42
СЕТИ
РОССИИ
т
а
р
и
ф
ы
т
арифы
П
остсоветский
период
для
электроэнергетики
был
характерен
поисками
ор
-
ганизационно
-
правовых
форм
для
хозяйствующих
субъек
-
тов
в
отрасли
,
её
реструктуриза
-
ции
и
приватизации
с
переводом
на
рыночные
формы
хозяйствен
-
но
-
договорных
отношений
как
между
субъектами
отрасли
,
так
и
потребителями
электроэнергии
.
Особенностью
указанных
преоб
-
разований
было
то
,
что
к
началу
90-
х
годов
на
территории
бывшего
Советского
Союза
была
создана
и
успешно
функционировала
ЕЭС
Союза
,
с
распадом
которого
на
тер
-
ритории
Российской
Федерации
осталась
её
часть
в
виде
ЕЭС
Рос
-
сии
с
соответствующими
электри
-
ческими
связями
со
своими
быв
-
шими
частями
ЕЭС
Союза
по
ЛЭП
разных
классов
напряжения
.
Это
было
время
парада
суверенитетов
бывших
советских
республик
с
де
-
монстративным
разрывом
многих
традиционных
связей
экономиче
-
ского
сотрудничества
,
в
том
числе
и
в
электроэнергетике
,
когда
отклю
-
чались
межсистемные
связи
,
де
-
монтировались
межгосударствен
-
ные
ЛЭП
в
угоду
недальновидным
политическим
амбициям
,
и
только
железная
дорога
продолжала
ра
-
ботать
по
своим
железным
прави
-
лам
и
расписаниям
,
предотвратив
полный
экономический
коллапс
на
всей
территории
бывшего
Совет
-
ского
Союза
.
Этот
трагический
раз
-
лом
советской
цивилизации
ещё
ждёт
своего
объективного
анали
-
за
с
оценкой
социальных
и
эконо
-
мических
последствий
,
а
что
ка
-
сается
электроэнергетики
и
ЕЭС
России
,
то
с
августа
1992
года
[1]
начался
отказ
от
советских
спосо
-
бов
хозяйствования
,
период
при
-
ватизации
в
отрасли
с
суетливым
Развитие
территориальных
электросетевых
комплексов с учётом
распределённой
генерации
Георгий КУТОВОЙ,
председатель Подкомитета тарифной
политики и энергоэффективности
ТПП РФ, Заслуженный энергетик РФ,
научный руководитель ЦЭМУЭ КЭУ,
академик РАЕН, профессор
43
№
1 (34) 2016
поиском
путей
и
методов
выстраивания
новых
хо
-
зяйственных
отношений
на
принципах
рыночной
экономики
по
образцам
западных
моделей
.
Этот
период
вестернизации
отечественной
электро
-
энергетики
осуществлялся
на
протяжении
22
лет
и
продолжается
в
настоящее
время
.
В
качестве
итогов
этого
процесса
за
означенный
период
на
основании
анализа
динамики
технико
-
экономиче
-
ских
показателей
отрасли
[2]
можно
сказать
,
что
проведённая
реструктуризация
отрасли
и
её
при
-
ватизация
,
как
необходимые
условия
перевода
отрасли
на
рыночные
принципы
хозяйствования
,
пока
не
нашли
адекватного
продолжения
реформ
в
созда
нии
действительно
конкурентных
условий
поставок
электроэнергии
потребителям
с
меха
-
низмами
эффективного
сдерживания
роста
цен
(
тарифов
)
для
конечного
потребителя
.
В
настоя
-
щее
время
создалась
парадоксальная
ситуация
,
при
которой
в
нашей
стране
—
экспортёре
топлив
-
но
-
энергетических
ресурсов
—
цены
(
тарифы
)
на
электроэнергию
для
отечественных
промышлен
-
ных
потребителей
выше
на
десятки
процентов
,
чем
в
странах
,
импортирующих
наше
топливо
для
своих
потребителей
[3]!
На
отечественном
рынке
электроэнергии
,
к
со
-
жалению
,
реализован
принцип
«
всё
для
энерге
-
тики
,
для
её
опережающего
развития
»,
а
поэтому
и
не
могут
работать
и
не
работают
механизмы
здо
-
ровой
конкуренции
и
сдерживания
роста
цен
для
потребителей
.
Следовательно
,
отношения
в
элек
-
троэнергетике
ещё
далеки
от
рыночных
,
и
нужно
разобраться
в
причинах
такого
положения
,
кото
-
рое
уже
давит
ценами
реальный
сектор
эконо
-
мики
.
В
этих
условиях
энергетика
,
и
в
частности
электроэнергетика
,
может
и
должна
стать
эффек
-
тивной
составляющей
в
мерах
максимального
благоприятствования
развитию
нашей
экономики
,
обеспечивая
надёжное
электроснабжение
суще
-
ствующего
промышленного
бизнеса
и
простоту
доступа
к
сети
по
справедливо
сформированным
ценам
.
Но
чтобы
такой
подход
обеспечить
,
не
-
обходимо
правильно
понять
причины
отсутствия
конкуренции
в
сфере
производства
и
поставок
энергии
при
их
избытке
над
спросом
,
понять
при
-
чины
избыточного
энергетического
строитель
-
ства
,
которое
осуществляется
в
конечном
итоге
за
счёт
потребителей
,
которые
не
только
не
увели
-
чивают
свой
спрос
,
а
реализуют
за
свой
счёт
свои
корпоративные
программы
энергосбережения
и
уменьшают
уровни
электропотребления
.
Итак
,
представляется
актуальным
ответить
на
четыре
следующих
вопроса
.
1.
Что
нужно
было
бы
поправить
в
структуре
торговли
электроэнергией
с
внесением
соот
-
ветствующих
поправок
в
ценообразование
на
электроэнергию
для
конечных
потребителей
?
Для
ответа
на
этот
вопрос
следует
отметить
следующие
обстоятельства
.
При
проектировании
и
внедрении
электронной
модели
оптового
рынка
электроэнергии
и
мощ
-
ности
(
ОРЭМ
),
аналогом
которой
была
принята
одна
из
нескольких
американских
моделей
оптовой
торговли
,
прекрасно
работающая
на
территориях
восьми
штатов
(PJM),
авторами
этой
инициативы
(
ООО
«
Карана
»)
была
допущена
принципиальная
ошибка
,
которая
в
наших
российских
условиях
по
-
казала
себя
неэффективной
,
т
.
к
.
названные
авто
-
ры
,
во
-
первых
,
вывели
на
ОРЭМ
практически
все
городские
и
промышленные
ТЭЦ
с
установленной
мощностью
свыше
25
МВт
со
спецификой
цено
-
образования
на
электрическую
и
тепловую
энер
-
гию
при
комбинированном
их
производстве
,
а
во
-
вторых
,
недоучли
последствия
наличия
в
ЕЭС
России
множества
ограничений
на
перетоки
электроэнергии
и
мощности
по
межрегиональным
ЛЭП
,
что
не
позволяет
реализовать
свободные
до
-
говорные
отношения
между
генерацией
и
покупа
-
телями
[4].
В
то
же
время
на
региональных
рынках
электро
-
энергии
(
РРЭ
)
в
рамках
территорий
субъектов
РФ
остались
мелкие
электростанции
и
распределён
-
ная
генерация
разного
типа
,
которые
не
играют
пока
значимой
роли
при
ценообразовании
.
На
РРЭ
сегодня
транслируются
цены
с
ОРЭМ
с
оплатой
электросетевых
тарифов
и
стоимости
услуг
энер
-
госбытовых
компаний
.
Названные
факторы
обусловили
существенно
усложнённую
электронную
модель
ОРЭМ
с
ис
-
кажением
ценообразования
по
алгоритмам
мар
-
жинального
ценообразования
на
электроэнергию
и
мощность
,
превратили
ценообразование
на
элек
-
троэнергию
в
непрозрачную
формулу
для
конечно
-
го
потребителя
.
Представляется
необходимым
внести
суще
-
ственные
изменения
в
электронную
модель
рын
-
ка
электроэнергии
,
выведя
из
состава
ОРЭМ
все
ТЭЦ
,
и
на
их
базе
с
участием
других
промышлен
-
ных
,
коммунальных
и
независимых
когенераций
организовать
и
местные
рынки
теплоэнергии
,
и
ре
-
гиональные
рынки
электроэнергии
и
мощности
с
правом
потребителей
и
электросетевых
компа
-
ний
(
ЭСК
)
заключать
прямые
договора
с
местны
-
ми
электростанциями
или
с
поставщиками
ОРЭМ
,
если
для
потребителя
это
будет
выгодно
[5, 6].
Поэтому
сегодня
стоит
очень
актуальная
за
-
дача
—
необходимо
осуществить
переход
от
не
оправдавшей
себя
модели
одноуровневого
опто
-
вого
рынка
электроэнергии
и
мощности
(
ОРЭМ
)
к
двухуровневому
рынку
,
в
котором
на
первом
верх
-
нем
уровне
ОРЭМ
остаются
работать
все
межреги
-
ональные
электростанции
—
ОГК
,
ГЭС
-
генерация
и
АЭС
, —
физической
основой
для
работы
которых
является
ЕНЭС
,
а
на
втором
,
нижнем
уровне
соз
-
даются
действительно
конкурентные
розничные
рынки
электроэнергии
,
на
которых
работают
все
существующие
ТЭЦ
соответствующих
ТГК
,
блок
-
электростанции
промышленных
предприятий
,
когенеративные
электростанции
коммунальной
энергетики
и
разные
по
мощности
и
типам
обору
-
дования
электростанции
на
возобновляемых
ис
-
точниках
энергии
(
ВИЭ
).
Критерием
оптимальности
ценообразования
на
электроэнергию
для
конечных
потребителей
должен
стать
следующий
крите
-
44
СЕТИ РОССИИ
рий
—
максимальный
уровень
цены
на
электроэ
-
нергию
,
поставляемую
из
системы
централизован
-
ного
энергоснабжения
для
конечного
потребителя
,
не
должен
превышать
стоимость
производства
электроэнергии
от
собственной
генерации
(
коге
-
нерации
),
построенной
для
самоэнергообеспече
-
ния
и
работающей
в
синхронизированном
режиме
с
энергосистемой
с
учётом
обеспечения
требуемой
для
потребителя
надёжности
энерго
снабжения
.
2.
Как
обеспечить
нормальную
конкуренцию
производителей
электроэнергии
на
оптовом
и
розничных
рынках
электроэнергии
с
ре
-
альным
правом
потребителей
выбирать
себе
наиболее
выгодных
поставщиков
со
справед
-
ливой
ценой
на
транспортные
услуги
электро
-
сетевых
компаний
или
строить
для
себя
соб
-
ственную
генерацию
?
Для
ответа
на
второй
вопрос
отметим
следу
-
ющее
.
При
реализации
вышеизложенного
прин
-
ципа
ценообразования
при
функционировании
двухуровневого
рынка
электроэнергии
и
мощно
-
сти
потребитель
должен
иметь
гарантированное
законодательством
право
выбора
варианта
по
-
купки
электроэнергии
по
прямым
долгосрочным
договорам
с
местными
электростанциями
соот
-
ветствующего
розничного
рынка
электроэнергии
и
/
или
у
поставщиков
с
первого
уровня
—
ОРЭМ
,
и
/
или
построить
собственную
электростанцию
,
если
это
для
него
выгодно
.
Не
нужно
бояться
мест
-
ничества
—
всё
для
потребителя
определят
цены
на
электроэнергию
с
дифференцированной
опла
-
той
стоимости
транспортных
тарифов
.
Именно
по
-
требитель
сформирует
нормальную
мотивацию
для
поставщиков
электроэнергии
своим
правом
выбора
более
дешёвых
энергоресурсов
.
Именно
в
такой
парадигме
выстраивания
торговых
отношений
,
ког
-
да
потребитель
голосует
своим
рублём
за
того
или
иного
поставщика
энергоресурсов
,
заработают
ме
-
ханизмы
конкуренции
в
сфере
генерации
.
Очевид
-
но
,
что
в
конечном
итоге
потребителю
важно
купить
для
себя
необходимые
ресурсы
по
самой
дешёвой
цене
,
и
строительство
собственной
генерации
для
него
—
это
не
самоцель
,
это
технически
сложный
непрофильный
вид
высокотехнологичной
деятель
-
ности
,
который
ему
необходимо
осваивать
заново
,
и
поэтому
он
,
потребитель
,
всегда
отдаст
предпо
-
чтение
поставкам
энергии
от
энергосистемы
при
относительно
равных
показателях
её
стоимости
.
Следует
отметить
особенность
продажи
элек
-
троэнергии
(
мощности
)
ТЭЦ
,
которые
в
настоящее
время
недозагружены
по
теплофикационному
ре
-
жиму
и
имеют
,
соответственно
,
существенные
по
величинам
так
называемые
«
конденсационные
хвосты
» (
до
50
процентов
установленной
мощно
-
сти
теплофикационного
оборудования
).
Дозагруз
-
ка
конденсационных
хвостов
ТЭЦ
с
существенно
большими
(
в
1,5–2,0
раза
)
удельными
расходами
топлива
на
производство
электроэнергии
—
это
задача
общесистемной
оптимизации
режимов
ра
-
боты
ЕЭС
в
целом
.
Для
таких
ТЭЦ
должно
быть
предоставлено
право
участвовать
на
конкурент
-
ных
началах
в
рынке
системных
услуг
ОРЭМ
,
на
котором
эти
недогруженные
свободные
мощности
ТЭЦ
могут
быть
востребованы
для
целей
регули
-
рования
частоты
тока
,
покрытия
остро
пиковой
части
графика
электрических
нагрузок
энергоси
-
стем
,
графика
перетоков
мощности
по
ЛЭП
,
как
горячий
резерв
мощности
в
узлах
нагрузки
и
пр
.
При
этом
выработка
электроэнергии
в
тепло
-
фикационном
(
комбинированном
)
режиме
—
это
самая
дешёвая
электроэнергия
на
тепловых
элек
-
тростанциях
,
она
должна
быть
продана
в
первую
очередь
непосредственно
потребителям
тех
горо
-
дов
и
местным
промышленным
предприятиям
,
где
расположены
соответствующие
ТЭЦ
.
Представляется
,
что
в
такую
структуру
торго
-
вых
отношений
в
электроэнергетике
совершенно
естественно
вписываются
и
возможности
работы
для
так
называемой
распределённой
генерации
разного
типа
.
При
этом
правильно
под
этим
тер
-
мином
понимать
не
только
локально
работающие
электростанции
разного
типа
,
но
и
значимые
ко
-
генеративные
энергоисточники
с
установленной
мощностью
,
например
до
100
МВт
,
как
это
приня
-
то
,
например
,
в
Германии
.
Стихийное
появление
в
системах
электроснабжения
мелких
,
как
пра
-
вило
,
удалённых
потребителей
даже
в
качестве
резервных
энергоисточников
уже
вызывает
кон
-
фликт
интересов
со
стороны
системной
энергети
-
ки
,
особенно
электросетевых
компаний
,
у
которых
снижается
загрузка
электросетей
и
,
следователь
-
но
,
появляется
недобор
необходимой
валовой
выручки
.
А
электростанциям
с
мощностью
свы
-
ше
25
МВт
(
таким
малым
и
средним
по
мощности
электростанциям
)
сегодня
законодательно
пред
-
писано
независимо
от
форм
их
собственности
поставлять
всю
произведённую
электроэнергию
на
ОРЭМ
,
что
в
корне
меняет
экономическую
сущ
-
ность
комбинированного
производства
электри
-
ческой
и
тепловой
энергии
,
её
экономическую
выгодность
для
местных
потребителей
,
которые
сегодня
виртуально
покупают
электроэнергию
местных
ТЭЦ
через
ОРЭМ
с
оплатой
всей
сете
-
вой
и
рыночной
инфраструктуры
ЕЭС
,
превращая
ценообразование
на
ОРЭМ
и
трансляцию
цен
на
розничные
рынки
в
«
чёрный
ящик
»
для
потребите
-
лей
.
Этот
всем
давно
очевидный
законодательный
казус
продолжает
своё
вредное
чёрное
дело
—
он
препятствует
развитию
малой
и
средней
по
мощ
-
ности
когенерации
на
розничных
рынках
электро
-
энергии
,
так
как
это
не
в
интересах
крупноблочной
генерации
ОГК
,
госконцерна
«
Рос
энерго
атом
»,
ПАО
«
Россети
»
и
энергосбытовых
компаний
.
Для
всех
названных
субъектов
рынка
электро
энергии
продолжающееся
стихийное
развитие
распре
-
делённой
генерации
уменьшает
доходы
.
Един
-
ственный
,
кто
сегодня
заинтересован
в
развитии
малой
и
средней
по
мощности
генерации
,
так
это
потребители
электро
-
и
теплоэнергии
,
т
.
к
.
к
насто
-
ящему
времени
по
своим
технико
-
экономическим
показателям
малая
и
средняя
электрогенерация
не
уступает
,
а
по
ряду
показателей
превосходит
большую
системную
энергетику
на
крупноблоч
-
45
№
1 (34) 2016
ном
оборудовании
,
обеспечивая
потребителей
дешёвой
электроэнергией
(
табл
. 1).
При
этом
величина
установленной
мощности
газопоршневых
электростанций
в
зависимости
от
принимаемых
для
установки
типов
оборудования
генерации
может
достигать
300
МВт
и
более
.
На
-
пример
,
в
Канзасе
(
США
)
успешно
работает
элек
-
тростанция
с
агрегатами
20v34sg (
фирмы
«
Вярт
-
силе
»)
общей
установленной
мощностью
76
МВт
,
а
в
Азербайджане
работают
уже
две
электро
-
станции
с
агрегатами
фирмы
«
Вяртсиле
»
соот
-
ветственно
с
установленными
мощностями
100
и
300
МВт
.
К
достоинствам
газопоршневых
электростанций
по
сравнению
с
крупноблочной
энергетикой
следу
-
ет
отнести
:
•
поэтапные
инвестиции
при
ограниченных
рисках
и
оптимальной
генерации
прибыли
;
•
высокая
готовность
к
пуску
и
ограниченные
требования
к
резервированию
при
моноагре
-
гатности
станции
;
•
высокий
КПД
при
режимах
частичной
загрузки
;
•
быстрый
запуск
: 5–10
минут
из
прогретого
состояния
до
полной
нагрузки
(
против
4–5
часов
для
блочных
ТЭС
);
•
воздушная
система
охлаждения
,
не
требующая
воды
;
•
низкое
давление
топливного
газа
;
•
график
обслуживания
оборудования
не
зависит
от
числа
пусков
и
остановок
агрегатов
.
Приведённые
показатели
и
аргументы
убеди
-
тельно
свидетельствуют
о
том
,
что
научно
-
тех
-
нический
прогресс
в
малой
и
средней
генерации
,
особенно
в
газопоршневой
технике
,
обусловил
необходимость
пересмотра
концептуальных
по
-
ложений
о
дальнейшем
развитии
и
размещении
электростанций
в
комплексной
увязке
с
развити
-
ем
газообеспечения
и
газификации
нашей
страны
.
При
этом
особо
следует
подчеркнуть
,
что
за
осно
-
ву
развития
электроэнергетических
систем
в
зонах
централизованного
газоснабжения
должен
быть
принят
принцип
максимального
приближения
газо
-
воэнергетической
генерации
,
как
правило
когене
-
ративного
типа
,
непосредственно
к
потребителям
и
/
или
в
центрах
энергетических
нагрузок
и
их
при
-
ростов
.
Именно
такой
подход
к
формированию
электро
-
энергетических
систем
в
современном
периоде
развития
представляет
собой
нормальную
конку
-
ренцию
крупноблочной
генерации
[7],
которая
по
своим
технико
-
экономическим
показателям
прак
-
тически
исчерпала
свой
потенциал
улучшения
,
а
малая
и
средняя
по
мощности
разного
типа
гене
-
рация
,
включая
и
ВИЭ
,
успешно
совершенствуется
и
далеко
не
исчерпала
свой
потенциал
.
Это
в
тео
-
ретическом
плане
,
а
что
касается
вопросов
практи
-
ческой
реализации
этого
принципа
,
то
в
этой
части
сегодня
накопилось
столько
конфликтов
интересов
у
хозяйствующих
субъектов
,
которые
закреплены
действующей
нормативно
-
правовой
базой
,
что
тре
-
буется
вносить
ряд
поправок
в
законодательную
базу
.
В
порядке
замечаний
можно
заметить
,
что
сторонники
действующей
модели
развития
круп
-
ноблочной
системной
энергетики
считают
,
что
развитие
малой
и
средней
по
мощности
газовой
энергетики
и
так
называемой
распределённой
ге
-
нерации
разрушают
системную
энергетику
,
унич
-
тожают
основу
развития
ЕЭС
России
и
не
обе
-
спечивают
реализацию
принципа
опережающего
Табл
. 1.
Оценочные
технико
-
экономические
показатели
малой
и
средней
по
мощности
газопоршневой
генерации
по
сравнению
с
показателями
крупноблочной
системной
генерации
Показатели
Газопоршневая
генерация
АЭС
ТЭС
ГЭС
Номинальная
мощность
,
тыс
.
кВт
3,9; 6,9; 8,7; 16,6
1150
450
Свыше
100
Удельный
расход
топлива
,
кДж
/
кВт
·
ч
7817, 7753, 7737, 7616
—
315
—
КПД
, %
46,1; 46,4; 46,5; 47,3
—
42
75
То
же
,
с
утилизацией
тепла
, %
Свыше
90
—
85
75
Охлаждение
Воздушное
Вода
Вода
Вода
Удельные
капвложения
,
долл
./
кВт
1100–1200
3500
2500
От
3000
Удорожание
за
счёт
выдачи
мощности
в
сеть
, %
0
—
35–40
До
30–40
Цена
электроэнергии
с
учётом
электро
-
сетевой
составляющей
в
ценах
2014
года
для
конечного
потребителя
,
руб
./
кВт
·
ч
1,5–1,7
3,5
3,5
3,5
Примечание
:
все
приведённые
показатели
являются
оценочными
и
приняты
по
материалам
разных
энер
-
гетических
компаний
.
46
СЕТИ РОССИИ
развития
энергетики
.
Но
такие
утверждения
по
меньшей
мере
несостоятельны
хотя
бы
потому
,
что
преимущественное
развитие
малой
и
средней
генерации
не
противоречит
развитию
ЕЭС
России
и
необходимости
опережающего
развития
энерге
-
тики
.
Но
при
этом
развитие
ЕЭС
получает
новое
техническое
качество
с
более
благоприятными
экономическими
показателями
для
потребителей
энергии
и
существенно
уменьшает
необходимые
капитальные
затраты
на
создание
того
самого
опе
-
режения
,
что
позволяет
более
экономичным
спосо
-
бом
ответить
на
возникающий
прирост
в
энергии
в
адекватные
временные
сроки
темпам
прироста
энергопотребления
.
Если
с
таким
концептуальным
подходом
со
-
гласиться
,
то
сегодня
задача
заключается
в
том
,
чтобы
снять
законодательные
препятствия
для
развития
малой
и
средней
генерации
,
т
.
е
.
создать
недискриминационные
условия
конкуренции
в
сфе
-
ре
генерации
,
начиная
с
конкуренции
генерации
,
и
в
первую
очередь
на
уровне
региональных
рын
-
ков
электроэнергии
.
Итак
,
можно
заключить
,
что
приведённые
тех
-
нико
-
экономические
показатели
малой
и
средней
генерации
по
сравнению
с
показателями
генера
-
ции
большой
системной
энергетики
свидетель
-
ствуют
о
том
,
что
научно
-
технический
прогресс
в
малой
энергетике
за
последние
20–25
лет
по
-
высил
её
конкурентоспособность
настолько
,
что
необходимо
самым
существенным
образом
пере
-
сматривать
парадигму
построения
систем
энерго
-
обеспечения
и
энергоснабжения
экономики
нашей
страны
в
пользу
более
ускоренного
развития
коге
-
неративных
систем
энергоснабжения
потребите
-
лей
в
структуре
ЕЭС
России
.
А
если
при
этом
учесть
,
что
появление
в
не
-
посредственной
близости
к
потребителям
малой
генерации
существенно
повышает
надёжность
электроснабжения
потребителей
,
удаляет
сроки
строительства
новых
или
реконструкции
действу
-
ющих
объектов
электросетевого
хозяйства
терри
-
ториальных
электросетевых
организаций
(
ТСО
),
то
совершенно
очевиден
экономический
смысл
конфликта
интересов
между
большой
системной
энергетикой
с
одной
стороны
и
малой
и
средней
по
мощности
когенерацией
с
потребителями
—
с
другой
.
Но
если
конфликт
интересов
между
ге
-
нерациями
разного
типа
и
мощности
представля
-
ет
собой
нормальную
конкуренцию
за
договора
с
потребителями
,
то
конфликт
интересов
между
ТСО
и
малой
и
средней
генерацией
—
это
искус
-
ственно
и
законодательно
созданный
конфликт
интересов
,
который
в
конечном
итоге
провоциру
-
ет
избыточные
объёмы
электросетевого
строи
-
тельства
для
повышения
«
надёжности
»
электро
-
снабжения
потребителей
.
Как
говорится
, «
любой
каприз
за
ваш
счёт
».
Но
такая
услуга
для
потре
-
бителей
превзошла
все
разумные
пределы
.
Так
,
например
,
доля
тарифов
на
транспорт
электро
-
энергии
в
структуре
конечной
цены
на
электро
-
энергию
за
период
реформ
отрасли
с
1992
го
-
да
возросла
с
18–20%
до
50–60%
в
2014
году
,
что
в
разы
превышает
соответствующие
показатели
в
развитых
зарубежных
странах
(
табл
. 2).
Эта
проблема
могла
быть
решена
,
если
бы
снять
запрет
для
ТСО
на
владение
генерацией
с
уста
-
новленной
мощностью
электростанций
,
например
,
до
100
МВт
,
что
позволило
бы
за
счёт
их
рацио
-
нального
размещения
оптимизировать
развитие
электрических
сетей
напряжением
до
220–330
кВ
включительно
,
увеличить
доходы
ТСО
и
не
уве
-
личивать
,
а
уменьшить
в
целом
цены
на
электро
-
энергию
для
конечных
потребителей
.
Это
одна
из
первоочередных
задач
для
законодателей
и
госу
-
дарственных
регуляторов
отношений
в
электроэ
-
нергетике
,
которая
,
другими
словами
,
заключается
не
в
лоббировании
интересов
большой
системной
энергетики
,
как
это
сделано
в
ФЗ
-35 (
ст
. 36,
п
. 5),
что
ведёт
к
росту
тарифов
и
изъятию
денег
из
при
-
были
промышленных
предприятий
,
а
к
снятию
вся
-
кого
рода
препятствий
для
открытой
и
справед
-
ливой
конкуренции
производителей
за
договора
с
предприятиями
.
Только
интересы
потребителей
энергоресурсов
должны
быть
определяющими
при
решении
вопро
-
сов
объективно
необходимой
новой
эпохи
реинду
-
стриализации
нашей
экономики
.
Но
для
этого
предстоит
решить
житейски
непро
-
стую
задачу
—
преодолеть
проэнергетическое
лоб
-
би
в
Правительстве
РФ
и
Государственной
думе
,
которое
не
допускает
даже
обсуждения
этого
,
каза
-
лось
бы
,
давно
перезревшего
у
нас
и
давно
решён
-
ного
за
рубежами
нашей
страны
в
пользу
малой
энергетики
вопроса
.
Конфликт
экономических
интересов
между
ПАО
«
Россети
»
и
развитием
малой
и
средней
генерации
в
электрических
сетях
низкого
и
среднего
классов
напряжения
самым
непосредственным
образом
влияет
:
•
во
-
первых
,
на
загрузку
уже
существующих
электрических
сетей
,
соответственно
снижая
её
и
соответственно
уменьшая
потери
в
сетях
;
Табл
. 2.
Сравнительная
структура
цен
на
электроэнергию
в
разных
странах
Россия
США
Англия
Франция
Япония
Годы
1990, 2000, 2006, 2010
2010
2010
2010
2010
Всего
, %
100
100
100
100
100
В
том
числе
:
электрическая
сеть
, %
18, 25, 32, 61
17
26
30
12
Производство
и
сбыт
82, 75, 68, 39
83
74
70
88
По
материалам
АПБЭ
,
НП
«
Совет
рынка
»
и
компании
«Branan»
47
№
1 (34) 2016
•
во
-
вторых
,
повышает
надёжность
электроснаб
-
жения
потребителей
в
зоне
действия
малой
генерации
и
тем
самым
уменьшает
необходи
-
мость
строительства
дополнительных
электро
-
сетей
,
а
это
уже
святая
святых
электросетевого
(
и
не
только
)
бизнеса
.
Но
совершенно
очевидно
,
что
выгоды
потреби
-
теля
электросетевые
компании
мало
интересуют
—
у
них
свой
бизнес
за
счёт
потребителей
.
Как
сказал
в
частной
беседе
один
из
заместителей
министра
энергетики
, «
мы
,
энергетики
,
в
ваш
промышленный
бизнес
не
вмешиваемся
,
и
вы
,
промышленники
,
в
наш
энергетический
бизнес
тоже
не
вмешивай
-
тесь
».
Но
если
такой
образ
мышления
у
государ
-
ственного
чиновника
,
то
на
какую
поддержку
госу
-
дарства
можно
надеяться
потребителям
?
Как
снять
конфликт
экономических
интересов
между
сетевыми
компаниями
и
потребителями
?
Представляется
,
что
решение
этого
вопроса
мож
-
но
найти
,
сняв
запрет
электросетевым
компаниям
иметь
на
своём
хозяйственном
балансе
генера
-
цию
,
например
,
с
мощностью
электростанций
до
100
МВт
с
правом
их
работы
на
розничном
рын
-
ке
электроэнергии
.
Такое
решение
позволило
бы
самым
радикальным
образом
снизить
тарифы
на
электроэнергию
для
местных
потребителей
,
со
-
кратить
потери
в
электрических
сетях
за
счёт
снижения
их
загрузки
,
повысить
надёжность
элек
-
троснабжения
потребителей
от
электросетевых
центров
питания
.
Это
всё
выгоды
потребителей
,
а
электросетевая
компания
в
этом
случае
повысит
капитализацию
своих
активов
на
фондовых
рын
-
ках
и
получит
доход
и
соответствующую
прибыль
за
счёт
продажи
электроэнергии
и
мощности
своих
электростанций
на
рынке
электроэнергии
.
Такое
решение
для
электросетевых
компаний
открывает
возможность
решения
вопросов
досту
-
па
к
электрической
сети
новых
потребителей
элек
-
троэнергии
через
механизмы
софинансирования
с
предприятиями
не
только
развития
сети
,
но
и
со
-
финансирования
строительства
новой
промышлен
-
ной
когенерации
с
применением
финансовых
меха
-
низмов
энергосервисных
контрактов
,
аутсортинга
и
др
.
Это
уже
принципиально
другой
бизнес
для
элек
-
тросетевых
компаний
для
своей
выгоды
и
с
эконо
-
мической
пользой
для
потребителей
.
Но
и
в
этом
случае
ФЗ
-35
стоит
на
страже
чи
-
стоты
либерального
постулата
,
запрещающего
электросетевым
компаниям
владеть
генераци
-
ей
и
заниматься
энергосбытовой
деятельностью
,
усмат
ривая
в
этом
некий
конфликт
интересов
(?).
Но
если
этот
«
конфликт
интересов
»
идёт
на
пользу
и
электросетевой
компании
,
и
,
что
важно
,
потреби
-
телям
,
то
почему
бы
не
поступиться
этой
«
догмати
-
ческой
чистотой
»
либерализации
.
Можно
провести
эксперимент
для
выявления
эффективности
сня
-
тия
такого
запрета
на
представительной
выборке
субъектов
РФ
и
убедиться
в
эффективности
такого
подхода
или
же
обоснованно
отказаться
от
него
.
Ещё
об
одном
важном
аспекте
этой
актуаль
-
ной
задачи
,
который
выводит
нас
на
решение
про
-
блем
Smart Grid
и
создание
интеллектуальных
систем
. Smart Grid —
это
модное
название
пере
-
кочевало
в
нашу
терминологию
из
-
за
рубежа
вме
-
сто
известной
ещё
в
советское
время
кибернетики
электроэнергетических
систем
и
предусмат
ривает
активизацию
и
использование
регулировочных
способностей
как
оборудования
электросетевых
центров
питания
,
так
и
регулировочно
-
адаптаци
-
онных
возможностей
самих
потребителей
с
управ
-
ляемой
нагрузкой
в
целях
оптимизации
режимов
работы
электроэнергетической
системы
при
гаран
-
тированном
выполнении
производственных
задач
потребителями
.
Технические
возможности
совре
-
менных
средств
режимной
автоматики
в
электриче
-
ских
сетях
и
в
АСУ
ТП
промпредприятий
позволяют
решать
вопросы
интеграции
автоматизированных
систем
разных
коммерческих
организаций
для
вза
-
имной
выгоды
.
Но
наличие
в
сетевых
узлах
пита
-
ния
и
у
потребителей
активных
элементов
в
виде
электрогенерации
открывает
для
Smart Grid
нишу
для
очень
эффективных
экономических
решений
,
т
.
к
.
наличие
в
электросетевых
узлах
и
центрах
питания
потребителей
генерации
не
только
соз
-
даёт
большие
маневренные
возможности
в
самой
электроэнергетической
системе
,
но
,
что
не
менее
важно
,
создаёт
более
стабильные
и
надёжные
ус
-
ловия
электроснабжения
потребителей
для
выпол
-
нения
их
коммерческих
обязательств
и
производ
-
ственных
программ
.
Представляется
,
что
наличие
множества
поузловых
систем
Smart Grid
создаст
условия
их
синтеза
в
единую
иерархически
выстро
-
енную
интеллектуальную
электроэнергетическую
систему
.
В
этой
связи
нужно
ещё
раз
подчеркнуть
,
что
развитие
малой
и
средней
по
мощности
,
и
даже
распределённой
генерации
разного
типа
с
исполь
-
зованием
и
ВИЭ
создаёт
нормальную
конкурен
-
цию
производителей
энергии
на
розничных
рынках
электроэнергии
как
между
собой
,
так
и
с
поставка
-
ми
электроэнергии
с
ОРЭМ
.
Такое
развитие
гене
-
рации
и
конкуренции
поставщиков
не
противоречит
принципам
и
задачам
надёжного
и
эффективного
электро
-
и
теплоснабжения
потребителей
,
не
про
-
тиворечит
принципам
рыночной
экономики
,
а
об
-
уславливает
необходимость
устранения
всех
пре
-
пятствий
в
нормативно
-
законодательной
базе
для
развития
электроэнергетических
систем
с
макси
-
мальным
эффектом
для
социально
-
экономическо
-
го
развития
нашей
страны
.
3.
Какие
необходимы
эффективные
меха
-
низмы
финансирования
нового
капитально
-
го
строительства
энергетических
объектов
и
электросетевого
строительства
,
чтобы
они
не
обременяли
реальный
сектор
экономики
из
-
лишними
ценовыми
нагрузками
на
покупаемые
энергоресурсы
?
При
ответе
на
этот
вопрос
необходимо
учесть
следующие
обстоятельства
.
В
советское
время
планово
-
распределительной
экономики
финансирование
развития
генерации
и
электросетевого
комплекса
осуществлялось
из
48
СЕТИ РОССИИ
централизованных
источников
за
счёт
государ
-
ственного
бюджета
и
создаваемые
новые
иму
-
щественные
фонды
после
ввода
энергетических
объектов
передавались
на
хозяйственный
баланс
соответствующих
государственных
энергетических
предприятий
и
производственных
объединений
,
увеличивая
тем
самым
их
балансовую
стоимость
.
Таким
образом
,
создавалась
и
тем
самым
нара
-
щивалась
общегосударственная
(
общенародная
)
собственность
.
Такой
механизм
плановой
госу
-
дарственной
финансово
-
экономической
системы
принципиально
отличается
от
финансово
-
экономи
-
ческой
системы
рыночного
типа
,
которая
вот
уже
25
лет
строится
в
нашей
стране
и
которая
пере
-
живает
за
это
время
уже
третий
глубокий
финан
-
сово
-
экономический
кризис
.
Проведение
анализа
причин
таких
кризисов
—
это
предмет
отдельного
глубокого
системного
исследования
.
Что
же
касает
-
ся
оценки
влияния
энергетической
составляющей
на
реальный
сектор
экономики
,
уже
много
было
опуб
ликовано
исследований
,
и
в
данной
статье
ста
-
вится
более
простая
задача
—
попытаться
понять
,
почему
в
рыночных
условиях
нашей
отечественной
экономики
,
в
которой
все
хозяйствующие
субъекты
(
юридические
лица
)
представлены
акционерными
компаниями
различного
типа
,
происходит
узаконен
-
ный
государством
процесс
безвозмездного
изъятия
части
прибыли
у
всех
акционерных
обществ
—
по
-
требителей
электроэнергии
(
фактически
инвесто
-
ров
) —
в
пользу
других
акционерных
обществ
—
энергетических
компаний
—
для
увеличения
капитализации
последних
даже
без
оформления
увеличения
соответствующей
доли
в
акционерном
капитале
энергокомпаний
не
только
фактических
потребителей
-
инвесторов
,
но
и
государства
при
финансировании
капитальных
вложений
за
счёт
госбюджета
.
По
существу
,
государство
в
данном
случае
узаконило
целевой
сбор
(
косвенный
на
-
лог
)
со
всех
потребителей
электроэнергии
(
кроме
населения
и
приравненных
к
ним
потребителей
)
в
виде
обязательного
включения
инвестиционной
составляющей
в
цены
(
тарифы
)
на
энергоресурсы
с
последующей
безвозмездной
передачей
этих
ин
-
вестиционных
средств
в
пользование
энергокомпа
-
ний
.
Вряд
ли
такой
механизм
сбора
средств
с
по
-
требителей
для
финансирования
инвестиционных
программ
,
одобренных
даже
специальными
реше
-
ниями
Правительства
РФ
,
можно
считать
рыноч
-
ным
механизмом
.
Это
,
скорее
,
механизмы
мобили
-
зационной
экономики
или
трансляция
в
некотором
роде
обобществления
,
практиковавшегося
в
совет
-
ские
времена
плановой
экономики
в
нашу
рыноч
-
ную
экономику
с
той
лишь
разницей
,
что
в
плановой
экономике
инвестиционные
средства
капитализи
-
ровались
в
общегосударственной
(
общенародной
)
собственности
,
а
сегодня
государство
своим
зако
-
нодательством
обогащает
акционеров
,
в
том
числе
и
зарубежных
,
частных
энергетических
компаний
за
счёт
изъятия
части
прибыли
промышленных
предприятий
.
В
нашей
стране
электроэнергетика
реструктурирована
по
видам
деятельности
и
при
-
ватизирована
,
но
осталась
как
энергетическая
си
-
стема
в
федеральном
ведении
(c
т
. 71,
пункт
и
)
Кон
-
ституции
РФ
),
но
не
в
федеральной
собственности
.
И
в
соответствии
с
этим
конституционным
правом
государство
регулирует
нормативную
и
правовую
базу
хозяйствования
в
сфере
электроэнергетики
.
Но
имущественные
отношения
субъектов
хозяй
-
ственной
деятельности
регламентируются
ГК
РФ
,
ФЗ
«
Об
акционерных
обществах
»,
ФЗ
«
Об
инвес
-
тиционной
деятельности
в
РФ
в
виде
капитального
строительства
»,
ФЗ
«
Об
электроэнергетике
»
и
дру
-
гими
актами
федерального
законодательства
,
ко
-
торые
не
должны
быть
противоречивыми
в
таком
важном
вопросе
,
как
обеспечение
законных
иму
-
щественных
прав
и
экономических
интересов
акци
-
онерных
обществ
.
В
данном
случае
речь
идёт
об
имущественных
правах
акционерных
обществ
по
-
требителей
электроэнергии
—
инвесторов
,
за
счёт
которых
безвозмездно
наращивается
имуществен
-
ный
комплекс
других
частных
акционерных
компа
-
ний
—
энергетических
.
И
дело
здесь
не
в
том
,
чтобы
поставить
вопрос
о
нецелесообразности
инвестирования
капиталь
-
ного
строительства
энергетических
объектов
за
счёт
потребителей
электроэнергии
—
в
конечном
итоге
для
этих
целей
других
источников
нет
, —
а
речь
идёт
о
том
,
как
защитить
имущественные
права
фактических
инвесторов
развития
электро
-
энергетики
—
промышленных
предприятий
и
про
-
мышленных
акционерных
компаний
, —
которые
,
собственно
,
являются
центрами
экономического
роста
и
базой
социально
-
экономического
развития
страны
.
Сегодня
государство
изыскивает
финансо
-
вые
средства
для
поддержки
развития
предприни
-
мательства
в
промышленном
секторе
экономики
за
счёт
бюджета
и
резервного
фонда
развития
и
в
то
же
время
изымает
у
тех
же
предприятий
—
акци
-
онерных
компаний
—
триллионы
рублей
для
фи
-
нансирования
капитального
строительства
факти
-
чески
не
нужных
для
потребителей
электроэнергии
крупных
электростанций
и
электрических
сетей
,
со
-
держание
которых
,
наряду
с
ранее
построенными
и
действующими
в
настоящее
время
,
тоже
обеспе
-
чивается
за
счёт
цен
(
тарифов
)
на
электроэнергию
.
Например
,
для
финансирования
капитального
строительства
новых
электростанций
в
частных
ОГК
и
ТГК
компании
привлекают
кроме
собствен
-
ных
средств
кредитные
ресурсы
коммерческих
банков
и
должны
по
принципам
рыночной
экономи
-
ки
окупить
в
приемлемые
сроки
вложенные
день
-
ги
,
вернув
банкам
и
тело
кредита
,
и
проценты
на
кредит
.
Источником
возврата
указанных
кредитов
является
прибыль
от
продажи
электроэнергии
и
мощности
вновь
построенного
объекта
.
При
мар
-
жинальном
ценообразовании
эта
прибыль
форми
-
руется
за
счёт
разницы
между
величиной
выручки
на
рынке
за
проданную
электроэнергию
и
мощно
-
стью
данной
электростанции
и
её
производствен
-
ными
затратами
.
Эта
разница
(
прибыль
)
и
должна
обеспечить
после
её
налогообложения
и
обслужи
-
вание
кредитов
,
и
финансирование
капитального
строительства
,
и
дивиденды
акционерам
соответ
-
ствующих
энергокомпаний
,
размер
которых
опре
-
49
№
1 (34) 2016
деляют
сами
акционеры
.
А
теперь
представим
себе
,
что
компания
ошиблась
в
оценке
величины
прироста
спроса
на
электроэнергию
,
и
она
оказалась
избыточной
на
энергорынке
.
Что
долж
-
но
последовать
по
законам
рыночной
экономики
?
Есть
несколько
вариантов
ответа
на
этот
обычный
вопрос
.
Так
,
если
вновь
по
-
строенная
электростанция
предлагает
более
дешё
-
вую
продукцию
,
чем
уже
существующие
устаревшие
электростанции
,
то
послед
-
ние
вытесняются
из
энерго
-
баланса
и
должны
решать
свою
судьбу
:
или
демон
-
таж
,
или
инновационная
реконструкция
за
счёт
привлекаемых
финансовых
средств
с
рынка
капиталов
для
снижения
в
конеч
-
ном
итоге
стоимости
своей
продукции
,
и
на
этом
основании
вытесняет
из
энергобаланса
следую
-
щую
относительно
дорогую
электростанцию
.
Этот
рыночный
принцип
в
конечном
итоге
приводит
к
обновлению
основных
фондов
энергетических
компаний
и
банкротству
части
из
них
,
потребители
электроэнергии
получают
более
дешёвую
электро
-
энергию
(
мощность
)
на
энергорынке
в
результате
такой
конкуренции
производителей
.
Чем
же
отличается
наша
действительность
от
нормально
работающей
конкуренции
энергокомпа
-
ний
в
развитых
зарубежных
странах
?
Рассмотрим
несколько
основных
факторов
в
мо
-
дели
рыночных
отношений
в
нашей
электроэнер
-
гетике
.
За
25
лет
постсоветского
периода
все
страте
-
гические
прогнозы
развития
электроэнергетики
на
базе
социально
-
экономических
прогнозов
Минэ
-
кономразвития
России
,
а
их
было
представлено
Правительству
РФ
для
одобрения
около
десятка
,
были
ошибочными
,
как
показала
фактическая
ре
-
альность
,
в
двух
основных
факторах
:
во
-
первых
,
в
слишком
оптимистическом
прогнозе
темпов
роста
электропотребления
,
которые
в
разы
завышали
со
-
ответствующие
потребности
в
строительстве
и
вво
-
де
новых
генерирующих
мощностей
с
соответству
-
ющими
объёмами
электросетевого
строительства
,
и
,
во
-
вторых
,
предлагали
продолжение
советского
тренда
развития
электроэнергетики
на
базе
строи
-
тельства
крупноблочных
атомных
электростанций
и
электростанций
в
основном
на
газовом
топливе
вместо
крупномасштабной
инновационной
про
-
граммы
реконструкции
и
модернизации
действу
-
ющих
электростанций
с
адекватной
программой
электросетевого
строительства
и
строительства
малой
и
средней
по
мощности
когенерации
в
цен
-
трах
прироста
спроса
на
электро
-
и
теплоэнергию
.
Такая
энергетическая
стратегия
сформировала
неверную
целевую
задачу
опережающего
развития
электроэнергетики
,
и
Правительство
РФ
,
опасаясь
образования
дефицита
энергетических
мощно
-
стей
,
приняло
беспрецедентное
решение
—
обя
-
зало
ОГК
и
ТГК
выполнять
завышенную
,
как
каза
-
лось
,
инвестиционную
программу
энергетического
строительства
без
адекватного
спроса
на
энерго
-
ресурсы
и
вывода
из
работы
неэффективных
ста
-
рых
мощностей
на
действующих
электростанциях
.
Этим
обстоятельством
непременно
воспользо
-
вались
упомянутые
энергокомпании
и
добились
у
Правительства
РФ
гарантий
возврата
своих
соб
-
ственных
и
привлечённых
финансовых
средств
для
капитального
строительства
электростанций
за
счёт
введения
обязательных
платежей
потре
-
бителями
электроэнергии
по
так
называемым
до
-
говорам
поставки
мощности
(
ДПМ
).
По
выражению
энергетиков
, «
это
идеальное
решение
»
позволило
переложить
все
финансово
-
экономические
риски
энергокомпаний
на
промышленных
потребителей
и
снять
практически
всякие
ограничения
на
стои
-
мость
капитального
строительства
энергообъек
-
тов
.
Лучшего
«
рыночного
»
механизма
мотивации
энергетического
строительства
пока
нигде
не
при
-
думано
—
это
изобретение
наших
отечественных
«
рыночников
»
продолжает
свою
неблагодарную
работу
по
повышению
цен
на
электроэнергию
.
Ре
-
альному
сектору
экономики
предписывается
со
-
держать
за
счёт
тарифов
на
электроэнергию
не
востребованных
на
рынке
электроэнергии
[8]
около
30–35
ГВт
устаревших
энергомощностей
.
Что
касается
необходимости
развития
малой
и
средней
по
мощности
генерации
адекватно
-
го
приросту
спроса
на
электроэнергию
в
центрах
экономического
роста
,
то
Минэнерго
России
про
-
должает
не
видеть
эту
проблему
и
не
предлагает
каких
-
либо
мер
по
упорядочению
нормативно
-
пра
-
вовой
базы
в
этой
области
.
Представляется
,
что
первоочередными
мерами
упорядочения
пока
сти
-
хийного
строительства
малой
и
средней
по
мощно
-
сти
когенерации
могли
бы
стать
механизмы
заин
-
тересованности
действующих
генерирующих
(
ОГК
50
СЕТИ РОССИИ
и
ТГК
)
энергокомпаний
в
строительстве
вместо
крупноблочных
электростанций
когенеративных
электростанций
для
промышленных
предприятий
и
коммунальной
энергетики
на
паевых
началах
или
на
условиях
энергосервисных
контрактов
и
снять
запрет
на
владение
генерацией
для
электросете
-
вых
компаний
,
что
позволило
бы
им
строить
элек
-
тростанции
на
так
называемых
концевых
электро
-
сетевых
центрах
питания
вместо
строительства
дублирующих
электросетей
для
повышения
надёж
-
ности
электроснабжения
потребителей
.
Это
сняло
бы
конфликт
интересов
между
электросетевыми
компаниями
и
распределённой
генерацией
,
т
.
к
.
до
-
ходы
от
продажи
электроэнергии
и
мощности
гене
-
рации
формировали
бы
необходимую
валовую
вы
-
ручку
сетевой
компании
.
4.
Каким
механизмом
можно
гармонизиро
-
вать
экономические
интересы
и
законные
пра
-
ва
электросетевых
компаний
и
потребителей
электро
-
энергии
при
решении
вопросов
техно
-
логического
доступа
к
сети
?
Технологический
доступ
новых
потребителей
электроэнергии
к
сети
в
настоящее
время
вызыва
-
ет
наибольшее
количество
нареканий
со
стороны
предпринимателей
,
хотя
за
последний
год
проде
-
лана
существенная
успешная
работа
со
стороны
АСИ
по
регламентированию
Дорожной
карты
до
-
ступа
к
сети
.
Вопрос
остаётся
актуальным
в
силу
не
только
технических
и
юридических
особенно
-
стей
задачи
,
но
,
что
не
менее
важно
,
и
по
причи
-
нам
более
глубоким
—
каким
должен
быть
меха
-
низм
финансирования
развития
электросетевого
хозяйства
,
как
должна
формироваться
и
финанси
-
роваться
программа
капитального
строительства
электросетевых
объектов
.
Представляется
,
что
решение
вопросов
разви
-
тия
электрических
сетей
для
технологического
при
-
соединения
новых
промышленных
предприятий
и
/
или
увеличения
электропотребления
(
нагрузок
)
действующих
предприятий
лежит
в
области
фор
-
мирования
нормальных
недискриминационных
рыночных
отношений
между
независимыми
хо
-
зяйствующими
субъектами
энергетического
рын
-
ка
—
акционерными
электросетевыми
компаниями
и
акционерными
компаниями
-
электропотребителя
-
ми
.
Но
для
того
чтобы
рыночные
отношения
между
электроэнергетическими
компаниями
,
с
одной
сто
-
роны
,
и
новыми
потребителями
электроэнергии
—
с
другой
,
были
нормальными
,
государство
в
инте
-
ресах
развития
экономики
страны
в
целом
должно
предложить
такие
правила
отношений
,
которые
гар
-
монично
сбалансировали
бы
как
имущественные
права
,
так
и
экономические
интересы
указанных
сторон
.
Это
значит
,
что
нужно
в
нормативно
-
право
-
вом
отношении
определиться
в
том
,
что
развитие
электрохозяйства
для
перспективного
прироста
электропотребления
(
нагрузок
)
должно
осущест
-
вляться
и
/
или
за
счёт
привлекаемых
кредитных
ресурсов
с
рынка
капиталов
,
и
/
или
за
счёт
средств
присоединяемых
к
сети
новых
потребителей
,
кото
-
рые
в
этом
случае
становятся
инвесторами
элек
-
тросетевой
компании
со
всеми
вытекающими
из
этого
обстоятельства
правами
и
обязанностями
для
обеих
сторон
.
Поскольку
финансовые
средства
потребителей
-
инвесторов
являются
более
дешё
-
выми
по
сравнению
с
банковскими
кредитами
,
то
,
очевидно
,
и
для
сетевой
компании
,
и
для
потреби
-
теля
-
инвестора
этот
вариант
наиболее
приемлем
.
В
настоящее
время
такого
баланса
имуществен
-
ных
прав
и
экономических
интересов
в
области
торгово
-
экономических
отношений
в
электроэнер
-
гетике
,
в
частности
при
формировании
тарифов
на
транспорт
электроэнергии
,
не
обеспечивается
в
силу
следующих
обстоятельств
.
1.
Физические
объёмы
работ
и
топология
раз
-
вития
электросетевого
комплекса
на
территори
-
ях
субъектов
РФ
определяются
на
основе
опроса
и
анализа
заявок
на
подключение
потребителей
и
/
или
статистического
моделирования
прогнозных
данных
роста
спроса
электрических
нагрузок
на
5
лет
с
перспективой
на
10
лет
.
В
условиях
большой
неопределённости
разви
-
тия
коммерческого
бизнеса
и
высоких
дорогостоя
-
щих
рисков
предпринимательства
каждый
опраши
-
ваемый
субъект
сегодня
на
всякий
случай
заявляет
свою
перспективную
потребность
в
энергоресурсах
по
оптимистическому
варианту
.
Тем
самым
в
реги
-
ональных
схемах
формируются
оптимистические
варианты
развития
сети
с
учётом
«
перспективных
»
данных
от
потребителей
,
утверждаются
и
реали
-
зуются
инвестиционные
программы
капитального
строительства
в
электросетевом
комплексе
.
Таким
образом
,
создаются
завышенные
резервы
пропуск
-
ной
способности
в
сетях
и
открываются
для
новых
подключений
центры
питания
.
Заявитель
тем
са
-
мым
обеспечивает
для
себя
благоприятные
усло
-
вия
технологического
доступа
к
сети
в
будущем
,
которое
он
,
заявитель
,
ещё
толком
и
не
представ
-
ляет
.
А
ответственности
за
завышенные
заявки
в
предварительном
порядке
у
него
не
возникает
никакой
.
Вместе
с
тем
на
основании
именно
таких
«
до
-
стоверных
»
данных
формируются
и
утверждаются
Схемы
развития
электросетей
и
инвестиционные
программы
ЭСК
с
последующим
их
включением
для
финансирования
за
счёт
тарифов
на
транс
-
порт
—
для
сбора
финансовых
средств
с
существу
-
ющего
промышленного
сектора
экономики
.
Очевидно
,
что
достоверность
такого
прогноза
невелика
,
и
в
сложившихся
экономических
усло
-
виях
отклонения
прогнозных
значений
приростов
спроса
на
электроэнергию
могут
в
разы
менять
объёмы
перспективных
работ
по
опережающему
развитию
энергетики
и
электросетевого
хозяйства
как
по
очерёдности
их
реализации
,
так
и
по
их
то
-
пологии
.
Примером
тому
является
,
к
сожалению
,
вся
наша
практика
оптимистичного
стратегическо
-
го
прогнозирования
развития
электроэнергетики
в
постсоветский
период
.
2.
Утверждённые
в
установленном
порядке
Схе
-
мы
развития
и
размещения
энергетических
объек
-
тов
и
электросетевого
комплекса
,
разработанные
на
столь
зыбкой
прогнозной
основе
,
служат
осно
-
51
№
1 (34) 2016
ванием
для
формирования
инвестиционных
про
-
грамм
всех
электроэнергетических
компаний
,
и
,
что
самое
ошибочное
,
такие
перспективные
объёмы
финансирования
включаются
в
виде
инвестицион
-
ной
составляющей
в
тарифы
на
транспорт
электро
-
энергии
.
При
этом
ни
один
инвестиционный
проект
,
прежде
чем
попасть
в
инвестпрограмму
,
не
имеет
своего
отдельного
бизнес
-
плана
с
обоснованием
экономической
эффективности
и
сроков
возврата
капитальных
вложений
.
В
настоящее
время
это
самый
главный
недоста
-
ток
перспективного
бизнес
-
планирования
в
элек
-
тросетевом
хозяйстве
.
Такой
экономический
механизм
провоцирует
со
-
ставление
избыточных
инвестиционных
программ
под
предлогом
необходимости
опережающего
развития
инфраструктуры
со
ссылкой
на
утверж
-
дённые
Схемы
развития
.
При
таком
экономиче
-
ском
механизме
все
инвестиционные
,
финансовые
и
прочие
риски
несут
на
себе
только
существую
-
щие
потребители
электроэнергии
,
которые
опла
-
чивают
своим
транспортным
тарифом
развитие
электрических
сетей
не
для
себя
,
а
для
тех
новых
потребителей
,
которые
могут
появиться
,
а
могут
и
не
появиться
в
рассматриваемый
перспективный
период
времени
на
данной
территории
.
3.
Ещё
раз
отметим
,
что
все
инвестиционные
и
другие
финансовые
риски
по
реализации
проек
-
тов
электросетевого
строительства
ЭСК
перело
-
жены
на
существующих
потребителей
электроэ
-
нергии
независимо
от
того
,
увеличивают
они
своё
электропотребление
или
снижают
его
за
счёт
энергосбережения
.
Именно
поэтому
происходит
излишнее
электросетевое
строительство
и
рост
неиспользованных
резервов
,
которые
являются
очень
дорогим
балластом
ЭСК
и
обременяют
для
существующих
потребителей
электроэнергии
та
-
рифы
на
транспорт
дважды
—
за
счёт
завышен
-
ной
инвестиционной
составляющей
в
тарифе
и
за
счёт
эксплуатационных
затрат
на
содержание
та
-
ким
образом
установленного
резервного
оборудо
-
вания
.
В
конечном
итоге
ответом
на
поставленный
вопрос
о
причинах
роста
тарифов
на
транспорт
электроэнергии
является
главным
образом
не
-
оправданное
для
существующих
потребителей
электроэнергии
включение
в
тарифы
на
транспорт
завышенной
инвестиционной
составляющей
на
развитие
электросетевого
хозяйства
.
Означает
ли
это
,
что
нужно
отказаться
от
разра
-
ботки
схем
развития
и
размещения
энергетических
объектов
и
электросетевого
хозяйства
?
Конечно
,
нет
.
Эта
работа
наконец
-
то
вернула
хотя
бы
элементы
планового
начала
в
развитие
энергетики
,
чего
не
было
и
недоставало
более
15
лет
постсоветского
периода
.
Без
прогнозирова
-
ния
и
планирования
оптимального
развития
ЕЭС
нельзя
обеспечить
энергетическую
безопасность
и
надёжное
энергоснабжение
страны
.
Но
вместе
с
тем
совершенно
очевидно
возника
-
ет
предложение
не
включать
инвестиционную
со
-
ставляющую
в
НВВ
ЭСК
и
,
следовательно
,
в
тариф
на
транспорт
электроэнергии
для
существующих
потребителей
.
С
таким
предложением
выступило
Минэконом
-
развития
РФ
,
признав
целесообразным
финанси
-
ровать
развитие
электросетевого
комплекса
за
счёт
только
заёмных
средств
,
не
пересматривая
весь
механизм
формирования
инвестиционных
программ
.
Отмечая
рациональность
такого
механизма
,
следует
сказать
,
что
в
этом
случае
сохраняются
два
из
трёх
недостатков
существующего
механиз
-
ма
цено
образования
:
во
-
первых
,
остаётся
сложив
-
шаяся
практика
формирования
инвестиционных
программ
ЭСК
с
её
рисками
для
потребителей
(
это
плохо
),
правда
,
с
подключением
к
анализу
её
эф
-
фективности
кредитной
организации
в
качестве
52
СЕТИ РОССИИ
заинтересованной
организации
(
это
хорошо
);
во
-
вторых
,
существующие
потребители
всё
же
обре
-
меняются
необходимостью
оплачивать
проценты
на
кредит
и
возвращать
взятые
ЭСК
кредиты
за
счёт
тарифов
на
транспорт
электроэнергии
(
это
плохо
).
Таким
образом
,
в
итоге
существующий
потребитель
заплатит
больше
,
чем
сумма
,
кото
-
рую
он
бы
заплатил
при
прямом
финансировании
строительства
электросетевых
объектов
за
счёт
инвестиционной
составляющей
в
тарифе
.
Такой
механизм
финансирования
новостроек
может
быть
выгодным
лишь
при
низких
процентных
ставках
на
кредит
.
Исходя
из
зарубежного
опыта
,
этот
меха
-
низм
может
быть
интересным
при
банковской
став
-
ке
за
инвестиционный
кредит
не
выше
4–5%
годо
-
вых
.
К
почти
аналогичному
выводу
пришло
и
руко
-
водство
ПАО
«
Россети
»,
когда
гендиректор
Олег
Бударгин
на
круглом
столе
по
развитию
электро
-
сетевого
комплекса
24.03.2014
г
.
заявил
: «
Мы
не
понимаем
,
почему
сегодня
тот
тариф
,
который
мы
получаем
,
в
первую
очередь
распространяется
на
будущих
потребителей
.
Мы
сегодня
снижаем
про
-
грамму
модернизации
,
программу
ремонтов
,
пото
-
му
что
есть
требования
строить
новые
сети
.
И
не
те
,
которые
нужны
нам
для
надёжности
...
Считаю
,
что
сегодня
тариф
должен
работать
только
на
дей
-
ствующих
потребителей
.
А
средства
,
которые
не
-
обходимы
для
развития
,
должны
изыскиваться
от
тех
,
кто
требует
этого
развития
:
или
регион
,
или
федеральные
программы
».
Нельзя
не
согласиться
с
такой
позицией
,
но
по
-
чему
«
регион
или
федеральные
программы
»?
Раз
-
ве
региональный
или
федеральный
орган
может
видеть
пообъектно
всю
перспективу
на
5–10
лет
?
А
почему
не
поставить
задачу
более
правиль
-
но
—
средства
на
развитие
должны
привлекаться
от
тех
,
кто
требует
этого
развития
.
Что
касается
позиции
ФСТ
России
—
федераль
-
ного
органа
исполнительной
власти
в
области
ре
-
гулирования
стоимости
услуг
естественных
моно
-
полий
, —
то
названная
организация
,
предпочитала
практиковать
порочные
методы
индексации
тари
-
фов
и
RAB-
регулирование
,
невзирая
на
их
послед
-
ствия
.
Поэтому
,
соглашаясь
с
предложениями
Мин
-
экономразвития
России
и
ПАО
«
Россети
»,
можно
предложить
для
рассмотрения
компромиссный
рыночный
вариант
финансирования
развития
распределительных
сетей
,
в
основе
своей
бази
-
рующийся
на
следующих
принципиальных
поло
-
жениях
:
•
в
тарифы
на
транспорт
электроэнергии
не
долж
-
на
включаться
инвестиционная
составляющая
для
финансирования
развития
действующей
сети
(
кроме
объектов
для
повышения
надёжно
-
сти
работы
сети
)
в
целях
обеспечения
техноло
-
гического
доступа
к
сети
новых
электропотреби
-
телей
;
•
финансирование
развития
электросетевого
хо
-
зяйства
и
привлечение
средств
,
необходимых
для
технологического
доступа
к
электрической
сети
новых
электропотребителей
,
должны
осу
-
ществляться
за
счёт
заёмных
средств
с
рынка
капитала
и
инвестиционных
ресурсов
потре
-
бителей
-
заявителей
(
инвестиционный
доступ
к
сети
);
•
для
мелких
потребителей
электроэнергии
с
об
-
щей
электрической
нагрузкой
,
например
,
до
150
кВт
доступ
к
электрической
сети
финанси
-
руется
за
счёт
заёмных
средств
электросетевой
компании
;
•
для
более
крупных
потребителей
с
электриче
-
ской
нагрузкой
,
например
,
свыше
150
кВт
,
ре
-
ализуется
инвестиционный
доступ
к
электри
-
ческой
сети
,
позволяющий
осуществлять
её
адекватное
развитие
за
счёт
самых
заинтере
-
сованных
инвесторов
—
новых
потребителей
электроэнергии
.
Что
понимается
под
инвестиционным
доступом
к
электрической
сети
крупных
электропотребите
-
лей
?
Разрабатываемые
и
утверждаемые
Схемы
развития
и
размещения
энергетических
объек
-
тов
и
электрических
сетей
не
должны
директивно
превращаться
в
инвестиционные
программы
ЭСК
,
т
.
к
.
это
связано
с
высоким
риском
формирования
отрицательных
последствий
для
всей
экономики
.
Названные
схемы
должны
служить
авторитетной
экономически
обоснованной
информационной
ба
-
зой
для
предпринимателей
в
разных
сферах
биз
-
неса
для
правильного
построения
своих
частных
бизнес
-
планов
с
адекватным
учётом
стоимости
энергетических
затрат
.
Только
этим
выводом
значение
разрабатывае
-
мых
схем
не
ограничивается
.
Схемы
должны
вы
-
полнить
ещё
одну
очень
важную
функцию
—
сфор
-
мировать
объективную
информацию
об
удельных
показателях
стоимости
электроснабжения
и
энер
-
гообеспечения
прироста
электрических
нагрузок
и
электропотребления
по
территории
каждого
субъекта
РФ
в
рассматриваемом
периоде
времени
.
Это
очень
важный
показатель
,
который
открывает
возможность
определиться
с
необходимым
:
•
объёмом
инвестиций
,
адекватных
решению
вопросов
доступа
к
электрической
сети
всех
новых
электропотребителей
;
•
с
удельной
стоимостью
(
руб
./
кВт
)
присоедине
-
ния
новых
потребителей
к
электрической
сети
на
рассматриваемом
временном
периоде
.
В
условиях
акционерной
формы
хозяйствования
и
электросетевой
компании
,
и
электропотребите
-
лей
показатели
удельной
стоимости
приращения
развития
сети
на
единицу
прироста
электриче
-
ской
нагрузки
новых
потребителей
открывают
воз
-
можность
для
сетевой
компании
через
эмиссию
и
продажу
так
называемых
инфраструктурных
об
-
лигаций
привлечь
деньги
присоединяемых
к
сети
потребителей
в
качестве
инвесторов
без
обреме
-
нения
тарифов
на
транспорт
электроэнергии
для
уже
существующих
потребителей
.
Очевидно
,
что
стоимость
пакета
инфраструк
-
турных
облигаций
,
покупаемого
каждым
присоеди
-
няемым
к
сети
потребителем
-
инвестором
,
будет
53
№
1 (34) 2016
пропорциональна
заявленной
для
присоединения
к
сети
электрической
нагрузке
.
Таким
образом
,
объём
эмиссии
инфраструктур
-
ных
облигаций
и
их
стоимость
как
раз
и
должны
определяться
в
схемах
развития
или
на
их
осно
-
ве
на
определённый
расчётный
период
времени
и
продаваться
всем
новым
потребителям
электро
-
энергии
,
заявляющим
о
своём
желании
присоеди
-
ниться
к
электрической
сети
на
территории
кон
-
кретной
ЭСК
.
На
заявленную
максимальную
для
своего
биз
-
неса
электрическую
нагрузку
(
мощность
)
заяви
-
тель
-
потребитель
обязан
будет
купить
определён
-
ное
количество
инфраструктурных
облигаций
и
тем
самым
обеспечит
ЭСК
финансовыми
средствами
для
необходимого
электросетевого
строительства
и
технологического
доступа
к
сети
.
В
этом
случае
новый
потребитель
электроэнергии
становится
инвестором
развития
ЭСК
,
и
его
права
как
инве
-
стора
должны
быть
защищены
действующим
за
-
конодательством
.
Он
может
распорядиться
своим
пакетом
облигаций
по
своему
усмотрению
вплоть
до
продажи
их
на
рынке
ценных
бумаг
,
вернув
тем
самым
деньги
в
сферу
своего
бизнеса
.
Очевидно
,
что
существующие
потребители
не
будут
обреме
-
нены
инвестиционной
составляющей
в
тарифе
на
транспорт
.
Такой
механизм
финансирования
доступа
к
сети
промышленных
потребителей
электроэнергии
от
-
крывает
широкие
возможности
для
совместного
финансирования
доступа
к
сети
как
со
стороны
электросетевых
компаний
,
так
и
непосредственно
заинтересованных
промышленных
предприятий
,
когда
при
решении
вопросов
обеспечения
требуе
-
мой
степени
надёжного
электроснабжения
потре
-
бителя
ЭСК
может
вместо
реализации
капитало
-
ёмкого
варианта
электросетевого
строительства
предложить
заявителю
некий
гибридный
вари
-
ант
—
построить
относительно
дешёвую
сеть
и
не
-
обходимую
по
мощности
генерацию
для
решения
вопросов
обеспечения
надёжности
электроснабже
-
ния
потребителя
.
Вариантов
финансирования
та
-
кого
технологического
присоединения
может
быть
несколько
,
включая
,
например
,
вариант
участия
ЭСК
в
финансировании
соответствующих
объёмов
капитального
строительства
за
счёт
привлекаемых
кредитных
ресурсов
с
последующим
выкупом
гене
-
рации
потребителем
.
Важно
при
этом
отметить
,
что
финансирование
объектов
внешнего
электроснабжения
новых
по
-
требителей
по
любому
варианту
не
должно
затра
-
гивать
тарифы
на
транспорт
электроэнергии
для
существующих
потребителей
.
ВЫВОДЫ
И
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.
В
настоящее
время
имеется
достаточно
эконо
-
мических
оснований
устанавливать
стабильные
значения
тарифов
на
транспорт
электроэнер
-
гии
для
уже
существующих
и
присоединённых
к
сети
электропотребителей
на
период
до
пяти
лет
с
возможной
их
корректировкой
не
ранее
чем
через
три
года
.
2.
Предложение
Минэкономразвития
РФ
финанси
-
ровать
развитие
распределительного
электро
-
сетевого
комплекса
за
счёт
заёмных
средств
рационально
принять
в
части
финансирования
развития
сетей
для
подключения
к
сети
мелких
потребителей
социального
значения
и
льготи
-
руемых
потребителей
малого
бизнеса
(
с
макси
-
мальной
нагрузкой
до
150
кВт
).
3.
Для
крупных
потребителей
,
подключаемых
к
электрическим
сетям
по
индивидуальным
проектам
,
финансирование
развития
электри
-
ческой
сети
для
присоединения
новых
потре
-
бителей
рационально
принять
по
варианту
ин
-
вестиционного
доступа
к
сети
за
счёт
средств
новых
потребителей
-
инвесторов
.
Для
чего
про
-
работать
механизм
эмиссии
инфраструктурных
облигаций
для
каждой
ЭСК
с
учётом
продажи
этих
облигаций
новым
потребителям
в
объё
-
мах
,
обеспечивающих
строительство
необходи
-
мых
электросетевых
объектов
для
подключения
к
сети
заявленных
потребителем
электрических
нагрузок
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Указ
Президента
РФ
от
15.08.1992
г
.
№
923
«
Об
организации
управления
электроэнер
-
гетическим
комплексом
Российской
Федера
-
ции
...».
2.
Кутовой
Г
.
П
.
Некоторые
итоги
вестерни
-
зации
отечественной
электроэнергетики
в
постсоветский
период
,
ресурс
интерне
-
та
: portalenergo.ru, 28.08.2013, 30.08.2013,
03.09.2013.
3.
Протокол
совместного
заседания
Бюро
От
-
деления
энергетики
,
машиностроения
,
меха
-
ники
и
процессов
управления
РАН
,
НС
РАН
по
проблемам
надежности
и
безопасности
боль
-
ших
систем
энергетики
и
НТК
НП
«
НТС
ЕЭС
»
по
теме
: «
Оценка
состояния
рынка
электро
-
энергии
и
пути
его
совершенствования
»,
18.04.2013,
№
3/13,
г
.
Москва
.
4.
Грачёв
И
.
Д
.,
Дьяков
А
.
Ф
. «
Обращение
к
главам
субъектов
Российской
Федерации
» //
Регио
-
нальная
энергетика
и
энергосбережение
. —
2015. —
№
1.
5.
КоммерсантЪ
,
НатальяЪ
-
Скарлыгина
,
Ана
-
стасияЪ
-
Фомичева
,
интернет
-
ресурс
: http://
np-ace.ru/news/power industry/520/.
6.
Кутовой
Г
.
П
.,
Кузьмин
В
.
В
. «
О
мерах
по
раз
-
витию
конкуренции
на
розничных
рынках
элек
-
троэнергии
и
услуг
ЖКХ
» //
ЭнергоРынок
. —
2012,
№
10(105).
7.
Конкурентная
среда
на
рынке
газотурбинно
-
го
оборудования
малой
мощности
//
Акаде
-
мия
энергетики
— 2015,
№
1 (63). —
Санкт
-
Петербург
.
8.
Русских
Е
.
Доклад
на
конференции
«
Инвести
-
ционные
проекты
ТЭК
.
Аспекты
финансиро
-
вания
инвестиций
и
лизинга
энергетического
оборудования
» //
Академия
энергетики
— 2015,
№
1 (63). —
Санкт
-
Петербург
.
Оригинал статьи: Развитие территориальных электросетевых комплексов с учётом распределённой генерации
Постсоветский период для электроэнергетики был характерен поисками организационно-правовых форм для хозяйствующих субъектов в отрасли, её реструктуризации и приватизации с переводом на рыночные формы хозяйственно-договорных отношений как между субъектами отрасли, так и потребителями электроэнергии.