Проблемы разработки схем перспективного развития электрических сетей

Page 1
background image

Page 2
background image

10

XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

ВАСИЛЬЕВ А.П.,

начальник отдела формирования перспективных схем электрических сетей

 Департамента технического развития ОАО «МРСК Северо-Запада», к.т.н.

ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ СХЕМ 
ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ 
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

Р

азработка схем и программ перспек-
тивного развития электроэнергетики 
субъектов Российской Федерации 

должна выполняться в соответствии с требо-
ваниями Постановления Правительства 
Российской Федерации от 17.10.2009 г. 
№ 823 «О схемах и программах перспективного 
развития электроэнергетики».

Организация разработки схем и программ 

развития на пятилетний период 
и ежегодные их корректировки 
возложены на Правительства 
субъектов Российской Федерации.

Однако эта работа выполняется 

не на должном уровне. Планиро-
вание развития электрических 
сетей не учитывает существенные 
изменения в электроэнергетике, 
современные требования по 
обеспечению надёжности элек-
трических сетей и их эксплуата-
ции. Покажем это на примере ОАО 
«МРСК Северо-Запада» (рис.).

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

 ОБ ОАО 

«МРСК СЕВЕРО-ЗАПАДА»

Основная задача — транспорт 

и распределение электроэнергии, 
технологическое присоединение 
потребителей к сети.

Площадь обслуживаемой территории: 1,6 млн 
км

2

 — 9,2% территории России.

Население обслуживаемой территории: 6 млн 
чел. — 4,2% населения России.
Территория обслуживания: Архангельская, 
Вологодская, Мурманская, Новгородская и 
Псковская области, Республики — Карелия и 
Коми.

Рис. Территория обслуживания ОАО «МРСК Северо-Запада»


Page 3
background image

11

2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород

Количество подстанций, шт.

37422

в том числе 220 кВ 

2

                    150 кВ 

29

                    110 кВ 

536

                    35 кВ 

582

                    6—20/0,4 кВ

36273

Суммарная трансформаторная 

мощность, МВА 

25226

Протяжённость воздушных линий, 
км

161427

Электропередачи по трассе, км

145621

в том числе: 220 кВ 

110

                     150 кВ

2151

                     110 кВ

18262

                      35 кВ

12035

                     6—20 кВ

76925

                     0,4 кВ

36137

Протяжённость кабельных линий 

электропередачи, км

8115

в том числе: 110 кВ

4

35 кВ 

3

6-20 кВ

4120

0,4 кВ

3989

Количество производственных 
отделений/районов электрических 
сетей

29/135

Состояние электрических сетей и процес-

сы, характеризующие их состояние, можно 
охарактеризовать следующими показателями 
(табл. 1):
• количество закрытых центров питания — 

показатель, характеризующий доступность 
электросетевой инфраструктуры для техно-
логического присоединения дополнительной 
электрической нагрузки;

• прогноз роста электрических нагрузок — 

показатель, характеризующий рост потребле-
ния электрической энергии на перспективу;

• износ оборудования — показатель, опреде-

ляющий величину морального и физического 
износа основных фондов электросетевой 
организации в процентном отношении к 
отчётному году;

•  количество заявок на технологическое присо-

единение (дифференцированно по объёму 
запрашиваемой мощности) — показатель, 
характеризующий потребность в электро-
энергии.
Негативный характер показателей сохранится 

до 2018 года включительно. Если учесть, что 
в больших городах большинство подстанций 
напряжением 35 кВ и выше закрыты для присо-
единения новых потребителей (в ОАО «МРСК 
Северо-Запада» таких подстанций более 100), 
можно сделать вывод, что электрические сети 
сдерживают развитие городов и промышлен-
ности.

Табл. 1. Изменение состояния электрических сетей ОАО «МРСК Северо-Запада» в 2014 г. 

и в перспективе на 2015—2018 гг.

Показатели

2014

2015

2016

2017

2018

факт

прогноз

прогноз

прогноз

прогноз

Количество закрытых 
центров питания, %

7,67

7,5

7,3

7

6,8

Износ основных фондов, %

66,81

67,23

67,65

67,98

68,12

Потери электроэнергии в 
сетях, млн кВт·ч

2624

2585

2558

2530

2498

Объём присоединяемой 
мощности, МВт

425

332

235

252

269

В том числе объекты 
генерации

44

23

0

0

0

Количество присоединений 
до 15 кВт, шт.

15955

13732

14623

15418

16200


Page 4
background image

12

XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

ТРЕБОВАНИЯ 

К ПЛАНИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ

Основные цели и задачи разработки схем и 

программ перспективного развития:
•  планирование развития региональных энерго-

систем России;

• обеспечение синхронизации развития маги-

стральной и распределительной сети для 
формирования инвестиционных программ 
ДЗО ОАО «Россети»;

•  разработка предложений по развитию распре-

делительных электрических сетей напряже-
нием 35 кВ и выше субъекта РФ в пятилетний 
период для обеспечения надёжного электро-
снабжения потребителей;

•  разработка технико-экономических обоснова-

ний строительства (реконструкции) распреде-
лительных электрических сетей напряжением 
35 кВ и выше на территории субъекта РФ;

•  информационное обеспечение органов регио-

нальной исполнительной власти при формиро-
вании государственной региональной полити-
ки в сфере электроэнергетики;

• обеспечение координации планов развития 

топливно-энергетического комплекса, транс-
портной инфраструктуры, схем территориаль-
ного планирования и программ перспективно-
го развития электроэнергетики.
При разработке схем и программ перспектив-

ного развития регионов должны решаться следу-
ющие задачи:
• разработка стратегии развития распредели-

тельного электросетевого комплекса на осно-
вании прогноза электропотребления и увели-
чения числа подключаемых потребителей к 
распределительным сетям;

•  разработка стратегии эффективного функцио-

нирования, повышения надёжности распреде-
лительных электрических сетей 6—20 кВ;

•  повышение качества поставляемой потребите-

лям электрической энергии;

•  сокращение времени оперативных переключе-

ний;

•  снижение ущерба от аварий в распределитель-

ном электросетевом комплексе;

• повышение эффективности капиталовложе-

ний при реконструкции, техническом перево-
оружении, расширении и новом строительстве 
электросетевых объектов;

•  оптимизация эксплуатационных затрат;

• 

обеспечение безопасного обслуживания 
оборудования электросетевого комплекса.

СУЩЕСТВУЮЩАЯ МЕТОДОЛОГИЯ 

ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ 

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ И ЕЁ НЕДОСТАТКИ

Разработка схем и программ перспективно-

го развития регионов должна выполняться с 
учетом:
• требований Постановления Правительства 

Российской Федерации от 17.10.2009 № 823 
«О схемах и программах перспективного 
развития электроэнергетики»;

•  федеральных целевых программ;
•  инвестиционных программ субъектов электро-

энергетики;

•  отчётных материалов ОАО «СО ЕЭС»;
•  отчётных материалов ДЗО ОАО «Россети».

Стратегия развития электрических сетей 

напряжением 35 кВ и выше субъекта Российской 
Федерации разрабатывается в двух вариантах:
•  умеренном, учитывающем необходимые меро-

приятия по техническому перевооружению и 
реконструкции эксплуатируемого оборудова-
ния, прохождению осенне-зимних периодов, 
исполнению заключённых договоров об 
осуществлении технологического присоедине-
ния;

• максимальном, учитывающем опережающее 

развитие электрических сетей в соответствии 
с планами развития регионов и генерирующих 
компаний.
Стратегия развития также должна учитывать 

установленные в ОАО «Россети» показатели 
качества планирования (табл. 2). 

Анализ показал, что разработанные схемы и 

программы перспективного развития электро-
энергетики субъектов Российской Федерации в 
большинстве случаев не соответствуют установ-
ленным требованиям, нет необходимых расчётов 
режимов сетей, не определены приоритеты 
развития, не разрабатываются схемы развития 
электроэнергетики больших городов (областных 
центров), не выделяются необходимые средства 
на их выполнение.

 Иногда схемы и программы перспективного 

развития разрабатываются без привлечения 
специализированных проектных организаций 
подразделениями администраций субъектов 
Российской Федерации.


Page 5
background image

13

2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород

В связи с этим необходимо внести дополнения 

и изменения в Постановление Правительства 
Российской Федерации от 17.10.2009 г. № 823 
«О схемах и программах перспективного разви-
тия электроэнергетики» по повышению ответ-
ственности Правительств субъектов Российской 
Федерации за исполнение его требований, за 
полноту, качество и своевременность разработ-
ки схем и программ перспективного развития 
электроэнергетики, разработки отдельных схем 
и программ развития электроэнергетики боль-
ших городов и промышленных центров. При 
существующей организации разработки схем 
и программ перспективного развития электро-
энергетики невозможно выполнить установлен-
ные показатели, приведённые в табл. 2. 

Необходимо создать качественную методо-

логию разработки: схем и программ перспек-
тивного развития электроэнергетики субъектов 
Российской Федерации; электросетевого 
комплекса филиалов МРСК и ФСК ОАО «Россе-
ти»; распределительных сетей 6—20 кВ райо-
нов электрических сетей. Часть нормативных 
документов может быть выполнена в рамках 
НИОКР. 

Разработка схем и программ перспективного 

развития распределительных сетей 6—20 кВ 
должна учитывать концепцию Smart Grid.

Необходима методология разработки 

схем и программ перспективного развития 

распределительных сетей, позволяющая решать 
задачи с учётом современных требований и при 
активном взаимодействии с потребителями по 
услугам электроснабжения. Необходима разра-
ботка «тарифного меню», охватывающего все 
виды услуг для потребителя электроэнергии, 
что позволяет сделать тарифы прозрачными, а 
может быть, и позволит снизить их для многих 
потребителей.

Для этого необходимо прежде всего разра-

ботать «Типовые технические требования к 
разработке схем перспективного развития 
распределительных сетей напряжением 
6—20 кВ, организации их эксплуатационного и 
оперативного обслуживания с использованием 
комплексной автоматизации», которые должны 
применяться при разработке:
•  схем перспективного развития электрических 

сетей напряжением 6—20 кВ;

• систем организации эксплуатационного и 

оперативного обслуживания районов электри-
ческих сетей;

• комплексной системы автоматизации элек-

трических сетей на основе единого информа-
ционного пространства, охватывающего АСУ 
ТП, АИСКУЭЭ, РЗиА, мониторинга качества 
электроэнергии и состояния оборудования; 

•  системы отыскания мест повреждения;
• технических условий на технологическое 

присоединение;

Табл. 2. Показатели качества планирования 

Количественные показатели

Единица 

измерения

2014 г.

2015 г.  2016 г.

Наличие в установленные сроки утверждённой Схемы и програм-
мы развития электроэнергетики субъектов РФ

утверждена 

да/нет

да

да

да

Количество пообъектных изменений в Схеме и программе разви-
тия электроэнергетики субъектов Российской Федерации в части 
электрических сетей ДЗО ОАО «Россети» при корректировке 
следующих периодов регулирования

%

40

30

20

Реализация ДЗО «Россети» Схемы и программы развития электро-
энергетики субъекта Российской Федерации в запланированные 
сроки в части электросетевого хозяйства

%

60

70

80

Количество электросетевых объектов с инновационными решени-
ями в Схеме и программе развития электроэнергетики субъекта 
Российской Федерации

%

10

20

30

Уменьшение количества закрытых центров питания

%

5

7

10

Динамика изменения отношения полезного отпуска ДЗО ОАО 
«Россети» к объёму капиталовложений в год

%

2

3

5


Page 6
background image

14

XX заседание Ассоциации электроснабжения городов России «ПРОГРЕССЭЛЕКТРО»

• 

технических заданий на проектирование 
распределительных электросетевых объек-
тов при новом строительстве, расширении и 
реконструкции;

• проектов под строительство электросетевых 

объектов распределительных сетей.
Это позволит обеспечить:

• нормативно-технической 

документацией 

процесс разработки и проектирования схем 
перспективного развития 6—20 кВ с учётом 
новейших достижений науки и техники, техно-
логий Smart Grid, технико-экономическое 
обоснование решений развития электрических 
сетей и средств их эксплуатации и управле-
ния, при которых обеспечивается оптималь-
ная надёжность снабжения потребителей 
электрической энергией, в соответствии с их 
категорийностью, в необходимых размерах и 
требуемого качества;

•  упреждающее развитие по отношению к росту 

электропотребления и увеличению числа 
подключаемых потребителей к распредели-
тельным сетям;

• эффективное функционирование и повыше-

ние надёжности распределительных электри-
ческих сетей 6—20 кВ, уменьшить время на 
оперативные переключения, предотвратить 
или снизить ущерб от аварий в электросетях, 
повысить эффективность капиталовложений в 
реконструкцию, техническое перевооружение, 
расширение и новое строительство электро-
сетевых объектов, оптимизацию эксплуатаци-
онных затрат.
Должны быть разработаны методические 

указания по разработке схем развития, содержа-
щие следующие разделы:
•  формат и пояснительная записка по разраба-

тываемой тематике в области перспективного 
развития электрических сетей 6—20 кВ;

• формат обоснования применения мероприя-

тий по:
¤ повышению пропускной способности сетей 

и их адаптивности к изменяющимся нагруз-
кам, выбору и изменению топологии элек-
трических сетей;

¤ 

выбору оптимальных классов напряже-
ния;

¤ сетевому резервированию в соответствии 

с категорией электроснабжения и значимо-
стью потребителей, а также применению 
автономных источников питания;

¤ подключению распределённой генерации к 

электрическим сетям 6—20 кВ;

¤ 

обеспечению нормированного качества 
электрической энергии и его мониторинга, в 
том числе и с помощью средств энергоучёта;

¤ комплексной автоматизации электрических 

сетей, в том числе и секционирования линий 
электропередачи, автоматического ввода 
резерва, автоматического повторного вклю-
чения, автоматического отключения длин-
ных отпаек (ответвлений), автоматического 
обнаружения мест повреждений, автомати-
ческого регулирования напряжения, органи-
зации автоматизированного энергоучёта;

¤  внедрению технологий Smart Grid;
¤ энергоэффективности, энергосбережению и 

снижению потерь в электрических сетях;

¤ организации эксплуатации сетей (выбору 

оптимальных видов и структуры эксплуа-
тации, количеству и составу эксплуатаци-
онного персонала, норм комплектования 
машинами и механизмами);

¤ организации оперативно-технического уп-

равления (ОТУ) — выбор оптимальных видов 
организации ОТУ, системы управления и 
сбора данных (SCADA-система), подси-
стемы мониторинга текущего состояния 
электрической сети (EMS/DMS), подсистемы 
управления работами по ремонтам (OMS), 
подсистемы управления производством 
переключений (NMS), количеству мест бази-
рования ОВБ, требованиям к организации 
рабочего места ОВБ и ОДГ;

¤ организации наблюдаемости за работой 

электросетевого оборудования и процессом 
передачи и распределения электроэнергии 
потребителям, в том числе с использова-
нием средств энергоучёта, по организации 
каналов связи и требования к ним;

¤  управлению за энергопотреблением;
¤ определению нормы аварийного и техноло-

гического запаса, исходя из технического 
состояния сетей и аварийности.

Методические указания также должны вклю-

чать в себя формат:
•  типового технического задания на разработку 

схем развития;

•  технического задания на разработку комплекс-

ной автоматизации технологического процесса 
по передаче и распределению электроэнергии 
в электрических сетях напряжением 6—20 кВ;


Page 7
background image

15

2–4 июня 2014 г., Нижний Новгород

•  аналитического отчёта о техническом состоя-

нии распределительных электрических сетей 
6—20 кВ;

• предоставления исходных данных, необходи-

мых для разработки схем развития;

•  предоставления схем развития электрических 

сетей 6—20 кВ.
Всё это позволит разрабатывать схемы и 

программы перспективного развития электриче-
ских сетей и планировать их развитие, что отве-
чает требованиям технической политики ОАО 
«Россети» и потребностям страны.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

•  Необходимо внести дополнения и изменения 

в Постановление Правительства Российской 
Федерации от 17.10.2009 г. № 823 «О схемах 
и программах перспективного развития 
электроэнергетики» в части разработки схем 
перспективного развития электрических сетей 
больших городов и промышленных центров.

•  Внести предложения в Правительство Россий-

ской Федерации по повышению ответствен-
ности Правительств субъектов Федерации 
за невыполнение требований Постановления 
Правительства Российской Федерации от 

17.10.2009 г. № 823 «О схемах и программах 
перспективного развития электроэнергетики».

• 

Определить порядок разработки схем 
перспективного развития электрических сетей 
территориальных сетевых организаций и РЭС 
напряжением 6—20 кВ.

•  Разработать методику по применению «тариф-

ного меню» в соответствии с фактическими 
задачами электроснабжения потребителей, с 
учётом длительной перспективы сдерживания 
роста тарифов.

• Подготовить перечень активных взаимодей-

ствий с потребителями по оказываемой услуге 
электроснабжения.

• Разработать тарифную политику, учитыва-

ющую задачи стратегии функционирования 
электрических сетей и региональной полити-
ки, проводимой органами государственного 
управления.

•  Создать орган по организации и координации 

разработки нормативно-технических докумен-
тов и НИОКР по развитию электрических сетей 
и внедрению концепции Smart Grid, разработке 
методических указаний по созданию схем 
развития электрических сетей напряжением 
6—20 кВ РЭС

.

Журнал для специалистов 
электросетевого комплекса 

 

 


Читать онлайн

Разработка схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации должна выполняться в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики».Организация разработки схем и программ развития на пятилетний период и ежегодные их корректировки возложены на Правительства субъектов Российской Федерации. Однако эта работа выполняется не на должном уровне. Планирование развития электрических сетей не учитывает существенные изменения в электроэнергетике, современные требования по обеспечению надёжности электрических сетей и их эксплуатации. Покажем это на примере ОАО «МРСК Северо-Запада»

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(71), март-апрель 2022

Повышение эффективности производственной деятельности в Группе «Россети»

Интервью Управление сетями / Развитие сетей Управление производственными активами / Техническое обслуживание и ремонты / Подготовка к ОЗП Охрана труда / Производственный травматизм
Интервью с Первым заместителем Генерального директора — Главным инженером ПАО «Россети» А.В. Майоровым
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 2(71), март-апрель 2022

Совершенствование процесса технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителей в границах СНТ. Опыт ПАО «Россети Московский регион»

Управление сетями / Развитие сетей
ПАО «Россети Московский регион»
Спецвыпуск «Россети» № 1(24), март 2022

Передовые технологии группы компаний «Россети»

Управление сетями / Развитие сетей Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
Григорий Гладковский, Дмитрий Капустин (ПАО «Россети»), Эльдар Магадеев (НТС «Россети» / «Россети ФСК ЕЭС»)
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Повышение эффективности почасового прогнозирования электропотребления с помощью моделей машинного обучения на примере Иркутской энергосистемы. Часть 2

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Цифровая трансформация / Цифровые сети / Цифровая подстанция
Томин Н.В. Корнилов В.Н. Курбацкий В.Г.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»