ОБРАЗО-
ВАНИЕ
116
м
е
н
е
д
ж
м
е
н
т
менеджмент
С
овместный
образователь
-
ный
проект
стартовал
ещё
в
мае
и
состоял
из
трёх
эта
-
пов
.
Первый
был
посвящён
погружению
участников
в
энергети
-
ческую
тематику
,
анализу
основных
мировых
трендов
и
проблем
в
обла
-
сти
энергетики
,
стратегических
на
-
правлений
развития
отрасли
в
Рос
-
сии
.
В
рамках
второго
этапа
участни
-
ки
отрабатывали
навыки
публичных
выступлений
и
подготовки
презента
-
ций
.
Основной
целью
совместной
об
-
разовательной
программы
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
Московской
школы
управле
-
ния
«
Сколково
»
стала
подготовка
мо
-
лодых
специалистов
к
участию
в
кру
-
глом
столе
«
Умные
сети
—
проекты
бу
-
дущего
.
Молодёжный
аспект
»,
кото
-
рый
являлся
кульминационным
мо
-
ментом
и
завершением
третьего
эта
-
па
работы
.
Каковы
же
впечатления
участни
-
ков
от
мероприятий
?
Рассказ
из
пер
-
вых
уст
.
ЧЕГО
МЫ
ОЖИДАЛИ
ОТ
КРУГЛОГО
СТОЛА
Честно
говоря
,
ничего
конкретно
-
го
.
И
отправлялись
мы
туда
скорее
«
для
общего
развития
».
А
что
имен
-
но
мы
могли
там
узнать
?
Что
за
рубе
-
жом
ведутся
активные
разработки
в
области
умных
сетей
?
Что
кроме
тра
-
диционных
тепловых
,
атомных
и
ги
-
дроэлектростанций
существуют
ещё
и
солнечные
,
ветряные
,
приливные
и
геотермальные
электростанции
,
не
наносящие
вреда
окружающей
сре
-
де
?
Что
всё
это
очень
экологично
и
перспективно
,
но
пока
что
очень
до
-
рого
?
Что
потребители
могут
не
толь
-
ко
покупать
электроэнергию
,
но
и
продавать
её
энергосистеме
?
Всё
это
было
известно
и
раньше
,
поэтому
ничего
кардинально
нового
услышать
мы
не
ожидали
.
ЭТАП
ПЕРВЫЙ
.
ТРЕНДЫ
,
ТЕХНОЛОГИИ
И
РИСКИ
В
течение
первого
дня
мы
прослу
-
шали
несколько
презентаций
,
посвя
-
В рамках прошедшего в июне Петербургского между-
народного экономического форума состоялась завер-
шающая часть совместной образовательной програм-
мы ОАО «ФСК ЕЭС» и Московской школы управления
«СКОЛКОВО», в которой принимали участие студен-
ты старших курсов, аспиранты и молодые преподава-
тели МЭИ (ТУ) и СПбГПУ, а также молодые перспек-
тивные специалисты ОАО «ФСК ЕЭС».
Филипп ПАХОМОВ, Светлана АКЧУРИНА,
Московский энергетический институт (ТУ)
Проекты
будущего.
Молодёжный
аспект
117
№ 4 (7), июль-август, 2011
щённых
вопросам
применения
раз
-
личных
технологий
из
области
умных
сетей
в
существующих
энергоси
-
стемах
.
При
этом
для
себя
отмеча
-
ли
имеющиеся
в
мире
тренды
(
тен
-
денции
),
которые
будут
определять
направление
дальнейшего
разви
-
тия
науки
и
техники
;
технологии
,
ко
-
торые
можно
применять
в
умных
се
-
тях
;
и
ещё
риски
,
настоящие
и
буду
-
щие
,
которые
могут
помешать
вне
-
дрению
умных
технологий
на
уровне
энергосистемы
.
Сложно
описать
свои
ощущения
по
итогам
увиденного
и
услышанно
-
го
.
Потому
что
речь
шла
не
о
каких
-
то
зарубежных
проектах
,
реализо
-
ванных
ради
изучения
или
ещё
толь
-
ко
планируемых
в
будущем
,
а
о
со
-
вершенно
конкретных
технологи
-
ях
,
которые
уже
сейчас
применяют
-
ся
в
российской
энергосистеме
.
На
-
пример
,
о
технологиях
контроля
со
-
стояния
оборудования
,
которые
позволяют
отказаться
от
планово
-
предупредительной
системы
ремон
-
тов
и
перейти
к
системе
,
когда
ре
-
монты
выполняются
по
мере
необхо
-
димости
,
а
надёжность
работы
обору
-
дования
гарантируется
за
счёт
ком
-
плексной
диагностики
.
Или
о
техно
-
логиях
непрерывного
мониторин
-
га
основных
параметров
оборудо
-
вания
,
которые
позволяют
следить
за
фактической
загрузкой
и
более
оптимально
использовать
оборудо
-
вание
—
сильнее
загружать
его
,
когда
это
возможно
,
но
гарантировать
при
этом
,
что
перегрузка
не
нанесёт
ни
-
каких
повреждений
изоляции
.
Что
же
касается
«
классических
»
элементов
умных
сетей
,
таких
как
солнечная
и
ветрогенерация
,
нако
-
пители
энергии
большой
мощности
и
т
.
д
.,
то
,
как
оказалось
,
все
эти
тех
-
нологии
уже
давно
перешли
из
об
-
ласти
научной
фантастики
или
доро
-
гих
опытных
образцов
в
область
про
-
мышленного
производства
и
повсе
-
местного
применения
.
Новыми
проблемами
,
вставши
-
ми
перед
учёными
,
оказались
не
сами
умные
технологии
,
а
то
,
как
за
-
ставить
их
работать
как
единое
це
-
лое
,
под
общим
управлением
,
чтобы
сохранить
единую
энергосистему
.
Общее
настроение
по
итогам
дня
выразил
один
из
докладчиков
.
Он
сказал
,
что
начал
заниматься
во
-
просами
умных
сетей
в
России
око
-
ло
года
тому
назад
и
сначала
отно
-
сился
к
этой
затее
скептически
.
Но
,
оценив
существующие
возможности
и
выполняемую
работу
плюс
приня
-
тый
руководством
ФСК
ЕЭС
курс
на
модернизацию
,
он
сменил
своё
отно
-
шение
на
«
осторожный
оптимизм
».
Что
ж
,
пожалуй
, «
осторожный
опти
-
мизм
»
закрался
в
душу
каждого
из
участников
,
поскольку
не
всё
так
пло
-
хо
в
нашей
энергосистеме
,
как
каза
-
лось
.
Главное
—
не
останавливаться
и
продолжать
работать
.
ПЕРВЫЕ
ПОПЫТКИ
ПРИМЕНЕНИЯ
УМНЫХ
РЕШЕНИЙ
Следующей
задачей
было
най
-
ти
применение
как
можно
больше
-
му
числу
умных
технологий
на
объ
-
ектах
абстрактного
умного
города
.
И
здесь
участники
разошлись
не
на
шутку
—
уж
придумывать
так
приду
-
мывать
.
Каких
только
проектов
не
было
:
умные
дома
,
стадионы
,
ули
-
цы
,
торговые
центры
и
даже
мусо
-
роперерабатывающие
заводы
.
Чего
уж
говорить
о
разнообразии
техноло
-
гий
—
от
скромных
тепловых
насосов
и
солнечных
батарей
до
безлопаст
-
ных
ветрогенераторов
и
преобразо
-
вателей
энергии
шума
от
кричащей
на
стадионе
толпы
.
Трудно
было
на
-
чинять
наши
объекты
технологиями
,
потому
что
первая
же
мысль
,
прихо
-
дящая
в
голову
относительно
любой
технологии
, —
это
дорого
и
нереали
-
зуемо
.
Но
мы
старались
не
думать
об
этом
и
дать
волю
своей
фантазии
.
НЕТ
НИЧЕГО
НЕВОЗМОЖНОГО
Долго
мы
смеялись
над
наши
-
ми
собственными
проектами
и
проектами
наших
коллег
,
посколь
-
ку
идеям
могли
позавидовать
мно
-
гие
писатели
-
утописты
.
Однако
кро
-
ме
нас
за
всем
происходящим
сле
-
дили
модераторы
московской
шко
-
лы
управления
«
Сколково
»,
потратив
-
шие
не
один
день
на
то
,
чтобы
под
-
готовиться
к
данному
мероприятию
и
иметь
не
просто
представление
о
том
,
что
такое
электричество
и
энер
-
госистема
,
но
и
быть
способными
да
-
вать
нам
ценные
советы
и
указания
.
Кроме
модераторов
была
ещё
груп
-
па
экспертов
из
ФСК
ЕЭС
и
вузов
,
для
которых
энергетика
—
это
не
просто
специальность
,
а
призвание
.
118
ОБРАЗОВАНИЕ
И
каково
же
было
наше
удивле
-
ние
,
когда
эксперты
и
модераторы
сказали
,
что
наши
проекты
вполне
реализуемы
!
И
что
стоимость
их
не
такая
уж
и
заоблачная
,
как
нам
ка
-
залось
!
Более
того
,
они
указали
нам
на
сильные
и
слабые
стороны
наших
проектов
и
дали
ряд
предложений
по
их
улучшению
.
Находясь
в
легком
недоумении
от
такой
реакции
и
понемногу
теряя
чувство
реальности
от
всего
проис
-
ходящего
,
мы
принялись
оценивать
экономический
эффект
от
наших
про
-
ектов
.
Конечно
,
цифры
у
нас
получи
-
лись
очень
приближённые
,
да
и
ис
-
точник
информации
в
виде
интерне
-
та
нельзя
назвать
самым
достовер
-
ным
,
но
всё
же
:
наши
проекты
дей
-
ствительно
оказались
окупающими
-
ся
.
Какие
-
то
—
за
5
лет
,
какие
-
то
—
за
15,
но
все
же
окупающимися
.
ИТОГИ
ПЕРВОЙ
ЧАСТИ
Подвести
какие
-
либо
итоги
мы
были
вообще
не
в
состоянии
.
Осмыс
-
лить
произошедшее
уже
было
бы
не
-
плохо
.
Умные
сети
не
где
-
то
там
,
не
в
далёком
будущем
,
не
в
институтах
за
границей
,
а
у
нас
,
здесь
,
в
России
!
И
при
этом
с
каждым
годом
техно
-
логии
всё
дешевеют
,
причём
не
по
-
степенно
,
а
скачками
,
порою
в
2—3
раза
,
из
-
за
совершения
всё
новых
и
новых
открытий
,
которые
в
течение
года
-
двух
уже
вовсю
используются
в
промышленном
производстве
умно
-
го
оборудования
.
Что
тут
скажешь
?
Неужели
это
всё
правда
?
Неужели
это
всё
существу
-
ет
?
Неужели
нам
это
не
снится
?
ЭТАП
ВТОРОЙ
.
ВСЁ
ТОЛЬКО
НАЧИНАЕТСЯ
Передохнув
пару
недель
и
со
-
бравшись
вновь
,
но
уже
в
несколь
-
ко
сокращённом
составе
,
в
который
вошли
лишь
те
,
кто
поверил
во
всё
произошедшее
,
мы
получили
новую
постановку
задачи
.
Умные
сети
—
это
хорошо
,
но
нельзя
же
ограничивать
-
ся
только
одним
умным
городом
.
По
-
этому
все
предыдущие
наработки
по
умному
городу
были
объединены
в
отдельный
проект
,
а
в
дополнение
к
нему
были
созданы
ещё
два
проек
-
та
: «
Энергошлюз
»,
для
объединения
всех
частей
нашей
энергосистемы
и
энергосистем
различных
государств
,
и
«
Мегаполис
» —
решение
проблемы
обеспечения
потребителей
энергией
в
условиях
сверхвысоких
плотностей
нагрузки
в
крупных
городах
.
В
помощь
нам
были
даны
более
70
предложений
по
этим
вопросам
,
присланных
участниками
за
прошед
-
шие
две
недели
.
Перед
нами
встала
проблема
—
как
не
утонуть
в
таком
объёме
ин
-
формации
,
как
найти
нужное
и
отсечь
лишнее
,
как
правильно
встроить
име
-
ющиеся
предложения
в
наши
проек
-
ты
,
когда
мы
ещё
не
до
конца
пред
-
ставляем
себе
сами
проекты
.
Но
мы
справились
и
с
этой
задачей
и
подго
-
товили
новые
версии
проектов
—
ещё
более
масштабные
и
амбициозные
.
ИСКУССТВО
ПРЕЗЕНТАЦИИ
,
ВЫСТУПЛЕНИЯ
И
ОБЩЕНИЯ
А
вот
подоспела
и
кавалерия
.
Как
нельзя
кстати
пришлось
выступление
Алексея
Каптерева
об
искусстве
соз
-
дания
презентаций
.
Во
всем
объёме
информации
мы
уже
забыли
,
какая
именно
проблема
стоит
перед
каж
-
дым
из
наших
проектов
,
зачем
во
-
обще
нужны
эти
проекты
,
что
имен
-
но
мы
хотим
сделать
и
что
мы
полу
-
чим
в
итоге
.
А
ведь
не
зная
всего
это
-
го
нельзя
составить
осмысленной
и
интересной
презентации
.
Аудитория
никогда
не
поверит
в
то
,
что
ты
рас
-
сказываешь
,
если
ты
сам
в
это
не
веришь
и
не
до
конца
это
понима
-
ешь
.
Дальше
—
больше
.
Как
именно
лучше
подавать
материал
,
как
запо
-
лучить
внимание
зрителя
,
как
удер
-
жать
его
и
как
заставить
зрителя
за
-
помнить
главную
мысль
и
задумать
-
ся
над
увиденным
.
И
это
не
говоря
о
множестве
чисто
практических
мо
-
ментов
и
приёмов
,
незаметных
на
первый
взгляд
,
но
определяющих
об
-
щее
отношение
к
презентации
.
Казалось
бы
,
что
ещё
можно
рас
-
сказать
после
такого
выступления
?
Можно
!
И
много
чего
!
Ведь
большая
часть
информации
передаётся
от
выступающего
к
зрителям
не
через
смысл
слов
и
предложений
и
даже
не
через
тон
голоса
,
а
через
невербаль
-
ное
поведение
выступающего
.
Как
вести
себя
во
время
выступления
,
как
контролировать
внимание
зрите
-
ля
,
как
вести
себя
при
различных
«
не
-
штатных
»
ситуациях
и
как
отвечать
на
вопросы
,
в
том
числе
даже
самые
не
-
удобные
.
Обо
всём
этом
было
расска
-
зано
в
следующем
выступлении
.
Ну
теперь
уж
точно
все
?!
Ан
нет
!
Мало
иметь
отличную
презентацию
и
хорошо
держаться
во
время
вы
-
ступления
,
ведь
всё
-
таки
часть
ин
-
формации
передаётся
и
через
смысл
сказанного
—
а
вдруг
кто
-
то
всё
же
будет
вас
слушать
.
Поэтому
заключи
-
тельное
выступление
было
посвяще
-
но
тому
,
как
правильно
говорить
,
как
зажигать
огонь
в
глазах
и
в
сердцах
зрителей
,
как
не
давать
им
уснуть
и
как
их
разбудить
,
если
предыдущий
докладчик
уже
постарался
на
славу
...
СКОРЕЕ
В
БОЙ
!
После
таких
выступлений
жела
-
ние
было
только
одно
—
скорее
,
ско
-
рее
исправлять
свои
проекты
!
О
,
чего
мы
только
в
них
ни
натворили
,
каких
только
ошибок
мы
ни
сделали
и
что
мы
только
ни
рассказывали
на
-
шим
несчастным
коллегам
во
время
выступлений
!
Переделать
всё
,
пока
под
грудой
наших
ошибок
не
погиб
-
ли
прекрасные
идеи
!
118
ОБРАЗОВАНИЕ
119
№ 4 (7), июль-август, 2011
ЭТАП
ТРЕТИЙ
.
С
НЕБЕС
НА
ЗЕМЛЮ
Исправив
всё
,
что
мы
хотели
,
и
отдохнув
денёк
-
другой
,
теперь
мы
в
Питере
сумели
собраться
дружною
толпой
.
С
нескрываемой
гордостью
пред
-
ставили
мы
друг
другу
свои
перера
-
ботанные
проекты
.
А
с
каким
вни
-
манием
мы
теперь
следили
за
рабо
-
тами
наших
коллег
—
искали
знако
-
мые
приёмы
оформления
презен
-
тации
,
поведения
выступающего
и
способы
повествования
.
И
выгляде
-
ло
всё
теперь
совсем
по
-
взрослому
,
и
в
проекты
мы
все
верили
теперь
по
-
настоящему
.
Трудно
сказать
,
в
ка
-
кой
именно
момент
наш
осторож
-
ный
оптимизм
перерос
в
оптимизм
весьма
уверенный
,
но
факт
остаёт
-
ся
фактом
—
отношение
к
проектам
у
нас
кардинально
изменилось
от
шутливо
-
фантастичного
к
абсолютно
реалистичному
.
И
нам
теперь
каза
-
лось
,
что
всё
нам
по
плечу
и
реализо
-
вать
наши
проекты
—
это
просто
дело
техники
.
Вот
тут
организаторы
и
подготови
-
ли
нам
ещё
один
сюрприз
—
проек
-
ты
предстояло
реализовать
на
самом
деле
.
Правда
,
пока
что
не
в
масшта
-
бах
страны
,
а
всего
лишь
в
масштабе
конференц
-
зала
питерского
политеха
,
и
не
из
стали
и
меди
,
а
из
макарон
,
бумаги
и
конструктора
лего
.
Однако
задача
от
этого
проще
не
станови
-
лась
,
поскольку
даже
в
этом
малень
-
ком
мире
уже
существовал
Рос
-
ТехНадзор
,
требовавший
согласова
-
ния
всего
и
вся
,
была
биржа
ресур
-
сов
,
инвесторов
которой
было
очень
трудно
уговорить
поделиться
хоть
чем
-
нибудь
,
а
условия
строительства
всё
время
менялись
.
За
несколько
часов
цены
на
ресурсы
успели
как
упасть
в
несколько
раз
,
так
и
взле
-
теть
до
небес
после
небольшого
зем
-
летрясения
,
весьма
прилично
повре
-
дившего
наши
постройки
.
Генераль
-
ные
директора
проектов
успели
про
-
вести
немного
времени
в
импрови
-
зированной
тюрьме
,
а
все
строите
-
ли
—
переболеть
невиданной
доселе
эпидемией
,
лишающей
всех
голоса
...
Ох
,
непросто
заниматься
реали
-
зацией
масштабных
проектов
в
на
-
шей
стране
,
непросто
.
ВЗРОСЛЫЙ
КРУГЛЫЙ
СТОЛ
—
НЕ
ТАКИЕ
УЖ
МЫ
И
РАЗНЫЕ
...
На
следующий
день
мы
все
при
-
нимали
участие
в
молодёжном
кру
-
глом
столе
,
посвящённом
умным
сетям
,
который
прошел
одновре
-
менно
с
круглым
столом
«
Умные
сети
—
проекты
будущего
»,
организован
-
ным
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»
и
включенным
в
список
основных
мероприятий
Пе
-
тербургского
международного
эконо
-
мического
форума
,
участниками
ко
-
торого
стали
представители
админи
-
страции
Президента
РФ
и
Государ
-
ственной
Думы
РФ
,
руководители
крупнейших
российских
и
зарубеж
-
ных
энергетических
и
технологиче
-
ских
компаний
.
Между
участниками
двух
круглых
столов
был
организован
телемост
.
У
нас
была
возможность
не
только
обсудить
между
собой
основ
-
ные
доклады
,
прозвучавшие
в
ходе
взрослого
круглого
стола
,
высказать
свои
мнения
относительно
происхо
-
дящих
преобразований
в
электросе
-
тевом
комплексе
и
энергетике
стра
-
ны
в
целом
,
но
и
представить
своё
видение
концепции
построения
ин
-
теллектуальной
сети
,
предложив
соб
-
ственные
схемы
проработки
отдель
-
ных
технологических
решений
.
Каково
же
было
наше
удивление
,
когда
солидные
докладчики
из
дру
-
гих
стран
рассказывали
про
те
же
са
-
мые
технические
решения
,
что
ис
-
пользовали
мы
,
в
проектах
,
анало
-
гичных
нашим
.
При
этом
всё
,
о
чём
они
говорили
помимо
этого
,
было
нам
понятно
и
не
казалось
фантасти
-
кой
.
А
ведь
не
более
чем
месяц
на
-
зад
,
послушав
их
выступления
,
мы
бы
пришли
к
выводу
,
что
это
просто
невозможно
.
Кроме
того
,
по
итогам
взрослого
круглого
стола
нам
выпала
возможность
задать
его
участникам
несколько
вопросов
,
да
ещё
каких
!
От
нашего
зоркого
ока
не
скрылись
ни
чисто
практические
вопросы
экс
-
плуатации
нового
оборудования
,
ни
вопросы
международного
сотрудни
-
чества
не
только
в
обла
-
сти
создания
,
но
и
в
обла
-
сти
сервисного
обслужи
-
вания
оборудования
,
ко
-
торая
пока
что
остаётся
весьма
закрытой
.
Участ
-
ники
взрослого
круглого
стола
внимательно
выслу
-
шали
наши
предложения
и
ответили
на
все
интере
-
сующие
нас
вопросы
.
ИТОГИ
,
ИТОГИ
,
ИТОГИ
В
заключение
хочет
-
ся
выразить
благодар
-
ность
организаторам
об
-
разовательной
програм
-
мы
ОАО
«
ФСК
ЕЭС
»,
преподавате
-
лям
школы
«
Сколково
»
за
возмож
-
ность
погрузиться
в
тематику
созда
-
ния
умных
сетей
,
за
те
знания
,
кото
-
рые
мы
получили
в
ходе
обучения
,
участия
в
круглом
столе
,
общения
с
преподавателями
,
специалистами
в
данной
области
и
другими
участника
-
ми
форума
.
Мы
получили
бесценный
опыт
по
созданию
и
презентации
ин
-
новационных
проектов
.
По
оконча
-
нии
нашей
работы
немного
грустно
было
расставаться
с
другими
участ
-
никами
,
ведь
многие
из
нас
успели
подружиться
.
Есть
хорошая
поговорка
: «
Доро
-
гу
осилит
идущий
».
Можно
много
го
-
ворить
об
умных
сетях
,
о
том
,
как
у
нас
всё
плохо
в
той
или
иной
области
или
как
замечательно
мы
хотим
всё
сделать
.
Но
пока
мы
не
начнём
что
-
то
реально
делать
—
ничего
не
изме
-
нится
.
В
умных
сетях
начало
положе
-
но
.
Федеральная
сетевая
компания
рассматривает
умные
сети
не
как
некое
далекое
будущее
,
а
как
свою
стратегию
развития
на
ближайшие
десятилетия
.
И
к
этой
стратегии
не
-
обходимо
присоединяться
всем
свя
-
занным
с
энергией
сторонам
—
и
распределительным
сетям
,
и
си
-
стемному
оператору
,
и
обычным
по
-
требителям
.
Каждый
должен
начинать
с
себя
—
ставить
умный
счётчик
на
электро
-
энергию
,
использовать
энергоэффек
-
тивное
оборудование
,
активнее
по
-
треблять
энергию
в
ночные
часы
и
меньше
—
в
дневные
,
внедрять
аль
-
тернативные
источники
энергии
,
если
есть
такая
возможность
.
Надо
что
-
то
делать
,
а
не
ждать
,
пока
кто
-
нибудь
придёт
и
сделает
.
До
-
рогу
осилит
идущий
.
119
№ 4 (7), июль-август, 2011
Оригинал статьи: Проекты будущего. Молодёжный аспект
В рамках прошедшего в июне Петербургского международного экономического форума состоялась завершающая часть совместной образовательной программы ОАО «ФСК ЕЭС» и Московской школы управления «СКОЛКОВО», в которой принимали участие студенты старших курсов, аспиранты и молодые преподаватели МЭИ (ТУ) и СПбГПУ, а также молодые перспективные специалисты ОАО «ФСК ЕЭС».