Пути изменения функционирования ОДУ на примере Московского региона

Page 1
background image

Page 2
background image

38

СЕТИ

РОССИИ

д

и

с

п

е

т

ч

е

р

с

к

о

е

 у

п

р

а

в

л

е

н

и

е

диспетчерское управление

Э

нергосистема

 

Московского

 

региона

 

включает

 

в

 

себя

 957 

линий

 

электропередачи

 110—

500 

кВ

 

и

 547 

подстанций

 (

ПС

), 

а

 

также

 63 

электростанции

 (

ЭС

). 

По

 

ко

-

личеству

 

оборудования

находящего

-

ся

 

в

 

ведении

 

филиала

 

ОАО

 «

СО

 

ЕЭС

» — 

Региональное

 

диспетчерское

 

управле

-

ние

 

энергосистемы

 

Москвы

 

и

 

Москов

-

ской

 

области

 (

далее

 

Московское

 

РДУ

), 

можно

 

судить

 

об

 

объёме

 

решаемых

 

данным

 

диспетчерским

 

центром

 

за

-

дач

сравнив

 

его

 

с

 

другим

 

РДУ

также

 

входящим

 

в

 

структуру

 

оперативно

-

диспетчерского

 

управления

 

(

ОДУ

более

 

высокого

 

уровня

а

 

именно

 

в

 

филиал

 

ОАО

 «

СО

 

ЕЭС

» — 

Объединённое

 

диспетчерское

 

управление

 

энергоси

-

стемами

 

Центра

  (

далее

 

ОДУ

 

Центра

). 

К

 

примеру

ближайшей

 

по

 

количеству

 

объектов

 

диспетчеризации

 

является

 

операционная

 

зона

  (

ОЗ

Смоленско

-

го

 

РДУ

  (

в

 

ОЗ

 

ОДУ

 

Центра

 15 

РДУ

). 

В

 

зоне

 

ответственности

 

данного

 

дис

-

петчерского

 

центра

 

находятся

 

энер

-

госистемы

 

Калужской

Брянской

 

и

 

Смоленской

 

областей

включающие

 

164 

ПС

, 241 

ЛЭП

девять

 

электростан

-

ций

*

Потребление

 

и

 

генерация

 

элек

-

Пути изменения 

функционирования 

ОДУ на примере 

Московского региона

Владимир УШАКОВ,

 директор по оперативному 

управлению — главный

 диспетчер филиала ОАО «ФСК 

ЕЭС» — МЭС Центра

троэнергии

  (

мощности

в

 

ОЗ

 

Москов

-

ского

 

РДУ

 

составляет

 

около

 

половины

 

от

 

суммарного

 

потребления

 

и

 

генера

-

ции

 

ОЗ

 

ОДУ

 

Центра

.

Следует

 

отметить

что

с

 

одной

 

сто

-

роны

наличие

 

значительного

 

числа

 

связей

 

как

 

внутри

 

самой

 

энергоси

-

стемы

так

 

и

 

со

 

смежными

 

ОЗ

 

обе

-

спечивает

 

надёжную

 

и

 

устойчивую

 

работу

 

объектов

 

электроэнергетики

 

в

 

широком

 

диапазоне

 

электроэнерге

-

тических

 

режимов

С

 

другой

 

стороны

наличие

 

таких

 

преимуществ

 

зача

-

стую

 

накладывает

 

ряд

 

ограничений

 

при

 

ведении

 

электроэнергетического

 

режима

 

в

 

ОЗ

Например

вывод

 

в

 

ремонт

 

одной

 

из

 

ЛЭП

 500 

кВ

 

Московского

 

кольца

 

может

 

привести

 

к

 

ограничению

 

по

 

перетокам

 

мощности

 

по

 

сечению

 

или

 

отдельно

 

взятой

 

ЛЭП

 

в

 

ОЗ

 

выше

-

стоящего

 

диспетчерского

 

центра

 

или

 

смежного

 

РДУ

Это

 

ограничение

 

свя

-

зано

 

с

 

перераспределением

 

перето

-

ков

 

по

 

сети

 220/110 

кВ

 

Московской

 

энергосистемы

 

и

как

 

следствие

мо

-

жет

 

привести

 

к

 

перегрузке

 

опреде

-

лённых

 

ЛЭП

Вывод

 

же

 

в

 

ремонт

 

сете

-

вого

 

оборудования

 

сети

 220/110 

кВ

 

накладывает

 

определённые

 

огра

-

*

 

В

 

данной

 

статье

 

сведения

 

о

 

составе

 

оборудования

 

и

 

структуре

 

ОДУ

 

в

 

опе

-

рационной

 

зоне

 

Московского

 

и

 

Смо

-

ленского

 

РДУ

 

представлены

 

по

 

состоя

-

нию

 

на

 

декабрь

 2010. (

Прим

авт

.

).


Page 3
background image

39

№ 3 (12), май-июнь, 2012

ничения

 

на

 

выдачу

 

мощности

 

те

-

пловых

 

электростанций

режим

 

работы

 

которых

в

 

свою

 

очередь

связан

 

с

 

режимом

 

работы

 

теплосе

-

ти

Возможна

 

и

 

обратная

 

причинно

-

следственная

 

связь

.

Структура

 

диспетчерского

 

уп

-

равления

 

обеспечивает

 

ведение

 

режима

анализ

 

оперативной

 

си

-

туации

принятие

 

решений

 

в

 

от

-

ношении

 

оборудования

 

объектов

 

электроэнергетики

 

энергосистемы

 

Москвы

 

и

 

Московской

 

области

 

пу

-

тём

 

отдачи

 

диспетчерских

 

команд

 

и

 

разрешений

 

через

 

оперативный

 

персонал

 

сетевых

 

и

 

энергетических

 

компаний

Организационная

 

струк

-

тура

 

субъектов

 

электроэнергетики

 

(

персонала

 

объектов

непосред

-

ственно

 

подчинённого

 

диспетчеру

 

Московского

 

РДУ

на

 

территории

 

Московского

 

региона

 

включает

 

в

 

себя

 13 

ОЗ

 

сетевых

 

предприятий

 

и

 

25 

ПС

обслуживаемых

 

филиалами

 

ОАО

  «

МОЭСК

», 31 

ПС

 

филиала

 

ОАО

 

«

ФСК

 

ЕЭС

» 

МП

 

МЭС

  (

Московское

 

ПМЭС

), 34 

ЭС

а

 

также

 3 

ПС

 

ОАО

 

«

ОЭК

». 

Ниже

 

приведены

 

принципы

 

распределения

 

объектов

 

диспет

-

черизации

 

по

 

способу

 

управления

 

в

 

отношении

 

электротехнического

 

оборудования

 

в

 

ОЗ

 

Московского

 

РДУ

.

1. 

В

 

диспетчерском

 

управлении

 

Московского

 

РДУ

 

находится

 

следую

-

щее

 

оборудование

• 

одна

 

КЛ

 500 

кВ

;

• 

ЛЭП

 220 

кВ

 (

более

 200):

 

скоммутированные

 

на

 

элек

-

тростанции

;

 

транзитные

 

с

 

ОЗ

 

смежных

 

РДУ

 

транзитные

, c

коммутирован

-

ные

 

на

 

подстанции

 

двух

 

и

 

бо

-

лее

 

операционных

 

зон

 

ОАО

 

«

МОЭСК

»; 

 

скоммутированные

 

на

 

под

-

станции

 

Московского

 

ПМЭС

кроме

 

ЛЭП

скоммутиро

-

ванных

 

на

 

подстанции

 

ОАО

 

«

МОЭСК

» 

и

 

Московского

 

ПМЭС

если

 

эти

 

подстанции

 

находятся

 

на

 

территории

 

одной

 

ОЗ

 

ОАО

  «

МОЭСК

»,

а

 

не

 

в

 

ведении

 

диспетчера

 

вы

-

шестоящего

 

диспетчерского

 

центра

;

• 

ЛЭП

 110 

кВ

скоммутированные

 

на

 

ТЭЦ

 

г

Москвы

• 

релейная

 

защита

 

и

 

автоматика

 

ЛЭП

перечисленных

 

выше

.

2. 

В

 

диспетчерском

 

ведении

 

диспетчера

 

Московского

 

РДУ

 

на

-

ходится

 

всё

 

электротехническое

тепломеханическое

 

оборудование

 

и

 

устройства

состояние

 

и

 

режим

 

работы

 

которых

 

влияют

 

на

 

величи

-

ну

 

располагаемой

 

мощности

 

и

 

ре

-

зерва

 

электростанций

а

 

также

 

на

 

режим

 

и

 

надёжность

 

работы

 

локаль

-

ных

 

участков

 

сети

 

и

 

операционной

 

зоны

 

в

 

целом

Подведя

 

промежуточные

 

ито

-

ги

нужно

 

отметить

что

 

уникальное

 

месторасположение

сложная

 

кон

-

фигурация

 

и

 

состав

 

оборудования

 

энергосистемы

 

в

 

условиях

 

быстро

-

растущей

 

экономики

 

государства

 

в

 

ряде

 

случаев

 

могут

 

привести

 

к

 

определённым

 

сложностям

 

при

 

управлении

 

текущими

 

режимами

 

в

 

работе

 

в

 

ОЗ

 

Московского

 

РДУ

а

 

так

-

же

 

при

 

краткосрочном

 

и

 

долгосроч

-

ном

 

планировании

.

После

 

аварии

 

в

 

энергосисте

-

ме

 

Москвы

 

и

 

Московской

 

области

произошедшей

 

в

 

мае

 2005 

г

., 

были

 

сделаны

 

существенные

 

выводы

 [1], 

один

 

из

 

которых

 

показал

 

необходи

-

мость

 

качественного

 

повышения

 

уровня

 

управляемости

 

Москов

-

ской

 

энергосистемой

Следует

 

ска

-

зать

что

 

существующая

 

структура

 

оперативно

-

диспетчерского

 

управ

-

ления

с

 

точки

 

зрения

 

наблюдаемо

-

сти

 

и

 

управляемости

 

режимом

 

ра

-

боты

 

оборудования

 

энергосистемы

 

Московского

 

региона

в

 

современ

-

ных

 

условиях

 

развития

 

в

 

перспек

-

тиве

 

может

 

не

 

обеспечить

 

соответ

-

ствие

 

требованиям

 

надёжности

 

и

 

бесперебойного

 

снабжения

 

потре

-

бителей

 

электрической

 

и

 

тепловой

 

энергией

Глобальное

 

внедрение

 

новейшего

 

оборудования

техни

-

ки

 

и

 

технологий

как

 

следствие

 — 

введение

 

новейших

 

нормати

-

вов

 

для

 

практически

 

всех

 

обла

-

стей

 

экономики

 

РФ

 

предъявляет

 

повышенные

 

требования

 

к

 

на

-

дёжному

 

и

 

бесперебойному

 

элек

-

троснабжению

 

потребителей

 

и

 

качеству

 

электроэнергии

Следова

-

тельно

функционирование

 

струк

-

туры

 

оперативно

-

диспетчерского

 

управления

 

должно

 

быть

 

в

 

достаточ

-

ной

 

степени

 

мобильным

 

и

 

гибким

чтобы

 

обеспечить

 

круглосуточную

 

бесперебойную

 

работу

 

Единой

 

энергетической

 

системы

учитыва

-

ющей

 

внешние

 

и

 

внутренние

 

фак

-

торы

 

воздействия

 

в

 

режиме

 

реаль

-

ного

 

времени

.

В

 

ближайшей

 

перспективе

 

для

 

ОЗ

 

Московского

 

РДУ

как

 

одного

 

из

 

крупнейших

 

диспетчерских

 

цен

-

тров

 

России

можно

 

рассмотреть

 

вопрос

 

применения

 

иного

 

подхода

 

к

 

формированию

 

структуры

 

дис

-

петчерского

 

управления

 

в

 

регио

-

не

основанного

 

исключительно

 

на

 

некоторых

 

главных

 

направлениях

 

деятельности

 

ОАО

 «

СО

 

ЕЭС

» — 

коор

-

динации

 

технологического

 

процес

-

са

 

производства

распределения

 

электроэнергии

 

и

 

мощности

 

энер

-

госистемы

а

 

также

 

обеспечения

 

Диспетчерский

 

щит

 

в

 

ЦУС

 

Вологодского

 

ПМЭС


Page 4
background image

40

СЕТИ РОССИИ

надёжности

 

параллельной

 

работы

 

объектов

 

электроэнергетики

 

в

 

со

-

ставе

 

Единой

 

энергетической

 

систе

-

мы

 

России

 (

ЕЭС

 

России

). 

Значительное

 

время

 

диспетче

-

ров

 (3 

диспетчера

), 

находящихся

 

на

 

смене

занимает

 

проведение

 

необходимых

 

операций

 

по

 

выводу

 

электротехнического

 

оборудования

 

в

 

ремонт

 

или

 

ввода

 

в

 

работу

отдачу

 

диспетчерских

 

команд

 

на

 

измене

-

ние

 

режима

 

работы

 

прилегающего

 

участка

 

сети

Эта

 

часть

 

обязанно

-

стей

 

в

 

достаточной

 

степени

 

может

 

повлиять

 

на

 

качество

 

мониторин

-

га

 

режима

 

работа

 

энергосистемы

оценку

 

состояния

 

объектов

 

диспет

-

черизации

 

в

 

условиях

 

суточных

 

из

-

менений

 

балансов

 

мощности

пере

-

токов

 

и

 

иных

 

факторов

В

 

настоящее

 

время

 

реализуются

 

задачи

 

создания

 

на

 

базе

 

существу

-

ющих

 

сетевых

 

предприятий

 

центров

 

управления

 

сетями

  (

ЦУС

с

 

опера

-

ционными

 

функциями

В

 

существующих

 

сетевых

 

пред

-

приятиях

 

Московского

 

региона

 

уже

 

созданы

 

ЦУС

 

с

 

неоперационны

-

ми

 

функциями

В

 

ОАО

  «

МОЭСК

» 

в

 

Центральных

 

электрических

 

сетях

 

вновь

 

созданный

 

ЦУС

 

выполняет

 

информационно

-

аналитические

 

функции

 

и

 

ведёт

 

мониторинг

 

режи

-

ма

 

работы

 

оборудования

 

энергоси

-

стемы

 

в

 

пределах

 

г

Москвы

ЦУС

 

с

 

аналогичными

 

функциями

 

создан

 

и

 

в

 

Московском

 

ПМЭС

Кроме

 

того

персонал

 

данного

 

центра

 

осущест

-

вляет

 

выдачу

 

разрешений

 

на

 

подго

-

товку

 

рабочих

 

мест

 

и

 

допуск

 

к

 

рабо

-

там

а

 

также

 

учёт

 

линейных

 

бригад

работающих

 

на

 

ЛЭП

 

предприятия

.

Стоит

 

отметить

что

 

в

 

зоне

 

экс

-

плуатационной

 

ответственности

 

фи

-

лиала

 

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

» — 

МЭС

 

Центра

 

на

 

базе

 

Приокского

 

ПМЭС

 

в

 2011 

г

образован

 

ЦУС

 

с

 

операционными

 

функциями

выполняющий

 

техноло

-

гическое

 

ведение

 

оборудованием

Существующие

 

принципы

 

ОДУ

 

не

 

позволяют

 

передать

 

в

 

управление

 

ни

 

одну

 

из

 

ЛЭП

находящихся

 

на

 

ба

-

лансе

 

предприятия

В

 

филиале

 

ОАО

 

«

ФСК

 

ЕЭС

» — 

Вологодское

 

ПМЭС

 

в

 

апреле

 2012 

г

ЦУС

 

приступил

 

к

 

выполнению

 

функций

 

оперативно

-

технологического

 

управления

 

и

 

ве

-

дения

.

Одновременно

 

с

 

подготовкой

 

ЦУС

 

энергокомпаний

 

Московского

 

региона

 

к

 

выполнению

 

операци

-

онных

 

функций

 

необходимо

 

под

-

готовить

 

функционирование

 

но

-

вой

 

структурной

 

вертикали

 

ОДУ

 

в

 

регионе

 

и

 

обеспечить

 

необходи

-

мое

 

взаимодействие

 

оперативно

-

диспетчерского

 

персонала

Суще

-

ствующие

 

принципы

 

в

 

условиях

 

вновь

 

появившейся

 

структуры

 

ОДУ

 

не

 

смогут

 

в

 

достаточной

 

степени

 

от

-

вечать

 

предъявляемым

 

требовани

-

ям

Следует

 

рассмотреть

 

вопрос

 

о

 

перераспределении

 

части

 

ЛЭП

на

-

ходящихся

 

в

 

диспетчерском

 

управ

-

лении

 

Московского

 

РДУ

между

 

ЦУС

 

и

 

оперативным

 

персоналом

 

сетевых

 

предприятий

Это

 

обстоятельство

 

по

-

зволит

 

утверждать

что

 

у

 

диспетчера

 

Московского

 

РДУ

 

высвобождается

 

значительная

 

часть

 

времени

 

для

 

решения

 

задач

направленных

 

не

-

посредственно

 

на

 

обеспечение

 

ре

-

жимной

 

составляющей

 

надёжности

 

как

 

самой

 

энергосистемы

так

 

и

 

на

 

обеспечение

 

надёжности

 

электро

-

снабжения

 

потребителей

.

Таким

 

образом

переключения

 

по

 

выводу

 

в

 

ремонт

/

вводу

 

в

 

работу

 

оборудования

 

энергосистемы

 (

ЛЭП

трансформаторы

системы

 

шин

 

и

 

т

.

д

.) 

в

 

основном

 

должны

 

быть

 

воз

-

ложены

 

на

 

оперативный

 

персонал

 

сетевых

 

компаний

Дополнительно

 

следует

 

ска

-

зать

что

 

одной

 

из

 

причин

 

разделе

-

ния

 

энергосистемы

 

Москвы

 

в

 

мае

 

2005 

г

на

 

две

 

части

 

явилось

 

нали

-

чие

 

слабых

 

связей

имеющихся

 

меж

-

ду

 

объектами

 

электроэнергетики

 

се

-

верной

 

и

 

южной

 

частей

 

города

Для

 

примера

 — 

это

 

обстоятельство

 

явля

-

ется

 

предпосылкой

 

для

 

организации

 

производства

 

необходимых

 

анали

-

тических

 

расчётов

 

и

как

 

следствие

определения

 

возможности

 

объеди

-

нения

 

ряда

 

ЛЭП

соединяющих

 

вы

-

шеозначенные

 

объекты

в

 

сечения

 

таким

 

образом

чтобы

 

обеспечить

 

оптимальный

 

параметр

 

контроля

 

за

 

балансом

 

мощности

 

и

 

перетоками

 

данного

 

участка

 

электрической

 

сети

 

и

 

энергосистемы

 

в

 

целом

Применяя

 

такой

 

подход

 

ко

 

всей

 

схеме

 03 

Московского

 

РДУ

можно

 

получить

 

инстру

-

мент

 

мониторинга

 

режима

 

работы

 

всей

 

энергосистемы

 

или

 

её

 

отдельно

 

взятых

 

ча

-

стей

Для

 

этого

 

необходимо

 

проработать

 

вопрос

 

привле

-

чения

 

ведущих

 

научных

 

ла

-

бораторий

 

для

 

производства

 

расчётов

 

по

 

определению

 

ко

-

личества

 

и

 

состава

 

сечений

 

в

 

энергосистеме

 

Московского

 

региона

результаты

 

которых

 

смогут

 

позволить

 

определять

 

однозначные

 

и

 

мотивиро

-

ванные

 

меры

 

управляющих

 

воздействий

 

диспетчерского

 

персонала

 

для

 

ввода

 

режима

 

работы

 

энергосистемы

 

в

 

до

-

пустимые

 

пределы

 

при

 

воз

-

никновении

 

технологических

 

нарушений

 

или

 

отклонений

 

от

 

нормального

 

режима

 

работы

Диспетчерский

 

пункт

 

Московского

 

РДУ


Page 5
background image

41

№ 3 (12), май-июнь, 2012

Отдельно

 

нужно

 

отметить

 

име

-

ющиеся

 

сложности

 

в

 

работе

 

дис

-

петчера

 

со

 

схемой

 

отображения

 

информации

 

на

 

диспетчерском

 

пункте

 

Московского

 

РДУ

Значи

-

тельное

 

количество

 

объектов

 

дис

-

петчеризации

недостаточная

 

пло

-

щадь

 

отображения

 

информации

 

для

 

диспетчера

 (

а

 

в

 

сумме

 

это

 

вы

-

сокая

 

плотность

 

элементов

 

отобра

-

жения

 

на

 

единицу

 

площади

приве

-

ли

 

к

 

тому

что

 

схема

 

энергосистемы

 

региона

 

перестала

 

воспринимать

-

ся

 

в

 

достаточной

 

мере

Для

 

исправ

-

ления

 

ситуации

 

появилось

 

несколь

-

ко

 

публикаций

направленных

 

на

 

оптимизацию

 

принципов

 

отобра

-

жения

 

информации

изложенных

 

в

 

источнике

 [4], 

часть

 

из

 

которых

 

нашла

 

применение

 

для

 

схемы

 

ото

-

бражения

 

диспетчерского

 

центра

.

При

 

реализации

 

принципов

 

перераспределения

 

объектов

 

дис

-

петчерского

 

управления

/

ведения

 

и

 

определения

 

необходимого

 

и

 

до

-

статочного

 

количества

 

сечений

 

в

 

энергосистеме

 

можно

 

дополнитель

-

но

 

обеспечить

 

снижение

 

плотности

 

объектов

 

на

 

схеме

 

отображения

 

информации

 

и

как

 

следствие

по

-

высить

 

объём

 

обрабатываемой

 

информации

 

диспетчером

 

при

 

мо

-

ниторинге

 

текущего

 

и

 

прогнозного

 

режимов

а

 

также

 

в

 

случае

 

ликвида

-

ции

 

технологических

 

нарушений

.

Основные

 

условные

 

принципы

которые

 

могут

 

быть

 

использова

-

ны

 

при

 

построении

 

новой

 

модели

 

оперативно

-

диспетчерского

 

управ

-

ления

 (

рис

.). 

1. 

Структура

 

ОДУ

которая

 

впослед

-

ствии

 

будет

 

определять

 

распре

-

деление

 

объектов

 

управления

 

для

 

диспетчера

 

Московского

 

РДУ

 

в

 

регионе

должна

 

состо

-

ять

 

из

 

трёх

 

условных

 

областей

 

управления

 — 

области

 

смежных

 

РДУ

области

 

энергосистемы

на

-

ходящейся

 

в

 

пределах

 

Москвы

 

и

 

области

энергосистемы

 

Мо

-

сковской

 

области

.

2. 

Для

 

контроля

 

за

 

функциониро

-

ванием

 

энергосистемы

 

должны

 

быть

 

определены

 

перечни

 

се

-

чений

 

и

 

ЛЭП

контроль

 

и

 

анализ

 

работы

 

которых

 

будут

 

давать

 

ис

-

черпывающую

 

информацию

 

о

 

режиме

 

работы

 

энергосистемы

.

3.  

Определяется

 

новый

 

перечень

 

ЛЭП

которые

 

будут

 

находиться

 

в

 

диспетчерском

 

управлении

 

и

 

ведении

 

диспетчера

 

Московско

-

го

 

РДУ

При

 

определении

 

этого

 

перечня

 

необходимо

 

пользо

-

ваться

 

следующим

 

принципом

 — 

в

 

диспетчерском

 

управлении

 

диспетчера

 

Московского

 

РДУ

 

могут

 

находиться

 

ЛЭП

соеди

-

няющие

 

ПС

 

и

 (

или

ЭС

 

смежных

 

РДУ

 

с

 

ПС

 

или

 

ЭС

находящимися

 

в

 

ОЗ

 

Московского

 

РДУ

В

 

диспет

-

черском

 

управлении

 

диспетчера

 

Московского

 

РДУ

 

могут

 

нахо

-

диться

 

ЛЭП

соединяющие

 

ПС

 

и

 

(

или

ЭС

 

Москвы

 

и

 

Московской

 

области

В

 

диспетчерском

 

управ

-

лении

 

диспетчера

 

Московского

 

РДУ

 

могут

 

находиться

 

линии

спи

-

сок

 

которых

 

будет

 

определяться

в

 

частности

исходя

 

из

 

состава

 

вновь

 

определённых

 

сечений

 

и

 

входящих

 

в

 

них

 

ЛЭП

а

 

так

-

же

 

иных

 

отдельно

 

взятых

 

ЛЭП

имеющих

 

системное

 

значение

определяемых

 

дополнительно

Рассмотрим

 

некоторые

 

коммен

-

тарии

 

к

 

принципам

 

распределения

 

оборудования

 

по

 

способу

 

диспет

-

черского

 

управления

 

при

 

создании

 

новой

 

модели

 

ОДУ

.

Область

 

смежных

 

РДУ

 — 

гранич

-

ная

 

область

 

ОЗ

 

Московского

 

РДУ

 

и

 

ОЗ

 

РДУ

смежного

 

с

 

ним

Область

 

в

 

пределах

 

Москвы

 

и

 

Московской

 

области

 — 

области

 

энергосистемы

географически

 

рас

-

пределяемые

 

в

 

границах

 

г

Москвы

 

и

 

Московской

 

области

Для

 

простоты

 

восприятия

 

пред

-

ставляемой

 

в

 

статье

 

информации

 

условно

 

предполагается

что

 

у

 

дис

-

петчера

 

Московского

 

РДУ

 

инстру

-

ментом

 

контроля

 

за

 

режимом

 

ра

-

боты

 

энергосистемы

 

Московского

 

региона

 

в

 

целом

 

будет

 

информация

 

по

 

перетокам

 

межсистемных

 

ЛЭП

ЛЭП

 

связи

 

между

 

областями

 

Мо

-

сквы

 

и

 

Московской

 

области

а

 

так

-

же

 

информация

 

по

 

определённому

 

набору

 

сечений

 (

пример

 

сечения

 — 

на

 

рис

.). 

Конечно

необходимо

 

помнить

что

 

в

 

случае

 

возникно

-

вения

 

или

 

при

 

угрозе

 

возникнове

-

ния

 

аварии

 

в

 

энергосистеме

 

или

 

её

 

части

 

диспетчер

 

Московского

 

РДУ

 

должен

 

сохранить

 

право

 

на

 

отдачу

 

команд

 

в

 

отношении

 

обору

-

дования

которое

 

при

 

нормальном

 

режиме

 

не

 

находится

 

в

 

диспетчер

-

ском

 

управлении

.

Для

 

создания

 

и

 

обеспечения

 

функционирования

 

новой

 

модели

 

ОДУ

 

на

 

уровне

 

сетевых

 

и

 

генери

-

рующих

 

предприятий

 

необходимо

 

создание

 

организационной

 

струк

-

туры

 

и

 

порядка

 

взаимодействия

которые

 

будут

 

определять

 

взаимоот

-

ношения

 

при

 

управлении

 

режимом

 

работы

 

объектов

 

электроэнергети

-

ки

 

для

 

нормального

 

и

 

аварийного

 

режимов

 

работы

 

энергосистемы

Для

 

этого

 

необходимо

:

• 

пересмотреть

 

принципы

 

опре

-

деления

 

перечня

 

объектов

 

дис

-

Рис

Перспективная

 

схема

 

организации

 

диспетчерского

 

управления

 

филиала

 

ОАО

 «

СО

 

ЕЭС

» — 

Московское

 

РДУ

Электростанции

 

или

 

подстанции

ЛЭП

находящиеся

 

в

 

диспетчерском

 

управлении

 

диспетчера

 

Мо

-

сковского

 

РДУ

ЦУС

 

МП

 

МЭС

ОЗ

 

сетевых

 

предприятий

 

МОЭСК

 (

Северная

 

ОЗ

Вос

-

точная

 

ОЗ

Южная

 

ОЗ

Западная

 

ОЗ

)

ЦУС

 

МОЭСК

Москва

Московская

 

область

Сечение

Смежные

 

О

3

Сме

жные

 

О

3


Page 6
background image

42

СЕТИ РОССИИ

петчеризации

 

в

 

ОЗ

 

Московского

 

РДУ

 

для

 

перераспределения

 

оборудования

 

объектов

 

элек

-

троэнергетики

 

с

 

точки

 

зрения

 

управления

 

и

 

ведения

;

• 

пересмотреть

 

документацию

регламентирующую

 

взаи

-

моотношения

 

сетевых

 

и

 

генерирующих

 

предприятий

и

 

соответствующие

 

документы

определяющие

 

самостоятель

-

ные

 

действия

 

оперативного

 

персонала

 

при

 

возникновении

 

локальных

 

технологических

 

нарушений

;

• 

создание

 

в

 

ЦУС

 

сетевых

 

орга

-

низаций

 

полноценных

 

служб

 

электрических

 

режимов

релей

-

ной

 

защиты

 

и

 

автоматики

 

и

 

т

.

д

., 

которые

 

будут

 

отвечать

 

за

 

определение

 

и

 

поддержание

 

допустимости

 

режимов

 

работы

 

энергосистемы

 

в

 

своей

 

закре

-

плённой

 

зоне

 

ответственности

.

Несколько

 

слов

 

о

 

том

что

 

не

-

обходимо

 

сделать

 

с

 

нормативно

-

юридической

 

точки

 

зрения

 

для

 

обе

-

спечения

 

возможности

 

создания

 

вышеописанной

 

новой

 

модели

 

ор

-

ганизации

 

ОДУ

 

в

 

ЕЭС

 

России

.

Постановлением

 

Правительства

 

РФ

 [2] 

утверждены

 

критерии

 

от

-

несения

 

оборудования

 

объектов

 

электроэнергетики

 

к

 

единой

 

на

-

циональной

 

электрической

 

сети

 

(

ЕНЭС

). 

На

 

основании

 

этих

 

крите

-

риев

 

был

 

определён

 

и

 

утверждён

 

соответствующим

 

приказом

 

Мини

-

стерства

 

промышленности

 

и

 

энер

-

гетики

 

РФ

 

перечень

 

оборудования

 

[3]. 

В

 

перечень

 

преимущественно

 

вошло

 

оборудование

находящееся

 

возможность

 

изменения

 

подходов

 

к

 

организации

 

структуры

 

ОДУ

.

2. 

В

 

связи

 

с

 

созданием

 

ЦУС

 

на

 

базе

 

сетевых

 

предприятий

 

показан

как

 

вариант

пример

 

возможного

 

функционирования

 

новой

 

модели

 

ОДУ

 

на

 

территории

 

ОЗ

 

Московского

 

РДУ

.

3. 

Произведено

 

общее

 

опи

-

сание

 

некоторых

 

основных

 

мер

 

для

 

обеспечения

 

возможности

 

функци

-

онирования

 

новой

 

структуры

 

ОДУ

.

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Акт

 

комиссии

 

Федеральной

 

службы

 

по

 

экологическому

тех

-

нологическому

 

и

 

атомному

 

над

-

зору

 

по

 

расследованию

 

техноло

-

гического

 

нарушения

 

в

 

работе

 

энергосистемы

электростан

-

ций

котельной

электрической

 

и

 

тепловой

 

сети

Дата

 

возникно

-

вения

 

события

: 25 

мая

 2005 

г

09-23.

2. 

Постановление

 

Правительства

 

Российской

 

федерации

 

 41 

от

 

26.01.2006. 

3. 

Приказ

 

Министерства

 

про

-

мышленности

 

и

 

энергетики

 

 66 

от

 20.02.2008. 

О

 

внесе

-

нии

 

изменений

 

в

 

реестр

 

объек

-

тов

 

электросетевого

 

хозяйства

входящих

 

в

 

Единую

 

националь

-

ную

 (

общероссийскую

электри

-

ческую

 

сеть

.

4. 

Алюшенко

 

И

.

Д

., 

Ушаков

 

В

.

В

Пути

 

развития

 

систем

 

отображения

 

диспетчерской

 

информации

журнал

  «

Электрические

 

стан

-

ции

», 

 8, 2010.

на

 

балансе

 

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

», 

а

 

именно

 

ЛЭП

 

и

 

автотрансформато

-

ры

  (

трансформаторы

). 

Перечень

 

объектов

 

диспетчеризации

раз

-

работанный

 

ОАО

  «

СО

 

ЕЭС

», 

относит

 

объекты

 

ЕНЭС

а

 

также

 

объек

-

ты

соответствующие

 

критериям

 

ЕНЭС

к

 

диспетчерскому

 

управ

-

лению

 

диспетчерских

 

центров

.

Данное

 

обстоятель

-

ство

 

является

 

пред

-

посылкой

 

к

 

рассмо

-

трению

 

возможности

 

пересмотра

 

принци