8
АКЦЕНТ
э
н
е
р
г
о
с
н
а
б
ж
е
н
и
е
р
е
г
и
о
н
о
в
энергоснабжение регионов
Н
е
стал
исключением
и
распределительный
элек
-
тросетевой
комплекс
,
который
фактически
яв
-
ляется
ключевым
звеном
между
потребителями
и
крупными
энер
-
гокомпаниями
.
Раньше
это
назы
-
валось
«
коммунальная
энергети
-
ка
».
В
подавляющем
большинстве
случаев
распределительные
сети
в
городах
и
населённых
пунктах
России
эксплуатируются
терри
-
ториальными
сетевыми
органи
-
зациями
(
ТСО
),
не
входящими
в
структуру
ОАО
«
Россети
»,
работа
которых
в
последнее
время
при
-
влекает
всё
большее
внимание
,
так
как
они
имеют
различные
фор
-
мы
собственности
и
не
интегри
-
рованы
с
«
большой
энергетикой
».
Именно
по
работе
последнего
зве
-
на
в
цепочке
«
генерация
—
переда
-
ча
электроэнергии
—
потребитель
»,
которыми
являются
ТСО
,
потре
-
бители
в
основном
и
оценивают
качество
и
сроки
работы
энерго
-
системы
страны
по
обеспечению
электроснабжения
и
подключения
новых
потребителей
.
Во
многом
ТСО
— «
зеркало
»
энергосистемы
для
потребителей
в
части
электро
-
снабжения
.
На
сегодняшний
день
специ
-
фика
ТСО
на
территории
РФ
со
-
стоит
в
том
числе
в
возможности
любому
юридическому
лицу
стать
сетевой
организацией
с
момента
получения
в
собственность
элек
-
тросетевого
имущества
.
При
этом
компании
могут
обладать
крайне
незначительными
объёмами
сете
-
вого
имущества
.
Подобные
ТСО
не
имеют
действенных
стимулов
ни
для
развития
сети
,
ни
для
повыше
-
ния
энергоэффективности
имею
-
щегося
у
них
сетевого
комплекса
,
ни
для
повышения
качества
своих
услуг
.
В
свою
очередь
потребитель
на
электроэнергетическом
рынке
в
любой
части
РФ
имеет
право
на
получение
качественных
услуг
по
технологическому
присоединению
и
качеству
электроснабжения
не
-
зависимо
от
формы
собственности
и
размера
сетевой
компании
,
ока
-
зывающей
услуги
.
С
1992
года
,
с
момента
ликви
-
дации
Министерства
ЖХК
РФ
,
рас
-
пределительный
электросетевой
комплекс
,
не
вошедший
в
ОАО
«
Россети
»,
живёт
и
развивается
без
единой
технической
политики
,
единых
стандартов
,
что
не
замед
-
лило
привести
к
отрицательным
результатам
за
прошедшие
два
де
-
сятилетия
.
Технические
и
схемные
решения
по
построению
распреде
-
лительных
систем
в
городах
стра
-
ны
,
разработанные
в
60—70
годы
под
руководством
Министерства
ЖХК
СССР
,
остаются
единственны
-
ми
нормативными
отраслевыми
Пути повышения
энергетической эффективности
в региональной электросетевой
инфраструктуре
В последние годы решения, заложенные в качестве ключевых в реформирование
энергетики Российской Федерации, не только продемонстрировали свою эффек-
тивность, но и выявили ряд статистически досто-
верных недоработок, действие которых сдерживает
развитие национальной энергетики. Законодатель-
ная и исполнительная ветви власти накопили зна-
чительное количество предложений о путях улуч-
шения ситуации в области нормативно-правового
поля работы российских энергокомпаний, однако
процесс корректировки законодательства и внедре-
ния новых механизмов работы отрасли идёт мед-
ленно и трудно.
Александр МАСЛОВ, президент
Ассоциации электроснабжения городов России
«ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
9
№
6 (21),
ноябрь
–
декабрь
, 2013
правилами
и
стандартами
,
по
кото
-
рым
сегодня
живут
разрозненные
территориальные
сетевые
организа
-
ции
в
России
.
Данные
нормы
уста
-
рели
ещё
в
конце
прошлого
века
и
не
соответствуют
не
сегодняшнему
уровню
энергетики
,
ни
новому
поко
-
лению
оборудования
,
ни
требуемым
схемам
развития
сети
.
На
сегодняш
-
ний
день
,
в
условиях
технического
вакуума
,
сетевые
организации
вы
-
нуждены
использовать
рекоменда
-
ции
заводов
-
изготовителей
обору
-
дования
,
как
правило
,
зарубежных
компаний
,
которые
зачастую
не
со
-
ответствуют
стандартам
и
требова
-
ниям
российских
условий
,
а
иногда
и
не
совместимы
с
применяемыми
схемами
и
имеющимся
оборудова
-
нием
.
Однако
отсутствие
регулирую
-
щего
центра
на
текущий
момент
не
даёт
нам
надежды
на
то
,
что
новые
отраслевые
стандарты
будут
созданы
в
ближайшее
время
и
,
главное
,
ста
-
нут
обязательными
к
применению
на
федеральном
уровне
всеми
ТСО
,
хотя
это
—
одно
из
самых
насущных
требований
дня
,
поскольку
сможет
обеспечить
необходимую
унифика
-
цию
сетей
в
рамках
единой
техни
-
ческой
политики
,
выработать
еди
-
ные
стандарты
в
области
качества
электроснабжения
,
обеспечения
надёжности
,
решения
вопросов
тех
-
нологического
присоединения
,
по
-
зволит
вывести
распределительные
сети
на
современный
эффективный
уровень
.
Качество
работы
мелких
ТСО
,
имеющих
незначительный
объём
электросетевого
имущества
,
на
се
-
годняшний
день
не
выдерживает
критики
.
Эти
компании
фактически
не
несут
ответственности
за
каче
-
ство
оказываемых
услуг
и
не
имеют
никаких
стимулов
(
ни
финансовых
,
ни
законодательных
)
для
повышения
качества
своей
работы
,
дискредити
-
руют
электроэнергетику
в
глазах
об
-
щества
.
Отсутствие
единого
органа
,
контролирующего
их
работу
,
отрица
-
тельно
сказывается
на
их
деятель
-
ности
,
приводя
к
быстрому
износу
существующей
сети
и
отсутствию
строительства
новой
.
Частая
смена
собственников
этих
ТСО
,
отсутствие
диалога
с
местной
властью
,
а
зача
-
стую
и
профессиональное
невеже
-
ство
создают
барьеры
в
работе
тер
-
риториальных
сетей
,
включённых
в
единый
неразрывный
комплекс
,
так
же
как
и
большое
количество
границ
смежных
сетевых
организаций
,
пре
-
вративших
электросетевой
комплекс
некоторых
городов
в
«
мозаику
»
из
границ
раздела
балансовой
и
экс
-
плуатационной
ответственности
,
что
вредит
оперативному
управлению
,
не
позволяет
быстро
задействовать
резервные
схемы
электроснабже
-
ния
и
негативно
сказывается
на
сро
-
ках
ликвидации
аварийных
ситуаций
в
случаях
их
возникновения
.
В
силу
ограниченности
средств
данные
не
-
большие
ТСО
не
принимают
никако
-
го
участия
в
разработке
схем
разви
-
тия
сетей
в
соответствии
с
планами
развития
территорий
и
тем
более
в
опережающем
строительстве
элек
-
тросетевых
объектов
под
прогнозные
подключения
потребителей
,
в
том
числе
социально
-
важных
объектов
.
Там
,
где
администрации
утратили
контроль
над
местными
ТСО
,
подклю
-
чение
таких
объектов
,
как
правило
,
идёт
со
срывом
сроков
,
необходимо
-
стью
задействовать
дополнительные
административные
рычаги
,
а
чаще
может
быть
осуществлено
только
за
счёт
средств
местных
бюджетов
.
Решение
вопросов
энергетиче
-
ской
эффективности
распредели
-
тельного
электросетевого
комплек
-
са
не
представляется
возможным
в
условиях
отсутствия
управляемости
распределительного
комплекса
со
стороны
местных
и
региональных
органов
власти
,
а
также
отсутствия
действенных
механизмов
внедре
-
ния
обязательных
для
исполнения
стандартов
деятельности
ТСО
,
вклю
-
чая
техническую
политику
и
порядок
оказания
услуг
по
электроснабже
-
нию
потребителей
.
Поэтому
исполнение
поручения
президента
РФ
В
.
Путина
о
необхо
-
димости
укрупнения
ТСО
в
масшта
-
бах
субъектов
страны
имеет
под
собой
весьма
весомые
основания
,
и
это
укрупнение
может
дать
поло
-
жительные
результаты
для
распре
-
делительного
комплекса
страны
.
Но
важно
понимать
механизмы
,
по
ко
-
торым
будет
проводиться
снижение
количества
ТСО
,
а
главное
—
пони
-
мать
результат
,
которого
желательно
будет
достигнуть
.
КОНСОЛИДАЦИЯ
И
ПОВЫШЕНИЕ
УПРАВЛЯЕМОСТИ
РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО
КОМПЛЕКСА
Одним
из
направлений
консоли
-
дации
ТСО
,
наиболее
очевидным
с
точки
зрения
правительства
страны
,
было
бы
присоединение
их
к
имею
-
щемуся
государственному
сетевому
комплексу
в
лице
ОАО
«
Россети
».
Но
исторически
так
сложилось
,
что
ни
РАО
«
ЕЭС
России
»,
ни
Министерство
энергетики
СССР
,
на
базе
которого
оно
было
создано
,
никогда
не
зани
-
мались
«
коммунальной
энергетикой
».
Имеющийся
на
сегодняшний
день
опыт
работы
федеральных
компаний
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
и
ОАО
«
Россе
-
ти
»
в
части
развития
и
эксплуатации
распределительного
электросетево
-
го
комплекса
,
на
мой
взгляд
,
проде
-
монстрировал
на
продолжительном
отрезке
времени
,
что
вопросы
раз
-
вития
сетей
низкого
напряжения
решаются
по
остаточному
принципу
.
Находящиеся
в
составе
ОАО
«
Рос
-
сети
»
распределительные
сети
,
во
-
шедшие
в
имущество
федеральных
компаний
после
реформирования
ОАО
«
Мосэнерго
»,
ОАО
«
Ленэнерго
»
и
ряда
других
сетей
крупных
горо
-
дов
,
продемонстрировали
невоз
-
можность
в
короткие
сроки
решать
проблемы
развития
территорий
,
что
во
многом
являлось
следствием
эф
-
фекта
«
большой
многопрофильной
компании
».
Это
—
результат
ключе
-
вых
основ
формирования
программ
развития
и
приоритета
долгосрочных
проектов
,
заложенных
в
инвести
-
ционные
программы
федеральных
компаний
.
Сложившийся
подход
к
планированию
их
деятельности
не
может
быть
быстро
изменён
.
Пола
-
гаю
,
данная
ситуация
стала
бы
ещё
более
проблемной
после
«
вливания
»
в
государственную
компанию
более
3000
ТСО
.
Необходимо
отметить
,
что
мно
-
гие
ТСО
,
находящиеся
в
ведении
местных
и
региональных
органов
власти
,
продемонстрировали
более
высокие
темпы
реагирования
на
по
-
требности
территорий
.
Их
политика
позволяет
быстрее
проводить
плани
-
рование
и
строительство
распреде
-
лительных
сетей
на
подконтрольных
территориях
в
силу
как
гибкости
и
отсутствия
бюрократических
про
-
волочек
,
так
и
поддержки
админи
-
страций
,
в
том
числе
по
вопросам
разного
рода
согласований
,
наличия
точной
и
актуальной
информации
по
перспективам
развития
террито
-
рий
,
взаимодействия
с
владельцами
иных
инженерных
сетей
,
координа
-
ции
со
смежными
компаниями
.
Нарастанию
,
подобно
«
снежно
-
му
кому
»,
количества
мелких
ТСО
можно
и
нужно
поставить
законода
-
тельный
барьер
.
Одной
из
основных
10
АКЦЕНТ
предпосылок
возникновения
новых
ТСО
является
выполнение
заяви
-
телем
технических
условий
на
при
-
соединение
к
центрам
питания
и
со
-
путствующее
сетевое
строительство
.
Вновь
созданные
застройщиком
объекты
или
продаются
«
с
молотка
»,
что
позволяет
создать
под
них
новую
ТСО
,
или
застройщик
самостоятель
-
но
начинает
эксплуатировать
сети
,
создавая
дочернее
ТСО
,
что
продол
-
жает
вести
к
росту
их
количества
и
,
как
следствие
,
увеличению
тарифов
для
потребителей
.
Это
обусловлено
в
том
числе
и
правилами
выдачи
технических
условий
любой
сетевой
организацией
,
имеющей
сети
рядом
с
заявителем
.
Ранее
существовав
-
шая
норма
регулировала
право
вы
-
дачи
технических
условий
только
со
стороны
уполномоченной
компании
,
которой
являлась
,
как
правило
,
наи
-
более
крупная
сетевая
организация
в
регионе
.
Эта
практика
не
позво
-
ляла
«
расползаться
»
электросетево
-
му
имуществу
,
разрывать
единый
электросетевой
комплекс
и
опреде
-
ляла
единство
технической
политики
на
подведомственной
территории
.
Сейчас
такой
нормы
нет
в
законода
-
тельстве
,
мелкие
ТСО
выдают
техни
-
ческие
условия
,
нисколько
не
сооб
-
разуясь
с
существующим
сетевым
комплексом
,
перспективами
его
развития
и
использования
необхо
-
димых
технических
решений
.
НЕОБХОДИМОСТЬ
ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО
ВНЕДРЕНИЯ
НОВЫХ
СТАНДАРТОВ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
Вопросы
,
касающиеся
проблем
работы
ТСО
и
электроснабжения
потребителей
на
местах
,
хорошо
известны
сетевым
организациям
.
Говоря
об
имеющейся
правопри
-
менительной
практике
в
области
повышения
энергоэффективности
,
необходимо
констатировать
,
что
сегодняшняя
ситуация
с
точностью
до
наоборот
законодательно
моти
-
вирует
всех
участников
рынка
к
по
-
вышению
энергоНЕэффективности
.
В
длинной
цепочке
от
генерации
до
потребителя
никто
не
заинтересо
-
ван
в
энергосбережении
.
Генера
-
ции
нужно
увеличивать
выработку
,
сетевикам
—
наращивать
транспорт
электроэнергии
,
сбытовикам
—
уве
-
личивать
отпуск
электроэнергии
по
-
требителям
.
Заниматься
энергосбе
-
режением
экономически
выгодно
только
потребителям
(
физическим
и
юридическим
лицам
),
которые
в
одиночку
не
смогут
даже
повлиять
на
ситуацию
в
области
энергоэффек
-
тивности
,
не
говоря
о
том
,
чтобы
ка
-
чественно
изменить
её
.
Кроме
этого
на
плечи
потребителя
ложится
рост
тарифов
,
обусловленный
утверждён
-
ными
многомиллиардными
затрата
-
ми
на
реализацию
мероприятий
в
части
энергоэффективности
в
инве
-
стиционных
программах
подавляю
-
щего
большинства
энергокомпаний
.
Таким
образом
,
необходимо
по
-
ставить
во
главу
угла
законотворче
-
ский
процесс
,
дабы
новые
законы
в
области
электроэнергетики
,
равно
как
и
корректировки
существую
-
щих
законов
,
запустили
механизм
мотивации
не
только
потребителей
,
но
и
всех
участников
энергорынка
к
принятию
и
внедрению
действи
-
тельно
энергоэффективных
и
давно
наболевших
решений
.
Это
позволит
кардинально
повысить
общую
заин
-
тересованность
всего
энергетиче
-
ского
комплекса
,
консолидировать
сети
в
большие
,
управляемые
на
ре
-
гиональном
уровне
ТСО
,
способные
к
построению
и
эксплуатации
соб
-
ственного
сетевого
хозяйства
,
даст
возможность
крупным
компаниям
создать
резервы
для
инвестиций
за
счёт
снижения
издержек
,
огра
-
ничить
рост
тарифов
,
оздоровить
общий
климат
в
электроэнергетике
,
вызывающий
много
справедливых
нареканий
и
со
стороны
властей
,
а
главное
—-
со
стороны
потребителей
.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО
ПОВЫШЕНИЮ
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ
В
РЕГИОНАЛЬНОЙ
ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ
ИНФРАСТРУКТУРЕ
Резюмируя
поднятые
вопросы
,
хочу
ещё
раз
обратить
внимание
,
что
в
части
электросетевого
комплекса
,
как
показал
опыт
реформирования
за
последние
20
лет
,
необходимо
направить
усилия
законодательных
органов
власти
(
совместно
с
энер
-
гокомпаниями
и
региональными
ис
-
полнительными
органами
власти
)
на
решение
следующего
ряда
актуаль
-
ных
задач
.
1.
С
целью
прекращения
роста
количества
ТСО
и
,
как
следствие
,
снижения
роста
тарифов
,
а
также
прекращения
бесконтрольного
дро
-
бления
взаимосвязанного
сетевого
распределительного
комплекса
не
-
обходимо
законодательно
миними
-
зировать
возможности
для
создания
и
функционирования
мелких
ТСО
.
Проработать
механизмы
консолида
-
ции
существующих
ТСО
,
для
чего
:
•
определить
и
законодательно
закрепить
границы
«
стратегиче
-
ской
»
энергетики
.
Сегодняшнее
положение
дел
с
неустановленны
-
ми
критериями
«
стратегичности
»
сетевых
объектов
объективно
сдерживает
законотворческий
и
правоприменительный
процесс
;
•
запретить
продажу
муниципаль
-
ного
электросетевого
имущества
с
торгов
в
«
розницу
»;
•
проработать
и
ввести
механиз
-
мы
передачи
вновь
вводимого
и
существующего
(
в
том
числе
по
-
лученного
в
порядке
исполнения
законов
№
131
и
№
178)
элек
-
тросетевого
имущества
местных
администраций
в
собственность
региональных
органов
власти
с
целью
консолидации
распре
-
делительного
комплекса
,
сохра
-
нения
его
управляемости
и
осу
-
ществления
планового
развития
на
уровне
Субъектов
Федерации
;
•
ввести
порядок
выдачи
техниче
-
ских
условий
уполномоченными
компаниями
,
осуществляющими
контроль
единства
технической
политики
.
2.
Сформировать
и
внедрить
правовую
базу
,
мотивирующую
всех
участников
рынка
осуществлять
энергоэффективную
деятельность
.
3.
В
части
внедрения
механиз
-
мов
,
направленных
на
выработку
единых
стандартов
деятельности
ТСО
,
предлагаю
разработать
обще
-
федеральные
стандарты
ТСО
и
зако
-
нодательно
внедрить
порядок
обяза
-
тельности
их
исполнения
всеми
ТСО
(
любой
формы
собственности
),
а
так
-
же
рассмотреть
один
из
следующих
вариантов
реализации
указанных
мероприятий
на
практике
:
•
законодательно
ввести
саморе
-
гулирование
в
деятельность
ТСО
с
введением
единых
отраслевых
стандартов
деятельности
.
•
ввести
свод
законов
в
виде
еди
-
ного
«
Энергетического
кодек
-
са
»,
предусматривающего
в
том
числе
обязательность
его
испол
-
нения
всеми
участниками
рын
-
ка
(
по
аналогии
с
тем
,
как
эта
практика
реализована
в
ведущих
странах
мира
).
4.
Создать
несколько
отраслевых
проектных
институтов
с
наделением
их
правами
разработки
и
определе
-
ния
норм
проектирования
энерго
-
объектов
.
Оригинал статьи: Пути повышения энергетической эффективности в региональной электросетевой инфраструктуре
В последние годы решения, заложенные в качестве ключевых в реформирование энергетики Российской Федерации, не только продемонстрировали свою эффективность, но и выявили ряд статистически достоверных недоработок, действие которых сдерживает развитие национальной энергетики. Законодательная и исполнительная ветви власти накопили значительное количество предложений о путях улучшения ситуации в области нормативно-правового поля работы российских энергокомпаний, однако процесс корректировки законодательства и внедрения новых механизмов работы отрасли идёт медленно и трудно.