20
Март
–
апрель
2017
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
У
чебный
отдел
в
Управлении
по
водным
ресурсам
и
энергетике
Лос
-
Анджелеса
(LADWP)
задался
целью
предоставить
своим
сотрудникам
больше
реального
опыта
работы
на
электрических
под
-
станциях
,
не
подвергая
их
при
этом
риску
,
связанному
с
высокими
напряжениями
.
Ранее
в
этом
году
LADWP
начало
использовать
вир
-
туальный
3D-
симулятор
подстанции
,
разработанный
компанией
3DInternet.
Со
временем
симулятор
стал
клю
-
чевым
компонентом
обучения
сотрудников
,
только
начи
-
нающих
работать
на
подстанции
.
Используя
программу
,
сотрудники
могут
практиковаться
в
сопоставлении
кон
-
кретного
оборудования
подстанции
с
его
наименованием
на
компьютерах
.
Стажеры
,
обучающиеся
профессиям
оператора
под
-
станции
,
электромонтера
и
линейщика
,
используют
этот
симулятор
как
часть
своей
начальной
подготовки
.
Кро
-
ме
того
,
другие
группы
рабочих
,
такие
как
лаборанты
по
работе
с
электрооборудованием
,
строительные
коман
-
ды
,
инженеры
,
специалисты
по
промышленной
гигиене
,
специалисты
по
технике
безопасности
и
экологи
,
высоко
оценивают
симулятор
как
возможность
поближе
позна
-
комиться
с
подстанционным
оборудованием
.
ПЕРЕДОВОЙ
опыт
Рабочие подстанций
погружаются в виртуальную
реальность
Мартин Л. Салазар (Martin L. Salazar)
,
LADWP
Скриншоты
электрической
подстанции
в
режиме
виртуальной
реальности
.
Выбранное
электрооборудование
под
свечивается
зеленым
цветом
.
Во
всплывающих
окнах
отображается
со
-
ответствующее
название
оборудования
,
описание
и
обозначение
на
чертежах
.
Использование
симулятора
Перед
появлением
симулятора
для
обучения
своих
рабо
-
чих
идентификации
и
номенклатуре
оборудования
под
-
станций
LADWP
полагалось
на
презентации
PowerPoint
с
фотографиями
оборудования
,
документы
с
его
переч
-
нем
и
непосредственные
поездки
на
объекты
.
На
сегодняшний
день
начинающие
рабочие
могут
посмотреть
онлайн
3-
х
минутный
видеоролик
,
инструк
-
тирующий
новых
пользователей
,
как
изучить
множество
возможностей
симулятора
и
научиться
управлять
им
.
Поскольку
симулятор
очень
прост
в
использовании
,
это
все
,
что
нужно
,
чтобы
начать
работу
.
В
первую
очередь
,
пользователь
проходит
короткий
предварительный
тест
для
определения
базового
уров
-
ня
знаний
подстанционного
оборудования
и
его
номен
-
клатуры
.
Затем
в
режиме
исследования
он
может
сво
-
бодно
изучать
подстанцию
в
трехмерной
виртуальной
реальности
.
При
наведении
курсора
на
часть
оборудования
,
она
обводится
контуром
.
Если
кликнуть
на
оборудование
,
то
во
всплывающем
окне
появляется
его
номенклату
-
21
Март
–
апрель
2017
www.tdworld.com, www.tdwr.ru
ра
,
функция
и
обозначение
на
чертеже
.
При
клике
на
условное
обозначение
на
чертеже
открывается
схема
всей
подстанции
с
подсвеченным
обозначением
вы
-
бранного
оборудования
.
Пользователь
может
выбирать
любое
из
120
интерактивных
единиц
оборудования
на
подстанции
.
Одна
из
полезных
функций
позволяет
пользователю
увидеть
,
была
ли
уже
просмотрена
ранее
определен
-
ная
часть
оборудования
.
Когда
пользователь
наводит
указатель
мыши
на
какое
-
либо
оборудование
или
кли
-
кает
по
нему
в
первый
раз
,
оно
подсвечивается
крас
-
ным
цветом
.
Если
в
будущем
пользователь
наведет
мышь
или
кликнет
по
тому
же
оборудованию
,
то
под
-
светка
будет
окрашена
в
зеленый
цвет
,
чтобы
указать
,
что
этот
объект
уже
выбирался
ранее
.
Пользователь
может
искать
и
выбирать
новое
оборудование
,
выде
-
ленное
красным
цветом
,
или
повторно
просматривать
объекты
,
окрашенные
в
зеленый
.
Это
полностью
зави
-
сит
от
его
желания
.
В
режиме
тестирования
симулятор
предлагает
пользователю
найти
и
отметить
20
случайно
выбран
-
ных
единиц
оборудования
.
Пользователь
находит
обо
-
рудование
на
чертеже
подстанции
и
на
ее
территории
.
Тестирование
можно
проходить
сколько
угодно
,
каждый
раз
генерируется
новый
тест
.
Тестовые
баллы
отсле
-
живаются
,
чтобы
в
перспективе
можно
было
оценить
улучшения
.
Экономия
времени
Создание
симулятора
в
трехмерной
виртуальной
ре
-
альности
потребовало
усилий
нескольких
групп
спе
-
циалистов
,
каждая
из
которых
специализировалась
на
решении
определенных
задач
.
Программисты
и
разработчики
3DInternet
работали
сов
местно
с
раз
-
работчиками
учебных
программ
и
профильными
спе
-
циалистами
LADWP,
чтобы
обеспечить
успешность
проекта
.
По
первоначальным
оценкам
энергетической
компа
-
нии
использование
симулятора
от
3DInternet
сэкономит
ей
около
50%
времени
на
обучении
в
классе
и
прибли
-
зительно
75%
времени
,
которое
необходимо
стажерам
,
чтобы
стать
знатоками
подстанционного
оборудования
во
всей
его
номенклатуре
.
Симулятор
прост
в
использовании
;
он
был
разра
-
ботан
для
того
,
чтобы
сделать
процесс
изучения
обо
-
рудования
подстанции
простым
и
увлекательным
.
На
текущий
момент
LADWP
получило
100%-
ный
положи
-
тельный
результат
применения
симулятора
.
Единствен
-
ный
вопрос
,
которым
теперь
задается
учебный
отдел
:
«
Когда
будет
смоделирована
закрытая
подстанция
?»
На
данный
момент
ответ
на
этот
вопрос
таков
:
очень
скоро
она
тоже
попадет
в
виртуальную
реальность
.
Это
уже
третья
версия
симулятора
LADWP,
создан
-
ного
3DInternet.
Если
все
детали
будут
работать
пра
-
вильно
,
то
отдача
будет
огромной
.
Мартин
Л
.
Салазар
яв
-
ляется
главным
оператором
электростанции
,
руково
-
дит
группой
по
обучению
персонала
на
рабочих
местах
в
Управлении
по
водным
ресурсам
и
энергетике
Лос
-
Анджелеса
.
Имеет
20-
летний
опыт
работы
в
качестве
оператора
ГЭС
и
преобразовательных
подстанций
по
-
стоянного
тока
.
Был
разработчиком
учебно
-
методиче
-
ских
материалов
.
Разработал
десятки
компьютерных
учебных
курсов
.
Руководит
группой
,
работающей
над
по
-
литикой
в
области
электроэнергетических
систем
в
ком
-
пании
LADWP.
ПЕРЕДОВОЙ
опыт
Больше
информации
на
:
3DInternet | www.3dinternet.com
Los Angeles Department of Water & Power |
www.ladwp.com
Использование
технологии
виртуальной
реальности
(VR)
в
индустрии
развлечений
при
-
носит
свыше
1,5
млрд
долла
-
ров
в
год
,
и
эта
цифра
про
-
должает
рас
ти
.
Основа
это
-
го
успеха
—
получение
реалистичной
«
картинки
»
и
функционала
объектов
в
VR.
Возможности
VR-
моделирования
открываются
и
для
подготовки
специалистов
разных
отраслей
,
в
том
числе
энер
-
гетической
.
Авторы
статьи
показывают
одну
их
грань
―
ознакомительную
.
Технология
VR
не
ограничивается
лишь
этим
функционалом
.
Использование
VR
в
совокупности
с
современной
элементной
базой
(
очками
вирту
-
альной
реальности
,
трекингом
положения
тела
человека
и
пр
.)
позволяет
построить
тренажер
нового
поколения
,
который
воспроизводит
визуаль
-
но
и
функционально
объект
-
прототип
моделирова
-
ния
—
подстанцию
вплоть
до
установок
релейной
защиты
и
автоматики
.
Такой
тренажер
разраба
-
тывается
в
МЭИ
на
нашей
кафедре
с
2014
года
по
заказу
МРСК
Центра
.
Сегодня
возрастает
интерес
к
подобным
тре
-
нажерам
по
разным
причинам
,
среди
которых
—
возможность
управлять
«
подстанционным
обору
-
дованием
» (
его
моделями
)
своими
руками
и
полу
-
чать
адекватную
объекту
-
прототипу
моделиро
-
вания
реакцию
без
риска
получения
электротравм
.
Нельзя
не
отметить
реалистичность
отображе
-
ния
объектов
и
ситуаций
,
в
которую
может
по
-
пасть
тренируемый
.
Например
,
в
разрабатыва
-
емом
в
МЭИ
тренажере
есть
режим
внезапного
возникновения
внештатной
ситуации
при
прохож
-
дении
тренировки
.
Подытожив
,
хочется
отметить
,
что
за
тре
-
нажерами
нового
поколения
—
будущее
,
так
как
технологии
VR
очень
плотно
входят
в
нашу
жизнь
и
не
ограничиваются
лишь
развлекатель
-
ной
сферой
.
КОММЕНТАРИЙ
Ринат НАСЫРОВ, к.т.н., старший научный сотрудник кафедры
электроэнергетических систем ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ»
Оригинал статьи: Рабочие подстанций погружаются в виртуальную реальность
Управление по водным ресурсам и энергетике Лос-Анджелеса использует симуляторы для обучения своих рабочих идентификации и номенклатуре оборудования подстанций.