124
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
КУТОВОЙ
ГЕОРГИЙ
ПЕТРОВИЧ
Председатель
Подкомитета
тарифной
политики
и
энергоэффективности
ТПП
РФ
,
Заслуженный
энергетик
России
,
академик
РАЕН
,
профессор
РАЗВИТИЕ
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВЫХ
КОМПЛЕКСОВ
С
УЧЁТОМ
РАСПРЕДЕЛЁННОЙ
ГЕНЕРАЦИИ
—
АКТУАЛЬНАЯ
ЗАДАЧА
ПОВЫШЕНИЯ
НАДЁЖНОСТИ
СИСТЕМ
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
П
остсоветский
период
для
электроэнерге
-
тики
был
характерен
поисками
организа
-
ционно
-
правовых
форм
для
хозяйствую
-
щих
субъектов
в
отрасли
,
её
реструктуризации
и
приватизации
с
переводом
на
рыночные
формы
хозяйственно
-
договорных
отношений
как
между
субъектами
отрасли
,
так
и
потреби
-
телями
электроэнергии
.
Особенностью
указан
-
ных
преобразований
было
то
,
что
к
началу
90-
х
годов
на
территории
бывшего
Советского
Со
-
юза
была
создана
и
успешно
функционировала
ЕЭС
Союза
,
с
распадом
которого
на
террито
-
рии
Российской
Федерации
осталась
её
часть
в
виде
ЕЭС
России
с
соответствующими
элек
-
трическими
связями
со
своими
бывшими
частя
-
ми
ЕЭС
Союза
по
ЛЭП
разных
классов
напря
-
жения
.
Это
было
время
парада
суверенитетов
бывших
советских
республик
с
демонстратив
-
ным
разрывом
многих
традиционных
связей
экономического
сотрудничества
,
в
том
числе
и
в
электроэнергетике
,
когда
отключались
меж
-
системные
связи
,
демонтировались
межгосу
-
дарственные
ЛЭП
в
угоду
недальновидным
политическим
амбициям
,
и
только
железная
дорога
продолжала
работать
по
своим
желез
-
ным
правилам
и
расписаниям
,
предотвратив
полный
экономический
колапс
на
всей
террито
-
рии
бывшего
Советского
Союза
.
Этот
трагиче
-
ский
разлом
советской
цивилизации
ещё
ждёт
своего
объективного
анализа
с
оценкой
соци
-
альных
и
экономических
последствий
,
а
что
касается
электроэнергетики
и
ЕЭС
России
,
то
с
августа
1992
года
[1]
начался
отказ
от
совет
-
ских
способов
хозяйствования
,
период
прива
-
тизации
в
отрасли
с
суетливым
поиском
путей
и
методов
выстраивания
новых
хозяйственных
отношений
на
принципах
рыночной
экономики
по
образцам
западных
моделей
.
Этот
период
125
25–26 марта 2015 г.
вестернизации
отечественной
электроэнер
-
гетики
осуществлялся
на
протяжении
22
лет
и
продолжается
в
настоящее
время
.
В
каче
-
стве
итогов
этого
процесса
за
означенный
период
на
основании
анализа
динамики
тех
-
нико
-
экономических
показателей
отрасли
[2]
можно
сказать
,
что
проведённая
реструктури
-
зации
отрасли
и
её
приватизация
,
как
необхо
-
димые
условия
перевода
отрасли
на
рыноч
-
ные
принципы
хозяйствования
,
пока
не
нашли
адекватного
продолжения
реформ
в
создании
действительно
конкурентных
условий
поставок
электроэнергии
потребителям
с
механизмами
эффективного
сдерживания
роста
цен
(
тари
-
фов
)
для
конечного
потребителя
,
хотя
пред
-
ложение
над
спросом
по
мощности
превышает
уже
30
ГВт
(!)
при
достаточном
уровне
резер
-
вов
в
пределах
12—15%
от
годового
максиму
-
ма
нагрузки
ЕЭС
.
Следовательно
,
потребители
электроэнергии
в
нашей
стране
за
счёт
цен
(
тарифов
)
на
электроэнергию
содержат
свыше
25—30
млн
кВт
установленных
на
электростан
-
циях
лишних
устаревших
мощностей
и
соответ
-
ственно
десятки
тысяч
километров
линий
элек
-
тропередачи
разных
классов
напряжения
для
выдачи
в
сеть
и
распределения
их
мощности
.
По
данным
ОАО
«
Россети
» [4],
по
состоянию
на
начало
2014
года
только
невостребованных
мощностей
,
построенных
и
введённых
в
дей
-
ствие
на
распределительных
подстанциях
для
льготных
потребителей
по
их
же
заявкам
,
на
-
считавается
9,5
млн
кВА
,
а
если
при
этом
учесть
недоиспользованные
трансформаторные
мощ
-
ности
подстанций
промышленных
предприятий
и
других
потребителей
,
то
приведённую
цифру
можно
смело
увеличить
на
порядок
.
Всё
это
наряду
с
неадекватно
выстроенной
структурой
оптовой
и
розничной
торговли
электроэнергией
обусловило
безудержный
,
ничем
не
сдержива
-
емый
рост
цен
(
тарифов
)
на
электроэнергию
.
В
настоящее
время
создалась
парадоксальная
ситуация
,
при
которой
в
нашей
стране
—
экс
-
портёре
топливно
-
энергетических
ресурсов
—
цены
(
тарифы
)
на
электроэнергию
для
отече
-
ственных
промышленных
потребителей
выше
на
десятки
процентов
,
чем
в
странах
,
импорти
-
рующих
наше
топливо
для
их
потребителей
[3]!
Правительство
РФ
время
от
времени
тор
-
мозит
рост
благополучия
энергетиков
,
замо
-
раживая
на
некоторое
время
цены
(
тарифы
),
но
их
динамика
после
разморозки
быстро
восстанавливает
c
я
,
потому
что
механизмы
ценообразования
и
хозяйствования
в
отрасли
,
в
своё
время
инициативно
узаконенные
энер
-
гетиками
«
под
себя
»,
остаются
неизменными
,
а
потребители
на
этом
«
празднике
благополу
-
чия
»
остаются
бесправными
и
вынужденными
плательщиками
.
А
ведь
в
принципах
рыночной
экономики
должен
работать
железный
закон
—
потребитель
всегда
прав
,
и
его
интересы
на
рынке
диктуют
правила
для
производителя
,
а
не
наоборот
,
как
в
нашем
случае
.
На
отече
-
ственном
рынке
электроэнергии
,
к
сожалению
,
реализован
другой
принцип
—
всё
для
энер
-
гетики
,
для
её
опережающего
развития
,
а
по
-
этому
и
не
могут
работать
и
не
работают
ме
-
ханизмы
здоровой
конкуренции
и
сдерживания
роста
цен
для
потребителей
.
Следовательно
,
отношения
в
электроэнергетике
ещё
далеки
от
рыночных
,
и
нужно
разобраться
в
причинах
та
-
кого
положения
,
которое
уже
давит
ценами
ре
-
альный
сектор
экономики
.
Это
тем
более
акту
-
ально
в
настоящее
время
,
когда
финансовый
кризис
2008
года
не
закончился
,
а
усугубился
и
принял
уже
черты
системного
финансово
-
экономического
кризиса
.
Руководство
страны
мобилизует
силы
и
резервные
средства
на
ре
-
ализацию
структурной
перестройки
экономи
-
ки
,
на
создание
механизмов
стимулирования
импортозамещения
за
счёт
инновационной
реиндустриализации
и
поддержки
предпри
-
нимательства
во
всех
сферах
материального
производства
.
В
этих
условиях
энергетика
,
и
в
частности
электроэнергетика
,
может
и
долж
-
на
стать
эффективной
составляющей
в
мерах
максимального
благоприятствования
разви
-
тию
нашей
экономики
,
обеспечивая
надёжное
электроснабжение
существующего
промыш
-
ленного
бизнеса
и
простоту
доступа
к
сети
по
справедливо
сформированным
ценам
.
Но
что
-
бы
такой
подход
обеспечить
,
необходимо
пра
-
вильно
понять
причины
отсутствия
конкурен
-
ции
в
сфере
производства
и
поставок
энергии
при
их
избытке
над
спросом
,
понять
причины
избыточного
энергетического
строительства
,
которое
осуществляется
в
конечном
итоге
за
счёт
потребителей
,
которые
не
только
не
уве
-
личивают
свой
спрос
,
а
реализуют
за
свой
счёт
126
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
свои
корпоративные
программы
энергосбере
-
жения
и
уменьшают
уровни
электропотребле
-
ния
.
Сфомировалась
парадоксальная
ситуа
-
ция
,
когда
наша
экономика
за
25
постсоветских
лет
не
превысила
уровень
полезного
электро
-
потребления
1990
года
,
а
на
строительство
и
ввод
в
действие
около
40
ГВт
генерации
,
сотен
тысяч
километров
ЛЭП
и
десятки
(
около
100)
ГВА
трансформаторных
мощностей
из
реаль
-
ного
сектора
экономики
были
в
принудитель
-
ном
порядке
изъяты
триллионы
рублей
,
кото
-
рые
как
раз
и
необходимы
для
инновационной
реконструкции
стареющих
производств
и
тех
-
нологий
.
При
на
порядок
меньших
объёмах
де
-
монтажа
старого
малоэкономичного
оборудо
-
вания
электроэнергетика
банально
накопила
столько
старых
фондов
,
что
их
содержание
за
счёт
промышленности
стало
кричаще
неспра
-
ведливым
.
Итак
,
представляется
актуальным
ответить
на
четыре
следующих
вопроса
.
1.
Что
нужно
было
бы
поправить
в
струк
-
туре
торговли
электроэнергией
с
внесени
-
ем
соответствующих
поправок
в
ценообра
-
зование
на
электроэнергию
для
конечных
потребителей
?
Для
ответа
на
этот
вопрос
следует
отме
-
тить
следующие
обстоятельства
.
При
проектировании
и
внедрении
электрон
-
ной
модели
оптового
рынка
электроэнергии
и
мощности
(
ОРЭМ
),
аналогом
которой
была
принята
одна
из
нескольких
американских
мо
-
делей
оптовой
торговли
,
прекрасно
работа
-
ющая
на
территориях
восьми
штатов
(PJM),
авторами
этой
инициативы
(
ООО
«
Карана
»)
была
допущена
принципиальная
ошибка
,
ко
-
торая
в
наших
российских
условиях
показала
себя
неэффективной
,
т
.
к
.
названные
авторы
,
во
-
первых
,
вывели
на
ОРЭМ
практически
все
городские
и
промышленные
ТЭЦ
с
установлен
-
ной
мощностью
свыше
25
МВт
со
спецификой
ценообразования
на
электрическую
и
тепло
-
вую
энергию
при
комбинированном
их
произ
-
водстве
,
а
во
-
вторых
—
недоучли
последствия
наличия
в
ЕЭС
России
множества
ограничений
на
перетоки
электроэнергии
и
мощности
по
межрегиональным
ЛЭП
,
что
не
позволяет
ре
-
ализовать
свободные
договорные
отношения
между
генерацией
и
покупателями
[4].
В
то
же
время
на
региональных
рынках
электроэнергии
(
РРЭ
)
в
рамках
территорий
субъектов
РФ
остались
мелкие
электростан
-
ции
и
распределённая
генерация
разного
типа
,
которые
не
играют
пока
значимой
роли
при
ценообразовании
.
На
РРЭ
сегодня
транслиру
-
ются
цены
с
ОРЭМ
с
оплатой
электросетевых
тарифов
и
стоимости
услуг
энергосбытовых
компаний
.
Названные
факторы
обусловили
суще
-
ственно
усложнённую
электронную
модель
ОРЭМ
с
искажением
ценообразования
по
ал
-
горитмам
маржинального
ценообразования
на
электроэнергию
и
мощность
,
превратили
ценообразование
на
электроэнергию
в
непро
-
зрачную
формулу
для
конечного
потребителя
.
Представляется
необходимым
внести
су
-
щественные
изменения
в
электронную
модель
рынка
электроэнергии
,
выведя
из
состава
ОРЭМ
все
ТЭЦ
,
и
на
их
базе
с
участием
других
промышленных
,
коммунальных
и
независимых
когенераций
организовать
и
местные
рынки
теплоэнергии
,
и
региональные
рынки
электро
-
энергии
и
мощности
с
правом
потребителей
и
электросетевых
компаний
(
ЭСК
)
заключать
прямые
договора
с
местными
электростанци
-
ями
или
с
поставщиками
ОРЭМ
,
если
для
по
-
требителя
это
будет
выгодно
[5, 6].
Поэтому
сегодня
стоит
очень
актуальная
задача
—
необходимо
осуществить
переход
от
не
оправдавшей
себя
модели
одноуровневого
оптового
рынка
электроэнергии
и
мощности
(
ОРЭМ
)
к
двухуровневому
рынку
,
в
котором
на
первом
верхнем
уровне
ОРЭМ
остаются
работать
все
межрегиональные
электростан
-
ции
—
ОГК
,
ГЭС
-
генерация
и
АЭС
, —
физи
-
ческой
основой
для
работы
которых
является
ЕНЭС
,
а
на
втором
,
нижнем
уровне
создаются
действительно
конкурентные
розничные
рын
-
ки
электроэнергии
,
на
которых
работают
все
существующие
ТЭЦ
соответствующих
ТГК
,
блок
-
электростанции
промышленных
предпри
-
ятий
,
когенеративные
электростанции
комму
-
нальной
энергетики
и
разные
по
мощности
и
типам
оборудования
электростанции
на
воз
-
обновляемых
источниках
энергии
(
ВИЭ
).
Кри
-
терием
оптимальности
ценообразования
на
электроэнергию
для
конечных
потребителей
должен
стать
следующий
критерий
—
макси
-
127
25–26 марта 2015 г.
мальный
уровень
цены
на
электроэнергию
,
поставляемую
из
системы
централизованного
энергоснабжения
для
конечного
потребителя
,
не
должен
превышать
стоимость
производства
электроэнергии
от
собственной
генерации
(
когенерации
),
построенной
для
самоэнерго
-
обеспечения
и
работающей
в
синхронизиро
-
ванном
режиме
с
энергосистемой
с
учётом
обеспечения
требуемой
для
потребителя
на
-
дёжностью
энергоснабжения
.
2.
Как
обеспечить
нормальную
конку
-
ренцию
производителей
электроэнергии
на
оптовом
и
розничных
рынках
электро
-
энергии
с
реальным
правом
потребителей
выбирать
себе
наиболее
выгодных
постав
-
щиков
со
справедливой
ценой
на
транс
-
портные
услуги
электросетевых
компаний
или
строить
для
себя
собственную
генера
-
цию
?
Для
ответа
на
второй
вопрос
отметим
сле
-
дующее
.
При
реализации
вышеизложенного
принципа
ценообразования
при
функциониро
-
вании
двухуровневого
рынка
электроэнергии
и
мощности
потребитель
должен
иметь
гаран
-
тированное
законодательством
право
выбора
варианта
покупки
электроэнергии
по
прямым
долгосрочным
договорам
с
местными
элек
-
тростанциями
соответствующего
розничного
рынка
электроэнергии
и
/
или
у
поставщиков
с
первого
уровня
—
ОРЭМ
,
и
/
или
построить
соб
-
ственную
электростанцию
,
если
это
для
него
выгодно
.
Не
нужно
бояться
местничества
—
всё
для
потребителя
определят
цены
на
элек
-
троэнергию
с
дифференцированной
оплатой
стоимости
транспортных
тарифов
.
Именно
по
-
требитель
сформирует
нормальную
мотива
-
цию
для
поставщиков
электроэнергии
своим
правом
выбора
более
дешёвых
энергоресур
-
сов
.
Именно
в
такой
парадигме
выстраивания
торговых
отношений
,
когда
потребитель
голо
-
сует
своим
рублём
за
того
или
иного
постав
-
щика
энергоресурсов
,
заработают
механизмы
конкуренции
в
сфере
генерации
.
Очевидно
,
что
в
конечном
итоге
потребителю
важно
ку
-
пить
для
себя
необходимые
ресурсы
по
самой
дешёвой
цене
,
и
строительство
собственной
генерации
для
него
—
это
не
самоцель
,
это
технически
сложный
непрофильный
вид
высо
-
котехнологичной
деятельности
,
который
ему
необходимо
осваивать
заново
,
и
поэтому
он
,
потребитель
,
всегда
отдаст
предпочтение
по
-
ставкам
энергии
от
энергосистемы
при
относи
-
тельно
равных
показателях
её
стоимости
.
Следует
отметить
особенность
продажи
электроэнергии
(
мощности
)
ТЭЦ
,
которые
в
настоящее
время
недозагружены
по
теплофи
-
кационному
режиму
и
имеют
,
соответственно
,
существенные
по
величинам
так
называемые
«
конденсационные
хвосты
» (
до
50
процентов
установленной
мощности
теплофикационно
-
го
оборудования
).
Дозагрузка
конденсацион
-
ных
хвостов
ТЭЦ
с
существенно
большими
(
в
1,5—2,0
раза
)
удельными
расходами
то
-
плива
на
производство
электроэнергии
—
это
задача
общесистемной
оптимизации
режимов
работы
ЕЭС
в
целом
.
Для
таких
ТЭЦ
должно
быть
предоставлено
право
участвовать
на
кон
-
курентных
началах
в
рынке
системных
услуг
ОРЭМ
,
на
котором
эти
недогруженные
свобод
-
ные
мощности
ТЭЦ
могут
быть
востребованы
для
целей
регулирования
частоты
тока
,
по
-
крытия
остро
пиковой
части
графика
электри
-
ческих
нагрузок
энергосистем
,
графика
пере
-
токов
мощности
по
ЛЭП
,
как
горячий
резерв
мощности
в
узлах
нагрузки
и
пр
.
При
этом
выработка
электроэнергии
в
те
-
плофикационном
(
комбинированном
)
режи
-
ме
—
это
самая
дешёвая
электроэнергия
на
тепловых
электростанциях
,
она
должна
быть
продана
в
первую
очередь
непосредственно
потребителям
тех
городов
и
местным
промыш
-
ленным
предприятиям
,
где
расположены
соот
-
ветствующие
ТЭЦ
.
Представляется
,
что
в
такую
структуру
тор
-
говых
отношений
в
электроэнергетике
совер
-
шенно
естественно
вписываются
и
возможности
работы
для
так
называемой
распределённой
генерации
разного
типа
.
При
этом
правильно
под
этим
термином
понимать
не
только
локаль
-
но
работающие
электростанции
разного
типа
,
но
и
значимые
когенеративные
энергоисточни
-
ки
с
установленной
мощностью
,
например
до
100
МВт
,
как
это
принято
,
например
,
в
Герма
-
нии
.
Стихийное
появление
в
системах
электро
-
снабжения
мелких
,
как
правило
,
удалённых
потребителей
даже
в
качестве
резервных
энер
-
гоисточников
уже
вызывает
конфликт
интере
-
сов
со
стороны
системной
энергетики
,
особенно
128
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
электросетевых
компаний
,
у
которых
снижается
загрузка
электросетей
и
,
следовательно
,
появ
-
ляется
недобор
необходимой
валовой
выручки
.
А
электростанциям
с
мощностью
свыше
25
МВт
(
таким
малым
и
средним
по
мощности
электро
-
станциям
)
сегодня
законодательно
предписано
независимо
от
форм
их
собственности
постав
-
лять
всю
произведённую
электроэнергию
на
ОРЭМ
,
что
в
корне
меняет
экономическую
сущ
-
ность
комбинированного
производства
электри
-
ческой
и
тепловой
энергии
,
её
экономическую
выгодность
для
местных
потребителей
,
кото
-
рые
сегодня
виртуально
покупают
электроэнер
-
гию
местных
ТЭЦ
через
ОРЭМ
с
оплатой
всей
сетевой
и
рыночной
инфраструктуры
ЕЭС
,
пре
-
вращая
ценообразование
на
ОРЭМ
и
трансля
-
цию
цен
на
розничные
рынки
в
«
чёрный
ящик
»
для
потребителей
.
Этот
всем
давно
очевидный
законодательный
казус
продолжает
своё
вред
-
ное
чёрное
дело
—
он
препятствует
развитию
малой
и
средней
по
мощности
когенерации
на
розничных
рынках
электроэнергии
,
так
как
это
не
в
интересах
крупноблочной
генерации
ОГК
,
госконцерна
«
Росэнергоатом
»,
ОАО
«
Рос
-
сети
»
и
энергосбытовых
компаний
.
Для
всех
названных
субъектов
рынка
электроэнергии
продолжающееся
стихийное
развитие
распре
-
делённой
генерации
уменьшает
доходы
.
Един
-
ственный
,
кто
сегодня
заинтересован
в
разви
-
тии
малой
и
средней
по
мощности
генерации
,
так
это
потребители
электро
-
и
теплоэнергии
,
т
.
к
.
к
настоящему
времени
по
своим
технико
-
экономическим
показателям
малая
и
средняя
электрогенерация
не
уступает
,
а
по
ряду
по
-
казателей
превосходит
большую
системную
энергетику
на
крупноблочном
оборудовании
,
обеспечивая
потребителей
дешёвой
электро
-
энергией
(
табл
. 1).
При
этом
величина
установленной
мощ
-
ности
газопоршневых
электростанций
в
за
-
висимости
от
принимаемых
для
установки
ти
-
пов
оборудования
генерации
может
достигать
300
МВт
и
более
.
Например
,
в
Канзасе
(
США
)
успешно
работает
электростанция
с
агрега
-
тами
20v34sg (
фирмы
«
Вяртсиле
»)
общей
установленной
мощностью
76
МВт
,
а
в
Азер
-
байджане
работают
уже
две
электростанции
с
агрегатами
фирмы
«
Вяртсиле
»
соответственно
с
установленными
мощностями
100
и
300
МВт
.
К
достоинствам
газопоршневых
электро
-
станций
по
сравнению
с
крупноблочной
энер
-
гетикой
следует
отнести
:
Табл
. 1.
Оценочные
технико
-
экономические
показатели
малой
и
средней
по
мощности
газопоршневой
генерации
по
сравнению
с
показателями
крупноблочной
системной
генерации
Показатели
Газопоршневая
генерация
АЭС
ТЭС
ГЭС
Номинальная
мощность
,
тыс
.
кВт
3,9; 6,9; 8,7; 16,6
1150
450
Свыше
100
Удельный
расход
топлива
,
кДж
/
кВт
·
ч
7817, 7753, 7737, 7616
—
315
—
КПД
, %
46,1; 46,4; 46,5; 47,3
—
42
75
То
же
,
с
утилизацией
тепла
, %
Свыше
90
—
85
75
Охлаждение
Воздушное
Вода
Вода
Вода
Удельные
капвложения
,
долл
./
кВт
1100—1200
3500
2500
От
3000
Удорожание
за
счёт
выдачи
мощности
в
сеть
, %
0
—
35—40
До
30—40
Цена
электроэнергии
с
учётом
электросе
-
тевой
составляющей
в
ценах
2014
года
для
конечного
потребителя
,
руб
./
кВт
·
ч
1,5—1,7
3,5
3,5
3,5
Примечание
:
все
приведённые
показатели
являются
оценочными
и
приняты
по
материалам
разных
энергетических
компаний
.
129
25–26 марта 2015 г.
•
поэтапные
инвестиции
при
ограниченных
рисках
и
оптимальной
генерации
прибыли
;
•
высокая
готовность
к
пуску
и
ограниченные
требования
к
резервированию
при
моно
-
агрегатности
станции
;
•
высокий
КПД
при
режимах
частичной
за
-
грузки
;
•
быстрый
запуск
: 5—10
минут
из
прогретого
состояния
до
полной
нагрузки
(
против
4—
5
часов
для
блочных
ТЭС
);
•
воздушная
система
охлаждения
,
не
требу
-
ющая
воды
;
•
низкое
давление
топливного
газа
;
•
график
обслуживания
оборудования
не
за
-
висит
от
числа
пусков
и
остановов
агрегатов
.
Приведённые
показатели
и
аргументы
убедительно
свидетельствуют
о
том
,
что
на
-
учно
-
технический
прогресс
в
малой
и
средней
генерации
,
особенно
в
газопоршневой
тех
-
нике
,
обусловил
необходимость
пересмотра
концептуальных
положений
о
дальнейшем
развитии
и
размещении
электростанций
в
ком
-
плексной
увязке
с
развитием
газообеспечения
и
газификации
нашей
страны
.
При
этом
особо
следует
подчеркнуть
,
что
за
основу
развития
электроэнергетических
систем
в
зонах
цен
-
трализованного
газоснабжения
должен
быть
принят
принцип
максимального
приближения
газовоэнергетической
генерации
,
как
правило
когенеративного
типа
,
непосредственно
к
по
-
требителям
и
/
или
в
центрах
энергетических
нагрузок
и
их
приростов
.
Именно
такой
подход
к
формированию
электроэнергетических
систем
в
современном
периоде
развития
представляет
собой
нор
-
мальную
конкуренцию
крупноблочной
генера
-
ции
[7],
которая
по
своим
технико
-
экономиче
-
ским
показателям
практически
исчерпала
свой
потенциал
улучшения
,
а
малая
и
средняя
по
мощности
разного
типа
генерация
,
включая
и
ВИЭ
,
успешно
совершенствуется
и
далеко
не
исчерпала
свой
потенциал
.
Это
в
теоретиче
-
ском
плане
,
а
что
касается
вопросов
практи
-
ческой
реализации
этого
принципа
,
то
в
этой
части
сегодня
накопилось
столько
конфликтов
интересов
у
хозяйствующих
субъектов
,
кото
-
рые
закреплены
действующей
нормативно
-
правовой
базой
,
что
требуется
вносить
ряд
по
-
правок
в
законодательную
базу
.
В
порядке
замечаний
можно
заметить
,
что
сторонники
действующей
модели
развития
крупноблочной
системной
энергетики
считают
,
что
развитие
малой
и
средней
по
мощности
газовой
энергетики
и
так
называемой
распре
-
делённой
генерации
разрушают
системную
энергетику
,
уничтожают
основу
развития
ЕЭС
России
и
не
обеспечивают
реализацию
прин
-
ципа
опережающего
развития
энергетики
.
Но
такие
утверждения
по
меньшей
мере
несосто
-
ятельны
хотя
бы
потому
,
что
преимуществен
-
ное
развитие
малой
и
средней
генерации
не
противоречит
развитию
ЕЭС
России
и
необ
-
ходимости
опережающего
развития
энергети
-
ки
.
Но
при
этом
развитие
ЕЭС
получает
новое
техническое
качество
с
более
благоприятными
экономическими
показателями
для
потребите
-
лей
энергии
и
существенно
уменьшает
необхо
-
димые
капитальные
затраты
на
создание
того
самого
опережения
,
что
позволяет
более
эко
-
номичным
способом
ответить
на
возникающий
прирост
в
энергии
в
адекватные
временные
сроки
темпам
прироста
энергопотребления
.
Если
с
таким
концептуальным
подходом
согласиться
,
то
сегодня
задача
заключается
в
том
,
чтобы
снять
законодательные
препят
-
ствия
для
развития
малой
и
средней
генера
-
ции
,
т
.
е
.
создать
недискриминационные
усло
-
вия
конкуренции
в
сфере
генерации
,
начиная
с
конкуренции
генерации
,
и
в
первую
очередь
на
уровне
региональных
рынков
электроэнергии
.
Итак
,
можно
заключить
,
что
приведённые
технико
-
экономические
показатели
малой
и
средней
генерации
по
сравнению
с
показа
-
телями
генерации
большой
системной
энер
-
гетики
свидетельствуют
о
том
,
что
научно
-
технический
прогресс
в
малой
энергетике
за
последние
20—25
лет
повысил
её
конкурен
-
тоспособность
настолько
,
что
необходимо
са
-
мым
существенным
образом
пересматривать
парадигму
построения
систем
энергообеспе
-
чения
и
энергоснабжения
экономики
нашей
страны
в
пользу
более
ускоренного
развития
когенеративных
систем
энергоснабжения
по
-
требителей
в
структуре
ЕЭС
России
.
А
если
при
этом
учесть
,
что
появление
в
непосредственной
близости
к
потребите
-
лям
малой
генерации
существенно
повыша
-
ет
надёжность
электроснабжения
потреби
-
130
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
телей
,
удаляет
сроки
строительства
новых
или
реконструкции
действующих
объектов
электросетевого
хозяйства
территориальных
электросетевых
организаций
(
ТСО
),
то
совер
-
шенно
очевиден
экономический
смысл
кон
-
фликта
интересов
между
большой
системной
энергетикой
с
одной
стороны
и
малой
и
сред
-
ней
по
мощности
когенерацией
с
потребителя
-
ми
—
с
другой
.
Но
если
конфликт
интересов
между
генерациями
разного
типа
и
мощности
представляет
собой
нормальную
конкуренцию
за
договора
с
потребителями
,
то
конфликт
ин
-
тересов
между
ТСО
и
малой
и
средней
гене
-
рацией
—
это
искусственно
и
законодательно
созданный
конфликт
интересов
,
который
в
конечном
итоге
провоцирует
избыточные
объ
-
ёмы
электросетевого
строительства
для
повы
-
шения
«
надёжности
»
электроснабжения
потре
-
бителей
.
Как
говорится
, «
любой
каприз
за
ваш
счёт
».
Но
такая
услуга
для
потребителей
пре
-
взошла
все
разумные
пределы
.
Так
,
например
,
доля
тарифов
на
транспорт
электроэнергии
в
структуре
конечной
цены
на
электроэнергию
за
период
реформ
отрасли
с
1992
года
возросла
с
18—20%
до
50—60%
в
2014
году
,
что
в
разы
превышает
соответствующие
показатели
в
развитых
зарубежных
странах
(
табл
. 2).
Эта
проблема
могла
быть
решена
,
если
бы
снять
запрет
для
ТСО
на
владение
генерацией
с
установленной
мощностью
электростанций
,
например
,
до
100
МВт
,
что
позволило
бы
за
счёт
их
рационального
размещения
оптимизи
-
ровать
развитие
электрических
сетей
напряже
-
нием
до
220—330
кВ
включительно
,
увеличить
доходы
ТСО
и
не
увеличивать
,
а
уменьшить
в
целом
цены
на
электроэнергию
для
конечных
потребителей
.
Это
одна
из
первоочередных
задач
для
законодателей
и
государственных
регуляторов
отношений
в
электроэнергетике
,
которая
,
другими
словами
,
заключается
не
в
лоббировании
интересов
большой
системной
энергетики
,
как
это
сделано
в
ФЗ
-35 (
ст
. 36,
п
. 5),
что
ведёт
к
росту
тарифов
и
изъятию
де
-
нег
из
прибыли
промышленных
предприятий
,
а
к
снятию
всякого
рода
препятствий
для
откры
-
той
и
справедливой
конкуренции
производите
-
лей
за
договора
с
предприятиями
.
Только
интересы
потребителей
энерго
-
ресурсов
должны
быть
определяющими
при
решении
вопросов
объективно
необходимой
новой
эпохи
реиндустриализации
нашей
эко
-
номики
.
Но
для
этого
предстоит
решить
житейски
непростую
задачу
—
преодолеть
проэнерге
-
тическое
лобби
в
Правительстве
РФ
и
Госу
-
дарственной
Думе
,
которое
не
допускает
даже
обсуждения
этого
казалось
бы
давно
пере
-
зревшего
у
нас
и
давно
решённого
за
рубежа
-
ми
нашей
страны
в
пользу
малой
энергетики
вопроса
.
Что
касаемо
конфликта
экономических
ин
-
тересов
между
ОАО
«
Россети
»
и
развитием
малой
и
средней
генерации
в
электрических
сетях
низкого
и
среднего
классов
напряжения
самым
непосредственным
образом
влияет
,
во
-
первых
,
на
загрузку
уже
существующих
элек
-
трических
сетей
,
соответственно
снижая
её
и
соответственно
уменьшая
потери
в
сетях
;
во
-
вторых
,
повышает
надёжность
электро
-
снабжения
потребителей
в
зоне
действия
малой
генерации
и
тем
самым
уменьшает
не
-
обходимость
строительства
дополнительных
электросетей
,
а
это
уже
святая
святых
элек
-
тросетевого
(
и
не
только
)
бизнеса
.
Но
совершенно
очевидно
,
что
выгоды
по
-
требителя
электросетевые
компании
мало
ин
-
Табл
. 2.
Сравнительная
структура
цен
на
электроэнергию
в
разных
странах
Россия
США
Англия Франция Япония
Годы
1990, 2000, 2006, 2010
2010
2010
2010
2010
Всего
, %
100
100
100
100
100
В
том
числе
:
электрическая
сеть
, %
18, 25, 32, 61
17
26
30
12
Производство
и
сбыт
82, 75, 68, 39
83
74
70
88
По
материалам
АПБЭ
,
НП
«
Совет
Рынка
»
и
компании
«Branan»
131
25–26 марта 2015 г.
тересуют
—
у
них
свой
бизнес
за
счёт
потре
-
бителей
.
Как
сказал
в
частной
беседе
один
из
заместителей
министра
энергетики
, «
мы
,
энер
-
гетики
,
в
ваш
промышленный
бизнес
не
вме
-
шиваемся
,
и
вы
,
промышленники
,
в
наш
энер
-
гетический
бизнес
тоже
не
вмешивайтесь
».
Но
если
такой
образ
мышления
у
государственно
-
го
чиновника
,
то
на
какую
поддержку
государ
-
ства
можно
надеяться
потребителям
?
Как
снять
конфликт
экономических
интере
-
сов
между
сетевыми
компаниями
и
потреби
-
телями
?
Представляется
,
что
решение
этого
вопроса
можно
найти
,
сняв
запрет
электросе
-
тевым
компаниям
иметь
на
своём
хозяйствен
-
ном
балансе
генерацию
,
например
,
с
мощно
-
стью
электростанций
до
100
МВт
с
правом
их
работы
на
розничном
рынке
электроэнергии
.
Такое
решение
позволило
бы
самым
ради
-
кальным
образом
снизить
тарифы
на
электро
-
энергию
для
местных
потребителей
,
сократить
потери
в
электрических
сетях
за
счёт
снижения
их
загрузки
,
повысить
надёжность
электро
-
снабжения
потребителей
от
электросетевых
центров
питания
.
Это
все
выгоды
потребите
-
лей
,
а
электросетевая
компания
в
этом
случае
повысит
капитализацию
своих
активов
на
фон
-
довых
рынках
и
получит
доход
и
соответствую
-
щую
прибыль
за
счёт
продажи
электроэнергии
и
мощности
своих
электростанций
на
рынке
электроэнергии
.
Такое
решение
для
электросетевых
компа
-
ний
открывает
возможность
решения
вопросов
доступа
к
электрической
сети
новых
потреби
-
телей
электроэнергии
через
механизмы
со
-
финансирования
с
предприятиями
не
только
развития
сети
,
но
и
софинансирования
строи
-
тельства
новой
промышленной
когенерации
с
применением
финансовых
механизмов
энерго
-
сервисных
контрактов
,
аутсортинга
и
др
.
Это
уже
принципиально
другой
бизнес
для
электросетевых
компаний
для
своей
выгоды
и
с
экономической
пользой
для
потребителей
.
Но
и
в
этом
случае
ФЗ
-35
стоит
на
страже
чистоты
либерального
постулата
,
запреща
-
ющего
электросетевым
компаниям
владеть
генерацией
и
заниматься
энергосбытовой
де
-
ятельностью
,
усматривая
в
этом
некий
кон
-
фликт
интересов
(?).
Но
если
этот
«
конфликт
интересов
»
идёт
на
пользу
и
электросетевой
компании
,
и
,
что
важно
,
потребителям
,
то
по
-
чему
бы
не
поступиться
этой
«
догматической
чистотой
»
либерализации
.
Можно
провести
эксперимент
для
выявления
эффективности
снятия
такого
запрета
на
представительной
выборке
субъектов
РФ
и
убедиться
в
эффек
-
тивности
такого
подхода
или
же
обоснованно
отказаться
от
него
.
Ещё
об
одном
важном
аспекте
этой
актуаль
-
ной
задачи
,
который
выводит
нас
на
решение
проблем
Smart Grid
и
создание
интеллектуаль
-
ных
систем
.
Создание
Smart Grid —
это
модное
название
перекочевало
в
нашу
терминологию
из
-
за
рубежа
вместо
известной
еще
в
совет
-
ское
время
кибернетики
электроэнергетиче
-
ских
систем
и
предусматривает
активизацию
и
использование
регулировочных
способностей
как
оборудования
электросетевых
центров
питания
,
так
и
регулировочно
-
адаптационных
возможностей
самих
потребителей
с
управ
-
ляемой
нагрузкой
в
целях
оптимизации
режи
-
мов
работы
электроэнергетической
системы
при
гарантированном
выполнении
производ
-
ственных
задач
потребителями
.
Технические
возможности
современных
средств
режимной
автоматики
в
электрических
сетях
и
в
АСУ
ТП
промпредприятий
позволяют
решать
вопросы
интеграции
автоматизированных
систем
раз
-
ных
коммерческих
организаций
для
взаимной
выгоды
.
Но
наличие
в
сетевых
узлах
питания
и
у
потребителей
активных
элементов
в
виде
электрогенерации
открывает
для
Smart Grid
нишу
для
очень
эффективных
экономических
решений
,
т
.
к
.
наличие
в
электросетевых
узлах
и
центрах
питания
потребителей
генерации
не
только
создаёт
большие
маневренные
воз
-
можности
в
самой
электроэнергетической
си
-
стеме
,
но
,
что
не
менее
важно
,
создаёт
более
стабильные
и
надёжные
условия
электроснаб
-
жения
потребителей
для
выполнения
их
ком
-
мерческих
обязательств
и
производственных
программ
.
Представляется
,
что
наличие
мно
-
жества
поузловых
систем
Smart Grid
создаст
условия
их
синтеза
в
единую
иерархически
выстроенную
интеллектуальную
электроэнер
-
гетическую
систему
.
В
этой
связи
нужно
ещё
раз
подчеркнуть
,
что
развитие
малой
и
средней
по
мощности
,
и
даже
распределённой
генерации
разного
типа
132
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
с
использованием
и
ВИЭ
создаёт
нормаль
-
ную
конкуренцию
производителей
энергии
на
розничных
рынках
электроэнергии
как
между
собой
,
так
и
с
поставками
электроэнергии
с
ОРЭМ
.
Такое
развитие
генерации
и
конкурен
-
ции
поставщиков
не
противоречит
принципам
и
задачам
надёжного
и
эффективного
электро
-
и
теплоснабжения
потребителей
,
не
противо
-
речит
принципам
рыночной
экономики
,
а
об
-
уславливает
необходимость
устранения
всех
препятствий
в
нормативно
-
законодательной
базе
для
развития
электроэнергетических
си
-
стем
с
максимальным
эффектом
для
социаль
-
но
-
экономического
развития
нашей
страны
3.
Какие
необходимы
эффективные
механизмы
финансирования
нового
капи
-
тального
строительства
энергетических
объектов
и
электросетевого
строитель
-
ства
,
чтобы
они
не
обременяли
реальный
сектор
экономики
излишними
ценовыми
нагрузками
на
покупаемые
энергоресур
-
сы
?
При
ответе
на
этот
вопрос
необходимо
учесть
следующие
обстоятельства
.
В
советское
время
планово
-
распредели
-
тельной
экономики
финансирование
развития
генерации
и
электросетевого
комплекса
осу
-
ществлялось
из
централизованных
источников
за
счёт
государственного
бюджета
и
созда
-
ваемые
новые
имущественные
фонды
после
ввода
энергетических
объектов
передавались
на
хозяйственный
баланс
соответствующих
государственных
энергетических
предприятий
и
производственных
объединений
,
увеличивая
тем
самым
их
балансовую
стоимость
.
Таким
образом
,
создавалась
и
тем
самым
наращи
-
валась
общегосударственная
(
общенародная
)
собственность
.
Такой
механизм
плановой
го
-
сударственной
финансово
-
экономической
си
-
стемы
принципиально
отличается
от
финан
-
сово
-
экономической
системы
рыночного
типа
,
которая
вот
уже
25
лет
строится
в
нашей
стране
и
которая
переживает
за
это
время
уже
третий
глубокий
финансово
-
экономический
кризис
.
Проведение
анализа
причин
таких
кризисов
—
это
предмет
отдельного
глубокого
системного
исследования
.
Что
же
касается
оценки
влияния
энергетической
составляющей
на
реальный
сектор
экономики
,
уже
много
было
публиковано
исследований
,
и
в
данной
статье
ставится
бо
-
лее
простая
задача
—
попытаться
понять
,
по
-
чему
в
рыночных
условиях
нашей
отечествен
-
ной
экономики
,
в
которой
все
хозяйствующие
субъекты
(
юридические
лица
)
представлены
акционерными
компаниями
различного
типа
,
происходит
узаконенный
государством
про
-
цесс
безвозмездного
изъятия
части
прибыли
у
всех
акционерных
обществ
—
потребителей
электроэнергии
(
фактически
инвесторов
) —
в
пользу
других
акционерных
обществ
—
энер
-
гетических
компаний
—
для
увеличения
капи
-
тализации
последних
даже
без
оформления
увеличения
соответствующей
доли
в
акцио
-
нерном
капитале
энергокомпаний
не
только
фактических
потребителей
-
инвесторов
,
но
и
государства
при
финансировании
капитальных
вложений
за
счёт
госбюджета
.
По
существу
,
го
-
сударство
в
данном
случае
узаконило
целевой
сбор
(
косвенный
налог
)
со
всех
потребителей
электроэнергии
(
кроме
населения
и
приравнен
-
ных
к
ним
потребителей
)
в
виде
обязательного
включения
инвестиционной
составляющей
в
цены
(
тарифы
)
на
энергоресурсы
с
последую
-
щей
безвозмездной
передачей
этих
инвестици
-
онных
средств
в
пользование
энергокомпаний
.
Вряд
ли
такой
механизм
сбора
средств
с
потре
-
бителей
для
финансирования
инвестиционных
программ
,
одобренных
даже
специальными
решениями
Правительства
РФ
,
можно
считать
рыночным
механизмом
.
Это
,
скорее
,
механиз
-
мы
мобилизационной
экономики
или
трансля
-
ция
в
некотором
роде
обобществления
,
прак
-
тиковавшегося
в
советские
времена
плановой
экономики
в
нашу
рыночную
экономику
с
той
лишь
разницей
,
что
в
плановой
экономике
ин
-
вестиционные
средства
капитализировались
в
общегосударственной
(
общенародной
)
соб
-
ственности
,
а
сегодня
государство
своим
за
-
конодательством
обогащает
акционеров
,
в
том
числе
и
зарубежных
,
частных
энергетиче
-
ских
компаний
за
счёт
изъятия
части
прибыли
промышленных
предприятий
.
В
нашей
стране
электроэнергетика
реструктурирована
по
ви
-
дам
деятельности
и
приватизирована
,
но
оста
-
лась
как
энергетическая
система
в
федераль
-
ном
ведении
(c
т
. 51
Конституции
РФ
),
но
не
в
федеральной
собственности
.
И
в
соответствии
с
этим
конституционным
правом
государство
133
25–26 марта 2015 г.
регулирует
нормативную
и
правовую
базу
хо
-
зяйствования
в
сфере
электроэнергетики
.
Но
имущественные
отношения
субъектов
хозяй
-
ственной
деятельности
регламентируются
ГК
РФ
,
ФЗ
«
Об
акционерных
обществах
»,
ФЗ
«
Об
инвестиционной
деятельности
в
РФ
в
виде
ка
-
питального
строительства
»,
ФЗ
«
Об
электро
-
энергетике
»
и
другими
актами
федерального
законодательства
,
которые
не
должны
быть
противоречивыми
в
таком
важном
вопросе
,
как
обеспечение
законных
имущественных
прав
и
экономических
интересов
акционерных
обществ
.
В
данном
случае
речь
идёт
об
имуще
-
ственных
правах
акционерных
обществ
потре
-
бителей
электроэнергии
—
инвесторов
,
за
счёт
которых
безвозмездно
наращивается
имуще
-
ственный
комплекс
других
частных
акционер
-
ных
компаний
—
энергетических
.
И
дело
здесь
не
в
том
,
чтобы
поставить
во
-
прос
о
нецелесообразности
инвестирования
капитального
строительства
энергетических
объектов
за
счёт
потребителей
электроэнер
-
гии
—
в
конечном
итоге
для
этих
целей
дру
-
гих
источников
нет
, —
а
речь
идёт
о
том
,
как
защитить
имущественные
права
фактических
инвесторов
развития
электроэнергетики
—
промышленных
предприятий
и
промышленных
акционерных
компаний
, —
которые
,
собствен
-
но
,
являются
центрами
экономического
роста
и
базой
социально
-
экономического
развития
страны
.
Сегодня
государство
изыскивает
фи
-
нансовые
средства
для
поддержки
развития
предпринимательства
в
промышленном
сек
-
торе
экономике
за
счёт
бюджета
и
резервного
фонда
развития
и
в
то
же
время
изымает
у
тех
же
предприятий
—
акционерных
компаний
—
триллионы
рублей
для
финансирования
капи
-
тального
строительства
фактически
не
нужных
для
потребителей
электроэнергии
крупных
электростанций
и
электрических
сетей
,
содер
-
жание
которых
наряду
с
ранее
построенными
и
действующими
в
настоящее
время
тоже
обе
-
спечивается
за
счёт
цен
(
тарифов
)
на
электро
-
энергию
.
Например
,
для
финансирования
капиталь
-
ного
строительства
новых
электростанций
в
частных
ОГК
и
ТГК
компании
привлекают
кро
-
ме
собственных
средств
кредитные
ресурсы
коммерческих
банков
и
должны
по
принци
-
пам
рыночной
экономики
окупить
в
приемле
-
мые
сроки
вложенные
деньги
,
вернув
банкам
и
тело
кредита
и
проценты
на
кредит
.
Источ
-
ником
возврата
указанных
кредитов
является
прибыль
от
продажи
электроэнергии
и
мощ
-
ности
вновь
построенного
объекта
.
При
мар
-
жинальном
ценообразовании
эта
прибыль
формируется
за
счёт
разницы
между
величи
-
ной
выручки
на
рынке
за
проданную
электро
-
энергию
и
мощностью
данной
электростанции
и
её
производственными
затратами
.
Эта
раз
-
ница
(
прибыль
)
и
должна
обеспечить
после
её
налогообложения
и
обслуживание
кредитов
,
и
финансирование
капитального
строительства
,
и
дивиденды
акционерам
соответствующих
энергокомпаний
,
размер
которых
определяют
сами
акционеры
.
А
теперь
представим
себе
,
что
компания
ошиблась
в
оценке
величины
прироста
спроса
на
электроэнергию
и
она
ока
-
залась
избыточной
на
энергорынке
.
Что
долж
-
но
последовать
по
законам
рыночной
экономи
-
ки
?
Есть
несколько
вариантов
ответа
на
этот
обычный
вопрос
.
Например
,
если
вновь
построенная
элек
-
тростанций
предлагает
более
дешёвую
про
-
дукцию
,
чем
уже
существующие
устаревшие
электростанции
,
то
последние
вытесняются
из
энергобаланса
и
должны
решать
свою
судь
-
бу
:
или
демонтаж
,
или
инновационная
рекон
-
струкция
за
счёт
привлекаемых
финансовых
средств
с
рынка
капиталов
для
снижения
в
ко
-
нечном
итоге
стоимости
своей
продукции
,
и
на
этом
основании
вытесняет
из
энергобаланса
следующую
относительно
дорогую
электро
-
станцию
.
Этот
рыночный
принцип
в
конечном
итоге
приводит
к
обновлению
основных
фон
-
дов
энергетических
компаний
и
банкротству
части
из
них
,
потребители
электроэнергии
по
-
лучают
более
дешёвую
электроэнергию
(
мощ
-
ность
)
на
энергорынке
в
результате
такой
кон
-
куренции
производителей
.
Чем
же
отличается
наша
действительность
от
нормально
работающей
конкуренции
энер
-
гокомпаний
в
развитых
зарубежных
странах
?
Рассмотрим
несколько
основных
факторов
в
модели
рыночных
отношений
в
нашей
элек
-
троэнергетике
.
За
25
лет
постсоветского
периода
все
стра
-
тегические
прогнозы
развития
электроэнерге
-
134
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
тики
на
базе
социально
-
экономических
про
-
гнозов
Минэкономразвития
России
,
а
их
было
представлено
Правительству
РФ
для
одобре
-
ния
около
десятка
,
грешили
,
как
показала
фак
-
тическая
реальность
,
в
двух
основных
факто
-
рах
:
во
-
первых
,
в
слишком
оптимистическом
прогнозе
темпов
роста
электропотребления
,
которые
в
разы
завышали
соответствующие
потребности
в
строительстве
и
вводе
новых
генерирующих
мощностей
с
соответствующи
-
ми
объёмами
электросетевого
строительства
,
и
,
во
-
вторых
,
предлагали
продолжение
совет
-
ского
тренда
развития
электроэнергетики
на
базе
строительства
крупноблочных
атомных
электростанций
и
электростанций
в
основном
на
газовом
топливе
вместо
крупномасштабной
инновационной
программы
реконструкции
и
модернизации
действующих
электростанций
с
адекватной
программой
электросетевого
стро
-
ительства
и
строительства
малой
и
средней
по
мощности
когенерации
в
центрах
прироста
спроса
на
электро
-
и
теплоэнергию
.
Такая
энергетическая
стратегия
сформиро
-
вала
неверную
целевую
задачу
опережающего
развития
электроэнергетики
,
и
Правительство
РФ
,
опасаясь
образования
дефицита
энерге
-
тических
мощностей
,
приняло
беспрецидент
-
ное
решение
—
обязало
ОГК
и
ТГК
выполнять
завышенную
,
как
казалось
,
инвестиционную
программу
энергетического
строительства
без
адекватного
спроса
на
энергоресурсы
и
выво
-
да
из
работы
неэффективных
старых
мощно
-
стей
на
действующих
электростанциях
.
Этим
обстоятельством
непременно
воспользова
-
лись
упомянутые
энергокомпании
и
добились
у
Правительства
РФ
гарантий
возврата
сво
-
их
собственных
и
привлечённых
финансовых
средств
для
капитального
строительства
элек
-
тростанций
за
счёт
введения
обязательных
платежей
потребителями
электроэнергии
по
так
называемым
договорам
поставки
мощно
-
сти
(
ДПМ
).
По
выражению
энергетиков
, «
это
идеальное
решение
»
позволило
переложить
все
финансово
-
экономические
риски
энерго
-
компаний
на
промышленных
потребителей
и
снять
практически
всякие
ограничения
на
стоимость
капитального
строительства
энер
-
гообъектов
.
Лучшего
«
рыночного
»
механизма
мотивации
энергетического
строительства
пока
нигде
не
придумано
—
это
изобретение
наших
отечественных
«
рыночников
»
продол
-
жает
свою
неблагодарную
работу
по
повыше
-
нию
цен
на
электроэнергию
.
Реальному
сек
-
тору
экономики
предписывается
содержать
за
счёт
тарифов
на
электроэнергию
не
востребо
-
ванных
на
рынке
электроэнергии
[8]
около
30—
35
ГВт
устаревших
энергомощностей
.
Что
касается
необходимости
развития
ма
-
лой
и
средней
по
мощности
генерации
адек
-
ватного
приросту
спроса
на
электроэнергию
в
центрах
экономического
роста
,
то
Минэнерго
России
продолжает
не
видеть
эту
проблему
и
не
предлагает
каких
-
либо
мер
по
упорядо
-
чению
нормативно
-
правовой
базы
в
этой
об
-
ласти
.
Представляется
,
что
первоочередными
мерами
упорядочения
пока
стихийного
строи
-
тельства
малой
и
средней
по
мощности
коге
-
нерации
могли
бы
стать
механизмы
заинтере
-
сованности
действующих
генерирующих
(
ОГК
и
ТГК
)
энергокомпаний
в
строительстве
вместо
крупноблочных
электростанций
когенератив
-
ных
электростанций
для
промышленных
пред
-
приятий
и
коммунальной
энергетики
на
паевых
началах
или
на
условиях
энергосервисных
контрактов
и
снять
запрет
на
владение
гене
-
рацией
для
электросетевых
компаний
,
что
по
-
зволило
бы
им
строить
электростанции
на
так
называемых
концевых
электросетевых
цен
-
трах
питания
вместо
строительства
дублирую
-
щих
электросетей
для
повышения
надёжности
электроснабжения
потребителей
.
Это
сняло
бы
конфликт
интересов
между
электросетевы
-
ми
компаниями
и
распределённой
генерацией
,
т
.
к
.
доходы
от
продажи
электроэнергии
и
мощ
-
ности
генерации
формировали
бы
необходи
-
мую
валовую
выручку
сетевой
компании
.
4.
Каким
механизмом
можно
гармони
-
зировать
экономические
интересы
и
за
-
конные
права
электросетевых
компаний
и
потребителей
электроэнергии
при
решении
вопросов
технологического
доступа
к
сети
?
Технологический
доступ
новых
потребите
-
лей
электроэнергии
к
сети
в
настоящее
время
вызывает
наибольшее
количество
нареканий
со
стороны
предпринимателей
,
хотя
за
послед
-
ний
год
проделана
существенная
успешная
ра
-
бота
со
стороны
АСИ
по
регламентированию
Дорожной
карты
доступа
к
сети
.
Вопрос
оста
-
135
25–26 марта 2015 г.
ётся
актуальным
в
силу
не
только
технических
и
юридических
особенностей
задачи
,
но
,
что
не
менее
важно
,
и
по
причинам
более
глубо
-
ким
—
каким
должен
быть
механизм
финанси
-
рования
развития
электросетевого
хозяйства
,
как
должна
формироваться
и
финансировать
-
ся
программа
капитального
строительства
электросетевых
объектов
.
Представляется
,
что
решение
вопросов
развития
электрических
сетей
для
технологи
-
ческого
присоединения
новых
промышленных
предприятий
и
/
или
увеличения
электропотре
-
бления
(
нагрузок
)
действующих
предприятий
лежит
в
области
формирования
нормальных
недискриминационных
рыночных
отношений
между
независимыми
хозяйствующими
субъек
-
тами
энергетического
рынка
—
акционерными
электросетевыми
компаниями
и
акционерны
-
ми
компаниями
-
электропотребителями
.
Но
для
того
чтобы
рыночные
отношения
между
элек
-
троэнергетическими
компаниями
,
с
одной
сто
-
роны
,
и
новыми
потребителями
электроэнергии
—
с
другой
были
нормальными
,
государство
в
интересах
развития
экономики
страны
в
целом
должно
предложить
такие
правила
отношений
,
которые
гармонично
сбалансировали
бы
как
имущественные
права
,
так
и
экономические
интересы
указанных
сторон
.
Это
значит
,
что
нужно
в
нормативно
-
правовом
отношении
опре
-
делиться
в
том
,
что
развитие
электрохозяйства
для
перспективного
прироста
электропотребле
-
ния
(
нагрузок
)
должно
осуществляться
и
/
или
за
счёт
привлекаемых
кредитных
ресурсов
с
рын
-
ка
капиталов
,
и
/
или
за
счёт
средств
присоеди
-
няемых
к
сети
новых
потребителей
,
которые
в
этом
случае
становятся
инвесторами
электро
-
сетевой
компании
со
всеми
вытекающими
из
этого
обстоятельства
правами
и
обязанностями
для
обеих
сторон
.
Поскольку
финансовые
сред
-
ства
потребителей
-
инвесторов
являются
более
дешёвыми
по
сравнению
с
банковскими
креди
-
тами
,
то
,
очевидно
,
и
для
сетевой
компании
,
и
для
потребителя
-
инвестора
этот
вариант
наи
-
более
приемлем
.
В
настоящее
время
такого
баланса
имуще
-
ственных
прав
и
экономических
интересов
в
области
торгово
-
экономических
отношений
в
электроэнергетике
,
в
частности
при
формиро
-
вании
тарифов
на
транспорт
электроэнергии
,
не
обеспечивается
в
силу
следующих
обстоя
-
тельств
.
1.
Физические
объёмы
работ
и
топология
развития
электросетевого
комплекса
на
терри
-
ториях
субъектов
РФ
(
СФР
)
определяются
на
основе
опроса
и
анализа
заявок
на
подключе
-
ние
потребителей
и
/
или
статистического
мо
-
делирования
прогнозных
данных
роста
спроса
электрических
нагрузок
на
5
лет
с
перспекти
-
вой
на
10
лет
.
В
условиях
большой
неопределённости
раз
-
вития
коммерческого
бизнеса
и
высоких
доро
-
гостоящих
рисков
предпринимательства
каж
-
дый
опрашиваемый
субъект
сегодня
на
всякий
случай
заявляет
свою
перспективную
потреб
-
ность
в
энергоресурсах
по
оптимистическому
варианту
.
Тем
самым
в
региональных
схемах
формируются
оптимистические
варианты
раз
-
вития
сети
с
учётом
«
перспективных
»
данных
от
потребителей
,
утверждаются
и
реализуются
инвестиционные
программы
капитального
стро
-
ительства
в
электросетевом
комплексе
.
Таким
образом
,
создаются
завышенные
резервы
про
-
пускной
способности
в
сетях
и
открываются
для
новых
подключений
центры
питания
.
Заявитель
тем
самым
обеспечивает
для
себя
благопри
-
ятные
условия
технологического
доступа
к
сети
в
будущем
,
которое
он
,
заявитель
,
ещё
толком
и
не
представляет
.
А
ответственности
за
завы
-
шенные
заявки
в
предварительном
порядке
у
него
не
возникает
никакой
.
Вместе
с
тем
на
основании
именно
таких
«
достоверных
»
данных
формируются
и
ут
-
верждаются
Схемы
развития
электросетей
и
инвестиционные
программы
ЭСК
с
последую
-
щим
их
включением
для
финансирования
за
счёт
тарифов
на
транспорт
—
для
сбора
фи
-
нансовых
средств
с
существующего
промыш
-
ленного
сектора
экономики
.
Очевидно
,
что
достоверность
такого
про
-
гноза
невелика
,
и
в
сложившихся
экономиче
-
ских
условиях
отклонения
прогнозных
зна
-
чений
приростов
спроса
на
электроэнергию
могут
в
разы
менять
объёмы
перспективных
работ
по
опережающему
развитию
энергетики
и
электросетевого
хозяйства
как
по
очерёдно
-
сти
их
реализации
,
так
и
по
их
топологии
.
При
-
мером
тому
является
,
к
сожалению
,
вся
наша
практика
оптимистичного
стратегического
про
-
136
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
гнозирования
развития
электроэнергетики
в
постсоветский
период
.
2.
Утверждённые
в
установленном
порядке
Схемы
развития
и
размещения
энергетических
объектов
и
электросетевого
комплекса
,
разра
-
ботанные
на
столь
зыбкой
прогнозной
основе
,
служат
основанием
для
формирования
инве
-
стиционных
программ
всех
электроэнергети
-
ческих
компаний
,
и
,
что
самое
ошибочное
,
та
-
кие
перспективные
объёмы
финансирования
включаются
в
виде
инвестиционной
составля
-
ющей
в
тарифы
на
транспорт
электроэнергии
.
При
этом
ни
один
инвестиционный
проект
,
пре
-
жде
чем
попасть
в
инвестпрограмму
,
не
имеет
своего
отдельного
бизнес
-
плана
с
обоснова
-
нием
экономической
эффективности
и
сроков
возврата
капитальных
вложений
.
В
настоящее
время
это
самый
главный
не
-
достаток
перспективного
бизнес
-
планирова
-
ния
в
электросетевом
хозяйстве
.
Такой
экономический
механизм
провоци
-
рует
составление
избыточных
инвестицион
-
ных
программ
под
предлогом
необходимости
опережающего
развития
инфраструктуры
со
ссылкой
на
утверждённые
Схемы
развития
.
При
таком
экономическом
механизме
все
ин
-
вестиционные
,
финансовые
и
прочие
риски
не
-
сут
на
себе
только
существующие
потребите
-
ли
электроэнергии
,
которые
оплачивают
своим
транспортным
тарифом
развитие
электриче
-
ских
сетей
не
для
себя
,
а
для
тех
новых
потре
-
бителей
,
которые
могут
появиться
,
а
могут
и
не
появиться
в
рассматриваемый
перспективный
период
времени
на
данной
территории
.
3.
Ещё
раз
отметим
,
что
все
инвестицион
-
ные
и
другие
финансовые
риски
по
реализа
-
ции
проектов
электросетевого
строительства
ЭСК
переложены
на
существующих
потреби
-
телей
электроэнергии
независимо
от
того
,
уве
-
личивают
они
своё
электропотребление
или
снижают
его
за
счёт
энергосбережения
.
Имен
-
но
поэтому
происходит
излишнее
электросете
-
вое
строительство
и
рост
неиспользованных
резервов
,
которые
являются
очень
дорогим
балластом
ЭСК
и
обременяют
для
существу
-
ющих
потребителей
электроэнергии
тарифы
на
транспорт
дважды
—
за
счёт
завышенной
инвестиционной
составляющей
в
тарифе
и
за
счёт
эксплуатационных
затрат
на
содержание
таким
образом
установленного
резервного
оборудования
.
В
конечном
итоге
ответом
на
поставленный
вопрос
о
причинах
роста
тарифов
на
транс
-
порт
электроэнергии
является
главным
обра
-
зом
неоправданное
для
существующих
потре
-
бителей
электроэнергии
включение
в
тарифы
на
транспорт
завышенной
инвестиционной
составляющей
на
развитие
электросетевого
хозяйства
.
Означает
ли
это
,
что
нужно
отказаться
от
разработки
схем
развития
и
размещения
энер
-
гетических
объектов
и
электросетевого
хозяй
-
ства
?
Конечно
,
нет
.
Эта
работа
наконец
-
то
верну
-
ла
хотя
бы
элементы
планового
начала
в
раз
-
витие
энергетики
,
чего
не
было
и
недоставало
более
15
лет
постсоветского
периода
.
Без
про
-
гнозирования
и
планирования
оптимального
развития
ЕЭС
нельзя
обеспечить
энергетиче
-
скую
безопасность
и
надёжное
энергоснабже
-
ния
страны
.
Но
вместе
с
тем
совершенно
очевидно
воз
-
никает
предложение
не
включать
инвестици
-
онную
составляющую
в
НВВ
ЭСК
и
,
следова
-
тельно
,
в
тариф
на
транспорт
электроэнергии
для
существующих
потребителей
.
С
таким
предложением
выступило
Мин
-
экономразвития
РФ
,
признав
целесообразным
финансировать
развитие
электросетевого
комплекса
за
счёт
только
заёмных
средств
,
не
пересматривая
весь
механизм
формирования
инвестиционных
программ
.
Отмечая
рациональность
такого
механиз
-
ма
,
следует
сказать
,
что
в
этом
случае
сохра
-
няются
два
из
трёх
недостатков
существую
-
щего
механизма
ценообразования
:
во
-
первых
,
остаётся
сложившаяся
практика
формирова
-
ния
инвестиционных
программ
ЭСК
с
её
ри
-
сками
для
потребителей
(
это
плохо
),
правда
,
с
подключением
к
анализу
её
эффективности
кредитной
организации
в
качестве
заинтересо
-
ванной
организации
(
это
хорошо
);
во
-
вторых
,
существующие
потребители
всё
же
обременя
-
ются
необходимостью
оплачивать
проценты
на
кредит
и
возвращать
тело
взятых
ЭСК
кре
-
дитов
за
счёт
тарифов
на
транспорт
электро
-
энергии
(
это
плохо
).
Таким
образом
,
в
итоге
существующий
потребитель
заплатит
больше
,
137
25–26 марта 2015 г.
чем
сумма
,
которую
он
бы
заплатил
при
пря
-
мом
финансировании
строительства
электро
-
сетевых
объектов
за
счёт
инвестиционной
составляющей
в
тарифе
.
Такой
механизм
финансирования
новостроек
может
быть
вы
-
годным
лишь
при
низких
процентных
ставках
на
кредит
.
Исходя
из
зарубежного
опыта
,
этот
механизм
может
быть
интересным
при
бан
-
ковской
ставке
за
инвестиционный
кредит
не
выше
4—5%
годовых
.
К
почти
аналогичному
выводу
пришло
и
руководство
ОАО
«
Россети
»,
когда
ген
-
директор
Олег
Бударгин
на
круглом
столе
по
развитию
электросетевого
комплекса
24.03.2014
г
.
заявил
: «
Мы
не
понимаем
,
поче
-
му
сегодня
тот
тариф
,
который
мы
получаем
,
в
первую
очередь
распространяется
на
буду
-
щих
потребителей
.
Мы
сегодня
снижаем
про
-
грамму
модернизации
,
программу
ремонтов
,
потому
что
есть
требования
строить
новые
сети
.
И
не
те
,
которые
нужны
нам
для
надёж
-
ности
...
Считаю
,
что
сегодня
тариф
должен
работать
только
на
действующих
потреби
-
телей
.
А
средства
,
которые
необходимы
для
развития
,
должны
изыскиваться
от
тех
,
кто
требует
этого
развития
:
или
регион
,
или
фе
-
деральные
программы
».
Нельзя
не
согласиться
с
такой
позицией
,
но
почему
«
регион
или
федеральные
програм
-
мы
»?
Разве
региональный
или
федеральный
орган
может
видеть
пообъектно
всю
перспек
-
тиву
на
5—10
лет
?
А
почему
не
поставить
задачу
более
пра
-
вильно
—
средства
на
развитие
должны
при
-
влекаться
от
тех
,
кто
требует
этого
развития
.
Что
касается
позиции
ФСТ
России
—
фе
-
дерального
органа
исполнительной
власти
в
области
регулирования
стоимости
услуг
есте
-
ственных
монополий
, —
то
названная
орга
-
низация
,
видимо
,
предпочитает
практиковать
порочные
методы
индексации
тарифов
и
RAB-
регулирование
,
невзирая
на
их
последствия
.
Поэтому
,
соглашаясь
с
предложениями
Минэкономразвития
России
и
ОАО
«
Россети
»,
можно
предложить
для
рассмотрения
компро
-
миссный
рыночный
вариант
финансирования
развития
распределительных
сетей
,
в
основе
своей
базирующийся
на
следующих
принципи
-
альных
положениях
:
•
в
тарифы
на
транспорт
электроэнергии
не
должна
включаться
инвестиционная
со
-
ставляющая
для
финансирования
развития
действующей
сети
(
кроме
объектов
для
по
-
вышения
надёжности
работы
сети
)
в
целях
обеспечения
технологического
доступа
к
сети
новых
электропотребителей
;
•
финансирование
развития
электросетево
-
го
хозяйства
и
привлечение
средств
,
не
-
обходимых
для
технологического
доступа
к
электрической
сети
новых
электропотре
-
бителей
,
должны
осуществляться
за
счёт
заёмных
средств
с
рынка
капитала
и
инве
-
стиционных
ресурсов
потребителей
-
заяви
-
телей
(
инвестиционный
доступ
к
сети
);
•
для
мелких
потребителей
электроэнергии
с
общей
электрической
нагрузкой
,
например
,
до
150
кВт
доступ
к
электрической
сети
фи
-
нансируется
за
счёт
заёмных
средств
элек
-
тросетевой
компании
;
•
для
более
крупных
потребителей
с
электри
-
ческой
нагрузкой
,
например
,
свыше
150
кВт
,
реализуется
инвестиционный
доступ
к
электрической
сети
,
позволяющий
осу
-
ществлять
её
адекватное
развитие
за
счёт
самых
заинтересованных
инвесторов
—
но
-
вых
потребителей
электроэнергии
.
Что
понимается
под
инвестиционным
до
-
ступом
к
электрической
сети
крупных
электро
-
потребителей
?
Разрабатываемые
и
утверждаемые
Схе
-
мы
развития
и
размещения
энергетических
объектов
и
электрических
сетей
не
должны
директивно
превращаться
в
инвестиционные
программы
ЭСК
,
т
.
к
.
это
связано
с
высоким
риском
формирования
отрицательных
послед
-
ствий
для
всей
экономики
.
Названные
схемы
должны
служить
авторитетной
экономически
обоснованной
информационной
базой
для
предпринимателей
в
разных
сферах
бизнеса
для
правильного
построения
своих
частных
бизнес
-
планов
с
адекватным
учётом
стоимо
-
сти
энергетических
затрат
.
Только
этим
выводом
значение
разраба
-
тываемых
схем
не
ограничивается
.
Схемы
должны
выполнить
ещё
одну
очень
важную
функцию
—
сформировать
объективную
ин
-
формацию
об
удельных
показателях
стоимо
-
сти
электроснабжения
и
энергообеспечения
138
XXI заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
прироста
электрических
нагрузок
и
электро
-
потребления
по
территории
каждого
субъекта
РФ
в
рассматриваемом
периоде
времени
.
Это
очень
важный
показатель
,
который
открывает
возможность
определиться
с
необходимым
:
•
объёмом
инвестиций
,
адекватных
реше
-
нию
вопросов
доступа
к
электрической
сети
всех
новых
электропотребителей
;
•
с
удельной
стоимостью
(
руб
./
кВт
)
присоеди
-
нения
новых
потребителей
к
электрической
сети
на
рассматриваемом
временном
пери
-
оде
.
В
условиях
акционерной
формы
хозяйство
-
вания
и
электросетевой
компании
,
и
электро
-
потребителей
показатели
удельной
стоимости
приращения
развития
сети
на
единицу
при
-
роста
электрической
нагрузки
новых
потре
-
бителей
открывают
возможность
для
сетевой
компании
через
эмиссию
и
продажу
так
на
-
зываемых
инфраструктурных
облигаций
при
-
влечь
деньги
присоединяемых
к
сети
потреби
-
телей
в
качестве
инвесторов
без
обременения
тарифов
на
транспорт
электроэнергии
для
уже
существующих
потребителей
.
Очевидно
,
что
стоимость
пакета
инфра
-
структурных
облигаций
,
покупаемого
каждым
присоединяемым
к
сети
потребителем
-
инве
-
стором
,
будет
пропорциональна
заявленной
для
присоединения
к
сети
электрической
на
-
грузке
.
Таким
образом
,
объём
эмиссии
инфра
-
структурных
облигаций
и
их
стоимость
как
раз
и
должны
определяться
в
схемах
развития
или
на
их
основе
на
определённый
расчётный
пе
-
риод
времени
и
продаваться
всем
новым
по
-
требителям
электроэнергии
,
заявляющим
о
своём
желании
присоединиться
к
электриче
-
ской
сети
на
территории
конкретной
ЭСК
.
На
заявленную
максимальную
для
своего
бизнеса
электрическую
нагрузку
(
мощность
)
заявитель
-
потребитель
обязан
будет
купить
определённое
количество
инфраструктур
-
ных
облигаций
и
тем
самым
обеспечит
ЭСК
финансовыми
средствами
для
необходимого
электросетевого
строительства
и
технологи
-
ческого
доступа
к
сети
.
В
этом
случае
новый
потребитель
электроэнергии
становится
ин
-
вестором
развития
ЭСК
,
и
его
права
как
инве
-
стора
должны
быть
защищены
действующим
законодательством
.
Он
может
распорядиться
своим
пакетом
облигаций
по
своему
усмотре
-
нию
вплоть
до
продажи
их
на
рынке
ценных
бу
-
маг
,
вернув
тем
самым
деньги
в
сферу
своего
бизнеса
.
Очевидно
,
что
существующие
потре
-
бители
не
будут
обременены
инвестиционной
составляющей
в
тарифе
на
транспорт
.
Такой
механизм
финансирования
доступа
к
сети
промышленных
потребителей
электро
-
энергии
открывает
широкие
возможности
для
совместного
финансирования
доступа
к
сети
как
со
стороны
электросетевых
компаний
,
так
и
непосредственно
заинтересованных
про
-
мышленных
предприятий
,
когда
при
решении
вопросов
обеспечения
требуемой
степени
надёжного
электроснабжения
потребителя
ЭСК
может
вместо
реализации
капиталоём
-
кого
варианта
электросетевого
строительства
предложить
заявителю
некий
гибридный
вари
-
ант
—
построить
относительно
дешёвую
сеть
и
необходимую
по
мощности
генерацию
для
решения
вопросов
обеспечения
надёжности
электроснабжения
потребителя
.
Вариантов
финансирования
такого
технологического
при
-
соединения
может
быть
несколько
,
включая
,
например
,
вариант
участия
ЭСК
в
финанси
-
ровании
соответствующих
объёмов
капиталь
-
ного
строительства
за
счёт
привлекаемых
кредитных
ресурсов
с
последующим
выкупом
генерации
потребителем
.
Важно
при
этом
отметить
,
что
финанси
-
рование
объектов
внешнего
электроснабже
-
ния
новых
потребителей
по
любому
варианту
не
должно
затрагивать
тарифы
на
транспорт
электроэнергии
для
существующих
потреби
-
телей
.
Выводы
и
предложения
1.
В
настоящее
время
имеется
достаточ
-
но
экономических
оснований
устанавливать
стабильные
значения
тарифов
на
транспорт
электроэнергии
для
уже
существующих
и
при
-
соединённых
к
сети
электропотребителей
на
период
до
пяти
лет
с
возможной
их
корректи
-
ровкой
не
ранее
чем
через
три
года
.
2.
Предложение
Минэкономразвития
РФ
финансировать
развитие
распределитель
-
ного
электросетевого
комплекса
за
счёт
за
-
ёмных
средств
рационально
принять
в
части
139
25–26 марта 2015 г.
финансирования
развития
сетей
для
подклю
-
чения
к
сети
мелких
потребителей
социаль
-
ного
значения
и
льготируемых
потребителей
малого
бизнеса
(
с
максимальной
нагрузкой
до
150
кВт
).
3.
Для
крупных
потребителей
,
подключа
-
емых
к
электрическим
сетям
по
индивиду
-
альным
проектам
,
финансирование
развития
электрической
сети
для
присоединения
но
-
вых
потребителей
рационально
принять
по
варианту
инвестиционного
доступа
к
сети
за
счёт
средств
новых
потребителей
-
инвесто
-
ров
.
Для
чего
проработать
механизм
эмис
-
сии
инфраструктурных
облигаций
для
каждой
ЭСК
с
учётом
продажи
этих
облигаций
новым
потребителям
в
объёмах
,
обеспечивающих
строительство
необходимых
электросетевых
объектов
для
подключения
к
сети
заявленных
потребителем
электрических
нагрузок
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Указ
Президента
РФ
от
15.08.1992
г
.
№
923 «
Об
организации
управления
элек
-
троэнергетическим
комплексом
Россий
-
ской
Федерации
…».
2.
Кутовой
Г
.
П
.
Некоторые
итоги
вестерни
-
зации
отечественной
электроэнергетики
в
постсоветской
период
,
ресурс
интерне
-
та
: portalenergo.ru, 28.08.2013, 30.08.2013,
03.09.2013.
3.
Протокол
совместного
заседания
Бюро
Отделения
энергетики
,
машиностро
-
ения
,
механики
и
процессов
управления
РАН
,
НС
РАН
по
проблемам
надежности
и
безопасности
больших
систем
энергети
-
ки
и
НТК
НП
«
НТС
ЕЭС
»
по
теме
: «
Оценка
состояния
рынка
электроэнергии
и
пути
его
совершенствования
», 18.04.2013,
№
3/13, ,
г
.
Москва
.
4.
И
.
Д
.
Грачёв
,
А
.
Ф
.
Дьяков
«
Обращение
к
главам
субъектов
Российской
Федера
-
ции
»,
журнал
«
Региональная
энергетика
и
энергосбережение
», 1/2015
г
.,
Москва
.
5.
КоммерантЪ
,
НатальяЪ
-
Скарлыгина
,
АнастасияЪ
-
Фомичева
,
интернет
-
ресурс
:
http://np-ace.ru/news/power industry/520/.
6.
Кутовой
Г
.
П
.,
Кузьмин
В
.
В
. «
О
мерах
по
развитию
конкуренции
на
розничных
рын
-
ках
электроэнергии
и
услуг
ЖКХ
»,
журнал
«
ЭнергоРынок
», 2012,
№
10 (105).
7.
Конкурентная
среда
на
рынке
газотур
-
бинного
оборудования
малой
мощности
,
журнал
Академия
энергетики
,
№
1 (63),
февраль
2015
г
.,
Санкт
-
Петербург
.
8.
Е
.
Русских
,
доклад
на
конференции
«
Ин
-
вестиционные
проекты
ТЭК
.
Аспекты
финансирования
инвестиций
и
лизинга
энергетического
оборудования
»,
журнал
Академия
энергетики
,
№
1 (63),
февраль
2015
г
.,
Санкт
-
Петербург
.
Постсоветский период для электроэнергетики был характерен поисками организационно-правовых форм для хозяйствующих субъектов в отрасли, её реструктуризации и приватизации с переводом на рыночные формы хозяйственно-договорных отношений как между субъектами отрасли, так и потребителями электроэнергии.