28
СЕТИ
РОССИИ
ПОПРАВКИ
БОЛЬШЕ
,
ЧЕМ
ЗАКОН
О
том
,
что
необходимо
предпри
-
нять
,
чтобы
закон
заработал
,
раз
-
мышляли
участники
Всероссийской
конференции
«
О
ходе
реализации
федерального
законодательства
в
области
энергетических
обследова
-
ний
,
энергосервиса
и
повышении
энергетической
эффективности
в
России
».
Организатором
мероприя
-
тия
выступил
Научно
-
практический
консультативный
совет
при
пред
-
седателе
Комитета
по
энергетике
Госдумы
ФС
РФ
.
Информационную
поддержку
обеспечивал
журнал
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
Передача
и
рас
-
пределение
».
Глава
комитета
Госдумы
по
энерге
-
тике
Иван
Грачёв
отметил
,
что
ФЗ
-261
изначально
был
малопригоден
для
исполнения
,
поскольку
оказался
кон
-
цептуально
ошибочным
.
Комитет
ГД
по
энергетике
неоднократно
выносил
вопросы
энергосбережения
на
засе
-
дания
Государственной
Думы
,
Обще
-
ственной
и
Торгово
-
промышленной
палат
РФ
,
РСПП
.
Активное
обсуждение
закона
велось
и
в
регионах
России
.
В
Госдуму
поступило
свыше
500
страниц
поправок
в
ФЗ
-261.
И
это
при
том
,
что
сам
закон
занимает
все
-
го
41
страницу
.
В
них
затрагиваются
такие
важнейшие
пласты
проблем
,
на
которые
разработчики
закона
про
-
сто
не
обратили
внимания
.
Необходи
-
мо
обобщить
,
отранжировать
посту
-
пившие
поправки
,
определить
,
какие
из
них
наиболее
актуальны
и
отвеча
-
ют
нуждам
потребителя
.
Важно
также
выдержать
баланс
интересов
между
производителями
,
поставщиками
и
потребителями
энергоресурса
.
Заместитель
председателя
Научно
-
практического
консультативного
со
-
вета
Михаил
Байзаков
добавил
,
что
наряду
с
поправками
в
ФЗ
-261
в
совет
поступили
сотни
предложений
по
изменению
положений
не
только
самого
закона
,
но
и
сопутствующих
законодательных
актов
.
Кроме
того
,
стало
очевидным
,
что
необходимо
внести
изменения
в
законы
«
Об
элек
-
троэнергетике
», «
О
теплоснабжении
»,
а
также
в
Жилищный
и
Бюджетный
кодексы
и
т
.
д
.
ОТКУДА
ВЗЯТЬ
ДЕНЬГИ
И
КАК
ИХ
ОСВОИТЬ
?
Как
известно
,
объём
финансиро
-
вания
Государственной
программы
энергосбережения
и
энергоэффек
-
тивности
до
2020
года
составляет
более
9
трлн
руб
.
Из
этого
объёма
70
млрд
руб
. —
средства
федераль
-
ного
бюджета
, 625
млрд
руб
. —
ре
-
гиональных
бюджетов
.
Остальные
деньги
должны
быть
привлечены
из
з
а
к
о
н
в
п
р
о
е
к
т
е
закон в проекте
Работа
над ошибками
Реализация Федерального закона РФ № 261 «Об энер-
госбережении и о повышении энергетической эффек-
тивности и о внесении изменений в отдельные законо-
дательные акты Российской Федерации» забуксовала на
первом же этапе. Даже спустя три года после принятия
исполнение этого важнейшего для страны документа
находится под большим вопросом. Первопричина кро-
ется прежде всего в несовершенстве самого документа и
сохраняющихся противоречиях ФЗ-261 с другими зако-
нодательными актами.
Людмила ЮДИНА
29
№ 1 (16), январь–февраль, 2013
внебюджетных
источников
.
Между
тем
,
несмотря
на
то
что
главную
роль
в
финансировании
повыше
-
ния
энергоэффективности
играют
внебюджетные
средства
,
нет
ника
-
кой
ясности
с
правилами
игры
на
этом
колоссальном
рынке
.
В
связи
с
этим
возникает
проблема
освоения
9
триллионов
.
До
тех
пор
,
пока
для
бизнеса
и
банков
не
будет
ясности
в
вопро
-
сах
преодоления
рисков
на
рынке
энергоэффективности
,
деньги
в
этот
сектор
не
пойдут
.
И
здесь
мало
составить
предло
-
жения
по
комплексному
внесению
изменений
в
действующее
законо
-
дательство
.
Нужна
чётко
выражен
-
ная
политическая
воля
высшего
руководства
страны
и
конкретная
постановка
задач
,
считает
М
.
Бай
-
заков
.
И
всё
же
,
несмотря
на
все
свои
недостатки
,
ФЗ
-261
имеет
огром
-
ное
позитивное
значение
для
«
пере
-
загрузки
»
народного
хозяйства
стра
-
ны
в
целом
,
отметил
директор
ООО
«
Энергосберегающие
технологии
»
Валерий
Лукин
.
Безусловным
плю
-
сом
ФЗ
-261
можно
считать
то
,
что
закон
высветил
узкие
места
отече
-
ственной
экономики
и
электроэнер
-
гетики
.
К
2020
году
мы
должны
со
-
кратить
энергоёмкость
экономики
на
40%.
Однако
,
по
мнению
В
.
Лу
-
кина
,
есть
реальная
возможность
взять
и
более
высокую
планку
,
по
-
скольку
потенциал
энергосбереже
-
ния
в
России
чрезвычайно
высок
.
Но
этим
вопросом
необходимо
серьёзно
и
последовательно
зани
-
маться
.
Как
отметили
участники
меро
-
приятия
,
даже
в
бюджетных
орга
-
низациях
только
первая
попытка
организации
энергосбережения
зачастую
даёт
сразу
15-
процентное
снижение
энергопотребления
.
При
«
задании
»
экономии
3%
это
создаёт
некоторые
проблемы
для
добросо
-
вестных
руководителей
.
Именно
по
-
этому
непонятна
попытка
сдержать
законодательно
то
,
что
вполне
оче
-
видно
—
наличие
технологических
возможностей
для
кратного
,
а
не
процентного
повышения
энергоэф
-
фективности
и
значительного
сни
-
жения
энергопотребления
.
Такие
факты
нужно
дополнительно
преми
-
ровать
,
а
не
наказывать
санкциями
дополнительного
установления
за
-
даний
.
ПАСПОРТ
ПАСПОРТУ
РОЗНЬ
На
конференции
собравшиеся
много
говорили
«
о
наболевшем
».
Например
,
о
том
,
что
большие
со
-
мнения
вызывает
качество
энер
-
гоаудита
,
без
которого
невозможно
получить
энергопаспорт
и
запустить
программу
энергосбережения
.
Пройти
аудит
должны
309958
ор
-
ганизаций
,
сказал
заместитель
на
-
чальника
отдела
реализации
гос
-
политики
в
области
энергоаудита
и
энергосбережения
Департамента
энергоэффективности
и
модерниза
-
ции
ТЭК
Минэнерго
Роман
Неуступ
-
кин
.
Прошла
лишь
малая
часть
.
Но
даже
из
тех
паспортов
,
что
посту
-
пили
в
Минэнерго
на
утверждение
,
«
добро
»
получили
менее
5%,
осталь
-
ные
отправлены
на
доработку
,
по
-
скольку
грешат
массой
нарушений
.
В
результате
заложить
такой
па
-
спорт
в
информационную
систему
невозможно
.
Выступление
пред
-
ставителя
Минэнерго
было
воспри
-
нято
неоднозначно
.
Эксперт
СРО
НП
«
Союз
«
Энергоэффективность
»
Яков
Щёлоков
считает
,
что
одна
из
главных
причин
некачественных
паспортов
в
том
,
что
критерии
их
оформления
у
СРО
и
у
Минэнерго
—
разные
.
Причём
требования
Мин
-
энерго
к
оформлению
документа
были
обнародованы
только
в
ноя
-
бре
2012
г
.
То
есть
до
последнего
времени
никто
не
знал
,
чего
хотят
министерские
работники
.
Не
менее
весомая
причина
от
-
казов
—
некачественный
энергоау
-
дит
,
отмечали
многие
выступаю
-
щие
. «
Очень
часто
цели
и
задачи
энергоаудита
«
сводятся
на
нет
», —
заявила
заместитель
генерального
директора
по
коммерческим
вопро
-
сам
Центра
энергоэффективности
ОАО
«
ИНТЕР
РАО
ЕЭС
»
Тамара
Ме
-
ребашвили
. —
Причина
в
том
,
что
объективная
информация
отсутству
-
ет
,
цифры
проверить
невозможно
.
Такая
же
ситуация
—
с
приборами
учёта
.
Их
сегодня
активно
устанав
-
ливают
,
а
что
дальше
—
никого
не
интересует
.
В
такой
ситуации
про
-
считать
эффект
от
энергосбереже
-
ния
невозможно
».
ЗАБЫЛИ
ПРО
ЭЛЕКТРОСЕТИ
Огромный
потенциал
энер
-
госбережения
сосредоточен
в
электросетевом
комплексе
.
Од
-
нако
о
сетях
в
ФЗ
-261
не
сказано
ни
слова
.
А
ведь
электросетевой
комплекс
,
по
сути
,
является
ядром
политики
энергоэффективности
.
Технический
директор
ООО
«
Сим
-
Росс
-
Ламифил
»
Николай
Фёдоров
напомнил
:
за
последние
годы
поте
-
ри
в
сетях
увеличились
в
1,5
раза
.
Простой
заменой
старого
оборудо
-
вания
на
новое
решить
проблему
радикального
сокращения
потерь
уже
невозможно
.
Необходимы
ин
-
новационные
решения
.
И
они
есть
.
Речь
идёт
о
новых
типах
проводов
,
которые
отличаются
высокой
эконо
-
мичностью
и
экологичностью
.
Пока
в
России
нет
массового
производ
-
ства
таких
проводов
,
но
уже
появи
-
лись
первые
предприятия
,
одно
из
них
—
в
Угличе
Ярославской
обла
-
сти
.
К
сожалению
,
при
внедрении
новых
проводов
в
эксплуатацию
возникают
барьеры
в
виде
уста
-
ревших
ГОСТов
.
Нормативная
база
отстаёт
от
технологий
,
и
это
одна
из
примет
нашего
времени
.
—
Закон
надо
переписать
так
,
чтобы
он
был
направлен
не
на
уве
-
личение
генерации
,
а
на
сокраще
-
ние
потерь
, —
считает
директор
АНО
НИЦ
«
Центрэлектростандарт
»
Генна
-
дий
Яковлев
. —
Когда
мы
проводили
аудит
на
ряде
крупных
предприятий
,
обратили
внимание
,
что
в
тарифе
заложено
повышенное
напряже
-
ние
.
А
зачем
?
Чтобы
потребитель
платил
за
то
,
что
ему
не
нужно
?
Он
добавил
,
что
у
нас
ещё
доста
-
точно
регионов
,
где
энергии
просто
не
хватает
.
А
это
очень
тревожный
фактор
.
Ведь
энергия
—
основа
ци
-
вилизации
любого
общества
.
Недо
-
статок
энергии
на
70%
территории
России
привёл
к
гиперурбанизации
страны
.
Люди
из
малонаселённых
пунктов
и
энергодефицитных
регио
-
нов
двинулись
в
мегаполисы
.
Вер
-
нуть
их
в
свои
районы
и
регионы
можно
только
обеспечив
опустев
-
шие
территории
достаточным
коли
-
чеством
качественной
энергии
.
За
счёт
централизованной
системы
энергоснабжения
с
этой
задачей
справиться
невозможно
.
Поэтому
необходимо
развивать
распреде
-
лённую
генерацию
с
опорой
на
местные
и
возобновляемые
источ
-
ники
энергии
.
Конференция
выявила
немало
«
болевых
точек
»
энергосбережения
.
В
процессе
обсуждения
появился
целый
комплекс
новых
предложений
и
поправок
,
которые
также
войдут
в
пакет
поправок
к
ФЗ
-261.
Оригинал статьи: Работа над ошибками
Реализация Федерального закона РФ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» забуксовала на первом же этапе. Даже спустя три года после принятия исполнение этого важнейшего для страны документа находится под большим вопросом. Первопричина кроется прежде всего в несовершенстве самого документа и сохраняющихся противоречиях ФЗ-261 с другими законодательными актами.