24
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
ПАВЛОВ
АЛЕКСАНДР
СЕРГЕЕВИЧ
Член
экспертной
секции
«
Электрические
сети
»
Консультативного
Совета
при
председателе
Комитета
Государственной
Думы
РФ
по
энергетике
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДОРОЖНОЙ
КАРТЫ
«
ПОВЫШЕНИЕ
ДОСТУПНОСТИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
».
НЕОБХОДИМЫЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
О
сновополагающим
документом
,
задав
-
шим
векторы
изменения
в
законода
-
тельстве
РФ
,
регулирующем
вопросы
технологического
присоединения
к
электриче
-
ским
сетям
,
стало
Распоряжение
Правитель
-
ства
РФ
от
30
июня
2012
г
.
№
1144-
р
«
О
плане
мероприятий
(«
дорожной
карте
») «
Повышение
доступности
энергетической
инфраструкту
-
ры
».
В
настоящее
время
действует
редакция
данного
документа
с
изменениями
и
дополне
-
ниями
от
23
декабря
2014
г
.
«
Дорожной
картой
»
были
установлены
сле
-
дующие
цели
по
процессу
технологического
присоединения
(
ТП
).
1.
Упрощение
—
сокращение
числа
процедур
с
10
до
3—5.
2.
Ускорение
—
сокращение
сроков
ТП
с
181
до
40
суток
.
3.
Удешевление
—
снижение
стоимости
ТП
с
1852%
от
ВВП
/
население
до
25%
от
ВВП
/
население
.
По
мере
реализации
этих
целей
позиция
Российской
Федерации
в
рейтинге
Всемирного
Банка
Doing Business
должна
переместиться
со
183
места
на
60
в
2015
году
и
на
20 —
в
2018
году
.
Для
2012
года
это
был
замечательный
и
сво
-
евременный
документ
,
декларирующий
основ
-
ные
моменты
,
на
которые
необходимо
обратить
внимание
в
процессе
законодательного
регули
-
рования
,
и
сроки
реализации
соответствующих
мероприятий
.
Но
в
текущем
2015
году
(
первая
целевая
веха
«
дорожной
карты
»)
мы
имеем
возможность
дать
оценку
произошедшим
дей
-
ствиям
и
изменениям
,
наметить
дополнитель
-
ные
пути
и
методы
улучшения
процесса
.
25
25–26 марта 2015 г.
Основные
изменения
в
области
регули
-
рования
процесса
технологического
при
-
соединения
в
настоящее
время
идут
в
направлении
корректировки
Правил
техноло
-
гического
присоединения
(
утв
.
Постановлени
-
ем
Правительства
РФ
№
861
от
27.12.2004
в
ред
.
от
13.03.2015).
Частота
этих
изменений
в
последние
годы
просто
пугающая
: 16
из
-
менений
за
период
2012—2014
годов
!
Если
сравнить
первоначальную
редакцию
Правил
с
действующей
на
конец
2014
года
,
то
можно
за
-
метить
,
что
она
усложнилась
в
несколько
раз
.
Так
,
например
,
количество
статей
выросло
с
17
до
102 (
не
считая
приложений
),
объём
тек
-
ста
увеличился
с
1,3
тыс
.
слов
до
33,6
тыс
.
Эта
картина
хорошо
иллюстрируется
диаграммой
(
рис
. 1).
Из
неё
можно
увидеть
,
что
за
10
лет
Правила
усложнились
более
чем
в
10
раз
!
Безусловно
,
реализация
«
дорожной
карты
»
принесла
массу
положительных
результатов
в
процесс
технологического
присоединения
.
Ос
-
новными
достижениями
в
этом
направлении
можно
считать
:
•
повышение
доступности
и
открытости
сете
-
вой
компании
для
заявителя
;
•
упрощение
процедуры
подачи
заявки
на
ТП
;
•
ускорение
процесса
подготовки
и
выдачи
договоров
на
ТП
;
Рис
. 1.
Динамика
изменений
в
Правилах
технологического
присоединения
Кол
-
во
пунктов
(
статей
)
Объём
текста
Правил
,
тыс
.
слов
Кол
-
во
изменений
в
Правила
•
создание
более
привлекательных
условий
присоединения
для
заявителей
до
150
кВт
;
•
упрощение
процесса
ввода
в
эксплуатацию
электроустановок
до
670
кВт
;
•
совершенствование
процедуры
технологи
-
ческого
присоединения
электроустановок
лиц
,
расположенных
на
территории
СНТ
,
ДНТ
;
•
формализация
и
ускорение
процедуры
вре
-
менного
технологического
присоединения
;
•
совершенствование
порядка
переоформ
-
ления
документов
,
подтверждающих
факт
технологического
присоединения
и
соот
-
ветствующие
объёмы
максимальной
мощ
-
ности
потребителя
,
а
также
совершен
-
ствование
порядка
перераспределения
мощности
.
Но
,
несмотря
на
все
вышеперечислен
-
ные
достижения
,
их
внедрение
не
позволило
России
достичь
показателей
в
рейтинге
Do-
ing Business,
которые
были
установлены
«
до
-
рожной
картой
»,
даже
наполовину
(
табл
. 1, 2,
рис
. 2).
Одним
из
основных
факторов
,
который
привёл
к
такому
результату
,
стало
ничем
не
обоснованное
желание
занять
места
в
первой
двадцатке
рейтинга
без
проведения
детально
-
го
анализа
,
какие
страны
потенциально
могут
в
ней
оказаться
.
Ведь
,
если
смотреть
на
рей
-
тинг
,
крупные
и
достаточ
-
но
развитые
в
вопросах
электроэнергетики
стра
-
ны
также
далеки
от
этих
20
лидеров
.
При
этом
по
-
казатели
этих
стран
в
об
-
ласти
электроэнергетики
являются
ориентирами
для
многих
отраслевых
ком
-
паний
и
ведомств
в
нашей
стране
.
Ответ
здесь
лежит
на
поверхности
.
В
первую
двадцатку
рейтинга
мо
-
гут
войти
только
малые
и
сверхмалые
по
площади
страны
с
высокой
плот
-
ностью
энергетической
инфраструктуры
,
то
есть
те
страны
,
где
для
присо
-
26
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
единения
потребителя
нет
необходимости
строить
или
реконструировать
сети
.
Ещё
одним
существен
-
ным
просчётом
было
не
-
достаточно
пристальное
внимание
к
вопросам
сокра
-
щения
сроков
технологиче
-
ского
присоединения
.
Под
-
робный
анализ
рейтингов
за
прошедшие
три
года
показы
-
вает
,
что
именно
сроки
тех
-
нологического
присоедине
-
ния
оказывают
наибольшее
влияние
на
позиции
страны
в
Doing Business.
А
разра
-
ботанные
в
соответствии
с
Рис
. 2.
Динамика
России
в
рейтинге
Табл
. 1.
Текущее
состояние
России
в
рейтинге
Doing Business
в
сравнении
с
другими
странами
№
рейтинга
Страна
Баллы
Количество
процедур
Сроки
ТП
,
дней
Стоимость
,
%
1
Южная
Корея
99,83
3
18
41,1
2
Тайвань
98,94
3
24
45,7
3
Германия
98,37
3
28
44,4
4
ОАЭ
97,44
3
35
24,4
5
Швейцария
96,71
3
39
59,2
6
Сан
-
Марино
95,84
3
45
59,3
7
Швеция
94,92
3
52
36,0
8
Сен
-
Винсент
и
Гренадины
94,67
3
52
97,3
9
Исландия
93,81
4
22
12,7
10
Сент
-
Китс
и
Невис
93,25
4
18
291,1
28
Япония
86,51
3,4
97,7
0,0
55
Австралия
80,59
5
75
8,6
61
США
79,52
4,8
89,6
25,5
70
Соединённое
королевство
78,42
4
126
90,1
124
Китай
66,35
5,5
143,2
459,4
143
Россия
60,89
5,6
179,1
321,0
150
Канада
59,27
7
142
131,0
Табл
. 2.
Основные
показатели
России
в
рейтинге
Doing Business
в
направлении
Getting Electricity
Показатель
2013
2014
2015
Место
в
рейтинге
184
117
143
Количество
процедур
10
5
5,6
Сроки
,
дней
281
162
179,1
Стоимость
, %
1852,4
293,8
321,0
Город
оценки
МСК
МСК
МСК
+
СПБ
27
25–26 марта 2015 г.
«
дорожной
картой
»
законодательные
акты
в
большинстве
своём
были
нацелены
на
сокра
-
щение
числа
процедур
,
сопровождающих
про
-
цесс
,
и
удешевление
технологического
присо
-
единения
.
До
настоящего
времени
не
в
полной
мере
остаются
реализованными
следующие
меро
-
приятия
«
дорожной
карты
»:
•
ускорение
процесса
выделения
земель
под
строительство
объектов
электросете
-
вой
инфраструктуры
,
а
также
сокращение
сроков
выдачи
разрешения
на
проведение
земляных
работ
;
•
механизм
экономической
ответственности
потребителей
электрической
энергии
и
электросетевых
организаций
за
несоблю
-
дение
сроков
технологического
присоеди
-
нения
.
Конечно
,
существует
Постановление
Пра
-
вительства
РФ
от
03.12.2014
№
1300 «
Об
утверждении
перечня
видов
объектов
,
раз
-
мещение
которых
может
осуществляться
на
землях
или
земельных
участках
,
находящих
-
ся
в
государственной
или
муниципальной
собственности
,
без
предоставления
земель
-
ных
участков
и
установления
сервитутов
» —
очень
важный
документ
для
ускорения
про
-
цедуры
ТП
.
Но
одного
его
недостаточно
для
коренного
изменения
ситуации
.
Ведь
многие
электросетевые
объекты
строятся
не
толь
-
ко
по
муниципальным
или
государственным
землям
,
а
по
землям
,
находящимся
в
частной
собственности
.
Экономическая
ответственность
участни
-
ков
процесса
технологического
присоединения
также
играет
серьёзную
роль
в
вопросах
сокра
-
щения
сроков
ТП
.
Но
касательно
механизма
экономической
ответственности
потребителей
электрической
энергии
и
электросетевых
орга
-
низаций
за
несоблюдение
сроков
технологи
-
ческого
присоединения
можно
с
уверенностью
сказать
,
что
в
этом
направлении
отсутствует
какая
-
либо
профессиональная
проработка
вопроса
.
На
сегодня
существует
проект
изме
-
нений
в
Правила
ТП
,
где
по
существу
предло
-
жений
заявитель
в
процессе
технологического
присоединения
не
теряет
ничего
,
но
при
этом
приобретает
серьёзный
финансовый
рычаг
воздействия
на
электросетевые
компании
.
Во
многих
случаях
затраты
сетевых
компа
-
ний
на
создание
сети
в
интересах
заявителя
и
возмещение
заявителю
его
затрат
будут
значительно
больше
,
чем
плата
заявителя
по
договору
на
технологическое
присоединение
.
С
учётом
этого
ряд
«
нечистоплотных
»
заяви
-
телей
может
использовать
законодательство
в
собственных
корыстных
интересах
,
сделав
процедуру
технологического
присоединения
средством
получения
собственной
прибыли
.
Для
этого
достаточно
подать
заявку
на
тех
-
нологическое
присоединение
в
сроки
,
когда
строительство
собственных
объектов
будет
на
завершающей
стадии
,
и
сознательно
затя
-
гивать
сроки
технологического
присоединения
,
периодически
выполняя
при
этом
отдельные
требования
Правил
ТП
.
Таким
образом
,
существующий
проект
По
-
становления
может
не
только
не
оказать
по
-
мощь
электросетевым
компаниям
в
вопросах
повышения
ответственности
заявителя
,
но
и
вызвать
серьёзную
экономическую
дестаби
-
лизацию
деятельности
электросетевых
ком
-
паний
,
что
в
свою
очередь
в
краткосрочной
и
среднесрочной
перспективе
негативным
обра
-
зом
повлияет
на
динамику
роста
тарифов
на
передачу
электрической
энергии
и
технологи
-
ческое
присоединение
,
а
также
на
надёжность
электросетевого
комплекса
.
Работа
по
совершенствованию
законода
-
тельства
в
этой
области
должна
быть
проведе
-
на
в
самое
ближайшее
время
,
так
как
в
суще
-
ствующих
актах
наблюдается
существенный
перекос
ответственности
в
сторону
сетевых
компаний
(
табл
. 3).
По
данным
ФАС
России
, 80%
всех
наруше
-
ний
Правил
ТП
со
стороны
сетевых
организа
-
ций
—
это
несоблюдение
сроков
техприсоеди
-
нения
.
А
в
условиях
существования
серьёзных
штрафных
санкций
это
означает
только
одно
:
сетевые
компании
директивно
поставили
в
жёсткие
временные
рамки
по
срокам
техно
-
логического
присоединения
,
установили
для
них
жёсткие
санкционные
меры
,
но
не
дали
им
инструмента
для
реализации
этих
дирек
-
тив
.
Ведь
помимо
желания
сетевой
компании
выполнять
технологическое
присоединение
в
28
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
срок
существует
ещё
масса
факторов
,
влияю
-
щих
на
сроки
реализации
обязательств
.
1.
Отсутствие
достоверной
информации
о
перспективах
развития
территорий
:
•
отсутствие
информации
об
очерёдности
освоения
участков
застройки
;
•
нарушения
заявленного
порядка
освое
-
ния
участков
застройки
.
2.
Отсутствие
и
длительное
согласование
зе
-
мельных
участков
под
строительство
:
•
сложности
поиска
участка
(
трассы
)
под
строительство
;
•
препятствия
со
стороны
землевладель
-
цев
,
в
т
.
ч
.
смежных
;
•
высокая
стоимость
отчуждения
земли
;
•
длительные
сроки
оформления
всех
до
-
кументов
.
3.
Длительные
сроки
проектирования
:
•
выбор
проектировщиков
через
конкурсы
по
принципу
«
кто
дешевле
»;
•
низкое
качество
проектов
—
несколько
итераций
согласования
;
•
проектировщики
не
отвечают
за
сроки
ТП
.
4.
Длительные
сроки
поставки
оборудования
:
•
зависимость
от
нормативных
сроков
из
-
готовления
и
поставки
оборудования
;
•
поставщики
не
отвечают
за
сроки
ТП
.
5.
Изменения
в
заявках
на
технологическое
присоединение
со
стороны
застройщиков
:
•
корректировка
технических
решений
;
•
изменение
параметров
проектируемого
и
заказываемого
оборудования
.
Для
того
чтобы
минимизировать
сроки
тех
-
нологического
присоединения
к
электрическим
сетям
и
не
ввергнуть
электросетевые
компа
-
нии
в
бездну
бесконечных
разбирательств
с
заявителями
в
надзорных
,
регулирующих
и
судебных
органах
,
при
корректировке
законо
-
дательства
в
этом
направлении
необходимо
учитывать
все
перечисленные
моменты
.
Существует
ещё
несколько
распространён
-
ных
ситуаций
,
которые
должны
быть
преду
-
смотрены
законодательством
для
упрощения
процедуры
технологического
присоединения
.
Среди
них
—
так
называемый
вопрос
присо
-
единения
к
сетям
иных
владельцев
(
ИВС
).
Исторически
на
многих
территориях
сло
-
жилась
ситуация
,
когда
электрические
сети
отдельных
кварталов
и
районов
находятся
во
владении
других
собственников
(
не
сетевых
компаний
).
При
появлении
нового
заявите
-
ля
на
достаточном
удалении
от
сетей
МРСК
,
но
в
непосредственной
близи
к
сетям
ИВС
при
наличии
технической
возможности
наи
-
более
оптимальным
техническим
решением
является
присоединение
к
сетям
последнего
(
рис
. 3).
В
случае
присоединения
к
сетям
ИВС
тре
-
буется
минимальный
объём
строительства
,
ко
-
торый
может
быть
осуществлён
силами
самого
Табл
. 3.
Ответственность
сторон
в
процессе
ТП
для
заявителей
до
150
кВт
Сроки
:
Этап
Ответственность
СО
Ответственность
заявителя
Подготовка
/
рассмотрение
договора
ТП
15
дней
2
месяца
Исполнение
обязательств
6
месяцев
18
месяцев
Деньги
:
Этап
Ответственность
СО
Ответственность
заявителя
Несвоевременная
выдача
договора
ТП
100
тыс
.
руб
. (600
тыс
.
руб
. —
повтор
)
—
Неисполнение
обязательств
1—15%
от
выручки
(
оборотный
штраф
)
—
Неисполнение
обязательств
Неустойка
=
цена
договора
х
0,014%
ставки
рефинансирования
ЦБ
Неустойка
=
цена
договора
х
0,014%
ставки
рефинансирования
ЦБ
Неисполнение
обязательств
Затраты
на
электроснабжение
(
до
15
тыс
.
руб
./
сутки
)
Стоимость
строительства
сетей
до
границ
земельного
участка
29
25–26 марта 2015 г.
Рис
. 3.
Варианты
присоединения
нового
заявителя
к
сетям
МРСК
и
ИВС
1
2
заявителя
,
что
позитивно
скажется
на
сроках
его
присоединения
,
минимизирует
затраты
на
присоединение
и
позволит
сохранить
опти
-
мальную
конфигурацию
сети
.
Присоединение
к
сетям
МРСК
приведёт
к
необходимости
строительства
достаточно
протяжённых
сетей
в
стеснённых
условиях
(
параллельно
сетям
ИВС
),
что
увеличит
сроки
присоединения
,
серьёзно
повысит
стоимость
мероприятий
по
присоединению
и
в
конечном
итоге
приведёт
к
росту
тарифов
энергокомпа
-
ний
.
Казалось
бы
,
решение
в
данной
ситуации
очевидно
,
но
по
действующему
законодатель
-
ству
ИВС
вправе
отказать
в
присоединении
к
своей
сети
даже
при
наличии
технической
возможности
,
и
ни
один
орган
(
кроме
суда
)
не
заставит
его
изменить
свою
позицию
.
Ча
-
сто
такая
позиция
продиктована
корыстными
интересами
ИВС
,
который
,
пользуясь
несо
-
вершенством
законодательства
,
буквально
шантажирует
сетевую
компанию
.
Безусловно
,
такая
ситуация
требует
внимания
и
скорей
-
шего
разрешения
по
одному
из
следующих
вариантов
.
1.
Обязанность
ИВС
осуществлять
технологи
-
ческое
присоединение
к
своим
сетям
.
2.
Предоставление
сетевой
компании
права
самостоятельного
принятия
решения
о
воз
-
можности
присоединения
заявителя
к
сети
ИВС
.
Существенную
помощь
электросетевым
компаниям
в
вопросах
сокращения
сроков
технологического
присоединения
может
так
-
же
оказать
изменение
порядка
выделения
земель
для
инженерных
сетей
.
Предлагает
-
ся
следующая
последовательность
дейст
-
вий
.
1.
На
стадии
формирования
земельного
участка
для
размещения
объекта
(
до
его
выставления
на
аукцион
)
администрация
муниципального
образования
запрашивает
в
электросетевой
компании
предваритель
-
ные
технические
решения
для
электро
-
снабжения
данного
объекта
.
2.
Электросетевая
компания
не
только
со
-
общает
о
возможности
/
невозможности
осуществления
электроснабжения
от
су
-
ществующих
сетей
и
необходимых
меро
-
приятиях
по
строительству
/
реконструкции
электросетевых
объектов
,
но
и
рекомен
-
дует
трассу
(
земельный
участок
)
для
осу
-
ществления
строительства
сетей
электро
-
снабжения
.
3.
На
основе
согласованных
планов
развития
территорий
проводятся
работы
по
форми
-
рованию
двух
земельных
участков
(
с
уста
-
новлением
соответствующих
видов
их
раз
-
решённого
использования
):
•
земельный
участок
под
строительство
,
предоставляемый
застройщику
;
•
земельный
участок
под
размещение
ин
-
женерных
коммуникаций
(
остаётся
за
администрацией
)
.
4.
После
завершения
строительства
сетей
на
выделенном
земельном
участке
необ
-
ходимая
земля
для
регистрации
объектов
недвижимости
будет
выделена
из
состава
первоначально
определённого
земельного
участка
.
Оставшаяся
земля
будет
переда
-
на
в
администрацию
через
отказ
от
её
ис
-
пользования
.
Преимуществами
такого
алгоритма
явля
-
ется
то
,
что
он
практически
полностью
соот
-
ветствует
действующему
законодательству
и
требует
незначительных
корректировок
ин
-
30
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
струкций
работы
местной
администрации
при
выделении
земельных
участков
.
При
этом
у
сетевой
компании
отсутствует
необходимость
отводить
землю
для
размещения
объектов
ин
-
фраструктуры
(
на
стадии
подачи
заявки
на
ТП
земля
уже
есть
).
Не
менее
важным
вопросом
для
ускорения
процесса
отведения
земли
для
строительства
электросетевой
инфраструктуры
является
не
-
обходимость
предусматривать
технологиче
-
ские
коридоры
при
разделах
земельных
участ
-
ков
.
Для
этого
в
действующие
законодатель
-
ные
акты
необходимо
вернуть
требования
об
обязательном
выделении
коридоров
для
раз
-
мещения
инженерных
сетей
* (
дороги
,
элек
-
трические
сети
,
газоснабжение
,
водоснабже
-
ние
,
водоотведение
)
до
каждого
из
земельных
участков
,
образуемых
в
результате
разделе
-
ния
земельного
участка
.
Ширина
данных
кори
-
доров
должна
определяться
в
соответствии
с
действующими
нормами
с
учётом
взаимного
расположения
инженерных
коммуникаций
на
стадии
подготовки
проекта
межевания
терри
-
тории
.
Однако
все
законодательные
меры
не
бу
-
дут
эффективны
,
любые
штрафные
санкции
не
помогут
достичь
необходимых
резуль
-
татов
,
если
у
всех
участников
процесса
от
-
сутствует
заинтересованность
сделать
его
простым
,
быстрым
и
дешёвым
.
В
качестве
примера
организации
такого
процесса
может
быть
рассмотрен
опыт
других
развитых
стран
,
в
частности
,
Великобритании
(
на
примере
компании
Western Power Distribution).
Суще
-
ствующая
схема
взаимоотношений
не
являет
-
ся
жёстко
регулируемым
монопольным
видом
деятельности
,
а
представляет
,
по
сути
,
конку
-
рентный
рынок
с
четырьмя
основными
участ
-
никами
:
заявитель
,
государственная
сетевая
компания
,
частная
сетевая
компания
и
неза
-
*
В
настоящее
время
п
. 4
ст
. 41
Градостроительного
Ко
-
декса
РФ
: «…
Обязательным
условием
разделения
зе
-
мельного
участка
на
несколько
земельных
участков
является
наличие
подъездов
,
подходов
к
каждому
образованному
земельному
участку
…» —
утратил
силу
с
1
марта
2015
года
(
Федеральный
закон
от
23.06.2014
№
171-
ФЗ
)
.
висимый
оператор
по
технологическому
при
-
соединению
.
Взаимодействие
этих
субъектов
в
условиях
конкуренции
мотивирует
участни
-
ков
к
сокращению
сроков
технологического
присоединения
,
снижению
его
стоимости
и
оптимизации
технических
решений
и
внутрен
-
них
процессов
.
Исходя
из
вышеизложенного
,
следует
от
-
метить
,
что
«
директивный
»
и
«
санкционный
»
методы
ускорения
процесса
технологического
присоединения
,
существующие
в
настоящее
время
,
оказывают
только
точечный
эффект
непосредственно
в
местах
применения
,
но
не
дают
системного
решения
при
отсутствии
у
сетевых
компаний
необходимых
инструментов
для
выполнения
этих
директив
.
Необходимо
в
ближайшее
время
внести
принципиальные
из
-
менения
в
законодательство
,
регулирующее
земельные
и
имущественные
отношения
по
объектам
электросетевого
комплекса
:
•
предоставить
электросетевой
компании
право
самостоятельного
присоединения
новых
заявителей
с
использованием
сетей
иных
владельцев
при
наличии
технической
возможности
либо
обязать
иных
владель
-
цев
сетей
,
не
являющихся
сетевыми
орга
-
низациями
,
осуществлять
технологическое
присоединение
к
своим
сетям
на
общих
правилах
;
•
предусмотреть
обязанность
региональ
-
ных
и
муниципальных
администраций
при
формировании
новых
земельных
участков
одновременно
формировать
земельные
участки
для
размещения
объектов
инфра
-
структуры
;
•
вернуть
требования
об
обязательном
вы
-
делении
коридоров
для
размещения
инже
-
нерных
сетей
(
дороги
,
электрические
сети
,
газоснабжение
,
водоснабжение
,
водоотве
-
дение
)
до
каждого
из
земельных
участков
,
образуемых
в
результате
разделения
зе
-
мельного
участка
.
Говоря
о
будущем
процесса
технологиче
-
ского
присоединения
в
России
,
можно
сделать
вывод
,
что
следующей
«
ступенью
эволюции
»
процесса
ТП
должно
стать
законодательное
формирование
конкурентной
среды
в
этой
об
-
ласти
,
основанной
на
принципах
саморегули
-
рования
.
Оригинал статьи: Реализация дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Необходимые дополнительные мероприятия
Основополагающим документом, задавшим векторы изменения в законодательстве РФ, регулирующем вопросы технологического присоединения к электрическим сетям, стало Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 1144-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». В настоящее время действует редакция данного документа с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2014 г.