проекты по выработке и ис-

пользованию  солнечной  энергии, 

Объединенные Арабские Эмираты 

планируют  реализацию  масштаб-

ных  проектов  в  области  ядерной 

энергетики и ВИЭ.

Энергосистемы  GCC  располо-

жены в так называемом «глобаль-

ном  солнечном  поясе»  и  являют-

ся одним из регионов с наиболее 

высокой  солнечной  активностью 

в    мире.  Установлено,  что  около 

60% операционной зоны GCC пол-

ностью пригодно для размещения 

солнечных  электростанций,  и  ос-

воение лишь одного процента этой 

территории  может  создать  почти 

470  ГВт  дополнительных  генери-

рующих  мощностей.  Страны  Пер-

сидского залива хорошо понимают 

это  и  осуществляют  масштабные 

разработки  в  области  ВИЭ.  Так, 

Саудовская  Аравия  недавно  объ-

явила  о  партнерстве  с  SoftBank 

в  разработке  проектов  ВИЭ-ге-

нерации  мощностью  200  ГВт.  Со-

вмещая  потенциал  региона  по 

ВИЭ с масштабным региональным 

объединением сетей мы получаем 

колоссальные  возможности  для 

Преобразовательный

 

комплекс

 

на

 

подстанции

 Al Fadhili

МИРОВОЙ

ОПЫТ


Page 7
background image

133

развития. Можно сказать, что у ре-

гиона  GCC  есть  все  шансы  стать 

крупным  узлом  экспорта  возоб-

новляемой энергии в страны Азии, 

Африки и Европы.

Кроме того, в 2019 году мы мо-

жем стать свидетелями ввода пер-

вой  в  объединенной  энергосисте-

ме GCC атомной электростанции: 

в  Абу-Даби  планируется  ввести 

в эксплуатацию первый из четырех 

генераторов мощностью 1400 МВт 

каждый  на  атомной  электростан-

ции Barakah.

Поскольку диверсификация ис-

точников электроэнергии является 

одним  из  стратегических  направ-

лений развития стран Персидского 

залива,  GCCIA  намерен  сосредо-

точить свое внимание на интегра-

ции  возобновляемых  источников 

энергии в энергосистему.

—  Каким образом системный 

оператор  участвует  в  процессе 

долгосрочного  планирования 

развития энергосистемы?

—  Долгосрочное  планирова-

ние  ориентировано  на  создание 

оптимального  плана  развития 

генерации,  который  определяет-

ся  целевым  уровнем  надежности 

объединенной 

энергосистемы. 

Каждый  год  под  руководством 

Объединенного  комитета  GCCIA 

по  планированию  проводится  ис-

следование  на  предстоящий  пя-

тилетний  период,  в  ходе  которого 

оцениваются  обязательства  по 

установленной мощности для каж-

дого государства-члена в объеме, 

необходимом для обеспечения на-

дежности энергообъединения.

Для  всех  государств-членов 

установлены  общие  критерии 

планирования  генерации,  опреде-

ляемые  целевым  уровнем  надеж-

ности  энергосистемы  с  использо-

ванием  вероятностного  подхода: 

максимальное  ожидаемое  коли-

чество  часов  потери  нагрузки  не 

должно превышать 5 часов в год. 

Каждая  страна-участник  энерго-

объединения  имеет  одинаковые 

инвестиционные возможности, при 

этом  учитывается  общемировой 

уровень цен на топливо в рассма-

триваемый период, что позволяет 

избежать  перекрестного  субсиди-

рования между государствами. 

План  развития  генерации  каж-

дого  государства  Персидского  за-

лива  оптимизируется  на  рассма-

триваемый  период,  чтобы  свести 

к  минимуму  общие  затраты  на 

развитие  генерации  в  этом  госу-

дарстве  и  при  этом  обеспечить 

необходимое  покрытие  потребле-

ния  с  учетом  различных  ограни-

чений, налагаемых как общей ма-

гистральной  сетью,  так  и  сетями 

собственных  национальных  энер-

госистем,  а  также  запланирован-

ных  требований  обеспечения  на-

дежности.

План  развития  генерации  объ-

единенной  энергосистемы  вклю-

чает  энергоблоки,  которые  уже 

запланированы  к  строительству 

в  национальных  энергосистемах. 

Однако для удовлетворения спро-

са  и  требований  надежности  мо-

жет  понадобиться  строительство 

дополнительных 

энергоблоков 

в  рассматриваемый  период.  Для 

планирования блоков, по которым 

еще нет окончательного решения, 

используются  обобщенные  дан-

ные  по  энергообъединению,  что 

позволяет избежать перекрестных 

инвестиций между государствами-

членами  из-за  возможной  взаим-

ной несогласованности их планов.

Таким  образом,  план  развития 

генерации  национальных  энерго-

систем  оптимизируется  с  учетом 

их  функционирования  в  составе 

энергообъединения, он соотносит-

ся с планами развития националь-

ных  энергосистем  и  учитывает 

ограничения магистральной сети.

—  Как в энергосистеме реша-

ются  вопросы  своевременной 

модернизации  генерации  и  се-

тевого  оборудования?  Каким 

образом  реализуются  функции 

технологического  регулирова-

ния?

—  Для  поддержания  должного 

уровня  надежности  в  объединен-

ной  энергосистеме  необходимо, 

чтобы планы по развитию генера-

ции  и  сетей  выполнялись  всеми 

государствами,  что  контролирует 

Объединенный  комитет  GCCIA 

по планированию. В соответствии 

с Соглашением о передаче и тор-

говле  электроэнергией  этот  коми-

тет, представленный всеми шестью 

странами-участницами,  отвечает 

за  выработку  рекомендаций  по 

минимальному  уровню  установ-

ленной  мощности  генерации,  не-

обходимому на территории каждой 

страны  в  течение  срока  действия 

обязательств  и  обеспечивающе-

му  соответствие  установленному 

уровню  надежности.  Генеральное 

соглашение об объединении энер-

госистем и Соглашение о передаче 

и торговле электроэнергией в этой 

части  основаны  на  рекомендаци-

ях  Международной  организации 

по  сертификации  (ICO),  контроль 

за исполнением которых осущест-

вляет отраслевой регулятор стран 

Персидского залива — Консульта-

тивный  и  Регулирующий  Комитет 

(ARC).

—  С  какими  проблемами 

в сфере регулирования в энер-

гетике сталкивается системный 

оператор? Какие шаги предпри-

нимает для их преодоления?

—  Сегодня перед GCCIA стоит 

несколько управленческих и орга-

низационных проблем.

Во-первых,  межсистемные  ли-

нии  электропередачи  проходят 

через  несколько  стран-участниц, 

в  каждой  из  которых  установле-

ны свои нормы и правила. GCCIA 

должен учитывать их. Поэтому мы 

тесно  взаимодействуем  со  всеми 

заинтересованными  сторонами 

и прикладываем максимум усилий 

для  решения  различных  техни-

ческих  и  административных  про-

блем.

Вторая  проблема  связана 

с  уникальной  конфигурацией 

трансграничной  магистральной 

линии,  что  не  отражено  в  госу-

дарственных нормативах каждой 

из  стран-участниц.  В  результате 

национальные регуляторы могут 

применять свои нормы к ней, как 

если  бы  это  была  их  собствен-

ная сеть, а не межрегиональная. 

GCCIA  всячески  пытается  избе-

жать  ситуации,  в  которой  шесть 

различных регуляторов с шестью 

различными сводами правил пы-

тались бы взять управление этой 

одной общей линией.

Вопрос  о  таможенных  пошли-

нах  на  электрические  устройства 

и  оборудование  представлял  со-

бой  еще  одну  проблему.  Для  ее 

решения власти государств приня-

ли согласованные меры, позволя-

ющие предоставлять таможенные 

льготы на импорт оборудования из 

разных частей света.  

Материал

 

подготовлен

 

пресс

-

службой

 

АО

 «

СО

 

ЕЭС

»

 2 (53) 2019


Читать онлайн

Мы продолжаем серию интервью с руководителями системных операторов крупнейших энергосистем мира, публикуемых в рамках совместного проекта журнала «ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» и Системного оператора Единой энергетической системы при поддержке Ассоциации GO15. Наш сегодняшний собеседник г-н Ахмед Али Аль-Эбрахим — исполнительный директор GCCIA — Управления по объединению энергосистем Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(69), ноябрь-декабрь 2021

Применение систем накопления электроэнергии для повышения коэффициента использования установленной мощности электростанций на базе возобновляемых источников энергии в составе электрических систем

Возобновляемая энергетика / Накопители
Булатов Р.В. Насыров Р.Р. Бурмейстер М.В.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(69), ноябрь-декабрь 2021

Нормативные проблемы разработки схем выдачи мощности электростанций на базе возобновляемых источников энергии

Возобновляемая энергетика / Накопители Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Дворкин Д.В. Антонов А.А. Кошкин И.Ю.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(69), ноябрь-декабрь 2021

Координированное управление напряжением и реактивной мощностью в сетях с ветроэнергетическими станциями

Управление сетями / Развитие сетей Возобновляемая энергетика / Накопители
Закутский В.И. Гаджиев М.Г.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(68), сентябрь-октябрь 2021

Использование сегментированной статической характеристики по частоте для поддержания уровня заряда системы накопления электроэнергии

Возобновляемая энергетика / Накопители
Илюшин П.В. Шавловский С.В
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»