Проблемы территориальных распределительных электросетевых компаний

Page 1
background image

Page 2
background image

114

СЕТИ

РОССИИ

м

н

е

н

и

е

 э

к

с

п

е

р

т

а

мнение эксперт

а

М

ы

 

много

 

говорим

 

об

 

эффективности

 

эко

-

номики

 

в

 

целом

 

и

 

об

 

энергетике

 

в

 

частно

-

сти

Однако

 

практических

 

действий

 

крайне

 

мало

Но

 

реальные

 

воз

-

можности

 

повышения

 

эффектив

-

ности

 

есть

например

 

в

 

деятель

-

ности

 

электросетевых

 

компаний

Хочется

 

напомнить

что

 

вся

 

исто

-

рия

 

развития

 

отечественной

 

элек

-

троэнергетики

 

показывает

что

 

её

 

«

низовой

 

уровень

» (

который

 

часто

 

называют

  «

коммунальной

 

энер

-

гетикой

») 

всегда

 

развивался

 

в

 

не

-

простых

 

условиях

Чаще

 

всего

 

это

 

не

 

развитие

а

 

существование

 

или

 

даже

 

элементарное

 

выживание

Причин

 

здесь

 

много

но

 

есть

 

и

 

ряд

 

существенных

:

• 

внутренние

 

проблемы

 

боль

-

шинства

 

распределительных

 

электросетевых

 

компаний

 

(

далее

 

РЭСК

), 

связанные

 

со

 

структурой

 

и

 

управлением

 

компанией

накопившиеся

 

за

 

много

 

лет

  «

традиции

 

в

 

работе

», 

обуславливающие

 

принцип

 

их

 

работы

 «

по

 

старинке

»;

• 

сильнейшая

 

зависимость

 

дея

-

тельности

 

РЭСК

 

от

 

муниципаль

-

ных

 

и

 

региональных

 

органов

 

власти

в

 

том

 

числе

 

обуслов

-

ленная

 

формой

 

собственности

если

 

это

 

государственные

 

уни

-

тарные

 

предприятия

При

 

этом

занимаясь

 

мелочной

 

опекой

региональные

 

власти

 

в

 

стране

 

часто

 

не

 

стимулируют

 

компа

-

нии

 

коммунальной

 

энергетики

 

к

 

эффективному

 

развитию

их

 

устраивает

  «

статус

-

кво

» — «

свои

 

люди

», «

зачем

 

лишняя

 

головная

 

боль

 

от

 

каких

-

либо

 

реформ

» 

и

 

т

.

д

.;

• 

финансирование

 

по

  «

остаточно

-

му

 

принципу

», 

когда

 

регулирую

-

щие

 

органы

 

очень

 

часто

 

сокра

-

щают

 

необходимые

 

затраты

 

деятельности

 

компаний

в

 

том

 

числе

 

и

 

с

 

целью

  «

сдерживания

» 

роста

 

тарифов

В

 

официальной

 

и

 

неофициаль

-

ной

 

обстановке

 

выдвигается

 

и

 

та

-

кой

 

аргумент

: «

Зачем

 

много

 

давать

Проблемы 

территориальных 

распределительных 

электросетевых 

компаний

Содержание данной статьи отражает личное мнение 
автора, который в течение многих лет работал в ОАО 
«Иркутскэнерго» и в распределительной электросете-
вой компании Иркутской области ОГУЭП «Облкоммун-
энерго» и готов обсудить её содержание с научно-техни-
ческим и административным сообществом.

Владимир ГОЛОВЩИКОВ, генеральный директор

 СРО НП «Восточно-Сибирское объединение

 энергоаудиторов», к.т.н., ст.н.с. РАН


Page 3
background image

115

 3 (24), 

май

июнь

, 2014

Они

 

не

 

осваивают

 

и

 

выделяемые

 

средства

например

 

систематиче

-

ски

 

не

 

выполняют

 

инвестиционные

 

программы

 

и

 

т

.

д

., 

и

 

многолетняя

 

практика

 

это

 

подтверждает

». 

И

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

это

 

справед

-

ливо

В

 

то

 

же

 

время

 

не

 

следует

 

за

-

бывать

что

 

именно

 

коммунальная

 

энергетика

 

в

 

целом

 

и

 

РЭСК

 

в

 

част

-

ности

 

главным

 

образом

 

обеспе

-

чивают

 

электрической

 

и

 

тепловой

 

энергией

водой

 

и

 

газом

 

население

 

и

 

социальную

 

сферу

Этой

 

группе

 

потребителей

 

важны

 

не

 

грандиоз

-

ные

 

стройки

 

энергетики

для

 

них

 

в

 

первую

 

очередь

 

важно

 

надёжное

 

и

 

качественное

 

энергоснабжение

 

в

 

посёлке

доме

школе

 

и

 

т

.

д

Электро

-

снабжение

 

населения

 

и

 

социальной

 

сферы

например

в

 

основном

 

зави

-

сит

 

от

 

развития

 

распределительных

 

сетей

  (

линий

 0,4—35 

кВ

 

и

 

транс

-

форматорных

 

подстанций

). 

По

 

вы

-

шеперечисленным

 

причинам

 

физи

-

ческий

 

износ

 

электрических

 

сетей

 

в

 

большинстве

 

РЭСК

 

превысил

 

70%, 

а

 

по

 

некоторым

 

регионам

 — 

не

 

менее

 80%! 

В

 

таких

 

условиях

 

де

-

кларирование

 

этими

 

компаниями

 

принципа

  «

надёжное

 

и

 

качествен

-

ное

 

энергоснабжение

 

потребите

-

лей

» 

становится

 

пустым

 

звуком

Ещё

 

хуже

 

ситуация

 

в

 

РЭСК

 

с

  «

мо

-

ральным

 

износом

» 

оборудования

Проиллюстрируем

 

сказанное

 

на

 

примере

 

крупнейшей

 

РЭСК

 

Иркут

-

ской

 

области

 

с

 

областной

 

формой

 

собственности

 

ОГУЭП

  «

Облкомму

-

нэнерго

» (

ОГУЭП

 

ОКЭ

). 

В

 

Иркутской

 

области

 (

как

 

и

 

везде

 

в

 

стране

функ

-

ционирует

 

множество

 

компаний

которые

 

осуществляют

 

передачу

 

электроэнергии

 

по

 

своим

 

сетям

 

по

-

требителям

 

и

 

которым

 

Служба

 

по

 

та

-

рифам

  (

СТ

установила

 

соответству

-

ющие

 

тарифы

 

на

 

эти

 

услуги

Таких

 

компаний

 

более

 

тридцати

различ

-

ных

 

форм

 

собственности

 

и

 

разме

-

ров

 

и

 

с

 

различной

 

эффективностью

 

функционирования

 — 

от

  «

на

 

грани

 

банкротства

» 

до

 

достаточно

 

успеш

-

ных

Например

Братские

 

электри

-

ческие

 

сети

частная

 

собственность

финансово

 

устойчивая

Самая

 

круп

-

ная

 — 

ОАО

  «

Иркутская

 

электросете

-

вая

 

компания

» (

ОАО

  «

ИЭСК

»), 

выде

-

ленная

 (

по

 

закону

в

 

своё

 

время

 

из

 

структуры

 

энергетического

 

гиганта

 — 

ОАО

  «

Иркутскэнерго

». 

Эта

 

компания

 

эксплуатирует

 

и

 

развивает

 

свои

 

сети

 

как

 

напряжением

 110—500 

кВ

  (

не

 

входящие

 

в

 

структуры

 «

Россети

»), 

так

 

и

 

распределительные

 — 04—35 

кВ

 

(

около

 10 

тыс

км

). 

ОАО

  «

ИЭСК

» 

яв

-

ляется

 

также

 «

оператором

 

котлового

 

метода

» 

в

 

Иркутской

 

области

.

ОГУЭП

 

ОКЭ

вторая

 

по

 

величи

-

не

 

электросетевая

 

компания

 

после

 

ОАО

 «

ИЭСК

», 

включает

 

в

 

себя

 2 

тыс

сотрудников

, 9400 

км

 

линий

 

элек

-

тропередачи

 

напряжением

 0,4—

35 

кВ

более

 

трёх

 

тысяч

 

трансфор

-

маторных

 

подстанций

зона

 

обслу

-

живания

 — 28 

районов

 

Иркутской

 

области

 

с

 

населением

 

более

 1 

млн

 

человек

Структура

 

потребителей

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

население

 — 61%, 

бюд

-

жетники

 

различного

 

уровня

 — 22, 

ЖКХ

 — 7 

и

 

остальные

 — 10%. 

Полез

-

ный

 

отпуск

 

электроэнергии

 

в

 2013 

году

 

составил

 

около

 3,5 

млрд

 

кВт

ч

Из

 

приведённых

 

данных

 

видно

что

 

социальная

 

значимость

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

велика

Оно

 

было

 

создано

 

как

 

еди

-

ное

 

предприятие

 

коммунальной

 

энергетики

До

 2006 

года

 

каких

-

либо

  

производственных

 

успехов

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

не

 

имело

в

 

основном

 

зани

-

малось

 

текущей

 

эксплуатацией

ремонтами

небольшим

 

электро

-

сетевым

 

строительством

 

и

 

сбытом

 

электроэнергии

 

своим

 

абонентам

при

 

этом

 

шли

 

непрерывные

 

споры

 

с

 

ОАО

  «

ИЭСК

» 

и

 

Энергосбытом

 

ОАО

 

«

Иркутскэнерго

» (

теперь

 

ООО

 «

Иркут

-

ская

 

энергосбытовая

 

компания

» — 

ООО

  «

ИЭСБК

») 

по

 

неплатежам

  (

мил

-

лионные

 

задолженности

со

 

стороны

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

С

 

начала

 2007 

года

 

си

-

туация

 

резко

 

изменилась

Началась

 

непрерывная

 

полоса

 

смены

 

гене

-

ральных

 

директоров

В

 

настоящее

 

время

 (

с

 

августа

 2013 

года

это

 

уже

 

десятый

 

генеральный

 

директор

При

 

этом

 

методы

 

управления

 

компанией

 

фактически

 

не

 

менялись

а

 

частая

 

смена

 

руководства

 

вносила

 

откро

-

венную

 

сумятицу

 

в

 

коллектив

кото

-

рый

 

привык

 

к

  «

вялотекущему

 

функ

-

ционированию

» 

предприятия

 

без

 


Page 4
background image

116

СЕТИ РОССИИ

каких

-

либо

 

прогнозов

 

на

 

будущее

Каждый

 

новый

 

директор

 

начинал

 

с

 

обещаний

  «

возродить

 

компанию

 

в

 

кратчайшие

 

сроки

». 

Для

 

оценки

 

текущего

 

состояния

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

и

 

его

 

перспектив

 

автор

 

статьи

 

дваж

-

ды

 (

в

 2010 

и

 2013 

годах

проводил

 

SWOT-

анализ

 

компании

выявляя

 

её

 

сильные

 

и

 

слабые

 

стороны

возмож

-

ности

 

и

 

угрозы

Каковы

 

итоги

 

этого

 

анализа

«

Сильных

 

сторон

»

 

очень

 

мало

:

• 

развитая

 

схема

 

распределитель

-

ных

 

электрических

 

сетей

;

• 

многолетний

 

опыт

  (

различного

 

качества

оказания

 

электросете

-

вых

 

услуг

;

• 

социальная

 

ориентированность

 

предприятия

 (

в

 

отличие

 

от

 

других

 

условных

 

конкурентов

); 

• 

пока

 

сохраняющееся

 

опре

-

делённое

 

доверие

 

клиентов

 

к

 

предприятию

 

как

 

организации

 

государственной

 

формы

 

соб

-

ственности

  (

многих

 

потребите

-

лей

 

пугает

 

слово

 «

частник

»). 

«

Слабые

 

стороны

»

 

деятельности

 

предприятия

 — 

их

 

очень

 

много

вот

 

некоторые

 

из

 

них

:

• 

высокая

 

степень

 

износа

 

основ

-

ных

 

фондов

 (

более

 80%!);

• 

практическое

 

отсутствие

 

рыча

-

гов

 

воздействия

 

на

  «

оператора

 

котлового

 

метода

» — 

организа

-

цию

распределяющую

 

между

 

электросетевыми

 

компаниями

 

оплату

 

за

 

электросетевые

 

услуги

;

• 

основной

 

объём

 

сетей

 

состав

-

ляют

 

распределительные

 

сети

 

низких

 

классов

 

напряжения

 

(

это

 

определяется

 

структурой

 

потребителей

), 

и

 

одно

 

из

 

след

-

ствий

 — 

высокий

 

уровень

 

потерь

 

электроэнергии

 

в

 

сетях

 (

по

 

неко

-

торым

 

районам

 

более

 20% 

с

 

учётом

 «

коммерческих

» 

потерь

);

• 

отсутствие

 

целенаправленной

 

политики

 

по

 

функционированию

 

и

 

развитию

 

компании

 

на

 

пер

-

спективу

;

• 

раздробленность

 

центрального

 

аппарата

  (

и

 

управления

 

фили

-

алов

без

 

соответствующего

 

кадрового

 

наполнения

 

и

 

пропи

-

санного

 

функционала

 

управлен

-

ческих

 

структур

;

• 

отсутствуют

 

прописанные

 

биз

-

нес

-

процессы

 

и

 

бизнес

-

планы

 

компании

;

• 

недостаточная

 

общеэнергетиче

-

ская

экономическая

 

и

 

право

-

вая

 

культура

 

многих

 

инженерно

-

технических

 

работников

;

• 

не

 

сформирована

 

в

 

достаточном

 

объёме

 

техническая

 

политика

основанная

 

на

 

массовом

 

вне

-

дрении

 

современных

 

технологий

 

и

 

современного

 

оборудования

;

• 

слабая

 

постановка

 

процесса

 

обучения

 

и

 

повышения

 

квали

-

фикации

 

персонала

;

• 

отсутствует

 

развитая

 

система

 

мотивации

 

персонала

;

• 

слабая

 

исполнительская

 

дис

-

циплина

массовое

 

издание

 

всевозможных

 

приказов

 

и

 

распоряжений

 

сформировало

 

у

 

многих

 

сотрудников

 

безразлич

-

ное

 

отношение

 

к

 

ним

;

• 

ограниченные

 

возможности

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

по

 

принятию

 

само

-

стоятельных

 

важных

 

решений

 

в

 

компании

  (

по

 

причине

 

наличия

 

собственника

 

в

 

лице

 

государ

-

ства

 — 

Иркутской

 

области

).

Если

 

просуммировать

 

ответы

 

лиц

ответственных

 

за

 

основные

 

направления

 

деятельности

 

органи

-

зации

на

 

вопрос

в

 

чём

 

причины

 

«

слабых

 

сторон

», 

то

 

они

 

сводятся

 

фактически

 

к

 

одному

: «

Не

 

хватает

 

денег

мало

 

людей

вот

 

если

 

бы

 

соз

-

дали

 

новый

 

отдел

…». 

РИСКИ

 

И

 

УГРОЗЫ

 

ПРЕДПРИЯТИЯ

Высока

 

вероятность

 

ухода

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

с

 

рынка

 

электросетевых

 

услуг

 

по

 

следующим

 

возможным

 

причинам

:

• 

резкое

 

ухудшение

 

финансового

 

состояния

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

  (

по

 

мно

-

гим

 

показателям

включая

 

рост

 

потерь

огромную

 

кредиторскую

 

и

 

дебиторскую

 

задолженность

 

и

 

т

.

д

.) 

и

как

 

следствие

процедура

 

банкротства

• 

решение

 

Федеральных

 

органов

 

власти

 

иметь

 

только

 

одну

 

РЭСК

 

в

 

регионе

 (

так

 

удобно

 — 

не

 

нужен

 

«

котловой

 

метод

», 

практически

 

устраняются

 

противоречия

 

с

 

гарантирующим

 

поставщиком

 

(

ГП

и

 

т

.

д

.);

• 

возможные

 

изменения

 

в

 

зако

-

нодательстве

 

по

 

организации

 

розничных

 

рынков

 

электро

-

энергии

один

 

регион

 — 

одна

 

компания

;

• 

намерение

 

государства

 

уйти

 

от

 

государственной

 

собственности

 

в

 

коммунальной

 

энергетике

.

Проведённый

 SWOT-

анализ

 

деятельности

 

РЭСК

 

на

 

примере

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

показывает

что

 

нали

-

чие

 

большого

 

количества

  «

слабых

 

сторон

», 

рисков

 

и

 

угроз

 

заставляет

 

радикально

 

изменить

 

подходы

 

к

 

де

-

ятельности

 

РЭСК

Следует

 

отметить

что

по

 

информации

 

из

 

различных

 

источников

  (

СМИ

Интернет

мате

-

риалы

 

конференций

 

и

 

совещаний

непосредственные

 

переговоры

 

с

 

представителями

 

РЭСК

), 

ситуация

 

в

 

большинстве

 

территориальных

 

РЭСК

 

аналогичная

 — 

где

-

то

 

лучше

где

-

то

 

хуже

Но

 

в

 

целом

 

больше

 

не

-

гативная

чем

 

положительная

.

Ранее

 

делались

 

попытки

  «

ре

-

анимировать

» 

ОГУЭП

 

ОКЭ

Были

 

конкретизированы

 

направления

 

развития

 

компании

правильность

 

которых

 

ни

 

на

 

каких

 

уровнях

 

власти

 

никто

 

не

 

оспаривал


Page 5
background image

117

 3 (24), 

май

июнь

, 2014

• 

создание

 

системы

 

управления

 

развитием

 

предприятия

адапти

-

руемой

 

к

 

изменяющейся

 

внеш

-

ней

 

среде

;

• 

повышение

 

уровня

 

надёжности

 

энергоснабжения

 

потребителей

объёмов

 

и

 

качества

 

услуг

ока

-

зываемых

 

предприятием

;

• 

снижение

 

потерь

 

электроэнер

-

гии

 

в

 

сетях

;

• 

улучшение

 

финансово

-

экономи

-

ческих

 

и

 

технологических

 

пока

-

зателей

;

• 

будущее

 

акционирование

 

пред

-

приятия

что

 

позволит

 

привле

-

кать

 

инвестиции

 

и

возможно

сделает

 

целесообразным

 

пере

-

ход

 

на

 RAB-

регулирование

 

в

 

электросетевом

 

бизнесе

 («

спра

-

ведливая

 

доходность

 

на

 

инве

-

стированный

 

капитал

»);

• 

формирование

 

условий

 

для

 

создания

 

в

 

будущем

 

единой

 

рас

-

пределительной

 

электросетевой

 

компании

 

в

 

Иркутской

 

области

Чтобы

 

достичь

 

упомянутых

 

ре

-

зультатов

  (

целей

), 

необходимы

 

со

-

ответствующие

 

значительные

 

фи

-

нансовые

 

ресурсы

Однако

 

СТ

 

не

 

пошла

 

на

 

увеличение

 

затрат

  (

необ

-

ходимая

 

валовая

 

выручка

 — 

НВВ

для

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

на

 2013 

год

спра

-

ведливо

 

мотивируя

 

требованиями

 

Федеральной

 

службы

 

тарифов

 

не

 

допустить

 

рост

 

тарифов

 

для

 

конеч

-

ных

 

потребителей

 

в

 2013 

году

 

более

 

чем

 

на

 6%, 

и

 

в

 

первую

 

очередь

 

за

 

счёт

  «

электросетевой

 

составляю

-

щей

». 

Служба

 

по

 

тарифам

 

также

 

не

 

стала

 

перераспределять

 

общие

 

за

-

траты

 

электросетевого

 

комплекса

 

Иркутской

 

области

 

в

 

пользу

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

Кроме

 

того

руководство

 

СТ

 

справедливо

 

отмечало

что

 

если

 

следовать

 

строго

 

букве

 

закона

то

 

для

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

надо

 

не

 

увеличи

-

вать

 

затраты

а

 

снижать

так

 

как

 

за

 

последнее

 

время

 

предприятие

 

не

 

выполняет

 

в

 

полном

 

объёме

 

важ

-

нейшее

 

направление

 — 

свою

 

ин

-

вестиционную

 

программу

В

 

итоге

 

было

 

принято

 

тарифное

 

решение

на

 2013 

год

 

необходимая

 

валовая

 

выручка

 

для

 

ОГУЭ

 

ОКЭ

 

была

 

утверж

-

дена

 

СТ

 

на

 

уровне

 2,187 

млрд

 

руб

вместо

 

минимально

 

необходимых

 

3,322 

млрд

 

руб

. — 

более

 

чем

 

на

 

миллиард

 

меньше

 

запрашиваемо

-

го

Проблему

 

финансово

-

экономи

-

ческой

 

устойчивости

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 

в

 

2014 

году

 

усугубит

 

и

 

утверждённый

 

норматив

 

потерь

 

электроэнергии

 

в

 

размере

 15,5% (

что

 

тоже

 

очень

 

много

по

 

отношению

 

фактическо

-

му

 16,7% 

в

 2013 

году

За

 

сверх

-

нормативные

 

потери

 

РЭСК

 

платит

 

из

 

своих

 

средств

  (

прямой

 

убыток

за

 

исключением

 

случаев

 

доказан

-

ного

 

фактического

 

объёма

 

потерь

В

 

дальнейшем

 

государство

 

будет

 

требовать

 

ещё

 

большего

 

снижения

 

потерь

 

электроэнергии

 

для

 

повы

-

шения

 

эффективности

 

электросе

-

тевого

 

комплекса

На

 

деятельности

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

  (

в

 

том

 

числе

 

и

 

на

 

его

 

финансовом

 

состоянии

), 

как

ве

-

роятно

и

 

на

 

любой

 

другой

 

РЭСК

отражается

 

и

 

существующая

 

схема

 

взаимоотношений

 

между

 

смежны

-

ми

 

электросетевыми

 

компаниями

«

операторам

 

котла

» 

и

 

сбытовыми

 

организациями

Например

финан

-

совые

 

разногласия

 

между

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

ООО

  «

ИЭСБК

» 

и

 

ОАО

  «

ИЭСК

» 

достигли

 

сотен

 

миллионов

 

рублей

Это

 

связано

 

с

 

формированием

 

(

расчётом

полезного

 

отпуска

 

элек

-

троэнергии

определением

 

фак

-

тических

 

потерь

 

электроэнергии

«

издержками

 

котлового

 

метода

» 

и

 

т

.

д

В

 

значительной

 

мере

 

проблема

 

определяется

 

отсутствием

 

разви

-

той

 

системы

 

учёта

 

электроэнергии

 

на

 

границах

 

большинства

 

РЭСК

 

(

в

 

том

 

числе

 

и

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

и

 

потре

-

бителей

На

 

эффективную

 

работу

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

  (

и

 

других

 

РЭСК

влияет

 

наличие

 

существенных

 

ограниче

-

ний

 

по

 

технической

 

возможности

 

на

 

технологическое

 

присоединение

 

новых

 

потребителей

Проблема

 

не

-

прерывно

 

усугубляется

 

быстрым

 

ро

-

стом

 

бытового

 

электропотребления

 

(

включая

 

электрообогрев

). 

Прирост

 

потребления

 

по

 

группе

 «

население

» 

в

 

Иркутской

 

области

 — 

не

 

менее

 6% 

в

 

год

При

 

этом

 

законодательство

 

требует

 

безусловного

 

удовлетво

-

рения

 

заявок

 

физических

 

лиц

 

на

 

присоединение

 

в

 

сжатые

 

сроки

Но

 

понимание

 

проблемы

 — 

это

 

одно

а

 

реальное

 

её

 

решение

 — 

совершен

-

но

 

другое

Например

по

 

условиям

 

нормального

 

опережающего

 

раз

-

вития

 

объектов

 

электросетевой

 

ин

-

фраструктуры

  (

распределительные

 

сети

 0,4—35 

кВ

для

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

согласно

 

утверждённой

  «

Схемы

 

и

 

программы

 

развития

 

электроэнер

-

гетики

 

Иркутской

 

области

 

на

 2013—

2017 

годы

» (

и

 

скорректированной

 

на

 2014—2018 

годы

), 

ежегодно

 

требуется

 

не

 

менее

 1,5 

млрд

 

руб

.! 

А

 

при

 

ужесточении

 

Правительством

 

РФ

 

тарифной

 

политики

 

эти

 

средства

 

не

 

будут

 

выделены

.  

Приведённая

 

выше

 

информа

-

ция

 

и

 

сделанный

 

анализ

 

служат

 

обосновывающей

 

базой

 

для

 

при

-

нятия

 

решений

 

по

 

электросетево

-

му

 

комплексу

Ситуация

 

в

 

РЭСК

 

в

 

целом

 

чрезвычайно

 

сложная

и

 

при

 

наблюдаемых

 

тенденциях

 

может

 

стать

 

критической

Очередная

 

сме

-

на

 

генерального

 

директора

 

может

 

на

 

начальном

 

периоде

 

исправить

 

ситуацию

 

в

 

отдельных

  (

локальных

элементах

 

деятельности

 

РЭСК

но

 

радикально

 

изменить

 

ситуацию

 

в

 

лучшую

 

сторону

 

в

 

РЭСК

 

по

 

всем

 

направлениям

создав

 

задел

 

для

 

будущего

 

развития

он

 

не

 

сможет

Главная

 

причина

 

в

 

том

  (

и

 

это

 

надо

 

понять

!), 

что

 

проблемы

 

РЭСК

 (

в

 

том

 


Page 6
background image

118

СЕТИ РОССИИ

числе

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

носят

 

системный

 

характер

Приведённые

 

выше

 

не

-

которые

 

данные

 SWOT-

анализа

 

под

-

тверждают

 

данный

 

вывод

Внеш

-

ние

 

условия

в

 

которых

 

предстоит

 

функционировать

 

РЭСК

 

в

 2014 

году

 

и

 

далее

сделают

 

ситуацию

 

ещё

 

бо

-

лее

 

напряжённой

Уже

 

начиная

 

с

 

2011 

года

 

на

 

уровне

 

Правитель

-

ства

 

РФ

 

рассматривается

 

вопрос

 

о

 

сокращении

 

числа

 

распредели

-

тельных

 

электросетевых

 

компаний

 

(

РЭСК

и

 

существенном

 

поднятии

 

эффективности

 

остающихся

 

ком

-

паний

Распоряжением

 

Правитель

-

ства

 

РФ

 

 511-

р

 

от

 03.04.2013 

г

«

Стратегия

 

развития

 

электросете

-

вого

 

комплекса

 

Российской

 

Феде

-

рации

» 

эти

 

намерения

 

оформлены

 

законодательно

В

 

этом

 

распоряже

-

нии

в

 

частности

указывается

:

• 

снижение

 

стоимости

 

техноло

-

гического

 

присоединения

  (

как

 

было

 

показано

 

выше

даже

 

существующих

 

расценок

 

крайне

 

недостаточно

);

• 

снижение

 

операционных

 

рас

-

ходов

 

на

 15% 

к

 2017 

году

 

в

 

рас

-

чёте

 

на

 

единицу

 

обслуживания

 

электротехнического

 

оборудова

-

ния

;

• 

снижение

 

удельных

 

инвестици

-

онных

 

расходов

 

на

 30% 

относи

-

тельно

 

уровня

 2012 

года

;

• 

снижение

 

к

 2017 

году

 

величины

 

потерь

 

электроэнергии

 

на

 11% 

по

 

отношению

 

к

 2012 

году

;

• 

снижение

 

количества

 

территори

-

альных

 

сетевых

 

организаций

 

на

 

50% 

к

 2017 

году

 

по

 

отношению

 

к

 2012 

году

 

и

 

ещё

 

на

 50% 

к

 

2030 

году

!

В

  «

Распоряжении

» 

отмечается

что

 

между

 

организациями

 

электро

-

сетевого

 

комплекса

 

будет

 

прово

-

диться

 

регулярный

 

сравнительный

 

анализ

 

по

 

основным

 

показателям

 

эффективности

 

с

 

последующим

 

при

-

нятием

 

соответствующих

 

мер

 

по

 

отстающим

 

компаниям

например

 

поэтапной

 

консолидации

 

террито

-

риальных

 

сетевых

 

организаций

 (

что

 

означает

 

сокращение

 

числа

 

этих

 

компаний

). 

Негативная

 

финансово

-

экономическая

 

ситуация

 

в

 

стране

 

заставила

 

правительство

 

ужесто

-

чить

 

тарифную

 

политику

 

на

 2014 

год

 

(

вероятно

и

 

далее

). 

Принято

 

ре

-

шение

 

о

  «

замораживании

» 

тари

-

фов

 

для

 

регулируемых

 

монополий

в

 

том

 

числе

 

и

 

для

 

электросетевых

 

компаний

Кроме

 

того

были

 

озву

-

ных

 

потребителей

 

требуют

 

громад

-

ного

 

электросетевого

 

строительства

 

и

 

модернизации

 

существующих

 

се

-

тей

Но

 

эти

 

финансовые

 

ресурсы

как

 

было

 

указано

 

выше

не

 

будут

 

предоставлены

Что

 

делать

 

в

 

сложившейся

 

ситу

-

ации

А

 

ответ

 

практически

 

только

 

один

 — 

руководство

 

регионов

 

долж

-

но

 

в

 

качестве

 

своего

 

главнейшего

 

направления

 

деятельности

 

в

 

сфере

 

электросетевого

 

комплекса

 

поста

-

вить

 

задачу

 — 

обеспечение

 

надёжно

-

го

 

энергоснабжения

 

потребителей

 

(

прежде

 

всего

 

социальной

 

сферы

 

и

 

населения

), 

получающих

 

электро

-

энергию

 

на

 

напряжении

 0,4—35 

кВ

в

 

условиях

 

общей

 

острой

 

нехватки

 

финансовых

 

и

 

материальных

 

ресур

-

сов

 

и

 

создание

 

условий

 

для

 

поэтап

-

ного

 

повышения

 

эффективности

 

распределительного

 

электросете

-

вого

 

комплекса

Это

 

единственно

 

правильное

 

направление

поэтому

 

задача

 

спасти

 

любой

 

ценой

 

РЭСК

 

(

ТСО

является

 

абсолютно

 

некон

-

структивной

Рассмотрим

 

возмож

-

ные

 

варианты

 

действий

 (

сценарии

для

 

достижения

 

сформулированной

 

выше

 

цели

 

на

 

примере

 

Иркутской

 

области

Так

 

как

 

суммарные

 

ресур

-

сы

 

основных

 

игроков

 

на

 

условном

 

«

рынке

» 

электросетевых

 

услуг

 — 

ОАО

 

«

ИЭСК

» 

и

 

ОГУЭП

 

ОКЭ

 — 

ограничены

 

тарифными

 

решениями

то

 

необхо

-

димо

 

их

 

объединить

 

для

 

получения

 

результирующего

 

эффекта

 

в

 

рамках

 

одной

 

РЭСК

 

Иркутской

 

области

Это

 

должно

 

стать

 

основным

 

направле

-

нием

 

и

 

для

 

других

 

регионов

 

страны

При

 

таком

 

объединении

 

ресурсов

 

с

 

большой

 

вероятностью

 

будет

 

даже

 

наблюдаться

 

синергетический

 

эф

-

фект

Следует

 

отметить

что

 

в

 

Ир

-

кутской

 

области

как

 

указывалось

 

выше

имеется

 

также

 

несколько

 

де

-

сятков

 

мелких

 

электросетевых

 

орга

-

низаций

 (

различные

 

предприятия

 

с

 

различной

 

формой

 

собственности

 — 

более

 

тридцати

), 

но

 

они

 

не

 

влияют

 

на

 

общую

 

ситуацию

Консолидация

 

их

 

электросетевых

 

активов

 — 

дли

-

тельный

 

и

 

трудоёмкий

 

процесс

по

-

этому

 

она

 

должна

 

состояться

но

 

позже

Это

 

следующая

 

задача

Объединение

 

ресурсов

 

должно

 

сопровождаться

 

их

 

экономией

 

за

 

счёт

 

полной

 

ликвидации

 

дублиру

-

ющих

 

функций

 

в

 

объединяемых

 

компаниях

 

в

 

тех