38
СЕТИ
РОССИИ
д
и
с
п
е
т
ч
е
р
с
к
о
е
у
п
р
а
в
л
е
н
и
е
диспетчерское управление
Э
нергосистема
Московского
региона
включает
в
себя
957
линий
электропередачи
110—
500
кВ
и
547
подстанций
(
ПС
),
а
также
63
электростанции
(
ЭС
).
По
ко
-
личеству
оборудования
,
находящего
-
ся
в
ведении
филиала
ОАО
«
СО
ЕЭС
» —
Региональное
диспетчерское
управле
-
ние
энергосистемы
Москвы
и
Москов
-
ской
области
(
далее
Московское
РДУ
),
можно
судить
об
объёме
решаемых
данным
диспетчерским
центром
за
-
дач
,
сравнив
его
с
другим
РДУ
,
также
входящим
в
структуру
оперативно
-
диспетчерского
управления
(
ОДУ
)
более
высокого
уровня
,
а
именно
в
филиал
ОАО
«
СО
ЕЭС
» —
Объединённое
диспетчерское
управление
энергоси
-
стемами
Центра
(
далее
ОДУ
Центра
).
К
примеру
,
ближайшей
по
количеству
объектов
диспетчеризации
является
операционная
зона
(
ОЗ
)
Смоленско
-
го
РДУ
(
в
ОЗ
ОДУ
Центра
15
РДУ
).
В
зоне
ответственности
данного
дис
-
петчерского
центра
находятся
энер
-
госистемы
Калужской
,
Брянской
и
Смоленской
областей
,
включающие
164
ПС
, 241
ЛЭП
,
девять
электростан
-
ций
*
.
Потребление
и
генерация
элек
-
Пути изменения
функционирования
ОДУ на примере
Московского региона
Владимир УШАКОВ,
директор по оперативному
управлению — главный
диспетчер филиала ОАО «ФСК
ЕЭС» — МЭС Центра
троэнергии
(
мощности
)
в
ОЗ
Москов
-
ского
РДУ
составляет
около
половины
от
суммарного
потребления
и
генера
-
ции
ОЗ
ОДУ
Центра
.
Следует
отметить
,
что
,
с
одной
сто
-
роны
,
наличие
значительного
числа
связей
как
внутри
самой
энергоси
-
стемы
,
так
и
со
смежными
ОЗ
обе
-
спечивает
надёжную
и
устойчивую
работу
объектов
электроэнергетики
в
широком
диапазоне
электроэнерге
-
тических
режимов
.
С
другой
стороны
,
наличие
таких
преимуществ
зача
-
стую
накладывает
ряд
ограничений
при
ведении
электроэнергетического
режима
в
ОЗ
.
Например
,
вывод
в
ремонт
одной
из
ЛЭП
500
кВ
Московского
кольца
может
привести
к
ограничению
по
перетокам
мощности
по
сечению
или
отдельно
взятой
ЛЭП
в
ОЗ
выше
-
стоящего
диспетчерского
центра
или
смежного
РДУ
.
Это
ограничение
свя
-
зано
с
перераспределением
перето
-
ков
по
сети
220/110
кВ
Московской
энергосистемы
и
,
как
следствие
,
мо
-
жет
привести
к
перегрузке
опреде
-
лённых
ЛЭП
.
Вывод
же
в
ремонт
сете
-
вого
оборудования
сети
220/110
кВ
накладывает
определённые
огра
-
*
В
данной
статье
сведения
о
составе
оборудования
и
структуре
ОДУ
в
опе
-
рационной
зоне
Московского
и
Смо
-
ленского
РДУ
представлены
по
состоя
-
нию
на
декабрь
2010. (
Прим
.
авт
.
).
39
№ 3 (12), май-июнь, 2012
ничения
на
выдачу
мощности
те
-
пловых
электростанций
,
режим
работы
которых
,
в
свою
очередь
,
связан
с
режимом
работы
теплосе
-
ти
.
Возможна
и
обратная
причинно
-
следственная
связь
.
Структура
диспетчерского
уп
-
равления
обеспечивает
ведение
режима
,
анализ
оперативной
си
-
туации
,
принятие
решений
в
от
-
ношении
оборудования
объектов
электроэнергетики
энергосистемы
Москвы
и
Московской
области
пу
-
тём
отдачи
диспетчерских
команд
и
разрешений
через
оперативный
персонал
сетевых
и
энергетических
компаний
.
Организационная
струк
-
тура
субъектов
электроэнергетики
(
персонала
объектов
,
непосред
-
ственно
подчинённого
диспетчеру
Московского
РДУ
)
на
территории
Московского
региона
включает
в
себя
13
ОЗ
сетевых
предприятий
и
25
ПС
,
обслуживаемых
филиалами
ОАО
«
МОЭСК
», 31
ПС
филиала
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
МП
МЭС
(
Московское
ПМЭС
), 34
ЭС
,
а
также
3
ПС
ОАО
«
ОЭК
».
Ниже
приведены
принципы
распределения
объектов
диспет
-
черизации
по
способу
управления
в
отношении
электротехнического
оборудования
в
ОЗ
Московского
РДУ
.
1.
В
диспетчерском
управлении
Московского
РДУ
находится
следую
-
щее
оборудование
:
•
одна
КЛ
500
кВ
;
•
ЛЭП
220
кВ
(
более
200):
◦
скоммутированные
на
элек
-
тростанции
;
◦
транзитные
с
ОЗ
смежных
РДУ
;
◦
транзитные
, c
коммутирован
-
ные
на
подстанции
двух
и
бо
-
лее
операционных
зон
ОАО
«
МОЭСК
»;
◦
скоммутированные
на
под
-
станции
Московского
ПМЭС
,
кроме
ЛЭП
,
скоммутиро
-
ванных
на
подстанции
ОАО
«
МОЭСК
»
и
Московского
ПМЭС
,
если
эти
подстанции
находятся
на
территории
одной
ОЗ
ОАО
«
МОЭСК
»,
а
не
в
ведении
диспетчера
вы
-
шестоящего
диспетчерского
центра
;
•
ЛЭП
110
кВ
,
скоммутированные
на
ТЭЦ
г
.
Москвы
;
•
релейная
защита
и
автоматика
ЛЭП
,
перечисленных
выше
.
2.
В
диспетчерском
ведении
диспетчера
Московского
РДУ
на
-
ходится
всё
электротехническое
,
тепломеханическое
оборудование
и
устройства
,
состояние
и
режим
работы
которых
влияют
на
величи
-
ну
располагаемой
мощности
и
ре
-
зерва
электростанций
,
а
также
на
режим
и
надёжность
работы
локаль
-
ных
участков
сети
и
операционной
зоны
в
целом
.
Подведя
промежуточные
ито
-
ги
,
нужно
отметить
,
что
уникальное
месторасположение
,
сложная
кон
-
фигурация
и
состав
оборудования
энергосистемы
в
условиях
быстро
-
растущей
экономики
государства
в
ряде
случаев
могут
привести
к
определённым
сложностям
при
управлении
текущими
режимами
в
работе
в
ОЗ
Московского
РДУ
,
а
так
-
же
при
краткосрочном
и
долгосроч
-
ном
планировании
.
После
аварии
в
энергосисте
-
ме
Москвы
и
Московской
области
,
произошедшей
в
мае
2005
г
.,
были
сделаны
существенные
выводы
[1],
один
из
которых
показал
необходи
-
мость
качественного
повышения
уровня
управляемости
Москов
-
ской
энергосистемой
.
Следует
ска
-
зать
,
что
существующая
структура
оперативно
-
диспетчерского
управ
-
ления
,
с
точки
зрения
наблюдаемо
-
сти
и
управляемости
режимом
ра
-
боты
оборудования
энергосистемы
Московского
региона
,
в
современ
-
ных
условиях
развития
в
перспек
-
тиве
может
не
обеспечить
соответ
-
ствие
требованиям
надёжности
и
бесперебойного
снабжения
потре
-
бителей
электрической
и
тепловой
энергией
.
Глобальное
внедрение
новейшего
оборудования
,
техни
-
ки
и
технологий
,
как
следствие
—
введение
новейших
нормати
-
вов
для
практически
всех
обла
-
стей
экономики
РФ
предъявляет
повышенные
требования
к
на
-
дёжному
и
бесперебойному
элек
-
троснабжению
потребителей
и
качеству
электроэнергии
.
Следова
-
тельно
,
функционирование
струк
-
туры
оперативно
-
диспетчерского
управления
должно
быть
в
достаточ
-
ной
степени
мобильным
и
гибким
,
чтобы
обеспечить
круглосуточную
бесперебойную
работу
Единой
энергетической
системы
,
учитыва
-
ющей
внешние
и
внутренние
фак
-
торы
воздействия
в
режиме
реаль
-
ного
времени
.
В
ближайшей
перспективе
для
ОЗ
Московского
РДУ
,
как
одного
из
крупнейших
диспетчерских
цен
-
тров
России
,
можно
рассмотреть
вопрос
применения
иного
подхода
к
формированию
структуры
дис
-
петчерского
управления
в
регио
-
не
,
основанного
исключительно
на
некоторых
главных
направлениях
деятельности
ОАО
«
СО
ЕЭС
» —
коор
-
динации
технологического
процес
-
са
производства
,
распределения
электроэнергии
и
мощности
энер
-
госистемы
,
а
также
обеспечения
Диспетчерский
щит
в
ЦУС
Вологодского
ПМЭС
40
СЕТИ РОССИИ
надёжности
параллельной
работы
объектов
электроэнергетики
в
со
-
ставе
Единой
энергетической
систе
-
мы
России
(
ЕЭС
России
).
Значительное
время
диспетче
-
ров
(3
диспетчера
),
находящихся
на
смене
,
занимает
проведение
необходимых
операций
по
выводу
электротехнического
оборудования
в
ремонт
или
ввода
в
работу
,
отдачу
диспетчерских
команд
на
измене
-
ние
режима
работы
прилегающего
участка
сети
.
Эта
часть
обязанно
-
стей
в
достаточной
степени
может
повлиять
на
качество
мониторин
-
га
режима
работа
энергосистемы
,
оценку
состояния
объектов
диспет
-
черизации
в
условиях
суточных
из
-
менений
балансов
мощности
,
пере
-
токов
и
иных
факторов
.
В
настоящее
время
реализуются
задачи
создания
на
базе
существу
-
ющих
сетевых
предприятий
центров
управления
сетями
(
ЦУС
)
с
опера
-
ционными
функциями
.
В
существующих
сетевых
пред
-
приятиях
Московского
региона
уже
созданы
ЦУС
с
неоперационны
-
ми
функциями
.
В
ОАО
«
МОЭСК
»
в
Центральных
электрических
сетях
вновь
созданный
ЦУС
выполняет
информационно
-
аналитические
функции
и
ведёт
мониторинг
режи
-
ма
работы
оборудования
энергоси
-
стемы
в
пределах
г
.
Москвы
.
ЦУС
с
аналогичными
функциями
создан
и
в
Московском
ПМЭС
.
Кроме
того
,
персонал
данного
центра
осущест
-
вляет
выдачу
разрешений
на
подго
-
товку
рабочих
мест
и
допуск
к
рабо
-
там
,
а
также
учёт
линейных
бригад
,
работающих
на
ЛЭП
предприятия
.
Стоит
отметить
,
что
в
зоне
экс
-
плуатационной
ответственности
фи
-
лиала
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
МЭС
Центра
на
базе
Приокского
ПМЭС
в
2011
г
.
образован
ЦУС
с
операционными
функциями
,
выполняющий
техноло
-
гическое
ведение
оборудованием
.
Существующие
принципы
ОДУ
не
позволяют
передать
в
управление
ни
одну
из
ЛЭП
,
находящихся
на
ба
-
лансе
предприятия
.
В
филиале
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
» —
Вологодское
ПМЭС
в
апреле
2012
г
.
ЦУС
приступил
к
выполнению
функций
оперативно
-
технологического
управления
и
ве
-
дения
.
Одновременно
с
подготовкой
ЦУС
энергокомпаний
Московского
региона
к
выполнению
операци
-
онных
функций
необходимо
под
-
готовить
функционирование
но
-
вой
структурной
вертикали
ОДУ
в
регионе
и
обеспечить
необходи
-
мое
взаимодействие
оперативно
-
диспетчерского
персонала
.
Суще
-
ствующие
принципы
в
условиях
вновь
появившейся
структуры
ОДУ
не
смогут
в
достаточной
степени
от
-
вечать
предъявляемым
требовани
-
ям
.
Следует
рассмотреть
вопрос
о
перераспределении
части
ЛЭП
,
на
-
ходящихся
в
диспетчерском
управ
-
лении
Московского
РДУ
,
между
ЦУС
и
оперативным
персоналом
сетевых
предприятий
.
Это
обстоятельство
по
-
зволит
утверждать
,
что
у
диспетчера
Московского
РДУ
высвобождается
значительная
часть
времени
для
решения
задач
,
направленных
не
-
посредственно
на
обеспечение
ре
-
жимной
составляющей
надёжности
как
самой
энергосистемы
,
так
и
на
обеспечение
надёжности
электро
-
снабжения
потребителей
.
Таким
образом
,
переключения
по
выводу
в
ремонт
/
вводу
в
работу
оборудования
энергосистемы
(
ЛЭП
,
трансформаторы
,
системы
шин
и
т
.
д
.)
в
основном
должны
быть
воз
-
ложены
на
оперативный
персонал
сетевых
компаний
.
Дополнительно
следует
ска
-
зать
,
что
одной
из
причин
разделе
-
ния
энергосистемы
Москвы
в
мае
2005
г
.
на
две
части
явилось
нали
-
чие
слабых
связей
,
имеющихся
меж
-
ду
объектами
электроэнергетики
се
-
верной
и
южной
частей
города
.
Для
примера
—
это
обстоятельство
явля
-
ется
предпосылкой
для
организации
производства
необходимых
анали
-
тических
расчётов
и
,
как
следствие
,
определения
возможности
объеди
-
нения
ряда
ЛЭП
,
соединяющих
вы
-
шеозначенные
объекты
,
в
сечения
таким
образом
,
чтобы
обеспечить
оптимальный
параметр
контроля
за
балансом
мощности
и
перетоками
данного
участка
электрической
сети
и
энергосистемы
в
целом
.
Применяя
такой
подход
ко
всей
схеме
03
Московского
РДУ
,
можно
получить
инстру
-
мент
мониторинга
режима
работы
всей
энергосистемы
или
её
отдельно
взятых
ча
-
стей
.
Для
этого
необходимо
проработать
вопрос
привле
-
чения
ведущих
научных
ла
-
бораторий
для
производства
расчётов
по
определению
ко
-
личества
и
состава
сечений
в
энергосистеме
Московского
региона
,
результаты
которых
смогут
позволить
определять
однозначные
и
мотивиро
-
ванные
меры
управляющих
воздействий
диспетчерского
персонала
для
ввода
режима
работы
энергосистемы
в
до
-
пустимые
пределы
при
воз
-
никновении
технологических
нарушений
или
отклонений
от
нормального
режима
работы
.
Диспетчерский
пункт
Московского
РДУ
41
№ 3 (12), май-июнь, 2012
Отдельно
нужно
отметить
име
-
ющиеся
сложности
в
работе
дис
-
петчера
со
схемой
отображения
информации
на
диспетчерском
пункте
Московского
РДУ
.
Значи
-
тельное
количество
объектов
дис
-
петчеризации
,
недостаточная
пло
-
щадь
отображения
информации
для
диспетчера
(
а
в
сумме
это
вы
-
сокая
плотность
элементов
отобра
-
жения
на
единицу
площади
)
приве
-
ли
к
тому
,
что
схема
энергосистемы
региона
перестала
воспринимать
-
ся
в
достаточной
мере
.
Для
исправ
-
ления
ситуации
появилось
несколь
-
ко
публикаций
,
направленных
на
оптимизацию
принципов
отобра
-
жения
информации
,
изложенных
в
источнике
[4],
часть
из
которых
нашла
применение
для
схемы
ото
-
бражения
диспетчерского
центра
.
При
реализации
принципов
перераспределения
объектов
дис
-
петчерского
управления
/
ведения
и
определения
необходимого
и
до
-
статочного
количества
сечений
в
энергосистеме
можно
дополнитель
-
но
обеспечить
снижение
плотности
объектов
на
схеме
отображения
информации
и
,
как
следствие
,
по
-
высить
объём
обрабатываемой
информации
диспетчером
при
мо
-
ниторинге
текущего
и
прогнозного
режимов
,
а
также
в
случае
ликвида
-
ции
технологических
нарушений
.
Основные
условные
принципы
,
которые
могут
быть
использова
-
ны
при
построении
новой
модели
оперативно
-
диспетчерского
управ
-
ления
(
рис
.).
1.
Структура
ОДУ
,
которая
впослед
-
ствии
будет
определять
распре
-
деление
объектов
управления
для
диспетчера
Московского
РДУ
в
регионе
,
должна
состо
-
ять
из
трёх
условных
областей
управления
—
области
смежных
РДУ
,
области
энергосистемы
,
на
-
ходящейся
в
пределах
Москвы
и
области
,
энергосистемы
Мо
-
сковской
области
.
2.
Для
контроля
за
функциониро
-
ванием
энергосистемы
должны
быть
определены
перечни
се
-
чений
и
ЛЭП
,
контроль
и
анализ
работы
которых
будут
давать
ис
-
черпывающую
информацию
о
режиме
работы
энергосистемы
.
3.
Определяется
новый
перечень
ЛЭП
,
которые
будут
находиться
в
диспетчерском
управлении
и
ведении
диспетчера
Московско
-
го
РДУ
.
При
определении
этого
перечня
необходимо
пользо
-
ваться
следующим
принципом
—
в
диспетчерском
управлении
диспетчера
Московского
РДУ
могут
находиться
ЛЭП
,
соеди
-
няющие
ПС
и
(
или
)
ЭС
смежных
РДУ
с
ПС
или
ЭС
,
находящимися
в
ОЗ
Московского
РДУ
.
В
диспет
-
черском
управлении
диспетчера
Московского
РДУ
могут
нахо
-
диться
ЛЭП
,
соединяющие
ПС
и
(
или
)
ЭС
Москвы
и
Московской
области
.
В
диспетчерском
управ
-
лении
диспетчера
Московского
РДУ
могут
находиться
линии
,
спи
-
сок
которых
будет
определяться
,
в
частности
,
исходя
из
состава
вновь
определённых
сечений
и
входящих
в
них
ЛЭП
,
а
так
-
же
иных
отдельно
взятых
ЛЭП
,
имеющих
системное
значение
,
определяемых
дополнительно
.
Рассмотрим
некоторые
коммен
-
тарии
к
принципам
распределения
оборудования
по
способу
диспет
-
черского
управления
при
создании
новой
модели
ОДУ
.
Область
смежных
РДУ
—
гранич
-
ная
область
ОЗ
Московского
РДУ
и
ОЗ
РДУ
,
смежного
с
ним
.
Область
в
пределах
Москвы
и
Московской
области
—
области
энергосистемы
,
географически
рас
-
пределяемые
в
границах
г
.
Москвы
и
Московской
области
.
Для
простоты
восприятия
пред
-
ставляемой
в
статье
информации
условно
предполагается
,
что
у
дис
-
петчера
Московского
РДУ
инстру
-
ментом
контроля
за
режимом
ра
-
боты
энергосистемы
Московского
региона
в
целом
будет
информация
по
перетокам
межсистемных
ЛЭП
,
ЛЭП
связи
между
областями
Мо
-
сквы
и
Московской
области
,
а
так
-
же
информация
по
определённому
набору
сечений
(
пример
сечения
—
на
рис
.).
Конечно
,
необходимо
помнить
,
что
в
случае
возникно
-
вения
или
при
угрозе
возникнове
-
ния
аварии
в
энергосистеме
или
её
части
диспетчер
Московского
РДУ
должен
сохранить
право
на
отдачу
команд
в
отношении
обору
-
дования
,
которое
при
нормальном
режиме
не
находится
в
диспетчер
-
ском
управлении
.
Для
создания
и
обеспечения
функционирования
новой
модели
ОДУ
на
уровне
сетевых
и
генери
-
рующих
предприятий
необходимо
создание
организационной
струк
-
туры
и
порядка
взаимодействия
,
которые
будут
определять
взаимоот
-
ношения
при
управлении
режимом
работы
объектов
электроэнергети
-
ки
для
нормального
и
аварийного
режимов
работы
энергосистемы
.
Для
этого
необходимо
:
•
пересмотреть
принципы
опре
-
деления
перечня
объектов
дис
-
Рис
.
Перспективная
схема
организации
диспетчерского
управления
филиала
ОАО
«
СО
ЕЭС
» —
Московское
РДУ
Электростанции
или
подстанции
ЛЭП
,
находящиеся
в
диспетчерском
управлении
диспетчера
Мо
-
сковского
РДУ
ЦУС
МП
МЭС
,
ОЗ
сетевых
предприятий
МОЭСК
(
Северная
ОЗ
,
Вос
-
точная
ОЗ
,
Южная
ОЗ
,
Западная
ОЗ
)
ЦУС
МОЭСК
Москва
Московская
область
Сечение
Смежные
О
3
Сме
жные
О
3
42
СЕТИ РОССИИ
петчеризации
в
ОЗ
Московского
РДУ
для
перераспределения
оборудования
объектов
элек
-
троэнергетики
с
точки
зрения
управления
и
ведения
;
•
пересмотреть
документацию
,
регламентирующую
взаи
-
моотношения
сетевых
и
генерирующих
предприятий
,
и
соответствующие
документы
,
определяющие
самостоятель
-
ные
действия
оперативного
персонала
при
возникновении
локальных
технологических
нарушений
;
•
создание
в
ЦУС
сетевых
орга
-
низаций
полноценных
служб
электрических
режимов
,
релей
-
ной
защиты
и
автоматики
и
т
.
д
.,
которые
будут
отвечать
за
определение
и
поддержание
допустимости
режимов
работы
энергосистемы
в
своей
закре
-
плённой
зоне
ответственности
.
Несколько
слов
о
том
,
что
не
-
обходимо
сделать
с
нормативно
-
юридической
точки
зрения
для
обе
-
спечения
возможности
создания
вышеописанной
новой
модели
ор
-
ганизации
ОДУ
в
ЕЭС
России
.
Постановлением
Правительства
РФ
[2]
утверждены
критерии
от
-
несения
оборудования
объектов
электроэнергетики
к
единой
на
-
циональной
электрической
сети
(
ЕНЭС
).
На
основании
этих
крите
-
риев
был
определён
и
утверждён
соответствующим
приказом
Мини
-
стерства
промышленности
и
энер
-
гетики
РФ
перечень
оборудования
[3].
В
перечень
преимущественно
вошло
оборудование
,
находящееся
возможность
изменения
подходов
к
организации
структуры
ОДУ
.
2.
В
связи
с
созданием
ЦУС
на
базе
сетевых
предприятий
показан
,
как
вариант
,
пример
возможного
функционирования
новой
модели
ОДУ
на
территории
ОЗ
Московского
РДУ
.
3.
Произведено
общее
опи
-
сание
некоторых
основных
мер
для
обеспечения
возможности
функци
-
онирования
новой
структуры
ОДУ
.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Акт
№
1
комиссии
Федеральной
службы
по
экологическому
,
тех
-
нологическому
и
атомному
над
-
зору
по
расследованию
техноло
-
гического
нарушения
в
работе
энергосистемы
,
электростан
-
ций
,
котельной
,
электрической
и
тепловой
сети
.
Дата
возникно
-
вения
события
: 25
мая
2005
г
.
09-23.
2.
Постановление
Правительства
Российской
федерации
№
41
от
26.01.2006.
3.
Приказ
Министерства
про
-
мышленности
и
энергетики
№
66
от
20.02.2008.
О
внесе
-
нии
изменений
в
реестр
объек
-
тов
электросетевого
хозяйства
,
входящих
в
Единую
националь
-
ную
(
общероссийскую
)
электри
-
ческую
сеть
.
4.
Алюшенко
И
.
Д
.,
Ушаков
В
.
В
.
Пути
развития
систем
отображения
диспетчерской
информации
,
журнал
«
Электрические
стан
-
ции
»,
№
8, 2010.
на
балансе
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
а
именно
ЛЭП
и
автотрансформато
-
ры
(
трансформаторы
).
Перечень
объектов
диспетчеризации
,
раз
-
работанный
ОАО
«
СО
ЕЭС
»,
относит
объекты
ЕНЭС
,
а
также
объек
-
ты
,
соответствующие
критериям
ЕНЭС
,
к
диспетчерскому
управ
-
лению
диспетчерских
центров
.
Данное
обстоятель
-
ство
является
пред
-
посылкой
к
рассмо
-
трению
возможности
пересмотра
принци
-
пов
составления
пе
-
речней
объектов
диспетчеризации
в
диспетчерских
центрах
.
Для
этого
,
возможно
,
потребуется
вносить
из
-
менения
в
правительственные
по
-
становления
.
Цель
этих
изменений
—
закрепление
на
законодательном
уровне
распределения
обязан
-
ностей
по
организации
структуры
оперативно
-
диспетчерского
управ
-
ления
,
а
также
определение
со
-
става
необходимых
полномочий
в
отношении
оборудования
объектов
электроэнергетики
,
которые
будет
разрабатывать
ОАО
«
СО
ЕЭС
»
как
главный
и
системообразующий
го
-
сударственный
орган
управления
ЕЭС
России
.
Предложенная
для
рассмотре
-
ния
возможная
модель
организа
-
ции
функционирования
структуры
ОДУ
или
её
часть
на
примере
ОЗ
Московского
РДУ
может
быть
реализована
как
ва
-
риант
на
территории
тех
ОЗ
филиалов
ОАО
«
СО
ЕЭС
»,
где
структура
,
количество
объек
-
тов
диспетчеризации
и
иные
параметры
работы
энергоси
-
стемы
пропорционально
сопо
-
ставимы
.
ВЫВОДЫ
1.
Представлены
воз
-
можная
структура
ОДУ
в
ОЗ
Московского
РДУ
и
принципы
распределения
объектов
дис
-
петчеризации
для
диспетчера
Московского
РДУ
.
Сделаны
вы
-
воды
о
сложностях
при
управ
-
лении
режимами
работы
объ
-
ектов
электроэнергетики
в
ОЗ
Московского
РДУ
.
Показана
Оригинал статьи: Пути изменения функционирования ОДУ на примере Московского региона
Энергосистема Московского региона включает в себя 957 линий электропередачи 110–500 кВ и 547 подстанций (ПС), а также 63 электростанции (ЭС). По количеству оборудования, находящегося в ведении филиала ОАО «СО ЕЭС» — Региональное диспетчерское управление энергосистемы Москвы и Московской области (Московское РДУ), можно судить об объёме решаемых данным диспетчерским центром задач, сравнив его с другим РДУ, также входящим в структуру оперативно-диспетчерского управления (ОДУ) более высокого уровня, а именно в филиал ОАО «СО ЕЭС» — Объединённое диспетчерское управление энергосистемами Центра (ОДУ Центра).