ЭЛЕКТРО-
ЭНЕРГИЯ
30
—
Игорь
Степанович
,
как
будет
расти
энергопотребление
в
Рос
-
сии
в
ближайшее
десятилетие
?
Где
прогнозируется
наибольший
рост
,
и
изменится
ли
его
геогра
-
фия
?
—
Прежде
чем
говорить
о
ближай
-
шем
десятилетии
,
необходимо
дать
оценку
прошедшего
периода
.
Дина
-
мика
электропотребления
в
России
в
период
1999—2010
гг
.
была
весь
-
ма
неравномерной
.
Причина
в
том
,
что
электропотребление
является
от
-
ражением
процессов
,
идущих
в
эко
-
номике
России
,
тесно
связанной
с
мировой
.
В
фазе
роста
экономики
1999—
2008
годов
электропотребление
стра
-
ны
росло
со
средним
темпом
2,37%.
В
целом
оно
увеличилось
более
чем
на
четверть
.
Однако
при
этом
в
2002
г
.
прирост
был
минимальным
и
составил
всего
0,3%,
а
в
2006
г
. —
4,2%,
достигнув
своего
максимально
-
го
значения
в
указанный
период
.
В
кризисный
2009
год
наблюда
-
лось
падение
электропотребления
на
4,5% (
до
977,1
млрд
кВт
•
ч
).
Спад
со
-
ставил
примерно
половину
«
набран
-
ного
»
электропотребления
за
период
с
2004
по
2008
гг
.
В
2010
году
вместе
с
восстанов
-
лением
экономического
роста
возоб
-
новился
и
рост
электропотребления
.
Оно
увеличилось
на
4,6%
и
по
пред
-
варительным
данным
составило
око
-
ло
1022
млрд
кВт
•
ч
,
практически
до
-
стигнув
значения
2008
г
.
В
текущем
году
,
с
учётом
послед
-
них
тенденций
в
экономике
и
факти
-
ческого
прироста
электропотребле
-
ния
за
январь
-
май
,
ожидается
при
-
рост
потребления
электроэнергии
в
диапазоне
1,5—2%.
Прогноз
российского
энергопотребления
Сегодня российская энер-
госистема характеризу-
ется недостаточной эф-
фективностью, устойчи-
востью и надёжностью.
О том, как она будет раз-
виваться и каковы бу-
дут основные показатели
энергопотребления в бли-
жайшие 10—15 лет, наш
корреспондент беседу-
ет с генеральным дирек-
тором Агентства по про-
гнозированию балансов в электроэнергетике Игорем
КОЖУХОВСКИМ.
перспективы
31
№ 4 (7), июль-август, 2011
Темп
прироста
спроса
на
энергию
в
период
с
2011
по
2020
гг
.
прогнозируется
в
сред
-
нем
2,3%,
с
2021
по
2030
гг
. —
1,9%.
Такой
прогноз
обусловлен
:
•
исходным
макроэкономиче
-
ским
сценарием
,
при
кото
-
ром
темпы
роста
экономики
носят
циклический
характер
и
замедляются
в
последние
пять
лет
перспективного
пе
-
риода
;
•
отсутствием
достоверных
данных
по
реализуемым
ин
-
вестпроектам
за
пределами
2015—2018
годов
.
В
ближайшие
2—4
года
про
-
должится
восстановительный
рост
электропотребления
,
затем
наступит
активная
фаза
инвестирования
и
мо
-
дернизации
,
а
после
2025
года
ситу
-
ация
стабилизируется
при
некотором
снижении
темпов
роста
электропо
-
требления
.
Наиболее
высокими
темпами
бу
-
дет
расти
спрос
на
электроэнергию
на
территориях
энергозоны
Восто
-
ка
(
почти
3%),
ОЭС
Юга
(2,8%)
и
ОЭС
Центра
(2,5%).
Территориальная
структура
потре
-
бления
—
весьма
инерционная
вещь
и
не
претерпит
существенных
изме
-
нений
.
Наибольший
вклад
в
электро
-
потребление
по
стране
вносят
регио
-
ны
Центральной
части
России
,
Урала
и
Сибири
(
см
.
табл
.).
—
С
какими
проблемами
при
-
дется
столкнуться
электросетевому
комплексу
при
обеспечении
расту
-
щего
спроса
на
электроэнергию
,
и
готов
ли
он
удовлетворить
этот
спрос
?
—
При
обеспечении
растущего
спроса
на
электроэнергию
сетево
-
му
комплексу
придётся
столкнуться
с
проблемой
структурных
изменений
этого
спроса
.
Активное
развитие
новых
произ
-
водств
на
Дальнем
Востоке
,
в
Восточ
-
ной
Сибири
,
рост
экономики
на
юге
страны
требуют
больших
инвестиций
в
сетевое
строительство
.
Структурные
изменения
будут
происходить
и
со
стороны
предло
-
жения
электроэнергии
,
в
генериру
-
ющем
комплексе
.
Масштабный
вы
-
вод
из
эксплуатации
десятков
мо
-
рально
и
физически
устаревших
электростанций
,
строительство
атом
-
ных
и
гидроэлектростанций
,
новых
ТЭС
,
потребует
от
сетевого
комплек
-
са
создания
новых
объектов
по
вы
-
даче
этих
мощностей
в
сеть
.
2010
г
., %
2020
г
., %
ОЭС
Северо
-
Запада
9,1
9,1
ОЭС
Центра
21,7
22,0
ОЭС
Средней
Волги
10,3
10,2
ОЭС
Юга
8,1
8,5
ОЭС
Урала
24,3
23,6
ОЭС
Сибири
20,4
20,2
Энергозона
Востока
4,1
4,3
Децентрализованная
зона
и
Норильский
энер
-
гоузел
2
2,1
Россия
в
целом
100
100
Табл
.
Территориальная
структура
электропотребления
Необходима
комплексная
модернизация
электросетевого
хозяйства
.
И
основной
вызов
,
стоя
-
щий
перед
государством
, —
создать
эффективную
регуля
-
торную
среду
,
обеспечиваю
-
щую
чёткие
экономические
сигналы
к
повышению
эффек
-
тивности
функционирования
сетевых
компаний
,
к
оптими
-
зации
их
операционных
из
-
держек
,
улучшению
качества
предоставляемых
услуг
,
отбо
-
ру
эффективных
инвестицион
-
ных
проектов
исходя
из
инте
-
ресов
потребителей
и
разви
-
тия
экономики
.
—
Возможен
ли
рост
спро
-
са
на
электроэнергию
при
таких
высоких
тарифах
на
электриче
-
ство
,
а
также
на
транспорт
энер
-
гии
?
Можно
и
нужно
ли
снижать
цены
на
электроэнергию
?
За
счёт
чего
?
—
Спрос
на
электроэнергию
для
большинства
действующих
предпри
-
ятий
и
организаций
,
а
также
для
на
-
селения
неэластичен
,
т
.
е
.
доля
рас
-
ходов
на
электроэнергию
,
как
пра
-
вило
,
так
мала
,
а
её
роль
в
жизне
-
обеспечении
и
экономике
так
вели
-
ка
,
что
потребление
электроэнергии
мало
зависит
от
цены
.
Только
в
том
случае
,
если
доля
в
расходах
высока
,
потребители
(
нефтехимические
,
алю
-
миниевые
,
ряд
металлургических
за
-
водов
и
других
предприятий
)
реаги
-
руют
на
рост
цены
электроэнергии
,
вплоть
до
прекращения
производ
-
ства
(
в
России
,
правда
,
такие
случаи
пока
не
наблюдаются
).
Чрезмерный
рост
цен
на
электроэнергию
сни
-
жает
привлекательность
ин
-
вестирования
в
рос
-
сийскую
экономи
-
ку
,
особенно
в
энергоёмкие
отрасли
.
Массовое
развитие
малой
рас
-
пределённой
генерации
,
приближен
-
ной
к
потребителям
,
также
предъяв
-
ляет
новый
вызов
сетевому
комплек
-
су
и
потребует
переосмысления
под
-
ходов
к
инвестиционной
политике
се
-
тевых
компаний
.
Важнейшая
тенденция
,
характер
-
ная
для
развитых
стран
мира
и
для
нашей
страны
—
интеллектуализация
спроса
на
энергию
.
Потребители
не
согласны
со
сверхцентрализацией
своего
энер
-
госнабжения
и
невозможностью
по
-
влиять
на
его
надёжность
,
качество
,
цену
.
Они
все
больше
хотят
сами
управлять
обеспечением
своих
энергетических
потребностей
.
Для
этого
требуется
создание
интеллекту
-
альных
электрических
сетей
,
как
вы
-
соковольтных
в
составе
ЕНЭС
,
так
и
в
распределительном
сетевом
ком
-
плексе
.
Важнейшая
проблема
,
которую
нужно
будет
преодолеть
—
высо
-
кая
степень
износа
электросетево
-
го
оборудования
и
пло
-
хое
техническое
состо
-
яние
сетей
,
особенно
в
распределительном
сетевом
комплексе
.
Все
это
обуславлива
-
ет
низкую
надёж
-
ность
и
неудовлет
-
ворительное
каче
-
ство
сетевых
услуг
,
вызывает
недо
-
вольство
потре
-
бителей
электро
-
энергии
.
32
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
Для
развития
российской
экономи
-
ки
желательно
снизить
относитель
-
ный
(
т
.
е
.
по
отношению
к
ценам
на
другие
продукты
)
темп
роста
цен
на
электроэнергию
.
Но
при
этом
всег
-
да
надо
иметь
в
виду
,
что
при
ценах
ниже
определённого
уровня
произ
-
водство
электроэнергии
(
передача
,
сбыт
)
становится
убыточным
,
мало
-
прибыльным
,
а
значит
,
непривле
-
кательным
для
производителя
и
по
-
тенциального
инвестора
.
Снижать
и
оптимизировать
надо
затраты
на
про
-
изводство
электроэнергии
,
сетевые
и
другие
услуги
,
связанные
с
энергос
-
набжением
.
—
В
России
разработана
Гене
-
ральная
схема
развития
электро
-
энергетики
.
Насколько
она
отвеча
-
ет
интересам
отечественной
эко
-
номики
и
как
укладывается
в
энер
-
гетическую
стратегию
РФ
?
Как
должна
быть
выстроена
систе
-
ма
транспорта
и
распределения
электроэнергии
в
стране
и
каким
должно
быть
управление
потоками
,
а
также
контроль
за
расходовани
-
ем
энергии
?
—
Генеральная
схема
размещения
объектов
электроэнергетики
на
пери
-
од
до
2030
г
. (
далее
—
Генеральная
схема
)
разработана
в
2009—2010
гг
.
и
в
основном
одобрена
на
заседании
правительства
Российской
Федера
-
ции
3
июня
2010
г
.
Генеральная
схема
основана
на
материалах
Энергетической
стра
-
тегии
России
на
период
до
2030
г
.,
утверждённой
распоряжением
Пра
-
вительства
Российской
Федерации
от
13
ноября
2009
г
.
№
1715-
р
,
и
раз
-
вивает
её
основные
направления
.
Уровень
спроса
на
электроэнергию
к
2030
году
в
максимальном
вари
-
анте
Генеральной
схемы
составля
-
ет
1860
млрд
кВт
•
ч
в
год
(
среднего
-
довой
темп
прироста
— 3,0%)
и
в
ба
-
зовом
варианте
— 1553
млрд
кВт
•
ч
в
год
(
среднегодовой
темп
приро
-
ста
— 2,1%).
В
связи
с
тем
,
что
в
Гене
-
ральной
схеме
учитываются
послед
-
ние
решения
Президента
и
Прави
-
тельства
Российской
Федерации
по
повышению
эффективности
эконо
-
мики
,
модернизации
промышленно
-
сти
,
проведению
интенсивного
энер
-
госбережения
и
т
.
д
.,
уровни
электро
-
потребления
,
определённые
в
Гене
-
ральной
схеме
,
ниже
,
чем
в
Энерге
-
тической
стратегии
.
Однако
целевые
(
индикативные
)
показатели
электро
-
энергетики
на
перспективный
пери
-
од
соответствуют
показателям
Энер
-
гетической
стратегии
(
рост
КПД
элек
-
тростанций
,
снижение
удельных
рас
-
ходов
топлива
,
потери
в
электриче
-
ских
и
тепловых
сетях
).
Генеральная
схема
предусматри
-
вает
вводы
генерирующих
мощно
-
стей
за
период
2010—2030
гг
.
в
объ
-
ёме
173—228,5
ГВт
для
обеспечения
роста
нагрузки
с
нормативной
на
-
дёжностью
и
замену
демонтируемого
оборудования
в
объёме
68
ГВт
(
физи
-
чески
изношенное
и
морально
уста
-
ревшее
).
Разработанная
Генеральная
схе
-
ма
полностью
отвечает
интересам
отечественной
экономики
,
так
как
предусматривает
:
•
широкомасштабную
модерниза
-
цию
российской
электроэнергети
-
ки
и
перевод
её
на
новый
техно
-
логический
уровень
на
базе
раз
-
работки
(
лицензионного
освое
-
ния
)
и
внедрения
новых
ключе
-
вых
энергетических
технологий
(
отечественные
высокоэффектив
-
ные
парогазовые
установки
(
ПГУ
)
и
газотурбинные
установки
(
ГТУ
)
и
экологически
чистые
угольные
электростанции
,
производимые
в
России
);
•
повышение
экономической
и
энергетической
эффективности
отрасли
на
основе
оптимизации
структуры
генерирующих
мощно
-
стей
и
использования
топлива
на
электростанциях
;
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
СХЕМА
РАЗМЕЩЕНИЯ
ОБЪЕКТОВ
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
ДО
2030
ГОДА
33
№ 4 (7), июль-август, 2011
•
повышение
надёжности
функци
-
онирования
электроэнергетики
(
обеспечение
надёжности
энер
-
госнабжения
потребителей
);
•
ограничение
и
в
ряде
случаев
снижение
негативного
воздей
-
ствия
электроэнергетики
на
окру
-
жающую
среду
.
Генеральная
схема
не
предусма
-
тривает
изменения
существующей
си
-
стемы
транспорта
и
распределения
электроэнергии
в
стране
(
магистраль
-
ный
транспорт
по
сетям
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
распределение
по
сетям
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
и
управление
потока
-
ми
(
ведение
режима
)
со
стороны
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»).
Контроль
за
расходовани
-
ем
энергии
осуществляют
в
первую
очередь
сбытовые
организации
.
—
Весь
мир
нацелен
на
создание
новой
модели
энергетики
.
Насколь
-
ко
активные
действия
предприни
-
мает
в
этом
направлении
Россия
?
—
Энергетика
во
всех
странах
мира
и
в
России
развивается
по
пути
расширения
либерализации
,
созда
-
ния
конкурентной
среды
при
участии
крупного
частного
бизнеса
и
форми
-
ровании
эффективной
регуляторной
политики
государства
.
В
мире
про
-
исходит
становление
нового
облика
энергетики
.
Работа
в
этом
направ
-
лении
осуществляется
и
в
России
.
Из
крупных
направлений
можно
выде
-
лить
,
во
-
первых
,
развитие
малой
рас
-
пределённой
генерации
с
выходом
на
оптимальное
сочетание
крупных
си
-
стемообразующих
и
распределённых
источников
мощности
,
во
-
вторых
—
рост
доли
электростанций
,
использу
-
ющих
возобновляемые
источники
энергии
(
ВИЭ
)
в
структуре
генериру
-
ющих
мощностей
,
в
-
третьих
—
созда
-
ние
новой
современной
технологи
-
ческой
платформы
ЕЭС
России
—
ин
-
теллектуальной
активно
-
адаптивной
сети
(
установка
в
сети
активных
тех
-
нических
средств
на
базе
FACTS,
при
-
менение
новых
информационно
-
технологических
систем
,
применение
адаптивной
системы
управления
по
-
треблением
и
др
.).
Создание
новой
модели
энергети
-
ки
в
России
предусматривает
замену
старого
оборудования
на
новое
,
более
эффективное
.
Имеется
в
виду
замена
паросилового
оборудования
на
газе
(
обычные
конденсационные
энерго
-
блоки
,
составляющие
основу
россий
-
ской
энергетики
и
имеющие
высокие
расходы
топлива
),
а
также
устаревше
-
го
оборудования
ТЭЦ
на
ПГУ
,
позво
-
ляющие
увеличить
КПД
с
40
до
60%.
К
модернизации
можно
отнести
и
вне
-
дрение
экологически
чистого
оборудо
-
вания
в
угольной
генерации
.
Эффек
-
тивность
замены
ПСУ
на
ПГУ
и
ГТУ
су
-
щественно
выше
,
чем
сооружение
электростанций
на
базе
ВИЭ
,
что
и
определяет
приоритет
модернизации
электроэнергетики
.
Наиболее
быстро
развивается
распределённая
генерация
,
к
которой
обычно
относят
источники
неболь
-
шой
мощности
,
расположенные
в
не
-
посредственной
близости
от
потреби
-
телей
и
выдающие
мощность
в
рас
-
пределительную
сеть
.
Данные
элек
-
тростанции
эффективны
при
работе
на
газе
и
совместном
производстве
тепловой
и
электрической
энергии
.
Электростанции
,
относимые
к
рас
-
пределённой
генерации
,
широко
ис
-
пользуются
для
теплоснабжения
но
-
вых
крупных
районов
жилищной
за
-
стройки
.
Однако
большой
потенциал
развития
распределённой
генерации
,
34
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
связанный
с
переводом
действующих
газовых
котельных
в
ПГУ
-,
ГТУ
-
или
ГПУ
- (
газопоршневые
установки
)
ТЭЦ
,
реализуется
слабо
,
в
основном
из
-
за
административных
барьеров
и
орга
-
низационных
трудностей
.
—
Почему
инвесторы
неохот
-
но
идут
в
распределительный
ком
-
плекс
?
Что
нужно
сделать
,
чтобы
ин
-
вестиции
пошли
в
полном
объёме
?
—
Инвестиционная
непривлека
-
тельность
распределительного
ком
-
плекса
связана
в
первую
очередь
с
незавершённостью
структурных
пре
-
образований
и
системы
управления
.
Существующая
сверхцентрализо
-
ванная
схема
управления
комплек
-
сом
распределительных
электриче
-
ских
сетей
страны
является
малоэф
-
фективной
.
Затруднена
координация
операционной
и
инвестиционной
де
-
ятельности
между
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»,
а
также
между
ОАО
«
Холдинг
МРСК
»
и
территориаль
-
ными
сетевыми
компаниями
.
Инвесторов
отталкивает
неполное
и
недостаточно
продуманное
внедре
-
ние
метода
RAB-
регулирования
.
Для
решения
этих
проблем
необ
-
ходимо
сформировать
на
базе
МРСК
(
возможно
,
с
корректировкой
их
со
-
става
)
укрупнённые
сетевые
опера
-
ционные
компании
с
консолидацией
в
них
активов
компаний
региональ
-
ных
распределительных
сетей
на
со
-
ответствующей
территории
.
ОАО
«
Хол
-
динг
МРСК
»,
в
свою
очередь
,
нужно
сориентировать
на
выполнение
функ
-
ций
управляющей
компании
по
мо
-
ниторингу
состояния
и
развития
ком
-
плекса
распределительных
электри
-
ческих
сетей
страны
,
по
организа
-
ции
НИОКР
и
пилотных
инновацион
-
ных
проектов
(
с
использованием
го
-
сударственного
финансирования
,
smart grids
и
др
.),
а
также
координа
-
цию
программ
инновационного
раз
-
вития
консолидированных
МРСК
.
Необходимо
также
внедрение
стабильных
и
прозрачных
правил
го
-
сударственного
тарифного
регулиро
-
вания
услуг
сетевых
компаний
,
сти
-
мулирующих
их
постоянно
повышать
экономическую
эффективность
,
а
кроме
того
—
компенсация
всех
эко
-
номически
обоснованных
операци
-
онных
и
капитальных
затрат
сетевых
компаний
.
И
,
наконец
,
нужны
стабильные
,
обоснованные
и
обеспеченные
ре
-
сурсами
(
прежде
всего
финансовы
-
ми
)
долгосрочные
планы
развития
распределительных
сетевых
ком
-
плексов
.
—
Как
вы
оцениваете
результа
-
ты
реформы
РАО
ЕЭС
,
её
плюсы
и
минусы
для
электросетевого
ком
-
плекса
?
—
К
положительным
результатам
можно
отнести
проведённую
реструк
-
туризацию
электроэнергетики
с
раз
-
делением
конкурентных
и
монополь
-
ных
видов
деятельности
.
Проведе
-
на
также
первичная
консолидация
инфраструктурных
видов
деятельно
-
сти
(
сети
ЕНЭС
—
ФСК
ЕЭС
;
распре
-
делительные
сети
—
Холдинг
МРСК
;
оперативно
-
диспетчерское
управле
-
ние
—
СО
ЕЭС
;
организация
рынка
—
АТС
).
Сформированы
органы
самоу
-
правления
рынка
(
НП
«
Совет
рынка
»)
и
профессиональные
ассоциативные
организации
участников
рынка
(
НП
Гарантирующих
поставщиков
и
энер
-
госбытовых
компаний
,
НП
«
Совет
производителей
электроэнергии
»).
Сформированы
отдельные
меха
-
низмы
функционирования
свободно
-
го
рынка
электроэнергии
:
создан
ры
-
нок
на
сутки
вперед
(
РСВ
)
и
балан
-
сирующий
рынок
(
БР
),
близкие
к
це
-
левой
модели
,
запущены
механиз
-
мы
оплаты
мощности
электростанций
через
договоры
поставки
мощности
(
ДПМ
),
с
помощью
регулируемых
до
-
говоров
(
РД
)
обеспечен
постепен
-
ный
переход
к
рыночному
ценообра
-
зованию
,
введён
механизм
трансля
-
ции
оптовых
цен
электроэнергии
на
розничный
уровень
,
введена
перво
-
начальная
(
пока
«
усечённая
»)
модель
рынка
системных
услуг
.
Вместе
с
тем
,
пока
не
всё
удалось
,
есть
проблемы
и
разочарования
.
Во
-
первых
,
в
результате
прива
-
тизации
и
сделок
по
слияниям
и
по
-
глощениям
компаний
(
приводящих
к
чрезмерной
концентрации
производ
-
ства
в
руках
государственных
ком
-
паний
)
и
монополизации
топливных
рынков
деградирует
конкурентная
структура
генерации
(
ситуация
— «
ни
рынка
,
ни
полностью
регулируемой
электроэнергетики
»).
Уровень
конкуренции
на
оптовом
рынке
электроэнергии
пока
очень
низкий
.
Конкуренция
генераторов
происходит
только
в
диапазоне
регу
-
лирования
(
это
менее
15%
объёмов
производства
),
а
возможности
ис
-
пользования
рыночной
силы
вырос
-
ли
из
-
за
слияний
и
поглощений
при
слабом
государственном
антимоно
-
польном
регулировании
.
Во
-
вторых
,
происходит
искажение
цен
на
электроэнергию
из
-
за
прямо
-
го
вмешательства
государства
в
ме
-
ханизм
рыночного
ценообразования
,
оплата
же
мощности
осуществляется
по
ценам
«
старой
»
генерации
и
без
ре
-
ального
конкурентного
отбора
.
В
-
третьих
,
механизм
ценообразо
-
вания
для
ТЭЦ
не
эффективен
.
Много
проблем
приносят
цено
-
вые
диспропорции
и
неплатежи
,
от
-
сутствие
конкуренции
на
розничном
уровне
и
рост
перекрёстного
субси
-
дирования
.
Кроме
того
,
сами
правила
и
ре
-
гламенты
рынка
чрезмерно
усложне
-
ны
и
«
непрозрачны
».
И
,
наконец
,
не
созданы
экономи
-
ческие
механизмы
обеспечения
на
-
дёжности
электроэнергетики
.
Выделение
сетевого
комплекса
в
самостоятельный
вид
бизнеса
соз
-
дало
необходимые
предпосылки
для
внедрения
эффективных
методов
го
-
сударственного
регулирования
,
обе
-
спечивающих
прозрачность
структу
-
ры
затрат
сетевого
бизнеса
,
и
стабиль
-
ных
правил
государственного
регули
-
рования
тарифов
на
сетевые
услуги
.
Если
они
заработают
,
инвестиции
в
этот
сектор
экономики
станут
ме
-
нее
рискованными
,
что
создаст
базу
для
будущих
капиталовложений
в
мо
-
дернизацию
и
развитие
распредсете
-
вых
комплексов
страны
.
Оригинал статьи: Прогноз российского энергопотребления
Сегодня российская энергосистема характеризуется недостаточной эффективностью, устойчивостью и надёжностью. О том, как она будет развиваться и каковы будут основные показатели энергопотребления в ближайшие 10—15 лет, наш корреспондент беседует с генеральным директором Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике Игорем КОЖУХОВСКИМ.