Разработка системы непрерывного мониторинга воздушных линий электропередачи в автоматическом режиме




Page 1


background image







Page 2


background image

94

воздушные линии

Разработка системы 

непрерывного 

мониторинга воздушных 

линий электропередачи 

в автоматическом режиме

Т

ранспортировка  электроэнергии  от  места  ее  производства  —  элек-
тростанций  к  потребителям  является  одной  из  важнейших  задач 
электроэнергетики. Транспорт электроэнергии производится преиму-
щественно по воздушным линиям электропередачи (ВЛ). 

Эффективность и надежность передачи энергии определяется состояни-

ем ВЛ, поэтому оценка состояния ВЛ является неотъемлемой составляющей 
бесперебойного процесса транспортировки электрической энергии. Очевид-
но, что чем выше частота выполнения мониторинга состояния элементов ВЛ, 
тем скорее будут устранены зарождающиеся дефекты и, соответственно, тем 
меньше технологических нарушений произойдет на ВЛ.

В соответствии с п. 5.7.14 Правил технической эксплуатации электрических 

станций и сетей Российской Федерации (ПТЭ) при эксплуатации ВЛ должны 
быть организованы их периодические и внеочередные осмотры. График пери-
одических осмотров утверждается техническим руководителем организации, 
эксплуатирующей  электрические  сети.  Периодичность  осмотров  каждой  ВЛ 
по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Кроме того, не реже 1 раза 
в  год  инженерно-техническим  персоналом  должны  производиться  выбороч-
ные осмотры отдельных ВЛ (или их участков), а все ВЛ (участки), подлежащие 
капитальному ремонту, должны быть осмотрены полностью [1].

На сегодняшний день определение состояния ВЛ 35–110 кВ в ПАО «Рос-

сети  Центр»  производится  путем  пешего  обхода  ЛЭП  с  периодичностью  не 
реже  1  раза  в  год.  Однако  подобный  осмотр  дает  неполное  представление 
о состоянии ВЛ. Более информативным видом осмотра ВЛ является верховой 
осмотр, но для его проведения необходим вывод воздушной линии в ремонт, 
а  также  использование  специальной  техники.  При  этом  объем  проводимого 
верхового осмотра одной ВЛ — 3–4 опоры в день.

Согласно ПТЭ верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тро-

сов в зажимах и в дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше 
или их участках, имеющих срок службы 20 лет и более или проходящих в зо-
нах интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны про-
изводиться не реже 1 раза в 6 лет, а на остальных ВЛ 35 кВ и выше (участках) 
не реже 1 раза в 12 лет [1].

Очевидно, что при существующем порядке эксплуатации ВЛ обеспечивать 

высокий уровень надежности становится все сложнее. Это усугубляется меня-
ющимися климатическими зонами и участившимися погодными аномалиями, 
а также увеличением отработавшего свой ресурс оборудования и материалов 
при  неизменной  численности  обслуживающего  персонала.  Говоря  о  погод-
ных аномалиях, можно привести пример так называемого «ледяного дождя» 
в 2015 году в Костромской области, ранее вообще никогда не подвергавшейся 
такого рода природным явлениям. Липецкая область постепенно становится 
гололедной зоной, где неблагоприятные погодные явления в осенне-зимний 
период становятся обычными явлениями.

В

 

данной

 

статье

 

описана

 

технология

 

автоматизированной

 

диагностики

 

воздушных

 

линий

 

электропередачи

 

с

 

использованием

 

беспилотного

 

воздушного

 

судна

 (

БВС

).

Акуличев

 

В

.

О

.,

заместитель гене-
рального директора 
по цифровой транс-
формации ПАО 
«Россети Центр»

Бредихин

 

А

.

С

., 

и.о. начальника 
дирекции по инно-
вационной деятель-
ности и импорто-
замещению ПАО 
«Россети Центр»

Мурашев

 

Б

.

А

.,

главный специалист 
Департамента циф-
ровой трансформа-
ции ПАО «Россети 
Центр»

Середкин

 

О

.

А

., 

начальник управ-
ления технологи-
ческого развития 
и цифровизации 
филиала ПАО 
«Россети Центр» — 
«Липецкэнерго»







Page 3


background image

95

Учитывая, что осмотр ВЛ бригадами — достаточно 

трудоемкая и затратная работа, особенно в сложных 
погодных условиях или в труднодоступной местности, 
а также невысокую эффективность выявления дефек-
тов  с  учетом  периодичности  выполнения  осмотров, 
логичной является гипотеза о повышении эффектив-
ности мониторинга ВЛ с помощью БВС.

В 2018 году в ПАО «Россети Центр» была начата 

научно-исследовательская и опытно-конструкторская 
работа  (НИОКР)  «Разработка  системы  управления 
группой БПЛА для выполнения непрерывного монито-
ринга ВЛ в автоматическом режиме с сетью зарядных 
станций как элемента системы управления».

Предпосылками к реализации данного проекта яв-

ляются следующие проблемы, с которыми сталкива-
ется обслуживающий персонал при эксплуатации ВЛ:

 

– высокая  доля  ВЛ,  выработавших  свой  норматив-

ный срок;

 

– сложность  выявления  зарождающихся  дефектов 

ВЛ на ранних стадиях до возникновения техноло-
гического нарушения;

 

– контроль состояния ВЛ путем осмотра бригадами, 

в том числе со значительной задержкой по времени;

 

– высокие  трудозатраты  обслуживающего  персона-

ла на осмотр;

 

– высокие  затраты  на  привлечение  техники  для 

выполнения  регламентированных  верховых 
осмот ров ВЛ.
Планируемый  функционал  разрабатываемой  сис-

темы: 

 

– выявление  зарождающихся  дефектов  элементов 

ВЛ  и,  соответственно,  повышение  надежности 
работы ВЛ, снижение недоотпуска электроэнергии;

 

– снижение доли участия персонала в обслуживании 

ВЛ  и,  соответственно,  снижение  операционных 
издержек при обслуживании ВЛ;

 

– повышение безопасности работы ВЛ путем контро-

ля нахождения посторонних предметов, строений 
и т.п. в охранной зоне ВЛ;

 

– контроль  выполнения  работ  подрядными  органи-

зациями на объектах электросетевого хозяйства;

 

– проведение  предпроектных  и  изыскательских  ра-

бот  с  целью  строительства/реконструкции  ВЛ 
и объектов электрических сетей;

 

– предварительная  оценка  затрат  на  вырубку  про-

сек  посредством  численного  анализа  по  высотам 
деревьев, их количеству, типу.
Учитывая  тенденцию  ежегодного  улучшения 

технических  характеристик  БВС  и  миниатюриза-
ции полезной нагрузки (фото- и видеокамеры, уль-
трафиолетовые и инфракрасные камеры и т.п.) ло-
гичным становится предположение о возможности 
получения объективной информации о состоянии 
линий  по  результатам  мониторинга  с  применени-
ем БВС.

При этом эффективность применения технологии 

обеспечивается в случае отсутствия участия высоко-
квалифицированного  оператора  БВС,  а  также  боль-
ших  временных  затрат  персонала  служб  воздушных 
линий на обработку информации от БВС.

Исходя  из  этого,  в  ПАО  «Россети  Центр»  был 

сформулирован  совершенно  новый  подход  к  разви-
тию системы диагностики с помощью БВС. Он состо-
ит не только в отказе от высококвалифицированного 
оператора БВС, но и в обеспечении обработки боль-
шого  массива  данных  с  помощью  элементов  искус-
ственного интеллекта. 

В качестве основной инновации принята идея соз-

дания системы из БВС и многофункциональных базо-
вых станций.

Целевая модель состоит в полностью автоматиче-

ской системе контроля ВЛ и распознавания дефектов 
с передачей диагностической информации в единую 
Систему управления производственными активами.

Концептуально вид процесса автоматизированно-

го  мониторинга  ВЛ  с  помощью  БВС  представлен  на 
рисунке 1.

Результаты НИОКР можно представить в виде сле-

дующих основных разделов.

ДОРАБОТАННЫЙ

 

БПЛА

КОПТЕРНОГО

 

ТИПА

В ходе проведенного НИОКР было установлено, что 
для  уверенного  обнаружения  дефектов  ВЛ  скорость 
БВС должна находиться в диапазоне 35–40 км/ч, а за 
время пролета каждой опоры ВЛ БВС должен сделать 
не  менее  6  ее  фотографий.  Для  этих  целей  лучше 
всего подходит БВС коптерного типа.

Рис

. 1. 

Процесс

 

автоматизированного

 

мониторинга

 

ВЛ

 

с

 

помощью

 

БВС

Однократное формирование 

полетного задания (для плановых 

полетов) и передача его многофунк-

циональной площадке базирования

Зарядка и базирование БПЛА на 

ПС 35–110 кВ, прием задания по 

цифровым каналам связи и передача 

его в БПЛА

Облет трасс ВЛ 35–110 кВ 

с диагностикой элементов 

ВЛ различными сенсорами

4

 

Возврат на базу. Передача 

диагностической информации 

в Центр обработки данных. Начало 

режима зарядки

Обработка данных нейрон-

ной сетью. Выборка дефек-

тов и несоответствий НТД

6

 

Приоритизация дефектов: 

аварийные, неотложные, 

устраняемые в процессе ТО

7

 

Автоматическое формирование 

заявки на устранение дефекта 

и задания бригаде

 5 (68) 2021







Page 4


background image

96

В качестве доработок была встро-

ена контактная система в опоры БВС, 
были  разделены  напряжение  пита-
ния  силовых  установок  (двигателей 
винтов)  и  питания  систем  навигации 
для  увеличения  продолжительности 
полета. Так, напряжение питания си-
ловой установки составило 51 В, на-
пряжение  питания  систем  навигации 
12  В.  Для  возможности  проведения 
полетов в условиях сильных электро-
магнитных излучений электромагнит-
ный  компас  был  заменен  на  цифро-
вой.  В  БВС  была  заложена  функция 
«слежения  за  опорой».  В  результа-
те  этого  при  любом  положении  БВС 
в  пространстве  опора  всегда  нахо-
дится в центре кадра.

Данные  доработки  БВС  позволили  добиться  про-

должительности  нахождения  аппарата  в  воздухе  до 
60 мин, гарантированной навигации в условиях силь-
ных электромагнитных помех, точной ориентации ка-
меры  на  объект.  Внешний  вид  БВС  коптерного  типа 
представлен на рисунке 2.

Для проведения различных видов осмотра БВС не-

сет как оптическую камеру, так и ИК- и УФ-камеры.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ

БАЗОВАЯ

 

СТАНЦИЯ

Многофункциональная базовая станция устанавлива-
ется на подстанции (ПС) и является местом хранения, 
зарядки БВС и контроля метеоусловий. Также базовая 
станция  выполняет  функцию  передачи  диагностиче-
ской информации от БВС в центр обработки данных 
и передачу в БВС полетного задания.

Станция оснащена специальными приводами для 

вертикального  перемещения  БВС,  горизонтального 
перемещения  защитного  кожуха  и  приводами  цен-
тровки БВС для его зарядки.

Внешний  вид  установленной  многофункциональ-

ной базовой станции представлен на рисунке 3. 

На данных станциях реализована система точной 

посадки  БВС.  Она  позволяет  посадить  БВС  на  пло-
щадку  размером  1,5×1,5  м.  Данная  технология  реа-
лизована путем нанесения на посадочную платформу 
специальной  метки,  по  которой  БВС  ориентируется 
в пространстве и осуществляет посадку.

ВОЗДУШНЫЕ

ЛИНИИ

Рис

. 2. 

Внешний

 

вид

 

БВС

 

коптерного

 

типа

Рис

. 3. 

Внешний

 

вид

 

установленной

 

многофункциональной

 

базовой

 

станции

СПЕЦИАЛЬНОЕ

 

ПРОГРАММНОЕ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

ДЛЯ

 

ВЫЯВЛЕНИЯ

 

ДЕФЕКТОВ

Другой  важнейшей  системой,  реализуемой  в  рамках 
НИОКР, является комплекс алгоритмов и нейросетей 
для  распознавания  дефектов  и  несоответствий  нор-
мативно-технической  документации.  Это  самая  вы-
сокоинтеллектуальная часть работы, которая и обес-
печивает  отказ  от  обработки  и  анализа  материалов, 
полученных от БВС, с помощью специалиста.

Внешний вид пользовательских интерфейсов про-

граммного обеспечения представлен на рисунке 4.

Данная  система  позволяет  выделить  на  фотогра-

фии  стойку,  траверсу,  провод,  грозотрос,  изолятор, 
виб рогаситель, предмет в охранной зоне. 

Система анализирует каждый элемент на предмет 

наличия/отсутствия дефектов. 

Алгоритм

 

работы

 

системы

.

  Полученные  с  БВС 

фотографии  передаются  в  открытую  сетевую  папку 
сервера  диагностического  программного  обеспече-
ния. Затем эти изображения перемещаются в папки, 
соответствующие номерам опор, координаты которых 
наиболее  близки  к  фактическим  координатам  опор. 
После перемещения изображений в указанные папки 
автоматически  запускается  процесс  поиска  заранее 
заданных  обученных  классов  объектов,  связанных 
с технологиями машинного зрения (нейронной сети). 
Процесс  работы  нейронной  сети  завершается  запи-
сью координат найденных изображений в XML-файл. 
В данном файле перечисляются все найденные объ-
екты с указанием их класса (гирлянда, изолятор и т.д.). 
Далее непосредственно выполняется процесс нахож-
дения дефектов. Схематически процесс представлен 
на рисунке 5.







Page 5


background image

97

Экспериментальным  путем  установлено,  что  ис-

пользование  одной  модели  сверточной  нейронной 
сети,  обученной  непосредственно  под  множество 
классов (опора, изолятор, траверса и т.д.), не является 
оптимальным исходя из показателей скорости работы 
сети. В результате выделено 4 модели и разработан 
механизм  их  последовательного  запуска  —  каскад 
сверточных  нейронных  сетей.  При  этом  на  каждом 
шаге ведется фильтрация полученных изображений. 
Структурно данный алгоритм приведен на рисунке 6.

В  ходе  реализованной  в  филиале  ПАО  «Россети 

Центр» — «Липецкэнерго» НИОКР разработана дей-

а)

б)

Рис

. 4. 

Примеры

 

пользовательского

 

интерфейса

 

диагностического

 

ПО

а

) 3D-

реконструкция

 

опоры

б

ГИС

 –

представление

 

объекта

 

мониторинга

;

в

паспорт

 

опоры

г

поопорная

 

ведомость

;

д

ста

 

тис

 

тика

 

дефектов

д)

в)

г)

Рис

. 5. 

Процесс

 

нахождения

 

дефектов

Фото

JPG-файл

Запись координат 

найденных на снимке 

объектов в XML-файл. 

В данном файле 

перечислены все 

найденные объекты 

с указанием их класса 

(опора, гирлянда, 

виброгаситель и т.д.)

Работа 

специализированных 

программ 

распознавания

Дефект 

отсутствует

Дефект 

зафиксирован

Загрузка

фотоматериала 

в программу 

распознавания 

дефектов

Сверточная

нейронная сеть

Запускается процесс 

поиска заранее 

обученных классов 

объектов с примене-

нием технологий машинного зрения 

(Object Detection, Convolutional Neuro 

Network, Tensor Flow, Open CV)

ствующая  система  мониторинга  ВЛ  в  автоматиче-
ском режиме с использованием БВС и сети зарядных 
станций, которая благодаря новизне и комплексности 
применяемых  технологий  имеет  высокий  потенциал 
масштабирования  не  только  в  филиалах  ПАО  «Рос-
сети  Центр»  и  ПАО  «Россети  Центр  и  Приволжье», 
но  и  в  других  электросетевых  компаниях,  имеющих 
в своей зоне ответственности ВЛ 35–110 кВ.

В  ближайшее  время  планируется  заключить  ли-

цензионные  договоры  с  производителями  основных 
технологий  в  целях  дальнейшей  коммерциализации 
и масштабирования продукта.  

Рис

. 6. 

Алгоритм

 

фильтрации

 

полученных

 

изображений

 

ВЛ

Последователь-

ное «вырезание» 

распознанных объ-

ектов на исходном 

изображении: 

от крупных — 

к мелким. Если 

«родительский» 

(более крупный) 

объект не найден, 

следующая сеть не 

запускается

net_1

net_2

Каждая следующая 

сеть «дописыва-

ет» найденные 

объекты в общий 

XML-файл

ЛИТЕРАТУРА

1. Правила технической 
эксплуатации  электри-
ческих станций и сетей 
Российской 

Федера-

ции. Утв. приказом Ми-
нэнерго  РФ  от  19  ию-
ня 2003 г. № 229. URL: 
h t t p s : / / b a s e . g a r a n t .
ru/186039/.

 5 (68) 2021



Оригинал статьи: Разработка системы непрерывного мониторинга воздушных линий электропередачи в автоматическом режиме

Читать онлайн

В данной статье описана технология автоматизированной диагностики воздушных линий электропередачи с использованием беспилотного воздушного судна (БВС).

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(83), март-апрель 2024

Анализ нагрузочных режимов и регулировочной способности по напряжению распредсети при оптимизации секционирования на ее участках

Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция Диагностика и мониторинг
Яхин Ш.Р. Пигалин А.А. Галиев И.Ф. Маклецов А.М.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»