12
СЕТИ
РОССИИ
и
н
н
о
в
а
ц
и
и
инновации
Г
лавный
недостаток
ФЗ
-261
состоит
в
том
,
что
по
фак
-
ту
он
является
не
стимули
-
рующим
,
а
репрессивно
-
декларативным
.
Примерно
такой
же
закон
лет
десять
назад
был
при
-
нят
на
Украине
.
Там
к
основному
законодательному
документу
раз
-
работчики
создали
весомый
пакет
подзаконных
актов
,
ввели
множе
-
Профессионализм
должен превалировать
над политическими
пристрастиями
Одним из глав-
ных условий по-
вышения конку-
рентоспособности
российской эко-
номики и уровня
жизни населения
является рацио-
нальное исполь-
зование энергети-
ческих ресурсов и
снижение энерго-
ёмкости производства. С этой целью в 2009 году был
принят федеральный Закон № 261 «Об энергосбере-
жении и повышении энергоэффективности…». С тех
пор прошло почти три года, и мы видим, что доку-
мент нуждается не просто в серьёзной корректиров-
ке, а в изменении целого ряда базовых положений.
Иван ГРАЧЁВ,
председатель комитета по энергетике
Государственной Думы ФС РФ
ИЗ
ДОКЛАДА
НА
КРУГЛОМ
СТОЛЕ
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
:
БЕЗОПАСНОСТЬ
И
ИННОВАЦИОННЫЙ
ПОДХОД
К
РАЗВИТИЮ
»,
ОРГАНИЗОВАННОМ
ЖУРНАЛОМ
«
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ
.
ПЕРЕДАЧА
И
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
»
И
ЗАО
«
ЭКСПОЦЕНТР
»
В
РАМКАХ
ВЫСТАВКИ
«
ЭЛЕКТРО
-2012»
13
№ 4 (13), июль-август, 2012
ство
нормативов
,
зафиксирова
-
ли
штрафы
…
А
результат
получили
близкий
к
нулю
.
Оказалось
,
что
нормативы
невыполнимы
,
а
штра
-
фы
взять
невозможно
—
развалят
-
ся
предприятия
.
Российский
закон
№
261
практически
создан
по
той
же
схеме
.
И
если
мы
не
внесём
в
него
серьёзные
поправки
,
то
ре
-
зультат
можем
получить
такой
же
,
как
наши
соседи
.
Ещё
один
недостаток
ФЗ
-261 —
в
его
необязательности
.
Несмотря
на
кажущуюся
грозность
,
он
со
-
ставлен
так
,
что
его
можно
как
бы
и
не
выпол
-
нять
.
Например
,
статья
13
ФЗ
-
261
обязывает
собственника
жилья
устанав
-
ливать
счётчики
на
услуги
ресур
-
соснабжающих
компаний
,
а
также
немедленно
при
-
ступить
к
модернизации
жилья
—
за
личные
средства
.
С
самого
начала
было
понятно
,
что
этот
пункт
выпол
-
нен
не
будет
.
И
практика
показыва
-
ет
,
что
мало
кто
из
собственников
бросился
его
выполнять
.
Да
,
законом
предусмотрено
,
что
если
собственники
жилья
про
-
являют
несознательность
,
то
ре
-
сурсоснабжающие
компании
сами
должны
установить
датчики
учёта
энергопотребления
,
а
потом
снять
с
потребителей
деньги
за
оказан
-
ную
услугу
.
Но
и
это
положение
вы
-
полнить
невозможно
:
во
-
первых
,
оно
вступает
в
противоречие
с
другими
законодательными
акта
-
ми
РФ
,
а
во
вторых
,
у
лю
-
дей
всё
равно
нет
денег
,
чтобы
платить
за
услугу
,
которую
они
не
просили
.
В
связи
с
этим
в
261-
ФЗ
нашим
Комитетом
по
энергетике
ГД
была
внесена
поправка
,
кото
-
рую
поддержали
более
60
российских
регионов
.
Суть
её
заключается
в
дифференцированном
подходе
к
организации
учёта
энергоресурсов
.
Есть
масса
ситуаций
,
когда
людям
датчики
учёта
просто
не
нужны
.
Поэтому
мы
предлагаем
в
таких
ситуациях
оставить
за
соб
-
ственником
право
выбора
—
ста
-
вить
ему
устройство
учёта
или
нет
.
Однако
провести
эту
поправку
не
удаётся
,
поскольку
тема
энергосбе
-
режения
крайне
политизирована
.
Это
большой
минус
,
ведь
есть
во
-
просы
,
которые
должно
решать
про
-
фессиональное
сообщество
,
а
не
политики
.
Мы
по
собственному
опыту
знаем
:
когда
политика
противоре
-
чит
профессиональному
подходу
,
всегда
получается
отрицательный
Почему инвесторы не верят в будущее российской
электроэнергетики и не вкладывают средства в её
развитие, почему не надеются на возврат инвести-
ций? Ответ на поверхности: потому что сама рефор-
ма в принципе не позволяет делать долгосрочные
прогнозы развития электроэнергетики.
и
не
потекли
.
Обещанного
сниже
-
ния
цен
на
электричество
,
которое
должно
было
произойти
в
результа
-
те
конкуренции
субъектов
рынка
,
не
произошло
.
Наоборот
,
цены
на
электроэнергию
в
стране
выросли
в
12
раз
,
тогда
как
в
США
они
уже
20
лет
не
меняются
.
Почему
так
случилось
?
Почему
инвесторы
не
верят
в
будущее
рос
-
сийской
электроэнергетики
и
не
вкладывают
средства
в
её
развитие
,
почему
не
надеются
на
возврат
ин
-
вестиций
?
Ответ
на
поверхности
:
по
-
тому
что
сама
ре
-
форма
в
принципе
не
позволяет
де
-
лать
долгосрочные
прогнозы
разви
-
тия
электроэнерге
-
тики
.
А
значит
,
не
даёт
инвесторам
уверенности
в
за
-
втрашнем
дне
.
Ре
-
форма
не
позволя
-
ет
работать
на
рынке
эффективным
собственникам
.
И
всё
это
—
резуль
-
тат
неаккуратного
внедрения
по
-
литики
в
профессиональные
сферы
деятельности
.
Но
вернусь
к
Закону
«
Об
энер
-
госбережении
и
повышении
энер
-
гоэффективности
…».
Безусловно
,
он
нуждается
в
совершенствовании
.
И
в
этом
процессе
профессиона
-
лизм
должен
превалировать
над
политическими
пристрастиями
.
Именно
по
этому
принципу
будет
работать
и
наш
комитет
Госдумы
по
энергетике
,
и
я
лично
.
результат
.
Так
получилось
со
зна
-
менитой
реформой
электроэнер
-
гетики
«
по
Чубайсу
».
Напомню
:
профессиональные
электроэнер
-
гетики
изначально
предупрежда
-
ли
,
что
реформа
концептуально
неверна
.
А
поэтому
цели
,
постав
-
ленные
в
реформе
,
никогда
не
будут
достигнуты
.
Сейчас
мы
мо
-
жем
констатировать
,
что
профес
-
сиональные
эксперты
были
правы
:
частные
инвестиции
,
которые
по
-
сле
реформирования
должны
были
пойти
на
инновационное
развитие
электроэнергетики
,
в
отрасль
так
Оригинал статьи: Профессионализм должен превалировать над политическими пристрастиями
Одним из главных условий повышения конкурентоспособности российской экономики и уровня жизни населения является рациональное использование энергетических ресурсов и снижение энергоёмкости производства. С этой целью в 2009 году был принят федеральный Закон № 261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…». С тех пор прошло почти три года, и мы видим, что документ нуждается не просто в серьёзной корректировке, а в изменении целого ряда базовых положений.