Реализация дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Необходимые дополнительные мероприятия

Page 1
background image

Page 2
background image

24

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

ПАВЛОВ

 

АЛЕКСАНДР

 

СЕРГЕЕВИЧ

Член

 

экспертной

 

секции

 «

Электрические

 

сети

» 

Консультативного

 

Совета

 

при

 

председателе

 

Комитета

 

Государственной

 

Думы

 

РФ

 

по

 

энергетике

РЕАЛИЗАЦИЯ

 

ДОРОЖНОЙ

 

КАРТЫ

 

«

ПОВЫШЕНИЕ

 

ДОСТУПНОСТИ

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ

 

ИНФРАСТРУКТУРЫ

». 

НЕОБХОДИМЫЕ

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

 

МЕРОПРИЯТИЯ

О

сновополагающим

 

документом

задав

-

шим

 

векторы

 

изменения

 

в

 

законода

-

тельстве

 

РФ

регулирующем

 

вопросы

 

технологического

 

присоединения

 

к

 

электриче

-

ским

 

сетям

стало

 

Распоряжение

 

Правитель

-

ства

 

РФ

 

от

 30 

июня

 2012 

г

 1144-

р

 «

О

 

плане

 

мероприятий

 («

дорожной

 

карте

») «

Повышение

 

доступности

 

энергетической

 

инфраструкту

-

ры

». 

В

 

настоящее

 

время

 

действует

 

редакция

 

данного

 

документа

 

с

 

изменениями

 

и

 

дополне

-

ниями

 

от

 23 

декабря

 2014 

г

.

«

Дорожной

 

картой

» 

были

 

установлены

 

сле

-

дующие

 

цели

 

по

 

процессу

 

технологического

 

присоединения

 (

ТП

).

1. 

Упрощение

  — 

сокращение

 

числа

 

процедур

 

с

 10 

до

 3—5.

2. 

Ускорение

 — 

сокращение

 

сроков

 

ТП

 

с

 181 

до

 40 

суток

.

3. 

Удешевление

 — 

снижение

 

стоимости

 

ТП

 

с

 

1852% 

от

 

ВВП

/

население

 

до

 25% 

от

 

ВВП

/

население

.

По

 

мере

 

реализации

 

этих

 

целей

 

позиция

 

Российской

 

Федерации

 

в

 

рейтинге

 

Всемирного

 

Банка

 Doing Business 

должна

 

переместиться

 

со

 183 

места

 

на

 60 

в

 2015 

году

 

и

 

на

 20 — 

в

 

2018 

году

.

Для

 2012 

года

 

это

 

был

 

замечательный

 

и

 

сво

-

евременный

 

документ

декларирующий

 

основ

-

ные

 

моменты

на

 

которые

 

необходимо

 

обратить

 

внимание

 

в

 

процессе

 

законодательного

 

регули

-

рования

,

 

и

 

сроки

 

реализации

 

соответствующих

 

мероприятий

Но

 

в

 

текущем

 2015 

году

 (

первая

 

целевая

 

веха

  «

дорожной

 

карты

») 

мы

 

имеем

 

возможность

 

дать

 

оценку

 

произошедшим

 

дей

-

ствиям

 

и

 

изменениям

наметить

 

дополнитель

-

ные

 

пути

 

и

 

методы

 

улучшения

 

процесса

.


Page 3
background image

25

25–26 марта 2015 г.

Основные

 

изменения

 

в

 

области

 

регули

-

рования

 

процесса

 

технологического

 

при

-

соединения

 

в

 

настоящее

 

время

 

идут

 

в

 

направлении

 

корректировки

 

Правил

 

техноло

-

гического

 

присоединения

  (

утв

Постановлени

-

ем

 

Правительства

 

РФ

 

 861 

от

 27.12.2004 

в

 

ред

от

 13.03.2015). 

Частота

 

этих

 

изменений

 

в

 

последние

 

годы

 

просто

 

пугающая

: 16 

из

-

менений

 

за

 

период

 2012—2014 

годов

Если

 

сравнить

 

первоначальную

 

редакцию

 

Правил

 

с

 

действующей

 

на

 

конец

 2014 

года

то

 

можно

 

за

-

метить

что

 

она

 

усложнилась

 

в

 

несколько

 

раз

Так

например

количество

 

статей

 

выросло

 

с

 

17 

до

 102 (

не

 

считая

 

приложений

), 

объём

 

тек

-

ста

 

увеличился

 

с

 1,3 

тыс

слов

 

до

 33,6 

тыс

Эта

 

картина

 

хорошо

 

иллюстрируется

 

диаграммой

 

(

рис

. 1). 

Из

 

неё

 

можно

 

увидеть

что

 

за

 10 

лет

 

Правила

 

усложнились

 

более

 

чем

 

в

 10 

раз

!

Безусловно

реализация

 «

дорожной

 

карты

» 

принесла

 

массу

 

положительных

 

результатов

 

в

 

процесс

 

технологического

 

присоединения

Ос

-

новными

 

достижениями

 

в

 

этом

 

направлении

 

можно

 

считать

:

• 

повышение

 

доступности

 

и

 

открытости

 

сете

-

вой

 

компании

 

для

 

заявителя

;

• 

упрощение

 

процедуры

 

подачи

 

заявки

 

на

 

ТП

;

• 

ускорение

 

процесса

 

подготовки

 

и

 

выдачи

 

договоров

 

на

 

ТП

;

Рис

. 1. 

Динамика

 

изменений

 

в

 

Правилах

 

технологического

 

присоединения

Кол

-

во

 

пунктов

 (

статей

)

Объём

 

текста

 

Правил

тыс

слов

Кол

-

во

 

изменений

 

в

 

Правила

• 

создание

 

более

 

привлекательных

 

условий

 

присоединения

 

для

 

заявителей

 

до

 150 

кВт

;

• 

упрощение

 

процесса

 

ввода

 

в

 

эксплуатацию

 

электроустановок

 

до

 670 

кВт

;

• 

совершенствование

 

процедуры

 

технологи

-

ческого

 

присоединения

 

электроустановок

 

лиц

расположенных

 

на

 

территории

 

СНТ

ДНТ

;

• 

формализация

 

и

 

ускорение

 

процедуры

 

вре

-

менного

 

технологического

 

присоединения

;

• 

совершенствование

 

порядка

 

переоформ

-

ления

 

документов

подтверждающих

 

факт

 

технологического

 

присоединения

 

и

 

соот

-

ветствующие

 

объёмы

 

максимальной

 

мощ

-

ности

 

потребителя

а

 

также

 

совершен

-

ствование

 

порядка

 

перераспределения

 

мощности

.

Но

несмотря

 

на

 

все

 

вышеперечислен

-

ные

 

достижения

их

 

внедрение

 

не

 

позволило

 

России

 

достичь

 

показателей

 

в

 

рейтинге

 Do-

ing Business, 

которые

 

были

 

установлены

  «

до

-

рожной

 

картой

», 

даже

 

наполовину

 (

табл

. 1, 2, 

рис

. 2).

Одним

 

из

 

основных

 

факторов

который

 

привёл

 

к

 

такому

 

результату

стало

 

ничем

 

не

 

обоснованное

 

желание

 

занять

 

места

 

в

 

первой

 

двадцатке

 

рейтинга

 

без

 

проведения

 

детально

-

го

 

анализа

какие

 

страны

 

потенциально

 

могут

 

в

 

ней

 

оказаться

Ведь

если

 

смотреть

 

на

 

рей

-

тинг

крупные

 

и

 

достаточ

-

но

 

развитые

 

в

 

вопросах

 

электроэнергетики

 

стра

-

ны

 

также

 

далеки

 

от

 

этих

 

20 

лидеров

При

 

этом

 

по

-

казатели

 

этих

 

стран

 

в

 

об

-

ласти

 

электроэнергетики

 

являются

 

ориентирами

 

для

 

многих

 

отраслевых

 

ком

-

паний

 

и

 

ведомств

 

в

 

нашей

 

стране

.

Ответ

 

здесь

 

лежит

 

на

 

поверхности

В

 

первую

 

двадцатку

 

рейтинга

 

мо

-

гут

 

войти

 

только

 

малые

 

и

 

сверхмалые

 

по

 

площади

 

страны

 

с

 

высокой

 

плот

-

ностью

 

энергетической

 

инфраструктуры

то

 

есть

 

те

 

страны

где

 

для

 

присо

-


Page 4
background image

26

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

единения

 

потребителя

 

нет

 

необходимости

 

строить

 

или

 

реконструировать

 

сети

.

Ещё

 

одним

 

существен

-

ным

 

просчётом

 

было

 

не

-

достаточно

 

пристальное

 

внимание

 

к

 

вопросам

 

сокра

-

щения

 

сроков

 

технологиче

-

ского

 

присоединения

Под

-

робный

 

анализ

 

рейтингов

 

за

 

прошедшие

 

три

 

года

 

показы

-

вает

что

 

именно

 

сроки

 

тех

-

нологического

 

присоедине

-

ния

 

оказывают

 

наибольшее

 

влияние

 

на

 

позиции

 

страны

 

в

 Doing Business. 

А

 

разра

-

ботанные

 

в

 

соответствии

 

с

 

Рис

. 2. 

Динамика

 

России

 

в

 

рейтинге

Табл

. 1. 

Текущее

 

состояние

 

России

 

в

 

рейтинге

 Doing Business 

в

 

сравнении

 

с

 

другими

 

странами

 

рейтинга

Страна

Баллы

Количество

 

процедур

Сроки

 

ТП

дней

Стоимость

1

Южная

 

Корея

99,83

3

18

41,1

2

Тайвань

98,94

3

24

45,7

3

Германия

98,37

3

28

44,4

4

ОАЭ

97,44

3

35

24,4

5

Швейцария

96,71

3

39

59,2

6

Сан

-

Марино

95,84

3

45

59,3

7

Швеция

94,92

3

52

36,0

8

Сен

-

Винсент

 

и

 

Гренадины

94,67

3

52

97,3

9

Исландия

93,81

4

22

12,7

10

Сент

-

Китс

 

и

 

Невис

93,25

4

18

291,1

28

Япония

86,51

3,4

97,7

0,0

55

Австралия

80,59

5

75

8,6

61

США

79,52

4,8

89,6

25,5

70

Соединённое

 

королевство

78,42

4

126

90,1

124

Китай

66,35

5,5

143,2

459,4

143

Россия

60,89

5,6

179,1

321,0

150

Канада

59,27

7

142

131,0

Табл

. 2. 

Основные

 

показатели

 

России

 

в

 

рейтинге

 Doing Business 

в

 

направлении

 Getting Electricity

Показатель

2013

2014

2015

Место

 

в

 

рейтинге

184

117

143

Количество

 

процедур

10

5

5,6

Сроки

дней

281

162

179,1

Стоимость

, %

1852,4

293,8

321,0

Город

 

оценки

МСК

МСК

МСК

+

СПБ


Page 5
background image

27

25–26 марта 2015 г.

«

дорожной

 

картой

» 

законодательные

 

акты

 

в

 

большинстве

 

своём

 

были

 

нацелены

 

на

 

сокра

-

щение

 

числа

 

процедур

сопровождающих

 

про

-

цесс

и

 

удешевление

 

технологического

 

присо

-

единения

.

До

 

настоящего

 

времени

 

не

 

в

 

полной

 

мере

 

остаются

 

реализованными

 

следующие

 

меро

-

приятия

 «

дорожной

 

карты

»:

• 

ускорение

 

процесса

 

выделения

 

земель

 

под

 

строительство

 

объектов

 

электросете

-

вой

 

инфраструктуры

а

 

также

 

сокращение

 

сроков

 

выдачи

 

разрешения

 

на

 

проведение

 

земляных

 

работ

;

• 

механизм

 

экономической

 

ответственности

 

потребителей

 

электрической

 

энергии

 

и

 

электросетевых

 

организаций

 

за

 

несоблю

-

дение

 

сроков

 

технологического

 

присоеди

-

нения

.

Конечно

существует

 

Постановление

 

Пра

-

вительства

 

РФ

 

от

 03.12.2014 

 1300 «

Об

 

утверждении

 

перечня

 

видов

 

объектов

раз

-

мещение

 

которых

 

может

 

осуществляться

 

на

 

землях

 

или

 

земельных

 

участках

находящих

-

ся

 

в

 

государственной

 

или

 

муниципальной

 

собственности

без

 

предоставления

 

земель

-

ных

 

участков

 

и

 

установления

 

сервитутов

» — 

очень

 

важный

 

документ

 

для

 

ускорения

 

про

-

цедуры

 

ТП

Но

 

одного

 

его

 

недостаточно

 

для

 

коренного

 

изменения

 

ситуации

Ведь

 

многие

 

электросетевые

 

объекты

 

строятся

 

не

 

толь

-

ко

 

по

 

муниципальным

 

или

 

государственным

 

землям

а

 

по

 

землям

находящимся

 

в

 

частной

 

собственности

.

Экономическая

 

ответственность

 

участни

-

ков

 

процесса

 

технологического

 

присоединения

 

также

 

играет

 

серьёзную

 

роль

 

в

 

вопросах

 

сокра

-

щения

 

сроков

 

ТП

Но

 

касательно

 

механизма

 

экономической

 

ответственности

 

потребителей

 

электрической

 

энергии

 

и

 

электросетевых

 

орга

-

низаций

 

за

 

несоблюдение

 

сроков

 

технологи

-

ческого

 

присоединения

 

можно

 

с

 

уверенностью

 

сказать

что

 

в

 

этом

 

направлении

 

отсутствует

 

какая

-

либо

 

профессиональная

 

проработка

 

вопроса

На

 

сегодня

 

существует

 

проект

 

изме

-

нений

 

в

 

Правила

 

ТП

где

 

по

 

существу

 

предло

-

жений

 

заявитель

 

в

 

процессе

 

технологического

 

присоединения

 

не

 

теряет

 

ничего

но

 

при

 

этом

 

приобретает

 

серьёзный

 

финансовый

 

рычаг

 

воздействия

 

на

 

электросетевые

 

компании

Во

 

многих

 

случаях

 

затраты

 

сетевых

 

компа

-

ний

 

на

 

создание

 

сети

 

в

 

интересах

 

заявителя

 

и

 

возмещение

 

заявителю

 

его

 

затрат

 

будут

 

значительно

 

больше

чем

 

плата

 

заявителя

 

по

 

договору

 

на

 

технологическое

 

присоединение

С

 

учётом

 

этого

 

ряд

  «

нечистоплотных

» 

заяви

-

телей

 

может

 

использовать

 

законодательство

 

в

 

собственных

 

корыстных

 

интересах

сделав

 

процедуру

 

технологического

 

присоединения

 

средством

 

получения

 

собственной

 

прибыли

Для

 

этого

 

достаточно

 

подать

 

заявку

 

на

 

тех

-

нологическое

 

присоединение

 

в

 

сроки

когда

 

строительство

 

собственных

 

объектов

 

будет

 

на

 

завершающей

 

стадии

,

 

и

 

сознательно

 

затя

-

гивать

 

сроки

 

технологического

 

присоединения

периодически

 

выполняя

 

при

 

этом

 

отдельные

 

требования

 

Правил

 

ТП

.

Таким

 

образом

существующий

 

проект

 

По

-

становления

 

может

 

не

 

только

 

не

 

оказать

 

по

-

мощь

 

электросетевым

 

компаниям

 

в

 

вопросах

 

повышения

 

ответственности

 

заявителя

но

 

и

 

вызвать

 

серьёзную

 

экономическую

 

дестаби

-

лизацию

 

деятельности

 

электросетевых

 

ком

-

паний

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

в

 

краткосрочной

 

и

 

среднесрочной

 

перспективе

 

негативным

 

обра

-

зом

 

повлияет

 

на

 

динамику

 

роста

 

тарифов

 

на

 

передачу

 

электрической

 

энергии

 

и

 

технологи

-

ческое

 

присоединение

а

 

также

 

на

 

надёжность

 

электросетевого

 

комплекса

.

Работа

 

по

 

совершенствованию

 

законода

-

тельства

 

в

 

этой

 

области

 

должна

 

быть

 

проведе

-

на

 

в

 

самое

 

ближайшее

 

время

так

 

как

 

в

 

суще

-

ствующих

 

актах

 

наблюдается

 

существенный

 

перекос

 

ответственности

 

в

 

сторону

 

сетевых

 

компаний

 (

табл

. 3). 

По

 

данным

 

ФАС

 

России

, 80% 

всех

 

наруше

-

ний

 

Правил

 

ТП

 

со

 

стороны

 

сетевых

 

организа

-

ций

 — 

это

 

несоблюдение

 

сроков

 

техприсоеди

-

нения

А

 

в

 

условиях

 

существования

 

серьёзных

 

штрафных

 

санкций

 

это

 

означает

 

только

 

одно

сетевые

 

компании

 

директивно

 

поставили

 

в

 

жёсткие

 

временные

 

рамки

 

по

 

срокам

 

техно

-

логического

 

присоединения

установили

 

для

 

них

 

жёсткие

 

санкционные

 

меры

но

 

не

 

дали

 

им

 

инструмента

 

для

 

реализации

 

этих

 

дирек

-

тив

Ведь

 

помимо

 

желания

 

сетевой

 

компании

 

выполнять

 

технологическое

 

присоединение

 

в

 


Page 6
background image

28

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

срок

 

существует

 

ещё

 

масса

 

факторов

влияю

-

щих

 

на

 

сроки

 

реализации

 

обязательств

.

1. 

Отсутствие

 

достоверной

 

информации

 

о

 

перспективах

 

развития

 

территорий

:

• 

отсутствие

 

информации

 

об

 

очерёдности

 

освоения

 

участков

 

застройки

;

• 

нарушения

 

заявленного

 

порядка

 

освое

-

ния

 

участков

 

застройки

.

2. 

Отсутствие

 

и

 

длительное

 

согласование

 

зе

-

мельных

 

участков

 

под

 

строительство

:

• 

сложности

 

поиска

 

участка

  (

трассы

под

 

строительство

;

• 

препятствия

 

со

 

стороны

 

землевладель

-

цев

в

 

т

.

ч

смежных

;

• 

высокая

 

стоимость

 

отчуждения

 

земли

;

• 

длительные

 

сроки

 

оформления

 

всех

 

до

-

кументов

.

3. 

Длительные

 

сроки

 

проектирования

:

• 

выбор

 

проектировщиков

 

через

 

конкурсы

 

по

 

принципу

 «

кто

 

дешевле

»;

• 

низкое

 

качество

 

проектов

 — 

несколько

 

итераций

 

согласования

;

• 

проектировщики

 

не

 

отвечают

 

за

 

сроки

 

ТП

.

4. 

Длительные

 

сроки

 

поставки

 

оборудования

:

• 

зависимость

 

от

 

нормативных

 

сроков

 

из

-

готовления

 

и

 

поставки

 

оборудования

;

• 

поставщики

 

не

 

отвечают

 

за

 

сроки

 

ТП

.

5. 

Изменения

 

в

 

заявках

 

на

 

технологическое

 

присоединение

 

со

 

стороны

 

застройщиков

:

• 

корректировка

 

технических

 

решений

;

• 

изменение

 

параметров

 

проектируемого

 

и

 

заказываемого

 

оборудования

.

Для

 

того

 

чтобы

 

минимизировать

 

сроки

 

тех

-

нологического

 

присоединения

 

к

 

электрическим

 

сетям

 

и

 

не

 

ввергнуть

 

электросетевые

 

компа

-

нии

 

в

 

бездну

 

бесконечных

 

разбирательств

 

с

 

заявителями

 

в

 

надзорных

регулирующих

 

и

 

судебных

 

органах

при

 

корректировке

 

законо

-

дательства

 

в

 

этом

 

направлении

 

необходимо

 

учитывать

 

все

 

перечисленные

 

моменты

Существует

 

ещё

 

несколько

 

распространён

-

ных

 

ситуаций

которые

 

должны

 

быть

 

преду

-

смотрены

 

законодательством

 

для

 

упрощения

 

процедуры

 

технологического

 

присоединения

Среди

 

них

 — 

так

 

называемый

 

вопрос

 

присо

-

единения

 

к

 

сетям

 

иных

 

владельцев

 (

ИВС

). 

Исторически

 

на

 

многих

 

территориях

 

сло

-

жилась

 

ситуация

когда

 

электрические

 

сети

 

отдельных

 

кварталов

 

и

 

районов

 

находятся

 

во

 

владении

 

других

 

собственников

  (

не

 

сетевых

 

компаний

). 

При

 

появлении

 

нового

 

заявите

-

ля

 

на

 

достаточном

 

удалении

 

от

 

сетей

 

МРСК

но

 

в

 

непосредственной

 

близи

 

к

 

сетям

 

ИВС

 

при

 

наличии

 

технической

 

возможности

 

наи

-

более

 

оптимальным

 

техническим

 

решением

 

является

 

присоединение

 

к

 

сетям

 

последнего

 

(

рис

. 3).

В

 

случае

 

присоединения

 

к

 

сетям

 

ИВС

 

тре

-

буется

 

минимальный

 

объём

 

строительства

ко

-

торый

 

может

 

быть

 

осуществлён

 

силами

 

самого

 

Табл

. 3. 

Ответственность

 

сторон

 

в

 

процессе

 

ТП

 

для

 

заявителей

 

до

 150 

кВт

 

 

Сроки

:

Этап

Ответственность

 

СО

Ответственность

 

заявителя

Подготовка

/

рассмотрение

 

договора

 

ТП

15 

дней

месяца

Исполнение

 

обязательств

месяцев

18 

месяцев

 

 

Деньги

:

Этап

Ответственность

 

СО

Ответственность

 

заявителя

Несвоевременная

 

выдача

 

договора

 

ТП

100 

тыс

руб

. (600 

тыс

руб

. — 

повтор

)

Неисполнение

 

обязательств

1—15% 

от

 

выручки

 (

оборотный

 

штраф

)

Неисполнение

 

обязательств

Неустойка

 = 

цена

 

договора

 

х

 

0,014% 

ставки

 

рефинансирования

 

ЦБ

Неустойка

 = 

цена

 

договора

 

х

 0,014% 

ставки

 

рефинансирования

 

ЦБ

Неисполнение

 

обязательств

Затраты

 

на

 

электроснабжение

 (

до

 

15 

тыс

руб

./

сутки

)

Стоимость

 

строительства

 

сетей

 

до

 

границ

 

земельного

 

участка


Page 7
background image

29

25–26 марта 2015 г.

Рис

. 3. 

Варианты

 

присоединения

 

нового

 

заявителя

 

к

 

сетям

 

МРСК

 

и

 

ИВС

1

2

заявителя

что

 

позитивно

 

скажется

 

на

 

сроках

 

его

 

присоединения

минимизирует

 

затраты

 

на

 

присоединение

 

и

 

позволит

 

сохранить

 

опти

-

мальную

 

конфигурацию

 

сети

.

Присоединение

 

к

 

сетям

 

МРСК

 

приведёт

 

к

 

необходимости

 

строительства

 

достаточно

 

протяжённых

 

сетей

 

в

 

стеснённых

 

условиях

 

(

параллельно

 

сетям

 

ИВС

), 

что

 

увеличит

 

сроки

 

присоединения

серьёзно

 

повысит

 

стоимость

 

мероприятий

 

по

 

присоединению

 

и

 

в

 

конечном

 

итоге

 

приведёт

 

к

 

росту

 

тарифов

 

энергокомпа

-

ний

Казалось

 

бы

решение

 

в

 

данной

 

ситуации

 

очевидно

но

 

по

 

действующему

 

законодатель

-

ству

 

ИВС

 

вправе

 

отказать

 

в

 

присоединении

 

к

 

своей

 

сети

 

даже

 

при

 

наличии

 

технической

 

возможности

и

 

ни

 

один

 

орган

  (

кроме

 

суда

не

 

заставит

 

его

 

изменить

 

свою

 

позицию

Ча

-

сто

 

такая

 

позиция

 

продиктована

 

корыстными

 

интересами

 

ИВС

который

пользуясь

 

несо

-

вершенством

 

законодательства

буквально

 

шантажирует

 

сетевую

 

компанию

Безусловно

такая

 

ситуация

 

требует

 

внимания

 

и

 

скорей

-

шего

 

разрешения

 

по

 

одному

 

из

 

следующих

 

вариантов

.

1. 

Обязанность

 

ИВС

 

осуществлять

 

технологи

-

ческое

 

присоединение

 

к

 

своим

 

сетям

.

2. 

Предоставление

 

сетевой

 

компании

 

права

 

самостоятельного

 

принятия

 

решения

 

о

 

воз

-

можности

 

присоединения

 

заявителя

 

к

 

сети

 

ИВС

.

Существенную

 

помощь

 

электросетевым

 

компаниям

 

в

 

вопросах

 

сокращения

 

сроков

 

технологического

 

присоединения

 

может

 

так

-

же

 

оказать

 

изменение

 

порядка

 

выделения

 

земель

 

для

 

инженерных

 

сетей

Предлагает

-

ся

 

следующая

 

последовательность

 

дейст

-

вий

.

1. 

На

 

стадии

 

формирования

 

земельного

 

участка

 

для

 

размещения

 

объекта

  (

до

 

его

 

выставления

 

на

 

аукцион

администрация

 

муниципального

 

образования

 

запрашивает

 

в

 

электросетевой

 

компании

 

предваритель

-

ные

 

технические

 

решения

 

для

 

электро

-

снабжения

 

данного

 

объекта

.

2. 

Электросетевая

 

компания

 

не

 

только

 

со

-

общает

 

о

 

возможности

/

невозможности

 

осуществления

 

электроснабжения

 

от

 

су

-

ществующих

 

сетей

 

и

 

необходимых

 

меро

-

приятиях

 

по

 

строительству

/

реконструкции

 

электросетевых

 

объектов

но

 

и

 

рекомен

-

дует

 

трассу

  (

земельный

 

участок

для

 

осу

-

ществления

 

строительства

 

сетей

 

электро

-

снабжения

.

3. 

На

 

основе

 

согласованных

 

планов

 

развития

 

территорий

 

проводятся

 

работы

 

по

 

форми

-

рованию

 

двух

 

земельных

 

участков

 (

с

 

уста

-

новлением

 

соответствующих

 

видов

 

их

 

раз

-

решённого

 

использования

):

• 

земельный

 

участок

 

под

 

строительство

предоставляемый

 

застройщику

;

• 

земельный

 

участок

 

под

 

размещение

 

ин

-

женерных

 

коммуникаций

  (

остаётся

 

за

 

администрацией

)

.

4. 

После

 

завершения

 

строительства

 

сетей

 

на

 

выделенном

 

земельном

 

участке

 

необ

-

ходимая

 

земля

 

для

 

регистрации

 

объектов

 

недвижимости

 

будет

 

выделена

 

из

 

состава

 

первоначально

 

определённого

 

земельного

 

участка

Оставшаяся

 

земля

 

будет

 

переда

-

на

 

в

 

администрацию

 

через

 

отказ

 

от

 

её

 

ис

-

пользования

.

Преимуществами

 

такого

 

алгоритма

 

явля

-

ется

 

то

что

 

он

 

практически

 

полностью

 

соот

-

ветствует

 

действующему

 

законодательству

 

и

 

требует

 

незначительных

 

корректировок

 

ин

-


Page 8
background image

30

XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

струкций

 

работы

 

местной

 

администрации

 

при

 

выделении

 

земельных

 

участков

При

 

этом

 

у

 

сетевой

 

компании

 

отсутствует

 

необходимость

 

отводить

 

землю

 

для

 

размещения

 

объектов

 

ин

-

фраструктуры

 (

на

 

стадии

 

подачи

 

заявки

 

на

 

ТП

 

земля

 

уже

 

есть

).

Не

 

менее

 

важным

 

вопросом

 

для

 

ускорения

 

процесса

 

отведения

 

земли

 

для

 

строительства

 

электросетевой

 

инфраструктуры

 

является

 

не

-

обходимость

 

предусматривать

 

технологиче

-

ские

 

коридоры

 

при

 

разделах

 

земельных

 

участ

-

ков

.

Для

 

этого

 

в

 

действующие

 

законодатель

-

ные

 

акты

 

необходимо

 

вернуть

 

требования

 

об

 

обязательном

 

выделении

 

коридоров

 

для

 

раз

-

мещения

 

инженерных

 

сетей

* (

дороги

элек

-

трические

 

сети

газоснабжение

водоснабже

-

ние

водоотведение

до

 

каждого

 

из

 

земельных

 

участков

образуемых

 

в

 

результате

 

разделе

-

ния

 

земельного

 

участка

Ширина

 

данных

 

кори

-

доров

 

должна

 

определяться

 

в

 

соответствии

 

с

 

действующими

 

нормами

 

с

 

учётом

 

взаимного

 

расположения

 

инженерных

 

коммуникаций

 

на

 

стадии

 

подготовки

 

проекта

 

межевания

 

терри

-

тории

.

Однако

 

все

 

законодательные

 

меры

 

не

 

бу

-

дут

 

эффективны

любые

 

штрафные

 

санкции

 

не

 

помогут

 

достичь

 

необходимых

 

резуль

-

татов

если

 

у

 

всех

 

участников

 

процесса

 

от

-

сутствует

 

заинтересованность

 

сделать

 

его

 

простым

быстрым

 

и

 

дешёвым

В

 

качестве

 

примера

 

организации

 

такого

 

процесса

 

может

 

быть

 

рассмотрен

 

опыт

 

других

 

развитых

 

стран

в

 

частности

Великобритании

  (

на

 

примере

 

компании

 Western Power Distribution). 

Суще

-

ствующая

 

схема

 

взаимоотношений

 

не

 

являет

-

ся

 

жёстко

 

регулируемым

 

монопольным

 

видом

 

деятельности

а

 

представляет

по

 

сути

конку

-

рентный

 

рынок

 

с

 

четырьмя

 

основными

 

участ

-

никами

заявитель

государственная

 

сетевая

 

компания

частная

 

сетевая

 

компания

 

и

 

неза

-

*

 

В

 

настоящее

 

время

 

п

. 4 

ст

. 41 

Градостроительного

 

Ко

-

декса

 

РФ

: «…

Обязательным

 

условием

 

разделения

 

зе

-

мельного

 

участка

 

на

 

несколько

 

земельных

 

участков

 

является

 

наличие

 

подъездов

подходов

 

к

 

каждому

 

образованному

 

земельному

 

участку

…» — 

утратил

 

силу

 

с

 1 

марта

 2015 

года

  (

Федеральный

 

закон

 

от

 

23.06.2014 

 171-

ФЗ

)

.

висимый

 

оператор

 

по

 

технологическому

 

при

-

соединению

Взаимодействие

 

этих

 

субъектов

 

в

 

условиях

 

конкуренции

 

мотивирует

 

участни

-

ков

 

к

 

сокращению

 

сроков

 

технологического

 

присоединения

снижению

 

его

 

стоимости

 

и

 

оптимизации

 

технических

 

решений

 

и

 

внутрен

-

них

 

процессов

.

Исходя

 

из

 

вышеизложенного

следует

 

от

-

метить

что

  «

директивный

» 

и

  «

санкционный

» 

методы

 

ускорения

 

процесса

 

технологического

 

присоединения

существующие

 

в

 

настоящее

 

время

оказывают

 

только

 

точечный

 

эффект

 

непосредственно

 

в

 

местах

 

применения

но

 

не

 

дают

 

системного

 

решения

 

при

 

отсутствии

 

у

 

сетевых

 

компаний

 

необходимых

 

инструментов

 

для

 

выполнения

 

этих

 

директив

Необходимо

 

в

 

ближайшее

 

время

 

внести

 

принципиальные

 

из

-

менения

 

в

 

законодательство

регулирующее

 

земельные

 

и

 

имущественные

 

отношения

 

по

 

объектам

 

электросетевого

 

комплекса

:

• 

предоставить

 

электросетевой

 

компании

 

право

 

самостоятельного

 

присоединения

 

новых

 

заявителей

 

с

 

использованием

 

сетей

 

иных

 

владельцев

 

при

 

наличии

 

технической

 

возможности

 

либо

 

обязать

 

иных

 

владель

-

цев

 

сетей

не

 

являющихся

 

сетевыми

 

орга

-

низациями

осуществлять

 

технологическое

 

присоединение

 

к

 

своим

 

сетям

 

на

 

общих

 

правилах

;

• 

предусмотреть

 

обязанность

 

региональ

-

ных

 

и

 

муниципальных

 

администраций

 

при

 

формировании

 

новых

 

земельных

 

участков

 

одновременно

 

формировать

 

земельные

 

участки

 

для

 

размещения

 

объектов

 

инфра

-

структуры

;

• 

вернуть

 

требования

 

об

 

обязательном

 

вы

-

делении

 

коридоров

 

для

 

размещения

 

инже

-

нерных

 

сетей

 (

дороги

электрические

 

сети

газоснабжение

водоснабжение

водоотве

-

дение

до

 

каждого

 

из

 

земельных

 

участков

образуемых

 

в

 

результате

 

разделения

 

зе

-

мельного

 

участка

.

Говоря

 

о

 

будущем

 

процесса

 

технологиче

-

ского

 

присоединения

 

в

 

России

можно

 

сделать

 

вывод

что

 

следующей

  «

ступенью

 

эволюции

» 

процесса

 

ТП

 

должно

 

стать

 

законодательное

 

формирование

 

конкурентной

 

среды

 

в

 

этой

 

об

-

ласти

основанной

 

на

 

принципах

 

саморегули

-

рования

.


Оригинал статьи: Реализация дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». Необходимые дополнительные мероприятия

Читать онлайн

Основополагающим документом, задавшим векторы изменения в законодательстве РФ, регулирующем вопросы технологического присоединения к электрическим сетям, стало Распоряжение Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 1144-р «О плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры». В настоящее время действует редакция данного документа с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2014 г.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 6(81), ноябрь-декабрь 2023

Разработка и внедрение программно-аппаратного комплекса по прогнозированию часов пиковых нагрузок и управлению графиками нагрузки объектов производственно-хозяйственных нужд

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
ПАО «Россети Центр», филиал ПАО «Россети Центр и Приволжье» — «Нижновэнерго», ООО «РЭНЕРА», АО «Атомэнергопромсбыт»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(80), сентябрь-октябрь 2023

Разработка алгоритма и модели оптимизации числа и мест установки активно-адаптивных элементов секционирования с оценкой эффективности мероприятий в распредсети

Управление сетями / Развитие сетей
Галиев И.Ф. Яхин Ш.Р. Пигалин А.А. Гарифуллин М.Ш.
Спецвыпуск «Россети» № 3(30), сентябрь 2023

Практические вопросы использования информационных моделей электрических сетей в деловых процессах электросетевой компании

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
ПАО «Россети Урал»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»