18
а
к
т
у
а
л
ь
н
о
е
и
н
т
е
р
в
ь
ю
актуальное интервью
Развивать
энергетическую
инфраструктуру во
благо потребителей
Для
сохранения
стабильно
–
сти
и
повышения
эффектив
–
ности
функционирования
энергосистемы
в
условиях
кардинальных
мировых
изме
–
нений
и
влияния
глобальных
трендов
необходимо
посто
–
янное
совершенствование
законодательства
:
решение
застарелых
проблем
,
снятие
ряда
неактуальных
барьеров
,
ориентация
на
современные
методы
регулирования
.
Коми
–
тетом
по
энергетике
Государ
–
ственной
Думы
ФС
РФ
про
–
водится
постоянная
плотная
работа
по
всем
направлениям
законотворчества
,
норматив
–
ного
регулирования
и
экспер
–
тно
–
аналитической
работы
.
Об
основных
направлениях
такой
работы
,
итогах
работы
Комитета
в
составе
Госдумы
7-
го
созыва
и
планах
по
со
–
вершенствованию
федераль
–
ного
законодательства
на
8-
й
созыв
мы
беседуем
с
Первым
заместителем
Председателя
Комитета
Государственной
Думы
по
энергетике
Сергеем
Яковлевичем
ЕСЯКОВЫМ
.
— Сергей Яковлевич, какие
ключевые вопросы развития элек-
троэнергетики России и электро-
сетевого комплекса, в частности,
в настоящее время стоят на по-
вестке дня Комитета по энерге-
тике?
— Вопросам развития отечест-
венной электроэнергетики Комите-
том Государственной Думы по
энергетике традиционно уделяется
большая часть законотворческого
времени ввиду очевидной зарегу-
лированности отрасли и серьез-
ному пласту хронических, а оттого
имеющих тенденцию к накоплению
проблем. При этом такие проблемы
вытекают из того, что сегодняшняя
энергетика неоднородна, разделена
на несколько основных сегментов,
где в каждом направлении работают
сотни субъектов зачастую с прямо
противоположными интересами. Но
главное все же в том, что сегодня
в энергетике происходят кардиналь-
ные изменения, реагировать на кото-
19
рые мы успеваем далеко не всегда.
Это и прогрессивные изменения
в технологическом пространстве,
требующие существенного (в ра-
зы) ускорения обновления отрас-
ли, это и новая климатическая
повестка с присущим ей векто-
ром декарбонизации, способная
в ближайшее время кардинально
изменить структуру всей электро-
энергетической отрасли. Это так-
же и принципиальные изменения
в части поведения такой группы
интересантов, как потребители
(многократное возрастание их
роли на современном этапе раз-
вития энергетики и, как итог, их
выход на передний план), а также
набирающие в последнее время
особую «популярность» вопросы
автоматизации и цифровизации
всех сегментов электроэнергети-
ческого комплекса.
Думаю, что все эти процессы
приведут к тому, что нам придется
существенно корректировать не
так давно принятую «Энергетиче-
скую стратегию – 2035» уже в са-
мое ближайшее время ввиду того,
что многое из решений, заложен-
ных в Стратегии, в том числе фи-
нансовых, рискует оказаться не-
востребованным в прогрессивно
меняющейся энергетической па-
радигме мира.
Говоря же о проблемах раз-
вития отечественной электро-
энергетической отрасли, на мой
взгляд, ключевой является раз-
балансировка интересов участ-
ников сформировавшегося элек –
троэнергетического рынка (госу-
дарство, потребители, население)
в сторону ущемления интересов
потребителей, субъектов бизне-
са. Конкретные механизмы такого
явления сегодня известны — это
ценообразование и перераспре-
деление внутриотраслевых фи-
нансов, отрыв целевых параме-
тров от реальных затрат, наличие
перекрестного субсидирования
как в электросетевом комплексе
и в генерации, так и в сбытовом
секторе и целом территориаль-
ном разрезе, которое делает цену
электрической энергии политиче-
ской категорией, связь которой
с экономикой присутствует лишь
опосредованно.
Вторая группа текущих про-
блем связана с внутренним повы-
шением эффективности работы
всех секторов энергетики. В части
генерации — это низкий уровень
комбинированной выработки, сни-
зившийся за последние 30 лет
в нашей стране на треть. В сбы-
товом секторе — это отсутствие
реальных результатов в создании
розничного рынка и монополи-
зация оптового рынка крупными
игроками. В электросетевом ком-
плексе — это вопросы эффектив-
ности использования имеющегося
оборудования и капитальных вло-
жений, льготного технологическо-
го присоединения, консолидация
электросетевых активов и целый
ряд других вопросов.
— Ряд перечисленных Вами
проблемных вопросов не реша-
ется уже достаточно длитель-
ное время. Может быть, для
решения этих вопросов (или
хотя бы подвижек) требуются
более фундаментальные изме-
нения в российском законода-
тельстве? Как в этих вопросах
Комитет взаимодействует с кол-
легами из других отраслей?
— Говоря более детально, как
Вы выразились, о «фундамен-
тальных изменениях» в россий-
ском законодательстве, таковая
работа велась и ведется Коми-
тетом Государственной Думы
по энергетике довольно тесно
со всеми профильными мини-
стерствами и ведомствами. Се-
рьезная работа уделяется как
настройке и корректировке су-
ществующего законодательства,
так и введению в отечествен-
ный энергокомплекс новых норм
и механизмов в его развитие.
Насколько принимаемые законо-
дательные решения «фундамен-
тальны», покажет время.
Буквально в прошлом месяце
Комитет Государственной Думы по
энергетике подвел итоги своей ра-
боты за 7-й созыв. Так, если гово-
рить в цифрах, то за прошедшую
пятилетку на площадке Комитета
мы провели 66 круглых столов
и парламентских слушаний с при-
влечением широкого экспертного
сообщества в целях всесторонней
«сверки часов» по актуальным
проблемам отечественного ТЭК
и выработки единых подходов к их
решению. Результаты такой сов-
местной работы ложатся в офи-
циальные документы Рекомен-
даций Правительству Российской
Федерации, подготавливаемые по
итогам таких мероприятий, кото-
рые впоследствии рассылаются
в ответственные субъекты и ор-
ганы для того, чтобы они учиты-
вались и на них опирались наши
регуляторы при принятии каждого
конкретного решения. Как итог, за
7-й созыв Государственной Думы
64 законопроекта прошли деталь-
ное изучение и обсуждение на
площадке нашего Комитета, 44 из
которых в итоге стали Федераль-
ными законами Российской Феде-
рации, а 20 были отклонены. Тут
можно выделить новые законо-
дательные решения и в электро-
энергетике, и в теплоснабжении,
и в части создания систем ин-
теллектуального учета, и в части
энергосбережения,
микрогене-
рации, энергосбытовой деятель-
ности, газоснабжении и многих
других отраслей и подотраслей
энергетики, которые напрямую
касаются потребителя, качества
доводимой до него продукции
и упрощения процесса, связанно-
го с этим. Такая работа, я думаю,
будет продолжена и новым Коми-
тетом по энергетике в 8-м созыве
Государственной Думы.
— Вы уже слегка затронули
актуальные проблемы разви-
тия электросетевого комплекса
нашей страны. Могли бы Вы
для наших читателей попод-
робнее остановиться на всем
перечне проблемных вопросов
«сетей», стоящих на повестке
у Комитета Государственной
Думы по энергетике?
— Сегодня такие пробле-
мы довольно четко обозначены
и в принимаемых нормативных
документах, и в разрабатывае-
мых, а потому они все известны
и довольно понятны специали-
стам. Это и перекрестное субси-
дирование, и «плата за резерв»,
и льготное технологическое при-
соединение, и консолидация сете-
вых активов, и бесхозяйные сети,
и внутренняя эффективность ра-
боты сетевого комплекса.
Но дело в другом. Широкая
«известность» этих проблем, как
Вы видите, никак не гарантирует
№
4 (67) 2021
20
их скорое разрешение. Большин-
ство из них — уже «с бородой».
Все эти проблемы переходят из
одного нормативного документа
в другой, но решения по ним либо
не принимаются, либо принима-
ются в «половинчатом» виде.
На площадке Комитета Госу-
дарственной Думы по энергетике
мы регулярно проводим широкие
экспертные обсуждения по со-
вершенствованию законодатель-
ного и нормативного регулирова-
ния в электросетевом комплексе,
где все эти вопросы обсуждаем
и прорабатываем. Из последних —
круглый стол, посвященный во-
просу разработки Стратегии раз-
вития электросетевого комплекса
до 2035 года. Парадоксально, но
проблемные вопросы остались
прежними, что и в документах
прошлых лет. Именно поэтому по
итогам этой работы мы совмест-
но с экспертами подготовили свой
документ Рекомендаций совер-
шенствования
регулирования,
с которым можно более подробно
ознакомиться на нашем офици-
альном сайте. Но если коротко,
одной из наиболее дискуссионных
мер изменения ситуации стала по-
зиция электросетевого комплекса
в части гарантирующего постав-
щика. На мой взгляд, как минимум
стоит вернуться к более подроб-
ному рассмотрению вопроса о на-
делении «сетей» функциями ГП
с ограничениями (до 25–30% рын-
ка) и заранее определенными пра-
вами. Такое решение может стать
важным ввиду отсутствия ясных
конкурентных перспектив развития
розничного рынка электроэнергии
и мощности при усиливающей-
ся монополизации этого сектора,
что по своей сути существенно
ограничивает права потребителей
и в конечном итоге способствует их
дальнейшему уходу с рынка.
— Поскольку Вы затрону-
ли тему «сетевого резерва»,
хотелось бы у Вас спросить
о принимаемых сейчас в этой
области решениях. Насколько
мне известно, Комитет Госу-
дарственной Думы по энерге-
тике довольно тесно работает
с Минэнерго России и эксперт-
ным сообществом в части до-
работки проекта Постановле-
ния Правительства Российской
Федерации о «резерве сетевой
мощности». На какой стадии
сейчас находится реализация
механизма и каким Вы видите
вопрос оптимизации использо-
вания сетевой мощности?
— В части разрешения ситу-
ации вокруг механизма «резерва
сетевой мощности» в настоящее
время действительно ведется ак-
тивная работа на площадке Мин-
энерго России соответствующей
рабочей группой с привлечением
всех заинтересованных участ-
ников рынка. Цель — поиск ком-
промиссов и настройка всех спор-
ных механизмов Постановления
«резерва сетевой мощности» при
всей полярности существующих
мнений. На площадке Экспертно-
го совета Комитета Государствен-
ной Думы по энергетике я и сам
не так давно проводил заседание
секции по этому вопросу. И хотя
на том заседании были подчерк-
нуты необходимость и важность
учета затрат на содержание и экс-
плуатацию
малоиспользуемого
энергетического оборудования,
довольно широко была отмечена
односторонность предлагаемого
подхода переноса таких затрат на
определенные группы потребите-
лей.
А потому, отвечая на Ваш во-
прос о моем видении оптими-
зации использования сетевой
инфраструктуры, я бы хотел оста-
новиться не столько на регулятор-
ном аспекте, который непонятно
еще, будет ли в итоге принят, а на
аспекте эффективности работы
электросетевого комплекса в це-
лом. На мой взгляд, нам сегодня
необходимо сконцентрироваться
не только и не столько на сниже-
нии эксплуатационных и трудовых
затрат, сколько на эффективности
использования трансформатор-
ной мощности, которая в целом
по компании ПАО «Россети» со-
ставляет всего 24,5% при значе-
нии в 48% у большинства зару-
бежных аналогичных компаний.
И важно не рассматривать введе-
ние платы за резерв сетевой мощ-
ности как единственный источник
выравнивания ситуации загрузки
мощностей. Необходимо активно
работать и по другим направле-
ниям, среди которых аналитика
и управление режимами (мони-
торинг пиков; балансирование
и перераспределение загрузки),
тарифные решения и работа с по-
требителями, а также управление
спросом. Только совокупность
технических и экономических мер
позволит нам решить такие заста-
релые проблемы сетей.
— Длительное время ве-
дутся разговоры об изменении
отношения к льготным тари-
фам на технологическое при-
соединение. Есть ли какие-то
конкретные решения в этом на-
правлении?
— Вопрос совершенствова-
ния порядка льготного техноло-
гического присоединения к элек-
трическим сетям уже довольно
длительное время обсуждается
на уровне различных экспертных
групп как Правительства, так и Го-
сударственной Думы. Насколько
мне известно, соответствующий
законопроект, который бы пред-
АКТУАЛЬНОЕ
ИНТЕРВЬЮ
21
усматривал включение в плату за
ТП в полном объеме всех расхо-
дов, связанных с ТП к электриче-
ским сетям, в том числе ТП объ-
ектов генерации к сетям ТСО и ТП
энергопринимающих
устройств
потребителей, а также введения
экономически обоснованных раз-
меров платы за ТП для потреби-
телей с максимальной мощно-
стью и возможности ее снижения
по инициативе субъекта РФ с ком-
пенсацией выпадающих доходов
ТСО за счет средств региональ-
ного бюджета, не так давно был
разработан Минэнерго России,
однако в Государственную Думу
пока не вносился. И это понятно,
поскольку для принятия такого
принципиального решения не-
обходимы довольно сложные со-
гласования, а в связи с этим и его
«точечная» настройка для мини-
мизации вытекающих из этого не-
гативных последствий.
Кто-то скажет, и, наверное, бу-
дет прав, что совершенствование
порядка льготного присоедине-
ния — необходимая мера раз-
вития электросетевого комплек-
са сегодня. И я с этим отчасти
согласен. Но при рассмотрении
этой тематики я всегда напоми-
наю и себе, и своим коллегам об
обратной стороне этого вопроса,
его отрицательном аспекте: такое
решение безотлагательно послу-
жит еще одним стимулом к уходу
потребителей на собственную ге-
нерацию с учетом субъективиз-
ма электросетевых компаний при
подключении отдельных потреби-
телей.
Поэтому предлагаемый ва-
риант должен служить единой
цели — быть верхним ценовым
пределом при технологическом
присоединении и сохранять воз-
можность альтернативы. Электро-
сетевой комплекс и его бизнес
должны стремиться к тому, что-
бы самостоятельно строить всю
электросетевую инфраструктуру
и заключать прямые договоры
с потребителями по принципу
«бери или плати», как это уже де-
лается сегодня в развитых энерге-
тических системах мира.
— Всегда актуальным явля-
ется вопрос обеспечения энер-
гетической безопасности стра-
ны. Какие ключевые задачи
в этом вопросе сегодня реша-
ются в Комитете по энергетике?
— Вопросам
законодатель-
ного регулирования повышения
безопасности в ТЭК традицион-
но уделяется большое внимание
властей ввиду особой стратеги-
ческой важности энергетической
отрасли. Работа в этой области
идет по двум направлениям: за-
щита объектов ТЭК и кибербезо-
пасность.
В части первого это, конечно
же, обеспечение безопасности
и антитеррористической защи-
щенности объектов ТЭК, защита
объектов использования атомной
энергетики, повышение надзора
в сфере теплоснабжения в части
обеспечения надежности и без-
опасности электроэнергетических
систем и объектов электроэнер-
гетики, усиление ответственно-
сти за самовольное подключение
к сетям инфраструктуры и исполь-
зования энергетических ресурсов
и многое другое. Из последних за-
конодательных решений в пример
приведу не так давно принятый Фе-
деральный закон от 24.04.2020 г.
№ 139-ФЗ «О без опасности объек-
тов топливно-энергетического ком-
плекса», наделяющий Правитель-
ство РФ новыми полномочиями по
определению отдельных объектов
ТЭК, вокруг которых устанавлива-
ются специальные «зоны безопас-
ности», а также полномочиями по
определению особенностей обес-
печения защищенности таких объ-
ектов.
В части кибербезопасности —
это, безусловно, задача обеспече-
ния должного уровня защищенно-
сти цифровых систем управления
отечественных объектов ТЭК.
В этой области выделю Феде-
ральный Закон «О безопасности
критической информационной ин-
фраструктуры (КИИ) Российской
Федерации», который наравне
с вышеупомянутым Федеральным
Законом «О безопасности объек-
тов топливно-энергетического ком-
плекса» в своей основе установил
необходимую правовую базу за-
щиты как от террористических, так
и телекоммуникационных атак.
Но, очевидно, это лишь начало
регуляторного пути для такой но-
вой сферы. В сложившихся усло-
виях очевидной стратегией госу-
дарства является дальнейшее
принятие соответствующих за-
щитных мер в киберпространстве,
в свете чего мы с коллегами из
Минэнерго России и профильных
силовых ведомств ведем соот-
ветствующую экспертную работу,
в том числе и на площадке нашего
Комитета. Несмотря на достаточ-
но высокий уровень защищенно-
сти отечественных объектов ТЭК,
мы видим большой потенциал
для углубления законодательного
регулирования. В 2021 году была
начата масштабная работа по со-
вершенствованию законодатель-
ства в сфере цифровой и анти-
террористической безопасности
таких объектов.
— Генеральный
мировой
тренд в области развития элек-
троэнергетики, который Вы так-
же упоминали, — декарбониза-
ция. Каким образом подобные
решения реализуются в нашей
стране? Какие планируется вво-
дить ограничения? Как будет
меняться структура генериру-
ющих мощностей и потребует-
ся ли в связи с этим серьезная
перестройка электросетевого
комплекса? Каковы в этом на-
правлении будут законодатель-
ные изменения?
— Тема происходящей в на-
стоящее время трансформации
мировых энергосистем и «энер-
гоперехода»,
декарбонизации
энергоемких отраслей и низко-
углеродного развития ТЭК, как Вы
сами видите, занимает нашу по-
вестку все активнее. За прошлый
2020 год более 83% в структуре
выбросов парниковых газов отво-
дится именно энергетической про-
мышленности. Сегодня все уров-
ни власти Российской Федерации
активно приводят национальное
регулирование в соответствие
с мировой климатической повест-
кой: принят Национальный план
адаптации к изменениям клима-
та, подписан Указ Президента
РФ № 666 «О сокращении вы-
бросов парниковых газов», идет
активная разработка «Стратегии
социально-экономического раз-
вития с низким уровнем выбросов
парниковых газов до 2050 года»,
а также принимается ряд законо-
дательных мер как в части не так
давно принятого ФЗ «Об ограни-
чении выбросов парниковых га-
№
4 (67) 2021
22
зов», так и проекта ФЗ «О зеленых
сертификатах», находящегося на
стадии рассмотрения Правитель-
ством. И если в части целепола-
гания снижения эмиссии у нас уже
есть конкретное представление
путей движения, то в части реали-
зации этих целей и понимания их
влияния на отечественный энер-
гетический комплекс работу еще
предстоит провести.
Об этом я говорил и по итогам
последнего Послания Президента
Федеральному Собранию, в ко-
тором озвученные Президентом
тезисы подняли уже на другой
уровень проблематику климата
и необходимости перехода к низ-
коуглеродному развитию. При
этом сокращение антропогенных
выбросов в атмосферу парнико-
вых газов сегодня напрямую свя-
зывают именно с отказом от иско-
паемого углеводородного топлива
в пользу возобновляемой энер-
гетики. Какими бы популярными
в мировой низкоуглеродной по-
вестке технологии ВИЭ не были,
в нашей стране реализация про-
грамм «ДПМ ВИЭ 1.0 и 2.0», по
примерным оценкам, позволит за-
местить сжигание ископаемого то-
плива и снизить выбросы СО
2
до
6,4 млн тонн ежегодно к 2025 году
и до 19 млн тонн СО
2
ежегодно
к 2035 году. Это сокращение всего
лишь порядка 1% от всех выбро-
сов углекислого газа в РФ. Оче-
видно, этого недостаточно.
При этом у меня сложилось
устойчивое мнение, что Россия
уже сейчас обладает достаточным
потенциалом для перестройки
структуры своего энергобаланса:
у отечественной энергетики есть
существенный запас технологи-
ческих решений, по ряду причин
сегодня широко не используемых,
в части атомной генерации, газо-
вой отрасли и гидроэнергетики
(только 20% от общего потенци-
ала которой сегодня использует-
ся). Атомная энергетика, в свою
очередь, недавно получила под-
держку Европейской Комиссии,
чья рабочая группа официально
признала 8 апреля этого года эко-
логичность этой отрасли.
Здесь у России есть серьез-
ный задел, который так интере-
сует и волнует наших западных
партнеров одновременно в ча-
сти новейших ядерных техноло-
гий (двухкомпонентная атомная
энергетика с замкнутым ядерным
топливным циклом, новое поколе-
ние энергоблоков «3+»), способ-
ных вывести нашу страну в лиде-
ры низкоуглеродной генерации.
В части газовой отрасли уже есть
решения по водородной энергети-
ке, требующие масштабирования
и применения, а также ГТУ и па-
рового риформинга природного
газа с технологиями улавливания
CСS.
Но особо подчеркнуть, в оче-
редной раз, хотелось бы другой,
более действенный способ декар-
бонизации отечественных энерго-
емких отраслей, который в нашей
стране на практике вспоминается
нечасто. Сегодня меры по повы-
шению энергосбережения и энер-
гоэффективности
составляют
больше половины рентабельного
потенциала сокращения выбро-
сов парниковых газов. Среди тако-
вых можно выделить: инвестиции
в модернизацию ТЭЦ и переход на
ПГУ в энергетике; повышение эф-
фективности потребления элек-
тро- и тепловой энергии в МКД;
повышение эффективности по-
требления в бюджетном секторе;
снятие регуляторных барьеров
для энергосервисной деятельно-
сти; стимулирование проведения
энергосберегающих мероприятий
субъектами МСП.
Все эти направления должны
быть поддержаны государством
с помощью различных механиз-
мов для их более широкого вне-
дрения в жизнь. Именно они могут
сделать нашу энергетику еще бо-
лее низкоуглеродной, обеспечив
конкурентоспособность
нашей
продукции на внешних рынках при
введении трансграничного угле-
родного регулирования.
— Еще одной важной ми-
ровой тенденцией в области
энергетики является ориен-
тация на потребителя. Не на
бизнес, хотя это тоже важно,
а именно на человека, на по-
вышение комфорта и качества
жизни. Какие законодательные
инициативы с социальной точ-
ки зрения могут войти в основу
будущей энергетической поли-
тики России?
— Ориентация на потреби-
теля — это то, чего нашей элек-
троэнергетике действительно не
хватает. И я говорю здесь не о со-
циальном потребителе, который
просто потребляет, а о «профес-
сиональном потребителе» —
иными словами, «просьюме-
ре» — кто может управляемым
образом осуществлять не только
потребление, но и производство
и хранение электроэнергии. А по-
явление просьюмеров на том или
ином
электроэнергетическом
рынке — прямое следствие изме-
нения модели как самого рынка,
так и поведения потребителей,
в эпоху, когда потребление стано-
вится более гибким и мобильным.
Потребители занимаются про-
изводством электроэнергии соб-
ственными независимыми силами
и таким образом превращаются
в поставщиков, что в конечном
итоге заставляет их конфликто-
вать с нормами устоявшегося
и закоренелого регулирования
рынка электроэнергии, в свете
чего наступает новая «энергети-
ческая революция». И это дале-
ко не новость ни для Вас, ни для
меня, ни для нашего государства,
ни уж тем более для наших за-
рубежных партнеров. В Германии
сегодня уже почти половина рын-
ка возобновляемой энергетики на-
ходится под контролем частных
домохозяйств с ветроустановками
или солнечными батареями, ко-
торые стремятся быть не просто
автономными, но и активно про-
давать лишнюю электроэнергию
обратно в сеть.
В 2019 году мы с коллегами
по Государственной Думе при-
няли соответствующий Прави-
тельственный закон в развитие
отечественной микрогенерации,
что позволило сдвинуть эту новую
для нашей электроэнергетики от-
расль «с мертвой точки». Одна-
ко, к сожалению, буду говорить
прямо, актуальные темпы ее
развития крайне незначительны.
По разным оценкам, объем вы-
работки электроэнергии объекта-
ми микрогенерации составляет
лишь 0,1% от всей выработанной
электроэнергии в стране. Основ-
ными препятствиями развития,
на мой взгляд, являются как срав-
нительно низкие регулируемые
цены электроэнергии для населе-
ния и, в связи с этим, отсутствие
острой необходимости и выгод от
АКТУАЛЬНОЕ
ИНТЕРВЬЮ
23
перехода населения на автоном-
ные источники энергоснабжения
на основе ВИЭ, так и недостаточ-
ные регуляторные и стимулирую-
щие меры для появления в стране
рынка просьюмеров.
Мировые лидеры развития
ВИЭ энергетики все больше ис-
пользуют меры прямого стиму-
лирования микрогенерации на
основе ВИЭ, к которым можно от-
нести бонусные тарифы, гранты
и субсидии, а также налоговые
льготы. Гранты и субсидии пре-
доставляются с целью снижения
стоимостных барьеров диффузии
технологий микрогенерации, вы-
ражающихся в высокой началь-
ной стоимости покупки и инстал-
ляции оборудования, а налоговые
льготы могут быть нацелены как
на снижение необходимого перво-
начального капитала (например,
нулевая ставка налога с продаж),
так и на сокращение срока оку-
паемости оборудования (нулевое
налогообложение дохода, полу-
ченного от продажи электроэнер-
гии в сеть).
Недавние решения Прави-
тельства Постановлением № 299
в части сальдированного учета,
практически бесплатного подклю-
чения просьюмеров к внешним
сетям и облегченного налогоо-
бложения в развитие микроге-
нерации должны исправить си-
туацию и слегка ускорить темпы
роста отрасли. Но я все равно
считаю, что для «прорывного»
роста рынка просьюмеров в на-
шей стране нам необходимы бо-
лее принципиальные и «прямые»
меры поддержки этой отрасли:
будь то государственная под-
держка, частичное субсидиро-
вание или же полные налоговые
послабления как минимум на
первоначальном этапе создания
такого рынка. Требует дополни-
тельного регулирования и рас-
пределенная генерация, которая
сегодня активно развивается.
— В качестве итогов и в до-
полнение к вышесказанному —
какие законодательные акты,
которые окажут существенное
влияние на развитие электро-
энергетики, планируется про-
работать и принять в ближай-
шем будущем (в новом составе
Думы)?
— Как Вы уже могли понять из
основной части моего интервью,
практически все злободневные
проблемы развития электроэнер-
гетического комплекса стоят на
особом контроле в Комитете Госу-
дарственной Думы по энергетике.
Именно поэтому могу смело ска-
зать, что дальнейшая работа по
всем из них будет продолжена.
Можно ожидать в новом со-
зыве предметной работы с Пра-
вительством Российской Фе-
дерации в части повышения
конкуренции на рынках элек-
трической энергии и мощности,
в плане работы на октябрь стоит
2-е чтение проекта Федерально-
го закона в части ограничения
перечня отдельных частей цено-
вых зон оптового рынка, в кото-
рых устанавливаются особенно-
сти функционирования оптового
и розничных рынков. Уже наме-
чена работа по совершенствова-
нию законодательного регулиро-
вания в сфере энергосбережения
и повышения энергетической эф-
фективности, в осенней сессии
предстоит рассмотрение двух за-
конопроектов в этой области. От
Правительства будет внесен в Го-
сударственную Думу законопро-
ект о «зеленых сертификатах»,
который станет продолжением
низкоуглеродного вектора разви-
тия вслед за Федеральным Зако-
ном «Об ограничении выбросов
парниковых газов», принятого
ранее в этом году. В части норма-
тивного регулирования ожидаем
результатов совместной работы
рабочей группы при Минэнерго
России в плане решения пробле-
мы оптимизации использования
сетевой мощности и налажива-
ния всех спорных механизмов
Постановления «о резерве сете-
вой мощности».
Среди прочего уже намече-
ны расширенные заседания Ко-
митета и круглые столы с при-
влечением широкой экспертной
общественности по вопросам
углеродного регулирования в ТЭК
с учетом прогнозируемых реше-
ний по трансграничному углерод-
ному регулированию, реализации
плана «Энергетической страте-
гии – 2035» в условиях обновля-
ющихся трендов энергетического
развития, совершенствования ме-
ханизмов конкуренции в электро-
энергетике, законодательной ре-
ализации передовых технологий
и инноваций для развития атом-
ной отрасли, а также обеспечения
расширения использования газо-
моторного топлива, в том числе
сжиженного природного газа. Этот
список плана работы и в части за-
конотворчества, и нормативного
регулирования, и экспертно-ана-
литической работы Комитета не
окончательный, он еще будет до-
полняться и обновляться в пред-
стоящие месяцы.
— Большое Вам спасибо за
интервью. Желаем Думе нового
созыва и Комитету продуктив-
ной законотворческой работы
для обеспечения эффективно-
го развития энергетики России!
Беседовала
Екатерина
ГУСЕВА
С
.
Я
.
Есяков
(
крайний
справа
)
в
составе
делегации
……………….
во
Франции
Выступление
Есякова
С
.
Я
.
на
заседании
Государственной
Думы
РФ
№
4 (67) 2021
Оригинал статьи: Развивать энергетическую инфраструктуру во благо потребителей
Для сохранения стабильности и повышения эффективности функционирования энергосистемы в условиях кардинальных мировых изменений и влияния глобальных трендов необходимо постоянное совершенствование законодательства: решение застарелых проблем, снятие ряда неактуальных барьеров, ориентация на современные методы регулирования. Комитетом по энергетике Государственной Думы ФС РФ проводится постоянная плотная работа по всем направлениям законотворчества, нормативного регулирования и экспертно-аналитической работы. Об основных направлениях такой работы, итогах работы Комитета в составе Госдумы 7-го созыва и планах по совершенствованию федерального законодательства на 8-й созыв мы беседуем с Первым заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Сергеем Яковлевичем ЕСЯКОВЫМ.