Развивать энергетическую инфраструктуру во благо потребителей




Page 1


background image







Page 2


background image

18

а

к

т

у

а

л

ь

н

о

е

 и

н

т

е

р

в

ь

ю

актуальное интервью

Развивать 
энергетическую 
инфраструктуру во 
благо потребителей

Для

 

сохранения

 

стабильно

сти

 

и

 

повышения

 

эффектив

ности

 

функционирования

 

энергосистемы

 

в

 

условиях

 

кардинальных

 

мировых

 

изме

нений

 

и

 

влияния

 

глобальных

 

трендов

 

необходимо

 

посто

янное

 

совершенствование

 

законодательства

решение

 

застарелых

 

проблем

снятие

 

ряда

 

неактуальных

 

барьеров

ориентация

 

на

 

современные

 

методы

 

регулирования

Коми

тетом

 

по

 

энергетике

 

Государ

ственной

 

Думы

 

ФС

 

РФ

 

про

водится

 

постоянная

 

плотная

 

работа

 

по

 

всем

 

направлениям

 

законотворчества

норматив

ного

 

регулирования

 

и

 

экспер

тно

аналитической

 

работы

Об

 

основных

 

направлениях

 

такой

 

работы

итогах

 

работы

 

Комитета

 

в

 

составе

 

Госдумы

 

7-

го

 

созыва

 

и

 

планах

 

по

 

со

вершенствованию

 

федераль

ного

 

законодательства

 

на

 8-

й

 

созыв

 

мы

 

беседуем

 

с

 

Первым

 

заместителем

 

Председателя

 

Комитета

 

Государственной

 

Думы

 

по

 

энергетике

 

Сергеем

 

Яковлевичем

 

ЕСЯКОВЫМ

.

—  Сергей  Яковлевич,  какие 

ключевые вопросы развития элек-

троэнергетики  России  и  электро-

сетевого  комплекса,  в  частности, 

в  настоящее  время  стоят  на  по-

вестке  дня  Комитета  по  энерге-

тике?

—  Вопросам  развития  отечест-

венной  электроэнергетики  Комите-

том  Государственной  Думы  по 

энергетике  традиционно  уделяется 

большая  часть  законотворческого 

времени  ввиду  очевидной  зарегу-

лированности  отрасли  и  серьез-

ному  пласту  хронических,  а  оттого 

имеющих  тенденцию  к  накоплению 

проблем.  При  этом  такие  проблемы 

вытекают  из  того,  что  сегодняшняя 

энергетика  неоднородна,  разделена 

на  несколько  основных  сегментов, 

где в каждом направлении работают 

сотни  субъектов  зачастую  с  прямо 

противоположными  интересами.  Но 

главное  все  же  в  том,  что  сегодня 

в  энергетике  происходят  кардиналь-

ные изменения, реагировать на кото-







Page 3


background image

19

рые мы успеваем далеко не всегда. 

Это  и  прогрессивные  изменения 

в  технологическом  пространстве, 

требующие  существенного  (в  ра-

зы) ускорения обновления отрас-

ли,  это  и  новая  климатическая 

повестка  с  присущим  ей  векто-

ром  декарбонизации,  способная 

в ближайшее время кардинально 

изменить структуру всей электро-

энергетической  отрасли.  Это  так-

же и принципиальные изменения 

в  части  поведения  такой  группы 

интересантов,  как  потребители 

(многократное  возрастание  их 

роли  на  современном  этапе  раз-

вития  энергетики  и,  как  итог,  их 

выход на передний план), а также 

набирающие  в  последнее  время 

особую  «популярность»  вопросы 

автоматизации  и  цифровизации 

всех  сегментов  электроэнергети-

ческого комплекса.

Думаю,  что  все  эти  процессы 

приведут к тому, что нам придется 

существенно  корректировать  не 

так давно принятую «Энергетиче-

скую стратегию – 2035» уже в са-

мое ближайшее время ввиду того, 

что многое из решений, заложен-

ных в Стратегии, в том числе фи-

нансовых,  рискует  оказаться  не-

востребованным  в  прогрессивно 

меняющейся  энергетической  па-

радигме мира.

Говоря  же  о  проблемах  раз-

вития  отечественной  электро-

энергетической  отрасли,  на  мой 

взгляд,  ключевой  является  раз-

балансировка  интересов  участ-

ников  сформировавшегося  элек –

троэнергетического  рынка  (госу-

дарство, потребители, население) 

в  сторону  ущемления  интересов 

потребителей,  субъектов  бизне-

са. Конкретные механизмы такого 

явления  сегодня  известны  —  это 

ценообразование  и  перераспре-

деление  внутриотраслевых  фи-

нансов,  отрыв  целевых  параме-

тров от реальных затрат, наличие 

перекрестного  субсидирования 

как  в  электросетевом  комплексе 

и  в  генерации,  так  и  в  сбытовом 

секторе  и  целом  территориаль-

ном разрезе, которое делает цену 

электрической  энергии  политиче-

ской  категорией,  связь  которой 

с  экономикой  присутствует  лишь 

опосредованно.

Вторая  группа  текущих  про-

блем связана с внутренним повы-

шением  эффективности  работы 

всех секторов энергетики. В части 

генерации  —  это  низкий  уровень 

комбинированной выработки, сни-

зившийся  за  последние  30  лет 

в  нашей  стране  на  треть.  В  сбы-

товом  секторе  —  это  отсутствие 

реальных результатов в создании 

розничного  рынка  и  монополи-

зация  оптового  рынка  крупными 

игроками.  В  электросетевом  ком-

плексе — это вопросы эффектив-

ности использования имеющегося 

оборудования и капитальных вло-

жений, льготного технологическо-

го  присоединения,  консолидация 

электросетевых  активов  и  целый 

ряд других вопросов.

—  Ряд перечисленных Вами 

проблемных вопросов не реша-

ется  уже  достаточно  длитель-

ное  время.  Может  быть,  для 

решения  этих  вопросов  (или 

хотя  бы  подвижек)  требуются 

более  фундаментальные  изме-

нения  в  российском  законода-

тельстве? Как в этих вопросах 

Комитет взаимодействует с кол-

легами из других отраслей?

—  Говоря более детально, как 

Вы  выразились,  о  «фундамен-

тальных  изменениях»  в  россий-

ском  законодательстве,  таковая 

работа  велась  и  ведется  Коми-

тетом  Государственной  Думы 

по  энергетике  довольно  тесно 

со  всеми  профильными  мини-

стерствами  и  ведомствами.  Се-

рьезная  работа  уделяется  как 

настройке  и  корректировке  су-

ществующего  законодательства, 

так  и  введению  в  отечествен-

ный энергокомплекс новых норм 

и  механизмов  в  его  развитие. 

Насколько принимаемые законо-

дательные решения «фундамен-

тальны», покажет время.

Буквально  в  прошлом  месяце 

Комитет Государственной Думы по 

энергетике подвел итоги своей ра-

боты за 7-й созыв. Так, если гово-

рить в цифрах, то за прошедшую 

пятилетку на площадке Комитета 

мы  провели  66  круглых  столов 

и парламентских слушаний с при-

влечением  широкого  экспертного 

сообщества в целях всесторонней 

«сверки  часов»  по  актуальным 

проблемам  отечественного  ТЭК 

и выработки единых подходов к их 

решению.  Результаты  такой  сов-

местной  работы  ложатся  в  офи-

циальные  документы  Рекомен-

даций Правительству Российской 

Федерации, подготавливаемые по 

итогам  таких  мероприятий,  кото-

рые  впоследствии  рассылаются 

в  ответственные  субъекты  и  ор-

ганы  для  того,  чтобы  они  учиты-

вались и на них опирались наши 

регуляторы при принятии каждого 

конкретного решения. Как итог, за 

7-й созыв Государственной Думы 

64 законопроекта прошли деталь-

ное  изучение  и  обсуждение  на 

площадке нашего Комитета, 44 из 

которых в итоге стали Федераль-

ными законами Российской Феде-

рации, а 20 были отклонены. Тут 

можно  выделить  новые  законо-

дательные  решения  и  в  электро-

энергетике,  и  в  теплоснабжении, 

и  в  части  создания  систем  ин-

теллектуального  учета,  и  в  части 

энергосбережения, 

микрогене-

рации,  энергосбытовой  деятель-

ности,  газоснабжении  и  многих 

других  отраслей  и  подотраслей 

энергетики,  которые  напрямую 

касаются  потребителя,  качества 

доводимой  до  него  продукции 

и упрощения процесса, связанно-

го с этим. Такая работа, я думаю, 

будет продолжена и новым Коми-

тетом по энергетике в 8-м созыве 

Государственной Думы. 

—  Вы  уже  слегка  затронули 

актуальные  проблемы  разви-

тия электросетевого комплекса 

нашей  страны.  Могли  бы  Вы 

для  наших  читателей  попод-

робнее  остановиться  на  всем 

перечне проблемных вопросов 

«сетей»,  стоящих  на  повестке 

у  Комитета  Государственной 

Думы по энергетике?

—  Сегодня  такие  пробле-

мы  довольно  четко  обозначены 

и  в  принимаемых  нормативных 

документах,  и  в  разрабатывае-

мых,  а  потому  они  все  известны 

и  довольно  понятны  специали-

стам.  Это  и  перекрестное  субси-

дирование,  и  «плата  за  резерв», 

и  льготное  технологическое  при-

соединение, и консолидация сете-

вых активов, и бесхозяйные сети, 

и  внутренняя  эффективность  ра-

боты сетевого комплекса.

Но  дело  в  другом.  Широкая 

«известность»  этих  проблем,  как 

Вы  видите,  никак  не  гарантирует 

 4 (67) 2021







Page 4


background image

20

их скорое разрешение. Большин-

ство  из  них  —  уже  «с  бородой». 

Все  эти  проблемы  переходят  из 

одного  нормативного  документа 

в другой, но решения по ним либо 

не  принимаются,  либо  принима-

ются в «половинчатом» виде.

На  площадке  Комитета  Госу-

дарственной  Думы  по  энергетике 

мы  регулярно  проводим  широкие 

экспертные  обсуждения  по  со-

вершенствованию  законодатель-

ного  и  нормативного  регулирова-

ния  в  электросетевом  комплексе, 

где  все  эти  вопросы  обсуждаем 

и прорабатываем. Из последних —

круглый  стол,  посвященный  во-

просу  разработки  Стратегии  раз-

вития  электросетевого  комплекса 

до  2035  года.  Парадоксально,  но 

проблемные  вопросы  остались 

прежними,  что  и  в  документах 

прошлых  лет.  Именно  поэтому  по 

итогам  этой  работы  мы  совмест-

но с экспертами подготовили свой 

документ  Рекомендаций  совер-

шенствования 

регулирования, 

с которым можно более подробно 

ознакомиться  на  нашем  офици-

альном  сайте.  Но  если  коротко, 

одной из наиболее дискуссионных 

мер изменения ситуации стала по-

зиция  электросетевого  комплекса 

в  части  гарантирующего  постав-

щика. На мой взгляд, как минимум 

стоит  вернуться  к  более  подроб-

ному рассмотрению вопроса о на-

делении  «сетей»  функциями  ГП 

с ограничениями (до 25–30% рын-

ка) и заранее определенными пра-

вами. Такое решение может стать 

важным  ввиду  отсутствия  ясных 

конкурентных перспектив развития 

розничного  рынка  электроэнергии 

и  мощности  при  усиливающей-

ся  монополизации  этого  сектора, 

что  по  своей  сути  существенно 

ограничивает права потребителей 

и в конечном итоге способствует их 

дальнейшему уходу с рынка.

—  Поскольку  Вы  затрону-

ли  тему  «сетевого  резерва», 

хотелось  бы  у  Вас  спросить 

о  принимаемых  сейчас  в  этой 

области  решениях.  Насколько 

мне  известно,  Комитет  Госу-

дарственной  Думы  по  энерге-

тике  довольно  тесно  работает 

с Минэнерго России и эксперт-

ным  сообществом  в  части  до-

работки  проекта  Постановле-

ния Правительства Российской 

Федерации о «резерве сетевой 

мощности».  На  какой  стадии 

сейчас  находится  реализация 

механизма  и  каким  Вы  видите 

вопрос оптимизации использо-

вания сетевой мощности?

—  В  части  разрешения  ситу-

ации  вокруг  механизма  «резерва 

сетевой  мощности»  в  настоящее 

время действительно ведется ак-

тивная работа на площадке Мин-

энерго  России  соответствующей 

рабочей  группой  с  привлечением 

всех  заинтересованных  участ-

ников  рынка.  Цель  —  поиск  ком-

промиссов и настройка всех спор-

ных  механизмов  Постановления 

«резерва сетевой мощности» при 

всей  полярности  существующих 

мнений. На площадке Экспертно-

го совета Комитета Государствен-

ной  Думы  по  энергетике  я  и  сам 

не так давно проводил заседание 

секции  по  этому  вопросу.  И  хотя 

на  том  заседании  были  подчерк-

нуты  необходимость  и  важность 

учета затрат на содержание и экс-

плуатацию 

малоиспользуемого 

энергетического  оборудования, 

довольно  широко  была  отмечена 

односторонность  предлагаемого 

подхода переноса таких затрат на 

определенные  группы  потребите-

лей.

А  потому,  отвечая  на  Ваш  во-

прос  о  моем  видении  оптими-

зации  использования  сетевой 

инфраструктуры, я бы хотел оста-

новиться не столько на регулятор-

ном  аспекте,  который  непонятно 

еще, будет ли в итоге принят, а на 

аспекте  эффективности  работы 

электросетевого  комплекса  в  це-

лом. На мой взгляд, нам сегодня 

необходимо  сконцентрироваться 

не только и не столько на сниже-

нии эксплуатационных и трудовых 

затрат, сколько на эффективности 

использования  трансформатор-

ной  мощности,  которая  в  целом 

по  компании  ПАО  «Россети»  со-

ставляет  всего  24,5%  при  значе-

нии  в  48%  у  большинства  зару-

бежных  аналогичных  компаний. 

И важно не рассматривать введе-

ние платы за резерв сетевой мощ-

ности как единственный источник 

выравнивания  ситуации  загрузки 

мощностей.  Необходимо  активно 

работать  и  по  другим  направле-

ниям,  среди  которых  аналитика 

и  управление  режимами  (мони-

торинг  пиков;  балансирование 

и  перераспределение  загрузки), 

тарифные решения и работа с по-

требителями, а также управление 

спросом.  Только  совокупность 

технических и экономических мер 

позволит нам решить такие заста-

релые проблемы сетей.

—  Длительное  время  ве-

дутся разговоры об изменении 

отношения  к  льготным  тари-

фам  на  технологическое  при-

соединение.  Есть  ли  какие-то 

конкретные решения в этом на-

правлении?

—  Вопрос  совершенствова-

ния  порядка  льготного  техноло-

гического  присоединения  к  элек-

трическим  сетям  уже  довольно 

длительное  время  обсуждается 

на  уровне  различных  экспертных 

групп как Правительства, так и Го-

сударственной  Думы.  Насколько 

мне  известно,  соответствующий 

законопроект,  который  бы  пред-

АКТУАЛЬНОЕ 

ИНТЕРВЬЮ







Page 5


background image

21

усматривал включение в плату за 

ТП  в  полном  объеме  всех  расхо-

дов, связанных с ТП к электриче-

ским сетям, в том числе ТП объ-

ектов генерации к сетям ТСО и ТП 

энергопринимающих 

устройств 

потребителей,  а  также  введения 

экономически  обоснованных  раз-

меров  платы  за  ТП  для  потреби-

телей  с  максимальной  мощно-

стью и возможности ее снижения 

по инициативе субъекта РФ с ком-

пенсацией  выпадающих  доходов 

ТСО  за  счет  средств  региональ-

ного  бюджета,  не  так  давно  был 

разработан  Минэнерго  России, 

однако  в  Государственную  Думу 

пока не вносился. И это понятно, 

поскольку  для  принятия  такого 

принципиального  решения  не-

обходимы  довольно  сложные  со-

гласования, а в связи с этим и его 

«точечная»  настройка  для  мини-

мизации вытекающих из этого не-

гативных последствий.

Кто-то скажет, и, наверное, бу-

дет прав, что совершенствование 

порядка  льготного  присоедине-

ния  —  необходимая  мера  раз-

вития  электросетевого  комплек-

са  сегодня.  И  я  с  этим  отчасти 

согласен.  Но  при  рассмотрении 

этой  тематики  я  всегда  напоми-

наю и себе, и своим коллегам об 

обратной  стороне  этого  вопроса, 

его отрицательном аспекте: такое 

решение  безотлагательно  послу-

жит еще одним стимулом к уходу 

потребителей на собственную ге-

нерацию  с  учетом  субъективиз-

ма электросетевых компаний при 

подключении отдельных потреби-

телей.

Поэтому  предлагаемый  ва-

риант  должен  служить  единой 

цели  —  быть  верхним  ценовым 

пределом  при  технологическом 

присоединении  и  сохранять  воз-

можность альтернативы. Электро-

сетевой  комплекс  и  его  бизнес 

должны  стремиться  к  тому,  что-

бы  самостоятельно  строить  всю 

электросетевую  инфраструктуру 

и  заключать  прямые  договоры 

с  потребителями  по  принципу 

«бери или плати», как это уже де-

лается сегодня в развитых энерге-

тических системах мира. 

—  Всегда актуальным явля-

ется вопрос обеспечения энер-

гетической  безопасности  стра-

ны.  Какие  ключевые  задачи 

в  этом  вопросе  сегодня  реша-

ются в Комитете по энергетике?

—  Вопросам 

законодатель-

ного  регулирования  повышения 

безопасности  в  ТЭК  традицион-

но  уделяется  большое  внимание 

властей  ввиду  особой  стратеги-

ческой  важности  энергетической 

отрасли.  Работа  в  этой  области 

идет  по  двум  направлениям:  за-

щита  объектов  ТЭК  и  кибербезо-

пасность.

В  части  первого  это,  конечно 

же,  обеспечение  безопасности 

и  антитеррористической  защи-

щенности  объектов  ТЭК,  защита 

объектов  использования  атомной 

энергетики,  повышение  надзора 

в сфере теплоснабжения в части 

обеспечения  надежности  и  без-

опасности электроэнергетических 

систем  и  объектов  электроэнер-

гетики,  усиление  ответственно-

сти за самовольное подключение 

к сетям инфраструктуры и исполь-

зования  энергетических  ресурсов 

и многое другое. Из последних за-

конодательных решений в пример 

приведу не так давно принятый Фе-

деральный  закон  от  24.04.2020  г. 

№ 139-ФЗ «О без опасности объек-

тов топливно-энергетического ком-

плекса»,  наделяющий  Правитель-

ство РФ новыми полномочиями по 

определению отдельных объектов 

ТЭК, вокруг которых устанавлива-

ются специальные «зоны безопас-

ности», а также полномочиями по 

определению  особенностей  обес-

печения защищенности таких объ-

ектов.

В  части  кибербезопасности  — 

это, безусловно, задача обеспече-

ния должного уровня защищенно-

сти цифровых систем управления 

отечественных  объектов  ТЭК. 

В  этой  области  выделю  Феде-

ральный  Закон  «О  безопасности 

критической  информационной  ин-

фраструктуры  (КИИ)  Российской 

Федерации»,  который  наравне 

с вышеупомянутым Федеральным 

Законом  «О  безопасности  объек-

тов топливно-энергетического ком-

плекса» в своей основе установил 

необходимую  правовую  базу  за-

щиты как от террористических, так 

и телекоммуникационных атак.

Но, очевидно, это лишь начало 

регуляторного пути для такой но-

вой сферы. В сложившихся усло-

виях  очевидной  стратегией  госу-

дарства  является  дальнейшее 

принятие  соответствующих  за-

щитных мер в киберпространстве, 

в  свете  чего  мы  с  коллегами  из 

Минэнерго России и профильных 

силовых  ведомств  ведем  соот-

ветствующую  экспертную  работу, 

в том числе и на площадке нашего 

Комитета. Несмотря на достаточ-

но  высокий  уровень  защищенно-

сти отечественных объектов ТЭК, 

мы  видим  большой  потенциал 

для углубления законодательного 

регулирования. В 2021 году была 

начата масштабная работа по со-

вершенствованию  законодатель-

ства  в  сфере  цифровой  и  анти-

террористической  безопасности 

таких объектов.

—  Генеральный 

мировой 

тренд в области развития элек-

троэнергетики, который Вы так-

же упоминали, — декарбониза-

ция.  Каким  образом  подобные 

решения  реализуются  в  нашей 

стране? Какие планируется вво-

дить  ограничения?  Как  будет 

меняться  структура  генериру-

ющих  мощностей  и  потребует-

ся ли в связи с этим серьезная 

перестройка  электросетевого 

комплекса?  Каковы  в  этом  на-

правлении будут законодатель-

ные изменения?

—  Тема  происходящей  в  на-

стоящее  время  трансформации 

мировых  энергосистем  и  «энер-

гоперехода», 

декарбонизации 

энергоемких  отраслей  и  низко-

углеродного развития ТЭК, как Вы 

сами  видите,  занимает  нашу  по-

вестку все активнее. За прошлый 

2020  год  более  83%  в  структуре 

выбросов парниковых газов отво-

дится именно энергетической про-

мышленности.  Сегодня  все  уров-

ни власти Российской Федерации 

активно  приводят  национальное 

регулирование  в  соответствие 

с мировой климатической повест-

кой:  принят  Национальный  план 

адаптации  к  изменениям  клима-

та,  подписан  Указ  Президента 

РФ  №  666  «О  сокращении  вы-

бросов  парниковых  газов»,  идет 

активная  разработка  «Стратегии 

социально-экономического  раз-

вития с низким уровнем выбросов 

парниковых  газов  до  2050  года», 

а также принимается ряд законо-

дательных мер как в части не так 

давно  принятого  ФЗ  «Об  ограни-

чении  выбросов  парниковых  га-

 4 (67) 2021







Page 6


background image

22

зов», так и проекта ФЗ «О зеленых 

сертификатах»,  находящегося  на 

стадии  рассмотрения  Правитель-

ством.  И  если  в  части  целепола-

гания снижения эмиссии у нас уже 

есть  конкретное  представление 

путей движения, то в части реали-

зации этих целей и понимания их 

влияния  на  отечественный  энер-

гетический  комплекс  работу  еще 

предстоит провести.

Об этом я говорил и по итогам 

последнего Послания Президента 

Федеральному  Собранию,  в  ко-

тором  озвученные  Президентом 

тезисы  подняли  уже  на  другой 

уровень  проблематику  климата 

и необходимости перехода к низ-

коуглеродному  развитию.  При 

этом  сокращение  антропогенных 

выбросов  в  атмосферу  парнико-

вых газов сегодня напрямую свя-

зывают именно с отказом от иско-

паемого углеводородного топлива 

в  пользу  возобновляемой  энер-

гетики.  Какими  бы  популярными 

в  мировой  низкоуглеродной  по-

вестке  технологии  ВИЭ  не  были, 

в  нашей  стране  реализация  про-

грамм  «ДПМ  ВИЭ  1.0  и  2.0»,  по 

примерным оценкам, позволит за-

местить сжигание ископаемого то-

плива и снизить выбросы СО

2

 до 

6,4 млн тонн ежегодно к 2025 году 

и  до  19  млн  тонн  СО

2

  ежегодно 

к 2035 году. Это сокращение всего 

лишь порядка 1% от всех выбро-

сов  углекислого  газа  в  РФ.  Оче-

видно, этого недостаточно.

При  этом  у  меня  сложилось 

устойчивое  мнение,  что  Россия 

уже сейчас обладает достаточным 

потенциалом  для  перестройки 

структуры  своего  энергобаланса: 

у  отечественной  энергетики  есть 

существенный  запас  технологи-

ческих  решений,  по  ряду  причин 

сегодня широко не используемых, 

в части атомной генерации, газо-

вой  отрасли  и  гидроэнергетики 

(только  20%  от  общего  потенци-

ала  которой  сегодня  использует-

ся).  Атомная  энергетика,  в  свою 

очередь,  недавно  получила  под-

держку  Европейской  Комиссии, 

чья  рабочая  группа  официально 

признала 8 апреля этого года эко-

логичность этой отрасли.

Здесь  у  России  есть  серьез-

ный  задел,  который  так  интере-

сует  и  волнует  наших  западных 

партнеров  одновременно  в  ча-

сти  новейших  ядерных  техноло-

гий  (двухкомпонентная  атомная 

энергетика с замкнутым ядерным 

топливным циклом, новое поколе-

ние  энергоблоков  «3+»),  способ-

ных вывести нашу страну в лиде-

ры  низкоуглеродной  генерации. 

В части газовой отрасли уже есть 

решения по водородной энергети-

ке,  требующие  масштабирования 

и применения, а также ГТУ и па-

рового  риформинга  природного 

газа с технологиями улавливания 

CСS.

Но  особо  подчеркнуть,  в  оче-

редной  раз,  хотелось  бы  другой, 

более действенный способ декар-

бонизации отечественных энерго-

емких отраслей, который в нашей 

стране на практике вспоминается 

нечасто.  Сегодня  меры  по  повы-

шению энергосбережения и энер-

гоэффективности 

составляют 

больше  половины  рентабельного 

потенциала  сокращения  выбро-

сов парниковых газов. Среди тако-

вых можно выделить: инвестиции 

в модернизацию ТЭЦ и переход на 

ПГУ в энергетике; повышение эф-

фективности  потребления  элек-

тро-  и  тепловой  энергии  в  МКД; 

повышение  эффективности  по-

требления  в  бюджетном  секторе; 

снятие  регуляторных  барьеров 

для  энергосервисной  деятельно-

сти;  стимулирование  проведения 

энергосберегающих  мероприятий 

субъектами МСП.

Все  эти  направления  должны 

быть  поддержаны  государством 

с  помощью  различных  механиз-

мов  для  их  более  широкого  вне-

дрения в жизнь. Именно они могут 

сделать нашу энергетику еще бо-

лее  низкоуглеродной,  обеспечив 

конкурентоспособность 

нашей 

продукции на внешних рынках при 

введении  трансграничного  угле-

родного регулирования.

—  Еще  одной  важной  ми-

ровой  тенденцией  в  области 

энергетики  является  ориен-

тация  на  потребителя.  Не  на 

бизнес,  хотя  это  тоже  важно, 

а  именно  на  человека,  на  по-

вышение комфорта и качества 

жизни. Какие законодательные 

инициативы с социальной точ-

ки зрения могут войти в основу 

будущей энергетической поли-

тики России?

—  Ориентация  на  потреби-

теля  —  это  то,  чего  нашей  элек-

троэнергетике  действительно  не 

хватает. И я говорю здесь не о со-

циальном  потребителе,  который 

просто потребляет, а о «профес-

сиональном  потребителе»  — 

иными  словами,  «просьюме-

ре»  —  кто  может  управляемым 

образом осуществлять не только 

потребление,  но  и  производство 

и хранение электроэнергии. А по-

явление просьюмеров на том или 

ином 

электроэнергетическом 

рынке — прямое следствие изме-

нения модели как самого рынка, 

так  и  поведения  потребителей, 

в эпоху, когда потребление стано-

вится более гибким и мобильным. 

Потребители  занимаются  про-

изводством  электроэнергии  соб-

ственными независимыми силами 

и  таким  образом  превращаются 

в  поставщиков,  что  в  конечном 

итоге  заставляет  их  конфликто-

вать  с  нормами  устоявшегося 

и  закоренелого  регулирования 

рынка  электроэнергии,  в  свете 

чего  наступает  новая  «энергети-

ческая  революция».  И  это  дале-

ко не новость ни для Вас, ни для 

меня, ни для нашего государства, 

ни  уж  тем  более  для  наших  за-

рубежных партнеров. В Германии 

сегодня уже почти половина рын-

ка возобновляемой энергетики на-

ходится  под  контролем  частных 

домохозяйств с ветроустановками 

или  солнечными  батареями,  ко-

торые  стремятся  быть  не  просто 

автономными,  но  и  активно  про-

давать  лишнюю  электроэнергию 

обратно в сеть.

В  2019  году  мы  с  коллегами 

по  Государственной  Думе  при-

няли  соответствующий  Прави-

тельственный  закон  в  развитие 

отечественной  микрогенерации, 

что позволило сдвинуть эту новую 

для нашей электроэнергетики от-

расль  «с  мертвой  точки».  Одна-

ко,  к  сожалению,  буду  говорить 

прямо,  актуальные  темпы  ее 

развития  крайне  незначительны. 

По  разным  оценкам,  объем  вы-

работки  электроэнергии  объекта-

ми  микрогенерации  составляет 

лишь 0,1% от всей выработанной 

электроэнергии  в  стране.  Основ-

ными  препятствиями  развития, 

на мой взгляд, являются как срав-

нительно  низкие  регулируемые 

цены электроэнергии для населе-

ния и, в связи с этим, отсутствие 

острой необходимости и выгод от 

АКТУАЛЬНОЕ 

ИНТЕРВЬЮ







Page 7


background image

23

перехода  населения  на  автоном-

ные  источники  энергоснабжения 

на основе ВИЭ, так и недостаточ-

ные регуляторные и стимулирую-

щие меры для появления в стране 

рынка просьюмеров.

Мировые  лидеры  развития 

ВИЭ  энергетики  все  больше  ис-

пользуют  меры  прямого  стиму-

лирования  микрогенерации  на 

основе ВИЭ, к которым можно от-

нести  бонусные  тарифы,  гранты 

и  субсидии,  а  также  налоговые 

льготы.  Гранты  и  субсидии  пре-

доставляются  с  целью  снижения 

стоимостных барьеров диффузии 

технологий   микрогенерации,  вы-

ражающихся  в  высокой  началь-

ной  стоимости  покупки  и  инстал-

ляции оборудования, а налоговые 

льготы  могут  быть  нацелены  как 

на снижение необходимого перво-

начального  капитала  (например, 

нулевая ставка налога с продаж), 

так  и  на  сокращение  срока  оку-

паемости  оборудования  (нулевое 

налогообложение  дохода,  полу-

ченного от продажи электроэнер-

гии в сеть).

Недавние  решения  Прави-

тельства Постановлением № 299 

в  части  сальдированного  учета, 

практически бесплатного подклю-

чения  просьюмеров  к  внешним 

сетям  и  облегченного  налогоо-

бложения  в  развитие  микроге-

нерации  должны  исправить  си-

туацию  и  слегка  ускорить  темпы 

роста  отрасли.  Но  я  все  равно 

считаю,  что  для  «прорывного» 

роста  рынка  просьюмеров  в  на-

шей стране нам необходимы бо-

лее принципиальные и «прямые» 

меры  поддержки  этой  отрасли: 

будь  то  государственная  под-

держка,  частичное  субсидиро-

вание или же полные налоговые 

послабления  как  минимум  на 

первоначальном  этапе  создания 

такого  рынка.  Требует  дополни-

тельного  регулирования  и  рас-

пределенная  генерация,  которая 

сегодня активно развивается.

—  В качестве итогов и в до-

полнение к вышесказанному — 

какие  законодательные  акты, 

которые  окажут  существенное 

влияние  на  развитие  электро-

энергетики,  планируется  про-

работать  и  принять  в  ближай-

шем будущем (в новом составе 

Думы)?

—  Как Вы уже могли понять из 

основной  части  моего  интервью, 

практически  все  злободневные 

проблемы  развития  электроэнер-

гетического  комплекса  стоят  на 

особом контроле в Комитете Госу-

дарственной Думы по энергетике. 

Именно  поэтому  могу  смело  ска-

зать,  что  дальнейшая  работа  по 

всем из них будет продолжена.

Можно  ожидать  в  новом  со-

зыве  предметной  работы  с  Пра-

вительством  Российской  Фе-

дерации  в  части  повышения 

конкуренции  на  рынках  элек-

трической  энергии  и  мощности, 

в плане работы на октябрь стоит 

2-е чтение проекта Федерально-

го  закона  в  части  ограничения 

перечня отдельных частей цено-

вых  зон  оптового  рынка,  в  кото-

рых  устанавливаются  особенно-

сти  функционирования  оптового 

и  розничных  рынков.  Уже  наме-

чена работа по совершенствова-

нию законодательного регулиро-

вания в сфере энергосбережения 

и повышения энергетической эф-

фективности,  в  осенней  сессии 

предстоит рассмотрение двух за-

конопроектов в этой области. От 

Правительства будет внесен в Го-

сударственную  Думу  законопро-

ект  о  «зеленых  сертификатах», 

который  станет  продолжением 

низкоуглеродного вектора разви-

тия вслед за Федеральным Зако-

ном  «Об  ограничении  выбросов 

парниковых  газов»,  принятого 

ранее в этом году. В части норма-

тивного  регулирования  ожидаем 

результатов  совместной  работы 

рабочей  группы  при  Минэнерго 

России в плане решения пробле-

мы  оптимизации  использования 

сетевой  мощности  и  налажива-

ния  всех  спорных  механизмов 

Постановления «о резерве сете-

вой мощности».

Среди  прочего  уже  намече-

ны  расширенные  заседания  Ко-

митета  и  круглые  столы  с  при-

влечением  широкой  экспертной 

общественности  по  вопросам 

углеродного регулирования в ТЭК 

с  учетом  прогнозируемых  реше-

ний по трансграничному углерод-

ному регулированию, реализации 

плана  «Энергетической  страте-

гии  –  2035»  в  условиях  обновля-

ющихся  трендов  энергетического 

развития, совершенствования ме-

ханизмов конкуренции в электро-

энергетике,  законодательной  ре-

ализации  передовых  технологий 

и  инноваций  для  развития  атом-

ной отрасли, а также обеспечения 

расширения  использования  газо-

моторного  топлива,  в  том  числе 

сжиженного природного газа. Этот 

список плана работы и в части за-

конотворчества,  и  нормативного 

регулирования,  и  экспертно-ана-

литической  работы  Комитета  не 

окончательный, он еще будет до-

полняться  и  обновляться  в  пред-

стоящие месяцы.

—  Большое  Вам  спасибо  за 

интервью. Желаем Думе нового 

созыва  и  Комитету  продуктив-

ной  законотворческой  работы 

для  обеспечения  эффективно-

го развития энергетики России!

Беседовала

 

Екатерина

 

ГУСЕВА

С

.

Я

Есяков

 (

крайний

 

справа

в

 

составе

 

делегации

 ………………. 

во

 

Франции

Выступление

 

Есякова

 

С

.

Я

на

 

заседании

 

Государственной

 

Думы

 

РФ

 4 (67) 2021



Оригинал статьи: Развивать энергетическую инфраструктуру во благо потребителей

Читать онлайн

Для сохранения стабильности и повышения эффективности функционирования энергосистемы в условиях кардинальных мировых изменений и влияния глобальных трендов необходимо постоянное совершенствование законодательства: решение застарелых проблем, снятие ряда неактуальных барьеров, ориентация на современные методы регулирования. Комитетом по энергетике Государственной Думы ФС РФ проводится постоянная плотная работа по всем направлениям законотворчества, нормативного регулирования и экспертно-аналитической работы. Об основных направлениях такой работы, итогах работы Комитета в составе Госдумы 7-го созыва и планах по совершенствованию федерального законодательства на 8-й созыв мы беседуем с Первым заместителем Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Сергеем Яковлевичем ЕСЯКОВЫМ.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Система диагностики АКБ «Репей»

Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Возобновляемая энергетика / Накопители Диагностика и мониторинг
ООО НПП «Микропроцессорные технологии»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(82), январь-февраль 2024

Исследование влияния объектов микрогенерации на уровень напряжения в электрических сетях низкого напряжения

Возобновляемая энергетика / Накопители Учет электроэнергии / Тарифообразование / Качество электроэнергии
Харитонов М.С. Кугучева Д.К.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»