![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/programma-akademicheskoj-mobilnosti/qpjqEN001.jpg)
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/programma-akademicheskoj-mobilnosti/qpjqEN002.jpg)
128
КАДРЫ
п
о
д
г
о
т
о
в
к
а
с
п
е
ц
и
а
л
и
с
т
о
в
подготовка специа
листов
ПИЛОТНЫЙ
ПРОЕКТ
Системный
оператор
,
управляющий
режи
-
мами
работы
не
только
отечественного
,
но
и
самого
современного
импортного
энергообору
-
дования
,
как
никто
другой
заинтересован
в
мо
-
лодых
специалистах
,
обладающих
передовыми
знаниями
в
этой
сфере
.
Но
в
российских
вузах
студенты
,
получая
хорошее
фундаментальное
образование
,
зачастую
не
изучают
инноваци
-
онные
технологии
,
которые
внедряются
в
миро
-
вой
энергетике
,
текущее
состояние
и
перспек
-
тивные
направления
развития
энергосистем
ведущих
индустриальных
держав
,
получают
мало
информации
о
научно
-
технических
иссле
-
дованиях
ведущих
зарубежных
учёных
и
иссле
-
довательских
центров
.
Кроме
того
,
в
обязатель
-
ные
дисциплины
,
которые
изучают
студенты
отечественных
технических
вузов
,
чаще
всего
не
входит
технический
английский
,
знание
ко
-
торого
на
высоком
уровне
позволяет
свободно
знакомиться
с
публикациями
в
зарубежной
на
-
учно
-
технической
периодике
,
само
-
стоятельно
следить
за
последними
достижениями
иностранной
науки
и
техники
,
участвовать
в
междуна
-
родных
конференциях
.
Учитывая
всё
это
,
по
инициати
-
ве
ОАО
«
СО
ЕЭС
»
был
разрабо
-
тан
и
в
2013—2014
учебном
году
реализован
пилотный
проект
по
обучению
магистрантов
Энергети
-
ческого
института
(
ЭНИН
)
Томско
-
го
политехнического
университета
специализированной
магистерской
программы
ОАО
«
СО
ЕЭС
»
в
Мюн
-
хенском
техническом
университете
(Technische Universität München).
Не
-
мецкий
вуз
был
выбран
по
ряду
при
-
чин
:
он
проводит
подготовку
студен
-
тов
по
востребованным
Системным
оператором
специальностям
.
Томский
политех
-
нический
университет
много
лет
сотрудничает
со
своими
коллегами
из
Мюнхена
,
в
том
числе
и
по
программе
обмена
студентами
,
и
наконец
,
созданный
в
1868
году
,
Мюнхенский
технический
университет
сегодня
является
одним
из
самых
престижных
университетов
мира
.
Это
—
один
из
европейских
центров
,
ведущих
перспектив
-
ные
исследования
в
области
электроэнергетики
,
в
разное
время
его
выпускникам
присуждались
известные
мировые
награды
,
в
том
числе
шесть
Нобелевских
премий
.
Чтобы
проект
состоялся
,
Системный
опера
-
тор
и
ЭНИН
разработали
программу
академи
-
ческой
мобильности
,
состоящую
из
нескольких
этапов
.
Во
-
первых
,
среди
двух
десятков
студентов
1
курса
специализированных
магистерских
про
-
грамм
был
организован
целевой
отбор
канди
-
датов
,
в
ходе
которого
с
помощью
тестирова
-
ния
определялся
уровень
подготовленности
и
Программа академической
мобильности
Отечественная электроэнергетика тесно связана с зарубежной — на российских
энергообъектах повсеместно используется оборудование импортного произ-
водства, многие современные иностранные технологии разработаны и успеш-
но внедрены в российских энергосистемах. Подготовка специалистов, свободно
ориентирующихся в мировых электроэнергетических тенденциях и импортных
разработках, приобретает всё большую значимость для российских энергетиче-
ских компаний.
Мария РОДИОНОВА
Идут
занятия
Идут
занятия
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/programma-akademicheskoj-mobilnosti/qpjqEN003.jpg)
129
№
6 (33) 2015
мотивации
будущих
энергетиков
.
При
отборе
,
разде
-
лённом
на
несколько
этапов
,
учитывалось
участие
студентов
в
научных
конференциях
,
в
различных
конкурсах
энергетической
направленности
,
органи
-
зуемых
в
рамках
программы
«
Молодёжная
секция
РНК
СИГРЭ
»,
и
,
конечно
,
уровень
академической
успеваемости
кандидатов
.
Во
-
вторых
,
студенты
,
прошедшие
отбор
,
перед
началом
обучения
в
Германии
прошли
производ
-
ственную
практику
в
подразделениях
Системного
оператора
,
чтобы
лучше
понять
специфику
работы
в
компании
и
определиться
,
на
что
обратить
особое
внимание
в
процессе
обучения
за
рубежом
.
Заключительный
этап
программы
академической
мобильности
составляли
организационные
вопросы
:
налаживание
взаимодействия
зарубежного
и
рос
-
сийского
вузов
при
согласовании
учебных
планов
,
обеспечение
логистики
,
обучения
,
сдачи
экзаменов
в
Мюнхенском
техническом
университете
и
зачёта
их
результатов
в
российском
вузе
.
Одним
из
главных
условий
полугодового
обуче
-
ния
за
рубежом
было
хорошее
знание
английского
языка
—
преподавание
в
Мюнхенском
техническом
университете
ведётся
на
английском
.
Чтобы
под
-
твердить
уровень
,
достаточный
для
обучения
в
Гер
-
мании
,
ребята
должны
были
сдать
внутриуниверси
-
тетский
экзамен
по
международной
системе
CEFR.
В
результате
к
участию
в
пилотном
проекте
были
приглашены
три
магистранта
специализированных
программ
ОАО
«
СО
ЕЭС
»:
Иван
Марцинкевич
и
Алексей
Полугородний
,
обучавшиеся
по
програм
-
ме
«
Управление
режимами
электроэнергетических
систем
»,
и
Вера
Осипчук
—
магистрант
програм
-
мы
«
Автоматизированные
системы
диспетчерского
управления
электроэнергетических
систем
».
ТАКОЕ
РАЗНОЕ
ОБУЧЕНИЕ
Сегодня
все
участники
проекта
—
дипломирован
-
ные
специалисты
и
работают
в
Системном
операто
-
ре
.
Ребята
поделились
с
нами
своими
воспоминани
-
ями
о
коротком
«
немецком
студенчестве
».
Иван
Марцинкевич
,
специалист
1-
й
категории
в
отделе
расчётов
пара
-
метров
настройки
устройств
релей
-
ной
защиты
и
автоматики
Службы
релейной
защиты
и
автоматики
Ал
-
тайского
РДУ
:
«
Наше
обучение
в
Мюн
-
хенском
техническом
университете
длилось
с
октября
2013
года
по
март
2014.
Сам
процесс
отличается
от
того
,
к
чему
мы
привыкли
в
российских
вузах
.
Он
в
большой
степени
построен
на
са
-
мообучении
:
студент
выбирает
только
нужные
или
интересные
ему
дисципли
-
ны
и
самостоятельно
их
изучает
по
специальным
учебным
пособиям
.
Такая
система
повышает
самоорганизацию
и
самодисциплину
студента
.
Сдача
экза
-
мена
чаще
всего
проходит
в
письменной
форме
.
Учебная
занятость
зависит
от
того
,
сколько
предметов
для
изучения
выбрал
студент
и
сколько
времени
он
тратит
на
самоподготовку
.
Я
обучался
по
четырём
дисципли
-
нам
,
и
могу
сказать
,
что
тратил
достаточно
мно
-
го
времени
на
их
изучение
».
Вера
Осипчук
,
специалист
1-
й
категории
отдела
анализа
технологических
процессов
Службы
развития
АСДУ
Системного
операто
-
ра
:
«
Я
обучалась
по
пяти
дисциплинам
.
Несмотря
на
свободное
посещение
занятий
,
мы
с
Иваном
и
Алексеем
были
ответственными
студентами
и
прослушали
полный
курс
лекций
по
своим
предме
-
там
—
хотелось
за
один
семестр
получить
весь
возможный
объём
необходимой
информации
.
Кроме
того
,
на
лекциях
преподаватель
помогает
сту
-
дентам
сориентироваться
в
большом
количестве
учебных
материалов
,
рассказывает
как
эффек
-
тивнее
выстроить
самоподготовку
.
Европейская
система
преподавания
в
вузах
строится
на
глубокой
заинтересованности
сту
-
дента
в
получении
знаний
,
поэтому
большое
вни
-
мание
здесь
уделяется
самостоятельному
обуче
-
нию
.
Преподаватели
выполняют
роль
эксперта
,
у
которого
всегда
можно
получить
консультацию
по
любому
вопросу
,
и
модератора
процесса
,
который
Слева
направо
:
Иван
Марцинкевич
,
Вера
Осипчук
,
Слева
направо
:
Иван
Марцинкевич
,
Вера
Осипчук
,
Алексей
Полугородний
перед
зданием
университета
Алексей
Полугородний
перед
зданием
университета
Иван
Марцинкевич
Иван
Марцинкевич
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/programma-akademicheskoj-mobilnosti/qpjqEN004.jpg)
130
КАДРЫ
задаст
правильное
направление
и
обеспечит
не
-
обходимыми
источниками
и
инструментами
.
При
этом
на
лекциях
и
семинарах
делается
акцент
на
обзор
различных
точек
зрения
и
подходов
по
пред
-
мету
изучения
,
современных
тенденций
в
этой
об
-
ласти
.
Для
самостоятельной
подготовки
исполь
-
зуются
как
общедоступные
интернет
-
ресурсы
,
так
и
созданные
университетом
специализирован
-
ные
информационные
порталы
.
Активно
организо
-
вана
работа
в
командах
в
ходе
учебного
процесса
,
что
позволяет
и
повысить
эффективность
об
-
учения
,
и
развить
,
так
называемые
soft skills,
или
навыки
межличностного
общения
,
необходимые
,
по
мнению
работодателей
,
успешным
сотрудни
-
кам
.
Такой
подход
позволяет
студенту
учиться
решать
поставленные
перед
ним
задачи
самосто
-
ятельно
.
И
я
считаю
,
что
это
является
одним
из
ключевых
умений
уже
за
пределами
вуза
.
Интересна
и
тематика
лекций
.
В
Мюнхене
пре
-
подаватели
предпочитали
побольше
рассказать
нам
о
новых
тенденциях
в
отрасли
,
интересных
научных
исследованиях
,
помогали
разобраться
со
сложными
инженерными
задачами
.
К
примеру
,
если
в
российском
вузе
обучение
по
специальности
«
Автоматизированные
системы
диспетчерско
-
го
управления
электроэнергетических
систем
»
было
направлено
на
эксплуатацию
этих
систем
,
то
в
Мюнхенском
университете
больше
внимания
уделялось
их
развитию
и
перспективам
.
Такое
обу
-
чение
,
несомненно
,
полезно
будущему
молодому
специалисту
:
оно
открывает
новые
возможности
и
перспективы
,
позволяет
сравнить
российские
реалии
,
существующие
сегодня
в
отрасли
,
с
за
-
рубежными
,
познакомиться
с
проектами
,
которые
реализуются
в
оперативно
-
диспетчерском
управ
-
лении
Германии
».
Алексей
Полугородний
,
специалист
1-
й
кате
-
гории
Службы
релейной
защиты
и
автоматики
Красноярского
РДУ
:
«
Для
обучения
в
Мюнхене
тре
-
бовался
высокий
уровень
владения
языком
.
Часто
приходилось
слышать
незнакомые
технические
термины
,
значение
которых
после
лекции
приходи
-
лось
искать
в
словаре
,
читать
дополнительную
ли
-
тературу
по
данному
вопросу
.
Для
многих
студен
-
тов
,
обучающихся
вместе
с
нами
,
английский
язык
является
родным
или
вторым
государственным
,
поэтому
нам
было
немного
сложнее
учиться
.
Процесс
обучения
в
Мюнхенском
техническом
университете
кардинально
отличается
от
отече
-
ственного
формата
.
Дисциплины
ты
выбираешь
самостоятельно
,
а
главным
критерием
успешной
сдачи
учебной
сессии
является
получение
необхо
-
димого
количества
кредитов
(
это
величина
,
пред
-
ставляющая
собой
совокупность
нескольких
кри
-
териев
:
количество
часов
курса
,
сложность
курса
,
популярность
курса
и
т
.
п
.).
Такая
гибридная
про
-
грамма
имеет
свои
минусы
:
случается
,
что
сту
-
дент
на
1—2
курсах
не
взял
для
изучения
какой
-
то
предмет
,
посчитав
,
что
он
не
представляет
для
него
интереса
,
а
на
старших
курсах
занимается
по
программе
,
где
знания
по
данному
предмету
не
-
обходимы
.
В
отечественных
вузах
программа
обучения
строится
по
-
другому
,
и
она
обязательна
для
всех
студентов
.
Ты
можешь
считать
,
что
,
обучаясь
на
энергетическом
факультете
,
не
нуждаешься
в
из
-
учении
философии
,
но
без
положительной
оценки
по
этому
предмету
тебя
по
итогам
сессии
просто
отчислят
из
вуза
.
Много
времени
уходит
на
самоподготовку
,
ко
-
торая
заключается
в
изучении
дополнительной
ли
-
тературы
и
большом
объёме
домашних
заданий
—
они
,
кстати
,
не
выдаются
на
лекциях
,
а
направ
-
ляются
студентам
дистанционно
в
электрон
-
ном
виде
.
Это
даёт
возможность
преподавателю
сэкономленное
от
раздачи
заданий
время
исполь
-
зовать
для
изучения
материала
.
Данная
система
по
реализации
задач
похожа
на
АСДОУ
Системного
оператора
(
ПО
LanDocs)
и
делает
общение
препо
-
давателя
и
студента
максимально
прозрачным
.
Всё
находится
на
уровне
высоких
техноло
-
гий
:
нет
печатной
зачётной
книжки
,
а
расписа
-
ние
предметов
,
время
и
место
экзаменов
можно
посмотреть
на
информационном
портале
вуза
,
где
,
кроме
того
,
размещают
содержание
лекций
и
небольшой
объём
дополнительной
литературы
.
Остальное
можно
брать
в
библиотеке
.
С
интерне
-
та
скачивать
нельзя
,
так
как
любая
литература
является
чьей
-
то
интеллектуальной
собствен
-
ностью
.
В
случае
нарушения
,
а
в
Германии
очень
строгий
контроль
скачиваемого
трафика
, —
огромный
штраф
».
МОЛОДЫЕ
ИНЖЕНЕРЫ
ДЛЯ
СИСТЕМНОГО
ОПЕРАТОРА
Все
участники
«
мюнхенского
проекта
»
отмечают
прямую
связь
своего
обучения
в
Мюнхенском
техни
-
ческом
университете
с
рабочими
задачами
.
Вера
Осипчук
:
«
Текущая
деятельность
Си
-
стемного
оператора
в
части
реализации
тех
-
нической
политики
и
политики
развития
инфор
-
мационных
технологий
направлена
на
внедрение
автоматизированных
систем
диспетчерского
управления
,
которые
соответствовали
бы
меж
-
дународным
стандартам
.
Учёба
в
Техническом
университете
Мюнхена
дала
мне
представление
Алексей
Полугородний
Алексей
Полугородний
![background image](https://eepir.ru/wp-content/uploads/html-articles/programma-akademicheskoj-mobilnosti/qpjqEN005.jpg)
131
№
6 (33) 2015
о
подходах
и
методиках
,
используемых
за
рубежом
,
для
решения
важных
задач
электроэнергетики
,
об
основных
требованиях
,
предъявляемых
к
ино
-
странным
автоматическим
системам
диспет
-
черского
управления
.
Благодаря
этим
знаниям
мне
удалось
достаточно
быстро
вникнуть
в
постав
-
ленные
передо
мной
задачи
и
сориентироваться
в
деятельности
службы
и
отдела
.
Я
сейчас
являюсь
аналитиком
многих
проектов
,
которые
реализует
Служба
развития
АСДУ
Системного
оператора
—
«
Система
контроля
каналов
противоаварийной
автоматики
», «
Система
сбора
неоператив
ной
технологической
информации
»
и
ряда
других
».
Алексей
Полугородний
:
«
Обучение
в
Мюн
-
хенском
техническом
университете
дало
мне
не
только
понимание
,
в
каком
направлении
в
даль
-
нейшем
будет
развиваться
энергетика
в
России
,
но
и
технические
знания
,
которые
помогают
в
работе
со
схемами
иностранных
производителей
устройств
релейной
защиты
.
Хочу
отметить
,
что
образование
в
НИ
ТПУ
ни
-
чуть
не
уступает
иностранному
,
и
по
многим
кри
-
териям
даже
превосходит
его
,
особенно
с
точки
зрения
востребованности
полученных
в
вузе
зна
-
ний
при
работе
в
Системном
операторе
.
Но
учё
-
ба
в
Мюнхенском
техническом
университете
дала
мне
хорошее
знание
технического
английского
,
который
помогает
в
моей
работе
.
К
примеру
,
сей
-
час
в
ЕЭС
России
ведётся
широкое
внедрение
ино
-
странных
микропроцессорных
устройств
релейной
защиты
таких
фирм
,
как
ABB, Siemens.
Несмотря
на
то
,
что
документация
устройств
переведена
на
русский
язык
,
иногда
возникает
необходимость
свериться
с
первоисточником
.
Кроме
того
,
в
ходе
обучения
мы
познакомились
с
передовыми
зарубежными
технологиями
отрас
-
ли
.
Не
исключено
,
что
в
будущем
эти
технологии
появятся
и
в
России
,
и
те
знания
,
которые
мы
по
-
лучили
в
Мюнхене
,
потенциально
помогут
в
реше
-
нии
каких
-
нибудь
инженерных
задач
».
Иван
Марцинкевич
:
«
Обучение
в
Мюнхене
ста
-
ло
,
безусловно
,
очень
полезным
для
меня
,
так
как
дало
возможность
повысить
общий
уровень
про
-
фессиональных
знаний
и
увидеть
перспективы
развития
ЕЭС
России
,
которые
уже
реализованы
в
Германии
.
Я
благодарен
Системному
оператору
за
подаренную
возможность
получить
такой
опыт
».
* * *
При
общей
тенденции
снижения
качества
подго
-
товки
выпускников
отечественных
высших
учебных
заведений
,
о
которой
сегодня
говорят
многие
руко
-
водители
предприятий
и
компаний
отрасли
,
пилот
-
ный
«
мюнхенский
проект
»
Системного
оператора
может
быть
одним
из
способов
повышения
уровня
подготовки
студентов
.
Опыт
даже
краткосрочно
-
го
обучения
в
ведущих
зарубежных
университетах
способен
не
только
расширить
профессиональный
кругозор
,
но
и
дать
импульс
к
постоянному
самораз
-
витию
,
а
хороший
уровень
технического
английского
позволит
в
будущем
принимать
участие
в
профес
-
сиональных
международных
мероприятиях
и
вести
диалог
с
зарубежными
энергетиками
.
Р
абота
с
молодёжью
—
одна
из
важнейших
со
-
ставляющих
кадровой
политики
любой
крупной
энергетической
компании
.
При
-
нятый
в
Системном
операторе
Единой
энергетической
системы
комплексный
подход
включа
-
ет
в
себя
работу
с
учащимися
старших
классов
,
студентами
,
молодыми
специалистами
.
Это
профориентационные
и
образо
-
вательные
программы
системы
«
Школа
—
вуз
—
предприятие
»
в
партнёрстве
с
Фондом
«
На
-
дёжная
смена
»,
специализиро
-
ванные
программы
подготовки
бакалавров
и
магистров
в
про
-
фильных
вузах
,
формирование
внутреннего
кадрового
резерва
ОАО
«
СО
ЕЭС
»
из
числа
сту
-
дентов
очной
формы
обучения
,
механизмы
адаптации
и
постро
-
ения
карьеры
молодых
специ
-
алистов
.
С
целью
подготовки
квалифи
-
цированных
кадров
для
своих
технологических
подразделений
Системный
оператор
с
2007
года
сотрудничает
с
восемью
ведущи
-
ми
профильными
вузами
страны
,
реализуя
специализированные
образовательные
программы
обучения
магистров
.
Производ
-
ственная
практика
и
стажировка
студентов
этих
программ
про
-
ходят
в
филиалах
Системного
оператора
.
В
2014
году
компа
-
ния
расширила
сотрудничество
с
вузами
—
в
дополнение
к
ма
-
гистерским
программам
в
Ураль
-
ском
федеральном
университете
началась
профориентационная
работа
со
специализирован
-
ными
группами
бакалавров
с
первого
курса
и
до
окончания
бакалавриата
.
Положительные
результаты
этой
работы
рас
-
ширили
программу
ещё
на
два
вуза
:
в
2015
году
Системный
оператор
заключил
договоры
на
профессиональную
ориентацию
бакалавров
с
Национальным
исследовательским
Томским
по
-
литехническим
университетом
и
Самарским
государственным
техническим
университетом
.
Прогулки
по
Мюнхену
Прогулки
по
Мюнхену
Оригинал статьи: Программа академической мобильности
Отечественная электроэнергетика тесно связана с зарубежной — на российских энергообъектах повсеместно используется оборудование импортного производства, многие современные иностранные технологии разработаны и успешно внедрены в российских энергосистемах. Подготовка специалистов, свободно ориентирующихся в мировых электроэнергетических тенденциях и импортных разработках, приобретает всё большую значимость для российских энергетических компаний.