32
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2 (21),
июнь
2021
До
38%
неисправностей
асинхронного
электродвигателя
(
АД
)
приходится
на
повреждения
изоляции
статора
.
Не
–
смотря
на
большое
разнообразие
методов
,
достоверность
определения
межвитковых
замыканий
статорных
обмоток
под
рабочим
напряжением
еще
остается
на
низком
уров
–
не
.
Разработанные
нами
новые
методы
диагностики
по
от
–
дельным
параметрам
в
совокупности
позволят
постоян
–
но
мониторить
техническое
состояние
статорной
обмотки
и
выявлять
ее
повреждения
на
ранней
стадии
их
развития
.
Приводятся
результаты
экспериментов
на
лабораторном
стенде
с
межвитковыми
замыканиями
АД
,
которые
под
–
тверждают
более
высокую
достоверность
мониторинга
.
Разработка
программно
–
аппаратного
комплекса
диагностики
межвитковых
замыканий
статорных
обмоток
асинхронных
двигателей
под
рабочим
напряжением
на
основе
использования
двух
критериев
Диагностика
и
мониторинг
Роман
ДОЛГИХ
,
старший
преподаватель
кафедры
информатики
,
вычислительной
техники
и
прикладной
математики
Энерге
–
тического
факультета
ЗабГУ
Иван
СУВОРОВ
,
д
.
т
.
н
.,
профессор
кафедры
энергетики
Энергетического
факультета
ЗабГУ
Марат
БАКУШЕВ
,
ведущий
инженер
службы
релейной
защиты
и
автоматики
центра
управления
электрическими
сетями
филиала
«
Читаэнерго
»
ПАО
«
Россети
Сибирь
»
Р
азвитие
электроэнергетики
за
последние
годы
характеризуется
активным
вне
–
дрением
электронной
аппаратуры
.
Внедрение
новой
техники
и
технологий
спо
–
собствует
ухудшению
показателей
качества
электроэнергии
(
ПКЭ
),
что
приводит
к
снижению
надежности
аппаратуры
и
возрастанию
отказов
в
работе
электри
–
ческих
машин
.
Асинхронные
электродвигатели
(
АД
)
являются
неотъемлемой
частью
электромеханических
систем
.
Важность
бесперебойной
работы
такого
двигателя
крайне
высока
,
поскольку
если
не
имеется
запасного
двигателя
,
то
рабочий
процесс
может
быть
33
остановлен
на
длительный
период
,
а
простой
—
это
денеж
–
ные
потери
.
Эксплуатационная
надежность
и
эффективность
функ
–
ционирования
электрического
оборудования
на
основных
этапах
жизненного
цикла
может
быть
достигнута
с
помо
–
щью
использования
методик
и
средств
оценки
техниче
–
ского
состояния
электрооборудования
.
Трехфазные
асин
–
хронные
двигатели
переменного
тока
,
применяемые
для
приводов
различного
рода
вентиляторов
,
насосов
,
транс
–
портеров
,
конвейеров
,
дымососов
,
лебедок
,
преобразова
–
тельных
агрегатов
,
получили
большое
распространение
в
современной
промышленности
.
Согласно
статистиче
–
ским
данным
в
России
эксплуатируется
не
менее
50
млн
единиц
асинхронных
двигателей
напряжением
0,4
кВ
.
Срок
их
службы
при
правильной
эксплуатации
составляет
при
–
мерно
15–20
лет
.
Для
проведения
оценки
технического
со
–
стояния
электрооборудования
необходимо
использовать
измерительные
устройства
,
приспособленные
к
опреде
–
ленным
условиям
эксплуатации
,
конструктивному
и
клима
–
тическому
исполнению
обследуемого
объекта
[1, 2].
Для
диагностики
технического
состояния
асинхрон
–
ных
электродвигателей
используются
специальные
цифровые
устройства
,
отслеживающие
одну
или
более
характеристик
состояния
двигателя
.
Существует
множе
–
ство
причин
,
по
которым
может
произойти
повреждение
межвитковой
изоляции
.
Одной
из
частых
причин
являет
–
ся
межвитковое
замыкание
.
Существует
группа
методов
выявления
данного
повреждения
на
ранней
стадии
его
развития
.
Однако
несмотря
на
большое
разнообразие
методов
,
достоверность
определения
межвитковых
за
–
мыканий
статорных
обмоток
под
рабочим
напряжением
еще
остается
на
низком
уровне
.
Проведено
исследование
существующих
способов
диа
–
гностирования
неисправности
асинхронного
электродвигате
–
ля
—
межвиткового
замыкания
статорной
обмотки
.
Выделены
достоинства
и
недостатки
рассмотренных
способов
.
Большинство
методов
диагностики
,
использующих
для
анализа
токи
и
напряжения
в
номинальном
режиме
работы
,
не
предназначены
для
работы
в
условиях
снижения
каче
–
ства
электроэнергии
.
Показатели
качества
электроэнергии
в
районах
Забайкалья
,
Иркутской
области
и
бурно
развиваю
–
щегося
района
БАМа
(
например
,
строится
крупнейший
Удо
–
канский
горно
–
металлургический
комбинат
по
переработке
медной
руды
и
выпуску
чистейшей
меди
)
зачастую
превы
–
шают
нормативные
значения
.
В
связи
с
этим
уровень
элек
–
тромагнитных
помех
из
питающей
сети
может
быть
выше
диапазона
диагностируемых
сигналов
,
что
может
привести
к
несвоевременному
выявлению
дефекта
и
допущению
его
развития
до
необратимых
последствий
.
Сформулирован
метод
диагностирования
,
на
основе
которого
выполнена
научно
–
исследовательская
работа
с
небольшими
изменениями
способа
выявления
неис
–
правности
.
Результатом
является
создание
эффектив
–
ного
и
простого
способа
диагностирования
технического
состояния
асинхронных
электродвигателей
,
в
том
числе
и
в
труднодоступных
условиях
.
Результат
достигается
тем
,
что
способ
диагностики
межвитковых
замыканий
АД
,
включающий
измерение
ЭДС
обмотки
электродвигателя
при
вращении
вала
по
инерции
после
отключения
пита
–
ющего
напряжения
,
отличается
тем
,
что
дополнительно
измеряют
частоту
колебаний
ЭДС
,
сравнивают
эти
значе
–
ния
со
значениями
,
измеренными
на
исправном
электро
–
двигателе
,
и
по
результатам
сравнения
делают
вывод
о
наличии
межвитковых
замыканий
.
Сущность
способа
заключается
в
том
,
что
в
определенные
моменты
,
после
начала
выбега
электродвигателя
,
на
его
выводах
из
–
меряют
амплитудные
значения
затухающих
колебаний
напряжения
,
а
также
текущие
значения
периода
,
далее
эти
значения
сравниваются
со
значениями
,
зарегистри
–
рованными
на
заведомо
исправном
электродвигателе
.
При
разнице
в
значениях
выше
допустимого
уровня
формируется
сигнал
о
наличии
межвиткового
замыкания
и
его
масштабе
в
зависимости
от
того
,
насколько
превы
–
шен
порог
.
Осциллограмма
,
приведенная
на
рисунке
1,
показывает
переходной
процесс
выбега
электродвигате
–
ля
при
повреждении
20%
обмотки
,
а
на
рисунке
2 —
при
Рис
. 2.
Осциллограмма
переходного
процесса
выбега
электро
–
двигателя
при
повреждении
40%
обмотки
Рис
. 1.
Осциллограмма
переходного
процесса
выбега
электро
–
двигателя
при
повреждении
20%
обмотки
400
300
200
100
0
-100
-200
-300
-400
U
,
В
0,05
0,1
0,15
0,2
0,25
0,3
0,35
0,45
0,4
t
, c
400
300
200
100
0
-100
-200
-300
-400
U
,
В
0,05
0,1
0,15
0,2
0,25
0,3
0,35
0,4
t
, c
34
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2 (21),
июнь
2021
повреждении
40%
обмотки
.
Анализ
процессов
на
выбеге
производят
по
зависимости
амплитуды
фазного
напря
–
жения
одной
обмотки
асинхронного
электродвигателя
от
времени
с
начала
выбега
и
изменению
периода
напряже
–
ния
(
пересчитан
на
частоту
)
в
зависимости
от
масштаба
повреждения
обмотки
.
Предложенный
способ
позволяет
выявлять
межвит
–
ковые
замыкания
,
при
этом
на
результат
диагностики
не
влияют
сетевые
помехи
и
искажения
,
так
как
все
замеры
производятся
на
электродвигателе
,
отключенном
от
сети
(
источника
помех
)
и
вращающемся
по
инерции
.
Способ
позволяет
также
диагностировать
труднодоступные
элек
–
тродвигатели
без
их
демонтажа
,
так
как
для
диагностики
достаточно
иметь
доступ
к
выводам
электродвигателя
,
ко
–
торые
располагаются
вместе
с
коммутационной
аппарату
–
рой
в
распределительном
щите
[3].
Реализовано
микропроцессорное
устройство
для
диа
–
гностики
технического
состояния
асинхронного
электро
–
двигателя
,
реализующее
этот
способ
.
Асинхронный
элек
–
тродвигатель
питается
от
сети
трехфазного
напряжения
,
подключение
электродвигателя
к
сети
обеспечивается
контактором
.
На
линию
питания
двигателя
между
контакто
–
ром
и
АД
подключаются
три
датчика
напряжения
,
а
микро
–
контроллер
принимает
данные
с
кнопочной
клавиатуры
ввода
данных
и
с
датчиков
напряжения
и
выводит
данные
на
дисплей
.
Реализован
также
программно
–
аппаратный
комплекс
для
диагностики
технического
состояния
асинхронного
электродвигателя
,
диагностика
которого
была
основана
на
методе
однократного
измерения
величины
напряжений
,
приходящих
на
обмотки
статора
электродвигателя
,
а
также
величины
токов
,
протекающих
по
каждой
из
обмоток
.
На
ос
–
нове
полученных
данных
для
каждой
из
обмоток
на
заве
–
домо
исправном
электродвигателе
вычисляются
значения
сопротивления
.
Далее
производится
диагностика
электро
–
двигателя
путем
измерения
напряжения
и
величины
тока
.
На
основе
измеренного
напряжения
и
соответствующего
известного
сопротивления
вычисляется
идеальное
значе
–
ние
тока
для
каждой
из
обмоток
.
Апробация
комплекса
проводилась
на
специальном
стенде
,
на
котором
установлен
АД
с
мощностью
1,2
кВт
на
номинальное
напряжение
380
В
.
Особенность
данного
стенда
в
том
,
что
он
позволяет
имитировать
разную
сте
–
пень
межвиткового
замыкания
и
регулирование
уровня
не
–
симметрии
напряжений
,
подаваемых
на
обмотки
статора
АД
.
Апробация
производилась