Развивать энергетическую инфраструктуру во благо потребителей




Page 1


background image







Page 2


background image

18

а

к

т

у

а

л

ь

н

о

е

 и

н

т

е

р

в

ь

ю

актуальное интервью

Развивать 
энергетическую 
инфраструктуру во 
благо потребителей

Для

 

сохранения

 

стабильно

сти

 

и

 

повышения

 

эффектив

ности

 

функционирования

 

энергосистемы

 

в

 

условиях

 

кардинальных

 

мировых

 

изме

нений

 

и

 

влияния

 

глобальных

 

трендов

 

необходимо

 

посто

янное

 

совершенствование

 

законодательства

решение

 

застарелых

 

проблем

снятие

 

ряда

 

неактуальных

 

барьеров

ориентация

 

на

 

современные

 

методы

 

регулирования

Коми

тетом

 

по

 

энергетике

 

Государ

ственной

 

Думы

 

ФС

 

РФ

 

про

водится

 

постоянная

 

плотная

 

работа

 

по

 

всем

 

направлениям

 

законотворчества

норматив

ного

 

регулирования

 

и

 

экспер

тно

аналитической

 

работы

Об

 

основных

 

направлениях

 

такой

 

работы

итогах

 

работы

 

Комитета

 

в

 

составе

 

Госдумы

 

7-

го

 

созыва

 

и

 

планах

 

по

 

со

вершенствованию

 

федераль

ного

 

законодательства

 

на

 8-

й

 

созыв

 

мы

 

беседуем

 

с

 

Первым

 

заместителем

 

Председателя

 

Комитета

 

Государственной

 

Думы

 

по

 

энергетике

 

Сергеем

 

Яковлевичем

 

ЕСЯКОВЫМ

.

—  Сергей  Яковлевич,  какие 

ключевые вопросы развития элек-

троэнергетики  России  и  электро-

сетевого  комплекса,  в  частности, 

в  настоящее  время  стоят  на  по-

вестке  дня  Комитета  по  энерге-

тике?

—  Вопросам  развития  отечест-

венной  электроэнергетики  Комите-

том  Государственной  Думы  по 

энергетике  традиционно  уделяется 

большая  часть  законотворческого 

времени  ввиду  очевидной  зарегу-

лированности  отрасли  и  серьез-

ному  пласту  хронических,  а  оттого 

имеющих  тенденцию  к  накоплению 

проблем.  При  этом  такие  проблемы 

вытекают  из  того,  что  сегодняшняя 

энергетика  неоднородна,  разделена 

на  несколько  основных  сегментов, 

где в каждом направлении работают 

сотни  субъектов  зачастую  с  прямо 

противоположными  интересами.  Но 

главное  все  же  в  том,  что  сегодня 

в  энергетике  происходят  кардиналь-

ные изменения, реагировать на кото-







Page 3


background image

19

рые мы успеваем далеко не всегда. 

Это  и  прогрессивные  изменения 

в  технологическом  пространстве, 

требующие  существенного  (в  ра-

зы) ускорения обновления отрас-

ли,  это  и  новая  климатическая 

повестка  с  присущим  ей  векто-

ром  декарбонизации,  способная 

в ближайшее время кардинально 

изменить структуру всей электро-

энергетической  отрасли.  Это  так-

же и принципиальные изменения 

в  части  поведения  такой  группы 

интересантов,  как  потребители 

(многократное  возрастание  их 

роли  на  современном  этапе  раз-

вития  энергетики  и,  как  итог,  их 

выход на передний план), а также 

набирающие  в  последнее  время 

особую  «популярность»  вопросы 

автоматизации  и  цифровизации 

всех  сегментов  электроэнергети-

ческого комплекса.

Думаю,  что  все  эти  процессы 

приведут к тому, что нам придется 

существенно  корректировать  не 

так давно принятую «Энергетиче-

скую стратегию – 2035» уже в са-

мое ближайшее время ввиду того, 

что многое из решений, заложен-

ных в Стратегии, в том числе фи-

нансовых,  рискует  оказаться  не-

востребованным  в  прогрессивно 

меняющейся  энергетической  па-

радигме мира.

Говоря  же  о  проблемах  раз-

вития  отечественной  электро-

энергетической  отрасли,  на  мой 

взгляд,  ключевой  является  раз-

балансировка  интересов  участ-

ников  сформировавшегося  элек –

троэнергетического  рынка  (госу-

дарство, потребители, население) 

в  сторону  ущемления  интересов 

потребителей,  субъектов  бизне-

са. Конкретные механизмы такого 

явления  сегодня  известны  —  это 

ценообразование  и  перераспре-

деление  внутриотраслевых  фи-

нансов,  отрыв  целевых  параме-

тров от реальных затрат, наличие 

перекрестного  субсидирования 

как  в  электросетевом  комплексе 

и  в  генерации,  так  и  в  сбытовом 

секторе  и  целом  территориаль-

ном разрезе, которое делает цену 

электрической  энергии  политиче-

ской  категорией,  связь  которой 

с  экономикой  присутствует  лишь 

опосредованно.

Вторая  группа  текущих  про-

блем связана с внутренним повы-

шением  эффективности  работы 

всех секторов энергетики. В части 

генерации  —  это  низкий  уровень 

комбинированной выработки, сни-

зившийся  за  последние  30  лет 

в  нашей  стране  на  треть.  В  сбы-

товом  секторе  —  это  отсутствие 

реальных результатов в создании 

розничного  рынка  и  монополи-

зация  оптового  рынка  крупными 

игроками.  В  электросетевом  ком-

плексе — это вопросы эффектив-

ности использования имеющегося 

оборудования и капитальных вло-

жений, льготного технологическо-

го  присоединения,  консолидация 

электросетевых  активов  и  целый 

ряд других вопросов.

—  Ряд перечисленных Вами 

проблемных вопросов не реша-

ется  уже  достаточно  длитель-

ное  время.  Может  быть,  для 

решения  этих  вопросов  (или 

хотя  бы  подвижек)  требуются 

более  фундаментальные  изме-

нения  в  российском  законода-

тельстве? Как в этих вопросах 

Комитет взаимодействует с кол-

легами из других отраслей?

—  Говоря более детально, как 

Вы  выразились,  о  «фундамен-

тальных  изменениях»  в  россий-

ском  законодательстве,  таковая 

работа  велась  и  ведется  Коми-

тетом  Государственной  Думы 

по  энергетике  довольно  тесно 

со  всеми  профильными  мини-

стерствами  и  ведомствами.  Се-

рьезная  работа  уделяется  как 

настройке  и  корректировке  су-

ществующего  законодательства, 

так  и  введению  в  отечествен-

ный энергокомплекс новых норм 

и  механизмов  в  его  развитие. 

Насколько принимаемые законо-

дательные решения «фундамен-

тальны», покажет время.

Буквально  в  прошлом  месяце 

Комитет Государственной Думы по 

энергетике подвел итоги своей ра-

боты за 7-й созыв. Так, если гово-

рить в цифрах, то за прошедшую 

пятилетку на площадке Комитета 

мы  провели  66  круглых  столов 

и парламентских слушаний с при-

влечением  широкого  экспертного 

сообщества в целях всесторонней 

«сверки  часов»  по  актуальным 

проблемам  отечественного  ТЭК 

и выработки единых подходов к их 

решению.  Результаты  такой  сов-

местной  работы  ложатся  в  офи-

циальные  документы  Рекомен-

даций Правительству Российской 

Федерации, подготавливаемые по 

итогам  таких  мероприятий,  кото-

рые  впоследствии  рассылаются 

в  ответственные  субъекты  и  ор-

ганы  для  того,  чтобы  они  учиты-

вались и на них опирались наши 

регуляторы при принятии каждого 

конкретного решения. Как итог, за 

7-й созыв Государственной Думы 

64 законопроекта прошли деталь-

ное  изучение  и  обсуждение  на 

площадке нашего Комитета, 44 из 

которых в итоге стали Федераль-

ными законами Российской Феде-

рации, а 20 были отклонены. Тут 

можно  выделить  новые  законо-

дательные  решения  и  в  электро-

энергетике,  и  в  теплоснабжении, 

и  в  части  создания  систем  ин-

теллектуального  учета,  и  в  части 

энергосбережения, 

микрогене-

рации,  энергосбытовой  деятель-

ности,  газоснабжении  и  многих 

других  отраслей  и  подотраслей 

энергетики,  которые  напрямую 

касаются  потребителя,  качества 

доводимой  до  него  продукции 

и упрощения процесса, связанно-

го с этим. Такая работа, я думаю, 

будет продолжена и новым Коми-

тетом по энергетике в 8-м созыве 

Государственной Думы. 

—  Вы  уже  слегка  затронули 

актуальные  проблемы  разви-

тия электросетевого комплекса 

нашей  страны.  Могли  бы  Вы 

для  наших  читателей  попод-

робнее  остановиться  на  всем 

перечне проблемных вопросов 

«сетей»,  стоящих  на  повестке 

у  Комитета  Государственной 

Думы по энергетике?

—  Сегодня  такие  пробле-

мы  довольно  четко  обозначены 

и  в  принимаемых  нормативных 

документах,  и  в  разрабатывае-

мых,  а  потому  они  все  известны 

и  довольно  понятны  специали-

стам.  Это  и  перекрестное  субси-

дирование,  и  «плата  за  резерв», 

и  льготное  технологическое  при-

соединение, и консолидация сете-

вых активов, и бесхозяйные сети, 

и  внутренняя  эффективность  ра-

боты сетевого комплекса.

Но  дело  в  другом.  Широкая 

«известность»  этих  проблем,  как 

Вы  видите,  никак  не  гарантирует 

 4 (67) 2021







Page 4