29
Карельский
филиал
компании
«
Россети
Северо
-
Запад
»
обеспечивает
передачу
и
распределение
электроэнергии
на
территории
Республики
Карелия
.
Осуществляет
энер
-
госнабжение
более
50
тысяч
потребителей
.
Общая
протя
-
женность
воздушных
и
кабельных
линий
электропередачи
составляет
более
12
тысяч
километров
.
В
статье
рас
смот
-
ре
ны
основные
требования
к
организации
и
проведению
аварийно
-
восстановительных
работ
при
возникновении
технологических
нарушений
и
аварий
на
воздушных
лини
-
ях
электропередачи
.
Проведение
аварийно
-
восстановительных
работ
на
ВЛ
.
Опыт
Карельского
филиала
Сергей
ПЕШНИН
,
первый
заместитель
дирек
тора
—
главный
инженер
Карельского
филиала
«
Россети
Северо
-
Запад
»
О
сновными
требованиями
к
аварийно
-
восстано
-
вительным
работам
(
АВР
)
на
воздушных
линиях
электропередачи
являются
их
немедленная
ор
-
ганизация
и
создание
минимально
необходимых
условий
для
жизнеобеспечения
населения
в
кратчайшие
сроки
.
АВР
должны
проводиться
непрерывно
до
полного
восстановления
электроснабжения
потребителей
по
вре
-
менной
или
постоянной
схемам
,
даже
при
неблагоприятных
внешних
условиях
и
в
ночное
время
,
но
в
строгом
соответ
-
ствии
с
Правилами
по
охране
труда
.
При
возникновении
технологических
нарушений
,
сопро
-
вождающихся
нарушением
электроснабжения
потребите
-
лей
,
должны
быть
приняты
меры
для
его
восстановления
в
течение
2
часов
с
момента
возникновения
.
С
целью
сокращения
времени
восстановления
элек
-
троснабжения
потребителей
(
особенно
при
ликвидации
массовых
отключений
электросетевых
объектов
)
до
про
-
ведения
основных
аварийно
-
восстановительных
работ
в
сетях
допус
кается
,
в
соответствии
с
требованиями
НТД
,
применение
временных
технических
мер
.
Временное
электроснабжение
потребителей
с
исполь
-
зованием
резервных
источников
электроснабжения
(
РИСЭ
)
организовывается
,
если
время
развертывания
и
подключе
-
ния
РИСЭ
существенно
меньше
времени
восстановления
электроснабжения
потребителей
по
нормальной
или
ре
-
зервной
схеме
.
Кроме
применения
РИСЭ
(
с
различными
схемами
вы
-
дачи
мощности
)
широкое
применение
на
практике
нашли
быстровозводимые
опоры
,
а
в
последнее
время
и
сервис
-
ные
кабельные
линии
.
Все
вышеуказанные
способы
восстановления
электро
-
снабжения
зачастую
требуют
для
перевозки
и
монтажа
опор
применения
спецтехники
.
Иногда
быстровозводимую
опору
невозможно
оперативно
доставить
на
место
из
-
за
неблагоприятных
климатических
и
географических
усло
-
вий
.
Время
восстановления
затягивается
даже
при
бы
-
стром
обнаружении
дефекта
.
75%
трасс
всех
ВЛ
6–110
кВ
Карельского
филиала
«
Россети
Северо
-
Запад
»
проходит
по
лесному
массиву
.
Причем
в
большинстве
случаев
стенка
леса
находит
-
ся
с
обеих
сторон
по
трассе
ВЛ
.
Иногда
для
временного
восстановления
поврежденной
опоры
лес
становится
ис
-
точником
материалов
для
стоек
.
Мероприятие
это
носит
временный
характер
и
сразу
планируется
замена
опоры
с
необходимым
набором
материалов
согласно
типовому
проекту
на
ближайшее
время
.
Фактически
(
в
том
числе
при
установке
быстровозводимой
опоры
)
выполнение
ра
-
бот
проводится
дважды
:
для
временного
восстановления
30
Ежеквартальный
спецвыпуск
№
2 (21),
июнь
2021
и
после
доставки
новых
материалов
устанавливается
но
-
вая
опора
.
Для
сокращения
времени
восстановления
электро
-
снабжения
предлагается
временная
линия
,
состоящая
из
следующих
элементов
:
несущий
канат
(
возможен
как
металлический
трос
,
так
и
диэлектрический
репшнур
),
раскаточный
ролик
с
кронштейном
,
диэлектрическая
тра
-
верса
,
имеющая
несколько
исполнений
,
натяжной
зажим
для
креп
ления
каната
и
анкерный
кронштейн
для
монтажа
зажима
.
На
рисунке
1
изображена
принципиальная
схема
временного
крепления
линии
электропередачи
с
диэлек
-
трической
траверсой
.
Данная
конструкция
носит
временный
характер
,
ис
-
пользуется
при
аварийных
ситуациях
в
труднодоступных
местах
,
когда
возобновление
подачи
электроэнергии
типо
-
выми
методами
и
решениями
невозможно
в
сжатые
сроки
.
Рис
. 1.
Принципиальная
схема
временной
линии
Монтаж
провода
на
ВЛ
10
кВ
Лососинное
—
Машезеро
(
Прионежский
район
Республики
Карелия
,
бригада
Прионежского
РЭС
ПО
«
Южно
-
Карельские
электрические
сети
»)
Техобслуживание
и
ремонт
31
3
2
1
Наиболее
часто
решение
применимо
при
отсутствии
воз
-
можности
произвести
замену
опор
линии
электропередачи
при
повреждении
,
износе
,
аварийной
ситуации
в
лесном
массиве
,
либо
если
монтаж
стоек
опор
может
занять
дли
-
тельное
время
,
в
том
числе
при
невозможности
проезда
техники
во
время
распутицы
или
снегопада
.
Преимуще
-
ства
данного
крепления
заключается
в
быстроте
монтажа
провода
,
не
требуется
техника
для
перевозки
и
установки
стоек
опор
,
что
позволяет
оперативно
возобновить
элек
-
троснабжение
потребителей
после
аварии
до
возможности
установки
опор
.
Следует
отметить
,
что
вес
комплекта
временной
кон
-
струкции
составляет
24
кг
.
Это
позволяет
перевозить
его
в
бригадном
автомобиле
,
в
гусеничном
вездеходе
или
в
прицепе
снегохода
.
Время
установки
комплекта
не
пре
-
вышает
1
часа
,
в
отличие
от
времени
замены
опоры
,
кото
-
рое
составляет
от
2
до
12
часов
в
зависимости
от
типораз
-
мера
опоры
,
локации
аварийного
запаса
и
применяемой
техники
.
На
рисунке
2
изображен
пример
изолированной
траверсы
.
Траверса
представляет
собой
диэлектриче
-
ский
профиль
(1)
полой
конструкции
различных
формы
и
размера
.
Имеет
по
краям
такелажные
элементы
(2),
позволяющие
произвести
соединение
траверсы
с
на
-
тяжным
канатом
.
Соединение
каната
производиться
посредством
узла
или
иных
элементов
,
предотвраща
-
ющих
развязывание
фиксирующей
петли
.
На
основании
траверсы
присутствуют
диэлектрические
фиксаторы
(3),
осуществляющие
глухое
крепление
провода
ЛЭП
и
по
-
зволяющие
соблюсти
необходимое
расстояние
между
фазами
по
условиям
электробезопасности
.
Фиксаторы
крепятся
к
траверсе
посредством
металлической
ленты
или
болтового
соединения
.
В
настоящее
время
Карельский
филиал
совместно
с
одним
из
производителей
линейной
арматуры
проводит
разработку
опытно
-
промышленного
образца
и
технологи
-
ческой
карты
по
установке
временной
линии
.
Планируется
,
что
изолирующая
траверса
будет
универсальной
на
напря
-
жение
6–110
кВ
,
а
в
качестве
якоря
для
крепления
троса
,
возможно
,
будут
применяться
элементы
раскрепляющего
устройства
,
используемого
линейными
бригадами
.
Не
ме
-
нее
важным
фактором
при
использовании
временной
ли
-
нии
становится
уменьшение
времени
аварийной
готовно
-
сти
.
Необходимо
лишь
после
вывода
в
ремонт
линии
и
де
-
монтажа
опоры
установить
комплект
.
После
этого
,
при
возникновении
схемно
-
ре
-
жимных
условий
,
не
дожида
-
ясь
сборки
и
установки
опоры
,
можно
ввести
ВЛ
в
работу
.
Перерыв
в
электроснаб
-
жении
сегодня
нарушает
нормальный
ход
жизни
,
к
ко
-
торому
привыкли
все
потре
-
бители
электроэнергии
,
и
вос
-
принимается
без
малого
как
чрезвычайное
происшествие
.
Используя
набор
практик
,
по
-
зволяющих
организовать
вре
-
менное
электроснабжение
,
мы
можем
свести
к
минимуму
пе
-
рерыв
в
питании
,
создать
ком
-
фортные
условия
для
граждан
и
бизнеса
.
Рис
. 2.
Изолированная
траверса
Ремонт
ВЛ
10
кВ
Лососинное
—
Машезеро
(
Прионежский
район
Республики
Карелия
,
бригада
Прионежского
РЭС
ПО
«
Южно
-
Карельские
электрические
сети
»)
Оригинал статьи: Проведение аварийно-восстановительных работ на ВЛ. Опыт Карельского филиала
Карельский филиал компании «Россети Северо-Запад» обеспечивает передачу и распределение электроэнергии на территории Республики Карелия. Осуществляет энергоснабжение более 50 тысяч потребителей. Общая протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи составляет более 12 тысяч километров. В статье рас смотре ны основные требования к организации и проведению аварийно-восстановительных работ при возникновении технологических нарушений и аварий на воздушных линиях электропередачи.