КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
56
Тема номера
Метрополитен является важнейшей составляю-
щей транспортной инфраструктуры столицы. Как
городской электрический подземный транспорт,
метрополитен располагает двумя видами средств
перевозки пассажиров: электроподвижным соста-
вом и эскалаторными станциями. Ежедневно метро-
политен перевозит свыше 8 млн пассажиров.
Метрополитен сегодня — это:
•
16 электродепо
;
•
4500 вагонов электроподвижного состава
;
•
177 станций
;
•
637 эскалаторов
;
•
406 вентиляционных шахт и 773 вентиляцион-
ных агрегата
.
И все это питается системой электроснабжения ме-
трополитена. Система электроснабжения — хозяйство
сложное, она состоит из 297 подстанций, в том числе:
•
39 тяговых подстанций (тп);
•
112 совмещенных тягово-понизительных под-
станций (стп);
•
148 понизительных подстанций (пп)
.
Потребителей метрополитена, подстанции всех
видов и питающие центры Мосэнерго объединяет
развернутая кабельная сеть.
Общая протяженность кабельной сети составляет
свыше
24 тыс. км
.
В кабельную сеть входят:
•
силовые кабель с напряжением от 220 В до 10 КВ
;
•
кабели связи
;
•
кабели контрольные
;
•
кабели управления
.
В систему электроснабжения входит осветитель-
ное хозяйство станций, тоннелей и наземных участ-
ков, насчитывающее свыше 500 тыс. световых точек.
Проблемы пожарной безопасности
кабельных объектов
Московского метрополитена
В. П. Прохоров
, действительный член Всемирной Академии наук
комплексной безопасности, кандидат технических наук, доцент,
начальник отдела пожарной охраны ГУП «Московский метрополитен»
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
57
Тема номера
Для обеспечения городского заказа на перевозку
пассажиров в 2008 году метрополитен израсходо-
вал 1,98 млрд кВт/ч электроэнергии, в том числе на
движение поездов 1,48 млрд кВт/ч.
Кабельная сеть является связующим звеном
между питающими центрами и потребителями
всех видов. Она проложена в тоннелях, наземных
участках, кабельных коллекторах, подэскалатор-
ных коллекторах, кабельных подвалах, шахтах. Все
это можно отнести к кабельным объектам метро-
политена.
Кабельные объекты метрополитена по возрасту
соответствуют его сооружениям. Ряд кабелей экс-
плуатируется с 1935 года. На Сокольнической, Замо-
скворецкой и Арбатско-Покровской линиях кабели
вводов (10 кВ) эксплуатируются более 60 лет.
Значительный физический износ, связанный с
длительными сроками эксплуатации кабельных объ-
ектов, конечно же, должен быть одним из критери-
ев определяющих потребность замены. Есть анализ
повреждений кабелей 10 кВ. В частности, за пери-
од с 2004 по 2008 г. число пробоев кабелей Мосэ-
нерго питающих метро выросло с 31 до 47 пробоев
в год.
Метрополитен ведет работы по замене кабелей.
Ежегодно менялось около 10 км кабелей 10 кВ. Ко-
личество пробоев кабелей в метро за этот же пери-
од сократилось с 39 до 32.
Процентное соотношение причин
повреждений кабеля 10 КВ
Причина отказа
% отказов
Пробой кабеля
70
Пробой на концевой заделке
18
Пробой соединительной муфты
12
При таком процентном соотношении отказов
большая часть кабелей из попавших в статистику
отказов имеет срок эксплуатации свыше 30 лет. По-
хожая статистика имеется и по кабельным объектам
с напряжением ниже 10 кВ. Следует отметить, что
именно эти объекты с силовыми кабелями, а также
с кабелями управления, связи, контроля преоблада-
ют в метрополитене.
Перевозка пассажиров в метрополитене ведет-
ся в условиях соблюдения жесткого графика дви-
жении поездов. График движения в свою очередь
легко уязвим, зависит от многих составляющих, в
том числе и пожарной безопасности кабельных
объектов.
Приведу пример из истории метрополитена.
10 мая 2002 года в 18.54 на ст. Белорусская (коль-
цевая) нарушилась нормальная работа электри-
ческой централизации и автоблокировки. Стрелки
потеряли контроль, перестали работать предупре-
ждающие сигналы. Появился дым из вентиляци-
онного киоска на площади Белорусского вокзала.
В часы пиковых перевозок движение было останов-
лено, отменен 21 поезд, станция Белорусская за-
крывалась на вход и выход на 48 минут.
Расследованием было установлено, что причиной
случая стал пожар кабельной линии в подплатфор-
менном вентиляционно-кабельном коллекторе.
Причиной пожара стало загорание полиуретано-
вой соединительной муфты на кабеле 220 В мар-
ки АСБГВ 3х50, питающем устройства контроля и
управления стрелками и проложенном от понизи-
тельной подстанции П-24 ст. Белорусская в релей-
ную СЦБ (системы централизации и блокировки).
В результате пожара на кабельном объекте огнем
были повреждены 45 кабелей СЦБ и 12 кабелей
связи.
Этот случай отразил характерные проблемы по-
жарной безопасности кабельных объектов метро-
политена. В частности:
1. Физический износ кабельных линий.
2. Преобладание кабелей с горючей оболочкой на
большинстве объектов метрополитена.
3. Наличие большого количества соединитель-
ных муфт, в том числе в подплатформенных кол-
лекторах.
4. Низкий уровень оснащенности кабельных объ-
ектов (на старых станциях) системами пожарной
сигнализации.
5. Отсутствие систем автоматического пожароту-
шения.
6. Отсутствие практики применения средств пас-
сивной защиты кабельных линий.
Рассмотрим решение этих проблем.
1. Обновление кабельных линий
Ежегодно, до 2009 г., метрополитен производил
замену старых кабелей на кабели с оболочкой НГ.
Кабели НГ в метрополитене укладывались свыше 10
лет. В целом их укладка вела к повышению уровня
пожарной безопасности кабельных линий. Однако
при замене старых кабелей на кабели с оболочкой
НГ, на мой взгляд, необходимо соблюдать опреде-
ленную политику. В частности, в кабельных линиях,
представленных кабелями старых марок с горю-
чей изоляцией, замена одного из них на кабель с
оболочкой НГ может привести в условиях пожа-
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
58
Тема номера
ра к повышению уровня токсичности продуктов
горения.
Причины этого известны — наличие элементов
галогенового ряда в химическом составе оболочек
кабелей НГ. Поэтому их применение в метрополите-
нах Западной Европы было запрещено еще в конце
70-х годов прошлого века.
В наших условиях альтернативы кабелям НГ не
было, поэтому замену следовало бы вести по пра-
вилу полной замены кабелей на одном небольшом
объекте. При соблюдении этого правила нет опас-
ности возникновения и тем более развития пожара.
Теперь, с появлением кабелей НГ-LS и кабелей но-
вого поколения FR, проблема токсичности в целом
решена.
Перспектива здесь понятна: для старых кабельных
объектов должна быть перспективная программа
их реконструкции с заменой физически изношен-
ных кабелей на новые марок НГ-LS и FR.
2. Соединительные муфты
После пожара в коллекторе на ст. Белорусская в
2002 году в метрополитене была запрещена уста-
новка полиуретановых муфт. Кроме этого, после ре-
визии до июля того же года на все соединительные
муфты были установлены металлические защитные
кожуха.
В СП 32-105-2004 «Метрополитены» появился за-
прет на установку соединительных муфт на кабе-
лях 10 кВ в подплатформенных коллекторах (см.
п. 5.16.7.2.).
Таким образом, на объектах реконструкции в
подплатформеных коллекторах кабельных объ-
ектов соединительные муфты на кабелях 10 кВ
изымаются, а на новых не проектируются и не мон-
тируются.
3. Пожарная сигнализация
Идет планомерное оснащение эксплуатируемых
коллекторов системами пожарной сигнализации, в
том числе системами раннего оповещения о пожа-
ре.
Аналогичное оснащение ведется на реконструи-
руемых станциях и вновь возводимых объектах.
4. Автоматическое пожаротушение
Активная противопожарная защита кабельных
объектов должна учитывать специфику метрополи-
тена, назначение кабельного объекта и особенно-
сти его эксплуатации.
© РИА Новос
т
и
Подразделения пожарных во время усилений в Московском метрополитене
КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль 2009
59
Тема номера
Таким образом, ограничивается или почти исклю-
чается возможность применения газового пожаро-
тушения, а применение других средств объемного
тушения ставится в зависимость от назначения ка-
бельного объекта и его особенностей.
Например, кабельные коллекторы и кабельные
подвалы можно защищать средствами объемного
порошкового тушения. Этот способ, на основе мо-
дулей порошкового тушения «Мангуст», «Тунгус»,
«Буран», нашел свое распространение в Москов-
ском метрополитене.
В то же время применение этого способа в
вентиляционно-кабельных коллекторах лишено
всякого практического смысла. Причины понятны. В
условиях мощных вентиляционных потоков созда-
ние огнетушащей объемной концентрации в таком
коллекторе невозможно.
Считаю, что для вентиляционно-кабельных объ-
ектов в качестве альтернативы активным системам
пожаротушения может быть применение методов
пассивной защиты.
5. Пассивная защита кабельных объектов
После пожара в коллекторе ст. Белорусская От-
дел пожарной охраны Метрополитена созвал со-
вещание, на которое были приглашены крупные
организации, занимающиеся разработкой и изго-
товлением огнезащитных красок. В частности, это
были «Унихимтек», «Экземпляр», позже «Неохим».
Мы предложили этим организациям нанести разра-
ботанные ими составы на опытные участки кабель-
ного коллектора ст. Курская (кольцевая).
Были подготовлены соответствующие совмест-
ные приказы, написаны программы наблюдения,
включающие в том числе комиссионное обследова-
ние контрольных участков с определенной перио-
дичностью. Был организован инструментальный
контроль теплового состояния контрольных участ-
ков. Сегодня мы располагаем необходимой досто-
верной информацией о возможности применения
огнезащитных красок последнего поколения на ка-
бельных объектах метрополитена. Положено нача-
ло в проведении работ по нанесению огнезащитных
красок на ряде объектов.
Широкому внедрению огнезащитных красок на
действующих, реконструируемых и вновь проекти-
руемых объектах препятствует отсутствие четкой
нормы, в том числе в Техническом регламенте.
В целом же Московский метрополитен ведет по-
следовательную и системную работу по снижению
пожарной опасности кабельных объектов включаю-
щую в себя:
1. Замену кабелей, имеющих срок эксплуатации
более 30 лет, на кабели с оболочкой не поддержива-
ющей горение, низким дымообразованием, низким
уровнем токсичности продуктов пиролиза (изоля-
ция из сшитого полиэтилена).
При этом мы ориентируемся на качественную
и современную продукцию отечественного про-
изводителя (Ассоциация «Электрокабель», «Ир-
кутсккабель», «Комкабель», завод «Москабель»,
«Сарансккабель»).
2. Переход на применение термоусаживаемых
муфт, трубок и т. д.
3. Применение для систем жизнеобеспечения
(установок дымоудаления, подпора воздуха, ава-
рийного освещения) систем пожарной автоматики
(системы сигнализации, автоматического пожароту-
шения, цепи питания и управления пожарных насо-
сов и т. п.) огнестойких кабелей FR, а также кабелей
с минеральной изоляцией.
4. Развитие средств активной и пассивной защиты
кабельных объектов и т. д.
В заключение хочу сказать следующее. В условиях
экономического спада Метрополитен, как и во всей
стране, сокращает расходы на эксплуатацию, ведет
рационализацию статей расходов, в том числе не
правленых на снижение уровня пожарной опасно-
сти кабельных объектов.
Мы надеемся, что Технический регламент станет
инструментом этой рационализации.
Мы надеемся, что Технический регламент, сам по
себе развиваясь, станет нормативным оружием в
деле обеспечения пожарной безопасности.
© РИА Новос
т
и
Станция метро «Комсомольская»
в московском метрополитене во время «час пик»
Оригинал статьи: Проблемы пожарной безопасности кабельных объектов Московского метрополитена
Метрополитен является важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры столицы. Как городской электрический подземный транспорт, метрополитен располагает двумя видами средств перевозки пассажиров: электроподвижным составом и эскалаторными станциями. Ежедневно метрополитен перевозит свыше 8 млн пассажиров.