Проблемы пожарной безопасности кабельных объектов Московского метрополитена

Page 1
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

56

Тема номера

Метрополитен  является  важнейшей  составляю-

щей  транспортной  инфраструктуры  столицы.  Как 
городской  электрический  подземный  транспорт, 
метрополитен  располагает  двумя  видами  средств 
перевозки  пассажиров:  электроподвижным  соста-
вом и эскалаторными станциями. Ежедневно метро-
политен перевозит свыше 8 млн пассажиров.

Метрополитен сегодня — это:

 

16 электродепо

;

 

4500 вагонов электроподвижного состава

;

 

177 станций

;

 

637 эскалаторов

;

• 

406  вентиляционных  шахт  и  773  вентиляцион-

ных агрегата

.

И все это питается системой электроснабжения ме-

трополитена. Система электроснабжения — хозяйство 
сложное, она состоит из 297 подстанций, в том числе:

• 

39 тяговых подстанций (тп);

• 

112  совмещенных  тягово-понизительных  под-

станций (стп);

• 

148 понизительных подстанций (пп)

Потребителей  метрополитена,  подстанции  всех 

видов  и  питающие  центры  Мосэнерго  объединяет 
развернутая кабельная сеть.

Общая протяженность кабельной сети составляет 

свыше 

24 тыс. км

.

В кабельную сеть входят:

 

силовые кабель с напряжением от 220 В до 10 КВ

;

 

кабели связи

;

 

кабели контрольные

;

 

кабели управления

.

В  систему  электроснабжения  входит  осветитель-

ное хозяйство станций, тоннелей и наземных участ-
ков, насчитывающее свыше 500 тыс. световых точек.

Проблемы пожарной безопасности  
кабельных объектов
Московского метрополитена

В. П. Прохоров

, действительный член Всемирной Академии наук 

комплексной безопасности, кандидат технических наук, доцент, 

начальник отдела пожарной охраны ГУП «Московский метрополитен»


Page 2
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

57

Тема номера

Для  обеспечения  городского  заказа  на  перевозку 
пассажиров  в  2008  году  метрополитен  израсходо-
вал 1,98 млрд кВт/ч электроэнергии, в том числе на 
движение поездов 1,48 млрд кВт/ч.

Кабельная  сеть  является  связующим  звеном 

между  питающими  центрами  и  потребителями 
всех  видов.  Она  проложена  в  тоннелях,  наземных 
участках,  кабельных  коллекторах,  подэскалатор-
ных коллекторах, кабельных подвалах, шахтах. Все 
это  можно  отнести  к  кабельным  объектам  метро-
политена.

Кабельные  объекты  метрополитена  по  возрасту 

соответствуют  его  сооружениям.  Ряд  кабелей  экс-
плуатируется с 1935 года. На Сокольнической, Замо-
скворецкой и Арбатско-Покровской линиях кабели 
вводов (10 кВ) эксплуатируются более 60 лет.

Значительный  физический  износ,  связанный  с 

длительными сроками эксплуатации кабельных объ-
ектов, конечно же, должен быть одним из критери-
ев определяющих потребность замены. Есть анализ 
повреждений  кабелей  10  кВ.  В  частности,  за  пери-
од  с  2004  по  2008  г.  число  пробоев  кабелей  Мосэ-
нерго питающих метро выросло с 31 до 47 пробоев  
в год.

Метрополитен  ведет  работы  по  замене  кабелей. 

Ежегодно менялось около 10 км кабелей 10 кВ. Ко-
личество пробоев кабелей в метро за этот же пери-
од сократилось с 39 до 32.

Процентное соотношение причин  

повреждений кабеля 10 КВ

Причина отказа

% отказов

Пробой кабеля

70

Пробой на концевой заделке

18

Пробой соединительной муфты

12

При  таком  процентном  соотношении  отказов 

большая  часть  кабелей  из  попавших  в  статистику 
отказов имеет срок эксплуатации свыше 30 лет. По-
хожая статистика имеется и по кабельным объектам 
с  напряжением  ниже  10  кВ.  Следует  отметить,  что 
именно эти объекты с силовыми кабелями, а также 
с кабелями управления, связи, контроля преоблада-
ют в метрополитене.

Перевозка  пассажиров  в  метрополитене  ведет-

ся  в  условиях  соблюдения  жесткого  графика  дви-
жении  поездов.  График  движения  в  свою  очередь 
легко  уязвим,  зависит  от  многих  составляющих,  в 
том  числе  и  пожарной  безопасности  кабельных 
объектов.

Приведу пример из истории метрополитена.

10 мая 2002 года в 18.54 на ст. Белорусская (коль-

цевая)  нарушилась  нормальная  работа  электри-
ческой  централизации  и  автоблокировки.  Стрелки 
потеряли  контроль,  перестали  работать  предупре-
ждающие  сигналы.  Появился  дым  из  вентиляци-
онного  киоска  на  площади  Белорусского  вокзала. 
В часы пиковых перевозок движение было останов-
лено,  отменен  21  поезд,  станция  Белорусская  за-
крывалась на вход и выход на 48 минут.

Расследованием было установлено, что причиной 

случая стал пожар кабельной линии в подплатфор-
менном  вентиляционно-кабельном  коллекторе. 
Причиной  пожара  стало  загорание  полиуретано-
вой  соединительной  муфты  на  кабеле  220  В  мар-
ки  АСБГВ  3х50,  питающем  устройства  контроля  и 
управления  стрелками  и  проложенном  от  понизи-
тельной  подстанции  П-24  ст.  Белорусская  в  релей-
ную  СЦБ  (системы  централизации  и  блокировки). 
В  результате  пожара  на  кабельном  объекте  огнем 
были  повреждены  45  кабелей  СЦБ  и  12  кабелей  
связи.

Этот  случай  отразил  характерные  проблемы  по-

жарной  безопасности  кабельных  объектов  метро-
политена. В частности:

1. Физический износ кабельных линий.
2. Преобладание кабелей с горючей оболочкой на 

большинстве объектов метрополитена.

3.  Наличие  большого  количества  соединитель-

ных  муфт,  в  том  числе  в  подплатформенных  кол-
лекторах.

4. Низкий уровень оснащенности кабельных объ-

ектов  (на  старых  станциях)  системами  пожарной 
сигнализации.

5.  Отсутствие  систем  автоматического  пожароту-

шения.

6.  Отсутствие  практики применения  средств пас-

сивной защиты кабельных линий.

Рассмотрим решение этих проблем.

1. Обновление кабельных линий

Ежегодно,  до  2009  г.,  метрополитен  производил 

замену старых кабелей на кабели с оболочкой НГ. 
Кабели НГ в метрополитене укладывались свыше 10 
лет. В целом их укладка вела к повышению уровня 
пожарной безопасности кабельных линий. Однако 
при замене старых кабелей на кабели с оболочкой 
НГ, на мой взгляд, необходимо соблюдать опреде-
ленную политику. В частности, в кабельных линиях, 
представленных  кабелями  старых  марок  с  горю-
чей  изоляцией,  замена  одного  из  них  на  кабель  с 
оболочкой  НГ  может  привести  в  условиях  пожа-


Page 3
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

58

Тема номера

ра  к  повышению  уровня  токсичности  продуктов  
горения.

Причины  этого  известны  —  наличие  элементов 

галогенового ряда в химическом составе оболочек 
кабелей НГ. Поэтому их применение в метрополите-
нах Западной Европы было запрещено еще в конце 
70-х годов прошлого века.

В  наших  условиях  альтернативы  кабелям  НГ  не 

было,  поэтому  замену  следовало  бы  вести  по  пра-
вилу полной замены кабелей на одном небольшом 
объекте.  При  соблюдении  этого  правила  нет  опас-
ности возникновения и тем более развития пожара. 
Теперь,  с  появлением  кабелей  НГ-LS  и  кабелей  но-
вого поколения FR, проблема токсичности в целом 
решена. 

Перспектива здесь понятна: для старых кабельных 

объектов  должна  быть  перспективная  программа 
их  реконструкции  с  заменой  физически  изношен-
ных кабелей на новые марок НГ-LS и FR.

2. Соединительные муфты

После  пожара  в  коллекторе  на  ст.  Белорусская  в 

2002  году  в  метрополитене  была  запрещена  уста-
новка полиуретановых муфт. Кроме этого, после ре-
визии до июля того же года на все соединительные 

муфты были установлены металлические защитные 
кожуха.

В  СП  32-105-2004  «Метрополитены»  появился  за-

прет  на  установку  соединительных  муфт  на  кабе-
лях  10  кВ  в  подплатформенных  коллекторах  (см. 
п. 5.16.7.2.).

Таким  образом,  на  объектах  реконструкции  в 

подплатформеных  коллекторах  кабельных  объ-
ектов  соединительные  муфты  на  кабелях  10  кВ 
изымаются, а на новых не проектируются и не мон-
тируются.

3. Пожарная сигнализация

Идет  планомерное  оснащение  эксплуатируемых 

коллекторов системами пожарной сигнализации, в 
том числе системами раннего оповещения о пожа-
ре. 

Аналогичное  оснащение  ведется  на  реконструи-

руемых станциях и вновь возводимых объектах.

4. Автоматическое пожаротушение

Активная  противопожарная  защита  кабельных 

объектов должна учитывать специфику метрополи-
тена,  назначение  кабельного  объекта  и  особенно-
сти его эксплуатации.

© РИА Новос

т

и

Подразделения пожарных во время усилений в Московском метрополитене


Page 4
background image

КАБЕЛЬ−news / № 6-7 / июнь-июль  2009

59

Тема номера

Таким образом, ограничивается или почти исклю-

чается возможность применения газового пожаро-
тушения,  а  применение  других  средств  объемного 
тушения  ставится  в  зависимость  от  назначения  ка-
бельного объекта и его особенностей.

Например,  кабельные  коллекторы  и  кабельные 

подвалы  можно  защищать  средствами  объемного 
порошкового  тушения.  Этот  способ,  на  основе  мо-
дулей  порошкового  тушения  «Мангуст»,  «Тунгус», 
«Буран»,  нашел  свое  распространение  в  Москов-
ском метрополитене.

В  то  же  время  применение  этого  способа  в 

вентиляционно-кабельных  коллекторах  лишено 
всякого практического смысла. Причины понятны. В 
условиях  мощных  вентиляционных  потоков  созда-
ние огнетушащей объемной концентрации в таком 
коллекторе невозможно.

Считаю,  что  для  вентиляционно-кабельных  объ-

ектов в качестве альтернативы активным системам 
пожаротушения  может  быть  применение  методов 
пассивной защиты.

5. Пассивная защита кабельных объектов

После  пожара  в  коллекторе  ст.  Белорусская  От-

дел  пожарной  охраны  Метрополитена  созвал  со-
вещание,  на  которое  были  приглашены  крупные 
организации,  занимающиеся  разработкой  и  изго-
товлением  огнезащитных  красок.  В  частности,  это 
были  «Унихимтек»,  «Экземпляр»,  позже  «Неохим». 
Мы предложили этим организациям нанести разра-
ботанные ими составы на опытные участки кабель-
ного коллектора ст. Курская (кольцевая).

Были  подготовлены  соответствующие  совмест-

ные  приказы,  написаны  программы  наблюдения, 
включающие в том числе комиссионное обследова-
ние  контрольных  участков  с  определенной  перио-
дичностью.  Был  организован  инструментальный 
контроль  теплового  состояния  контрольных  участ-
ков.  Сегодня  мы  располагаем  необходимой  досто-
верной  информацией  о  возможности  применения 
огнезащитных красок последнего поколения на ка-
бельных объектах  метрополитена.  Положено  нача-
ло в проведении работ по нанесению огнезащитных 
красок на ряде объектов.

Широкому  внедрению  огнезащитных  красок  на 

действующих, реконструируемых и вновь проекти-
руемых  объектах  препятствует  отсутствие  четкой 
нормы, в том числе в Техническом регламенте.

В  целом  же  Московский  метрополитен  ведет  по-

следовательную  и  системную  работу  по  снижению 
пожарной опасности кабельных объектов включаю-
щую в себя:

1.  Замену  кабелей,  имеющих  срок  эксплуатации 

более 30 лет, на кабели с оболочкой не поддержива-
ющей горение, низким дымообразованием, низким 
уровнем  токсичности  продуктов  пиролиза  (изоля-
ция из сшитого полиэтилена).

При  этом  мы  ориентируемся  на  качественную 

и  современную  продукцию  отечественного  про-
изводителя  (Ассоциация  «Электрокабель»,  «Ир-
кутсккабель»,  «Комкабель»,  завод  «Москабель», 
«Сарансккабель»).

2.  Переход  на  применение  термоусаживаемых 

муфт, трубок и т. д.

3.  Применение  для  систем  жизнеобеспечения 

(установок  дымоудаления,  подпора  воздуха,  ава-
рийного  освещения)  систем  пожарной  автоматики 
(системы сигнализации, автоматического пожароту-
шения, цепи питания и управления пожарных насо-
сов и т. п.) огнестойких кабелей FR, а также кабелей 
с минеральной изоляцией.

4. Развитие средств активной и пассивной защиты 

кабельных объектов и т. д.

В заключение хочу сказать следующее. В условиях 

экономического спада Метрополитен, как и во всей 
стране, сокращает расходы на эксплуатацию, ведет 
рационализацию  статей  расходов,  в  том  числе  не 
правленых  на  снижение  уровня  пожарной  опасно-
сти кабельных объектов.

Мы  надеемся,  что  Технический  регламент  станет 

инструментом этой рационализации.

Мы надеемся, что Технический регламент, сам по 

себе  развиваясь,  станет  нормативным  оружием  в 
деле обеспечения пожарной безопасности.

© РИА Новос

т

и

Станция метро «Комсомольская»  
в московском метрополитене во время «час пик»


Оригинал статьи: Проблемы пожарной безопасности кабельных объектов Московского метрополитена

Читать онлайн

Метрополитен является важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры столицы. Как городской электрический подземный транспорт, метрополитен располагает двумя видами средств перевозки пассажиров: электроподвижным составом и эскалаторными станциями. Ежедневно метрополитен перевозит свыше 8 млн пассажиров.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Энергетический надзор во имя системной надежности и безопасности

Интервью Пожарная безопасность Охрана труда / Производственный травматизм
Интервью с заместителем Руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Фроловым Д.И.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 3(66), май-июнь 2021

Максимальная защита работников с помощью самых современных средств

Пожарная безопасность Охрана труда / Производственный травматизм События / Выставки / Конференции
Обзор четвертой Международной конференции по охране труда и промышленной безопасности «Клуб экспертов»
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»