10
XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
ВАСИЛЬЕВ А.П.,
начальник отдела формирования перспективных схем электрических сетей
Департамента технического развития ОАО «МРСК Северо-Запада», к.т.н.
ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СХЕМ
ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
Р
азработка схем и программ перспек-
тивного развития электроэнергетики
субъектов Российской Федерации
должна выполняться в соответствии с требо-
ваниями Постановления Правительства
Российской Федерации от 17.10.2009 г.
№ 823 «О схемах и программах перспективного
развития электроэнергетики».
Организация разработки схем и программ
развития на пятилетний период
и ежегодные их корректировки
возложены на Правительства
субъектов Российской Федерации.
Однако эта работа выполняется
не на должном уровне. Планиро-
вание развития электрических
сетей не учитывает существенные
изменения в электроэнергетике,
современные требования по
обеспечению надёжности элек-
трических сетей и их эксплуата-
ции. Покажем это на примере ОАО
«МРСК Северо-Запада» (рис.).
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ОБ ОАО
«МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА»
Основная задача — транспорт
и распределение электроэнергии,
технологическое присоединение
потребителей к сети.
Площадь обслуживаемой территории: 1,6 млн
км
2
— 9,2% территории России.
Население обслуживаемой территории: 6 млн
чел. — 4,2% населения России.
Территория обслуживания: Архангельская,
Вологодская, Мурманская, Новгородская и
Псковская области, Республики — Карелия и
Коми.
Рис. Территория обслуживания ОАО «МРСК Северо-Запада»
11
2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород
Количество подстанций, шт.
37422
в том числе 220 кВ
2
150 кВ
29
110 кВ
536
35 кВ
582
6—20/0,4 кВ
36273
Суммарная трансформаторная
мощность, МВА
25226
Протяжённость воздушных линий,
км
161427
Электропередачи по трассе, км
145621
в том числе: 220 кВ
110
150 кВ
2151
110 кВ
18262
35 кВ
12035
6—20 кВ
76925
0,4 кВ
36137
Протяжённость кабельных линий
электропередачи, км
8115
в том числе: 110 кВ
4
35 кВ
3
6-20 кВ
4120
0,4 кВ
3989
Количество производственных
отделений/районов электрических
сетей
29/135
Состояние электрических сетей и процес-
сы, характеризующие их состояние, можно
охарактеризовать следующими показателями
(табл. 1):
• количество закрытых центров питания —
показатель, характеризующий доступность
электросетевой инфраструктуры для техно-
логического присоединения дополнительной
электрической нагрузки;
• прогноз роста электрических нагрузок —
показатель, характеризующий рост потребле-
ния электрической энергии на перспективу;
• износ оборудования — показатель, опреде-
ляющий величину морального и физического
износа основных фондов электросетевой
организации в процентном отношении к
отчётному году;
• количество заявок на технологическое присо-
единение (дифференцированно по объёму
запрашиваемой мощности) — показатель,
характеризующий потребность в электро-
энергии.
Негативный характер показателей сохранится
до 2018 года включительно. Если учесть, что
в больших городах большинство подстанций
напряжением 35 кВ и выше закрыты для присо-
единения новых потребителей (в ОАО «МРСК
Северо-Запада» таких подстанций более 100),
можно сделать вывод, что электрические сети
сдерживают развитие городов и промышлен-
ности.
Табл. 1. Изменение состояния электрических сетей ОАО «МРСК Северо-Запада» в 2014 г.
и в перспективе на 2015—2018 гг.
Показатели
2014
2015
2016
2017
2018
факт
прогноз
прогноз
прогноз
прогноз
Количество закрытых
центров питания, %
7,67
7,5
7,3
7
6,8
Износ основных фондов, %
66,81
67,23
67,65
67,98
68,12
Потери электроэнергии в
сетях, млн кВт·ч
2624
2585
2558
2530
2498
Объём присоединяемой
мощности, МВт
425
332
235
252
269
В том числе объекты
генерации
44
23
0
0
0
Количество присоединений
до 15 кВт, шт.
15955
13732
14623
15418
16200
12
XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
ТРЕБОВАНИЯ
К ПЛАНИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ
Основные цели и задачи разработки схем и
программ перспективного развития:
• планирование развития региональных энерго-
систем России;
• обеспечение синхронизации развития маги-
стральной и распределительной сети для
формирования инвестиционных программ
ДЗО ОАО «Россети»;
• разработка предложений по развитию распре-
делительных электрических сетей напряже-
нием 35 кВ и выше субъекта РФ в пятилетний
период для обеспечения надёжного электро-
снабжения потребителей;
• разработка технико-экономических обоснова-
ний строительства (реконструкции) распреде-
лительных электрических сетей напряжением
35 кВ и выше на территории субъекта РФ;
• информационное обеспечение органов регио-
нальной исполнительной власти при формиро-
вании государственной региональной полити-
ки в сфере электроэнергетики;
• обеспечение координации планов развития
топливно-энергетического комплекса, транс-
портной инфраструктуры, схем территориаль-
ного планирования и программ перспективно-
го развития электроэнергетики.
При разработке схем и программ перспектив-
ного развития регионов должны решаться следу-
ющие задачи:
• разработка стратегии развития распредели-
тельного электросетевого комплекса на осно-
вании прогноза электропотребления и увели-
чения числа подключаемых потребителей к
распределительным сетям;
• разработка стратегии эффективного функцио-
нирования, повышения надёжности распреде-
лительных электрических сетей 6—20 кВ;
• повышение качества поставляемой потребите-
лям электрической энергии;
• сокращение времени оперативных переключе-
ний;
• снижение ущерба от аварий в распределитель-
ном электросетевом комплексе;
• повышение эффективности капиталовложе-
ний при реконструкции, техническом перево-
оружении, расширении и новом строительстве
электросетевых объектов;
• оптимизация эксплуатационных затрат;
•
обеспечение безопасного обслуживания
оборудования электросетевого комплекса.
СУЩЕСТВУЮЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ И ЕЁ НЕДОСТАТКИ
Разработка схем и программ перспективно-
го развития регионов должна выполняться с
учетом:
• требований Постановления Правительства
Российской Федерации от 17.10.2009 № 823
«О схемах и программах перспективного
развития электроэнергетики»;
• федеральных целевых программ;
• инвестиционных программ субъектов электро-
энергетики;
• отчётных материалов ОАО «СО ЕЭС»;
• отчётных материалов ДЗО ОАО «Россети».
Стратегия развития электрических сетей
напряжением 35 кВ и выше субъекта Российской
Федерации разрабатывается в двух вариантах:
• умеренном, учитывающем необходимые меро-
приятия по техническому перевооружению и
реконструкции эксплуатируемого оборудова-
ния, прохождению осенне-зимних периодов,
исполнению заключённых договоров об
осуществлении технологического присоедине-
ния;
• максимальном, учитывающем опережающее
развитие электрических сетей в соответствии
с планами развития регионов и генерирующих
компаний.
Стратегия развития также должна учитывать
установленные в ОАО «Россети» показатели
качества планирования (табл. 2).
Анализ показал, что разработанные схемы и
программы перспективного развития электро-
энергетики субъектов Российской Федерации в
большинстве случаев не соответствуют установ-
ленным требованиям, нет необходимых расчётов
режимов сетей, не определены приоритеты
развития, не разрабатываются схемы развития
электроэнергетики больших городов (областных
центров), не выделяются необходимые средства
на их выполнение.
Иногда схемы и программы перспективного
развития разрабатываются без привлечения
специализированных проектных организаций
подразделениями администраций субъектов
Российской Федерации.
13
2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород
В связи с этим необходимо внести дополнения
и изменения в Постановление Правительства
Российской Федерации от 17.10.2009 г. № 823
«О схемах и программах перспективного разви-
тия электроэнергетики» по повышению ответ-
ственности Правительств субъектов Российской
Федерации за исполнение его требований, за
полноту, качество и своевременность разработ-
ки схем и программ перспективного развития
электроэнергетики, разработки отдельных схем
и программ развития электроэнергетики боль-
ших городов и промышленных центров. При
существующей организации разработки схем
и программ перспективного развития электро-
энергетики невозможно выполнить установлен-
ные показатели, приведённые в табл. 2.
Необходимо создать качественную методо-
логию разработки: схем и программ перспек-
тивного развития электроэнергетики субъектов
Российской Федерации; электросетевого
комплекса филиалов МРСК и ФСК ОАО «Россе-
ти»; распределительных сетей 6—20 кВ райо-
нов электрических сетей. Часть нормативных
документов может быть выполнена в рамках
НИОКР.
Разработка схем и программ перспективного
развития распределительных сетей 6—20 кВ
должна учитывать концепцию Smart Grid.
Необходима методология разработки
схем и программ перспективного развития
распределительных сетей, позволяющая решать
задачи с учётом современных требований и при
активном взаимодействии с потребителями по
услугам электроснабжения. Необходима разра-
ботка «тарифного меню», охватывающего все
виды услуг для потребителя электроэнергии,
что позволяет сделать тарифы прозрачными, а
может быть, и позволит снизить их для многих
потребителей.
Для этого необходимо прежде всего разра-
ботать «Типовые технические требования к
разработке схем перспективного развития
распределительных сетей напряжением
6—20 кВ, организации их эксплуатационного и
оперативного обслуживания с использованием
комплексной автоматизации», которые должны
применяться при разработке:
• схем перспективного развития электрических
сетей напряжением 6—20 кВ;
• систем организации эксплуатационного и
оперативного обслуживания районов электри-
ческих сетей;
• комплексной системы автоматизации элек-
трических сетей на основе единого информа-
ционного пространства, охватывающего АСУ
ТП, АИСКУЭЭ, РЗиА, мониторинга качества
электроэнергии и состояния оборудования;
• системы отыскания мест повреждения;
• технических условий на технологическое
присоединение;
Табл. 2. Показатели качества планирования
Количественные показатели
Единица
измерения
2014 г.
2015 г. 2016 г.
Наличие в установленные сроки утверждённой Схемы и програм-
мы развития электроэнергетики субъектов РФ
утверждена
да/нет
да
да
да
Количество пообъектных изменений в Схеме и программе разви-
тия электроэнергетики субъектов Российской Федерации в части
электрических сетей ДЗО ОАО «Россети» при корректировке
следующих периодов регулирования
%
40
30
20
Реализация ДЗО «Россети» Схемы и программы развития электро-
энергетики субъекта Российской Федерации в запланированные
сроки в части электросетевого хозяйства
%
60
70
80
Количество электросетевых объектов с инновационными решени-
ями в Схеме и программе развития электроэнергетики субъекта
Российской Федерации
%
10
20
30
Уменьшение количества закрытых центров питания
%
5
7
10
Динамика изменения отношения полезного отпуска ДЗО ОАО
«Россети» к объёму капиталовложений в год
%
2
3
5
14
XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»
•
технических заданий на проектирование
распределительных электросетевых объек-
тов при новом строительстве, расширении и
реконструкции;
• проектов под строительство электросетевых
объектов распределительных сетей.
Это позволит обеспечить:
• нормативно-технической
документацией
процесс разработки и проектирования схем
перспективного развития 6—20 кВ с учётом
новейших достижений науки и техники, техно-
логий Smart Grid, технико-экономическое
обоснование решений развития электрических
сетей и средств их эксплуатации и управле-
ния, при которых обеспечивается оптималь-
ная надёжность снабжения потребителей
электрической энергией, в соответствии с их
категорийностью, в необходимых размерах и
требуемого качества;
• упреждающее развитие по отношению к росту
электропотребления и увеличению числа
подключаемых потребителей к распредели-
тельным сетям;
• эффективное функционирование и повыше-
ние надёжности распределительных электри-
ческих сетей 6—20 кВ, уменьшить время на
оперативные переключения, предотвратить
или снизить ущерб от аварий в электросетях,
повысить эффективность капиталовложений в
реконструкцию, техническое перевооружение,
расширение и новое строительство электро-
сетевых объектов, оптимизацию эксплуатаци-
онных затрат.
Должны быть разработаны методические
указания по разработке схем развития, содержа-
щие следующие разделы:
• формат и пояснительная записка по разраба-
тываемой тематике в области перспективного
развития электрических сетей 6—20 кВ;
• формат обоснования применения мероприя-
тий по:
¤ повышению пропускной способности сетей
и их адаптивности к изменяющимся нагруз-
кам, выбору и изменению топологии элек-
трических сетей;
¤
выбору оптимальных классов напряже-
ния;
¤ сетевому резервированию в соответствии
с категорией электроснабжения и значимо-
стью потребителей, а также применению
автономных источников питания;
¤ подключению распределённой генерации к
электрическим сетям 6—20 кВ;
¤
обеспечению нормированного качества
электрической энергии и его мониторинга, в
том числе и с помощью средств энергоучёта;
¤ комплексной автоматизации электрических
сетей, в том числе и секционирования линий
электропередачи, автоматического ввода
резерва, автоматического повторного вклю-
чения, автоматического отключения длин-
ных отпаек (ответвлений), автоматического
обнаружения мест повреждений, автомати-
ческого регулирования напряжения, органи-
зации автоматизированного энергоучёта;
¤ внедрению технологий Smart Grid;
¤ энергоэффективности, энергосбережению и
снижению потерь в электрических сетях;
¤ организации эксплуатации сетей (выбору
оптимальных видов и структуры эксплуа-
тации, количеству и составу эксплуатаци-
онного персонала, норм комплектования
машинами и механизмами);
¤ организации оперативно-технического уп-
равления (ОТУ) — выбор оптимальных видов
организации ОТУ, системы управления и
сбора данных (SCADA-система), подси-
стемы мониторинга текущего состояния
электрической сети (EMS/DMS), подсистемы
управления работами по ремонтам (OMS),
подсистемы управления производством
переключений (NMS), количеству мест бази-
рования ОВБ, требованиям к организации
рабочего места ОВБ и ОДГ;
¤ организации наблюдаемости за работой
электросетевого оборудования и процессом
передачи и распределения электроэнергии
потребителям, в том числе с использова-
нием средств энергоучёта, по организации
каналов связи и требования к ним;
¤ управлению за энергопотреблением;
¤ определению нормы аварийного и техноло-
гического запаса, исходя из технического
состояния сетей и аварийности.
Методические указания также должны вклю-
чать в себя формат:
• типового технического задания на разработку
схем развития;
• технического задания на разработку комплекс-
ной автоматизации технологического процесса
по передаче и распределению электроэнергии
в электрических сетях напряжением 6—20 кВ;
15
2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород
• аналитического отчёта о техническом состоя-
нии распределительных электрических сетей
6—20 кВ;
• предоставления исходных данных, необходи-
мых для разработки схем развития;
• предоставления схем развития электрических
сетей 6—20 кВ.
Всё это позволит разрабатывать схемы и
программы перспективного развития электриче-
ских сетей и планировать их развитие, что отве-
чает требованиям технической политики ОАО
«Россети» и потребностям страны.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
• Необходимо внести дополнения и изменения
в Постановление Правительства Российской
Федерации от 17.10.2009 г. № 823 «О схемах
и программах перспективного развития
электроэнергетики» в части разработки схем
перспективного развития электрических сетей
больших городов и промышленных центров.
• Внести предложения в Правительство Россий-
ской Федерации по повышению ответствен-
ности Правительств субъектов Федерации
за невыполнение требований Постановления
Правительства Российской Федерации от
17.10.2009 г. № 823 «О схемах и программах
перспективного развития электроэнергетики».
•
Определить порядок разработки схем
перспективного развития электрических сетей
территориальных сетевых организаций и РЭС
напряжением 6—20 кВ.
• Разработать методику по применению «тариф-
ного меню» в соответствии с фактическими
задачами электроснабжения потребителей, с
учётом длительной перспективы сдерживания
роста тарифов.
• Подготовить перечень активных взаимодей-
ствий с потребителями по оказываемой услуге
электроснабжения.
• Разработать тарифную политику, учитыва-
ющую задачи стратегии функционирования
электрических сетей и региональной полити-
ки, проводимой органами государственного
управления.
• Создать орган по организации и координации
разработки нормативно-технических докумен-
тов и НИОКР по развитию электрических сетей
и внедрению концепции Smart Grid, разработке
методических указаний по созданию схем
развития электрических сетей напряжением
6—20 кВ РЭС
.
Журнал для специалистов
электросетевого комплекса
Оригинал статьи: Проблемы разработки схем перспективного развития электрических сетей
Разработка схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации должна выполняться в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики».Организация разработки схем и программ развития на пятилетний период и ежегодные их корректировки возложены на Правительства субъектов Российской Федерации. Однако эта работа выполняется не на должном уровне. Планирование развития электрических сетей не учитывает существенные изменения в электроэнергетике, современные требования по обеспечению надёжности электрических сетей и их эксплуатации. Покажем это на примере ОАО «МРСК Северо-Запада»