114
СЕТИ
РОССИИ
м
н
е
н
и
е
э
к
с
п
е
р
т
а
мнение эксперт
а
М
ы
много
говорим
об
эффективности
эко
-
номики
в
целом
и
об
энергетике
в
частно
-
сти
.
Однако
практических
действий
крайне
мало
.
Но
реальные
воз
-
можности
повышения
эффектив
-
ности
есть
,
например
в
деятель
-
ности
электросетевых
компаний
.
Хочется
напомнить
,
что
вся
исто
-
рия
развития
отечественной
элек
-
троэнергетики
показывает
,
что
её
«
низовой
уровень
» (
который
часто
называют
«
коммунальной
энер
-
гетикой
»)
всегда
развивался
в
не
-
простых
условиях
.
Чаще
всего
это
не
развитие
,
а
существование
или
даже
элементарное
выживание
.
Причин
здесь
много
,
но
есть
и
ряд
существенных
:
•
внутренние
проблемы
боль
-
шинства
распределительных
электросетевых
компаний
(
далее
РЭСК
),
связанные
со
структурой
и
управлением
компанией
;
накопившиеся
за
много
лет
«
традиции
в
работе
»,
обуславливающие
принцип
их
работы
«
по
старинке
»;
•
сильнейшая
зависимость
дея
-
тельности
РЭСК
от
муниципаль
-
ных
и
региональных
органов
власти
,
в
том
числе
обуслов
-
ленная
формой
собственности
,
если
это
государственные
уни
-
тарные
предприятия
.
При
этом
,
занимаясь
мелочной
опекой
,
региональные
власти
в
стране
часто
не
стимулируют
компа
-
нии
коммунальной
энергетики
к
эффективному
развитию
,
их
устраивает
«
статус
-
кво
» — «
свои
люди
», «
зачем
лишняя
головная
боль
от
каких
-
либо
реформ
»
и
т
.
д
.;
•
финансирование
по
«
остаточно
-
му
принципу
»,
когда
регулирую
-
щие
органы
очень
часто
сокра
-
щают
необходимые
затраты
деятельности
компаний
,
в
том
числе
и
с
целью
«
сдерживания
»
роста
тарифов
.
В
официальной
и
неофициаль
-
ной
обстановке
выдвигается
и
та
-
кой
аргумент
: «
Зачем
много
давать
?
Проблемы
территориальных
распределительных
электросетевых
компаний
Содержание данной статьи отражает личное мнение
автора, который в течение многих лет работал в ОАО
«Иркутскэнерго» и в распределительной электросете-
вой компании Иркутской области ОГУЭП «Облкоммун-
энерго» и готов обсудить её содержание с научно-техни-
ческим и административным сообществом.
Владимир ГОЛОВЩИКОВ, генеральный директор
СРО НП «Восточно-Сибирское объединение
энергоаудиторов», к.т.н., ст.н.с. РАН
115
№
3 (24),
май
–
июнь
, 2014
Они
не
осваивают
и
выделяемые
средства
,
например
систематиче
-
ски
не
выполняют
инвестиционные
программы
и
т
.
д
.,
и
многолетняя
практика
это
подтверждает
».
И
в
большинстве
случаев
это
справед
-
ливо
.
В
то
же
время
не
следует
за
-
бывать
,
что
именно
коммунальная
энергетика
в
целом
и
РЭСК
в
част
-
ности
главным
образом
обеспе
-
чивают
электрической
и
тепловой
энергией
,
водой
и
газом
население
и
социальную
сферу
.
Этой
группе
потребителей
важны
не
грандиоз
-
ные
стройки
энергетики
,
для
них
в
первую
очередь
важно
надёжное
и
качественное
энергоснабжение
в
посёлке
,
доме
,
школе
и
т
.
д
.
Электро
-
снабжение
населения
и
социальной
сферы
,
например
,
в
основном
зави
-
сит
от
развития
распределительных
сетей
(
линий
0,4—35
кВ
и
транс
-
форматорных
подстанций
).
По
вы
-
шеперечисленным
причинам
физи
-
ческий
износ
электрических
сетей
в
большинстве
РЭСК
превысил
70%,
а
по
некоторым
регионам
—
не
менее
80%!
В
таких
условиях
де
-
кларирование
этими
компаниями
принципа
«
надёжное
и
качествен
-
ное
энергоснабжение
потребите
-
лей
»
становится
пустым
звуком
.
Ещё
хуже
ситуация
в
РЭСК
с
«
мо
-
ральным
износом
»
оборудования
.
Проиллюстрируем
сказанное
на
примере
крупнейшей
РЭСК
Иркут
-
ской
области
с
областной
формой
собственности
ОГУЭП
«
Облкомму
-
нэнерго
» (
ОГУЭП
ОКЭ
).
В
Иркутской
области
(
как
и
везде
в
стране
)
функ
-
ционирует
множество
компаний
,
которые
осуществляют
передачу
электроэнергии
по
своим
сетям
по
-
требителям
и
которым
Служба
по
та
-
рифам
(
СТ
)
установила
соответству
-
ющие
тарифы
на
эти
услуги
.
Таких
компаний
более
тридцати
,
различ
-
ных
форм
собственности
и
разме
-
ров
и
с
различной
эффективностью
функционирования
—
от
«
на
грани
банкротства
»
до
достаточно
успеш
-
ных
.
Например
,
Братские
электри
-
ческие
сети
,
частная
собственность
,
финансово
устойчивая
.
Самая
круп
-
ная
—
ОАО
«
Иркутская
электросете
-
вая
компания
» (
ОАО
«
ИЭСК
»),
выде
-
ленная
(
по
закону
)
в
своё
время
из
структуры
энергетического
гиганта
—
ОАО
«
Иркутскэнерго
».
Эта
компания
эксплуатирует
и
развивает
свои
сети
как
напряжением
110—500
кВ
(
не
входящие
в
структуры
«
Россети
»),
так
и
распределительные
— 04—35
кВ
(
около
10
тыс
.
км
).
ОАО
«
ИЭСК
»
яв
-
ляется
также
«
оператором
котлового
метода
»
в
Иркутской
области
.
ОГУЭП
ОКЭ
,
вторая
по
величи
-
не
электросетевая
компания
после
ОАО
«
ИЭСК
»,
включает
в
себя
2
тыс
.
сотрудников
, 9400
км
линий
элек
-
тропередачи
напряжением
0,4—
35
кВ
,
более
трёх
тысяч
трансфор
-
маторных
подстанций
,
зона
обслу
-
живания
— 28
районов
Иркутской
области
с
населением
более
1
млн
человек
.
Структура
потребителей
ОГУЭП
ОКЭ
:
население
— 61%,
бюд
-
жетники
различного
уровня
— 22,
ЖКХ
— 7
и
остальные
— 10%.
Полез
-
ный
отпуск
электроэнергии
в
2013
году
составил
около
3,5
млрд
кВт
•
ч
.
Из
приведённых
данных
видно
,
что
социальная
значимость
ОГУЭП
ОКЭ
велика
.
Оно
было
создано
как
еди
-
ное
предприятие
коммунальной
энергетики
.
До
2006
года
каких
-
либо
производственных
успехов
ОГУЭП
ОКЭ
не
имело
,
в
основном
зани
-
малось
текущей
эксплуатацией
,
ремонтами
,
небольшим
электро
-
сетевым
строительством
и
сбытом
электроэнергии
своим
абонентам
,
при
этом
шли
непрерывные
споры
с
ОАО
«
ИЭСК
»
и
Энергосбытом
ОАО
«
Иркутскэнерго
» (
теперь
ООО
«
Иркут
-
ская
энергосбытовая
компания
» —
ООО
«
ИЭСБК
»)
по
неплатежам
(
мил
-
лионные
задолженности
)
со
стороны
ОГУЭП
ОКЭ
.
С
начала
2007
года
си
-
туация
резко
изменилась
.
Началась
непрерывная
полоса
смены
гене
-
ральных
директоров
.
В
настоящее
время
(
с
августа
2013
года
)
это
уже
десятый
генеральный
директор
.
При
этом
методы
управления
компанией
фактически
не
менялись
,
а
частая
смена
руководства
вносила
откро
-
венную
сумятицу
в
коллектив
,
кото
-
рый
привык
к
«
вялотекущему
функ
-
ционированию
»
предприятия
без
116
СЕТИ РОССИИ
каких
-
либо
прогнозов
на
будущее
.
Каждый
новый
директор
начинал
с
обещаний
«
возродить
компанию
в
кратчайшие
сроки
».
Для
оценки
текущего
состояния
ОГУЭП
ОКЭ
и
его
перспектив
автор
статьи
дваж
-
ды
(
в
2010
и
2013
годах
)
проводил
SWOT-
анализ
компании
,
выявляя
её
сильные
и
слабые
стороны
,
возмож
-
ности
и
угрозы
.
Каковы
итоги
этого
анализа
?
«
Сильных
сторон
»
очень
мало
:
•
развитая
схема
распределитель
-
ных
электрических
сетей
;
•
многолетний
опыт
(
различного
качества
)
оказания
электросете
-
вых
услуг
;
•
социальная
ориентированность
предприятия
(
в
отличие
от
других
условных
конкурентов
);
•
пока
сохраняющееся
опре
-
делённое
доверие
клиентов
к
предприятию
как
организации
государственной
формы
соб
-
ственности
(
многих
потребите
-
лей
пугает
слово
«
частник
»).
«
Слабые
стороны
»
деятельности
предприятия
—
их
очень
много
,
вот
некоторые
из
них
:
•
высокая
степень
износа
основ
-
ных
фондов
(
более
80%!);
•
практическое
отсутствие
рыча
-
гов
воздействия
на
«
оператора
котлового
метода
» —
организа
-
цию
,
распределяющую
между
электросетевыми
компаниями
оплату
за
электросетевые
услуги
;
•
основной
объём
сетей
состав
-
ляют
распределительные
сети
низких
классов
напряжения
(
это
определяется
структурой
потребителей
),
и
одно
из
след
-
ствий
—
высокий
уровень
потерь
электроэнергии
в
сетях
(
по
неко
-
торым
районам
более
20%
с
учётом
«
коммерческих
»
потерь
);
•
отсутствие
целенаправленной
политики
по
функционированию
и
развитию
компании
на
пер
-
спективу
;
•
раздробленность
центрального
аппарата
(
и
управления
фили
-
алов
)
без
соответствующего
кадрового
наполнения
и
пропи
-
санного
функционала
управлен
-
ческих
структур
;
•
отсутствуют
прописанные
биз
-
нес
-
процессы
и
бизнес
-
планы
компании
;
•
недостаточная
общеэнергетиче
-
ская
,
экономическая
и
право
-
вая
культура
многих
инженерно
-
технических
работников
;
•
не
сформирована
в
достаточном
объёме
техническая
политика
,
основанная
на
массовом
вне
-
дрении
современных
технологий
и
современного
оборудования
;
•
слабая
постановка
процесса
обучения
и
повышения
квали
-
фикации
персонала
;
•
отсутствует
развитая
система
мотивации
персонала
;
•
слабая
исполнительская
дис
-
циплина
,
массовое
издание
всевозможных
приказов
и
распоряжений
сформировало
у
многих
сотрудников
безразлич
-
ное
отношение
к
ним
;
•
ограниченные
возможности
ОГУЭП
ОКЭ
по
принятию
само
-
стоятельных
важных
решений
в
компании
(
по
причине
наличия
собственника
в
лице
государ
-
ства
—
Иркутской
области
).
Если
просуммировать
ответы
лиц
,
ответственных
за
основные
направления
деятельности
органи
-
зации
,
на
вопрос
,
в
чём
причины
«
слабых
сторон
»,
то
они
сводятся
фактически
к
одному
: «
Не
хватает
денег
,
мало
людей
,
вот
если
бы
соз
-
дали
новый
отдел
…».
РИСКИ
И
УГРОЗЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ
Высока
вероятность
ухода
ОГУЭП
ОКЭ
с
рынка
электросетевых
услуг
по
следующим
возможным
причинам
:
•
резкое
ухудшение
финансового
состояния
ОГУЭП
ОКЭ
(
по
мно
-
гим
показателям
,
включая
рост
потерь
,
огромную
кредиторскую
и
дебиторскую
задолженность
и
т
.
д
.)
и
,
как
следствие
,
процедура
банкротства
;
•
решение
Федеральных
органов
власти
иметь
только
одну
РЭСК
в
регионе
(
так
удобно
—
не
нужен
«
котловой
метод
»,
практически
устраняются
противоречия
с
гарантирующим
поставщиком
(
ГП
)
и
т
.
д
.);
•
возможные
изменения
в
зако
-
нодательстве
по
организации
розничных
рынков
электро
-
энергии
:
один
регион
—
одна
компания
;
•
намерение
государства
уйти
от
государственной
собственности
в
коммунальной
энергетике
.
Проведённый
SWOT-
анализ
деятельности
РЭСК
на
примере
ОГУЭП
ОКЭ
показывает
,
что
нали
-
чие
большого
количества
«
слабых
сторон
»,
рисков
и
угроз
заставляет
радикально
изменить
подходы
к
де
-
ятельности
РЭСК
.
Следует
отметить
,
что
,
по
информации
из
различных
источников
(
СМИ
,
Интернет
,
мате
-
риалы
конференций
и
совещаний
,
непосредственные
переговоры
с
представителями
РЭСК
),
ситуация
в
большинстве
территориальных
РЭСК
аналогичная
—
где
-
то
лучше
,
где
-
то
хуже
.
Но
в
целом
больше
не
-
гативная
,
чем
положительная
.
Ранее
делались
попытки
«
ре
-
анимировать
»
ОГУЭП
ОКЭ
.
Были
конкретизированы
направления
развития
компании
,
правильность
которых
ни
на
каких
уровнях
власти
никто
не
оспаривал
:
117
№
3 (24),
май
–
июнь
, 2014
•
создание
системы
управления
развитием
предприятия
,
адапти
-
руемой
к
изменяющейся
внеш
-
ней
среде
;
•
повышение
уровня
надёжности
энергоснабжения
потребителей
,
объёмов
и
качества
услуг
,
ока
-
зываемых
предприятием
;
•
снижение
потерь
электроэнер
-
гии
в
сетях
;
•
улучшение
финансово
-
экономи
-
ческих
и
технологических
пока
-
зателей
;
•
будущее
акционирование
пред
-
приятия
,
что
позволит
привле
-
кать
инвестиции
и
,
возможно
,
сделает
целесообразным
пере
-
ход
на
RAB-
регулирование
в
электросетевом
бизнесе
(«
спра
-
ведливая
доходность
на
инве
-
стированный
капитал
»);
•
формирование
условий
для
создания
в
будущем
единой
рас
-
пределительной
электросетевой
компании
в
Иркутской
области
.
Чтобы
достичь
упомянутых
ре
-
зультатов
(
целей
),
необходимы
со
-
ответствующие
значительные
фи
-
нансовые
ресурсы
.
Однако
СТ
не
пошла
на
увеличение
затрат
(
необ
-
ходимая
валовая
выручка
—
НВВ
)
для
ОГУЭП
ОКЭ
на
2013
год
,
спра
-
ведливо
мотивируя
требованиями
Федеральной
службы
тарифов
не
допустить
рост
тарифов
для
конеч
-
ных
потребителей
в
2013
году
более
чем
на
6%,
и
в
первую
очередь
за
счёт
«
электросетевой
составляю
-
щей
».
Служба
по
тарифам
также
не
стала
перераспределять
общие
за
-
траты
электросетевого
комплекса
Иркутской
области
в
пользу
ОГУЭП
ОКЭ
.
Кроме
того
,
руководство
СТ
справедливо
отмечало
,
что
если
следовать
строго
букве
закона
,
то
для
ОГУЭП
ОКЭ
надо
не
увеличи
-
вать
затраты
,
а
снижать
,
так
как
за
последнее
время
предприятие
не
выполняет
в
полном
объёме
важ
-
нейшее
направление
—
свою
ин
-
вестиционную
программу
.
В
итоге
было
принято
тарифное
решение
:
на
2013
год
необходимая
валовая
выручка
для
ОГУЭ
ОКЭ
была
утверж
-
дена
СТ
на
уровне
2,187
млрд
руб
.
вместо
минимально
необходимых
3,322
млрд
руб
. —
более
чем
на
миллиард
меньше
запрашиваемо
-
го
.
Проблему
финансово
-
экономи
-
ческой
устойчивости
ОГУЭП
ОКЭ
в
2014
году
усугубит
и
утверждённый
норматив
потерь
электроэнергии
в
размере
15,5% (
что
тоже
очень
много
)
по
отношению
фактическо
-
му
16,7%
в
2013
году
.
За
сверх
-
нормативные
потери
РЭСК
платит
из
своих
средств
(
прямой
убыток
)
за
исключением
случаев
доказан
-
ного
фактического
объёма
потерь
.
В
дальнейшем
государство
будет
требовать
ещё
большего
снижения
потерь
электроэнергии
для
повы
-
шения
эффективности
электросе
-
тевого
комплекса
.
На
деятельности
ОГУЭП
ОКЭ
(
в
том
числе
и
на
его
финансовом
состоянии
),
как
,
ве
-
роятно
,
и
на
любой
другой
РЭСК
,
отражается
и
существующая
схема
взаимоотношений
между
смежны
-
ми
электросетевыми
компаниями
,
«
операторам
котла
»
и
сбытовыми
организациями
.
Например
,
финан
-
совые
разногласия
между
ОГУЭП
ОКЭ
,
ООО
«
ИЭСБК
»
и
ОАО
«
ИЭСК
»
достигли
сотен
миллионов
рублей
.
Это
связано
с
формированием
(
расчётом
)
полезного
отпуска
элек
-
троэнергии
,
определением
фак
-
тических
потерь
электроэнергии
,
«
издержками
котлового
метода
»
и
т
.
д
.
В
значительной
мере
проблема
определяется
отсутствием
разви
-
той
системы
учёта
электроэнергии
на
границах
большинства
РЭСК
(
в
том
числе
и
ОГУЭП
ОКЭ
)
и
потре
-
бителей
.
На
эффективную
работу
ОГУЭП
ОКЭ
(
и
других
РЭСК
)
влияет
наличие
существенных
ограниче
-
ний
по
технической
возможности
на
технологическое
присоединение
новых
потребителей
.
Проблема
не
-
прерывно
усугубляется
быстрым
ро
-
стом
бытового
электропотребления
(
включая
электрообогрев
).
Прирост
потребления
по
группе
«
население
»
в
Иркутской
области
—
не
менее
6%
в
год
!
При
этом
законодательство
требует
безусловного
удовлетво
-
рения
заявок
физических
лиц
на
присоединение
в
сжатые
сроки
.
Но
понимание
проблемы
—
это
одно
,
а
реальное
её
решение
—
совершен
-
но
другое
.
Например
,
по
условиям
нормального
опережающего
раз
-
вития
объектов
электросетевой
ин
-
фраструктуры
(
распределительные
сети
0,4—35
кВ
)
для
ОГУЭП
ОКЭ
,
согласно
утверждённой
«
Схемы
и
программы
развития
электроэнер
-
гетики
Иркутской
области
на
2013—
2017
годы
» (
и
скорректированной
на
2014—2018
годы
),
ежегодно
требуется
не
менее
1,5
млрд
руб
.!
А
при
ужесточении
Правительством
РФ
тарифной
политики
эти
средства
не
будут
выделены
.
Приведённая
выше
информа
-
ция
и
сделанный
анализ
служат
обосновывающей
базой
для
при
-
нятия
решений
по
электросетево
-
му
комплексу
.
Ситуация
в
РЭСК
в
целом
чрезвычайно
сложная
,
и
при
наблюдаемых
тенденциях
может
стать
критической
.
Очередная
сме
-
на
генерального
директора
может
на
начальном
периоде
исправить
ситуацию
в
отдельных
(
локальных
)
элементах
деятельности
РЭСК
,
но
радикально
изменить
ситуацию
в
лучшую
сторону
в
РЭСК
по
всем
направлениям
,
создав
задел
для
будущего
развития
,
он
не
сможет
!
Главная
причина
в
том
(
и
это
надо
понять
!),
что
проблемы
РЭСК
(
в
том
118
СЕТИ РОССИИ
числе
ОГУЭП
ОКЭ
)
носят
системный
характер
!
Приведённые
выше
не
-
которые
данные
SWOT-
анализа
под
-
тверждают
данный
вывод
.
Внеш
-
ние
условия
,
в
которых
предстоит
функционировать
РЭСК
в
2014
году
и
далее
,
сделают
ситуацию
ещё
бо
-
лее
напряжённой
.
Уже
начиная
с
2011
года
на
уровне
Правитель
-
ства
РФ
рассматривается
вопрос
о
сокращении
числа
распредели
-
тельных
электросетевых
компаний
(
РЭСК
)
и
существенном
поднятии
эффективности
остающихся
ком
-
паний
.
Распоряжением
Правитель
-
ства
РФ
№
511-
р
от
03.04.2013
г
.
«
Стратегия
развития
электросете
-
вого
комплекса
Российской
Феде
-
рации
»
эти
намерения
оформлены
законодательно
.
В
этом
распоряже
-
нии
,
в
частности
,
указывается
:
•
снижение
стоимости
техноло
-
гического
присоединения
(
как
было
показано
выше
,
даже
существующих
расценок
крайне
недостаточно
);
•
снижение
операционных
рас
-
ходов
на
15%
к
2017
году
в
рас
-
чёте
на
единицу
обслуживания
электротехнического
оборудова
-
ния
;
•
снижение
удельных
инвестици
-
онных
расходов
на
30%
относи
-
тельно
уровня
2012
года
;
•
снижение
к
2017
году
величины
потерь
электроэнергии
на
11%
по
отношению
к
2012
году
;
•
снижение
количества
территори
-
альных
сетевых
организаций
на
50%
к
2017
году
по
отношению
к
2012
году
и
ещё
на
50%
к
2030
году
!
В
«
Распоряжении
»
отмечается
,
что
между
организациями
электро
-
сетевого
комплекса
будет
прово
-
диться
регулярный
сравнительный
анализ
по
основным
показателям
эффективности
с
последующим
при
-
нятием
соответствующих
мер
по
отстающим
компаниям
,
например
поэтапной
консолидации
террито
-
риальных
сетевых
организаций
(
что
означает
сокращение
числа
этих
компаний
).
Негативная
финансово
-
экономическая
ситуация
в
стране
заставила
правительство
ужесто
-
чить
тарифную
политику
на
2014
год
(
вероятно
,
и
далее
).
Принято
ре
-
шение
о
«
замораживании
»
тари
-
фов
для
регулируемых
монополий
,
в
том
числе
и
для
электросетевых
компаний
.
Кроме
того
,
были
озву
-
ных
потребителей
требуют
громад
-
ного
электросетевого
строительства
и
модернизации
существующих
се
-
тей
.
Но
эти
финансовые
ресурсы
,
как
было
указано
выше
,
не
будут
предоставлены
!
Что
делать
в
сложившейся
ситу
-
ации
?
А
ответ
практически
только
один
—
руководство
регионов
долж
-
но
в
качестве
своего
главнейшего
направления
деятельности
в
сфере
электросетевого
комплекса
поста
-
вить
задачу
—
обеспечение
надёжно
-
го
энергоснабжения
потребителей
(
прежде
всего
социальной
сферы
и
населения
),
получающих
электро
-
энергию
на
напряжении
0,4—35
кВ
,
в
условиях
общей
острой
нехватки
финансовых
и
материальных
ресур
-
сов
и
создание
условий
для
поэтап
-
ного
повышения
эффективности
распределительного
электросете
-
вого
комплекса
.
Это
единственно
правильное
направление
,
поэтому
задача
спасти
любой
ценой
РЭСК
(
ТСО
)
является
абсолютно
некон
-
структивной
!
Рассмотрим
возмож
-
ные
варианты
действий
(
сценарии
)
для
достижения
сформулированной
выше
цели
на
примере
Иркутской
области
.
Так
как
суммарные
ресур
-
сы
основных
игроков
на
условном
«
рынке
»
электросетевых
услуг
—
ОАО
«
ИЭСК
»
и
ОГУЭП
ОКЭ
—
ограничены
тарифными
решениями
,
то
необхо
-
димо
их
объединить
для
получения
результирующего
эффекта
в
рамках
одной
РЭСК
Иркутской
области
.
Это
должно
стать
основным
направле
-
нием
и
для
других
регионов
страны
.
При
таком
объединении
ресурсов
с
большой
вероятностью
будет
даже
наблюдаться
синергетический
эф
-
фект
!
Следует
отметить
,
что
в
Ир
-
кутской
области
,
как
указывалось
выше
,
имеется
также
несколько
де
-
сятков
мелких
электросетевых
орга
-
низаций
(
различные
предприятия
с
различной
формой
собственности
—
более
тридцати
),
но
они
не
влияют
на
общую
ситуацию
.
Консолидация
их
электросетевых
активов
—
дли
-
тельный
и
трудоёмкий
процесс
,
по
-
этому
она
должна
состояться
,
но
позже
.
Это
следующая
задача
.
Объединение
ресурсов
должно
сопровождаться
их
экономией
за
счёт
полной
ликвидации
дублиру
-
ющих
функций
в
объединяемых
компаниях
в
тех
случаях
,
когда
это
возможно
:
начальники
и
главные
инженеры
филиалов
(
отделений
,
чены
намерения
правительства
осуществить
«
перерегулирование
»
электросетевых
компаний
,
что
под
-
разумевает
изменение
величины
необходимой
валовой
выручки
,
и
наверняка
в
сторону
её
понижения
.
В
такой
ситуации
рассчитывать
на
какое
-
либо
улучшение
финансово
-
экономического
состояния
за
счёт
тарифов
на
услуги
по
передаче
электроэнергии
по
сетям
бессмыс
-
ленно
!
Дотации
из
бюджета
ещё
ме
-
нее
вероятны
(
в
стране
и
регионах
множество
проблем
).
На
совещани
-
ях
различного
уровня
по
энергети
-
ческим
проблемам
,
проведённых
в
последнее
время
,
была
рассмо
-
трена
и
подтверждена
правиль
-
ность
направления
объединения
электросетевых
компаний
с
целью
ликвидации
неэффективных
,
что
легко
определить
по
квартальной
и
годовой
отчётности
,
территориаль
-
ных
сетевых
организаций
—
ТСО
(
РЭСК
).
В
начале
декабря
2013
года
появилась
информация
,
что
Прави
-
тельство
РФ
требует
сократить
из
-
держки
энергокомпаний
(
включая
электросетевые
)
уже
в
2014
году
не
менее
чем
на
10%.
Эти
решения
и
намерения
Правительства
затраги
-
вают
интересы
всех
электросетевых
компаний
,
но
наибольшую
угрозу
в
2014
году
они
несут
компаниям
с
плохими
финансово
-
экономи
-
ческими
и
технологическими
по
-
казателями
.
В
то
же
время
Прави
-
тельство
РФ
на
законодательном
уровне
всё
более
ужесточает
свою
политику
в
части
технологических
присоединений
потребителей
к
электросетям
.
Согласно
«
Правилам
технологического
присоединения
к
электросетям
»
сроки
подключения
для
физических
лиц
существенно
сокращаются
,
при
нарушении
их
наступает
административная
ответ
-
ственность
электросетевых
компа
-
ний
.
В
то
же
время
новое
присоеди
-
нение
потребителей
или
увеличение
мощности
для
ранее
присоединён
-
119
№
3 (24),
май
–
июнь
, 2014
РЭС
),
экономисты
,
юристы
,
ра
-
ботники
кадровых
служб
,
охраны
труда
,
снабжения
,
заведующие
и
начальники
всех
рангов
(
гаражей
,
мастерских
)
и
т
.
д
.
Эти
структуры
и
их
работники
выполняют
,
по
су
-
ществу
,
аналогичные
функции
в
своих
компаниях
.
Более
того
,
производственные
базы
и
адми
-
нистративные
здания
во
многих
регионах
Иркутской
области
нахо
-
дятся
рядом
.
Зоны
обслуживания
двух
электросетевых
компаний
тоже
во
многих
случаях
стыкуют
-
ся
,
а
иногда
даже
пересекаются
.
Из
вышесказанного
следует
,
что
устранение
дублирующих
функций
(
прежде
всего
административно
-
управленческого
персонала
(
АУП
),
но
не
линейного
),
рациональная
кооперация
и
эффективное
исполь
-
зование
материальных
ресурсов
,
планирование
текущей
деятельно
-
сти
и
перспективного
развития
при
создании
единой
РЭСК
,
высвобо
-
дит
имеющиеся
ресурсы
,
которые
будут
направлены
на
эксплуатацию
,
ремонты
и
развитие
электрических
сетей
напряжением
04—35
кВ
.
На
-
пример
,
из
двух
тысяч
сотрудников
ОГУЭП
ОКЭ
специалисты
и
АУП
со
-
ставляют
около
восьмисот
человек
,
то
есть
более
37%.
При
средней
зарплате
30
тыс
.
руб
.
в
месяц
го
-
довой
фонд
зарплаты
составляет
почти
300
млн
руб
.
Если
«
рациона
-
лизировать
»
штатное
расписание
(
ликвидация
многих
должностей
и
перевод
на
другие
должности
),
на
-
пример
,
в
ОГУЭП
ОКЭ
в
объёме
не
менее
двух
третей
упомянутых
категорий
персонала
,
то
годовая
экономия
составила
бы
не
менее
200
млн
руб
.,
и
часть
её
нужно
было
бы
направить
на
повышение
зар
-
платы
оставшемуся
персоналу
.
При
этом
возникают
социальные
про
-
блемы
,
но
в
первую
очередь
должна
решаться
задача
повышения
надёж
-
ности
электроснабжения
потреби
-
телей
.
При
оптимизации
издержек
по
всем
направлениям
деятель
-
ности
объединённой
компании
—
использование
спецтехники
,
орга
-
низация
ремонтов
и
сетевого
строи
-
тельства
,
материально
-
техническое
снабжение
,
и
т
.
д
. —
будет
ещё
суще
-
ственная
экономия
средств
,
подсчи
-
тать
которую
достаточно
просто
.
При
создании
единой
РЭСК
возникает
вопрос
—
на
базе
какой
компании
создавать
объединённую
?
Каждый
регион
должен
сам
ответить
на
этот
вопрос
,
но
Распоряжение
Прави
-
тельсва
РФ
№
511-
р
недвусмыслен
-
но
говорит
:
на
основе
самой
мощ
-
ной
и
эффективной
электросетевой
компании
региона
.
В
Иркутской
области
,
и
это
надо
признать
,
такой
компанией
является
ОАО
«
ИЭСК
».
Преимущества
создания
объ
-
единённой
РЭСК
на
основе
ИЭСК
будут
следующие
:
•
достаточно
короткий
процесс
создания
—
или
через
продажу
сетевых
активов
ОГУЭП
ОКЭ
,
или
через
передачу
в
аренду
электросетей
ОГУЭП
ОКЭ
,
при
этом
областная
собственность
не
исчезает
,
кроме
того
,
если
в
стране
будут
усиливаться
госу
-
дарственные
позиции
в
энер
-
гетике
,
то
возврат
к
ГУП
будет
безболезненным
(
простое
пре
-
кращение
арендных
договорных
отношений
).
Поэтому
вариант
«
аренда
»
предпочтителен
не
только
для
Иркутской
области
,
но
и
для
других
регионов
!;
•
гарантировано
,
что
компания
,
созданная
на
базе
ОАО
«
ИЭСК
»,
будет
работать
лучше
,
исходя
из
сравнения
технико
-
экономиче
-
ских
показателей
объединяемых
компаний
;
•
снимается
большинство
про
-
блем
(
многомиллионных
финан
-
совых
споров
)
во
взаимоотно
-
шениях
с
«
котлодержателем
»
(
ОАО
«
ИЭСК
»)
и
с
гарантирующим
поставщиком
(
ООО
«
ИЭСБК
»).
Каковы
же
необходимые
бли
-
жайшие
действия
?
Так
как
текущий
год
уже
идёт
и
тарифные
решения
на
2014
год
приняты
,
процесс
об
-
суждения
и
принятия
конструктив
-
ных
решений
по
созданию
единых
электросетевых
компаний
хотя
бы
в
2015
году
надо
начинать
немед
-
ленно
.
Это
обсуждение
необходимо
проводить
не
только
в
СМИ
,
но
и
на
рабочих
совещаниях
различно
-
го
уровня
с
выработкой
предложе
-
ний
для
государственных
органов
по
безусловной
реализации
Рас
-
поряжения
Правительства
РФ
от
03.04.2013
г
.
№
511-
р
. (
раздел
VI
и
VII).
Особо
следует
отметить
сле
-
дующий
момент
.
По
имеющейся
информации
,
Правительство
За
-
байкальского
края
приступило
к
оформлению
соглашения
о
взаимо
-
действии
с
ОАО
«
Россети
»
по
реали
-
зации
мероприятий
,
предусмотрен
-
ных
Распоряжением
Правительства
РФ
№
511-
р
по
обеспечению
на
-
дёжного
электроснабжения
и
соз
-
данию
условий
для
присоединения
к
электрическим
сетям
потребите
-
лей
на
территории
Забайкальского
края
.
В
«
предмете
соглашения
»,
в
частности
,
указывается
:
•
организация
работы
по
при
-
ёмке
-
передаче
электросетевых
объектов
ОАО
«
РЖД
»
и
других
смежных
сетевых
организаций
,
расположенных
на
территории
Забайкальского
края
,
в
эксплу
-
атационное
обслуживание
ОАО
«
Россети
»;
•
консолидация
в
собственности
предприятия
ОАО
«
Россети
»
«
безхозных
»,
а
также
принад
-
лежащих
мелким
территори
-
альным
сетевым
компаниям
и
муниципальным
образованиям
Забайкальского
края
электриче
-
ских
сетей
.
Из
этого
следует
,
что
процесс
,
направление
которому
задало
Пра
-
вительство
РФ
,
уже
пошёл
.
И
другие
регионы
страны
не
должны
оста
-
ваться
в
стороне
от
этого
процесса
.
Только
такими
усилиями
можно
обе
-
спечить
надёжное
и
качественное
электроснабжение
населения
и
со
-
циальной
сферы
.
Оригинал статьи: Проблемы территориальных распределительных электросетевых компаний
Содержание данной статьи отражает личное мнение автора, который в течение многих лет работал в ОАО «Иркутскэнерго» и в распределительной электросетевой компании Иркутской области ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и готов обсудить её содержание с научно-техническим и административным сообществом.