Проблемы повышения надёжности систем оперативного питания РЗА на постоянном токе

Page 1
background image

Page 2
background image

72

АНАЛИТИКА

СЕТИ  РОССИИ

72

Ц

епи

 

оперативного

 

питания

 

постоянного

 

тока

 

являются

 

важнейшими

 

системами

 

подстанций

 

и

 

электростанций

от

 

надёж

-

ности

 

которых

 

зависит

 

способность

 

под

-

станций

 

и

 

электростанций

 

выполнять

 

свои

 

функции

 

в

 

энергосистеме

Поэтому

 

к

 

надёжности

 

этих

 

систем

 

предъявляются

 

особые

 

требования

а

 

проблемы

 

и

 

решения

 

в

 

этой

 

области

 

обсуждаются

 

на

 

междуна

-

родных

 

научно

-

практических

 

конференциях

 [1]. 

Одним

 

из

 

путей

 

повышения

 

надёжности

 

систем

 

оперативного

 

постоянного

 

тока

  (

СОПТ

является

 

её

 

резервирование

Известны

 

решения

 

этой

 

пробле

-

мы

 

за

 

счёт

 

использования

 

двух

 

групп

 

аккумулятор

-

ных

 

батарей

 (

АБ

и

 

зарядных

 

устройств

 (

ЗУ

). 

Каждая

 

из

 

этих

 

групп

 

может

 

состоять

 

из

 

одной

 

АБ

 

и

 

одного

 

или

 

двух

 

зарядных

 

устройств

 (

ЗУ

и

 

быть

 

включённой

 

на

 

свою

 

секцию

 

шин

 

щита

 

постоянного

 

тока

 (

ЩПТ

). 

Секции

 

объединены

 

между

 

собой

 

через

 

рубильник

 

(

переключатель

), 

находящийся

 

в

 

разомкнутом

 

со

-

стоянии

 

в

 

нормальном

 

режиме

 

работы

От

 

этих

 

секций

 

шин

 

получают

 

питание

 

сборки

 

шкафов

 

рас

-

пределения

 

оперативного

 

тока

  (

ШРОТ

), 

от

 

которых

 

питаются

 

устройства

 

релейной

 

защиты

 

и

 

автоматики

 

(

РЗА

). 

Согласно

 [2] 

в

 

СОПТ

 

должен

 

быть

 

предусмо

-

трен

 

ручной

 

ввод

 

резерва

 

с

 

помощью

 

рубильников

 

(

или

 

переключателей

 

с

 

ручным

 

приводом

). 

Однако

 

в

 

[3] 

предусмотрено

 

также

 

и

 

автоматическое

 

резерви

-

рование

 

цепей

 

постоянного

 

тока

Согласно

 

п

. 8.6 [3] 

для

 

автоматического

 

включения

 

резервного

 

пита

-

ния

 

устройств

 

РЗА

 

сборки

 

ШРОТ

 

могут

 

подключаться

 

к

 

секциям

 

ЩПТ

 

через

 

разделительные

 

диоды

Такие

 

диоды

 

довольно

 

редко

 

применяются

 

в

 

России

 

и

 

стра

-

нах

 

СНГ

но

 

широко

 

используются

 

в

 

цепях

 

питания

 

РЗА

 

на

 

Западе

Один

 

из

 

вариантов

 

так

 

называемого

 

«

горячего

» 

резервирования

 

цепей

 

питания

 

РЗА

 

с

 

по

-

мощью

 

диодов

широко

 

применяющийся

 

в

 

некото

-

рых

 

странах

показан

 

в

 

упрощённом

 

виде

 

на

 

рис

. 1. 

В

 

этой

 

схеме

 

все

 

устройства

 

РЗА

  (

основная

 

и

 

резервная

 

защита

разделены

 

на

 

несколько

 

групп

 

(

не

 

более

 3—4 

на

 

одной

 

подстанции

). 

Каждая

 

такая

 

группа

 

получает

 

питание

 

сразу

 

от

 

двух

 

секций

 

шин

 

постоянного

 

тока

 DC1 

и

 DC2 

через

 4 

диода

обе

-

спечивающие

 

разделение

 

между

 

положительными

 

и

 

отрицательными

 

полюсами

 

этих

 

двух

 

секций

 

шин

 

СОПТ

Такое

 

техническое

 

решение

 

просто

эффек

-

тивно

не

 

содержит

 

коммутационных

 

аппаратов

 

и

 

обеспечивает

 

надёжное

 

резервирование

 

цепей

 

пи

-

тания

 

РЗА

Однако

несмотря

 

на

 

все

 

её

 

положительные

 

каче

-

ства

эта

 

схема

 

оказалась

 

далеко

 

не

 

идеальной

Из

 

практики

 

её

 

эксплуатации

 

известны

 

неоднократные

 

случаи

 

массовых

 

повреждений

 

устройств

 

РЗА

 

из

-

за

 

сложения

 

напряжений

 DC1 

и

 DC2 

через

 

диоды

Это

 

происходит

как

 

правило

при

 

проведении

 

на

-

ладочных

 

или

 

ремонтных

 

работ

 

в

 

СОПТ

 

или

 

при

 

не

 

выявленном

 

вовремя

 

замыкании

 

на

 

землю

 

цепи

соединённой

 

с

 

одним

 

полюсом

 DC1, 

и

 

последующим

 

внезапным

 

замыканием

 

на

 

землю

 

цепи

соединён

-

ной

 

с

 

противоположным

 

полюсом

 DC2. 

При

 

этом

 

к

 

устройствам

 

РЗА

 

оказывается

 

приложенным

 

напря

-

жение

 

около

 450 

В

приводящее

 

к

 

выходу

 

из

 

строя

 

всех

 

устройств

оказавшихся

 

под

 

этим

 

напряжением

Учитывая

 

высокую

 

стоимость

 

современных

 

микро

-

процессорных

 

устройств

 

релейной

 

защиты

 (

МУРЗ

), 

а

 

также

 

опасность

 

непредсказуемых

 

последствий

 

вне

-

запных

 

массовых

 

отказов

 

многофункциональных

 

устройств

 

РЗА

становится

 

понятной

 

степень

 

опас

-

ности

которой

 

подвергается

 

энергосистема

 

при

 

ис

-

пользовании

 

такой

 

схемы

Анализ

 

массовых

 

повреждений

 

МУРЗ

 

после

 

оче

-

редного

 

события

описанного

 

выше

показал

что

 

повреждаются

 

в

 

основном

 

модули

 

источников

 

пи

-

тания

 

и

 

модули

 

логических

 

входов

В

 

большинстве

 

случаев

 

эти

 

повреждения

 

ограничиваются

 

перего

-

ранием

 

варисторов

 

во

 

входных

 

цепях

подключён

-

ных

 

к

 

внешнему

 

источнику

 

оперативного

 

напряже

-

ния

но

 

бывают

 

и

 

случаи

 

повреждения

 

электронных

 

компонентов

расположенных

 

за

 

варисторами

Варисторы

 — 

нелинейные

 

резисторы

сопротивле

-

ние

 

которых

 

зависит

 

от

 

приложенного

 

напряжения

предназначены

 

для

 

защиты

 

от

 

коротких

 

импульсов

 

перенапряжения

возникающих

 

в

 

СОПТ

 

и

 

поступаю

-

щих

 

в

 

цепи

 

питания

 

и

 

на

 

входы

 

МУРЗ

В

 

связи

 

с

 

тем

что

 

крутизна

 

вольт

-

амперной

 

характеристики

  (

ВАХ

Проблемы повышения 

надёжности систем 

оперативного питания 

РЗА на постоянном токе

Владимир ГУРЕВИЧ, к.т.н.,

 начальник сектора Центральной электрической лаборатории

 Электрической компании Израиля, г. Хайфа

р

е

л

е

й

н

а

я

 з

а

щ

и

т

а

 и

 а

в

т

о

м

а

т

и

к

а

релейная защит

а и автома

тика


Page 3
background image

73

№ 2 (11), март-апрель, 2012

73

варисторов

 

далеко

 

не

 

идеальна

они

 

выбираются

 

таким

 

образом

чтобы

 

рабочая

 

точка

 

при

 

номинальном

 

ра

-

бочем

 

напряжении

 

была

 

бы

 

далека

 

от

 

области

 

высокой

 

нелинейности

а

 

ток

 

через

 

варистор

 

не

 

превышал

 

бы

 1 

мА

При

 

таких

 

условиях

 

мощ

-

ность

постоянно

 

рассеиваемая

 

на

 

варисторе

не

 

будет

 

превышать

 

мак

-

симально

 

допустимую

варистор

 

не

 

будет

 

разогреваться

 

и

 

сохранит

 

вы

-

сокий

 

срок

 

службы

По

 

этой

 

причине

 

для

 

напряжения

 

оперативного

 

пита

-

ния

 240 

В

 

выбирают

как

 

правило

варисторы

 

класса

 431 (

например

типа

 10D431K) 

с

 

напряжением

 

сра

-

батывания

 (clamping voltage) 710 

В

При

 

поступлении

 

на

 

вход

 

электрон

-

ной

 

схемы

защищённой

 

варисто

-

ром

короткого

 

импульса

 

с

 

ампли

-

тудой

 

напряжения

превышающей

 

710 

В

он

 

переходит

 

в

 

нелинейную

 

область

 

ВАХ

его

 

сопротивление

 

рез

-

ко

 

уменьшается

 

и

 

он

 

закорачивает

 

вход

рассеивая

 

энергию

 

импульса

После

 

окончания

 

импульса

если

 

его

 

энергия

 

не

 

превышала

 

допустимую

 

для

 

варистора

 

энергию

 

рассеива

-

ния

он

 

полностью

 

восстанавливает

 

свои

 

первоначальные

 

свойства

При

 

приложении

 

к

 

варистору

 

напряже

-

ния

превышающего

 

его

 

номиналь

-

ное

 

значение

но

 

не

 

достигшего

 

ве

-

личины

 

напряжения

 

срабатывания

варистор

  «

застрянет

» 

на

 

нелиней

-

ном

 

участке

 

характеристики

 

и

 

нач

-

нёт

 

сильно

 

разогреваться

При

 

этом

 

электронные

 

компоненты

располо

-

женные

 

за

 

варистором

будут

 

под

-

вергаться

 

воздействию

 

повышен

-

ного

 

напряжения

В

 

зависимости

 

от

 

мощности

 

конкретного

 

варистора

 

и

 

его

 

реальной

 

ВАХ

 

в

 

таком

 

режиме

 

варистор

 

полностью

 

разрушается

 

и

 

переходит

 

в

 

режим

 

постоянного

 

короткого

 

замыкания

 

за

 

время

 

от

 

Рис

. 1. 

Упрощённая

 

схема

 

резервирования

 

питания

 

групп

 

РЗА

 

с

 

помощью

 

диодов

долей

 

секунды

 

до

 

нескольких

 

се

-

кунд

При

 

этом

 

через

 

него

 

проходит

 

ток

достаточный

 

для

 

срабатывания

 

автомата

отключающего

 

питание

 

данной

 

группы

 

уже

 

повреждённых

 

МУРЗ

В

 

принципе

 

возникновение

 

та

-

кого

 

режима

 

может

 

быть

 

исключено

 

при

 

работе

 

СОПТ

 

в

 

режиме

 

с

 

посто

-

янно

 

замкнутым

 

рубильником

 S7, 

но

 

такой

 

режим

 

работы

 

вряд

 

ли

 

при

-

емлем

поскольку

 

при

 

этом

 

короткое

 

замыкание

 

в

 

цепях

 

одной

 

из

 

секции

 

шин

 DC1 

или

 DC2 

приведёт

 

к

 

пол

-

ному

 

пропаданию

 

оперативного

 

пи

-

тания

По

 

этой

 

причине

 

в

 [2] 

парал

-

лельная

 

работа

 

двух

 

аккумуляторных

 

батарей

 

запрещена

Реально

 

защитить

 

устройства

 

РЗА

 

от

 

повреждений

 

в

 

такой

 

схеме

 

пита

-

ния

 

можно

 

с

 

помощью

 

специальных

 

защитных

 

устройств

 PD, 

включённых

 

между

 

плюсом

 

и

 

минусом

 

входных

 

цепей

 

сборок

 

ШРОТ

от

 

которых

 

пита

-

ются

 

группы

 

устройств

 

РЗА

  (

рис

. 1). 

Каждое

 

защитное

 

устройство

 

имеет

 

очень

 

простую

 

конструкцию

 

и

 

смон

-

тировано

 

на

 

алюминиевой

 

панельке

 

с

 

размерами

 80

х

65 

мм

 (

рис

. 2). 

Это

 

устройство

 

содержит

 

тиристор

 

VS 

типа

 MCO 100-12io1; 

супрессор

 

VD 

типа

 1.5KE300A; 

ограничитель

 

тока

 

на

 

резисторе

 R2 

сопротивле

-

нием

 10 

Ом

 

и

 

мощностью

 50 

Вт

а

 

также

 

маломощный

 

резистор

 R1 

со

-

противлением

 200 

Ом

 

в

 

цепи

 

управ

-

ляющего

 

электрода

 

тиристора

Схе

-

му

 

желательно

 

дополнить

 

ещё

 

одним

 

небольшим

 

резистором

 

сопротивле

-

нием

 300 

Ом

включённым

 

между

 

катодом

 

и

 

управляющим

 

электродом

 

тиристора

что

 

повысит

 

его

 

помехо

-

устойчивость

При

 

нормальном

 

рабочем

 

напря

-

жении

 

тиристор

 VS 

заперт

 

и

 

ток

 

че

-

рез

 

него

 

и

 

через

 

токоограничиваю

-

щий

 

резистор

 R2 

не

 

протекает

При

 

Рис

. 2. 

Схема

 

и

 

конструкция

 

макетного

 

образца

 

защитного

 

устройства

 PD


Page 4
background image

74

СЕТИ РОССИИ

возникновении

 

двойного

 

напряже

-

ния

 

питания

 

сопротивление

 

супрес

-

сора

 VD 

резко

 

уменьшается

 (

при

 

на

-

пряжении

превышающем

 300 

В

), 

в

 

цепи

 

управляющего

 

электрода

 

тиристора

 VS 

возникает

 

ток

приво

-

дящий

 

к

 

его

 

отпиранию

Тиристор

 

отпирается

 

и

 

включает

 

низкоомный

 

резистор

 R1 

между

 

плюсом

 

и

 

мину

-

сом

 

входных

 

цепей

 

сборок

 

ШРОТ

вызывая

 

тем

 

самым

 

протекание

 

через

 

этот

 

резистор

 (

и

 

через

 

соответ

-

ствующий

 

защитный

 

автомат

 

СВ

1 — 

СВ

4) 

тока

 

порядка

 45 

А

Под

 

дей

-

ствием

 

этого

 

тока

 

соответствующий

 

автомат

 

мгновенно

 

срабатывает

обесточивая

 

соответствующую

 

груп

-

пу

 

устройств

 

РЗА

предохраняя

 

её

 

от

 

повреждений

Основной

 

комму

-

тационный

 

элемент

 — 

тиристор

 

типа

 

MCO 100-12io1 — 

рассчитан

 

на

 

мак

-

симальный

 

ток

 156 

А

 

и

 

импульсный

 

ток

 1400 

А

 (

в

 

течение

 10 

мс

), 

а

 

его

 

максимальное

 

выдерживаемое

 

на

-

пряжение

 

достигает

 1200 

В

Выбор

 

типа

 

тиристора

 

с

 

такими

 

большими

 

запасами

 

обусловлен

 

необходимо

-

стью

 

обеспечения

 

высокой

 

надёж

-

ности

 

устройства

Время

 

отпирания

 

тиристора

 

не

 

превышает

 

несколь

-

ких

 

микросекунд

что

 

обеспечивает

 

очень

 

высокое

 (

в

 

интервале

 

единиц

 

микросекунд

быстродействие

 

опи

-

санного

 

защитного

 

устройства

то

 

есть

 

его

 

высокую

 

эффективность

Стоимость

 

комплекта

 

элементов

 

для

 

этого

 

устройства

 

составляет

 

около

 

40 

долларов

 

США

.

Описанное

 

выше

 

техническое

 

решение

 

можно

 

применять

 

в

 

уже

 

существующих

 

СОПТ

Во

 

вновь

 

про

-

ектируемых

 

системах

 

СОПТ

 

реко

-

мендуется

 

вообще

 

отказаться

 

от

 

использования

 

разделительных

 

дио

-

дов

являющихся

 

потенциальным

 

источником

 

опасности

и

 

выполнять

 

её

 

в

 

виде

 

двух

 

разделённых

 

секций

 

шин

снабжённых

 

устройством

 

АВР

например

 

так

как

 

это

 

показано

 

на

 

рис

. 3. 

Предлагаемая

 

система

 

АВР

 

образована

 

двумя

 

маломощными

 

промежуточными

 

реле

 

К

и

 

К

4, 

а

 

также

 

двумя

 

реле

 

К

и

 

К

с

 

мощны

-

ми

 

контактами

рассчитанными

 

на

 

коммутацию

 

постоянного

 

тока

 

при

 

напряжении

 240 

В

Схема

 

выключена

 

и

 

потребите

-

ли

 

обесточены

 

при

 

разомкнутых

 

ру

-

бильниках

 S10, S11 

и

 

выключенных

 

автоматах

 CB1 — CB4. 

Порядок

 

вклю

-

чения

 

питания

 

потребителей

 

следую

-

щий

СВ

1 — S10 — 

СВ

4 — S11 — 

СВ

2 — 

СВ

3. 

При

 

этом

 

все

 

потребители

 

ШРОТ

 

будут

 

запитаны

контакторы

 

К

и

 

К

разомкнуты

схема

 

находится

 

в

 

нормальном

 

рабочем

 

режиме

Сиг

-

нальные

 

лампы

 L1 

и

 L2 (

или

 

любой

 

другой

 

вид

 

сигнализации

включены

что

 

свидетельствует

 

об

 

исправности

 

цепей

 

контроля

 

напряжения

выпол

-

ненных

 

на

 

реле

 

К

и

 

К

4. 

При

 

пропадании

 

питания

 

на

 

одной

 

из

 

секций

 (DC1 

или

 DC2), 

от

-

ключении

 

одного

 

из

 

автоматов

 (

СВ

или

 

СВ

4) 

или

 

обрыве

 

проводов

 

цепи

 

питания

соединяющих

 

ЩПТ

 

и

 

ШРОТ

отпускает

 

соответствующее

 

реле

 

К

или

 

К

4, 

включая

 

своими

 

нормально

 

замкнутыми

 

контактами

 

соответ

-

ствующее

 

силовое

 

реле

 

К

или

 

К

3, 

обеспечивающее

 

резервное

 

пита

-

ние

 

всех

 

потребителей

 

от

 

одной

 

ис

-

правной

 

секции

 

шин

В

 

момент

 

переключения

 

реле

 

АВР

 

возможны

 

кратковременные

 

(

в

 

течение

 40 — 60 

мс

перерывы

 

электропитания

 

устройств

 

РЗА

Такой

 

перерыв

 

электропитания

 

МУРЗ

как

 

правило

не

 

приводит

 

к

 

выводу

 

их

 

из

 

работы

Согласно

 

международному

 

стандарту

 [4] 

МУРЗ

 

должны

 

выдер

-

живать

 

без

 

сбоев

 

в

 

работе

 

переры

-

вы

 

электропитания

 

длительностью

 

от

 

10 

мс

 

до

 1 

сек

 (

по

 

усмотрению

 

про

-

изводителя

). 

Измеренные

 

нами

 

фак

-

тические

 

значения

 

выдерживаемых

 

перерывов

 

питания

 

для

 

многих

 

ти

-

пов

 

МУРЗ

 

ведущих

 

западных

 

произ

-

водителей

 

составили

 1,2—3,8 

сек

Да

 

и

 

МУРЗ

 

российского

 

производства

согласно

 

действующим

 

техническим

 

требованиям

должны

 

выдерживать

 

без

 

перезагрузки

 

перерывы

 

питания

 

длительностью

 

до

 500 

мс

что

 

более

 

чем

 

достаточно

 

для

 

действия

 

АВР

Однако

 

от

 

цепей

 

постоянного

 

тока

 

питается

 

также

 

множество

 

промежу

-

точных

 

электромагнитных

 

реле

на

-

рушения

 

в

 

работе

 

которых

 

на

 

время

 

действия

 

АВР

 

недопустимо

Для

 

пре

-

дотвращения

 

перерывов

 

электро

-

питания

 

в

 

схеме

 

АВР

 

предусмотрен

 

специальный

 

блок

 

С

поддерживаю

-

щий

 

питание

 

устройств

 

РЗА

 

в

 

тече

-

ние

 

этого

 

времени

 (

рис

. 4). 

Этот

 

блок

 

выполнен

 

на

 

основе

 

конденсатора

 

большой

 

ёмкости

 (3700 

мкФ

, 400 

В

), 

снабжённого

 

предохранителем

 

с

 

высокой

 

разрывной

 

способностью

резистором

 

и

 

диодом

В

 

этой

 

схеме

 

заряд

 

конденсатора

 

при

 

включении

 

его

 

под

 

напряжение

 

происходит

 

че

-

рез

 

резистор

ограничивающий

 

за

-

рядный

 

ток

 

на

 

уровне

 1—2 

ампер

а

 

разряд

 — 

напрямую

через

 

диод

 

VD. 

Благодаря

 

такой

 

схеме

 

включе

-

ния

 

конденсатор

 

не

 

создаёт

 

бросков

 

тока

способных

 

вызвать

 

срабатыва

-

ние

 

автоматических

 

выключателей

Рис

. 3. 

Предлагаемая

 

схема

 

автоматического

 

включения

 

резерва

 

(

АВР

в

 

СОПТ


Page 5
background image

75

№ 2 (11), март-апрель, 2012

но

 

в

 

то

 

же

 

время

 

обеспечивает

 

до

-

статочно

 

большой

 

ток

 

разряда

необ

-

ходимый

 

для

 

питания

 

потребителей

 

в

 

течение

 

нескольких

 

десятков

 

мил

-

лисекунд

затрачиваемых

 

на

 

пере

-

ключение

 

реле

 

устройства

 

АВР

В

 

качестве

 

силовых

 

в

 

устройстве

 

могут

 

быть

 

использованы

 

широко

 

распространённые

 

реле

 

типа

 RXMH-2 

(

производство

 

компании

 ABB), 

ко

-

торые

 

имеют

 8 

массивных

 

контакт

-

ных

 

групп

 

мостикового

 

типа

  (

то

 

есть

 

с

 

двойным

 

разрывом

с

 

большой

 

отключающей

 

способностью

 

на

 

по

-

стоянном

 

токе

Длительно

 

пропускае

-

мый

 

ток

 

через

 

один

 

замкнутый

 

кон

-

такт

 — 10 

А

кратковременно

 — 135 

А

ток

 

включения

 

индуктивной

 

нагрузки

 

на

 

постоянном

 

токе

 

напряжением

 

250 

В

 

для

 

двух

 

параллельно

 

включён

-

ных

 

контактов

 — 30 

А

Наличие

 

боль

-

шого

 

количества

 

контактных

 

групп

 

в

 

этом

 

реле

 

позволяет

 

использовать

 

их

 

параллельное

 

и

 

последовательное

 

включение

 

для

 

ещё

 

большего

 

увели

-

чения

 

коммутационной

 

способности

 

(

при

 

необходимости

).

Диоды

 VD1 

и

 VD2 

предотвра

-

щают

 

подпитку

 

места

 

короткого

 

замыкания

  (

КЗ

от

 

резервной

 

сек

-

ции

 

шин

 

при

 

срабатывании

 

АВР

а

 

также

 

разряд

 

конденсатора

 

через

 

КЗ

В

 

устройстве

 

можно

 

применить

 

любые

 

диоды

 

на

 

токи

 100—250 

А

 

с

 

выдерживаемым

 

обратным

 

на

-

пряжением

 1200 

В

выполненные

 

в

 

корпусах

удобных

 

для

 

крепления

 

в

 

шкафах

 

и

 

навесного

 

монтажа

 

под

 

отвертку

  (

рис

. 5). 

Это

 

диоды

 

ти

-

пов

: VSKE196/12, VSKE250/12, 

VS-UFL230FA60, HFA200FA120P 
(Vishay); MEO450-12DA (IXYS), 
T110HF120 (International Recti

 er) 

и

 

др

Диоды

 

должны

 

быть

 

установле

-

ны

 

на

 

внутренней

 

стенке

 

металличе

-

ского

 

шкафа

 

или

если

 

такой

 

возмож

-

ности

 

нет

на

 

алюминиевой

 

пластине

 

толщиной

 5—6 

мм

 

с

 

размерами

 

не

 

менее

 200

х

200 

мм

В

 

последнее

 

время

 

некоторыми

 

ведущими

 

мировыми

 

производите

-

лями

 

начато

 

производство

 

МУРЗ

 

с

 

двумя

 

независимыми

 

внутренними

 

источниками

 

питания

работающи

-

ми

 

параллельно

 

в

 

режиме

 

горячего

 

резерва

Такие

 

МУРЗ

 

могут

 

быть

 

за

-

питаны

 

от

 

двух

 

разных

 

секций

 

шин

 

СОПТ

 

без

 

всяких

 

дополнительных

 

тех

-

нических

 

ухищрений

Однако

 

коли

-

чество

 

таких

 

типов

 

МУРЗ

 

ещё

 

очень

 

невелико

 

и

 

они

 

заметно

 

дороже

 

обычных

Кроме

 

того

при

 

наличии

 

в

 

одном

 

шкафу

 

релейной

 

защиты

 

3—4 

МУРЗ

 

со

 

сдвоенным

 

источни

-

ком

 

питания

 

каждый

 

получается

 

6—8 

источников

 

питания

 

в

 

одном

 

шкафу

Возникает

 

вполне

 

закон

-

ный

 

вопрос

 

о

 

логичности

 

и

 

технико

-

экономической

 

целесообразности

 

такого

 

решения

Уж

 

лучше

 

выпу

-

скать

 

МУРЗ

 

вообще

 

без

 

встроенного

 

источника

 

питания

 

и

 

все

 

устрой

-

ства

расположенные

 

в

 

данном

 

шкафу

питать

 

от

 

двух

 

источников

 

пита

-

ния

 

повышенной

 

надёж

-

ности

общих

 

на

 

весь

 

шкаф

 [5, 6]. 

Но

 

это

 

дело

 

будущего

а

 

пока

 

в

 

энер

-

госистемах

 

приходится

 

иметь

 

дело

 

с

 

весьма

 

разнородным

 

парком

 

МУРЗ

для

 

которого

 

нуж

-

ны

 

технические

 

реше

-

ния

 

сегодняшнего

 

дня

Кроме

 

того

использова

-

ние

 

специальных

 

МУРЗ

 

с

 

двумя

 

встроенными

 

источниками

 

питания

 

не

 

решает

 

проблему

 

пита

-

ния

 

промежуточных

 

электромагнит

-

ных

 

реле

Предложенные

 

в

 

данной

 

статье

 

технические

 

решения

 

могут

 

послу

-

жить

 

основой

 

для

 

проектирования

 

недорогих

 

систем

 

оперативного

 

пи

-

тания

 

постоянного

 

тока

 

повышенной

 

надёжности

пригодных

 

для

 

питания

 

устройств

 

РЗА

 

любых

 

типов

ЛИТЕРАТУРА

1. 

Новые

 

решения

 

по

 

построе

-

нию

 

высоконадёжных

 

систем

 

постоянного

 

тока

 

для

 

объектов

 

энергетики

Мировые

 

тенден

-

ции

. — 

Первая

 

международная

 

научно

-

практическая

 

конферен

-

ция

, 17—18 

февраля

 2005, 

Мос

-

ква

.

2. 

СТО

 56947007-29.120.40.093-

2011. 

Руководство

 

по

 

проектиро

-

ванию

 

систем

 

оперативного

 

по

-

стоянного

 

тока

  (

СОПТ

ПС

 

ЕНЭС

Типовые

 

проектные

 

решения

. — 

Стандарт

 

организации

ОАО

 «

ФСК

 

ЕЭС

». 

Введён

 01.06.2011.

3. 

СТО

 56947007-29.120.40.041-

2010. 

Системы

 

оперативного

 

постоянного

 

тока

 

подстанций

Технические

 

требования

. — 

Стан

-

дарт

 

организации

ОАО

  «

ФСК

 

ЕЭС

». 

Введён

 29.03.2010. 

4.  IEC 60255-1. Measuring relays and 

protection equipment — Part 11: 
Voltage dips, short interruptions, 
variations and ripple on auxiliary 
power supply port.

5. 

Гуревич

 

В

.

И

Микропроцессор

-

ные

 

устройства

 

релейной

 

защи

-

ты

настоящее

 

и

 

будущее

 — «

Ве

-

сти

 

в

 

электроэнергетике

», 2007, 

 5, 

с

. 39—45.

6. 

Гуревич

 

В

.

И

Новая

 

концепция

 

построения

 

микропроцессорных

 

устройств

 

релейной

 

защиты

. — 

«

Компоненты

 

и

 

технологии

», 

2010, 

 6, 

с

. 12—15.

Рис

. 5. 

Современные

 

диоды

 

на

 

токи

 100 — 250 

А

 

и

 

напряжение

 

1200 

В

выполненные

 

в

 

корпусах

удобных

 

для

 

крепления

 

и

 

монтажа

 

в

 

шкафах

 

СОПТ

Рис

. 4. 

Блок

поддерживающий

 

питание

 

устройств

 

РЗА

 

при

 

переключениях

 

АВР


Читать онлайн

Цепи оперативного питания постоянного тока являются важнейшими системами подстанций и электростанций, от надежности которых зависит способность подстанций и электростанций выполнять свои функции в энергосистеме. Поэтому к надежности этих систем предъявляются особые требования, а проблемы и решения в этой области обсуждаются на международных научно-практических конференциях.

Поделиться:

«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 1(70), январь-февраль 2022

Превентивное управление нагрузкой в сетях 0,4 кВ в целях предотвращения возникновения аварийных ситуаций

Управление сетями / Развитие сетей Энергоснабжение / Энергоэффективность Релейная защита и автоматика
Удинцев Д.Н. Милованов П.К. Зуев А.И.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение» № 5(68), сентябрь-октябрь 2021

Внедрение цифрового дистанционного управления оборудованием и МП устройствами РЗА на подстанциях 110–220 кВ ПАО «Россети Московский регион»

Релейная защита и автоматика
Гвоздев Д.Б. Грибков М.А. Бороздин А.А. Рыбаков А.К.
«ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ. Передача и распределение»