

34
Май
–
июнь
2015
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
ОБСЛУЖИВАНИЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Основного оборудования
Основного оборудования
Низковольтные
шины
компенсатора
реактивной
мощности
и
другое
оборудование
находятся
под
высоким
напряжением
и
должны
пе
-
риодически
проверяться
на
перегрев
проводов
.
Реактивная мощность
стабилизирует электросеть
Клэй Адамс (Сlay Adams), Entergy и Дуглас Дж. Мейдер (Douglas J. Mader),
независимый консультант
Д
ля
любого
,
кто
в
последние
20
лет
занимался
стратегией
и
управлением
американской
энер
-
госистемы
,
термин
«
быстро
меняющийся
»
стал
практически
клише
.
С
момента
принятия
закона
1996
года
эта
индустрия
претерпела
значи
-
тельные
изменения
.
Некоторые
из
них
затронули
по
-
ставку
электроэнергии
и
привели
к
быстрому
росту
количества
электростанций
,
работающих
на
газовом
топливе
,
а
также
к
закрытию
более
старых
электро
-
станций
,
работающих
на
ископаемом
топливе
,
парал
-
лельно
с
появлением
новых
разработок
в
области
возобновляемой
энергии
.
Конечным
результатом
не
-
которых
из
этих
изменений
стало
несовпадение
меж
-
ду
количеством
поставляемой
энергии
и
нагрузкой
на

35
Май
–
июнь
2015
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
ОБСЛУЖИВАНИЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Основного оборудования
Основного оборудования
За
исключением
размера
и
нестандартного
напряжения
,
многое
наружное
SVC-
оборудование
(
в
которое
входит
и
этот
блок
конденсаторов
150
МВАр
)
схоже
с
экс
-
плуатируемым
на
подстанциях
.
электросети
,
что
спровоциро
-
вало
сложности
в
электроснаб
-
жении
.
В
результате
поддержка
постоянного
напряжения
стала
жизненно
необходимой
.
Кро
-
ме
того
,
за
это
время
произо
-
шло
качественное
обновление
электротехнических
устройств
конечного
пользователя
,
что
спровоцировало
изменения
на
-
грузок
на
сеть
.
Всё
это
вызвало
значитель
-
ные
сложности
у
электросете
-
вых
компаний
,
затрагивающие
управление
реактивной
мощ
-
ностью
и
резервом
мощности
.
Признание
существующих
про
-
блем
посредством
изучения
такого
феномена
,
как
задержка
восстановления
напряжения
,
вызванная
сбоем
в
работе
сети
,
обозначило
важность
поддер
-
жания
необходимого
резерва
реактивной
мощности
для
пре
-
дотвращения
лавины
напря
-
жения
.
Значительные
объёмы
передачи
электроэнергии
на
большие
расстояния
обуслов
-
ливают
необходимость
уста
-
новки
дополнительных
промежуточных
динамических
устройств
стабилизации
напряжения
для
того
,
чтобы
достичь
необходимых
объёмов
поставки
мощности
.
Это
позволит
отложить
постройку
линий
с
большей
пропускной
способностью
.
Индустрия
продолжает
преодолевать
трудности
,
возникающие
при
размещении
ЛЭП
,
в
то
же
время
специалисты
должны
преодолевать
законы
физики
при
передаче
реактивной
мощности
на
дальнее
рас
-
стояние
.
В
результате
за
последние
10
лет
индустрия
столкнулась
с
быстро
растущим
числом
источников
реактивной
мощности
,
работающих
на
электроэнер
-
гии
,
в
т
.
ч
.
статических
компенсаторов
реактивной
мощ
-
ности
(SVCs).
Потребность
в
реактивной
мощности
Компенсаторы
реактивной
мощности
используют
-
ся
на
протяжении
примерно
40
лет
.
При
этом
сейчас
ещё
продолжают
использоваться
многие
устаревшие
SVC-
системы
,
хотя
в
некоторых
из
них
были
дорабо
-
таны
технологии
контроля
и
управления
клапанами
.
Несмотря
на
то
,
что
SVC
существуют
уже
давно
,
не
-
которые
компании
начали
их
установку
только
сейчас
и
занимаются
освоением
новых
для
них
технологий
.
В
Energy Corp.
эти
технологии
используются
уже
на
протяжении
15
лет
,
и
за
этот
период
они
,
в
целом
,
хорошо
себя
зарекомендовали
.
Опыт
,
наработанный
компанией
,
позволяет
поделиться
некоторыми
зна
-
ниями
,
приобретёнными
в
процессе
управления
этим
важным
активом
.
Техническая
спецификация
Самое
главное
для
успешной
,
безаварийной
экс
-
плуатации
SVC
на
протяжении
всего
срока
службы
—
это
техническая
спецификация
.
На
стадии
разработки
спецификации
необходимо
предусмотреть
все
особен
-
ности
конструкции
компенсаторов
,
чтобы
при
дальней
-
шей
эксплуатации
не
возникло
проблем
.
Для
успешно
-
го
начала
стадии
подойдёт
изучение
руководства
IEEE
стандарта
1031-2011
для
Функциональной
специфика
-
ции
трансмиссии
статичных
компенсаторов
реактив
-
ной
мощности
.
Тем
не
менее
,
это
руководство
нужно
дополнить
такими
важными
аспектами
,
как
опыт
и
про
-
изводственная
практика
.
Как
и
любой
другой
стандарт
,
его
использование
предусматривает
обладание
опре
-
делёнными
техническими
навыками
.
Разработка
спецификации
также
является
хоро
-
шей
основой
для
другой
ключевой
стратегии
на
пути
к
успеху
—
формирования
группы
специалистов
раз
-
ного
профиля
,
которая
будет
вести
проект
на
протя
-
жении
следующих
фаз
развития
.
Введение
технологии
SVC
в
энергокомпании
потенциально
может
затронуть
несколько
групп
заинтересованных
лиц
,
в
том
числе
отделы
планирования
,
эксплуатации
,
инжиниринга
,
строительства
и
управления
производственными
акти
-
вами
.
На
данном
этапе
принципиально
важно
задей
-
ствовать
все
эти
коллективы
в
процессе
разработки
спецификации
и
на
более
поздних
стадиях
проекта
,
а
также
обеспечить
выявление
и
соблюдение
особых
требований
от
каждой
из
таких
групп
при
разработке
спецификации
.
Разработка
Конструкция
SVC
должна
учитывать
важность
уста
-
новки
для
надёжности
системы
.
Проект
,
в
котором
не
-
достаточно
чётко
прописан
необходимый
уровень
на
-
дёжности
,
приведёт
к
тому
,
что
в
случае
если
система
даст
сбой
,
специалисты
управления
производствен
-
ными
активами
окажутся
под
чрезмерным
давлением
.
Кроме
того
, SVC,
не
демонстрирующая
необходимого
уровня
надёжности
,
в
итоге
превратится
в
малоис
-
пользуемую
систему
,
в
результате
чего
вложенные
в
проект
инвестиции
не
окупятся
.

36
Май
–
июнь
2015
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
Схема
путевого
развития
станции
должна
предусматривать
работу
на
одной
ли
-
нии
в
то
время
,
пока
другие
находятся
под
напряжением
.
Обратите
внимание
на
ограждение
подстанции
.
Соответствующее
требованиям
пространство
для
транс
-
портной
доступности
—
важный
элемент
поддержки
техоб
-
служивания
.
ОБСЛУЖИВАНИЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Основного оборудования
Основного оборудования
По
этим
причинам
в
спецификации
должна
чётко
указываться
гарантированная
степень
надёжности
установки
.
Необходимая
надёжность
напрямую
повли
-
яет
на
уровень
запаса
мощности
.
Кроме
того
,
от
степе
-
ни
надёжности
установки
зависит
необходимый
запас
запчастей
,
приобретаемых
вместе
с
оборудованием
.
Все
эти
требования
могут
быть
расширены
в
процессе
согласования
с
производителем
SVC.
Помимо
того
,
что
SVC
должна
отвечать
параметру
надёжности
,
система
также
должна
обладать
адапти
-
руемой
конфигурацией
.
В
случае
,
если
SVC
должна
отвечать
на
системные
события
,
необходимо
,
чтобы
она
реагировала
корректно
,
с
максимальной
степенью
точности
.
Абсолютно
неприемле
-
мо
,
если
конструктивный
дефект
или
погрешность
установки
при
-
водят
к
постоянным
ошибкам
при
ответе
на
системные
события
,
так
же
как
было
бы
в
случае
ненужной
и
излишней
системы
релейной
за
-
щиты
.
Высокие
показатели
коэф
-
фициента
готовности
достигаются
благодаря
использованию
каче
-
ственных
компонентов
,
комплекс
-
ных
испытаний
,
а
также
при
нали
-
чии
надёжной
системы
контроля
над
работой
установки
.
Основными
способами
дости
-
жения
максимальной
адаптивно
-
сти
системы
являются
тщательный
процесс
контроля
за
проектирова
-
нием
системы
со
стороны
много
-
профильной
группы
,
робастный
контроль
проверки
правильности
проектирования
и
тестовые
испы
-
тания
на
моделирующем
устрой
-
стве
в
реальном
времени
.
Экспертиза
проекта
—
первый
этап
,
следующий
за
заключением
договора
.
На
данной
стадии
все
сотрудники
,
задействованные
в
команде
специалистов
разного
профиля
,
могут
обсу
-
дить
детали
общего
проекта
системы
,
чтобы
убедить
-
ся
,
что
их
требования
были
поняты
и
выполнены
.
Это
последняя
возможность
учесть
требования
команды
специалистов
в
конечном
проекте
до
начала
производ
-
ства
и
установки
.
Испытания
в
режиме
реального
времени
Симулятор
,
имитирующий
процесс
в
режиме
ре
-
ального
времени
,
попарно
соединяет
существующие
контроллеры
,
которые
будут
установлены
на
электро
-
станциях
,
с
цифровой
моделью
исходных
компонентов
SVC
и
энергосистемой
места
установки
оборудования
.
Такой
симулятор
позволяет
тщательно
исследовать
работу
SVC,
его
контроллеров
и
его
систему
управле
-
ния
защитными
действиями
по
всей
ширине
рабочего
диапазона
системы
(
включая
гармонические
резонан
-
сы
,
низкое
демпфирование
системы
,
ухудшенную
ра
-
боту
системы
как
результат
многочисленных
аварий
-
ных
ситуаций
и
многое
другое
).
Такие
испытания
было
бы
невозможно
провести
на
реальной
энергосистеме
.
Подход
,
который
компания
Entergy
успешно
ис
-
пользует
,
заключается
в
применении
симуляции
в
ре
-
жиме
реального
времени
в
качестве
возможности
вый
-
ти
за
границы
рабочих
характеристик
энергосистемы
и
узнать
показатели
,
при
которых
система
даёт
сбой
.
Обучение
и
поддержка
И
последняя
,
немаловажная
составляющая
работы
с
SVC —
это
необходимое
обучение
сотрудников
и
по
-
стоянная
поддержка
работы
системы
.
Правильное
и
специализированное
обучение
является
основой
для
понимания
и
овладения
принципами
работы
с
новым
оборудованием
,
установленным
на
станции
,
это
вло
-
жение
,
которое
непременно
окупится
.
Обучение
нужно
сотрудникам
отдела
планирования
и
инжиниринга
для
того
,
чтобы
они
разбирались
в
функционировании
дан
-

37
Май
–
июнь
2015
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
Избыточность
и
простое
разъединение
компонентов
,
тре
-
бующих
пристального
внимания
,
таких
как
насос
системы
охлаждения
,
способствуют
обеспечению
работоспособно
-
сти
и
лёгкости
технического
обслуживания
.
ОБСЛУЖИВАНИЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ
Основного оборудования
Основного оборудования
ной
технологии
и
понимали
,
как
она
может
быть
эф
-
фективно
задействована
в
системе
энергоснабжения
.
Сотрудникам
диспетчерского
отдела
и
отдела
опера
-
тивного
планирования
обучение
поможет
понять
роль
новой
технологии
в
обеспечении
надёжности
энерго
-
системы
и
постоянного
напряжения
,
а
также
проде
-
монстрирует
,
как
эффективно
ей
управлять
.
Необходимо
,
хотя
,
возможно
,
это
несколько
слож
-
нее
,
обеспечить
постоянную
техническую
поддержку
оборудования
от
специалистов
,
работающих
на
стан
-
ции
.
Эти
люди
будут
иметь
дело
с
системой
на
про
-
тяжении
всего
её
срока
эксплуатации
.
Для
их
знания
данной
системы
нужно
,
чтобы
они
не
только
понимали
её
важность
,
но
и
были
хорошо
осведомлены
о
тех
-
ническом
устройстве
,
знали
как
диагностировать
про
-
блему
и
как
проводить
постоянное
техобслуживание
.
Кроме
того
,
они
должны
быть
на
связи
с
основными
ресурсами
поддержки
производителя
.
Опыт
осуществления
нескольких
подобных
проек
-
тов
показал
эффективность
вовлечения
сотрудников
,
работающих
на
станции
,
на
ранней
стадии
.
Они
долж
-
ны
участвовать
не
только
в
работе
группы
специали
-
стов
разного
профиля
,
но
и
в
процессе
тестирования
,
установки
вплоть
до
запуска
в
эксплуатацию
(
включая
средства
взаимодействия
пользователя
с
программой
,
электронные
системы
и
охлаждающее
оборудование
).
За
исключением
тока
высокого
напряжения
и
нестан
-
дартного
напряжения
,
механики
,
работающие
на
под
-
станции
,
должны
быть
знакомы
с
работой
большей
части
оборудования
,
поэтому
их
можно
вовлекать
в
работу
позднее
,
на
стадии
финальных
тестов
перед
запуском
в
эксплуатацию
.
Техники
контроля
,
комму
-
никации
и
сменные
сотрудники
станции
должны
быть
включены
в
работу
на
более
раннем
этапе
.
Важность
этой
ранней
вовлечённости
сотрудников
должна
за
-
кладываться
изначально
в
бюджет
проекта
.
План
затрат
Ещё
одно
обстоятельство
заслуживает
упомина
-
ния
:
текущие
эксплуатационные
затраты
.
Данные
си
-
стемы
сложнее
,
чем
большая
часть
оборудования
,
работающего
на
станции
,
такого
как
трансформаторы
и
линии
электропередачи
.
Текущие
эксплуатационные
затраты
включают
плату
за
годовое
обслуживание
и
содержание
,
а
также
временные
и
денежные
затра
-
ты
,
связанные
с
обнаружением
поломок
и
заменой
деталей
.
Надо
учитывать
,
что
основные
компоненты
прослужат
примерно
столько
же
,
сколько
и
другое
по
-
добное
оборудование
,
но
предохранительные
клапа
-
ны
,
контроллеры
,
система
охлаждения
и
обогрева
,
а
также
вентиляционное
оборудование
обладают
более
коротким
сроком
службы
.
На
ранней
стадии
некоторые
из
этих
затрат
могут
быть
покрыты
сервисным
обслу
-
живанием
от
производителя
и
продлённым
сроком
об
-
луживания
,
заложенными
в
капитальные
вложения
.
Однако
многолетнее
планирование
расходов
важно
для
того
чтобы
система
получала
должное
техобслу
-
живание
на
протяжении
всего
срока
службы
.
Клэй
Адамс
(Clay Adams
: cadams3@entergy.com)
—
руководитель
направлений
управления
проектами
по
передаче
электроэнергии
и
строительства
компа
-
нии
Entergy.
Он
отвечает
за
проекты
по
строительству
ЛЭП
и
подстанций
,
включая
технико
-
экономическое
обоснование
проектов
,
разработку
,
монтаж
,
пуско
-
наладочные
работы
и
оценку
эксплуатации
сданных
объектов
.
Его
команда
также
ответственна
за
приоб
-
ретение
земельных
коридоров
для
размещения
трасс
ЛЭП
,
управление
проектами
,
составление
смет
.
Адамс
присоединился
к
Entergy
в
2000
году
в
качестве
специ
-
алиста
по
планированию
,
а
также
работал
координа
-
тором
программы
капиталовложений
компании
,
управ
-
ляющим
проектов
по
надёжности
и
инфраструктурных
программ
,
руководителем
группы
по
управлению
акти
-
вами
и
управляющим
по
разработке
подстанций
.
Он
представлял
компанию
Entergy
на
заседании
рабочей
группы
Southeast Electric Exchange
и
на
программе
по
бенчмаркингу
Southern Company.
Адамс
имеет
учёную
степень
по
управлению
минеральными
ресурсами
Го
-
сударственного
университета
Луизианы
и
является
дипломированным
профессионалом
в
области
управ
-
ления
проектами
.
Дуглас
Дж
.
Мейдер
(Douglas J. Mader
:
dmader@bellsouth.net)
ушёл
с
поста
руководителя
ИТ
-
направления
и
корпоративных
услуг
Entergy Corp.
и
в
данный
момент
работает
независимым
консуль
-
тантом
по
вопросам
энергосистем
.
В
рамках
своей
ра
-
боты
в
Entergy
отвечал
за
организацию
деятельности
по
передаче
электроэнергии
,
управлению
проектами
и
строительством
.
До
прихода
в
Entergy
Мейдер
работал
в
Nova Scotia Power Corp.,
где
поднялся
до
позиции
вице
-
президента
инженерно
-
технического
отдела
ком
-
пании
.
Оригинал статьи: Реактивная мощность стабилизирует электросеть
Индустрия продолжает преодолевать трудности, возникающие при размещении ЛЭП, в то же время специалисты должны преодолевать законы физики при передаче реактивной мощности на дальнее расстояние. В результате за последние 10 лет индустрия столкнулась с быстро растущим числом источников реактивной мощности, работающих на электроэнергии, в т.ч. статических компенсаторов реактивной мощности (SVCs).