20
АНАЛИТИКА
СЕТИ РОССИИ
20
с
о
б
ы
т
и
я
события
В
мероприятии
приняли
участие
члены
Совета
Федерации
,
представи
-
тели
профильных
мини
-
стерств
и
ведомств
,
руководи
-
тели
электросетевых
компаний
,
экспертных
и
профессиональных
организаций
и
объединений
.
Ин
-
формационную
поддержку
обе
-
спечивали
ведущие
федеральные
и
отраслевые
СМИ
,
в
том
числе
журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Пере
-
дача
и
распределение
».
Участники
дискуссии
за
-
острили
внимание
на
основных
Реформа нуждается
в реформировании
Со времени официального завершения реформ в электроэнергетике прошло
уже более пяти лет. А споры об их целесообразности продолжают будоражить
не только профессиональное сообщество, но и всех жителей России. Более того,
в течение всего послереформенного периода серьёзной коррекции подвергались
основные законодательные акты, определяющие деятельность субъектов элек-
троэнергетики. Между тем учёные, политики, экономисты, эксперты разных на-
правлений и прежде всего сами энергетики заявляют, что сегодня требуется ре-
старт реформирования отрасли. Но проходить он должен на качественно новом
уровне и в более ответственном исполнении. Вопросам, какие стратегические за-
дачи решать, как обеспечить адекватную законодательную базу, был посвящён
круглый стол в Совете Федерации Федерального собрания РФ.
Марина МУХТАРОВА
21
№
2 (23),
март
–
апрель
, 2014
21
проблемах
,
возникших
на
данном
этапе
реструктуризации
электросе
-
тевого
комплекса
,
обсудили
пути
их
решения
,
сформировали
предложе
-
ния
по
созданию
законодательной
базы
,
способствующей
повышению
эффективности
электросетевой
ин
-
фраструктуры
страны
.
В
России
принят
ряд
законода
-
тельных
и
нормативно
-
правовых
документов
по
оптимизации
дея
-
тельности
электросетевого
сектора
отрасли
,
создана
мощная
государ
-
ственная
компания
ОАО
«
Россе
-
ти
»,
отвечающая
за
скоординиро
-
ванную
работу
магистральных
и
распределительных
сетей
страны
,
предприняты
серьёзные
шаги
по
повышению
надёжности
и
качества
энергоснабжения
потребителей
.
Вместе
с
тем
сохраняется
огромный
пласт
проблем
,
требующих
целена
-
правленного
и
последовательного
решения
.
Среди
них
разноплано
-
вые
вопросы
правового
порядка
,
проблемы
неконтролируемости
территориальных
сетевых
компа
-
ний
(
ТСО
),
снижение
платёжной
дис
-
циплины
со
стороны
потребителей
,
ответственность
сторон
в
сфере
тех
-
нологического
присоединения
(
ТП
)
и
многое
другое
.
Заместитель
министра
энер
-
гетики
РФ
Вячеслав
Кравченко
отметил
,
что
в
соответствии
с
ин
-
вестиционными
программами
электросетевых
компаний
строится
много
энергообъектов
,
а
на
под
-
держку
и
обновление
действующей
инфраструктуры
средств
не
хватает
.
Многие
крупные
проекты
реализу
-
ются
в
интересах
конкретных
потре
-
бителей
,
в
том
числе
и
экспортоори
-
ентированных
,
которым
вполне
по
силам
оплатить
«
свою
»
часть
работ
.
«
Нужно
определить
границы
роста
сетей
, —
заявил
замминистра
, —
чтобы
было
понятно
,
для
кого
строит
и
до
каких
пор
платит
сетевая
ком
-
пания
,
а
где
должен
инвестировать
потребитель
».
Необходимо
также
поменять
практику
,
когда
энерге
-
тики
за
свой
счёт
присоединяют
к
сетям
многочисленных
льготников
.
Льготное
ТП
давно
стало
успеш
-
ным
мошенническим
бизнесом
для
некоторых
предпринимателей
.
В
отдельных
регионах
техприсоеди
-
нение
съедает
половину
стоимости
инвестиционных
программ
сетевых
компаний
.
О
стратегических
задачах
и
про
-
блемах
электросетевого
комплекса
страны
говорил
и
первый
заме
-
ститель
генерального
директора
по
экономике
и
финансам
ОАО
«
Рос
-
сети
»
Андрей
Демин
.
Он
отметил
,
что
на
сегодняшний
день
«
Россети
»
являются
технологическим
и
орга
-
низационным
ядром
российской
энергетики
.
Между
тем
существу
-
ет
немало
проблем
,
которые
без
правовой
поддержки
решить
не
-
возможно
.
Докладчик
подчеркнул
,
что
необходим
Сетевой
кодекс
,
который
будет
способствовать
соз
-
данию
централизованной
системы
планирования
развития
электросе
-
тевого
комплекса
,
синхронизации
формирования
электроэнергетиче
-
ской
отрасли
,
единой
технической
политике
при
организации
строи
-
тельства
и
эксплуатации
электросе
-
тевых
объектов
вне
зависимости
от
структуры
собственности
,
опреде
-
лению
порядка
взаимодействия
с
иными
субъектами
электроэнерге
-
тики
и
органами
государственной
власти
.
Член
комитета
СФ
по
экономиче
-
ской
политике
Виктор
Рогоцкий
за
-
острил
внимание
на
проблематике
ТСО
,
число
которых
перевалило
за
разумные
пределы
.
В
настоящее
время
во
многих
регионах
идёт
про
-
цесс
консолидации
ТСО
,
тем
не
ме
-
нее
появляются
новые
микро
-
игро
-
ки
,
предоставляющие
потребителям
плохие
услуги
за
большие
деньги
.
Зачастую
у
потребителя
нет
выбо
-
ра
—
приходится
платить
.
Чтобы
исправить
ситуацию
,
необходимо
ввести
единые
технические
стан
-
дарты
для
всех
поставщиков
энер
-
гии
.
В
этом
случае
слабые
компании
будут
вынуждены
уйти
с
рынка
.
Проблему
ТСО
поднял
и
гене
-
ральный
директор
ОАО
«
Югорская
региональная
электросетевая
ком
-
пания
»
Борис
Берлин
(
ХМАО
-
Югра
).
По
его
мнению
,
управляемой
и
эф
-
фективной
ситуация
осталась
толь
-
ко
там
,
где
региональные
власти
сумели
консолидировать
сетевой
комплекс
. «
Укрупнённые
ТСО
,
как
правило
,
имеют
согласованные
с
региональными
властями
инве
-
стиционные
программы
,
которые
быстро
и
эффективно
реализуют
-
ся
,
как
это
,
например
,
происходит
в
Ханты
-
Мансийском
АО
,
Москов
-
ской
энергосистеме
, —
рассказал
Борис
Берлин
. —
Преимущество
таких
ТСО
в
том
,
что
они
имеют
прямой
доступ
к
информации
о
В
.
Кравченко
В
.
Кравченко
А
.
Демин
А
.
Демин
В
.
Рогоцкий
В
.
Рогоцкий
Б
.
Берлин
Б
.
Берлин
22
СЕТИ РОССИИ
перспективных
планах
по
разви
-
тию
территорий
,
поддержку
регио
-
нальных
и
муниципальных
админи
-
страций
,
в
том
числе
по
вопросам
согласований
».
Таким
образом
,
ге
-
неральный
директор
ОАО
«
ЮРЭСК
»
привёл
дополнительную
аргумента
-
цию
для
создания
свода
общефеде
-
ральных
законов
,
которые
обяжут
ТСО
жить
по
единым
стандартам
и
оказывать
услуги
заданного
ка
-
чества
независимо
от
формы
соб
-
ственности
или
состава
электросе
-
тевого
имущества
.
Первый
заместитель
председа
-
теля
Правления
ОАО
«
СО
ЕЭС
»
Ни
-
колай
Шульгинов
,
в
свою
очередь
,
заметил
,
что
важно
определить
подходы
к
консолидации
электро
-
сетевых
компаний
и
выработать
соответствующие
механизмы
.
Он
возразил
против
создания
Кодекса
,
подчеркнув
,
что
все
вопросы
долж
-
ны
быть
отражены
в
технических
правилах
,
которые
будут
едиными
и
обязательными
для
всех
субъектов
электросетевого
рынка
.
Своё
видение
проблемы
раз
-
вития
электросетевого
комплек
-
са
изложил
советник
президента
ЗАО
«
ОМК
»
по
энергетике
Георгий
Кутовой
.
Он
согласился
с
тем
,
что
развивать
электросетевую
инфра
-
структуру
необходимо
.
Но
возлагать
затраты
на
плательщиков
уже
невоз
-
можно
.
Откуда
тогда
брать
деньги
?
«
Предлагаю
разделить
тариф
на
две
составляющие
:
один
—
для
уже
дей
-
ствующих
потребителей
,
другой
—
для
новых
.
Первый
тариф
будет
не
-
изменным
,
а
под
второй
—
инве
-
стиционный
—
можно
выпускать
облигации
.
Пусть
потенциальные
потребители
покупают
эти
ценные
бумаги
,
а
когда
объекты
будут
по
-
строены
,
уже
решают
:
будут
ли
они
прекращения
роста
количества
ТСО
и
,
как
следствие
,
снижения
ро
-
ста
тарифов
,
а
также
прекращения
бесконтрольного
дробления
взаи
-
мосвязанного
сетевого
распреде
-
лительного
комплекса
необходимо
законодательно
минимизировать
возможности
для
создания
и
функ
-
ционирования
мелких
ТСО
.
Для
этого
нужно
определить
и
законо
-
дательно
закрепить
границы
«
стра
-
тегической
»
энергетики
;
запретить
продажу
муниципального
электро
-
сетевого
имущества
«
в
розницу
»;
проработать
и
ввести
механизмы
передачи
существующего
(
ранее
приватизированного
)
электросе
-
тевого
имущества
местных
адми
-
нистраций
в
собственность
реги
-
ональных
органов
власти
с
целью
консолидации
распределительного
комплекса
на
уровне
субъектов
Российской
Федерации
.
Высказан
ряд
предметных
предложений
и
по
другим
позициям
.
Подытоживая
выступления
участников
круглого
стола
,
гене
-
ральный
директор
ОАО
«
Россети
»
Олег
Бударгин
подчеркнул
: «
За
-
дача
дискуссии
—
сформировать
команду
единомышленников
.
И
сегодня
это
удалось
».
Глава
«
Рос
-
сетей
»
подчеркнул
,
что
решение
актуальных
отраслевых
проблем
требует
создания
методологии
и
однозначных
технических
правил
.
Для
этого
необходимо
сформиро
-
вать
рабочую
группу
из
экспертов
,
которая
будет
работать
на
посто
-
янной
основе
.
Н
.
Шульгинов
Н
.
Шульгинов
О
.
Бударгин
О
.
Бударгин
пользоваться
сетями
либо
продадут
облигации
третьим
лицам
».
Своими
мыслями
и
предложе
-
ниями
поделились
заместитель
руководителя
Федеральной
анти
-
монопольной
службы
Анатолий
Голомолзин
,
заместитель
руково
-
дителя
Федеральной
службы
по
тарифам
Елена
Помчалова
,
заме
-
ститель
председателя
Правления
НП
«
Совет
рынка
»
Наталия
Заики
-
на
,
представитель
ОАО
«
РусГидро
»
Виктор
Кудрявый
и
другие
.
Вы
-
ступления
большинства
спикеров
касались
проблематики
террито
-
риальных
сетевых
организаций
,
многие
из
которых
стали
«
головной
болью
»
как
для
государства
,
так
и
для
потребителей
.
Внятные
меха
-
низмы
наведения
порядка
в
сфе
-
ре
ТСО
предложила
Ассоциация
электроснабжения
городов
России
«
ПРОГРЕССЭЛЕКТРО
».
В
документе
,
в
частности
,
отмечается
,
что
для
Оригинал статьи: Реформа нуждается в реформировании
Со времени официального завершения реформ в электроэнергетике прошло уже более пяти лет. А споры об их целесообразности продолжают будоражить не только профессиональное сообщество, но и всех жителей России. Более того, в течение всего послереформенного периода серьёзной коррекции подвергались основные законодательные акты, определяющие деятельность субъектов электроэнергетики. Между тем учёные, политики, экономисты, эксперты разных направлений и прежде всего сами энергетики заявляют, что сегодня требуется рестарт реформирования отрасли. Но проходить он должен на качественно новом уровне и в более ответственном исполнении. Вопросам, какие стратегические задачи решать, как обеспечить адекватную законодательную базу, был посвящён круглый стол в Совете Федерации Федерального собрания РФ.